Содержание
- 1 О ГУР.
- 2 Устройство гидравлической системы усиления. 2.0.1 Насос.
- 2.0.2 Распределитель.
- 2.0.3 Гидравлический цилиндр.
- 2.0.4 Рабочая жидкость.
- 2.0.5 Шланги соединения.
3 Принцип функционирования ГУР.
- 3.0.1
работа ГУР
3.0.2 При рулевом колесе, без воздействия.
3.0.3 При воздействии на руль.
3.0.4 Чувствительность.
3.0.5 Препятствия.
3.0.6 При нерабочем насосе.
4 Устранение неисправностей.
- 4.0.1 Пенится масло.
4.0.2 Замена фильтра в усилителе.
4.0.3 Прокачка гидравлического вспомогателя.
4.0.4 Смена масла.
4.0.5 О масле.
5 Замена масла в ГУР.
Поговорим о частых неисправностях системы гидроусилителя. Многие владельцы автомобилей, часто сталкиваются с некорректной работой ГУР, поговорим об основных причинах и способах их решения. Прежде чем начать восстанавливать гидравлический усилитель собственными силами, необходимо досконально изучить его устройство и принцип работы. Ремонт системы и замена масла в усилителе, весьма сложной и ответственный процесс. Для грамотного подхода к делу, необходимо изучить все элементы и тонкости функционирования ГУР
Для устранения неисправностей, важно, с точностью определить характер и масштабы поражения
Виды и типы масел в гидроусилитель
Итак, типы жидкостей ГУР часто делят только по цвету. На деле, масло в гидроусилитель может быть красным, зеленым, желтым (янтарным) и т.д. Однако, это распространенная ошибка. Даже с учетом того, что жидкость одинакового цвета (например, зеленая), тот или иной продукт может иметь разные допуски.
Как правило, жидкости для ГУР отличаются по вязкости, по механическим и гидравлическим свойствам, по своему химическому составу, по температурным характеристикам и т.д. Также не следует забывать о том, что масла в ГУР могут иметь разную масляную основу.
Обычно минеральные масла в ГУР наиболее мягко воздействуют на резиновые элементы и уплотнители, которых достаточно много в системе ГУР. Однако, если морозы сильные, эксплуатационные свойства «минералки» меняются, такая жидкость густеет, хуже прокачивается по системе и т.п. В отдельных случаях уплотнители может выдавить слишком вязкой жидкостью ГУР. Также минеральное масло быстро стареет и чаще требует замены.
Если коротко, к плюсам можно отнести мягкое воздействие на резиновые элементы системы и доступную цену. Что касается минусов, отмечается высокая кинематическая вязкость, повышенное пенообразование и небольшой срок службы.
Синтетические масла отличаются более стабильными свойствами в условиях как низких, так и высоких температур, однако они более агрессивные, могут причинять вред резиновым уплотнителям. Чтобы решить проблему, в состав самих сальников ГУР и других элементов из резины добавляется силикон, который увеличивает срок службы уплотнительных элементов.
При этом важно понимать, что если машина старая, решение залить более дорогую синтетику может стать причиной выхода из строя уплотнительных элементов, их растрескивания, разбухания и появления течей. При этом если течет ГУР, это может быть достаточно серьезной проблемой, требующей безотлагательного ремонта
Если суммировать, к плюсам синтетических масел для ГУРа можно отнести большой срок службы, сохранение заявленных свойств в широком температурном диапазоне, сниженную вязкость, лучшие смазывающие и антикоррозионные свойства, низкое пенообразование и т.д. Минусами принято считать активное негативное воздействие на детали из резины и высокую стоимость.
Еще добавим, что также можно встретить и полусинтетику, которая является усредненным вариантом по ряду показателей. Основным преимуществом является более стабильная вязкость в условиях низких и высоких температур по сравнению с минеральными маслами, а также более доступная цена в сравнении с полностью синтетическими аналогами.
Если вернуться к цвету, жидкости для гидроусилителя в общей массе бывают красного, желтого и зеленого цвета.
- Красная жидкость ГУР обычно синтетическая, относится к группе масел Dexron (жидкости ATF для АКПП). Как правило, используются в гидроусилителях и коробках передач во многих американских, японских и корейских авто (Opel, Chevrolet и т.д.).
- Жидкости желтого цвета также могут заливаться как в АКПП, так и в ГУР. При этом подобные масла могут иметь минеральную основу и зачастую используются для моделей концерна Мерседес-Бенц (MB).
- Зеленое масло в ГУР, как правило, еще заливается в МКПП, бывает как синтетикой и полусинтетикой, так и минеральным маслом. Зачастую, такой продукт несколько более вязкий. Подобные жидкости можно встретить в разных автомобилях мировых концернов.
На практике, большинство производителей стремятся сделать масло универсальным, чтобы его можно было использовать как в АКПП, так и в ГУР и других гидравлических системах. Данная практика широко распространена среди американских, корейских и японских производителей. Однако производители из Европы часто рекомендуют заливать в гидроусилитель особые жидкости.
На деле, как АКПП, так и ГУР являются гидравлическими системами. Все жидкости в гидроусилителе (независимо от цвета, свойств, масляной основы и т.д.) выполняют одни и те же функции.
При этом в коробке автомат масло испытывает большие нагрузки и находится в сложных условиях. Получается, если жидкость способна нормально работать в АКПП, то в случае использования ее в ГУР, где условия намного мягче, проблем возникать не должно.
Именно по этой причине автолюбители считают, что использовать особые масла и покупать только рекомендуемую жидкость в гидроусилитель руля нет необходимости. Также часто возникает вопрос, когда и почему нужно менять масло в гидроусилителе, а также можно ли смешивать масло ГУР. Давайте рассмотрим эти вопросы более подробно.
Функции жидкостей для ГУР
К функциям масел для ГУР относится:
- перенос давлений и усилий между рабочими органами системы;
- смазка узлов и механизмов ГУР;
- антикоррозионная функция;
- перенос тепловой энергии с целью охлаждения системы.
Гидравлические масла для ГУР имеют в своем составе следующие присадки:
Жидкость PSF для ГУР
- уменьшающие трение;
- стабилизаторы вязкости;
- антикоррозионные вещества;
- стабилизаторы кислотности;
- красящие составы;
- противопенные присадки;
- составы для защиты резиновых деталей механизма ГУР.
Масла ATF выполняют те же функции, однако их отличия заключаются в следующем:
- в их составе есть присадки, которые обеспечивают увеличение трения покоя фрикционов, а также уменьшение их износа;
- разные составы жидкостей обусловлены тем фактом, что фрикционы изготавливают из разных материалов.
Любая жидкость для гидроусилителя создается на основе базового масла и некоторого количества присадок. В связи с их различиями зачастую возникает вопрос о том, можно смешивать разные типы масел.
Как выбрать масло для гидроусилителя руля
В гидравлической системе используется синтетическое вещество, которое должно отвечать следующим параметрам:
- максимальная рабочая температура от 110°С;
- стабильная вязкость среды независимо от температуры и уровня нагрузки;
- наличие добавок, позволяющих повысить эффективность функционирования под давлением;
- устойчивость к пенообразованию;
- безопасность для материалов, из которых выполнены уплотнители и шланги.
Выбор жидкости осуществляется в строгом соответствии с требованиями производителя
Сегодня производители предлагают жидкости для ГУР, которые различаются:
- по типу базы (синтетические и минеральные);
- по вязкости;
- по характеристикам присадок;
- по эксплуатационным свойствам и т.д.
В продаже можно встретить жидкость для ГУР красного, жёлтого и зелёного цветов, причём красные и зелёные составы бывают минеральными и синтетическими, при этом:
- красный — только для автомобилей с АКПП;
- жёлтый — универсальный, для «механики» и «автомата»;
- зелёный — только для авто с МКПП.
При выборе жидкости для ГУР следует ориентироваться на рекомендации автопроизводителя и использовать тот же состав, что залит в систему, либо его аналог.
Часто бывает, что жидкости надо приобретать в комплекте. Одной бутылкой промывается система, вторая остаётся в ГУРе
Синтетические составы разрешается заливать только в систему, для которой они указаны производителем автомобиля. Применение синтетики взамен минерального масла приведёт к порче уплотнительных элементов и шлангов, в результате гидроусилитель потеряет герметичность и выйдет из строя. Даже предварительная промывка системы не избавит от этой проблемы.
Типы жидкостей для популярных автомобилей: таблица
Красная (минеральная или синтетическая) | Dexron II | Дэу Нексия, Пассат до 2005 г. в. |
Dexron III | Тойота Авенсис, Камри, Патрол, Королла до 1997 г. в; БМВ до 1994 г. в.; корейские Шевроле Лачетти и Круз | |
Dexron IV | Шевроле Авео после 2012 г. в. | |
New PSF-3 | корейские авто, включая КИА, Хёндэ | |
Жёлтая | Мерседесы, некоторые другие авто | |
Зелёная (синтетическая или минеральная) | автомобили VAG; французские авто за исключением Рено Дастер, Логан, Сандеро |
Допускается смешивать жидкости для ГУР разных производителей между собой, если они совпадают по типу (минеральные — с минеральными, синтетические — с синтетическими), цвету и характеристикам.
Частичная замена
Частичная замена подразумевает выкачивание жидкости с помощью шприца и трубки из расширительного бачка ГУР. Заменой эту процедуру назвать сложно, скорее разбавлением, поскольку кроме бачка, много масла находится в самой системе.
Если вы все же решили, что этого будет вполне достаточно, приступаем к замене. Откручивается крышка расширительного бачка, шприцем с закрепленной на конце трубкой производится откачивание всей находящейся в бачке жидкости.
В горловине может стоять фильтрующий элемент, как в случае с Renault Logan, он снимается после небольшого поворота по оси.
После того как вся старая жидкость удалена, необходимо залить новую до отметки max (на разных машинах обозначения могут различаться, на Nissan это cold max). Частичная замена произведена.
Замена жидкости ГУР: как выполняется
Разобравшись с маслом для ГУР и подготовив его в полном объеме (обычно, не менее 1 литра), можно переходить к замене. Замена жидкости гидроусилителя руля не является сложной процедурой и вполне может быть выполнена самостоятельно в условиях обычного гаража.
Замена масла ГУР предполагает несколько этапов:
- удаление старой жидкости;
- промывка системы;
- заливка новой жидкости и прокачка;
Обратите внимание, второй пункт зачастую можно пропустить, однако, если система сильно загрязнена, в старом масле много стружки, тогда лучше промыть ГУР. При этом нужно понимать, что для промывки потребуется больше масла (жидкости гидроусилителя)
Также, чтобы избежать смешивания разных масел, промывать гидроусилитель лучше всего такой же жидкостью, что и будет залита для использования.
Итак, для замены нужно выполнить ряд действий:
Сначала нужно открутить крышку бачка гидроусилителя руля;
Под крышкой есть фильтр, который нужно достать;
Если фильтр забит грязью, отложениями и т.п., его лучше заменить на новый или почистить;
Далее потребуется откачать жидкость из бачка гидроусилителя (обычно используют большой шприц для откачки и шланг от капельницы). Через шланги ГУРа сливать жидкость из бачка не рекомендуется, так как можно залить масло подкапотное пространство.
Опустошив бачок, следует заглянуть внутрь. Внизу есть несъемная сетка-фильтр, которую также нужно очистить (можно керосином), сняв бачок ГУР. В отдельных случаях, когда сетка сильно загрязнена, весь бачок лучше заменить.
Теперь нужно убрать масло из самой системы. Для этого требуется снять сначала более толстый шланг, удалив хомут. Если шланг прикипел, можно аккуратно провернуть его на штуцере бачка, затем снимаются и другие шланги, идущие к бачку.
Под шланги нужно ставить заранее подготовленную емкость, затем можно снимать шланг, собирая сливаемую жидкость в эту емкость
Затем шланги нужно опустить в пустые емкости.
После этого на короткое время можно завести двигатель автомобиля, вращая рулем от упора до упора, чтобы слить остатки жидкости ГУР.
Обратите внимание, заводить мотор нужно не более чем на 1 минуту, так как работа без жидкости может вывести из строя насос гидроусилителя.
Завершив слив жидкости, можно переходить или к заливке свежего масла, или к промывке. Для промывки нужно залить жидкость в систему, однако после ее нужно будет сразу слить или осуществить замену через небольшой промежуток времени (2-3 тыс. км.). При необходимости, процедуру повторяют несколько раз.
- Для заливки свежей жидкости в ГУР, сначала следует установить бачок и закрепить все шланги, затянуть хомуты.
- Затем масло в ГУР заливают до отметки максимум. Следующим шагом становится необходимость пригласить помощника.
- Один человек заводит двигатель и вращает руль, тогда как второй подливает масло в бачок, так как после запуска ДВС оно начнет активно уходить в систему.
- Если нет помощника, можно не заводить ДВС, просто приподняв колеса, налив масло в бачок и после вращая руль в салоне. Процедура более долгая по времени, однако меньше рисков для насоса. После двух-трех вращений от упора до упора следует выйти из машины, проверить уровень масла ГУР в бачке и долить жидкость.
- Когда видно, что жидкость больше не уходит, двигатель можно запустить и снова проверить уровень. Долив масло до максимума по отметке, крышку бачка ГУР можно закрывать, так как сама замена завешена.
- Через несколько сотен километров пробега нужно снова проверить уровень масла в бачке ГУР, осмотреть шланги на предмет течей и т.д.
После в бачок наливается свежее масло, двигатель заводят и продолжают подливать масло или вращают руль на вывешенных колесах без запуска ДВС, параллельно контролируя чистоту жидкости, которая сливается в емкость. Как только жидкость станет чистой, следует выставить уровень масла в бачке, а само масло можно считать освеженным.
Способ далеко не самый экономный, так как масла расходуется не мало, однако, система не работает «на сухую», как при полном сливе. Также меньше рисков допустить ошибки, которые могут вывести ГУР из строя или сократить его ресурс.
Напоследок отметим, что оптимальный уровень масла находится между отметками Min и Max. Однако, не некоторых авто бачок может иметь метки min cold и min hot, а также max cold и max hot. Так вот, эти уровни указывают на минимальный и максимальный уровень «на холодную» и «на горячую». В этом случае не следует заливать масло до уровня max hot «на холодную», так как после нагрева жидкость расширится, масло может выдавить.
В норме, после замены и прогрева ГУР, уровень должен быть посредине (между min hot и max hot). Если жидкость «на горячую» поднялась выше max hot, тогда излишки рекомендуется откачать из бачка.
Как заменить масло в гидроусилителе руля
Встречается две методики проведения ремонта:
- с полной заменой масла;
- с частичным сливом жидкости.
Для проведения самостоятельной замены потребуются материалы и приспособления:
- новое чистое масло в количестве, указанном в технической документации;
- медицинский шприц объемом 40-50 мл, необходимый для откачивания жидкости из бачка;
- удлинительная трубка, надеваемая на носик шприца;
- емкость для сбора отработанного масла (обычно используется старая канистра или 1,5-2,0 л пластиковая бутылка);
- ветошь;
- бензин или очиститель карбюратора (для промывки деталей);
- воронка;
- отвертка или специальные щипцы для снятия хомутов;
- набор головок (в зависимости от конструкции автомобиля).
Слитое из гидроусилителя руля масло подлежит утилизации, выливать его на землю или в канализацию запрещено.
Установка автомобиля на подъемник
При полной смене масла необходимо вывесить передние колеса авто, что позволит вращать руль при выключенном двигателе. Автомобиль устанавливается на подъемнике по стандартной процедуре. При отсутствии оборудования возможно использовать установку подставок под пороги. Если проводится частичная замена жидкости, то подъемник не требуется.
Способы замены смазки
Для смены смазки в рулевой системе используют два способа:
Процесс замены жидкости ГУР
- С частичным удалением старой смазки.
- С полным удалением отработанных веществ.
Частичная замена служит для ускорения работ. В этом случае отработанное масло выкачивают не полностью. Данный способ используют после 30—50 тысяч километров пробега.
При полной смене с помощью шланга-шприца из расширительного бачка выкачивают всю смазку. Ёмкость снимают и тщательно промывают
Особенное внимание оказывают очистке фильтрующей детали на дне резервуара. Очищенный бачок устанавливают на место
После установки и закрепления в емкость заливают необходимое количество эмульсии.
Самостоятельная замена масла в гидроусилителе
Первое что приходит в голову при подобной процедуре, это вопрос — сколько масла в гидроусилителе руля? Тут нет общей величины, поэтому этот параметр нужно уточнить в технической документации к автомобилю. В среднем это около 500-800 мл, поэтому, скорее всего, хватит и одной литровой бутылки новой жидкости для замены, и еще одной для промывки магистралей и узлов.
Для самостоятельной замены понадобятся следующие инструменты:
- шприц на 20 грамм (чтобы не ломать голову как слить масло с гидроусилителя руля);
- пустая пластиковая бутылка на 1,5 литров (для того чтобы было куда слить старое масло, для удобства лучше срезать горлышко и сделать импровизированный стакан);
- отвертка и гаечные ключи (на всякий случай подготовьте рожковые и накидные);
- тряпки;
- воронка;
- набор винтовых хомутиков (они пойдут на замену штатным).
Сменить масло можно двумя методами.
1 способ: Частичная замена
Этот метод считается наиболее простым и удобным, но при этом он и менее эффективен.
Сперва необходимо открутить крышку бачка с маслом ГУР и откачать жидкость с помощью подготовленного шприца до уровня фильтра. После этого можно залить новое масло до отметки «максимум», завести движок и покрутить руль до крайних положений. Далее, глушим мотор и повторяем процедуру. Доливать жидкость нужно до тех пор, пока вы не получите желаемого результата.
Не пугайтесь, если после первой доливки жидкость будет пениться и пузыриться – это нормально. Главное, чтобы масло «пришло в себя» после нескольких процедур. Отсутствие пузырей также свидетельствует о том, что в ГУР достаточное количество смазочного материала.
2 способ: Полная замена
Этот метод отнимает немного больше времени и сил, но при этом вы сможете добиться отличного результата и стопроцентной замены жидкости.
Чтобы облегчить работу «перед» машины лучше вывесить, тогда вы сможете легко вращать руль, даже при выключенном двигателе. Далее, необходимо открутить крышку бачка ГУР и полностью откачать старое масло. После этого выполните следующие шаги:
- Поднимите передние колеса автомобиля так, чтобы они не касались поверхности земли.
- Шприцом удалите из бачка ГУР старое масло, после чего извлеките фильтрующий элемент.
- Ослабьте хомуты на шлангах, которые подходят к бачку. Снимите шланги и бачок, последний лучше промыть.
- После очистки, бачок необходимо установить на место и присоединить к нему шланг, идущий на насос ГУР.
- Второй шланг, идущий от ГУР, нужно направить в пластиковый стакан, изготовленный из бутылки. Не забудьте закрыть открытый штуцер бачка, например, резиновым шлангом подходящего диаметра закрытым с обратной стороны болтом.
- Залейте в бачок свежего масла до максимального уровня. Фильтрующий элемент при этом устанавливать не обязательно.
- Сядьте за руль и начните крутить «баранку» до крайних положений. Благодаря этим манипуляциям остатки старого масла будут удаляться из системы.
- Удаляя отработанное масло нужно следить за уровнем свежего масла в бачке. Как только он опустится до минимального уровня вновь пополните его. Тем самым, вы исключите вероятность завоздушивания системы.
- Подливайте масло и крутите руль до тех пор, пока «с обратки» не пойдет чистая жидкость.
- Наденьте шланги и поставьте фильтрующий элемент на место.
- Долейте масло до максимального уровня и снова покрутите руль.
- Не закрывая крышку бачка заведите движок и снова повращайте «баранку».
- После того как из обратного шланга перестанут выходить пузырьки воздуха заглушите двигатель. Опустите передние колеса на землю и сова долейте масло до требуемого уровня.
- Закройте крышку бачка. Готово!
Подготовительный процесс
Поднятие авто с помощью домкрата
Перед проведением смазочных работ переднюю часть автомобиля поднимают над землёй с помощью домкратов. Передние колеса должны находиться на расстоянии 5—10 см от поверхности земли.
При вращении руля поворачивают колеса в разные стороны. Подъем колес необходим для контроля процесса смены жидкости и свободного ее проникновения в труднодоступные места. Для увеличения пластичности смазки автомобиль прогревают в течение 3—5 минут.
Совет. Специалисты рекомендуют осуществлять смену масла в гидроусилителе руля через каждые 100000 км пробега. Не реже одного раза за 4—5 лет проводят полную замену смазывающей эмульсии.
Для смены жидкости в рулевой колонке потребуются следующие материалы:
- металлическая или пластиковая емкость объемом 0,5—1,0 литр;
- резиновый или пластиковый шланг-шприц диаметром 5—10 мм;
- чистая и сухая ветошь.
Емкость предназначена для слива отработанного масла. Ветошью удаляют следы смазки и других загрязнений с элементов гидроусилителя руля.
Рекомендации по эксплуатации ГУРа
Требуемое количество смазывающей эмульсии определяют согласно инструкции по эксплуатации автомобиля. При замене вручную не удается полностью очистить гидроусилителя руля от старой смазки.
Количество новой смеси определяют по количеству старой смазки. В современных автомобилях требуется до 1,0 литра смазывающего состава.
Контроль за количеством смазки в гидроусилителе руля проводят двумя способами:
Проверка уровня рабочей жидкости усилителя рулевого управления
- По характерным отметкам на стенке бачка.
- С помощью специального щупа.
В первом случае уровень жидкости контролируют по о и «Max». Эти отметки нанесены на поверхность стенки бачка с наружной стороны.
О показывает минимально допустимый уровень рабочей смеси. О — максимально допустимый уровень. Заливку проводят до уровня среднего значения между отметками.
Внимание! Заливку и контроль заполнения бачка осуществляют при холодном двигателе. Во втором случае используют специальный щуп
Элемент находится с внутренней стороны крышки бачка. Представляет собой металлический или пластиковый стержень с нанесенными отметками уровня смазки. По следам на том или ином уровне оценивают необходимость смены жидкости
Во втором случае используют специальный щуп. Элемент находится с внутренней стороны крышки бачка. Представляет собой металлический или пластиковый стержень с нанесенными отметками уровня смазки. По следам на том или ином уровне оценивают необходимость смены жидкости.
Шкала измерения уровня холодной и горячей жидкости
Полноценный уход и своевременная смена масла в рулевом механизме гарантируют бесперебойную работу автомобиля в течение долгих лет. Процесс замены смазывающей жидкости достаточно прост и не требует технических навыков.
Любой автолюбитель должен знать, как поменять масло гидроусилителя руля. Информация о порядке работ и требования к условиям эксплуатации указаны на товарной упаковке.
Видео по теме: Правильная замена жидкости ГУР
Публикации по теме
Последовательность действий для проверки уровня масла в АКПП
Системы рулевого управления КАМАЗа
Какие лучше использовать масла для цепи бензопилы
Жидкость которую необходимо заливать в ГУР
Рекомендуется использовать именно жидкости для ГУР. Они характеризуются необходимыми для нормальной работы узла свойствами: вязкостью, температурой застывания, степенью защиты деталей от износа, совместимостью с резинотехническими изделиями
Последнее свойство особенно важно
Применять масла для АКПП (ATF), как часто делают, можно, но осторожно, ведь требования к ним иные. Например, Дексроны (Dexron) VI, III, II, залитые в рулевой гидроблок, при отрицательных температурах ниже -15 °C теряют нужную кинематическую вязкость в 800 мм2/с, не так качественно защищают от износа
Другие менее вязкие вещества могут не создавать требуемого давления.
Отметим, что цвет к свойствам масла не имеет никакого отношения. И официально, согласно стандартам, и «на самом деле». Он обусловлен только выбором производителя того или иного красителя для удобства обнаружения протечек — и моторное масло, и жидкость для ГУР могут быть и синими, и красными, и желтыми, и зелеными
Важно знать основу — «минералка» для ГУР предпочтительнее синтетики, она менее агрессивна к резиновым деталям. Смешивать же основы нельзя во избежание образования нерастворимых осадков, увеличивающих износ и приводящих к поломке
Когда требуется замена жидкости ГУР
Рабочую жидкость гидроусилителя, как и другой любой системы, необходимо периодически менять. В процессе эксплуатации масло нагревается, теряет свои свойства и цвет. В большинстве случаев производители не регламентируют замену жидкости гидроусилителя, полагая, что её хватит на весь срок службы автомобиля. Однако опытные водители рекомендуют производить смену масла ГУР при умеренной эксплуатации машины до 10 тысяч км пробега в год не реже одного раза в 12 месяцев. Если автомобиль используется очень интенсивно, то замену жидкости следует выполнять через каждые 30-40 тысяч км пробега. Помимо этого смена (долив) жидкости производится в случае ремонта или устранения неисправности, после замены ГУР, насоса, шлангов или других деталей, а также перед прохождением ТО. Помимо этого, причиной замены жидкости гидроусилителя могут быть следующие обстоятельства:
повреждение трубопроводов высокого давления;
затруднение вращения руля;
снижение уровня в расширительном бачке;
изменение цвета жидкости и появление гари;
нарушение герметичности системы;
течь масла с рулевой рейки, редуктора или насоса.
Готовим инструмент
Помимо самой жидкости для гидроусилителя следует подготовить следующие инструменты и материалы:
домкрат;
упоры под колёса;
пассатижи;
торцевой ключ на 10;
пластиковую ёмкость более 1л (как вариант, пластиковая бутылка 1,5 л);
шланг для слива жидкости;
воронку;
грушу или шприц;
ветошь.
Приготовив необходимые инструменты, можно приступать непосредственно к замене жидкости ГУР.
Подготовка
Откройте капот и закройте ветошью ременные приводы и прочие элементы моторного отсека, расположенные под бачком для жидкости гидроусилителя, чтобы избежать попадания на них масла. Бачок расположен в моторном отсеке с левой стороны возле аккумулятора. Сначала ослабьте с помощью пассатижей хомуты на всасывающих и возвратных патрубках бачка ГУР. Затем сдвиньте хомуты в сторону и открутите болты крепления торцевым ключом на 10. Вслед за этим возьмите заранее приготовленную ёмкость и слейте в неё старую жидкость. Для этого сначала снимите возвратный шланг и слейте из него масло. Затем наклоните бачок и вылейте жидкость. Снимая шланг, будьте осторожны, в нём находится масло.
После слива жидкости следует демонтировать бачок, предварительно отсоединив возвратный патрубок от насоса. Тщательно промойте расширительный бачок и после полного высыхания установите его на штатное место. Если в расширительном бачке предусмотрена защитная сетка, очистите её от загрязнений и хорошо промойте.
Чтобы поменять жидкость ГУР, не обязательно иметь определенный багаж знаний, достаточным будет наличие смотровой ямы и стандартного набора инструментов. Автомобиль устанавливается на яму, а передние колеса вывешиваются при помощи надежных опор.
Перед заменой, необходимо внимательно осмотреть всю систему на наличие утечек. Если в каком-то месте обнаружены следы жидкости, то в процессе замены нужно в срочном порядке устранить утечку, иначе система быстро выйдет из строя, и тогда рулевой механизм будет работать как обычная рулевая рейка.
Самостоятельная замена жидкости
Процесс смены масла ГУР предусматривает слив использованного состава, удаление его остатков из системы, мойку бачка и фильтров, заливку, прокачку и доливку. Всё это выполняется на любом СТО в кратчайшие сроки.
Если же процедуру решено производить собственными руками, то Вам понадобится:
- новое масло в достаточном объёме, узнать который можно в документации к авто;
- большой шприц и посуда для отработанного состава (подойдёт пластиковая бутылка).
Из данного видео, вы узнаете, как можно заменить масло в гидроусилителе руля самостоятельно.
Идеальным вариантом для замены является масло, которое рекомендовано к использованию самим производителем транспортного средства. Если эта возможность отсутствует, проконсультируйтесь со специалистами. В любом случае, покупка дешёвой продукции может “выйти боком”, поэтому скупиться не стоит.
Важно! В критических ситуациях, вроде существенной утечки жидкости, недостающий объём можно компенсировать добавлением состава для трансмиссий (автоматических) или же моторного масла. Но только на короткий временной отрезок, необходимый, чтобы добраться до мастерской и промыть систему, иначе смесь различных масел негативно скажется на функциональности
Пошаговая инструкция
Замену масла в гидроусилителе рулевого управления можно осуществить путём полной или частичной замены. Частичная смена проста, однако получаемый эффект невысок:
- Сняв заглушку бачка ГУР, шприцем и трубкой опустошаем ёмкость;
- Заливаем приобретённый состав до требуемого уровня;
- Заводим автомобиль и производим движения рулём;
- Глушим двигатель и повторяем весь процесс несколько раз.
В итоге, Вы определяете качество конечного состава в системе “на глазок” и, если оно вас удовлетворяет, завершаете процедуру. Полное обновление более трудоёмко и продолжительно, однако, оно гарантирует результат, который близок к идеальному:
- Первым делом автомобиль необходимо “вывесить”, чтобы можно было легко вращать рулевое колесо не заводя мотор.
- Действуя аналогично первому варианту, откачиваем отработанное масло из бачка гидроусилителя.
- Далее, ослабляем или снимаем хомуты, отсоединяем шланги, демонтируем ёмкость (бачок) и моем её.
- Шланг рулевой рейки (“обратка”), который идёт вдоль трубки охладителя радиатора, направляем в бутылку.
- Вращая рулём, удаляем остатки старого масла из системы. Движения должны быть широкими и достаточно интенсивными.
- Когда поток в бутылку иссякнет, вставляем во второй шланг, идущий к насосу ГУР, подходящую воронку (лейку).
- Закрепив шланг и залив в него купленную жидкость “под завязку”, возвращаемся в салон и повторяем манипуляции с “баранкой”.
- Подливаем в шланг с воронкой жидкость до тех пор, пока из отверстия “обратки” не польётся новое масло, залитое с насосного патрубка.
- После этого одеваем трубки на место и надёжно фиксируем их с помощью штатных хомутов.
- Монтируем бачок ГУР на своё место и наливаем в него жидкость до указанного уровня.
- Повторяем манипуляции с рулём, сначала с заглохшим, а после – с заведённым силовым агрегатом.
- Глушим мотор, опускаем автомобиль на землю и доливаем масло в бачке до нужной черты.
Вот таким нехитрым способом происходит замена жидкости в гидроусилителе Вашего автомобиля. Решившись проделать его самостоятельно вы сэкономите средства и лучше узнаете своего “железного скакуна”. Сложностей возникнуть не должно.
Для чего нужен ГУР?
ГУР – система, входящая в состав рулевого управления, и направлена на снижение усилия, прилагаемого водителем на руль, при смене направления движения.
При этом данная система обеспечивает передачу условий движения управляемых колес на руль, так называемое «чувство дороги», также эта система принимает на себя ударные нагрузки от колес и амортизирует их, не передавая на рулевое колесо.
Сейчас рулевое управление, оснащенное ГУР, выполняется комбинированным, то есть оно входит в общую конструкцию системы управления автомобилем.
Это обеспечивает возможность управления авто даже после выхода из строя ГУР, но в таком случае усилие на руле возрастет.