Как мечта стала былью
ЛЕГЕНДА гласит, что идею разработки легкого недорогого спорткара главному конструктору компании “Mazda” Кеничи Ямамото в 1976 году подкинул известный журналист и специалист по японским автомобилям Боб Холл. В одной из бесед с инженером он выразил надежду, что когда-нибудь будет возрождена традиция британских спорткаров: водитель, автомобиль, дорога – и ничего лишнего.
Вскоре Ямамото стал президентом компании, и в 1983 году “Mazda” запустила программу “Offline 55” по разработке подобной модели. Однако “MX-5” могла получиться вовсе не такой, какой мы ее знаем сейчас..
Дело в том, что конструкторские бюро компании в США и Японии по-разному видели концепцию будущей машины. Американцы в своем прототипе “Duo 101” предложили классическую компоновку, в то время как их оппоненты из Страны восходящего солнца склонялись к более привычной переднеприводной или среднемоторной схеме. Правда, последняя отпала еще на “бумажной” стадии проектирования как слишком дорогая, шумная и вибронагруженная.
В 1984 году оба конструкторских бюро представили полноразмерные макеты своих автомобилей, и после долгих жарких споров американцы победили. Их концепцию приняли к серийному производству.
Постройку первого прототипа поручили английской фирме “International Automotive Design” (IAD). В 1985 году машина под кодовым обозначением “V705” была готова. Она отличалась пластиковым кузовом и 1,4литровым двигателем от “Mazda Familia”.
Автомобиль (теперь уже под именем “P729”) доводили “до ума”. Краш-тесты, долгие испытания, технологическая рутина.. Наконец в 1989 году модель была окончательно готова и под названием “MX-5” (“Mazda eXperimental, project № 5) запущена в производство.
Конец 80-х. Первая Mazda MX-5. Мир в шоке
Премьера модели, чье название расшифровывалось как «Mazda Experiment проект №5», состоялась в начале 1989 года на автосалоне в Чикаго
Автомобиль привлекал внимание отлично проработанным дизайном, отсылающим к автомобильной классике, и поражал низким весом — всего 940 кг. Денег же за родстер просили около $28 000 в пересчете на текущие цены, что было совсем не много, особенно по меркам класса
Новинка сразу же получила восторженные отзывы журналистов по всему миру. Вот лишь некоторые из них: «Автомобиль года» (Automobile, США), «Событие года» (Automotive, США), «Самый послушный автомобиль в мире» (Autocar & Motor, Великобритания), «Лучший импортный кабриолет» (Auto Motor & Sport, Германия), «Самый веселый автомобиль» (Playboy). Неудивительно, что спрос на автомобиль превысил все ожидания. Уже в 1992 году, через 3 года после начала продаж, было выпущено 250 тысяч родстеров, включая модель для домашнего рынка, продававшуюся под брендом Eunos.
Первоначально модель оснащалась только двигателем объемом 1.6 литра и 5-ступенчатой «механикой». Небольшой, на первый взгляд, мощности в 120 л.с., тем не менее, хватало, чтобы разогнать легкий родстер до первой «сотни» менее чем за 10 с. В ходе рестайлинга 1994 года автомобиль получил новый двигатель объемом 1.8 литра, выдававший 131 л.с. Были и версии с 4-ступенчатым «автоматом», предлагавшиеся на японском и американском рынках, но этот эксперимент был признан неудачным. Первое поколение MX-5 производилось почти 10 лет, до 1998 года. Всего было выпущено 400 тысяч родстеров.
Это интересно: Обновленные BMW M4 Coupe и BMW M3 Sedan 2014-2015
Оборудование и безопасность
Молодых водителей порадует наличие на борту ESP и системы управления тяговыми усилиями, а так же 4-х подушек безопасности, входящих в список обязательного оборудования.
В стандартное оснащение базовой версии Мазда МХ-5 вошли: аудиосистема, электрические стеклоподъемники, центральный замок с дистанционным управлением, дефлектор набегающего потока, электропривод и обогрев зеркал. С обновлением модели список дополнили кондиционер и кожаный руль. Приятная опция: кожаные спортивные сиденья с подогревом. Среди прочего были доступны ксеноновые фары и Bluetooth.
Дизайн интерьера не впечатляет, но прост в использовании и устойчив к износу. Плюс за обогрев, минус за слишком большой руль.
Что выбрать?
ЖЕЛАЮЩЕМУ купить “Mazda MX-5” особенно выбирать не приходится. Как уже сказано выше, наш рынок в основном наводнен машинами из США. Большая их часть оснащена механическими коробками передач.
Автомобили с “автоматом” встречаются реже. А версий с турбонаддувом днем с огнем не найти. Поэтому, если хочется получить какую-либо необычную модификацию, придется привозить ее на заказ. Кстати, интересная особенность – “MX-5” c двигателями 1,6 и 1,8 л стоят примерно одинаково.
Частенько среди подержанных родстеров встречаются тюнинговые экземпляры. Обычно доработке подвергаются лишь внешность и интерьер машины, зато иногда они меняются до неузнаваемости.
Подобные экземпляры хозяева холят и лелеют. Состояние таких машин, как правило, близко к идеальному. Но и стоимость может намного превышать среднерыночную.
Если же изменилась техническая начинка автомобиля – держите ухо востро. Характер таких экземпляров обычно своеобразный. Например, один покупатель заказал в Америке “MX-5” со спортивной подвеской. Но после того как он получил машину и проехал всего 500 м до ворот автосалона, попросил вернуть деньги. Тряска оказалась чрезмерной..
Примерные цены на “Mazda MX-5” в тыс. долл. CША | ||||
2000 г. | 2001 г. | 2002 г. | 2003 г. | 2004 г. |
13-16 | 15-18 | 17-20 | 18-22 | 20-25 |
Примерная стоимостьнекоторых запасных частей | Цена, долл. США |
Воздушный фильтр | 8-10 |
Фильтр масляный | 3-8 |
Шаровая опора | 15-30 |
Гидрокомпенсатор | 30-50 |
Амортизатор | до 50 |
Примерная стоимость некоторых кузовных деталей | Цена, долл. США |
Бампер передний | 500-1.000 |
Крыло переднее | 280-320 |
Фонарь задний | 120-150 |
Фара | 100-120 |
Фонарь передний | 150-170 |
Краткаятехническаяхарактеристикапопулярныхмодификаций “Mazda MX-5” | ||||||||||||
Модель | Габаритные размеры см | Снаря- женная масса, кг | Двигатель | Мощность, лс при об/мин | Крутящий момент Нм при об/мин | Коробка передач | Тип привода | Макси- мальная скорость, км/ч | Разгон 0-100 км/ч, с | Средний расход топлива, л/100 км | Запас топлива л | Период выпуска |
“Mazda MX-5” (NA) | 397х167,5 х123,5 | 940 | 4-цил., рядный, 1,6 л | 120 при 6.500 | 135 при 5.500 | 5-ступ., механич. | задний | 195 | 8,8 | 7,8 | 45 | 1989-1994 |
“Mazda MX-5” (NA) | 397,5х167,5 х123 | 981 | 4-цил., рядный, 1,6 л | 90 при 6.000 | 129 при 4.000 | 5-ступ., механич. | задний | 175 | 10,6 | 8,4 | 48 | 1994-1997 |
“Mazda MX-5” (NA) | 397,5х167,5 х123 | 990 | 4-цил., рядный, 1,8 л | 130 (с 1996 года – 131) при 6.500 | 152 при 5.000 | 5-ступ., механич. | задний | 197 | 8,2 | 8,7 | 48 | 1994-1997 |
“Mazda MX-5” (NB) | 397,5х168 х122,5 | 1.015 (с 2001 года – 1.035) | 4-цил., рядный, 1,6 л | 110 при 6.500 | 134 при 5.000 | 5-ступ., механич. | задний | 191 | 9,7 | нет данных | 50 | 1998-2005 |
“Mazda MX-5” (NB) | 397,5х168 х122,5 | 1.025 | 4-цил., рядный, 1,8 л | 140 при 6.500 | 162 при 4.500 | 5-ступ., механич. | задний | 205 | 8,0 | нет данных | 50 | 1998-2001 |
“Mazda MX-5” (NB) | 397,5х168 х122,5 | 1.065 | 4-цил., рядный, 1,8 л | 146 при 7.000 | 168 при 5.000 | 5-ступ., механич. (6-ступ., механич.)* | задний | 205 (208) | 8,5 (8,4) | нет данных | 50 | 2001-2005 |
“Mazda MX-5” (NB) | 397,5х168 х122,5 | 1.080 | 4-цил., рядный, 1,8 л | 146 при 7.000 | 168 при 5.000 | 4-ступ., автоматич. | задний | 190 | 11 | нет данных | 50 | 2001-2005 |
“Mazdaspeed MX-5” (NB) | 397,5х168 х121,9 | 1.170 | 4-цил., рядный, 1,8 л с турбонад- дувом | 180 при 6.000 | 225 при 4.500 | 6-ступ., механич. | задний | 208 | 6,7 | нет данных | 48 | 2004-2005 |
* В скобках – данные для автомобиля с 6-ступ. МКПП. |
«Первая» Mazda MX-5
Первая Mazda Miata оснащалась только мягкой складной крышей. Такое решение позволяло снизить общий вес, понизить центр тяжести автомобиля и, самое главное, это был модный кабриолет!
А еще она была чем-то похожа на Lotus Elan, но стоила заметно дешевле. Интересный факт: Это в Америке-то, где переключать передачи вручную полностью разучились еще полвека.
Производство модели третьего поколения стартовало в мае года. На первый взгляд, внешне машина изменилась не сильно, но, на самом деле, все без исключения кузовные панели у нее были новыми.
Моторная гамма дополнилась новым двухлитровым двигателем, а в перечне стандартного оснащения появилась электронная система стабилизации и трекшн-контроль. Начиная с весны года эту модель начали продавать и у нас в России.
Мы не станем подробно останавливаться на технических особенностях моделей прошлых поколений. О том, как эволюционировала их конструкция можно написать целую книгу.
И не одну. Но, все это уже дело прошлое. Сегодня нас больше интересует нынешняя Mazda MX-5дебютировавшая в октябре mazda mx5 первого поколения автосалоне в Париже.
Насколько нам известно, в нашей стране пока нет ни одного такого автомобиля. Под занавес карьеры второго поколения MX-5 число реализованных родстеров превысило тысяч экземпляров. Третье поколение.
Mazda MX-5
Внешность родстера осталась стопроцентно узнаваемой. Важнейшая перемена — в шасси: Появились новые двигатели объемом 1. Все дело в возросшем весе.
Дополнительная шумоизоляция, множество современных опций, а также увеличившиеся габариты заметно утяжелили машину.
Жил-был маленький, но гордый родстер: чем так хороша Mazda MX-5?
Впрочем, это не мешало родстеру оставаться все mazda mx5 первого поколения же зажигательным на дороге, а вот круг покупателей расширило. Способствовало этому и появление в году варианта Roadster-Coupe с жесткой крышей, складывающейся за 12. Именно с таким типом кузова легендарный спорткар, стал официально продаваться в России.
Неизменно стремясь к совершенству, японцы не переставая улучшали свое детище, пережившее две модернизации, — в и годах. Во время первого рестайлинга были доработаны двигатель, коробка передач, подвеска, рулевое управление и мультимедиа. Миниатюрный японец расположен близко к дороге.
Новичкам за рулем Мазда МХ-5 по-настоящему страшно — колеса грузовиков находятся mazda mx5 первого поколения одном уровне с головой.
Но это дело привычки. После, родстер начинает дарить только положительные эмоции. Удивляет и комфорт — подвеска умело фильтрует короткие неровности. Недостатки те же, что и в обычных родстерах. Этот автомобиль не для высоких водителей. Сиденья и руль имеют небольшой диапазон регулировок, видимость ограничивают широкие стойки лобового стекла, а на скоростных mazda mx5 первого поколения раздражает шум ветра.
Следует обратить mazda mx5 первого поколения и на довольно низкий дорожный просвет — мм. Несмотря на это, МХ-5 позволяет кататься каждый день и круглый год.
Все благодаря очень эффективной системе отопления. К тому же, многие из экземпляров оснащены подогревом сидений. Качество Кабриолет-легенда чрезвычайно надежен даже в пожилом возрасте. Значительно выше среднего — такова позиция mazda mx5 первого поколения рейтинге надежности Mazda MX-5 третьего поколения по результатам технических осмотров.
Однако специалистами TUV засвидетельствовано большое количество пружин и амортизаторов в неудовлетворительном состоянии. Так же эксперты отмечают ускоренный износ тормозных дисков.
Неудивительно, ведь родстер в большинстве случаев движется, как спортивный автомобиль — быстро и динамично. На передних колесах применялись дисковые вентилируемые тормозные механизмы, на задних — дисковые.
К достоинствам автомобиля можно отнести невысокую стоимость, хорошие показатели динамики, высокий уровень пассивной безопасности, уверенное поведение на дороге, отличную управляемость, а также продуманный и эргономичный интерьер. К недостаткам — разве что багажное отделение небольшого объема .
Пожалуйста, управляйте им
После того, как вы расположились за новым телескопическим (наконец!) рулевым колесом и приложили небольшое усилие, чтобы выжать сцепление, приготовьтесь к незабываемому ощущению разгона и набора оборотов с холостых до 7500. Новый двухмассовый маховик позволяет делать это без запинок и ворчания от трансмиссии, независимо от передачи.
К большому огорчению всех талантливых инженеров, которые работали бесчисленное количество часов и, возможно, съели такое же огромное количество пончиков в процессе разработки нового автомобиля, действительно не ощущается, что MX-5 2021 отличается от версии 2021 года. И это совсем не плохо, и вот почему.
Эти улучшенные лошадиные силы и крутящий момент доступны по всему диапазону мощности, а не только на высоких оборотах. Ощущения, особенно если вы ведете машину без особой агрессии, очень похожи те, что вы испытывали, управляя предыдущей моделью. Но когда вы хотите большей динамики и максимально используете педаль газа, то замечаете, что вы двигаетесь значительно быстрее, чем когда-либо в MX-5. Мощность передается настолько гладко и линейно, что вам нужно полагаться на спидометр, чтобы увидеть разницу. Это чудо, а двигатель — драгоценный камень.
Как мы и ожидали от MX-5, шестиступенчатая механическая коробка передач превосходна и остается неизменной с прошлого года. А вот устанавливаемый в качестве дополнительной опции «автомат» получает более короткую последнюю передачу. Даже передаточное число остается прежним. Представители компании Mazda отметили, что кривые мощности нового 2,0-литрового двигателя совпадают с силовыми характеристиками 1,5-литрового мотора, для которого коробка передач и ее передаточное число были первоначально спроектированы. Этот новый двигатель и трансмиссия теперь идеально подходят друг к другу.
MX-5 по-прежнему удивительно легкий и манёвренный, что можно назвать откровением в сегменте спортивных автомобилей весом около 1600 кг. Он набрал всего 3 килограмма по сравнению с предыдущей моделью, и теперь его вес составляет 1062 кг. Рулевое управление остается легким от центра, но постепенно увеличивается, когда вы снова поворачиваете колесо. Относительно низкое передаточное число рулевого управления позволяет легко и быстро управлять автомобилем, и Mazda никогда не чувствует себя вяло. Miata так же остро реагирует на небольшие изменения положения дроссельной заслонки, как и на рулевое управление, поэтому автомобиль очень просто вернуть на необходимую траекторию движения при резких перестроениях и маневрах.
В комплектациях Sport и Grand Touring акцент делается на мягкость и удобство, что способствует более комфортному повседневному использованию. Для предпочитающих динамику комфорту стоит присмотреться к GT-S. В этой комплектации используются специальные амортизаторы Bilstein, которые создают значительно более устойчивую езду и в большей степени соответствуют тому, что предлагает Subaru BRZ. При этом подвеска способна поглотить все неровности, которые можно представить на хорошей дороге. Это то, чего BRZ и Toyota 86 так и не смогли достичь.
Двигатель и трансмиссия
Силовые агрегаты – одна из ключевых тем Мазда МХ-5. Родстер способен доставить удовольствие, используя простые средства. Третье поколение стало еще лучше, благодаря более сильным моторам. 1,8-литровый бензиновый двигатель развивает 126 л.с., обеспечивает приличную тягу и вполне подходит для прогулок на свежем воздухе. 2-литровый мотор мощностью 160 л.с. еще более динамичный. Благодаря приводу на задние колеса опытный водитель с легкостью заправит Mazda MX-5 практически в любой поворот с помощью одной лишь педали газа. Топ версия родстера способна достичь максимальной скорости 200 км/ч.
1.8 агрегатировался с 5-ти, а 2.0 — с 6-ступенчатой коробкой передач. С 2009 года (после рестайлинга) стала устанавливаться 6-скоростная автоматическая коробка передач. Топовые версии с 2-литровым мотором могли оснащаться дифференциалом повышенного трения типа Torsen.
Оптимальный силовой агрегат — 2.0 / 160 л.с. По сравнению с 1.8 он обеспечивает гораздо более высокую производительность и работает с 6-ти, а не с 5-ступенчатой коробкой передач. Кроме того, 2-литровые версии серийно оснащались дифференциалом повышенного трения. Впрочем, двигатель потребляет немного больше топлива: 7-8 литров на шоссе и 10-11 литров в пробках.
На ходу
Как и предшественник МХ-5 имеет эргономичный кокпит, много маленьких отсеков и низко расположенные сиденья, прилегающие к широкому туннелю (который нагревается на длинных участках — это нормальное явление). Миниатюрный японец расположен близко к дороге. Новичкам за рулем Мазда МХ-5 по-настоящему страшно – колеса грузовиков находятся на одном уровне с головой. Но это дело привычки. После, родстер начинает дарить только положительные эмоции. Двигатель любит обороты, а коробка — образец точности и ловкости. Удивляет и комфорт — подвеска умело фильтрует короткие неровности.
Недостатки те же, что и в обычных родстерах. Этот автомобиль не для высоких водителей. Сиденья и руль имеют небольшой диапазон регулировок, видимость ограничивают широкие стойки лобового стекла, а на скоростных шоссе раздражает шум ветра
Следует обратить внимание и на довольно низкий дорожный просвет — 135 мм
Несмотря на это, МХ-5 позволяет кататься каждый день и круглый год. Все благодаря очень эффективной системе отопления. К тому же, многие из экземпляров оснащены подогревом сидений.
Итог
Mazda MX-5 идет в ногу со временем. У нее броский и динамичный дизайн, который как нельзя лучше подчеркнет характер и индивидуальность своего владельца. Такой автомобиль не растворится в сером будничном потоке и не затеряется на большой парковке торгового центра. Салон- это царство качественных материалов отделки, выверенной эргономики и комфорта. Несмотря на спортивный характер модели, даже длительная поездка не сможет доставить лишних неудобств. Производитель прекрасно понимает, что в первую очередь, автомобиль должен дарить удовольствие от вождения. Именно поэтому, под капотом родстера находится мощный и и технологичный силовой агрегат, являющийся сплавом инновационных технологий и легендарного японского качества. Mazda MX-5 прослужит многие километры и подарит незабываемые эмоции от поездки.