402 метра истории: как дрэг-рейсинг стал профессиональным спортом

Чемпионат России по Дрэг-рейсингу

Российская ассоциация дрэг-рейсинга основана в 2017 году и получила название – Russian Drag Racing Community. Основным заданием является объединение всех региональных соревнований, а также создание единого регламента и нормативной базы ставя перед собой цель привести технические требования к общему знаменателю.

До основания RDRC в России соревнования по дрэг-рейсингу проводились полулегально, причем зачастую трассой служили общественные дороги. В попытке искоренения нелегальных гонок и был создан полноценный чемпионат.

Первые официальные состязания по Drag Race состоялись в 2015 году. Организатором соревнования стала Российская Автомобильная Федерация. Открытый чемпионат России состоит из 5 этапов, регулярно проводится кубок России состоящий из 3-х. Чемпионат России проводится на дистанции 1/4 мили.

Drag Racing Ассоциации

Во всем мире существует множество всевозможных ассоциаций. Они могут представлять как отдельную страну, так и целый континент.

США

Одна из самых известных ассоциаций по дрэг-рейсингу – NHRA (ассоциация HotRod). Она была создана в начале 50-х годов прошлого века. Ее центр был в Калифорнии, США. Официально основателем признан У.Паркс.

Под руководством данной ассоциации был проведен первый чемпионат (1953г.). В нем принимают участие автомобили из четырех классов, которые представляют отдельные ниши. Для победы автомобилю достаточно стать первейшим в своем классе, и не нужно соревноваться с представителями высшей категории.

Когда заканчивается сезон, победителям вручается кубок «Уолли». Его назвали в честь основателя соревнований.

Европа

В странах Европы тоже существует несколько ассоциаций. В них выступают в основном хот-роды легковых автомобилей, но встречаются и экзотические соревнования на грузовиках.

Среди европейских организаторов признана самой известной британская ассоциация – British DRC Association. Ее основали  в 64-м году прошлого века.

О других популярных соревнованиях на машинах рассказывается здесь. А пока предлагаем посмотреть невероятные состязания по драг заездам:

ТОП 5 безумных случаев драг рейсинга | Crazy Drag Races

Watch this video on YouTube

Классы драг рейсинга

Мощнейшим классом дрэг-рейсинга считается «Top Fuel». В гонках участвуют стреловидные дрэгстеры с ракетообразным корпусом, длина может достигать 9 метров.

Funny Car

Второй по мощности класс – «Funny Car». В гонках этой категории участвуют автомобили мощностью до 6 тысяч лошадиных сил, внешне похожие на кузовной автомобиль без дверей.

Pro Stock

В «Pro Stock» участвуют серийные 2-дверные седаны или купе с форсированными двигателями.

Pro Stock Bike

Подкласс – «Pro Stock Bike», в этих гонках участвуют мотоциклы – 2-колесные дрэгстеры.

Pro Stock Truck

«Pro Stock Truck» – подкласс дрэг-рейсинга для гонок на грузовиках.

Всего в Drag Racing насчитывается порядка 200 разнообразных классов.

Что такое драг рейсинг

Это автомобильные соревнования по заезду на строго ограниченном отрезке дороги. Это и есть уникальное отличие гонки от других типов состязаний на машинах. Для этих заездов создается специальная трасса. Она должна иметь несколько полос для движения (это зависит от типа гонки и того, сколько одновременно по условиям состязаний может быть участников). Покрытие – максимально ровное, а отрезок всегда прямой.

Обычно вначале проходит квалификация, которая показывает уровень автомобилей и определяет изначальную позицию. Затем проводится серия заездов, по результатам которых определяется победитель.

Гонка длится всего несколько секунд, потому что цель – проехать максимально быстро участок и развить при этом самую большую скорость. Существует много классов гонок, а условия отдельных организаций имеют свою особенность. Но есть нечто, что их всех объединяет. Заезд проходит на отрезке:

  • Одна миля – 1609 метров;
  • Полмили – 804 метра;
  • Одна четвертая – 402 м;
  • Одна восьмая – 201 метр.

Вот особенности соревнования, которые сделали drag racing таким популярным:

Трек для гонок – не просто асфальтированная дорога. Покрытие должно обеспечивать максимально возможное сцепление с покрышками гоночного автомобиля. Для этого в составе должны использоваться адгезивные вещества. Идеально в этом случае подходит смесь, содержащая битум и специальный клей. Нельзя допускать протечек масла, потому что тогда трасса теряет свои свойства, и ее нужно наново обрабатывать средством.
Гоночный автомобиль – в классическом варианте это дрэгстер. На передней оси в нем установлены тонкие покрышки, а на задней – максимально широкая резина, обеспечивающая большое контактное пятно. В качестве топлива используется нитрометан

И еще одно важное условие, которому должен соответствовать автомобиль – возможность быстрой разборки. По этой причине корпус сделан из нескольких модулей

Однако конструкция авто зависит от того, какой гоночный класс представляет команда.
Наличие парашюта. Когда drag car разгоняется до почти 400 км/ч, тормоза уже не играют практически никакой роли. Для замедления или стабилизации болида в его конструкции обязательно должен входить выбрасывающийся парашют.
В заездах могут участвовать нестандартные автомобили или модели, которые обычно не считаются скоростными. Это делает соревнования зрелищными и зачастую с непредсказуемым исходом.

Дрэгстеры

Автомобили предназначенные для гонок называются – Dragster. Это специально модифицированные авто которые отличаются от стандартных гоночных тем, что во время старта могут встать “на дыбы”. Средняя скорость машины составляет 350-400 км/ч.

Преодоление отметки 400 км/ч считается признаком высокого класса гонщика. Первым эту цифру преодолел американец Дональд Гарлиц чье имя до сих пор на слуху. 82-летний Гарлиц в 2014 году, установил рекорд скорости на электромобиле (296 км/ч).

Cуществует несколько классификаций этих гоночных автомобилей:

  1. уличный легкий
  2. уличный быстрый
  3. уличный неограниченный
  4. серийный улучшенный

Шасси

Для дрэг-рейсинге используются специальные шасси, аналогов которому нет. Для производства этого элемента применяется около 100 метров труб из хроммолибдена. Облицовывают шасси сверхлегким карбоном.

Резина

Резина должна быть максимально мягкой. В разогретом состоянии мягкие «слики» отлично липнут к треку, гарантируя требуемое сцепление на высоких скоростях. Во время заезда, покрышки покрываются складками и скручиваются словно пружина.

После разгона на резину действуют центробежные силы сужающие ее, в результате чего покрышки становится выше.

Классы

Вот классификация автомобилей в стиле дрэг-рейсинг. Они перечислены в порядке убывания уровня.

Top Fuel

Считается самый высокий уровень гонки, потому что в ней участвуют дрэгстеры с максимальной мощностью. Такие болиды выполнены в форме стрелы, а в длину могут достигать девяти метров.

Funny Car

Следующий класс – тоже дрэгстеры, только карбоновый корпус у них имеет причудливую форму. От чего и называются такие болиды – «забавные». В этом классе выступают агрегаты, мощность которых не превышает 6 000 л.с. Под кузовом расположен автомобиль с видоизмененным шасси, способным выдержать сильнейшую нагрузку.

Pro Stock

Это уже класс, в котором могут участвовать стоковые модели автомобилей, только с форсированным силовым агрегатом. Это могут быть двухдверные купе или седаны.

Pro Stock Bike

В этом классе гонок принимает участие только двухколесный транспорт. Любой модифицированный байк, у которого заднее колесо широкое и оснащено сликом.

Pro Stock Truck

Это еще один подкласс drag racing, но в нем уже участвуют «прокачанные» грузовики. Ни в форме кузова, ни в габаритах нет ограничений. Автомобили классифицируются по мощности мотора, а также по другим параметрам.

Это лишь основные ниши, в которых распределяются гоночные автомобили. На самом деле их около двух сотен разновидностей. Каждая ассоциация создает свои требования к транспорту.

Особенности соревнования Drag Racing

Соревнования имеют ряд особенностей, делающих их настолько популярными. Во-первых, гоночный трек требует особой подготовки

Чрезвычайно важно чтобы автомобили имели зацеп на старте заезда и на протяжении всей трассы, по этой причине трек покрывают раствором битума и клея. Если у одного из автомобилей случится протечка масла трассу придется готовить заново

Проверка «на сцепление» осуществляется гонщиками, для этого используется специальный «трекметр» – прибор позволяющий собрать информацию необходимую для настройки сцепления и дифференциала.

Во-вторых, гонку невозможно начать без правильного зажигания нитрометана используемого в качестве топлива и воспламеняющегося хуже чем спирт либо бензин. Этот факт обусловлен более медленным горением, поэтому экипажу дрэг-команд часто приходится засовывать бутылку с нитрометаном прямо в нагнетатель.

Если что-то пойдет не так, существует вероятность взрыва топлива что повлечет за собой взрыв колеса, отдельных частей или сам автомобиль будет подброшен в воздух.

Можно отметить и такую отличительную черту правил дрэг-рэйсинга, как необходимость разобрать автомобиль после гонки за 40 минут. Если экипаж команды не успеет вложиться во время, будет наказан штрафом.

Главной особенностью дрэг-автомобилей считаются мощные двигатели, большие и широкие колеса, предназначенные для качественного сцепления с гоночным полотном. Техника характеризуется удлиненной рамой и кузовом.

На скорости 400 км/ч тормоза уже не помощники и для снижения скорости до разумных пределов используется специальный парашют который при раскрытии создает тягу 7G в направлении противоположном движению автомобиля.

Парашют также применяется во время гонки для выравнивания машины в случае ее виляния по треку или потере зацепа.

Автомобили для гонок – дрэгстеры

Чтобы машина смогла быстро разогнаться и благополучно финишировать, она должна быть модернизирована под данный стиль езды. Мотор у таких авто форсирован настолько, что на старте транспорт буквально выстреливает, как из пушки. Мощность и крутящий момент у их силовых агрегатов настолько велик, что их средняя скорость будет в районе 400 км/ч!

Если во время гонки водитель смог преодолеть этот рубеж, то он будет считаться высококлассным гонщиком. Машина должна при этом остаться целой.

Существует несколько классов автомобилей, которые относятся к типу «уличный»:

  • Light;
  • Fast;
  • Unlimit.

Самый высокий класс – улучшенная модификация серийного авто. Хотя ключевым фактором в заезде является мощность силового агрегата, без двух других элементов он будет попросту бесполезным. Это шасси и резина.

Шасси

Ни на одном транспорте в мире не используется подобного рода шасси (кстати, что это такое в автомобиле, можно прочитать отдельно), как у дрэгстера. Этот элемент спроектирован так, чтобы болид мог передвигаться по прямой и лишь в некоторой степени мог маневрировать.

Водитель располагается в каркасе из сваренных толстых труб, который находится в районе задней оси. Это обязательное требование для всех болидов, так как дрэгстеры нередко разбиваются. Материал, который используется для изготовления машины – хроммолибденовые трубы. Чтобы придать транспорту обтекаемости, на весь каркас надевается корпус из облегченного карбона.

Резина

Как мы уже обратили внимание, резина у такого автомобиля должна быть сликовая или вообще без протектора. Ее качество – сочетание высокой прочности и мягкости

Перед стартом гонщик разогревает покрышки. Это нужно для того, чтобы на треке они лучше цеплялись за покрытие.

Как видно на следующем видео, резина на старте испытывает чудовищную нагрузку, от чего буквально начинает закручиваться:

Деформация дрэговых сликов во время заезда

Watch this video on YouTube

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий