Арбат, которого нет: почему так и не появился минивэн Москвич

ЗАЗ-1104

В 60-ых годах Запорожский автозавод уже успел зарекомендовать себя на советском авторынке как производитель дешевых, относительно качественных и даже в чем-то отличных автомобилей. “Запорожцы”, как их называли в народе, были компактны, потребляли мало бензина, отличались практически неубиваемостью на дороге.

Брали за них самое меньшее количество денег, если сравнивать с “Жигулями” или “Москвичами”, поэтому ЗАЗы обрели широкую популярность или даже культовый статус благодаря такому сочетанию качеств и их соотношению к цене. “Дешево и сердито” — как говорится в народе.

Но мало кто знает, что запорожские автоумельцы уже в те года работали над совершенно новым концептом автомобиля, который, выйди бы он тогда, мог бы перевернуть сферу автодизайна и придать ему совершенно новых красок. Сейчас дизайн ноль-четвертого не поражает, а смотрится даже немного карикатурно и гротескно, но тогда он просто разрывал все шаблоны того, как должен выглядеть автомобиль. Строгие и угловатые формы сменила плавность линий и переходов, машина выглядела обтекаемой и будто бы прилетела из будущего. Снимай бы в Союзе отечественную версию “Назад в будущее”, именно 1104 можно было использовать для того, чтобы показать транспортные средства 21-го века.

Но, к сожалению, руководство СССР, ответственное за автомобильную промышленность, решило что создавать авто по новому концепту будет гораздо затратней в плане денег и прочих ресурсов, поэтому просто-напросто приказала конструктора автозавода прекратить работу над проектом и заняться выпуском привычных советскому глазу моделей.

История разработки

Еще в начале пятидесятых годов руководству Советского Союза стало понятно, что автомобиль ЗИС-110, который использовался как правительственный, значительно устарел.

Автомобиль в музее техники

Он не соответствовал автомобилю, на котором ездит правительство мировой сверхдержавы, которой стал Советский Союз после победы над фашизмом в 1945 году. Поэтому конструкторам советских автомобильных заводов было поставлено задание разработать совершенно новый вид правительственного транспорта.

Мнение эксперта
Аркадий Иванович Шарпар
Сотрудник государственного комитета Совета Министров СССР. Один из руководителей Союзно-республиканского государственного комитета СССР.

Несмотря на то, что в начале пятидесятых годов автомобиль ЗИС был модернизирован, например, у него было переставлено другое шасси, а также ему придали более современные формы, все же было решено его заменить на другую марку.

Для того, чтобы разработать новый правительственный автомобиль были закуплены заграничные образцы подобного транспорта, например Buick Roadmaster, а также Lincoln и Cadillac. Конструкторы полностью исследовали эти автомобили и на основании их конструкций создали совершенно новую модель ЗИЛ-111.

ЗиЛ-111 ’11 1958 года

Советские конструкторы не зря использовали как образцы иностранные автомобили. Руководство Советского Союза во всем стремилось не отставать от западных лидеров и техники на которой они перемещались.

Какой автомобиль лучше?

ЧайкаЗиЛ-111

Ни для кого не секрет, что западный автопром и автомобили из Соединенных Штатов значительно превышали в своем классе, по технических характеристиках, а также красоте внешнего вида образцы автомобилей из СССР.

В погоне за фантазией

В конце 50-ых, на одной из выставок достижений современной науки в Нью-Йорке был представлен образец аэромобиля. Он был только экспериментальным и очень далеким от использования в реальной жизни. Но диковинный аппарат все равно смог заинтересовать посетителей мероприятия.

Пресса отзывалась о неожиданной новинке с любопытством и сдержанным энтузиазмом — ведь никто не знал, насколько осуществима подобная задумка

Но этого было достаточно, чтобы привлечь внимание советского правительства. Уникальное, не имеющее аналогов в остальном мире транспортное средство, сильно задевала самолюбие советов, ведь они претендовали на мировое первенство абсолютно во всем

Поэтому в скором времени была начата работа над собственной машиной, способной летать, порученная Горьковскому автозаводу. Она получила нехитрое название ГАЗ-16.

“Москвич” в автоспорте

За счет надежности конструкции авто и довольно мощного мотора, “Москвич 412” хорошо показал себя на межнациональном авто марафоне “Лондон — Сидней” который состоялся в 1968 году, команда СССР смогла занять 4 место. В 1970 3 место среди команд на ралли “Лондон — Мехико”, также советские гонщики заняли 12 место в личном зачете, из 96 участников на финиш доехало всего 23.В большинстве ситуаций “Москвичи” конкурировали с заведомо более сильными соперниками, “Ford Falcon GT”, “BMW 2002ti”, которые были специально доработаны для участия в спортивных состязаниях.

Москвич — участник гонок «Лондон-Сидней»

У советских моделей же устанавливался каркас безопасности, противотуманные фары на крыше, дополнительный бак для топлива, более широкие диски. “Москвич 412” является пятнадцати кратным триумфатором различных всесоюзных соревнований.  Спортивные достижения положительно сказались на уровне продаж модели на рынке, как внешнем, так и на внутреннем.

“Москвич” зарекомендовал себя как прежде всего надежные автомобили. Впрочем позже спортивные показатели пошли на спад, в средине семидесятых годов модель “АЗЛК” технически устарела, новую модель выпустить не получилось, на заводе в Ижевске разработка спортивных модификаций прекратились после ухода из жизни главного конструктора.

История создания

Известно, что в строительстве ВАЗа самое деятельное участие брали итальянцы, работники мирового концерна “Fiat”. Первые “Жигули” ВАЗ 2101 были построены именно на основе модели этого автогиганта. Но в 70-ом году срок контракт подходил к концу, и теперь советским инженерам и конструкторам ВАЗ приходилось надеяться только на свои силы.

И как раз именно тогда перед ними была поставлена задача придумать автомобиль “для села”, который сможет выдержать свойственное для этих местностей бездорожье и будет приспособлен для перевозки сельскохозяйственных грузов — мешков с картошкой, дров на отопку и т.д. В конкурсе также участвовали автозаводы Ижмаша и АЗЛК(выпустившие всем известный “Москвич”). Но именно разработанная модель Тольяттинского предприятия наиболее соответствовала требованиям руководства СССР к новой машине

Мнение эксперта
Александр Николаевич Румянцев
Изобретатель, владелец многих патентов, кандидат технических наук, профессор Санкт-Петербургского технического университета.

Хитро мудрить не стали и использовали наработки прошлой модели авто, выпускаемых на ВАЗе — “Жигуль” 2106, он же “шестерка”.

В 72-ом году были созданы первые прототипы, на которых обкатывали мотор. Они удачно прошли самые первые испытания, поэтому уже через год было объявлено о первом серийном производстве новой модели. К 74-ому выпустили 15 опытных образцов, на которых водители-испытатели исколесили весь зауральский СССР, а также территорию самого Урала. Так как “Нива” не была ни классическим авто, ни действительно внедорожным, была разработана универсальная программа испытаний для проверки на качество.

Главным отличием от зарубежных конкурентов типа Land Rover и Range Rover был полный привод, который обеспечивал лучшую проходимость на коротких участках дороги, состоявших чуть менее, чем полностью из ям. Именно там “Нива” демонстрировала все свои лучшие качества, буквально пролетая над поверхностью. Также полный привод обошелся инженерам с ВАЗа значительно дешевле, чем классический, ведь для уменьшения расходов на производство были использованы имеющиеся в наличии готовые заводские двигатели.

А у вас была «Нива»?

ДАНЕТ

Заводские, а затем государственные испытания прошли на “ура”, в их ходе машина показала себя с лучшей стороны, по ходу исправили несколько мелких недочетов. В конце июля 75-го был подписан приказ об массовом производстве нового автомобиля, первого советского “внедорожника”.

Как «Москвич-444» стал «Запорожцем-965»

В 1959 году вся техническая документация была готова. Решено было выпускать новые малолитражки в Запорожье.

Промышленное производство было налажено уже в 1960 году. Так «Москвич» превратился в «Запорожца». Автолюбителям полюбился новый автомобиль – в народе его ласково прозвали «жужик» и «Горбатый».

ЗАЗ-965 выпускался в 1960-1963 г.г. Позднее – в 1962-1969 г.г. выпускалась модель ЗАЗ-965А, в которой был установлен двигатель помощнее – 27 л.с. За все время было изготовлено более 322 000 автомобилей.

Машина этой модели была довольно распространенной; некоторые экземпляры даже сегодня можно встретить на дорогах постсоветских стран. 

Где можно было встретить иностранные автомобили?

Конечно, на дорогах провинциальных городов, а, тем более, сел и поселков, иномарку было не встретить. А, если и попадалась одна, то это было событием, приравненным к чемпионату мира по хоккею или приезду Пугачевой, или Кобзона.

Иномарка в составе Милиции СССР

Совсем другое дело столица. Здесь, даже в начале “застоя” иномарки встречались на каждом шагу. Да, их не было так много, как сейчас, но они были в таком количестве на столичных дорогах, что уже не производили впечатление однозначной экзотики.

А у вас часом не было иномарки во времена СССР?

ДАТа куда там

В первую очередь, такие автомобили были у всех членов иностранных посольств. Учитывая, что таких в Москве было немало, то создавался довольно неплохой автопарк. Естественно, что приезжая в нашу страну, никто из них и не думал о том, чтобы пересесть на “Жигули” или “Волгу” (о “Москвиче” или “Запорожце” и вовсе смешно говорить!). Ведь многие наши соотечественники-автолюбители любили поговаривать, что, попробовавший иномарку, на советскую машину за руль уже не сядет.

«Мерседес» на улицах СССР

Просто разница в исполнении, динамике движения, качестве и комфорте была настолько разительной, что выбрать советский автопром мог только фанатичный патриот. Или тот, у кого выбора-то и вовсе не было.

ЗАЗ-1106

Но все же чертежи и сам проект не сгинули в “топке”, а были просто отложены до лучших дней. Которые, по сути, так и не наступили. Ведь вспомнили о концепте футуристического автомобиля тогда, когда будущее самого Союза уже виднелось крайне и крайне неустойчивым и зыбким. В 88-ом конструкторы Запорожского автозавода снова взялись за разработку авто будущего.

Но как и в конце 60-ых, так и сейчас никто из высших чинов не посчитал эту идею удачной и, учитывая контекст событий, своевременной. СССР переживал тяжелейший кризис, из которого он в итоге так и не выбрался, а вкладываться при этом в сугубо авторский концепт, который кроме дизайна не предлагает ничего существенно нового, считалось абсурдной идеей. Так идея ЗАЗ-1106 приказала долго жить.

Правда, определенные наработки остались, которые потом другие постсоветские автопроизводители использовали в своих новых моделях машин в конце 90-ых, начале 2000-ых.

Упадок города и оставление его людьми

В дальнейших планах города было более обширное развитие производственной мощи и выработки сырья, однако эти замыслы так и не реализовались. С расколом Советского Союза в 1991 году предприятия лишились поддержки государства, а в реалиях торговой экономики, поставка сырья из таких далеких краев стала экономически неприбыльной. Рентабельность производства упала, комбинат закрыли. Разработки молибдена, олова и вольфрама оказались убыточными.

Одна из центральных площадей заброшенного города

Некоторое время поселок еще кое-как существовал, но коммуникации были отрезаны и к 1995 году обитателям “добровольно-принудительно” пришлось покинуть погибающий город. К 2000 году последние жители уехали из поселка, мосты на автодороге скоротечно обветшали, тем самым превращая это место в город-призрак.

Наши дни

В наше время в Иультине осталось единственное полуживое сооружение — база пикета дорожней службы, что обслуживает сезонный региональный “автозимник” Эгвекинот — Мыс Шмидта.

Улица города в наши дни

После того как последние люди покинули свои дома и уехали из города, он остался нетронутым, словно огромный памятник былым временам. Оставленные в спешке квартиры, брошенные машины и детские сады, угрюмые очертания когда-то великого комбината — все это словно послание из прошлого.

Мнение эксперта
Петр Васильевич Лановой
Научный сотрудник, доцент кафедры археологии “Одесской археологической школы”, доктор исторических наук СССР, профессор.

Приехав сейчас в этот город можно на себе ощутить дыхание увядшей эпохи коммунизма. Здесь можно осознать величие гигантских перерабатывающих предприятий, а инфраструктура города, кстати, была лучшей во всем Чукотском крае. 

Добираться в Иультин придется своими путями, так как дороги сильно обветшали, а мосты обрушились. Здания еще стоят на своих местах, но со временем они обваливаются, дорожные пути покрываются сорняками, еще сильнее превращая когда-то великое промышленное место в загадочный город-призрак.

Он таки летает

В 60-ом начались труды. Естественно, что ни о каком парящем аки птица транспорте не шло и речи. Всем, кто смотрел “Назад в будущее 2” советуется забыть об увиденном фильме, если при слове “летающий автомобиль” у вас возникли ассоциации с этим кино.

А вы видели такой автомобиль?

ДАНЕТ

ГАЗ отрывался от земли максимум на 30 сантиметров, не более. Его основное назначение было не в том, чтобы рассекать в слоях атмосферы не хуже за самолёт

Он рассматривался, грубо говоря, как универсальный внедорожник, при этом способный двигаться над водной поверхностью и не обращающий внимание на различные ямы и выбоины. Как же интересно боролся СССР с проблемой плохих дорог

Впрочем, первый блин, как говорится, вышел комом. Опытная машина вышла неповоротливой, сложной в управлении и медленной. Максимум, до которого она разгонялась — не более 40 км/час. Естественно, что для массового пользования такие показатели были низкими. Но, все таки, техника выполняла свою основную задачу — двигатели с турбинными лопастями позволяли создавать воздушный экран толщиной в 15 см. 16-ка таки парила над поверхностью, пускай толку от этого было немного.

Советские внедорожники

ГАЗ-67. Он же Иван-Виллис

Еще до начала Второй Мировой войны автомобильные конструкторы СССР подумали, что надо бы создать качественный внедорожник, который будет многоцелевым и будет иметь возможность преодолевать значительные препятствия, двигаясь по фронту.

А у вашей семьи был похожий автомобиль?

ДАНЕТ

Такие страны как Великобритания и Америка на то время уже имели качественные внедорожные машины. Именно поэтому за основу для создания будущего транспорта, какого еще не было в СССР, был взят американский Willys МВ Jеер.

ГАЗ-67 ‘1948–53

Этот вариант американской машины в Советском Союзе получил простое название ГАЗ-67. Мощность автомобиля его двигателя составляла 54 лошадиных силы. Этот автомобиль во время войны и в последующих годах использовался не только как средство передвижения по полям и внедорожье, а также как и тягач для легких артиллерийских установок.

ГАЗ-69 «Козел»

После того, как война закончилась, в конструкторских бюро начали возникать идеи, как модернизировать старый ГАЗ-67 и значительно улучшить его. Еще в 1948 году начали выпускать первые модели обновленного автомобиля, который одержал маркировку ГАЗ-69. На заводе в Ульяновске, который раньше занимался выпуском и сборкой легендарных военных “полуторок”, стали выпускать автомобили этой модели.

ГАЗ-69 «Козел»

Неофициально этот автомобиль носил название “Козел”, он выпускался в двух вариантах. Двигатель имел мощность 50 лошадиных сил. Многие автомобили этого типа вышли на экспорт и использовались не только в разных военных конфликтах, но и для гражданских целей. Особой популярностью это марка пользовалась в африканских странах.

ЛуАЗ-969

Часто даже у самых опытных конструкторов расходятся мнения касательно этого автомобиля. Некоторые называли его “охотничьим запорожцем” и отмечали, что по лесной местности и даже в болотах он замечательно справляется с проездом. Но некоторые люди утверждали, что внешний вид этого автомобиля желает лучшего.

ЛуАЗ-969

Но, несмотря на такие разногласия советских конструкторов, в Турине в 1978 году на проходившей там автомобильной выставке именно эта марка советского автомобиля вошла в десятку лучших в Европе.

Лада 2121, он же “Нива”

Это пожалуй самый легендарный и самый практичный автомобиль, который изготовлялся в Советском Союзе. Чтобы там не говорили конструкторы и люди, которым этот автомобиль не нравится, но найти более мощную машину по своей проходимости на всем постсоветском пространстве нельзя. Эту машину можно назвать первым советским внедорожником, у которого нет военного прошлого. Она создавалась именно для гражданских целей.

«Нива»

Еще пребывая на экспериментальной стадии разработки этот автомобиль принял участие в соревнованиях с уже опытными образцами подобных внедорожников, такими как ЛуАЗ, Москвич, УАЗ и даже Land Rover. Для этих состязаний были выбраны самые непроходимые болота и места. Практически все автомобили не смогли справиться с проходимостью этой местности, кроме “Нивы”.

Советские кабриолеты

Но не только внедорожники, которые в большинстве своем предназначались для военных действий, изготавливали в Советском Союзе. Также были примеры, когда советские конструкторы изготавливали кабриолеты и автомобили на американский манер для того, чтобы, например, возить партийных лидеров, и для участия во всевозможных церемониях и парадах.

ЗИЛ-111В

Один из самых красивых, самых мощных и эффективных в свое время был правительственный ЗИЛ-111Д. Эта автомашина выпускалась в период с 1966 по 1967 год.

Мнение эксперта
Исаак Якович Зельдер
Советский астрофизик, физохимик, доктор физико-математических наук, Академик АН СССР, конструктор, инженер. Герой Социалистического труда СССР.

Конечно же, для простого покупателя не было возможности приобрести себе такой автомобиль. Да и стоил он по тем меркам нереально дорогие деньги и конечно же, предназначался только для перевозки партийных лидеров, государственных чиновников и высших руководителей Советского Союза.

Как и все предыдущие автомобили, внешний вид и технические характеристики были позаимствованы у западных аналогов, а также машин, выпущенных в Соединённых Штатах. СССР, как одна из стран лидеров в мире не могла позволить себе перевозить своих руководителей на простых автомобилях. Для этого конструкторы изобрели красивую машину, которая по своим техническим характеристикам, а также по внешнему виду не уступала заграничным образцам.

Кабриолет ЗИЛ-111В

У этого автомобиля присутствовал специальный тент-крыша, который, например, в плохую погоду укрывал кабину. Но во времена, когда его нужно было снять, например, во время торжественного парада, когда партийный руководитель приветствовал зрителей, этот тент снимался и машина становилась “без верха”.

ГАЗ-13 «Чайка»

Нельзя не упомянуть легендарный автомобиль “Чайка”, который на протяжении долгих лет был основным средством передвижения главных лиц в Советском Союзе. Этот автомобиль отличался своей надежностью, шикарным видом из соответствовал всем требованиям той машины, в которой должен ездить руководитель Советской страны.

И конечно же, в модификации кабриолет этот автомобиль использовали лишь очень большие чиновники и государственные деятели в Союзе.

Кабриолет ГАЗ-13 «Чайка»

Эти автомобили выпускались с 1959 по 1981 год. На протяжении почти 30 лет все верхи советского общества пользовались именно этими автомашинами. Впоследствии модификации этого автомобиля еще долго использовались для разных мероприятий и государственных торжеств.

ЗИЛ 41041

После того, как “Чайка” уже устарела, правительство решило создать совершенно новый автомобиль на отечественный манер, который не уступал бы своими характеристиками и красочным внешним видом своим предшественникам.

ЗИЛ-01041

Именно таким автомобилем стал правительственный ЗИЛ-41041, в модификации кабриолет, который начал выпускаться на заводе имени Ленина в 1981 году. Еще до недавнего времени эти автомобили использовали во время разных государственных действ, а также парадов и других церемоний.

Прошлое города, возникновение

В былое время Чукотский край активно осваивался в связи с поисками залежей полезных ископаемых, а также с эксплуатацией заключенных ГУЛАГа.

Так в 1937 году на горе Ивалтын (чук. Длинная Льдина) геологом Владимиром Миляевым было найдено обширное скопление олова, молибдена и вольфрама.

Спустя год в эти края прибыли первые строители, но их замысел по изучению мест отодвинулся из-за приближения Второй Мировой. После окончания военных действий строительство продолжилось.

Панорама города, во времена, когда его населяли люди

Одними из первых сооружений поселенцев были 2 дома из фанеры и несколько палаток, в которых обитало 73 рабочих. Со временем, усилиями заключенных, строительство разрасталось и уже в 1946 году был воздвигнут поселок Эгвекинот, а также 200-километровая дорога. Сам Иультин, что расположился чуть поодаль от первоначальной остановки геологов, обосновался в 1953 году. В 1959 году, спустя 6 лет, было запущено сердце этого огромного района — Иультинский Горно-обогатительный Комбинат им. В. И. Ленина.

Гигантская инфраструктура города стремительно развивалась, ее организовали за удивительно короткое время. Залежи вольфрама, олова и молибдена были весьма необходимы в производстве СССР.

Вы слышали ранее о городе Иультин?

ДАНЕТ

Город расширялся и очень скоро о нем стала знать вся страна. Появились учебные заведения, детский сад, клубы а также аэропорт. К 1989 году количество жителей Иультина достигло 5000 особей, город признали промышленным центром Иультинского района, начались строительные работы над новой современной школой. Поселенцы Иультина были весьма состоятельными, что пару раз в год могли пользоваться услугами воздушного транспорта.

Т-1. Зимой и летом

В 1958-ом году конструкторское бюро Управления благоустройства Мосгорисполкома взялось за реализацию своего нового проекта — создание новой коммунальной спецмашины для поддержания городских улиц в чистоте и порядке. В том же году работники бюро представили Московскому исполкому сравнительно небольшой одноосный тягач, комплектуемый различными уборочными модулями, которые менялись в зависимости от сезона. Позаимствовав детали как с мотороллера, так и с авто, он представлял собой однокабиночную застекленную машину, оснащенную двухцилиндровым двигателем. 

На свою первую смену 35 машин Т-1 вышли зимой 58-го года. Точнее, это была их зимняя модификация — Т-13. Она была оснащена двумя поворотными плугами спереди, которые могли разгребать густой слой зимнего снега и прочищать путь для машин и пешеходов. Сзади нее крепился снегоразбрасыватель. Уникальность конструкции машины была в том, что задние колеса у нее были, во-первых — от мотороллера, во-вторых — спаяны вместе и крепились по центру. Это позволяло быть Т-13 очень маневренной и добираться на улице до любых труднодоступных и неудобных мест. 

Летом же выходила другая модификация оригинала — Т-1Л. На ней были установлены пылеочистительные щетки, а также воздушный насос, который убирал с улиц мелкий мусор. Уникальность конструкции с двумя спаянными колесами была нарушена — теперь сзади у Т-1Л стояла обычная автомобильная пара. 

Помимо этого, для машины был подготовлен ряд сменных модулей, которые превращали ее в транспорт для перевозки мусорных баков, колки льда и шнековой уборки снега.

Также была выпущена модель Т-10, которая получила обновления в дизайне, а также получила в свое распоряжение кусторез.  

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий