Crossley, Foden, Standard и другие: неизвестные британские военные автомобили Второй мировой

7 КамАЗ-5350

  • Страна-производитель: Россия
  • Макс. скорость: 100 км/ч
  • Двигатель: КамАЗ-740.30-260,V8, 260 л/с (191 kW)

КамАЗ-5350 — на данный момент основной армейский грузовик в армии России, эта модель является продолжением хорошо себя зарекомендовавшей модели КамАЗ-4310, который выпускался с 1980 года. КамАЗ-5350 выпускается с 2003 года. Этот грузовик с колёсной формулой 6×6 производства Камского автомобильного завода относится к семейству «Мустанг».

Высокая проходимость КамАЗ-5350 Мустанг объясняется мощной силовой установкой, объём которой составляет 9,85 литров. Двигатель имеет 8 цилиндров. Для питания используется дизель, крутящий момент равен 1 059 Нм. Силовая установка отвечает экологическим требованиям стандарта «Евро-2», мощность — 260 лошадиных сил.

Военные исполнения грузовиков Ford-AA

Грузовые Форды советской сборки в стандартных исполнениях сразу же стали поступать в РККА и применялись до первых месяцев Великой Отечественной войны. Различные гражданские и военные ремонтные заводы, мастерские и автобазы на шасси Ford-AA выпускали для Красной армии простые универсальные фургоны, цистерны, химические и санитарные машины, а также монтировали пулеметные установки.

Типовая походная мастерская-летучка ПМ-3 на автомобиле Ford-AA

Первые автомобили медицинской службы для РККА оснащались задними односкатными колесами, удлиненными рессорами, прямоугольными или обтекаемыми застекленными кузовами, выполненными по образцу типовых легких американских автофургонов.

Первой специальной машиной, поступившей на вооружение химических войск, стала автомобильная душевая с паровым котлом, водяным насосом и двумя выносными душевыми отделениями для одновременной санитарной обработки 16 человек личного состава. На обычном шасси Ford-AA монтировали также полевые мастерские, мобильную электростанцию и шасси со съемными железнодорожными колесами с ребордами.

Схема душевой установки АД химических войск на автомобиле Ford-AA

В 1930 году в Научном автомоторном институте (НАМИ) на этой базе был построен первый советский полугусеничный автомобиль, оснащенный движителями с фрикционным зацеплением гусеничной ленты, выполненными по образцу французской системы Kegresse. Через год, после устранения недостатков, он получил обозначение НАТИ-2, став основоположником будущего достаточно обширного семейства армейских полугусеничных грузовиков и тягачей.

В 1929–1930-х годах на шасси Ford-AA построили несколько опытных и весьма оригинальных бронеавтомобилей, оказавшихся слишком маломощными и тяжелыми машинами с низкой проходимостью, неспособными выполнять боевые операции на местности. Первый вариант представлял собой обычный грузовик Ford-AA с корпусом от броневика БА-27, созданного для установки на шасси АМО-Ф-15СП.

Опытный образец пулеметного броневика-дрезины БАД-1 на базе Ford-AA

Самым оригинальным был опытный бронеавтомобиль-дрезина БАД-1 для пограничной охраны, разработанный в КБ ОГПУ Ленинградского военного округа (ЛВО). Его оборудовали съемными железнодорожными колесами, которые при помощи домкратов монтировали вместо обычных пневматиков, баллонами с составом для постановки дымовых завес и задними крюками для расчистки завалов и заграждений. Простой сварной бронекорпус снабжался двумя пулеметными башнями, пулеметом в лобовом листе и двумя запасными.

Бронемашина БАД-1 с двумя поворотными башнями и пятью пулеметами

Конструкция[править]

Корпус и бронированиеправить

Бронемашина, которую в 1914 году разработала “Lanchester Motor Company”, представляла собой шасси легкового гражданского автомобиля с бронекорпусом, созданным из листов стали толщиной 8 мм – они приклепывались к каркасу, закрепленному на раме шасси. Такое бронирование защищало экипаж от обычных небронебойных пуль на всех дистанциях. В передней части корпуса находилось моторное отделение за которым располагались отделение управления и боевое отделение с закрытой трехскатной цилиндрической башней кругового вращения. Для наблюдения за местностью или при аварийной эвакуации экипаж мог воспользоваться двумя прямоугольными люками в корме башни и на ее крыше. Обзор водителю и командиру машины, которые располагались в отделении управления, обеспечивало узкое лобовое окно, прикрываемое в боевой обстановке бронекрышкои с двумя смотровыми щелями а также два маленьких окна в бортах. В кормовой части машины имелась открытая платформа, на которой можно было перевозить дополнительное военное имущество или несколько пехотинцев. С нее же через дверь в задней стенке корпуса члены экипажа входили в бронемашину и выходили из нее.

Вооружениеправить

В башне кругового вращения устанавливался 7,62-мм пулемет Vickers. Пулемёт Vickers — автоматическое оружие, основанное на автоматике с отдачей ствола (короткий ход). По мере выстрела пороховые газы отправляют ствол назад, тем самым начинает работать механизм перезарядки — он извлекает из матерчатой патронной ленты патрон, досылает его в казённик и при этом одновременно взводит затвор. После произведения выстрела операция повторяется заново. Пулемет имеет сменный комплект возвратно-боевых пружин, которые позволяют вести огонь темпом в 600 либо 900 выстрелов в минуту, а боевая скорострельность составляет 250-300 выстрелов в минуту. Спусковая система рассчитана только на автоматический огонь и имеет предохранитель от случайных выстрелов. Питание пулемёта производится патронами из приёмника ползункового типа, с матерчатой или металлической лентой ёмкостью от 50 до 250 и более патронов, которая появилась позже. Прицельное приспособление включало в себя стоечный прицел и мушку с прямоугольной вершиной. На пулемётах также может устанавливаться оптический прицел.

Помимо пулемета, установленного в башне, в боевом отделении машины хранился ещё один пулемет.

Двигатель и трансмиссияправить

В моторном отделении размещался 6-цилиндровый карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения с рабочим объемом 4,8 л, развивавшим мощность 48,5 кВт (66 л.с.) при 2200 об/мин, что позволяло 4,75-тонной бронемашине двигаться по дорогам с твердым покрытием с максимальной скоростью 80 км/ч. Вращательный момент передавался на задние колеса через трехскоростную планетарную коробку передач с помощью червячной передачи. В боевой обстановке радиатор мотора защищался бронекрышкой, установленной под углом около 45°. В походном положении бронекрышка поворачивалась вокруг своей горизонтальной оси, что обеспечивало регулируемый приток охлаждающего воздуха к водяному радиатору.

Ходовая частьправить

В заднеприводной ходовой части использовались спицованные колеса с шинами-гусматиками и подвеска на листовых полуэллиптических рессорах. Два запасных колеса крепились по обоим бортам бронеавтомобиля у самой грузовой платформы.

История[править]

После начала Первой Мировой Войны Великобритания немедленно приступила к разработке, производству и применению своих бронеавтомобилей. Среди первых образцов новой техники были и бронемашины, созданные по заказу британской Королевской Морской Авиационной Службы (англ. Royal Navy Air Service, RNAS). В 1914 году одно из подразделений этой службы получило задание передислоцироваться в Дюнкерк для ведения наблюдения за действиями авиации и организации операций по спасению экипажей сбитых самолетов Автомобильная техника, которой располагало это подразделение, состояла из двух машин — “Mercedes” и “Rolls-Royce” (модель “Silver Ghost”), вооруженных пулеметом и защищенных листами котельного железа.

Эффективность применения этих автомобилей вдохновила руководство Адмиралтейства на создание Королевского военно-морского дивизиона бронеавтомобилей в составе 15 бронеэскадронов. Первоначально Адмиралтейство рассчитывало использовать в качестве базы для производства бронемашин шасси гражданского “Rolls-Royce” модели “Silver Ghost”, но из-за нехватки этих шасси заказ пришлось передать на другие автомобильные фирмы “Talbot”, “Wolseley”, “Lanchester” и др. Бронемашина, разработанная фирмой “Lanchester Motor Company” в 1914 году, представляла собой шасси легкового гражданского автомобиля Lanchester 19B с бронекорпусом, изготовленным из листов стали толщиной 8 мм, которые приклепывались к каркасу, закрепленному на раме шасси. Подобное бронирование обеспечивало экипажу защиту от обычных небронебойных пуль на всех дистанциях. Бронеавтомобили поступили на вооружение Британской армии в 1915 году, однако вскоре из-за начала позиционного характера войны стали малоэффективны.

Источник[править]

Бронетехника Великобритании

Лёгкие танки:
Mark A Whippet

Средние танки:

Number 1 Lincoln MachineLittle Willie • Mark B • Mark C • Mark D

Тяжёлые танки:

Big Wheel Landship (Вариант I)Big Wheel Landship (Вариант II)Pedrail Landship Mk IPedrail Landship Mk IIPedrail Landship Mk IIIBig Willie • Mark I (Male) • Mark I (Female) • Mark II • Mark III • Mark IV • Mark IV Tadpole • Mark V • Mark V* • Mark V** • Mark VI • Mark VII • Mark VIII • Mark IX

Сверхтяжёлые танки:
Flying Elephant

Пулемётные бронеавтомобили:

AC • Austin 1st series • DeLaunay-Belleville • Ford 1916 • Garford Model 1914 • Lanchester • Peerless • Rolls-Royce • Sheffield-Simplex • Talbot • Wolseley • Wolseley CP Type

Пушечные бронеавтомобили:
Seabrook

Колониальные и импровизированные бронеавтомобили:

Cadillac Indian Pattern • Fiat Indian Pattern • Guiness Armored Lorry • Rolls-Royce Indian Pattern • Leyland Armored Lorry • Suzare-Berwick Wind Wagon

Самоходные гаубицы:

Gun Carrier Mark I • Gun Carrier Mark II

Зенитные самоходные установки:

Peerless 3-inch 20-cwt AAG • Peerless Anti-Aircraft

Инженерные машины:
Armored Ivel Tractor

Грузовые автомобили:

Albion A10 • АЕС X • АЕС Y • АЕС Z • AEC S

Бронетракторы:
Armored Ivel Tractor

Танкетки:

Carden-Loyd Mk I • Mk II • Mk III • Mk IV • Mk V • Mk VI • Martel Tankettes

Лёгкие танки:

Vickers Infantry Tank No.1Vickers Infantry Tank No.2Vickers Light Mark IA(L)Butler • Carden-Loyd Patrol Car Mark I • L1E3 • A3E1 • A4E1 • A4E6 • A4E10 • A5E1 • L4E1 • Лёгкий танк Mk I • Mk II • Mk III • Mk IV • Mk V • Mk VI • Mk VIC • Vickers A4E11 • Vickers A4E12 • Vickers M1933 • Vickers M1938 • Vickers Wheel Track Tank • Vickers-Wolsely Wheel Track Tank

Средние танки:

A7 • Mark D • Vickers Medium C • Vickers Medium D • Vickers Medium Mark I • Wheel-Cum-Track Mark IVickers Medium Mark I RicardoVickers Medium Mark I CS • Vickers Medium Mark IA • Vickers Medium Mark IA* • Mark II • Mark III • Matilda I

Крейсерские танки:

Criuser Tank Mark I • Mark II • Mark III • A14 • A16

Тяжёлые танки:
A1E1 Independent

Бронетранспортёры:

18-pdr Transporter • Dragon Light Mark I • Mark II • Dragon Medium Mark I • Mark II • Mark III • Mark IV • Universal Carrier • Vickers-Carden-Loyd Utility Tractor

Разведывательные бронеавтомобили:

Alvis Model A • Daimler Scout Car

Лёгкие бронеавтомобили:

Peerless AC • Alvis-Straussler AC3 • BSA • Vickers-Crossley • Morris CS9

Средние и тяжёлые бронеавтомобили:

Armstrong-Siddley B10E1 • Crossley 6×4 • Crossley 6×6 • Lanchester Mark II • Vickers Morris • Vickers Guy 6×4

Штабные и вспомогательные бронеавтомобили:

Standard Beaverette • Burford-Kegresse 30cwt

Грузовые автомобили:
Albion SB

Лёгкие танки:

Cruiser Mark III • Tetrarch • Tetrarch Mk I CS • A46

Средние танки:

Matilda II Mark I • AT 3ValiantValiant II • Challenger

Тяжёлые танки:

AT 1AT 2AT 6AT 7AT 7AAT 8AT 9AT 10AT 13AT 14AT 15AT 15AAT 16Heavy Valiant

Сверхтяжёлые танки:
TOG II*

Истребители танков:

Churchill Gun Carrier • Archer • Achilles

Самоходные гаубицы:
Alecto Mk I

Самоходные миномёты:

AT 4AT 5

Штурмовые орудия:
Штурмовое орудие

Зенитные самоходные установки:
Зенитная самоходная установка

Бронеавтомобили:

Daimler AC Mk I • Бронеавтомобиль • Бронеавтомобиль • Бронеавтомобиль • Бронеавтомобиль • Бронеавтомобиль • Бронеавтомобиль • Бронеавтомобиль • Бронеавтомобиль • Бронеавтомобиль

Грузовые автомобили:

AEC Marshall • AEC Matador • Albion FT-11N • Albion BY-3 • Albion CX • Albion FT-15N • Austin K30 • Austin K2/Y • Austin K3 • Austin K5 • Austin K6 • Bedford МВт • Bedford OX • Bedford OY • Bedford QL

Лёгкие танки:

ManticoreGSOR3301 AVR FSLHMTVSetterRO2004

Средние танки:

Centurion Mk 1 • Centurion Mk 2 • FV201 • Centurion Mk 3 • Centurion Mk 4 • Centurion Mk 5 • CobraCharlemagne

Тяжёлые танки:

Conqueror • FV215b

Основные боевые танки:

Centurion Mk 5/2 • Centurion Mk 6 • Centurion Mk 6/1 • Centurion Mk 7 • Centurion Mk 7/1 • Centurion Mk 7/2 • Centurion Mk 8 • Centurion Mk 8/1 • Centurion Mk 8/2 • Centurion Mk 9 • Centurion Mk 9/1 • Centurion Mk 9/2 • Centurion Mk 10 • Centurion Mk 10/1 • Centurion Mk 10/2 • Centurion Mk 11 • Centurion Mk 12 • Centurion Mk 13

Истребители танков:

FV421 BadgerFV215GSOR 1008FV438 Swingfire

Самоходные гаубицы:
RO2001

Бронеавтомобили:
FV601 Saladin

Грузовые автомобили:

AEC Milly • AEC Matador • Albion FT-103N • Albion WD-66N • Albion WD • Albion HD • Albion 23N • Austin K9 WD • Bedford RL • Bedford МK • Bedford TM4-4

Лёгкие танки:

Sabre • Challenger 2Лёгкий танкЛёгкий танк • Лёгкий танк

Основные боевые танки:
Challenger 2

Истребители танков:
Истребитель танков

Самоходные гаубицы:
AS-90

Бронеавтомобили:

International MXT-MV • Jackal • Jackal 2 • Coyote • Ocelot

Грузовые автомобили:
Alvic-Unipower M

Курсивом отмечены нереализованные проекты и вымышленные танки.

Боевое применение[править]

Первую партию из 36 бронемашин Королевская морская воздушная служба получила в 1915 году. Из них были сформированы три эскадрона по 12 машин в каждом которые в мае того же года отправились во Францию. Эскадрон № 15 воевал в рядах бельгийской армии. В дополнение к 12 бронемашинам из этого эскадрона бельгийцы получили взаймы от R. N. A. S. еще 10-15 “Ланчестеров”.

В начале 1915 года, когда противоборствующие стороны зарылись в землю и война приобрела позиционный характер, потребность в бронеавтомобилях отпала и их постепенно стали заменять танки, обладавшие лучшей проходимостью и обеспечивавшие пехоте более надежную поддержку. Ставшие ненужными на западном фронте, бронемашины Королевской морской воздушной службы были переброшены на другие театры военных действий. Таким образом в 1915 году двадцать бронемашин “Ланчестер” оказались в России где и продолжили службу в частях русской императорской армии. Эти машины несколько отличались от стандартных английских моделей, на крыше башни они имели маленькую наблюдательную башенку, кроме того, башенный пулемет имел дополнительную бронезащиту в виде L-образных боковых щитков.

Следующая партия “Ланчестеров” прибыла в Россию в январе 1916 года в составе экспедиционного корпуса Королевской морской воздушной службы, которым командовал майор Оливер Локер-Лэмпсон. Высадившись в заполярном Александровске, англичане к июню 1916 года перебрались на Кавказ, где и вели боевые действия против турецких и иранских войск. Позже экспедиционный корпус R.N.A.S. передислоцировался к Черному морю а оттуда в Румынию и Галицию с целью поддержки русских войск, которые вели там тяжелые бои. База тылового и материально-технического обеспечения англичан находилась в Курске до 12 января 1918 года. После революции 1917 года англичане стали на сторону белой гвардии и приняли участие в контрреволюционной борьбе 1 февраля того же года личный состав и техника британского экспедиционного корпуса R.N.A.S. отплыли из Мурманска на борту транспортного судна. В ходе всех российских кампаний бронеавтомобили “Ланчестер” зарекомендовали себя очень надежными и неприхотливыми машинами они выдержали долгие марши по пересеченной местности и перенесли сложные зимние условия. Вместе с тем, “Ланчестеры” образца 1914 года имели и серьезные недостатки, к которым можно было отнести низкую посадку, ухудшавшую проходимость, а также неудачную конструкцию карбюратора, из-за чего был затруднен пуск двигателя при низких температурах. Часть броневиков вооружали 37-мм пушками, и они успешно действовали против вражеских бронеавтомобилей. От 30 до 36 бронемашин “Ланчестер”, имевшихся в русской армии, после революции 1917 года оказались в руках белых, но захваченные у них машины вполне могли использоваться и в Красной Армии.

От 10 до 15 бронеавтомобилей было передано вооружённым силам Бельгии; 20 бронеавтомобилей были закуплены Англо-Русским комитетом для Русской императорской армии. В России 19 бронеавтомобилей были перевооружены 37-мм пушками Гочкисса и активно использовались частями русской армии в ходе Первой мировой войны. Ещё порядка 12 бронеавтомобилей имелись в распоряжении Броневого отряда Британского Адмиралтейства, действовавшего в составе Русской императорской армии в 1916-1917 годах. В ходе Гражданской войны “Ланчестеры” из состава Русской императорской армии и Британского экспедиционного корпуса (сам корпус с началом Гражданской войны, как и Бельгийский дивизион, эвакуировались, бросив матчасть) ограниченно применялись обеими противоборствующими сторонами.

Последние достоверные сведения об использовании бронеавтомобилей “Ланчестер” в России датируются 1917 годом. В последующие годы о них нигде не упоминается. Можно лишь предположить, что в отсутствие запасных частей они быстро вышли из строя и уже не подлежали восстановлению. Несколько бронемашин “Ланчестер” были захвачены немцами в ходе боев на восточном фронте. Шесть их них были отремонтированы и эксплуатировались в составе 11-го взвода 1-го бронеавтомобильного пулеметного дивизиона.

Полугусеничный немецкий тягач Sd Kfz 7/1 (Sonderkraftfahrzeug)

Этот полугусеничный тягач оснащался 8.8-сантиметровой зенитной пушкой и 150-мм гаубицей. Также Вермахт использовал тягачи Sd Kfz 7 с 20-мм и 37-мм зенитными орудиями. Минус этих машин в том, что по сравнению с колесными транспортными средствами, полугусеничные тягачи более трудны в обслуживании, в результате чего они часто выходили из строя.

Тем не менее немцы не отказались от этих боевых машин, поскольку они имели превосходную внедорожную маневренность. Правда, скорость движения по шоссе оставляла желать лучшего. Но в условиях бездорожья России эта машина для Вермахта была незаменима. 

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий