ГБО 4 поколения, конструкция
Попытка сделать точную дозировку газа была предпринята только при создании ГБО 3 поколения.
Но подход к решению точной подачи газа был не совсем удачным, поскольку оборудование данного поколения устанавливалось параллельно штатной топливной системе, и это привело к слабой реализации контроля подачи газа.
Электронный блок, которым оснащался смеситель-дозатор опаздывал со считыванием сигналов с лямбда-контроля, в итоге реакция режим работы силовой установки тоже запаздывал.
Данная недоработка была устранена с появлением ГБО 4 поколения. Конструкция этого оборудования уже не является параллельной для штатной системы, а непосредственно подключается к ней.
С появлением ГБО 4 поколения от шагового дозатора-распределителя, который устанавливался на ГБО раннего поколения, отказались.
Дозировка подачи газа у оборудования 4 поколения уже производится электромагнитными форсунками, что обеспечивает высокую точность подачи количества газа в цилиндры.
Конструкция оборудования 4 поколения такова.
Имеется часть оборудования, стандартного для всех поколений ГБО: баллон с мультиклапаном, магистрали высокого давления, газовый клапан, редуктор и трубопроводы низкого давления.
Помимо этого, в конструкцию включена рампа с установленными в ней электромагнитными форсунками и электронный блок управления, который и осуществляет управление ими.
Также для точности определения некоторых параметров, влияющих на подачу газа, оборудование оснащается датчиками температуры и давления газа.
Как работает ГБО 4-го поколения
Как работает ГБО 4 поколения на инжекторном двигателе:
Электросхема блока управления подключается к проводке между узлом, ответственным за контроль штатной топливной системой и форсунками
Очень важно при установке ГБО сделать правильную распиновку блока эбу.
Импульс, который подаёт блок к форсункам, считывает прибор управления газовой установкой. Данный сигнал является основой для расчёта объёма газа, который потребуется подать в цилиндр двигателя автомобиля.
Затем сигнал направляется к газовой рампе
Благодаря газовому редуктору у газа в рампе создан определённый уровень давления. Электромагнитная форсунка открывает клапан и газ устремляется к впускному коллектору.
С помощью такого же импульса клапан форсунки будет отключаться. Таким образом будет поставлено столько газа, сколько его потребуется при данной нагрузке на двигатель автомобиля.
Функцию контролера за подачей газового топлива в данном случае осуществляет штатный электронный блок с помощью сигналов от лямбда-зонда.
Блоку управления газобаллонного оборудования лишь остаётся преобразовать импульс от штатного блока в соответствии с требованиями, нужными для нормального функционирования двигателя автомобиля на газу. Это и есть главное отличие, которое имеет комплект ГБО 4 поколения. Сравнение явно в пользу последнего.
Запускают двигатель на бензине. На газу это делают только в крайних аварийных случаях, когда неисправна бензиновая система. Дело в том, что газ создаёт высокую нагрузку на диафрагму редуктора, нанося ему вред, и он быстро выйдет из строя.
Когда двигатель автомобиля достаточно прогреется, произойдёт его автоматический переход на газовое горючее. Когда давление газа упадёт до порогового показателя, двигатель переключится снова на бензин. Об этом оповестит звуковой сигнал.
Классификация ГБО
Что такое ГБО? Это возможность выбрать именитого .
Эксперты различают три класса систем:
Первый класс представлен системами от известных брендов. Такое ГБО целиком состоит из фирменных комплектующих от одной компании-производителя. Данный вариант является самым надежным, так как все компоненты заведомо отлажены под эффективное взаимодействие друг с другом. Примером дорогого и качественного бренда является BRC.
Второй класс – это оборудование типа «сборная солянка». ГБО комплектуется из частей и элементов, произведенных разными компаниями. А комплект, как правило, получает название производителя электроники. Ярким представителем такого оборудования является digitronic.
Такое «салатное» ГБО подразделяется еще и на подклассы:
- системы из компонентов производства разных итальянских компаний (имеют достаточно высокое качество);
- системы, скомплектованные из компонентов китайского либо турецкого производства. Это не обязательно бывает некачественно, но все же заведомо хуже, чем первый вариант. Зато значительно дешевле.
Третий класс – откровенные подделки под фирменное газобаллонное оборудование. О качестве тут речи не идет совсем – такое ГБО может подвести в любую секунду.
Второе поколение
Схема ГБО 2-го поколения Следующее поколение ГБО предназначено для установки на инжекторные автомобили с одним датчиком кислорода и каталитическим нейтрализатором. Отличия от предыдущего, на первый взгляд, небольшие, но существенные. Главное – это применение не механического, а электронномеханического дозатора газа. Он имеет шаговый электродвигатель, который управляется собственным, независящим от штатного контроллера, электронным устройством (эмулятором лямбда-зонда). Получая сигналы от датчиков положения дроссельной заслонки, кислорода, оборотов коленвала это устройство регулирует поток газа в зависимости от режима работы двигателя. Таким образом, заметно повышается точность дозировки газовоздушной смеси, что снижает расход топлива улучшает ездовые характеристики. Редуктор применяется только электронный, также требуется эмулятор форсунок. Переключение между бензином и газом происходит автоматически – либо при достижении определенных оборотов двигателя, либо, в более «продвинутых» системах, еще и при достижении определенной температуры охлаждающей жидкости. В остальном устройство аппаратуры аналогично предыдущему. Описанная система называется ГБО 2-го поколения или ГБО с системой лямбда-контроля.
Первому и второму поколениям присущ один большой недостаток (второму – в меньшей степени). Так как смеситель в них устанавливается до дроссельных заслонок, то остатки газовой смеси во впускном тракте иногда воспламеняются. Возникает “хлопок”, который наносит повреждения не только трубопроводу, но и разрушает недешевый датчик массового расхода воздуха. Разрушается и впускной коллектор, если он не стальной, а пластиковый. Для борьбы с этим явлением во впускной системе устанавливают обратный клапан, на сленге – “хлопушку”.
Краткая история автомобильных газовых систем
О первых двух поколениях можно сказать лишь одно: они безнадёжно устарели и лишь изредка встречаются, главным образом, на карбюраторных автомобилях преклонного возраста.
У третьего поколения появились механические форсунки в совокупности с различными датчиками и электронным блоком управления (ЭБУ).
Четвёртое поколение ГБО на сегодняшний день является самым распространённым и подходит для большинства инжекторных ДВС. Оно оснащено уже электромагнитными форсунками и более совершенным ЭБУ. Однако со временем и этого оказалось мало – стали появляться автотранспортные средства с прямым впрыском топлива и достаточно сложной электронной схемой управления газораспределительным механизмом (ГРМ), что обусловило необходимость разработки очередного поколения газового оборудования.
В пятом поколении ГБО была реализован принципиально новый подход: вместо газо-воздушной смеси во впускной коллектор с помощью специального насоса впрыскивается жидкий газ, что позволило отказаться от традиционного редуктора-испарителя и свести к минимуму различия между работой мотора на бензине и газе.
Казалось, пик совершенства наконец-то достигнут. Но нет, разработчики и конструкторы голландской фирмы Виалле (Vialle) продолжили исследования в данном направлении и пришли к выводу, что ресурсы модернизации далеко не исчерпаны. В результате было создано газовое оборудование 6 поколения. Это оборудование в полной мере подходит для ДВС с непосредственным впрыском (TSI, FSI, SCTI, SIDI, DISI, GDI и др.).
Схема ГБО 6 поколения
Основные недостатки и преимущества использования ГБО 3 поколения
Установка ГБО – это серьезное работа, из-за которой можно лишиться гарантии. Однако, многих автовладельцев это не останавливает, так как газовое топливо очень экономичное и стоит значительно дешевле бензина. Перед тем, как решиться на подобное вмешательство, стоит оценить плюсы и минусы ГБО 3. Так, установка газобаллонного оборудования дает следующие преимущества:
- снижение степени детонационного повреждения двигателя и износа цилиндро-поршневой группы;
- повышение ресурса двигателя;
- из-за того, что нагар почти не образуется, снижается количество выхлопных газов;
- возможность переключаться с одного вида топлива на другой вид;
- упрощенное крепление многих комплектующих системы;
- газ практически не растворяет масло на стенках поршневой;
- в отличии от первых поколений метанового ГБО, в третьей версии форсунки находятся очень близко с впускным клапаном, что позволяет избежать лишний впрыск газа;
- усовершенствованный ЭБУ осуществляет необходимую подачу смеси в двигатель.
Помимо достоинств, у ГБО есть и свои недостатки:
- возникновение конденсата в редукторном испарителе;
- частое ТО по причине износа фильтра;
- ГБО 3 полноценно работает только на инжекторе;
- баллон занимает много места в багажнике;
- при низких температурах воздуха машина заводится только на бензине;
- меньшее количество заправок с метаном;
- медленное взаимодействие с ЭБУ, чем ГБО 3 поколения существенно отличается от ГБО 4, полностью оснащенного электроникой и соответствующего евро-стандартам.
Первое поколение
Самая простая система подготовки и подачи газа используется на карбюраторных моторах. Она включает в себя редуктор, механический дозатор, клапаны с переключателем и смеситель. Редуктор используется для снижения давления газа перед подачей в цилиндры и перевода его из жидкой фазы в паровую (для пропана). Дозатор регулирует количество подаваемого газа. Смеситель служит для приготовления газовоздушной смеси. Его устанавливают непосредственно перед входом в карбюратор. Количество подаваемой в цилиндры смеси зависит только от степени разряжения во впускном коллекторе (вакуумное управление). Клапаны с переключателем предназначены для переключения “газ – бензин”.
Схема ГБО 1-го поколения
Сжиженный нефтяной газ (пропан-бутан) под давлением поступает из баллона (1) в газовую магистраль высокого давления (3). Расход газа из баллона происходит посредством мультиклапана (2), через который также осуществляется заправка с помощью выносного заправочного устройства (4). По магистрали газ в жидкой фазе попадает в газовый клапан – фильтр (5), который очищает газ от взвесей и смолистых отложений и перекрывает подачу газа при выключении зажигания или при переходе на бензин. Далее очищенный газ по трубопроводу поступает в двухступенчатый редуктор – испаритель (6). Там он переводится в паровую фазу и его давление понижается до близкого к атмосферному. Интенсивно испаряясь, газ охлаждает редуктор, поэтому последний присоединяется к системе водяного охлаждения двигателя. Циркуляция тосола позволяет избежать обмерзания редуктора и его мембран. Редуктор для пропана имеет сливное отверстие для конденсата. В метановых установках редуктор трехступенчатый, так как давление в них выше. Каждая ступень последовательно снижает давление газа до близкого к атмосферному. Под действием разряжения, создаваемого во впускном коллекторе работающего двигателя, газ из редуктора по шлангу низкого давления через дозатор (7) поступает в смеситель (8), установленный между воздушным фильтром и дроссельными заслонками карбюратора. Иногда вместо установки смесителя производится непосредственная врезка газовых штуцеров в карбюратор. Управление режимами работы (на газе или на бензине) осуществляется с помощью переключателя видов топлива (10), установленного на панели приборов. При выборе позиции “ГАЗ” переключатель открывает электромагнитный газовый клапан (5) и отключает электромагнитный бензиновый клапан (9). И, наоборот, при переходе с газа на бензин, переключатель закрывает газовый клапан и открывает бензиновый. С помощью светодиодов переключатель позволяет контролировать, какое топливо используется в данный момент. Переключатель может быть оснащен указателем уровня топлива в баллоне (для этого мультиклапан должен быть оснащен сенсором уровня топлива).
Все регулировки производятся вручную: холостой ход регулируется винтом на редукторе, а качество/количество смеси – винтом на дозаторе. Редуктора могут быть вакуумные или электронные. В первых используется диафрагма. Когда двигатель работает, создается разряжение, диафрагма оттягивается – редуктор подключается. Если двигатель заглушен, мембрана препятствует подаче газа в двигатель. В электронных положение запорного клапана зависит от наличия искры. Когда двигатель работает – есть высоковольтные импульсы, и клапан открыт.
Описанная система называется ГБО 1-го поколения или «газовый карбюратор». Она может применяться и на простых инжекторных двигателях без обратной связи (без датчика кислорода). При этом смеситель врезают во впускной трубопровод перед дроссельной заслонкой. Вместо бензоклапана для отсечения подачи бензина используется эмулятор форсунок. Когда подается газ, этот эмулятор имитирует работу бензиновых форсунок, чтобы штатный компьютер не перешел в аварийный режим. Для прекращения подачи бензина при работе на газу используется не переключатель с клапанами, а реле, обесточивающее электробензонасос. Отключение бензонасоса – способ спорный. Считается, что это не соответствует нормам безопасности, так как способствует «усыханию резинок» и потере герметичности системы питания.
Перспективы нового поколения
Благодаря конструктивным особенностям двигатели с ГБО шестого поколения могут быть монотопливными. Это означает, что запуск ДВС происходит сразу на газе без подачи бензина. При этом результаты test — drive подтверждают, что динамические характеристики не хуже старта на бензине – разница в долях секунд.
Максимальная мощность на газе идентичная работе на чистом бензине. Крутящий момент до 2250 об/мин выше при подаче газа. Далее в диапазоне до 3500 об/мин выигрывает бензин. Свыше этого значения крутящий момент одинаков для обоих видов топлива.
Эта система планируется как более экологичная с меньшим выбросом газа в окружающую среду до 20%. Газобаллонное оборудование 6-го поколения разработано по стандартам Euro 5 и Euro 6 (в них регулируется допустимый объем вредных веществ в выхлопных газах).
Оборудование данного типа обещает быть надежным и безопасным, с хорошим сроком службы и с сохранением заводских динамических показателей.
ГБО 6 поколения
4.6
(91.11%)
9
vote
Установка ГБО 4 поколения
На специализированной станции автовладельцу предложат весть спектр : от подбора ГБО до установки и полной настройки. Дадут гарантию и проконсультируют. Цена вопроса варьируется от 30 000 до 70 000 рублей.
Специалисты по опыту знают, где лучше разместить редуктор, как подключить магистраль тосола и аккуратно провести трубки подачи и заправки газа.
Можно установить и провести настройку ГБО 4 поколения своими руками.
Где проводить работы?
Газовое оборудование устанавливается на эстакаде или в боксе с ямой. Необходимо иметь набор инструментов, защитные перчатки и хорошее освещение.
Выбор места для крепления редуктора
Необходимые условия монтажа:
- место установки редуктора должно быть легкодоступным для его снятия и замены фильтров;
- крепить редуктор нужно на раму машины, а не на двигатель, во избежание вибраций;
- подведённые шланги и трубки не должны перекручиваться и заламываться.
Оценив длину шлангов и возможности для доступа, можно прикрепить редуктор.
Особенности подключения шлангов для тосола:
они подключаются строго параллельно системе;
важно определить, где в печке находятся «вход» и «выход» тосола;
шланги подключаются (врезаются) до запорного клапана с помощью тройника.
Оборудование места под баллон
Если выбран тороидальный (под запаску) баллон, важно разместить его так, чтобы трубки подачи газа и заправки были расположены правильно: они не должны соприкасаться с горячим глушителем или вибрирующими деталями кузова. Баллон ГБО крепится жёстко, мультиклапан располагается в его верхней части
Баллон ГБО крепится жёстко, мультиклапан располагается в его верхней части.
Прокладывание магистральной трубки
Магистральная трубка необходима для того, чтобы газ попадал из баллона в редуктор. Начинать монтаж следует от редуктора, по днищу автомобиля (желательно вдоль бензинового провода) и затем подключать к мультиклапану.
Установка форсунок
Сначала необходимо врезать штуцеры как можно ближе к бензиновой форсунке, после чего устанавливаются форсунки газовые. Затем подключаются шланги для подачи газа. Они должны быть одинаковой длины, но не больше 18 см.
Размещение блока управления и датчиков
Вся электроника устанавливается под капотом. Для правильного подключения в комплекте с ГБО идёт инструкция, в которой описаны все провода и контакты.
После завершения установки заводим автомобиль. Первые три раза проворачиваем ключ в замке зажигания, не заводя двигатель. Это нужно для того, чтобы бензонасос создал необходимое давление в рампе. После этого автомобиль можно завести. Если всё сделано правильно, то следующим этапом будет настройка ГБО 4 поколения своими руками.
5-е поколение ГБО
Так называют системы распределенного, как и в случае с 4-м поколение ГБО, впрыска. Однако, в 5-ом поколении ГБО речь идет о впрыске сжиженной фазы пропан-бутановой смеси.
Во всех системах, которые мы рассматривали до сих пор, газ подавался в двигатель автомобиля под собственным давлением, в испаренном состоянии. Система 5го поколения — это впрыск жидкого газа.
Принципиальная схема ГБО 5го поколения
Обратите внимание: в системе используются два насоса газа. Одина устанавливается в баллоне, второй, насос подкачки, чаще всего стоит под днищем автомобиля
Для того чтобы подача газа в жидкой фазе под стабильным давлением стала возможной, в баллон систем 5-го поколения устанавливается насос. Первой фирмой, освоившей выпуск подобных систем, была голландская фирма Vialle. Они получили название Vialle LPI.
Так же принято считать, что 5е поколение ГБО имеет еще одну характеристику: газ в двигатель впрыскивается через газовые форсунки. Система VIalle Lpi была разработана и устанавливалась на автомобили параллельно с развитием систем 3-го и 4-го поколения ГБО — с конца 90-х годов. Безусловно впрыск жидкой фазы газа — прогрессивное решение, позволяющее и далее развивать использование альтернативных видов топлива. Динамические характеристики в таком ГБО уж не отличимы от работы ДВС на бензине. Кроме того, стала возможным заводить автомобиль на газу. Так же система не имеет редуктора-испарителя, а значит нет необходимости подключаться к штатному охлаждению двигателя авто.
ГБО впрыска жидкой фазы газа долгое время не получали распространения в том числе и потому, что требовали использования баллонов со специальной горловиной. Это была редкая и дорогая продукция. Выбор баллонов был крайне скудным и подобрать оборудование под конкретный авто было проблематично. Сейчас ситуация изменилась и появились системы впрыска жидкого газа, при которых возможно использование баллонов со стандартной еврогорловиной. Но стоимость ГБО 5-го поколения по-прежнему высокая.
Остается спорным вопрос правильно ли в отношении этой системы использовать определение — 5е поколение ГБО. Например, такие системы невозможно использовать при переоборудовании транспорта для работы на метане. Невозможно, так как метан — сжатый (традиционно) газ и подать его в двигатель в жидком виде невозможно.
ГБО 5-го поколения имеет слабые места. Система требовательна к качеству газа. Часто выходят из строя насосы. Зачастую стоимость замены вышедшего из строя насоса в баллоне Vialle Lpi соизмерима со стоимостью установки на автомобиль системы 4-го поколения «под ключ».
Главное преимущество впрыска жидкой фазы газа в двигатель — возможность более точно дозировать топливо. Кроме того, такое решение позволило сократить длительности впрыска газа. Для многих современных двигателей это критический параметр и скорости работы газовых форсунок, впрыскивающих испаренный газ уже недостаточно для нормальной работы автомобиля на газу
Что такое ГБО 5 поколения для автомобилей
Это на сегодня самая прогрессивная система оборудования на сжиженном газе. При этом не стоит спешить с приобретением и установкой. Сначала следует познакомиться с ее особенностями.
В чем отличие от предыдущих поколений
Все ранее выпущенное ГБО предусматривало перед впрыском в цилиндры подготовку газовоздушной смеси (подогрев, испарение). В пятом поколении газ подается из баллона непосредственно в цилиндры двигателя в естественном сжиженном состоянии.
Это называется системой «LPI» – Liquid Petroltumgas Ingection — жидкий фазированный распределенный впрыск. Он позволяет использовать без потерь всю энергию пропан – бутановой смеси при ее сжигании.
Из чего состоит
Основным узлом ГБО 5 поколения является газовый баллон с вмонтированным внутри насосом высокого давления и запорным мультиклапаном. Не менее важными являются регулятор давления (клапан обратки) и газовый электронный блок управления.
Схема устройства ГБО 5 поколения
С учетом качества нашего сжиженного газа необходимы дополнительные фильтры для его очистки. Они должны обеспечить тройную степень фильтрации. Транспортировка топлива осуществляется по пластиковым трубопроводам высокого давления.
Как работает ГБО 5 поколения
Подача газа осуществляется при помощи специального «газового» насоса. Он в сборе с мультиклапаном смонтирован непосредственно в газовом баллоне.
Насос подачи сжиженного газа
Редуктор отсутствует, соответственно и все, что с ним связано – тоже. Насос создает постоянное давление 2,0 – 2,4 Мпа в системе трубопроводов. Оно контролируется регулятором давления. Газ постоянно циркулирует по топливной магистрали и подается к форсункам (полный аналог бензиновой системы).
Все элементы ГБО 5 поколения изготавливаются по высокоточным технологиям из дорогостоящих материалов. Это котроллеры, разъемы, проводка, платы и микросхемы.
Преимущества
Запуск мотора производится на газе при любой температуре воздуха, в том числе и отрицательной. Двигатель не теряет мощность при использовании пропана по сравнению с бензином.
Газ расходуется более экономно, чем при любой другой системе ГБО. Все заводские характеристики двигателя при переводе на газ полностью сохраняются.
Недостатки ГБО 5 поколения
Высокая цена является основным, если не главным, недостаток. Эта топливная система стоит более чем в два раза дороже самой популярной четвертого поколения. Ремонт основных узлов также очень дорогой.
Это логично, поскольку высока цена самой установки. Система очень сложная, особенно насос. Чувствительность к составу сжиженного газа (наличие примесей, всевозможных посторонних включений) существенно влияет на общую работоспособность.
Газ далеко не всегда достаточно очищен. Поэтому высока вероятность выхода из строя узлов и деталей. Соответственно возникнет необходимость в ремонте, а это большие деньги. Например, стоимость насоса составляет около 30% цены всей газовой установки.
На сегодня недостаточно развитая сеть центров обслуживания и ремонта ГБО 5 поколения. Это связано с пока еще не значительным количеством таких установок, находящихся в эксплуатации.
Для каких автомобилей может применяться
Это любые инжекторные двигатели, в том числе и особо сложных конструкций. ГБО отвечает требованиям по экологии Евро – 4 и Евро – 5. Соответствует главным стандартам по диагностике бортовых систем автомобилей.
Во-первых, это OBD – I – контроль за выбросами. Во-вторых, OBD – II – полный контроль за двигателем, дополнительными устройствами, диагностика сети управления автомобилем.
Ставить или нет пятое поколение
Все зависит от подхода и возможностей. ГБО 5 поколения выпускается и эксплуатируется уже не первый год. Наиболее продвинутые в этом вопросе голландцы. Их техника в мире имеет спрос. Для наших потребителей главной проблемой является качество газа.
Внимание! Эта статья защищается законом об авторском праве в цифровую эпоху (DMCA). Запрещается любое копирование без моего разрешения
Достоинства шестого поколения
Главное преимущество ГБО 6 от всех предыдущих версий: максимальная интеграция в штатную магистраль подачи топлива автомобиля. Газ подаётся родными форсунками инжектора автомобиля. Именно этот фактор и является основополагающим качеством данной разработки газобаллонного оснащения.
Достоинства ГБО последнего поколения:
- Полный контроль дозирования топлива благодаря усовершенствованным элементам конструкции. Этим обеспечивается экономичный расход газа, высочайшая работоспособность устройства.
- Мощность силовой установки при переключении на газ не теряется. Добившись полного сгорания топлива, оснастив оборудование вариатором опережения зажигания, показатель мощности можно существенно повысить.
- Большой плюс — дополнительно прогревать двигатель в момент перехода на газ не требуется, так как машина остаётся монотопливной (газ и бензин жидкие).
- Шестой газобаллонный модуль позволяет постоянно ездить только на газу, причём на этом топливе машина заводится сразу.
- Отпадают сложности в обслуживании оборудования. Не нужно менять фильтр, так как он здесь не предусмотрен. Газового конденсата нет, все лишние механические примеси успешно утилизируются в камере сгорания.
- Минимум оборудования, процесс монтажа простейший. Выбросы в атмосферу сокращены на 20%, что соответствует Euro 5 и Euro.Последний пункт волнует не всех автолюбителей, однако следует признать, что установка ГБО 6 поколения решает сложности с обслуживанием и не идёт в ущерб мощности автомобиля.
Установка ГБО на карбюратор
Несмотря на все вышеописанные преимущества газового оборудования шестого поколения, применить его на устаревшем карбюраторном двигателе у нас не получится. В данном случае выбор будет между первым и вторым поколением. Работу современных двигателей контролируют и корректируют огромное число различных датчиков, которые в устаревших карбюраторных моторах отсутствуют. Поэтому, рассчитанный на взаимодействие со всеми этими датчиками, газ 6-го поколения на карбюраторном моторе будет не полезнее его первых версий.
В состав первых версий ГБО входили следующие составляющие:
- баллон с газом;
- устройство для заправки;
- мультиклапан;
- клапан газовый;
- бензиновый клапан;
- газовый фильтрующий элемент;
- магистраль подачи газа;
- редуктор-испаритель;
- смеситель;
- топливный переключатель;
- дозатор.
Установка ГБО – процесс не слишком трудоемкий и сложный, при условии соблюдения определенных правил и последовательности действий. Первым делом устанавливается газовый баллон. Затем прокладываются газовые магистрали. Далее производят установку клапанов и смесителя. На заключительном этапе устанавливают пульт управления и редуктор.
Комплектующие газового оборудования могут отличаться по форме и эксплуатационным свойствам.
При установке баллона можно остановиться на цилиндрической или тороидальной форме. Каждый тип баллона будет целесообразен в определенных условиях. Так, например, в хетчбеках, с их особенностями строения салона, логично будет установить «таблетку» в нишу для запасного колеса. А вот в классических седанах пространство багажника напрямую не соединяется с салоном, да и объем самого багажного отделения намного больше. Поэтому в седаны принято устанавливать традиционные цилиндрические баллоны. Независимо от места установки баллон должен быть надежно закреплен.
На следующем этапе нужно определиться с расположением заправочного вентиля. Как правило, его закрепляют на нижней кромке заднего бампера или на одном из задних крыльев.
Газопровод следует прокладывать по днищу автомобиля. К тому же при сверлении отверстий для газовых трубок имеет смысл взять сверло с запасом для дальнейшего осуществления дополнительной вентиляции мультиклапана. Не забудьте обработать отверстия антикоррозионным составом.
При установке смесителя обязательно использовать идущие в комплекте прокладки и дополнительно промазывать соединяющиеся плоскости герметиком.
Монтаж газового редуктора осуществляют возле карбюратора вертикально. Наилучшим вариантом будет подключение к патрубкам печки.
В завершение устанавливают дозатор газовой смеси. Место его монтажа – между смесителем и редуктором. Дозатор получает газовую смесь от редуктора и выводит ее на смеситель. Все элементы системы ГБО на вашем автомобиле должны быть надежно закреплены и обеспечивать необходимый уровень герметичности.
Для удобства управления газобаллонной установкой применяют специальный пульт управления.
Отличия от 4 и 5 поколений
По большому счёту ГБО-5 и ГБО-6 – родственные души. И то, и другое основывается на использовании жидкой газовой фракции. Но разница всё-таки есть, и весьма существенная: если в пятом поколении пропан-бутановая смесь впрыскивается во впускной коллектор через собственные газовые форсунки (технология Lpi), то в шестом поколении этот впрыск осуществляется напрямую в «родные» бензиновые форсунки (технология lpdi). То есть одним важнейшим элементом становится меньше. Правда, добавляется новый элемент – модуль выбора топлива.
А вот отличие от ГБО-4 – радикальное. «Четвёрка» работает на газо-воздушной смеси, приготовляемой редуктором-испарителем, который, в свою очередь, интегрируется в систему охлаждения ДВС. Газобаллонное оборудование четвёртого поколения требует периодического серьёзного обслуживания и ремонта, а именно:
- ремонт/замена редуктора (от 4 000 до 6 000 руб.);
- ремонт/замена форсунок (может обойтись в 10 000 руб. и более);
- замена шлангов (от 1 000 до 2 000 руб);
- диагностика и замена фильтров в среднем через каждые 10 000 км (от 1 500 до 2 000 руб).
Если к деньгам приплюсовать потраченное время, то общие потери трудно недооценить. А вот обслуживание ГБО-6 сведено к минимуму. В нём присутствует только один большой фильтр, срок службы которого сопоставим с жизненным циклом всего оборудования. А стоимость профилактики бензиновых форсунок резонно отнести к общим расходам на ТО автомобиля.
Подводим итоги
ГБО 3 поколения по конструкции почти не отличается от 2 — го, поэтому установить его на авто самому можно.
Крепление многих элементов и подключение их довольно простое. Но перед установкой смесителя с шаговым устройством придется с автомобиля снимать коллектор, чтобы проделать отверстия под газовые форсунки.
Важно также правильно подключиться к лямбда-зонду и датчику дросселя, чтобы они и дальше передавали данные на штатный электронный блок управления, иначе будет возникать ошибка в его работе, и он не даст запустить силовую установку. Также правильно подключение даст возможность в любой момент переходить с бензина на газ и обратно
То же касается и эмулятора бензиновых форсунок
Также правильно подключение даст возможность в любой момент переходить с бензина на газ и обратно. То же касается и эмулятора бензиновых форсунок.
Медлительность реакции работы смесителя ГБО 3 поколения, а также слабые показатели по Евро привело к очень малому использованию этого оборудования.
Можно сказать, что оборудование 3 поколения является переходным между 2 и 4, при этом не очень удачным.
https://youtube.com/watch?v=cL5ysnAifIA
Встречается оно крайне редко, и в большинстве в виде штатного газового оборудования на некоторых иномарках.