Ценность автомобиля – почему мы отдаем так много?
Сама по себе машина не воспринимается часто в качестве средства передвижения. Покупая личный транспорт, мы чувствуем, что совершили что-то серьезное, достигли успеха в жизни. Конечно, такая шутка разума проходит не у всех, но многие видят улучшение класса авто, пусть даже и б/у, большим достижением в жизни. Также ценность наличия самой машины оказывается гипертрофированной. У многих семей, которые не имеют авто, транспорт становится самоцелью всей жизни.
Также стоит выделить такие особенности восприятия авто:
- еще со времен Советского Союза ценность автомобиля была искусственно навешена российским семьям, тогда был создан дефицит этого товара, получалось купить его далеко не у всех;
- искусственно повышая цены на подержанные и новые автомобили, рынок контролирует пристрастия россиян к приобретению техники, делает желания еще больше, но отдаляет возможности;
- по автомобилю часто судят об успешности человека, особенно мужчины, поэтому многие покупают авто в кредит, в долг, чтобы создавать хорошее впечатление на встречах, собеседованиях;
- машина не является средством передвижения, это настоящий элемент стиля, статуса и прочих регалий человека, именно поэтому ценность данной покупки сильно завышена у нас в стране;
- само понятие машины означает привилегию, человека без авто мы воспринимаем как бедняка, так что при стоимости в 1000 долларов за нормальное авто у нас разрушится целая эпоха ценностей.
Можно долго говорить о проделках правительства, высоких налогах и прочих неприятностей. Но мы сами создаем ажиотажный спрос на подержанные автомобили, делаем их недоступными для покупки. Поэтому растут цены и на рынке новых авто. Чтобы ситуация поменялась, необходимо понимание того, что автомобиль – это банально простое средство передвижения, и далеко не каждой семье действительно нужен собственный транспорт. К тому же, это покупка, которая требует дорогого содержания.
Как обстоят дела в США и Западной Европе?
Несмотря на доступность автомобилей, многие семьи в западном мире не могут позволить себе машину. Проблема в том, что в некоторых государствах введены огромные экологические пошлины. К примеру, жители Исландии покупают авто в 2-3 раза дороже, чем россияне, а в Дании переплачивают около 40% налогов. В США нет никаких пошлин и акцизов на авто, но автомобилисты теряют деньги в других аспектах. Вот лишь несколько причин, почему авто является дорогим удовольствием в западном мире:
- очень высокая стоимость страховки – для россиянина несколько тысяч рублей за ОСАГО в год не будут проблемой, а вот в Америке и Канаде в год за страховку платят до 5-7 тысяч долларов;
- штрафы за любые нарушения просто космические – за превышение скорости можно отхватить штраф 1000 долларов, а через 3 последовательных нарушения лишиться прав с необходимостью пересдачи;
- обслуживание машины стоит очень дорого, на рынке нет неоригинальных запчастей, только заводские оригиналы, а услуги сервиса будут стоить просто космических денег, что отличает Америку от России;
- в США на топливо тратят практически столько же, сколько в РФ, а вот в Европе средняя стоимость 1 л бензина 95 составляет около 2 евро, это 140-150 рублей на 1 л топлива, что очень немало;
- кредиты и лизинги – большинство автомобилей в Западной Европе находятся в лизинге, в Америке распространены кредиты, поэтому владельцы переплачивают немало денег за своих железных коней.
Как видите, везде есть свои нюансы. Если посмотреть шире на развитые страны в мире, то машины являются неким пережитком прошлого. К примеру, в Сингапуре настолько качественно выстроен общественный транспорт, что покупать машину вообще никому не нужно. В Австралии автомобили стоят недорого, бензин также дешевый, огромных налогов и страховок нет. Зато обслуживание авто будет стоить космических денег. Везде есть фактор компенсации, который создает автомобилистам во всем мире определенные помехи.
Renault Talisman
Renault Talisman
Французский флагман вряд ли доберется до России, ведь за него просят более 2,5 миллионов рублей. А у нас Renault воспринимается исключительно как бюджетная марка. Тому виной — главный бестселлер последних лет Logan. Что же касается «Талисмана» — это полноценный автомобиль бизнес-класса с соответствующей начинкой. Появись он у нас, его наверняка бы постигла печальная участь премиального Volkswagen Phaeton.
В топовом исполнении Talisman компонуется рядной турбированной бензиновой четверкой объемом 1,6-литра. Несмотря на скромный литраж, система наддува позволила выжать из него аж 200 лошадиных сил при 6000 об/мин. С таким мотором «француз» разгоняется до первой сотни за 7,6 секунды, а его максимальная скорость составляет 237 километров/час.
Правительственные меры – что повышает стоимость авто?
В России действуют довольно сложные схемы ввоза и регистрации автомобиля. Также существуют заградительные пошлины, которые призваны мотивировать производителей размещать производство в пределах РФ. Правда, и для таких производителей уже введены пошлины и налоги сверх стандартных ставок. Доля различных налогов и сборов в итоге составляет от 15 до 30% от стоимости новой машины.
Это ведет к следующим неприятным тенденциям:
повышается стоимость авто в салоне, увеличивается его ценность для покупателя, растет желание завысить стоимость при продаже через 2-5 лет в качеству б/у автомобиля, есть ценность и в этом;
формируются новые пошлины на ввоз б/у автомобилей, которые преследуют экологические цели, но вопросам экологичности уже существующего транспорта внимание не уделяется вообще;
создается искусственное повышение стоимости и ценности того, что не должно стоить дорого, различные органы государства с автомобиля получают слишком много доходов в процессе его продажи;
нет доступа к подержанным авто со всей Европы, ввозить в страну можно только евро-5, евро-6, а такие автомобили с учетом растаможки в РФ будут стоить дороже новых вариантов транспорта;
закрытость и закостенелость рынка, наличие огромного количества бизнесменов-прослоек в виде перекупщиков, площадок, посредников разного типа, что повышает стоимость авто на стадии продажи.
Если вы бывали во Владивостоке, то знаете, что проблемы с автомобилями там стоят не так остро. Жители города имеют право приобрести и растаможить для себя авто из Японии по льготным ставкам, так что хорошее б/у авто можно купить за 1000-1500 долларов. Поэтому на семью там 2-3 машины, жители пользуются подобной возможностью и активно обновляют свой автопарк, покупая более современные Тойоты и Ниссаны.
Toyota Hilux – хорошо знакомый нам пикап
На третей строчке ТОПа расположился хорошо известный российским автомобилистам Hilux. Невероятно то, что машина не просто стала лидером продаж в классе пикапов, но заняла третье место в общих продажах всех моделей легкового транспорта. Дело в том, что в Австралии много людей живут на собственных фермах и угодьях, что требует большого и практичного транспорта. Toyota Hilux имеет такие преимущества:
- простой и надежный пикап, снова австралийцы выбрали самые практичные варианты техники из всех предложенных на рынке пикапов и сделали их культовыми для своей страны;
- машина позволяет перевозить грузы в специальном отсеке, не связанном непосредственно с салоном, а салон дает 5 полноценных пассажирских мест с отличным комфортом передвижения;
- машина является полноценным внедорожником с мощными двигателями и полным приводом, с отличными возможностями преодоления трудных дорожных условий;
- на авто ничего не ломается, нет проблем с техническими характеристиками и основными узлами, и это длится не только во время гарантийного пробега, что очень радует покупателя.
Интересно, но именно Австралия является единственной страной в мире, где Hilux входит в тройку самых популярных машин. В России этот автомобиль входит в линейку элитного транспорта и покупается далеко не с целью эксплуатации для работы. Впрочем, в этом и есть разница между российским и австралийским менталитетом автомобилистов. Так что Toyota имеет своего представителя в самых продающихся транспортных средствах в этой стране.
Hyundai i30 – удивительный прорыв корейцев
Корейские автомобили не так давно пришли на рынок Австралии. Еще недавно они уступали по всем характеристикам и по основным показателям продаж японцам и европейцам. Впрочем, европейских авто здесь практически нет в списке самых популярных вариантов. Корейский Hyundai i30 завоевал доверие австралийских покупателей не просто так. На это есть несколько основных причин:
машина снова таки практичная, что нельзя не заметить по продажам во всех странах, где ценят именно практичные стороны автомобиля, и австралийцы не могли не отреагировать на это;
простейшая техника привлекает внимание потенциальной аудитории, также добавляет пунктов в список преимуществ i30, также радует простой и изысканный стиль без излишеств;
для австралийских дорог малый клиренс не является проблемой, но машину покупают только жители крупных городов, где ценен комфорт поездки по асфальтовым коридорам мегаполиса;
мягкость и комфорт поездки имеют свои преимущества, машина прекрасно управляется и ценится самым молодым классом покупателей, что доказывает демократизацию взглядов у молодежи.
Интересно и то, что авто приобрело популярность всего пару лет назад. Сегодня машинка входит в список ТОП 10 автомобилей в Австралии. Машина здесь покупается в самых дорогих комплектациях, куда корейцы ничего особо изысканного не добавляют. Это единственное авто из списка самых популярных, которое удостоилось популярных продаж именно в самых богатых комплектациях, а не в средних, как это обычно бывает.
Посмотрите видео обзор Hyundai i30 для российского рынка и присмотритесь к этой машинке:
Toyota Corolla – для ценителей городской жизни
Если Hilux зачастую покупают в Австралии жители частного сектора, обладатели огромных ферм и частных усадеб, то городские жители предпочитают Toyota Corolla. Этот автомобиль также хорошо известен нашим автомобилистам. В Австралии он конкурирует с еще одним популярных седаном C-класса – Holden Cruze. Сегодня Toyota дает австралийцам такие преимущества:
- прекрасное качество и отличные показатели практичности транспортного средства, и снова принцип практичности соблюден очень правильно, нет сомнений в качестве техники;
- продаются в автосалонах только полноценные мощные версии, хотя есть и базовые варианты с малыми двигателями, которые практически не получают никаких продаж;
- машинка выглядит современно, в городских пейзажах крупных населенных пунктов она вписывается отлично, но снова нет особой вычурности, что приветствуется в Австралии;
- машинка не ломается, это один из лидеров рейтинга надежных транспортных средств со всего мира, что очень повлияло именно на продажи в этой стране, добавив преимуществ авто.
Королла также покупается в средних комплектациях, не самых дорогих вариантах. В дешевых комплектациях сюда Тойоту вообще не завозят. С обновлением поколения популярность машины немного упала. Австралийские покупатели не слишком любят обновления, поэтому производители стараются максимально долго поставлять понравившиеся на рынке машинки.
Mazda 3 – самая любимая машина австралийцев
Существует множество рейтингов самых популярных автомобилей Австралии. Проблема в том, что производители в борьбе за этот прекрасный и выгодный рынок активно заказывают и финансируют исследования и делают все, чтобы продавать больше авто и популяризировать их транспорт. Но Мазда 3 на этом рынке является безоговорочным лидером. Интересные для австралийцев моменты следующие:
- автомобиль в техническом плане достаточно простой, уже два поколения японская «Тройка» продается просто прекрасно, нет никаких сомнений в популярности и в дальнейшем;
- все 100 000 км гарантийного пробега машина проходит без поломок, а это для жителя Австралии один из самых важных критериев приобретения транспортного средства;
- машинка быстрая, может отлично бегать по огромным качественным шоссе и передвигаться по городу оперативно и мобильно, не доставляя особых проблем с парковкой;
- в авто есть все, что необходимо, отличная комплектация доступна даже в самых дешевых версиях, которые здесь практически не продаются, так как любят эти люди комфорт.
Самые дешевые комплектации не продаются, но и самым дорогим версиям с излишками австралийцы внимания не уделяют. Выигрывают в продажах практичные усредненные варианты техники, которые и стоят недорого, и прекрасно служат в любых условиях. Для климата и условий этой страны Mazda 3 подходит идеально. Тем более, машина нынешнего поколения в салоне стоит недорого в соответствии с зарплатами.
С глаз долой
Прежде чем остановиться на конкретных моделях, пробежимся по автомобильному рынку. В России нет многих интересных моделей Renault. Например, исчезли «Клио» и «Меган». Совсем куцой стала линейка Peugeot. «Львы» убрали все хэтчбеки (308 и 208), а заодно и компактный седан под индексом 301. Ценники на эти машины довольно высоки, а спрос, соответственно, ниже плинтуса. Этим же руководствовались и «Ситроен», свернув продажи С-Elysee, и Honda, лишившая Россию Civic и Accord, и Hyundai, прекратившая поставки i30. Список можно продолжать и дальше.
Citroen C-Elysee
Грустная ситуация и в нише минивэнов. Ford S-Max, Renault Scenic, Chevrolet Orlando, Opel Meriva и прочие их «сородичи» у нас отсутствуют от слова «совсем». Тоже самое относится и к машинам А-класса. Мировых бестселлеров вроде Peugeot 108, Ford Ka, Volkswagen Up у нас не наблюдается.
Renault Scenic
О гибридах и кабриолетах и говорить не приходится. Они и в «золотое время» отечественного автомобильного рынка не пользовались популярностью, а сейчас и подавно. Поэтому почти все автопроизводители вырезали их из своих линеек, предназначенных для России. Mitsubishi i-MiEV и Outlander PHEV остались в прошлом, как и Nissan Leaf.
Ситуация, конечно, грустная, но она полностью соответствует реалиям российского рынка. Маркетологи автопроизводителей убирают только то, что явно «не пойдет». Но есть и достойные автомобили, которые просто не доехали до России. Специалисты посчитали, что овчинка выделки не стоит.
Mazda СХ-3
Mazda СХ-3
В России продают модели CX-5 и CX-9, а вот их младшего родственника — СХ-3 у нас нет. Причем в Европе и США этот компактный кроссовер предлагается уже на протяжении нескольких лет и спрос на него хороший. Автомобиль позиционируется как вариант для молодежи. В «базе» он комплектуется двухлитровым бензиновым двигателем SkyActiv мощностью в 150 л.с. При этом компанию ему может составить как «механика», так и «автомат».
Ценник на СХ-3 довольно высокий — порядка 23 тысяч долларов. Это и стало главной причиной, почему представители «Мазды» не отважились выводить его на российский рынок. Да, можно было попытаться наладить производство кроссовера непосредственно в России, но маркетологи считают, что цена все равно останется высокой, а значит, шансов на успех у машина практически нет.
Alfa Romeo Giulia
Alfa Romeo Giulia
Alfa Romeo в России не приживается. Когда-то легендарный итальянский автопроизводитель пытался закрепиться в нашей стране, наладив продажи модели под индексом «156». Но получилось плохо. Машина была не адаптирована к российским условиям.
Сейчас главной ударной силой итальянцев является компактный седан Giulia. В Европе этот автомобиль был представлен четыре года назад. Да, спрос на него не громадный, но неплохой и устойчивый. Дело в том, что Giulia кроме яркой внешности обладает и инновационной заднеприводной платформой, а также 6-литровым алюминиевым силовым агрегатом на 510 л.с., который инженеры «Альфы» разработали совместно с мастерами из Ferrari. Понятно, что этот мотор доступен только для топовой версии «Джулии», на других комплектациях ставят двигатели попроще и поскромнее.
В России у Giulia шансов на успех нет, ведь ей пришлось бы конкурировать с BMW и прочими «Мерседесами».
Что будет с российским автомобильным рынком дальше?
Автомобильный рынок РФ только пережил потрясение, связанное с кризисом и серьезным изменением курса валюты. После среднего курса 33-35 рублей за доллар всего за несколько месяцев стоимость американского доллара возросла до 65 и подскочила даже до 80 рублей. Сегодня курс стабилизировался возле отметки в 60 рублей, экономика восстановилась после инфляционного шока. Автомобильный рынок ожидают такие особенности:
- принятие определенных пакетов законов, которые позволят легче импортировать транспорт с высокими экологическими стандартами, это приведет к удешевлению авто на вторичном рынке;
- повышение стоимости топлива, так как нефть дорожает, есть определенные опасения, что бензин в РФ может подорожать еще в 2 раза с нынешней стоимости, и это будет неприятным последствием;
- расширение выпуска автомобилей на территории России, многие корпорации придут на территорию России, так как страна является площадкой для поставки авто во все страны СНГ, кроме Украины;
- незначительно может снизиться стоимость бюджетных автомобилей, наценка на которые была увеличена из-за нестабильности курса валют, но сезонные подорожания такое снижение нивелируют;
- могут появиться новые бренды из Китая, которые некогда ушли с российского рынка, автомобильная индустрия снова становится привлекательной для представителей китайского рынка.
Если два года назад все производители активно покидали российский рынок, то сегодня они снова активно заходят на него. Проблема в том, что за эти годы избирательность российского покупателя сильно изменилась. Да и бюджетный класс заполнился интересными предложениями от Lada и Ravon. Так что прорваться китайцам сквозь уже выстроенные конкурентные стены будет непросто.
Предлагаем посмотреть видео о том, как покупают авто из Америки в Грузии:
Подводим итоги
Российский рынок автомобилей становится все более интересным для компаний со всего мира. Сужение модельного ряда сменяется значительным ростом презентации автомобилей на рынке. Как видите, успешные модели получают отличные продажи и становятся лидерами рынка довольно быстро, как это произошло с Hyundai Creta, к примеру. Но доминирующим у нас остается именно бюджетный класс, так как доходы населения пока сложно назвать оптимальными для покупки хорошего надежного транспорта. Тем не менее, рынок растет и развивается, зарплаты доходят до показателей докризисных времен, поэтому в ближайшем будущем нас ждут положительные изменения в данной сфере.
Если вы все еще переживаете о том, что в Европе и США гораздо лучше условия покупки автомобилей, не забывайте и о дополнительных налогах, экологических ограничениях, дорогих страховках, невероятно дорогостоящем обслуживании. Везде есть свои преимущества и недостатки. Рассматривая положительные стороны, не забывайте и о проблемах, с которыми сталкиваются автомобилисты в разных уголках мира. Пора изменить личное восприятие авто, как чего-то ценного и обязательного. Вполне возможно, что человеку и вовсе не нужен автомобиль, о котором он так мечтает. А что вы думаете о разнице цен на новые и подержанные автомобили в Европе и России?
Подводим итоги
Интересный автомобильный рынок Австралии сконцентрирован в салонах. Подержанные авто вообще не котируются. 7-летный автомобиль из списка вполне презентабельных марок можно купить за 1000 австралийских долларов. Это менее 800 долларов. Но даже несмотря на такие цены, машины стоят на площадках годами, не находя своего покупателя. А вот в салонах авто очень дорогие. В них включены огромные наценки, которые для каждого города имеют свои значения. В крупных городах Австралии правительство борется с загрязнением природы и улиц транспортом. Так что мотивации для покупки новых авто также немного.
Впрочем, австралийцы неплохо зарабатывают, поэтому с удовольствием относят 40-50 тысяч долларов в салон за новый автомобиль. Вкусовые предпочтения публики в этой стране вы можете увидеть по списку автомобилей выше. В России ситуация с самыми популярными авто одновременно и похожа, и непохожа. В городах мы также активно покупаем Hyundai и Toyota в бюджетном сегменте. А в селах люди с трудом позволяют себе приобретение 20-летний ВАЗ. Так что определенные отличия очевидны. Впрочем, ситуация на автомобильном рынке в РФ также становится намного лучше, есть оптимизм и в перспективе. А какое авто из популярных австралийских популярных решений вы бы купили?