Чего хотят бастующие на заводе Ford во Всеволожске?

Минус один

В пресс-службе Минпромторга «Известиям» сообщили, что проинформированы о сложившейся ситуации: акционеры совместного предприятия Ford Sollers проводят стратегический пересмотр планов компании для повышения доходности бренда в ближайшей перспективе.

zavod3

Фото: Getty Images/Andrey Rudakov

— Это происходит одновременно с анонсированием новой глобальной стратегии Ford, нацеленной на усиление конкурентоспособности бизнеса на всех европейских рынках, — уточнили в ведомстве. — Ожидается, что решение будет принято в течение 2019 года. На данный момент все производственные площадки Ford Sollers работают в штатном режиме.

Ford Sollers ведет переговоры в том числе и с Минпромторгом, заявила «Известиям» член совета директоров предприятия Зоя Каика.

— Ожидаем, что в ближайшее время выйдем на какое-то финальное решение, но сейчас оно еще не принято. Но очевидно, что основная задача — повышение операционной эффективности и прибыльности бизнеса, — пояснила она. — Поэтому то, что не может быть прибыльным на российском рынке, не должно быть частью будущего СП.

Этого же принципа, по ее словам, будут придерживаться акционеры Ford Sollers и при решении судьбы активов предприятия.

Оптимизации производства компании Ford в России стоит ожидать в любом случае, считает аналитик по транспорту «ВТБ Капитал» Владимир Беспалов. Он подчеркнул, что годовая мощность производства трех заводов по выпуску автомобилей составляет 350 тыс. единиц, тогда как на деле по итогам 2018 года она составила около 50 тыс. Эксперт уверен, что в этой ситуации один из заводов наверняка будет закрыт. В высокую зону риска сейчас попадает производство в Набережных Челнах, подчеркнул эксперт. Тогда как дивизион в Елабуге находится в максимально комфортной ситуации, так как выпускает популярные у покупателей модели.

Справка «Известий»

Сейчас у Ford четыре производственных площадки в России: одна — во Всеволожске Ленинградской области и три — в Татарстане. Во Всеволожске выпускают модели Ford Focus и Mondeo, в Елабуге — Explorer, Kuga и коммерческие Ford Transit, в Набережных Челнах — Fiesta и EcoSport. В Елабуге также находится завод по выпуску двигателей. Он производит три версии бензинового 1,6 литрового агрегата Duratec — мощностью 85 л.с., 105 л.с. и 125 л.с. Общая численность четырех предприятий, по данным Ford Sollers, составляет 3,8 тыс. человек.

Убыточность производства

Ford начал сборку первых Фокусов в далеком 2000-м году. Злые языки (и финансовые аналитики) и спустя пять лет говорили, что Ford несет только убытки от своей деятельности в России. Но американцы не сдавались и запустили во Всеволожске Ленинградской области производство второго поколения своей модели гольф-класса.


Завод Ford во Всеволожске Ленинградской области стал первым автомобильным предприятием иностранного бренда в России, где сборка автомобилей производилась по полному циклу.

Завод Ford во Всеволожске Ленинградской области стал первым автомобильным предприятием иностранного бренда в России, где сборка автомобилей производилась по полному циклу.

И второй Фокус буквально взорвал рынок, мгновенно став бестселлером. В российском отделении компании сделали его базовую комплектацию очень дешевой, что вызвало ажиотажный спрос. Очередь за некоторыми комплектациями растянулась на год, места в ней перепродавали, а топовые версии Ford был вынужден завозить из Европы. Казалось бы, дела налаживаются…


Второе поколение Ford Focus стало бестселлером российского рынка. По относительно доступной цене покупатель получал очень просторный и весьма надежный автомобиль.

Второе поколение Ford Focus стало бестселлером российского рынка. По относительно доступной цене покупатель получал очень просторный и весьма надежный автомобиль.

Дали год

До 2020 года заводы Ford в России закрывать не будут, однако финансовой поддержки от американского автоконцерна также не ожидается. Об этом «Известиям» сообщил председатель территориальной организации МПРА в Санкт-Петербурге и Ленобласти Игорь Темченко, комментируя первые итоги встречи профсоюзов и руководства Ford, прошедшей в Северной столице 15–16 марта.

— Если предприятия в России продолжат приносить убытки, то, вероятнее всего, их закроют, — отметил он. — Мы и дальше будем вести переговоры с менеджментом европейского подразделения Ford.

zavod1

Фото: NFCC/Олег Яковлев

О том, что завод во Всеволожске не закроют до конца нынешнего года, ранее заявлял и губернатор Ленобласти Александр Дрозденко.

— Завод Ford у нас пока остается. Мы сейчас можем говорить по 2019 году: в 2019 году завод будет работать, — сообщал он.

Как рассказал «Известиям» глава объединения профсоюзов «Конфедерация труда России» (КТР) Борис Кравченко, на прошедшем совещании был подготовлен пакет предложений по поддержке завода во Всеволожске для менеджмента европейского подразделения Ford и совместного предприятия Ford Sollers. Более того, были сформулированы меры поддержки, реализовать которые будет предложено правительству РФ.

— Они, в частности, связаны со снижением расходов завода, новой линейкой автомобилей, — сказал Борис Кравченко «Известиям». — Если их реализовать, то финансовая эффективность всеволожского предприятия значительно улучшится.

По словам источника «Известий», знакомого с предложениями профсоюзов, речь шла об оптимизации производства — в частности, рассматривалась возможность наладить выпуск газовой версии Ford Focus. Также предлагалось перевести в Ленобласть выпуск модели Kuga, которая сейчас собирается в Елабуге.

— Потребители этого кроссовера в основном в Санкт-Петербурге и Московском регионе. Разгрузка коммерческим транспортом возможна за счет автомобиля для банковских инкассаторов на базе Ford Transit, который возможно перевести в категорию В за счет уменьшения числа пассажирских мест, — добавил собеседник «Известий».

Часть площадей автозавода во Всеволожске может быть сдана в аренду — в частности, на его территории предлагают создать автосервис, рассказал другой источник «Известий», который также знаком с деталями встречи. Помимо этого, по его словам, на совещании звучали предложения по созданию на базе предприятия в Ленобласти конструкторского бюро.

Черная полоса

О том, что у компании Ford появились проблемы в Европе и России, стало известно в начале 2019 года. Тогда глава европейского подразделения Стивен Армстронг сообщил о смене стратегии: концерн в перспективе откажется от выпуска минивэнов. В фокусе компании останутся лишь кроссоверы, внедорожники и фургоны. При этом часть производства легковушек может быть перенесена в другие страны — например, в Китай, Индию или Бразилию.

zavod2

Фото: Getty Images/Andrey Rudakov

Также было объявлено и о масштабных сокращениях персонала. В случае с европейским подразделением Ford речь может идти о тысячах сотрудников — штат компании состоит из 53 тыс. человек. Несколько дней назад стало известно, что только в Германии концерн намерен уволить более 5 тыс. сотрудников.

По последним данным, только в третьем квартале 2018 года убытки Ford в ЕС насчитывали $282 млн. У российско-американского СП Ford Sollers ситуация аналогичная: убыток компании в 2016 году составил 23,8 млрд рублей, в 2017-м — 13,6 млрд рублей.

Сокращение присутствия в Европе

Ford явно идет по стопам General Motors. Россия — не единственная страна, которая пострадает в результате действий руководства американского концерна. Европейское отделение приносит одни убытки, потому в Ford решили серьезно сократить присутствие здесь. Уже принято решение о закрытии одного из заводов в Германии, второй также находится под угрозой. Компания сократит рабочих и другой персонал.

Нельзя исключать и того сценария, что Ford полностью покинет рынок Старого Света. GM прекращение продаж Chevrolet и продажа Opel помогли справиться с кризисом. Ford рассчитывает на рынок Северной Америки и Китая. Также «голубой овал» объявил о масштабной программе электрификации модельного ряда. У нас электромобили никому не интересны, а в Европе конкурировать с Volkswagen или Tesla у американцев вряд ли получится.

Безработица

Сегодня на четырех заводах СП Ford Sollers работает несколько тысяч человек. Большая часть из них будет уволена. В компании говорят о том, что заключат соглашения с рабочими с выплатой дополнительных компенсаций. Но что делать людям потом?


Профсоюз завода во Всеволожске впервые не протестовал против низких зарплат, а подготовил план спасения предприятия

Профсоюз завода во Всеволожске впервые не протестовал против низких зарплат, а подготовил план спасения предприятия

Даже профсоюз всеволожского завода, который обычно устраивает забастовки ради повышения зарплат, в этот раз подготовил план спасения предприятия. Но он не был услышан. Правительство Ленинградской области в курсе сложившейся ситуации. Но пока, судя по всему, не знает, что делать с будущими безработными.

Закрытие трех заводов, конечно же, окажет непосредственное влияние и на смежников, которые занимались поставками автокомпонентов и металла на предприятия.

Увольнение сотрудников

Закрытие всех трех своих заводов в России в Ford оценили в $174 млн. Значительную часть их них составляют компенсационные выплаты увольняемым сотрудникам. Увольнять работников будут по двум схемам — либо по программе добровольного увольнения (ПДУ), либо — в случае отказа от ПДУ — по 81-й статье ТК “Расторжение договора по инициативе работодателя”.

При использовании ПДУ сотрудники могут получить выплаты от 5,5 до 12 месячных окладов в зависимости от трудового стажа. Как сообщили “ДП” в пресс-службе Ford Sollers, 97% сотрудников, подлежащих высвобождению на заводе во Всеволожске, подали заявки на участие в программе добровольного увольнения и получили одобрение.

“Данный размер компенсации значительно превышает установленный законодательно уровень, более того большинство сотрудников завода во Всеволожске имеют стаж 10 и более лет и могут рассчитывать на максимальный размер компенсации в рамках анонсированной программы”, — считают в компании.

Тем не менее Ford не избежал критики в отношении размера выплат. Так, профсоюз компании “Рабочая ассоциация” изначально требовал два годовых оклада в качестве компенсации

Кроме того, многие обращали внимание, что компенсационные выплаты российским рабочим значительно меньше тех, что выплачиваются компанией при закрытии предприятий в других странах Европы

Например, в марте этого года Ford объявил, что сократит 5 тыс. рабочих мест в Германии, что позволит компании сэкономить почти $500 млн. Установленный размер компенсационных выплат при этом составил 2 годовых оклада (среднемесячный оклад рабочего автомобилестроительного завода в Германии составляет около 3 тыс. евро до вычета налогов). На встрече рабочих завода с председателем комитета по труду и занятости правительства Ленинградской областиАлексей Брицуном в апреле сотрудникам пообещали, что до окончания работы уровень их зарплат не опустится ниже 40 тыс. рублей.

Как сообщили “ДП” в комитете по труду и занятости правительства Ленинградской области, 20 мая состоялась консультация с представителями профсоюзов завода Ford Sollers. Правительство Ленобласти планирует организовать опережающее профессиональное обучение работников, чтобы упростить их дальнейшее трудоустройство, а также организовать консультационные пункты биржи труда, на которых будут уточняться предпочтения работников по вариантам поиска работы.

“Также в ближайшее время будут организованы специализированные ярмарки вакансий, куда будут приглашены заинтересованные работодатели Ленинградской области и Петербурга. Сегодня служба занятости может предложить высвобождаемым работникам услугу по профессиональной ориентации и организации профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации”, — рассказал представитель комитета Анна Новоселова.

По ее словам, свободными в Ленинградской области остаются 20 тыс. вакансий, из них 4 тыс. рабочих мест в обрабатывающей отрасли промышленности.

Производственный план завода завершается в конце июня, тогда же произойдет первая волна увольнений. При этом все еще остается открытым вопрос с судьбой освобождаемого завода. Правительство Ленинградской области надеется привлечь новых инвесторов, чтобы сохранить рабочие места.

“Сегодня мы проводим определенную работу, чтобы понять, кто придет на площадку завода в будущем. Мы заинтересованы в том, чтобы сотрудники Ford продолжили работу на этой же территории”, — заявили в комитете по труду и занятости.

Остались без ярких новинок

Ford работает над рядом новинок, в том числе и для европейского рынка. Например, Fiesta превратится в компактный кроссовер, который заменит EcoSport. Такая машина при хорошем маркетинге и доступных ценах вполне могла бы составить конкуренцию Hyundai Creta!

Мы так и не дождемся четвертого поколения Ford Focus, которому в Европе поют дифирамбы, настолько удачной получилась модель. Не будет у нас продаваться и новое поколение Ford Explorer, которое построено на новой платформе с заднеприводным уклоном… Не говоря уж о куче всяких моделей, которые под брендом Ford продаются в Юго-Восточной Азии или Китае.

Ни четвертое поколение Ford Focus, ни новый Ford Explorer мы, скорее всего, не увидим. Причем в России есть довольно большая прослойка фанатов именно марки Ford. Конечно, не сравнить с «сектами» поклонников Subaru или Alfa Romeo, но, думается, они покупали бы машины и при условии их импорта, а не локальной сборки.

Вернется ли Ford на рынок легковых автомобилей в России? Недавно стало известно о возвращении Opel, но произошло это только после смены собственников марки. А массовые модели Chevrolet у нас как не продавались, так и не продаются. Поэтому прогноз на среднесрочную перспективу скорее пессимистичный.

Фото: «За рулем», Константин Кижель/ТАСС, Руслан Шамуков/ТАСС, Егор Алеев/ТАСС, Ford, Ford Sollers

10 причин развода: почему Форд нас оставил

Конкретные меры

Борис Кравченко подчеркнул, что переговоры 15–16 марта касались именно сохранения завода во Всеволожске, тогда как судьба предприятий в Набережных Челнах и Елабуге на встрече не обсуждалась.

— В то же время руководство Татарстана предпринимает определенные действия, — отметил он. — Так, одним из 120 приоритетных инвестпроектов республики на 2019 год, которые недавно были опубликованы, является поддержка продвижения на российском рынке автомобилей Ford.

zavod4

Фото: ТАСС/Интерпресс/Евгений Асмолов

Речь идет о подписанном премьер-министром Республики Татарстан Алексеем Песошиным документе, в котором фигурирует инвестиционный проект по производству и продвижению на российском рынке автомобилей «Форд Соллерс Холдинг».

В пресс-службе главы Татарстана Рустама Минниханова «Известиям» сообщили, что в настоящее время республиканское минэкономразвития прорабатывает конкретные меры поддержки по каждому инвестпроекту.

— Вопрос по точным суммам и механизмам поддержки в работе, — сообщила официальный представитель казанского Кремля Лилия Галимова.

По словам источника «Известий» в автопромышленной отрасли, завод двигателей в Татарстане также может не сохраниться. Единственное предприятие, которому сейчас не грозит закрытие, — завод по сборке кроссоверов и коммерческой модели Transit в Елабуге, уточнил он.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий