Чип-тюнинг дизельного ДВС

Что такое чип-тюнинг: откуда берется мощность

Общая формулировка и определение чип-тюнинга: чип-тюнинг мотора независимо от вида топлива означает или подключение стороннего отдельного блока управления (чипа), или внесение изменений в программную (базовую) прошивку стокового (штатного) ЭБУ. Результатом станет изменение некоторых значений и параметров. Такая корректировка приводит к изменению ряда характеристик, а итогом станет изменение поведения двигателя на разных режимах его работы. В этой статье мы поговорим о чип-тюнинге методом прошивки ЭБУ.

Современные бензиновые и дизельные моторы для автомобилей изготавливаются с учетом жестких экологических требований и норм. Следование стандартам заставляет производителей программировать ЭБУ таким образом, чтобы мотор работал в узких рамках, постоянно балансируя между мощностью и экологией.

Данные особенности можно прочувствовать в процессе затяжного обгона, когда наблюдается резкое падение тяги после определенных оборотов. Водитель дизельного авто вынужден переключаться на повышенную передачу, так как ЭБУ не запрограммирован на увеличение подачи топлива в таком режиме. Наличие каталитического конвертера дополнительно снижает мощностную характеристику ДВС и т.п.

Вполне очевидно, что если пренебречь вопросами экологии, тогда раскрыть потенциал дизельного мотора можно полностью. Для этого устанавливается чип параллельно ЭБУ или же в сам электронный блок управления заливается специальная программа.

Чиповка дизельного или бензинового мотора позволяет добиться улучшения динамических характеристик автомобиля. Для дизельных моторов, которые изначально имеют внушительный показатель крутящего момента, профессиональный чип-тюнинг дизеля способен заметно изменить поведение и динамику автомашины.

Плюсы и минусы чип тюнинга

Традиционно для подобных публикаций, начнем с плюсов — это позволит лучше понять, что именно дает автомобилю прошивка:

  1. Это реальный способ повысить мощность движка (плюс 15-30%);
  2. Предыдущий плюс неизбежно вызовет увеличение расхода топлива, но на этот счет можно не беспокоиться. Дело в том, что чип тюнинг одновременно помогает снизить трату бензина, за счет корректировки угла опережения зажигания и оптимизации впрыска. Другими словами, минуса здесь не наблюдается. Мощность и крутящий моменты возрастают, а бензин тратится меньше! Экономия топлива, примерно, плюс 12%;
  3. Появляется реальная возможность адаптировать режим работы движка под индивидуальный стиль езды (например, молодежь сегодня поголовно стремится к спортивному режиму);
  4. Зачем еще прошивают машину? В тачках с турбонаддувом оптимизируется система включения и давления. В результате, снижается потеря крутящего момента (минус 30-40%);
  5. Еще одним существенным плюсом является улучшение работы системы кондиционирования, что благотворно сказывается на функциях холодного хода и запуска;
  6. Из предыдущего плюса вытекает перспектива сокращения времени разгона авто от 0 до 100 км/ч. Попробуйте сами и Вы увидите разницу, как говорится, не вооруженным глазом, а убедиться можете с помощью специальных приложений для замера разгона;
  7. Процедура позволяет раскрыть силовую динамику АКПП до максимума, устраняет рывки и дергания, делает ход плавным и мягким;
  8. Чип тюнинг активирует повышенный контроль за снижением токсичности выхлопов. Это важный плюс для окружающей среды;
  9. Все электронные системы начинают работать в полную силу, что ощущается при первом же после чиповки запуске двигателя;
  10. Чип тюнинг позволяет исправить заводские настройки ЭБУ (да, и там могут ошибаться), которые мешали мотору раскрыть потенциал;
  11. Еще одним весомым плюсом или положительным последствием чип тюнинга становится возможность перехода на бензин с более низким октановым числом (что финансово выгодно);
  12. Смельчакам, решившимся на выполнение чип тюнинга своими руками, мы назовем еще один плюс – они, однозначно, начнут лучше понимать устройство своего автомобиля, смогут легко устранять ошибки двигателя и, вообще, всей электронной начинки тачки.

Это были плюсы прошивки автомобиля, позволившие понять, на что она влияет. Однако, не спешите так сразу отвечать на вопрос «нужно ли прошивать машину» положительно, ведь вы еще не ознакомились с минусами данной процедуры!

  • Самостоятельный чип тюнинг отнимет у автовладельца массу времени. Ему придется тщательно вникнуть в теорию, детально разобрать этапы чиповки, приобрести оборудование, скачать нужный софт. А если еще и требуется демонтаж ЭБУ и замена микросхемы – на это отваживаются единицы. Однако, сделать прошивку своими руками — реально, мы вас не отговариваем! Просто будьте готовы к тому, что это непросто. Увы, но для многих такая сложность — минус;
  • Есть и альтернатива – можно обратиться в профессиональное тюнинговое ателье, но тут минусом станут финансовые затраты. Минимальная цена чиповки в нормальном сервисе – 3000 рублей. Обращение же в официальный дилерский центр «встанет» в десятку. Мастера-одиночки (самоучки) могут прошить авто за 2000 рублей. Если склонитесь к последнему варианту, ищите спеца по отзывам и рекомендациям!

  • Нелегальный чип тюнинг лишает автовладельца права на гарантийный ремонт;
  • Задумайтесь, почему завод-изготовитель устанавливает настройки на средние позиции? Чтобы снизить расход ресурсов ЭБУ. Один из главных минусов прошивки двигателя – чем больше она повысит его мощность, тем сильнее снизится срок его службы. Это касается всех систем, на которые влияет чип тюнинг;
  • Для качественного чип тюнинга требуется подобрать подходящий софт. Да, его легко скачать с Интернета, но сохраняется риск нарваться на подделку или «кривую» прогу. Или того хуже, на вредоносное ПО. Словом, качайте программы только с проверенных порталов;
  • Вот к каким минусам приводит неправильный результат чип тюнинга: увеличивается токсичность выхлопов (на 10%), расход топлива (до 20%) и других параметров. Происходит полная подмена показателей (вместо ожидаемого эффекта наблюдается деструктивно-обратный, плюсы становятся минусами);
  • Самое печальное последствие – полный сбой ЭБУ, с необходимостью его перенастройки или даже замены. Не доверяйте электронный мозг своей «малышки» дилетантам и трезво оценивайте свою готовность (если решили сделать чиповку своими руками).

Ну что, задумались, стоит ли делать прошивку автомобиля? Все минусы можно обобщить одной фразой – слишком высокая цена ошибки. И все же, плюсов у процедуры гораздо больше, чем минусов. В заключение, давайте порассуждаем над вопросом ее целесообразности!

Распределительный вал

Данную деталь часто меняют для того, чтобы немного поднять л.с., при этом многие останавливаются только на данном способе и в итоге отказываются от него спустя какое-то время. Валы является мозгом, но механическим.

Задача спортивных распредвалов в том, чтобы обеспечить необходимую подачу смеси в цилиндры за счет большей высоты подъема клапанов. Существуют низовые волы, предназначенные, для добавления л.с. при низких оборотах, также есть универсальные и верховые, которые поднимут мощность на высоких оборотах. Для того, чтобы понять какой из них что делает, необходимо смотреть насколько они поднимают клапана, если немного, то вы получите увеличение на низких оборотах, а если клапана поднимаются высоко, то как вы уже поняли сил станет больше на высоких оборотах.

Преимущества и недостатки прошивки дизельного ДВС

Установка тюнингового блока параллельно ЭБУ не представляет особой сложности, самостоятельная перепрошивка ЭБУ является достаточно сложной операцией без наличия опыта, программного обеспечения и технического оборудования. Программированием блока управления занимаются квалифицированные специалисты. Программный чип-тюнинг позволяет повысить мощность дизеля в среднем на 15- 25% без серьезных переделок, которые подразумевает глубокое форсирование дизеля путем замены узлов и деталей ДВС.

Преимущества чиповки дизельного двигателя

процесс прошивки дизельного ЭБУ является обратимым;
цена качественного чип-тюнинга дизеля вполне приемлема;
прошивка ЭБУ не занимает много времени и может корректироваться; 
чип-тюнинг дизеля исключает доработку впускного и выпускного коллектора;
возможность гибко изменять параметры ЭБУ для подгонки программы при тюнинге;
прошитый дизельный двигатель уверенно «тянет» без ощутимых мощностных потерь;
вождение автомобиля в процессе ежедневной эксплуатации становится более комфортным; 
чиповка дизеля способна повысить порог максимальной скорости и моментной характеристики;
чип-тюнинг означает отсутствие заметных вмешательств, что немаловажно для авто на гарантии;

Ресурс двигателя

Любые модификации программного обеспечения скажутся на ресурсе силовой установке — эффект может быть как положительным, так и отрицательным. Масштаб ущерба зависит от целей. Если просто немного поднять мощность, грубо говоря, «раздушить» мотор, то существенной потери ресурса не будет — максимум он уменьшится на 10-20 тысяч километров. Но если конкретно выжать из агрегата все соки, то скажется это довольно плачевно. Например, ресурс боевого турбомотора около 50000 км. Говоря про атмодвигатели надо понимать, что повышение мощности на атмосфере происходит благодаря смещению отсечки и изменению углов зажигания и топливных карт, ведь, чтобы получить от агрегата больше мощности, нужно загнать туда как можно больше топлива. Слишком высокие обороты существенно снизят ресурс мотора — примерно на 30%.

Особенности чип тюнинга дизельных двигателей

В дизеле топливо подается в камеру сгорания насосом высокого давления строго дозированными порциями. Для соблюдения экологических норм заводские настройки выставлены так, чтобы выбросы всегда содержали минимальную концентрацию вредных веществ. Для двигателя это означает «голодный паек», а для автомобилиста – потерю тяги при обгонах, медленную реакцию на нажатие педали газа.

Решить эти искусственно привнесенные проблемы в дизелепозволяет чип тюнинг двигателя. В нашей стране экологические нормативы намного более лояльны, чем в странах Европы. Машин у нас меньше, а пространства огромны – можем себе позволить дымить чуть больше без вреда для природы.

В результате чип тюнинга мощность дизельного двигателя возрастает на 25-40%. При этом стоимость услуги на профессиональных автосервисах находится в пределах 1% от стоимости мотора. Выгоднее, в сравнении с физическим форсированием, когда приходится заменять или калибровать множество деталей.

Особенности чип тюнинга двигателей для некоторых моделей

Очевидно, что такая тонкая операция как перепрошивка электронного блока должна выполняться опытными мастерами, использующими профессиональное оборудование. Самостоятельное или неквалифицированное вмешательство могут иметь просто фатальные последствия.

Toyota

Сегодня на рынке можно встретить предложения по чип тюнингу двигателей «Тойота» и других марок с помощью специальных блоков, подключаемых к ЭБУ. По заверениям производителей такую процедуру можно выполнить самостоятельно, а сложное оборудование не требуется.

Эти коробочки не могут заменить полноценную чиповку. Они лишь «обманывают» один или несколько датчиков. Это полумеры. Полноценная перепрошивка подразумевает изменения в настройке многих узлов, чтобы автомобиль работал слаженно, как и задумывал производитель.

KIA

Особенно осторожно следует подходить к чип тюнингу двигателей КИА. Дело в том, что при малейшей ошибке ЭБУ некоторых моделей просто выходит из строя

Хорошие результаты возможны только при использовании лицензионных версий прошивки.

Ford

Особенность чип тюнинга двигателей «Форд» заключается в том, что в большинстве моделей установлены атмосферные бензиновые агрегаты. Как известно, «атмосферники» не так отзывчивы на чиповку как дизели. При кустарном подходе на атмосферных бензиновых агрегатах прирост мощности составляет 10% и менее. На динамику авто такие изменения почти не влияют, поэтому смысла в этой операции нет.

Чтобы реально взбодрить фордовский атмосферный бензиновый мотор, придется изрядно потрудиться. Однозначно, такую работу необходимо поручать профессионалу

Также следует обратить внимание на уровень мастерской и поинтересоваться, какими прошивками пользуется специалист. Например, среди российских автомобилистов хорошей репутацией пользуются пакеты от «Лаборатории скорости»

Renault

Французские автомобили тоже можно усовершенствовать. Чип тюнинг двигателя «Рено» – вполне обычная процедура на многих автосервисах. Особенностью является требование к температурному режиму для некоторых ЭБУ. Да, бывает и так. Для выполнения перепрошивки температура электронного блока должна составлять не выше +40 °C.

Если вы желаете улучшить ходовые характеристики своего автомобиля без трудоемкого и дорогого форсирования двигателя – чип тюнинг просто идеальное решение.

Чип-тюнинг атмосферника

Многие водители задаются вопросом — можно ли чиповать атмосферный двигатель? Да, прирост производительности движка будет минимальным, но за счет оптимизации моментных моделей, карт зажигания и впрыска удаётся добиться заметного улучшения динамики. А это напрямую влияет на комфортность вождения и эмоции водителя.

Увеличение мощности на атмосфернике

Почему прирост на атмосферном двигателе меньше? Потому что нельзя увеличить подачу топлива в цилиндры из-за ограничений в доступе кислорода — нет турбины или компрессора, которые дополнительно подают воздух. Прирост после прошивки атмосферного двигателя в среднем на уровне 7%.

Что даёт чип-тюнинг атмосферника

  • Отзывчивую педаль газа;
  • Улучшенную работу ДВС при включенном кондиционере;
  • Прибавку тяги на низких оборотах;
  • Расширение рабочих диапазонов;
  • Большую эластичность мотора в средней зоне и до отсечки.

Видео о прошивке атмосферника

Лада Веста

Volkswagen Jetta

Ездить станет намного комфортнее, особенно в городском режиме. Это подтверждают отзывы наших клиентов.

Проверить эффект чип-тюнинга атмосферника легко: сделайте прошивку у партнера АДАКТ. Вы получите возможность тестировать её в течение 10 дней. Если ожидания не оправдаются, можно будет вернуть деньги

Посмотреть отзывы

Чип-тюнинг двигателя своими руками

Самостоятельно провести чип-тюнинг непросто. Для этого потребуется соответствующее оборудование: как минимум ноутбук и кабель для синхронизации компьютера и блока управления двигателем. А также понадобится огромный багаж знаний, ведь неправильной прошивкой можно с легкостью загубить мотор. Да, с атмосферным риск не так велик, но вот турбоагрегат неправильная смесь может убить моментально. Если вы всё-таки решили обновить свой мотор самостоятельно, то не поленитесь установить широкополосный лямбда-зонд, который позволит оценить топливовоздушную смесь, а для турбированных агрегатов понадобится датчик давления наддува.

Сначала разберемся с атмосферным двигателем. Залить готовую прошивку довольно просто: сама процедура не требует временных затрат. Но вот с поиском хорошей программы для вашего силового агрегата придется потрудиться. В итоге после массы прочтенных статей и тест-драйвов прошивок вы придете к своему идеалу. Если у вас абсолютно стоковая конфигурация, стоят стандартные распредвалы, нет изменений впуска и выпуска, то онлайн-прошивка вам не нужна, следует просто залить хорошую программу. А если вы собираете «злой атмосферник», то добиться максимальной отдачи получится только в режиме реального времени: в одиночку такое провернуть довольно сложно. Не проще ли съездить к профессионалам и зашить проверенную сотней автолюбителей прошивку?

Прошивка своими руками автомобиля ВАЗ

С наддувными моторами всё намного сложнее, поскольку повышать давление турбины нужно с умом. Если стоковый буст 0,5 бар, то выше 0,9 уже подниматься опасно как для двигателя, так и для компонентов нагнетателя. Также стоит понимать, что топливные карты могут быть прописаны до определенных значений буста, при превышении которого сработает отсечка. Такой мотор намного легче загубить, нежели атмосферный, но прирост мощности от правильной прошивки гораздо больше. При чиповке такого мотора нужно установить дополнительные датчики, сигнализирующие о температуре масла и выхлопа, а также сенсоры давления наддува и широкополосный лямбда-зонд. Я бы не стал рисковать двигателем, и направился бы к профессионалам.

Настройку ГБО рекомендуется производить только у мастеров. Неправильно откалиброванные форсунки и плохо настроенная подача газа может убить силовой агрегат за 10-20 тысяч километров. Если вам дорог двигатель, то для настройки газа следует обратиться в специализированную СТО.

Ресурс двигателя

Любые модификации программного обеспечения скажутся на ресурсе силовой установке — эффект может быть как положительным, так и отрицательным. Масштаб ущерба зависит от целей. Если просто немного поднять мощность, грубо говоря, «раздушить» мотор, то существенной потери ресурса не будет — максимум он уменьшится на 10-20 тысяч километров. Но если конкретно выжать из агрегата все соки, то скажется это довольно плачевно. Например, ресурс боевого турбомотора около 50000 км. Говоря про атмодвигатели надо понимать, что повышение мощности на атмосфере происходит благодаря смещению отсечки и изменению углов зажигания и топливных карт, ведь, чтобы получить от агрегата больше мощности, нужно загнать туда как можно больше топлива. Слишком высокие обороты существенно снизят ресурс мотора — примерно на 30%.

Какие методы чип тюнинга дизелей существуют

Методов модификации ДВС с помощью чип тюнинга два: изменение настроек ЭБУ и добавление так называемого Tuning box (по сути, альтернативного блока управления).

Сравнение методов чиповки дизеля

Каждый из двух методов имеет свои преимущества и недостатки. Среди нюансов – сложность процедуры, ее стоимость и т.д.

Классический чип тюнинг двигателя

Перенастройка ЭБУ требует навыков специалиста. Самостоятельно этим заниматься не стоит, хотя процесс кажется простым. Процесс перепрошивки выглядит легким: мастер копирует оригинальные настройки ЭБУ, отправляет на калибровку и меняет прошивку на модифицированную. Но на практическом уровне такая процедура требует знаний и опыта.

Положительные аспекты перепрошивки ЭБУ:

  • Возможность понижения экологического стандарта и установки газового оборудования.
  • Широкие возможности повышения мощности.
  • Возможность настройки под нестандартный двигатель (если заменены ресивер, распредвал, ГБЦ и т.д., но не настроен ЭБУ, роста мощности не будет).

Недостатки перепрошивки ЭБУ:

  • Риск необратимых повреждений ЭБУ (зависит от опыта автомастера).
  • Риск получить неверную прошивку. Файлы, направляющие работу двигателей, представляют собой, по сути, программное обеспечение. Часто они скачиваются из Интернета. Неопытный сотрудник СТО может поставить на двигатель похожую, но не на 100% подходящую прошивку.
  • Риск возникновения проблем при гарантийном обслуживании. Он не велик, но присутствует.

Тюнинг-бокс для двигателя

Тюнинг-бокс (альтернативный ЭБУ) представляет собой небольшое устройство, в котором содержатся измененные настройки мотора. Оно монтируется под капот, подключается к датчику давления в топливной рампе.

Положительные аспекты тюнинг-бокса:

  • Отсутствие рисков при обслуживании по гарантии.
  • Простота подключения. Часто предлагается услуга выезда мастера к автомобилю. Срок установки – 15 минут.
  • Возможность установки одного бокса на разные автомобили.
  • Безопасность. Если возникли проблема – бокс просто отключается.

Недостатки тюнинг-бокса.

  • Невозможность снижения экологического стандарта.
  • Невозможность использования для нестандартного, модифицированного мотора.
  • Стоимость, более высокая, чем оплата услуг мастера по перепрошивке ЭБУ.

Чип-тюнинг турбированного бензинового двигателя

Начнем с того, что турбо моторы могут работать не только на бензине, но и на различных смесях топлива, из самых распространенных это метанол и нитрометан. Данные смеси обладают более высоким октановым числом по отношению к бензину, соответственно при работе на них получается снимать больше мощности. Но такие виды топлива практически не используются на простых гражданских автомобилях, разве только самодельщиками любителями, для уличных гонок, а в основном только на спортивных супер карах. Соответственно на турбированных двигателях, теоретически — можно увеличивать мощность до бесконечности, ограничивается все прочностью самого железа и производительности турбины. Делается это только при глобальном подходе к тюнингу, в стадиях тюнинга Stage3 и выше, с частичной либо полной заменой большей части самого автомобиля на более усиленные детали.

Принцип работы турбированного двигателя

Мы же с вами поговорим про тюнинг гражданских автомобилей, без вмешательства в стандартное железо. Как вы уже поняли чип-тюнинг турбированного двигателя дает горазда больший прирост мощности и крутящего момента по сравнению с обычным атмосферным. Соответственно, конкретные цифры назвать, сложно даже в процентах, так как все зависит от самого мотора запаса его прочности и установленной на нем турбины. Например двигателя BMW спорт серий, уже работают практически на пределе прочности железа и большой отдачи ждать не стоит, без череватых последствий ремонта. Для обычных серийных двигателей это ориентировочно это 20-30%.

Рассмотрим замер мощности Skoda Octavia с турбированным 1.4 TSI:

  • Прирост мощности составил 20%
  • Прирост крутящего момента составил 19%

Конечно же, полка крутящего момента не такая как у турбодизеля, но для этой малолитражки это очень хороший результат, авто уже не будет теряться в потоке и на фоне аналогичных конкурентов, будет выстреливать.

Как изменится ресурс турбины после чип-тюнинга

Большинство автовладельцев с турбо моторами, естественно переживают за ресурс турбины, обуславливают это тем, что повышение мощности влечет за собой повышенный износ крыльчатки турбины. Но та самая крыльчатка турбины при активном работе двигателя, вращается постоянно, хоть с чип-тюнингом хоть без него. Мы к тому, что подвергается естественному износу в любом случае. После тюнинг прошивки, она начинает работать немного с повышенными температурами и то только при постоянных ускорениях и максимальных нагрузках. Хоть и как говорят современные турбины не страдают перегревом, но мы рекомендуем устанавливать турботаймер либо просто не глушить сразу двигатель после активной езды, оставив поработать на холостых 3-4 минуту, тем самым дать остыть турбине. Если придерживаться этих простых правил, турбина будет служить вам верой правдой, весь эксплуатационный срок, который обещает изготовитель.

Что даёт прошивка турбо-мотора

  • Электронная педаль газа становится более чувствительная и отзывчивая;
  • Уменьшается «Турбояма» или пропадает совсем;
  • Мощность и крутящий момент значительно возрастает;
  • Улучшается разгон автомобиля в целом.

Особенности проводимой процедуры

Тюнинг дизеля способствует тому, что:

  • увеличивается производительность силового агрегата, улучшаются свойства динамики, заметно облегчается управление транспортным средством. При этом все вышеперечисленные достоинства не требуют больших вложений денег (если проводить параллель с затратами на внесение различных конструктивных модернизаций в механику мотора);
  • на 3–5% уменьшается количество потребляемого топлива, что способствует возможности использовать более низкое октановое число;
  • в определённых моделях можно убрать ограничения скорости;
  • произойдёт сброс всех накопившихся в блоке управления автомобилем ошибок силового агрегата.

Как показывает практика, неудачный тюнинг дизеля может способствовать отказу блока управления. Это может произойти даже при наличии возможности сделать откат произведённых изменений.

Среди остальных отрицательных свойств безграмотно проведённой процедуры стоит отметить:

  • ощутимое снижение ресурса некоторых деталей мотора;
  • увеличенный расход топлива;
  • проблемы при прохождении планового ТО, ввиду того, что у автомобиля повысилась токсичность выхлопа;
  • неисправность с впрыском топлива.

Кроме всего прочего, следует помнить, что за профессиональный чип-тюнинг силового агрегата придётся отдать немалую сумму.

Преднамеренное сокрытие возможностей двигателя

Как бы странно это ни звучало, но знать о том, сколько стоит чип-тюнинг двигателя, должен абсолютно любой автомобилист. Связано это с тем, что каждый желающий может перенастроить работу электронного блока управления машиной. Все зарубежные автопромы выпускают транспортные средства, силовые агрегаты которых могут обладать лучшими характеристиками, нежели теми, которые им «предписывает» производитель. В основном эта уловка помогает продлить срок службы мотора и сделать четырёхцилиндровый мотор менее привлекательным по сравнению с его более дорогим шестицилиндровым аналогом.

Автопроизводителю нужно таким образом регулировать функционал электронного управления движка, чтобы межсервисный интервал был максимально большим

Стоит отметить, что практически все новоиспечённые автомобилисты, которые предпочитают выбирать исключительно новые транспортные средства из автосалонов, обращают пристальное внимание на срок, в течение которого необходимо будет проходить плановое обслуживание для замены масла и фильтров

Зарубежным компаниям сложно устоять на рынке в числе лидеров, они обязаны создавать такие авто, которые полностью подходят по экологическим нормам относительно выхлопа отработанных газов во всех странах мира. В свою очередь, преднамеренное уменьшение мощности силового агрегата во многом помогает решить эту проблему, так как машина с небольшой мощностью и незначительным расходом топлива способна выбросить в атмосферу меньшее количество вредных веществ.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий