Как хорошо все начиналось
Старт Evergrande был впечатляющим и стремительным. Компания пошла по традиционному для китайцев пути, скупая на корню или участвуя в бизнесе компаний, которые имели перспективные разработки, базу ноу-хау и технологий.
В ноябре 2019 компания объявила о планах инвестировать к 2021 году в разработку и производство электромобилей 45 млрд юаней (6,4 млрд долларов США). Тогда же Сюй Цзяинь сказал, что хочет, чтобы его компания стала крупнейшим в мире производителем автомобилей на зеленой энергии с годовым объемом продаж более одного миллиона единиц в течение пяти лет.
Деньги были потрачены с умом — они пошли на приобретение технологий и компаний, которые были необходимы для достижения поставленной цели или вложены в партнерство с ними. Список впечатляет: немецкая Hofer, наследница SAAB — шведско-китайская NEVS, купленная почти за миллиард долларов, FEV Group, EDAG, AVL и Magna.
Среди марок, в которых Evergrande поучаствовала финансово в обмен на знания в области дизайна и технологий был и производитель гиперкаров Koenigsegg — NEVS приобрела 20 процентов акций за 150 миллионов, а общая сумма инвестиций в Koenigsegg достигла 300 миллионов долларов.
Koenigsegg
Около 154 млн долларов планировалось инвестировать в 58% акций производителя литий-ионных аккумуляторов Shanghai New Energy Center.
Уже в 2020 бренд Hengchi, под которым Evergrande планировала развивать автомобильный бизнес, анонсировал первые шесть моделей электромобилей, а в апреле этого года Evergrande New Energy Vehicle Group, до того как компания продала свой первый серийный авто, она обогнала по стоимости Ford Motor Co и General Motors.
Но бизнес-модель все еще зависела от Evergrande Group. После того, как Evergrande New Energy Vehicle Group вложила около 50 миллиардов юаней (7,7 миллиарда долларов) в разработку автомобилей, она неоднократно сталкивалась с неудачами, вызванными проблемами материнской компании.
Убытки за первые шесть месяцев 2021 года составили 4,8 млрд юаней, и это не единственное, что беспокоит экспертов автомобильного сектора.
Hengchi 5.
Модельный ряд из девяти различных моделей выглядел амбициозным даже для устоявшегося производителя, как и прогнозировавшийся объем производства и продаж в 5 миллионов автомобилей в год. Некоторые авторы считают, что цифры были намеренно раздуты топ-менеджерами Evergrande для получения бонусов.
В прошлом месяце компания сообщила, что, возможно, ей придется снова отложить начало производства, если она не сможет найти новое финансирование. Сегодня рыночная капитализация Evergrande New Energy Vehicle Group упала более чем на 80 миллиардов долларов.
Китайцы разоряются, а страдают шведы
Среди компаний, которые могут стать покупателями автомобильного бизнеса Evergrande называют фирмы Nio, Xpeng и Xaiomi. Результаты переговоров пока не определены, а потенциальные покупатели отказываются от комментариев. Reuters также сообщило, что от 65-процентной доли в Evergrande Auto пытается избавится инвестиционная компания, поддерживаемая правительством Шэньчжэня.
Вне зависмости от результата, долговой кризис Evergrande затронет то, что когда-то носило гордое имя SAAB.
Завод SAAB в Трольхэттане
Шведско-китайская компания NEVS на 100 процентов принадлежит Еvergrande. Полное поглощение, которое происходило с 2019 года дало китайцам полный контроль над объектами NEVS в Тролльхеттане.
На бывшем заводе Saab, который сегодня является единственным заводом Evergrande за пределами Китая, находятся производственные мощности и лаборатории NEVS. Еще один завод должен был быть построен в Шанхае.
По сообщениям шведских СМИ, в рамках реструктуризации компания уже уволила 300 из 650 сотрудников в Швеции. Представитель NEVS ясно дал понять шведским СМИ, что финансовая ситуация в Evergrande отразится на автопроизводителе
Завод NEVS
Другим шведским производителем, который может пострадать из-за проблем в Китае, станет Sono Motors.
Эта компания со штаб-квартирой в Мюнхене планировала с 2023 года выпускать на шведском заводе Evergrande до 43 000 электромобилей марки Sion. Три дня назад Sono Motors сообщила изданию Еlectrive.com, что реструктуризация NEVS не повлияет на производство Sion.