Как защитить свой автомобиль от реагентов
Автомобилисты не любят зимний сезон не только из-за обилия снега и скользких дорог. Но и из-за реагентов, которые, казалось бы, помогают очищать дороги. Металл и резина, которые вступают в реакцию с реагентами, быстро теряют вид. Каменная крошка тоже не добавляет удобства — ехать по такой дороге на высокой скорости сложнее.
- Автомобиль нуждается в регулярной чистке зимой. Просто стряхнуть снег мало — на машине останется соль. Поэтому зимой регулярно необходимо отвозить автомобиль в мойку. Колёса и днище также нуждаются в регулярной очистке от соли и реагентов.
- Антикоррозийная обработка автомобиля. Автомобиль зимой необходимо обрабатывать средствами для защиты от внешней среды. Ведь из-за реагентов диски ржавеют, фары начинают мутнеть, а шины трескаться. Избежать этого можно с помощью подкрылок, полироля, защитных средств и антикоррозийной обработки.
- Отправить машину на зиму в гараж. Это довольно затратно, но оно стоит того. Гараж защищает машину от непогоды и лишней грязи.
Убирайте соль с машины как можно скорее после проезда по ней
Так рекомендуют автоэксперты и владельцы автомоек. Мы согласимся с ними лишь отчасти. Когда на улице до минус 5 градусов Цельсия и машина покрылась слоем грязи с реагентами, да, вариант только один — машину нужно ехать мыть. Но когда за бортом ниже минус 8, 10 °C, здесь мы бы не рекомендовали мчаться на автомойку, даже на сильно грязном авто.
Вот какую историю мы нашли на сайте drive2.ru :
Почему это произошло? Всему виной перепад температур и лед. Лед, который образуется после выезда из теплого бокса на мороз. Вода так или иначе остается в микротрещинах ЛКП, в недоступных для протирки скрытных полостях. На холоде она почти мгновенно замерзает, расширяется (как мы помним из школьного курса физики) и предоставляет, пусть и не сразу, доступ соленой воды к голому металлу. И здесь лишь дело времен, когда машина зацветет…
И еще. Скорость электрохимических и химических реакций зависит от температуры. Чем температура ниже, тем медленнее происходит окисление. При минус 8 и ниже реакции, которые разрушают металл, практически останавливаются. Поэтому даже если машина грязная, лучше дождаться оттепели и только потом ехать на мойку. Сделаете машине только лучше.
Можно ли обойтись без реагентов?
Частично да, но для этого потребуется больше времени и денег.
В 2016 году в Санкт-Петербурге попытались свести использование реагентов к минимуму, сделав упор на очистку дорог и вывоз сугробов с тротуаров. Эффект был ожидаем — увеличились затраты и время работы.
«Это требует больше затрат и усилий, ведь растопить снег проще, чем собрать и вывезти. Но такой подход приводит к лучшим результатам: на дорогах нет грязных луж и жижи, не страдают люди, автомобили, домашние животные и уличные растения», — говорили в 2016 году в комитете по благоустройству Северной столицы.
Спустя какое-то время соль вернулась на улицы Питера. В Москве даже таких экспериментов не делали, как разбрасывали тоннами химическую крупу – так и разбрасывают.
Как защитить автомобиль от реагента? Как снизить влияние реагента на кузов транспортного средства?
фото: NTB Scanpix
Автовладельцы и автоэксперты из США поделились своими наблюдениями на этот счет, выявив пять основных советов по практической защите автомобиля от преждевременного ржавления:
1. Зимой не стоит заезжать на автомобиле в глубокие лужи
Они содержат наибольшую концентрацию солей, которые, разбрызгиваясь, попадают на все части автомобиля под днищем и на кузов.
Хуже для кузова вашей машины может быть только дорожная техника с песко- и реагенторазбрасывателями, едущая перед вами, или свежеразбросанный реагент. Постарайтесь проезжать как можно реже по свежему веществу…
2. Обработайте днище автомобиля антикором (если машине уже более 3 лет)
Классический совет. Единственно, что хотелось бы уточнить: проследите, чтобы обработка составом производилась, в том числе, и всех скрытых полостей не только в днище, но и в дверях, порогах…
3. После мойки не пренебрегайте нанесением воска и защитных полимеров на кузов
Это отчасти убережет ЛКП на кузове от растрескивания и преждевременного старения, с доступом воды с солями к металлу. Но помните, что средство нужно восстанавливать после 4-5 моек.
4. Промывайте днище после зимы
Зарубежные автоэксперты рекомендуют промывать днище при помощи «Керхера» или на автомойках со специальными соплами, бьющими водой из пола.
Это, конечно, очистит днище, но процедура может негативно повлиять на защитный слой, нанесенный на днище. Мы бы рекомендовали по весне (когда сойдет снег и пройдет весенний ливень, чтобы реагентов на дороге уже не было) проехаться по умеренно глубокой луже. Как результат, большая часть днища щадяще «умоется» чистой весенней водой.
Только следите за тем, чтобы не обрызгать других участников дорожного движения, и не залейте воду в воздухозаборник, в противном случае получите гидроудар и огромный счет за ремонт двигателя.
Электролиты реагентов и солей — вот главный враг кузовов автомобилей
За окном самая настоящая русская зима, которую мы так давно ждали! Красота, да и только! Снег и мороз — что еще нужно для счастья любителям зимних прогулок по ближайшему лесу? Вот только автомобилистам не до смеха.
Мало того, что стихия завалила все парковочные места (без лопаты к машине не подходи), так еще и на дорогах местами наблюдается опасное сочетание — реагент и достаточно сильный для жителей средней полосы мороз: минус 16-20 градусов Цельсия.
Пожалуй, хуже такой дорожной обстановки — слякоть и заранее вылитый на дороги реагентный раствор. Идя на упреждение и не позволяя стихии сковать дорогу льдом, дорожники делают не только благо, повышая безопасность, но и оказывают автомобилистам медвежью услугу — кузова их автомобилей начинают гнить в разы быстрее.
фото: theruststore.com
Похоже, и реагенты стали «более цепкими», это наблюдают автомобилисты в разных странах, например в США.
Химические соединения куда лучше прилипают к поверхности автомобилей, въедаются в различные материалы и начинают их разъедать. В расход идет не только металл, но и качественный металл вроде «нержавейки», алюминий; пластикам тоже приходится несладко (со временем некоторые их виды пересыхают и трескаются), шланги покрываются сетью мелких трещин и через время могут дать течь или даже лопнуть.
В общем, под прессом хлорида (отличного катализатора гниения и разложения компонентов автомобиля) сдаются все компоненты автомобиля:
- кузов;
- подвеска;
- рычаги (даже алюминиевые. Они тоже окисляются, но только несколько по-другому, чем обычный металл);
- выхлопная система (особенно подвержена ржавлению из-за повышенной температуры при работе двигателя автомобиля и скачков температуры);
- тормозная система и другая гидравлика, ну и так далее.
В общем, окисляется все, но с разной скоростью.
фото:
Дорожный реагент — это искусственное химическое вещество, с помощью которого зимой чистят дороги от снега и гололеда.
Реагенты бывают сыпучие или в виде растворов.
Важно отметить, что твердый реагент, хоть и сложносоставная «химия», в его основу все же в основном входит соль. В России используется так называемый хлористый кальций, хлористый кальций натрий, соль техническая (NaCl) — это антигололедный реагент
Эти составы, как раз и наносят максимальный урон кузовам автомобилей.
Применяются также и жидкие реагенты. В их состав помимо прочего входит азот. По всей видимости, они не менее губительны для металла, чем его аналоги.
Отсюда возникает важный вопрос:
Откуда берется черная жижа
Почему зимой после обработки смесями противогололедных реагентов на дорогах образуется черная жижа? Сухая смесь ПГР — белая, а в растворе прозрачная, но после ее нанесения на белый снег под колесами автомобилей и у нас под ногами вдруг появляется черная грязь. Летом подобной грязи не бывает.
Логика подсказывает — виноваты реагенты. Наши исследования показали, что в результате реакции гидролиза, возникающей при воздействии химической смеси на лед и снег, образуется не просто талая вода, а водный раствор продуктов гидролиза с агрессивными свойствами. Главная особенность в том, что раствор имеет щелочную реакцию (слабая щелочь с рН до 8-9) и насыщен солями хлора. Такой раствор способен частично растворять битумные фракции, содержащиеся в асфальте, которые и придают остаткам противогололедных реагентов черный цвет. Воздействие шипованной резины автомобильных колёс, да и обычных колес усиливает эффект.
«Колейность» на дорогах (образование продольного углубления вдоль колесной полосы глубиной до 10 см), от которой страдает город, — тоже результат применения реагентов, усиливающего износ асфальта.
Мы провели простой эксперимент: в бутыль с кусками асфальта залили «чистый» прозрачный раствор противогололедных реагентов, закрыли пробкой и периодически встряхивали бутыль в течение 6 месяцев. В итоге масса асфальта уменьшилась за это время на 2%, сам раствор помутнел, в нем появились белые хлопья. По всей видимости, это связано с растворением в щелочной среде раствора противогололедных реагентов нафтеновых и ароматических кислот, содержащихся в асфальте, что и придает раствору темный цвет. Отсюда и берется черный цвет жижи.
Внешний вид образцов асфальта в растворе жидких ПГР. Слева — до 6-месячной выдержки, справа – после нее
Как защитить домашних животных
Чаще всего зимой доставляют неудобства прогулки, но пострадать может и животное, которое всегда находится дома. И для домоседа это хуже — питомец не привык сталкиваться с агрессивной уличной средой.
Основные ситуации, когда это происходит:
- владелец пришёл с улицы, и реагенты с обуви остались на полу;
- питомец на прогулках передвигается по тротуару;
- питомец случайно лизнул или заигрался с грязным снегом.
Как защитить домашнее животное на прогулке
Реагенты легко разъедают кожаную обувь. Кожа на лапках питомцев — не исключение. Любой контакт животного с реагентами может привести к сухости кожи, ранам, аллергии и другим повреждениям.
Способов бороться с этим довольно много, поэтому мы обратились к специалистам, чтобы отобрать самые лучшие. В «ВетЭксперт» рекомендуют следующие способы как самые эффективные.
- Использовать защитный крем для питомца. Существуют специальные кремы, гели и аэрозоли, которые создают барьер между кожей животного и окружающей средой. Подобные средства направлены на то, чтобы реагенты не смогли повредить лапки. Бюджетным вариантом защиты может быть вазелин.
- Использовать на прогулках обувь для животных. Этому способу можно доверять больше всего: такая обувь специально создана, чтобы не пропускать вредные элементы на кожу питомца. Но к минусу стоит отнести то, что далеко не каждый питомец готов в ней ходить.
- Выгуливать питомца в чистой зоне или на площадке. В большинстве больших городов есть площадки для выгула животных. Если вблизи нет такого пространства, но есть лужайка — продумывайте маршрут так, чтобы либо донести питомца до чистого снега, либо минимально контактировать с тротуаром.
После прогулок обязательно нужно мыть лапы питомца. Кремы и защитные средства наносятся перед прогулкой. Хороший крем защищает питомца не только от реагентов, но и от холода.
Как защитить питомцев дома
Приходя с улицы, можно принести реагенты на обуви и верхней одежде
И простой уборки будет недостаточно: важно чистить одежду и не давать питомцам с ней контактировать
Главные правила в такой ситуации для владельца домашнего животного:
- Регулярно протирать свою обувь, сумку и верхнюю одежду. Это правило вынуждает тратить больше времени на сборы и уход за своими вещами, но польза однозначна как для самих вещей, так и для домашних обитателей.
- Убирать пол в прихожей зимой чаще, чем обычно. Человек в среднем делает уборку жилья несколько раз за месяц. Но зимой зона прихожей нуждается в уборке чаще — незаметные для глаза, крошки соли, песка и стаявшая с обуви вода несут в себе реагенты.
- Не позволять питомцам играть с обувью. Собаки или кошки иногда любят заиграться с хозяйскими ботинками. Животное привлекает множество новых запахов. Но это небезопасно: если питомец проглотит реагент, последствия могут быть гораздо хуже, чем при контакте лапками.
Последний пункт требует отдельного внимания: питомцу нельзя позволять есть снег с тротуара. Если собака хочет пить, лучше взять с собой дорожную поилку. Любой снег на улице — грязный, даже если он белый. Редкое исключение — снег вне города и автострад.
Защитить питомца от таких неприятностей поможет «Манго Страхование»: в страховку входит круглосуточный чат «ВетЭксперт», где ветеринар готов помочь с любой проблемой.
Миграция талых вод и засоление почв — причины коррозии и аварий
Для того чтобы судить об экологических последствиях, надо проследить путь миграции противогололедных реагентов с автомобильных дорог. По технологиидорожные остатки ПГР (жижа) должны собираться и утилизироваться сразу после того, как лед растаял. Однако этого не делается — жижа лежит и на дорогах, и на тротуарах несколько дней. А если ее и убирают, то не специальной техникой, а просто сметают с обочин на тротуары или края газонов. Между уборкой и вывозом снега с обочин и уборкой жидких остатков ПГР есть разница. Жижу должным образом не убирают, она скапливается и весной вместе с талыми водами мигрирует в почвы и подпочвенные грунты, вызывая их засоление.
От засоления почв вдоль обочин на газонах гибнет трава (городские власти вынуждены ее заменять, высаживая «рулонные газоны»). Засоление грунтов вызывает подземную коррозию: в засоленных грунтах резко падает электрическое сопротивление, активизируются блуждающие токи, и это ведет к разрушению подземных металлических конструкций, прежде всего трубопроводов, кабельных сетей и даже железной арматуры в заглубленных бетонных сооружениях.
Почему именно соль
Для борьбы со льдом соль используется с конца XIX века. Ледяная корка, вступая в химическую реакцию с натрием, за короткий промежуток времени тает превращается в лужу, которая не замерзает даже при температуре ниже минут 10.
Пару десятков минут, и проезжая часть становится абсолютно безопасной — шины не скользят, а из препятствий только слякоть, которая не провоцирует аварии и легко убирается грейдером.
Однако вместе с быстродействием у соли есть и большой недостаток. Еще в XIX веке отмечалось, что она разъедала копыта лошадей.
В настоящее время соль наносит вред шинам автомобилей, нашей обуви и лапам животных. Тем не менее, на улицах дворники разбрасывают зачастую именно её.
В некоторых городах уже задумываются об ограничениях использовании этого едкого компонента. Например, в 2019 году ее использование в Санкт-Петербурге ограничили — в Северной столице соль применяется точечно при резких колебаниях температуры.
Какими бывают реагенты
По разновидностям в Москве распространены следующие смеси и растворы:
? Песок + соль. Самая распространенная комбинация. Не требует специального оборудования
? Хлорид натрия (или обычная соль). Дешево для коммунальщиков и опасно для пешеходов и водителей. Особенно сильно разъедает резину и обувь.
? Хлористый кальций. Плавит лед быстро и без ущерба для экологии, при попадании в почву удобряет ее. Работает даже при минус 30. При этом способен вызвать аллергию у человека и ожоги лап у животных.
? Хлористый кальций модифицированный. Устойчив к сильным морозам, разъедает все на своем пути — лед, резину, обувь, асфальт. Ядовит для животных
? Соль + мраморная крошка или гранитный щебень. Абразивные материалы безопасны для человека и животных. Правда, их необходимо использовать правильно, иначе они закупорят ливневки, и весной на улице будут стоять лужи.
Реагенты также бывают двух типов:
? Жидкие. Используются при температуре не ниже минус 5 градусов, потому что если поверхность уже успела покрыться слоем льда, то налитая сверху жидкость только усугубит дорожную ситуацию, ухудшив сцепление с дорогой.
? Твердые. Менее прихотливы, подходят для использования при любой погоде.
Во всех типах используемых в России реагентов одним из основных компонентов является соль. Химикаты разной степени опасности для вещей, людей и животных – добавлять по вкусу.
Реагенты и автомобиль.
Портят ли антигололёдные реагенты мой автомобиль? Кто из нас не задавался таким вопросом, видя, как дорожные службы щедро поливают новомодной химией свежевыпавший снег. К тому же, почти все авто-форумы пестрят жалобами на негативное воздействие реагентов на кузовную часть машин.
Коммунальщики, в свою очередь, неустанно повторяют, что антигололёдные средства совершенно безопасны и для людей, и для дорог, и для машин. А самые оптимистичные заявляют, что в их чудо-жидкостях есть даже антикоррозийные присадки, которые сохранят вашу машину чуть ли не в первозданном виде.
Но здесь чиновники все же лукавят, забывая добавить, что по нормативам, снег, смешанный с реагентом, необходимо убрать с дорог в течении 4 часов, а после этого, коктейль из грязи, снега и выхлопных газов может устроить вашему железному коню настоящую кислотную ванну. К тому же, не брезгуют наши дорожниками и старой-доброй песко-солевой смесью. Вот тут уже никаких «но» быть не может, соль – злейший враг кузова и резины, а песок – отличный абразив.
Как же защитить свою машину от «подарков» коммунальных служб?
– Антикоррозийная обработка авто раз в два года, решит множество проблем. Но если автомобиль старый: состав не пропитает уже образовавшийся слой ржавчины и не доберется до металла. В этом случае, гораздо эффективнее произвести проливку полостей, то есть подать «антикор» прямо на внутренние стенки кузовных панелей. После продолжительной “тектиловой ванны” слой ржавчины пропитается насквозь, и металл изолируется от продуктов коррозии.
– Не следует пренебрегать мойкой машины зимой, нельзя позволять агрессивной химии скапливаться на корпусе. Бытует мнение, что пропитанная реагентом грязь, высыхая на кузове, уже не причиняет машине вреда, а даже защитит металл. Это не так! Конечно, подсохший химический коктейль не столь активен, но все же он не перестает вгрызаться в ваш автомобиль. Главное, чтобы на мойке не пользовались сильно горячей водой. Резкий перепад температур создаст новые микротрещины на лакокрасочном покрытии.
– Поэтому, не забудьте нанести на свежевымытую машину полироль. Средство не только защитит от реагентов, но и поможет вашему автомобилю дольше оставаться чистым и блестящим. Здесь идеально подойдут полироли Cosmic и ASK-1. Но зимой их лучше наносить прямо на автомойке или в теплом боксе, предварительно высушив авто. А если такой возможности нет или необходимо сэкономить время, воспользуйтесь экспресс-полиролью Higlo Wax. Это простейшее в использовании средство можно наносить, даже на мокрую машину, главное, чтобы она была чистой.
– Особое внимание при мойке и уходе нужно уделить подкрылкам и колесным аркам, ведь именно здесь скапливаются самые большие отложения пропитанной реагентами грязи. В этой ситуации нас выручит антигравийное покрытие Under Coat, оно создаст мощную защитную пленку, которая не только не позволит химии добраться до металла вашего авто, но и защитит от щедро рассыпанного по дорогам песка
Как проблема с вредными реагентами решается в других странах
Все зависит от погоды. Наиболее распространенное решение — мраморная крошка, но в чрезвычайных ситуациях можно прибегнуть и к более эффективным решениям.
В Финляндии в Хельсинках зима 2019 года выдалась суровее, чем предыдущие, и расходы на защиту дорог увеличились.
Главный пункт борьбы со снегом в Хельсинки — вовремя чистить.
Все улицы делятся на три категории: главные дороги с активным движением, дорогие средней загруженности и небольшие улицы — преимущественно в жилых кварталах.
Дороги первых двух категорий очищаются каждый день до 7 утра, небольшие улицы — раз в три дня.
Своевременная чистка не всегда помогает, поэтому в Хельсинках также применяется соль. Правда, состав реагента изменен, чтобы он наносил окружающей среде меньше урона.
«Чтобы сохранить уровень засоления почв настолько низким, насколько возможно, рекомендуется использовать увлажненную соль», — говорит инженер-специалист по техническому обслуживанию в администрации Хельсинки Туомас Лаутаньеми.
Аналогичным методом снижают урон от соли в некоторых провинциях Канады (в Онтарио и Квебеке). Там используется соль на основе сока сахарной свеклы. За счет собственных кислот она тоже работает как реагент — в результате на растапливание льда требуется на 30% меньше соли.
Кроме того, сок сахарной свеклы делает раствор более плотным, поэтому соль лучше прилипает к асфальту и эффективнее растапливает лед.
Как выяснилось, полностью отказаться от реагентов невозможно. В таком случае, на чистку дороги уйдет гораздо больше времени, чем с ними.
Но можно свести их использование к минимуму или снизить урон с помощью изменения состава. Жаль, что у нас об этом не думают, продолжая посыпать дороги ядовитыми химикатами вперемежку с солью.
Не забудьте стряхнуть ноги перед домом.
iPhones.ru
Не просто соль.
Жидкие реагенты
Жидкие реагенты — это предмет споров экологов. Азот, который входит в состав многих жидких средств, вреден для почвы и природы в целом. Но с другой стороны, жидкие реагенты дешевле твёрдых.
Очевидный минус — срок службы жидких реагентов. Обработка требуется минимально два раза в день. Химический состав у таких средств сложный, а производство многоэтапное.
Плюсы жидких реагентов:
- быстро растапливают снег;
- независимы от температуры;
- их проще наносить, чем твёрдые;
- расход таких средств меньше.
Минусы жидких реагентов:
- сложный химический состав — выше вероятность аллергии у людей и вреда для природы;
- производство таких реагентов дороже;
- для эффективности их нужно чаще наносить на дорогу.
Обувь, сумки и одежда
Соль и химические реагенты — неблагоприятная среда для аксессуаров. Вреда не наносит только каменная крошка. Разумеется, обувь страдает больше всего — от прямого контакта. Но одежда, сумка, чемоданы и другие элементы уличного стиля также не защищены от агрессивных химикатов.
Как защитить обувь и сумки от реагентов
Обувь и аксессуары вроде сумок можно вынести в отдельную категорию. Способ защиты зависит от материала.
Материал можно разделить на три группы: искусственный гладкий (кожа или лак), натуральный, искусственный шероховатый (замша)
Структура материала влияет на то, какие средства можно использовать — на это обязательно надо обращать внимание
Основные правила, чтобы сберечь обувь и галантерею от реагентов:
- Обрабатывать сумки, чемоданы и обувь средством от влаги. Такие средства могут быть предназначены для конкретного материала или универсальными. Первый вариант дороже, но позволяет купить самое надёжное средство.
- Обрабатывать поверхность и швы специальными кремами. Крем для обуви и сумок поможет сразу в двух моментах. Во-первых, крем помогает сохранить качество материала. Во-вторых, не даёт проникнуть реагентам внутрь через швы и защищает покрытие целиком.
- Правильно просушивать обувь и сумку. Прежде чем поставить обувь сушиться, необходимо аккуратно протереть её губкой или сполоснуть. Если реагент или соль засохнут, они могут впитаться в поверхность, и их будет уже не вывести. То же самое касается сумок. Сушить лучше естественным путём, а не феном или на батарее.
Как защитить верхнюю одежду от реагентов
Верхнюю одежду защитить проще всего. Тканевые вещи редко впитывают реагенты так сильно, как обувь или сумка. Но и тут есть несколько правил.
- Каждый сезон верхнюю одежду нужно чистить перед уборкой в шкаф. В этом моменте нельзя лениться: куртка или пальто помимо реагентов могли впитать в себя много остаточных веществ.
- Если одежду всерьёз запачкали реагенты, её нужно отнести в химчистку. Самостоятельно пытаться отстирать реагенты может быть небезопасно. Также есть серьёзный риск повредить вещь, если взять неподходящее средство.
- Верхнюю одежду надо обрабатывать защитными средствами. Специальные аэрозоли образуют защитную плёнку и не дают реагентам вступить в реакцию с материалом, что сохраняет одежду.
Подводя итоги
К сожалению, на сегодняшний день разумной и экологичной альтернативы реагентам практически нет. В масштабах суровой российской зимы каменная крошка может не справляться, на автострадах и больших магистралях необходимо использовать соль и реагенты. Иначе бы количество ДТП из-за обледенелой дороги существенно возросло.
Помните следующее
всё, что касается реагентов, нужно предварительно обрабатывать;
после контакта с реагентами важно поддерживать чистоту;
нужно быть готовым к периоду холодов заранее.
Берегите себя, своих питомцев и близких. Предупреждён — значит, вооружён.
Материал подготовлен при участии специалистов «ВетЭксперт» и цифровой страховой «Манго