Как определить раннее или позднее зажигание

Как выставить зажигание на инжекторе своими руками

Инжектор управляет впрыском топлива, а также может управлять зажиганием. На всех новых инжекторных машинах зажигание устанавливается компьютером и регулируется с помощью заливки разных прошивок.

Но так было не всегда, и на более старых машинах, тех же японцах из 90-х, компьютер регулирует только впрыск топлива, а момент зажигания выставляется с помощью трамблёра и выставляется так же, как и на жигулях старых моделей, а в зависимости от оборотов опережение зажигания регулируется с помощью более сложной, чем на карбюраторных жигулях, вакуумной системой. Порой, прорвётся одна трубка, и на рабочих режима может пропадать тяга, придётся искать и исправлять этот дефект.

Но вернёмся к более современным системам зажигания, которые управляются с помощью компьютера, тем более, что именно такие изначально ставили на инжекторный ВАЗ.

Датчики и метки системы зажигания

Для правильной работы системы зажигания компьютеру необходимо считать правильную информацию с датчиков. В последующем эта информация обработается в соответствии с топливными картами, зашитыми в инжектор.

Основной сигнал поступает от датчика коленвала. Этот датчик показывает, в каком положении находится коленвал в данный момент времени и ориентируясь на него, рассчитывает, в какой момент надо впрыснуть топливо, и в какой момент поджечь это самое топливо, в зависимости от оборотов двигателя, которые также определяются по этому датчику.

1 – задающий диск коленчатого вала; 2 – датчик положения коленвала; 3 – угол поворота коленчатого вала; 4 – выходной сигнал датчика положения коленвала

А вот так выглядит типичный сигнал, получаемый компьютером с датчика коленвала

Обратите внимание на 270°- это как бы нулевая точка, показывающая компьютеру, что произведён оборот двигателя и начинается новый цикл. Достигается это за счёт отсутствия зуба на задающей звёздочке коленвала

Электронное управление зажиганием

Как выставить угол зажигания? На системах с электронными системами управления зажиганием это можно сделать с помощью компьютерной диагностики, которая подключается к Электронному Блоку Управления (ЭБУ) или «мозгам» автомобиля. И там можно посмотреть, как работает двигатель в реальном времени- какие сигналы поступают с датчиков, какие обороты двигателя, расход топлива, момент впрыска, угол опережения зажигания и другие входные и выходные данные.

В основном, при эксплуатации не надо ничего менять, если вы не меняете прошивку. То есть, если машина стала как-то неправильно работать, то скорее всего могут быть несколько причин:

  1. С датчиков поступает неправильный сигнал- в этом случае можно заменить предполагаемый неисправный датчик на подменный, заведомо рабочий, и посмотреть, изменится ли результат.
  2. Напряжение в сети неправильное и соответственно датчики отдают неправильный сигнал. Входной сигнал на датчик составляет 5В, если этот показатель будет другим, то ЭБУ получит неправильные входные данные и двигатель не сможет работать в нормальном режиме.
  3. Неисправен ЭБУ. Довольно часто случается, что перебрав всё, что можно, оказывается, что полетели мозги. Но не страшно, на ВАЗ они недорого стоят.

Поэтому как таковое, зажигание не выставляют на инжекторных машинах, оно уже заложено в систему, но стоит проверить, правильно ли выставлены метки.

Регулировка меток зажигания на инжекторе ВАЗ-2110

При работе двигателя есть некоторые фазы, которые должны работать синхронно, распредвал должен совпадать с коленвалом, а с ними должны коррелировать моменты впрыска топлива и зажигание. Рассмотрим это всё на примере ВАЗ-2110.

Раннее зажигание, признаки, причины

Изначальный угол опережения зажигания под определенный бензин выставляется при работе двигателя автомобиля на холостом ходу. Такое опережение необходимо для правильной работы двигателя. При его работе под нагрузкой необходимо еще большее опережение зажигания, что достигается за счет работы центробежного и вакуумного регуляторов опережения зажигания. Но, если начальный угол выставлен слишком рано, то работа регуляторов накладывается на этот неправильный угол, делая зажигание настолько ранним, что приводит к большим проблемам в работе двигателя.

Признаки раннего зажигания

В зависимости от того насколько угол опережения зажигания отклонился от нормы признаки раннего зажигания будит либо практически незаметны, либо видны практически невооруженным взглядом.

Проблема с запуском двигателя Двигатель запускается не с первого-второго раза. Может быть обратное вращение коленчатого вала после выключения зажигания.

Двигатель автомобиля неустойчиво работает на холостом ходу Выровнять обороты ХХ винтами на карбюраторе невозможно или двигатель работает устойчиво только при установке повышенных оборотов.

Вялая динамика автомобиля на скорости При этом трогание с места и разгон могут быть вполне приемлемыми, а вот на скорости мощность и приемистость двигателя недостаточные («машину как-будто кто-то держит сзади»).

«Стучат пальцы» Постоянная детонация (дробный, стрекочущий звук от двигателя) при движении автомобиля, усиливающаяся при нажатии на педаль «газа» и не пропадающая после ее отпускания.

Свечи зажигания черные Плохо сгорающее топливо оседает черным нагаром на свечах зажигания приводя к их быстрому выходу из строя.

«Выстрелы» в глушитель при работе на холостом ходу Не сгоревшее топливо догорает в глушителе хлопками. Пропуски зажигания через раз работающих свечей зажигания.

Черный дым из глушителя Дымит не сгоревшее топливо.

Повышенный расход топлива На выполнение своей работы в режиме слишком раннего зажигания двигателю требуется намного больше топлива.

Перечисленные выше признаки раннего зажигания могут быть признаками других неисправностей, например, с карбюратором («переливает»), топливной системы (слишком сильно качает бензонасос), системой зажигания и пр. Но, в любом случае при их появлении в первую очередь проверяем правильность установки угла опережения зажигания, а потом уже смотрим карбюратор и все прочее.

Причины появления раннего зажигания

— Причиной слишком раннего зажигания чаще всего является неверно выставленный момент опережения зажигания на холостом ходу двигателя. Все рекомендации и требуемые углы опережения зажигания см. в следующих статьях на сайте: «Установка угла опережения зажигания на ВАЗ 2108, 2109, 21099», «Установка угла опережения зажигания на ВАЗ 2101, 2102, 2103, 2104, 2105, 2106, 2107».

— Если начальный угол опережения зажигания выставлен правильно, а признаки слишком раннего зажигания все же имеются, то следует проверить центробежный регулятор опережения зажигания. Он должен включаться в работу на оборотах чуть выше оборотов холостого хода и постепенно, в зависимости от оборотов двигателя увеличивать угол. Ослабление или поломка пружин регулятора могут привести к тому, что центробежный регулятор будет сразу увеличивать угол опережения зажигания до недопустимых значений.

— На автомобилях ВАЗ 2105, 2107 с контактной системой зажигания следует проверить зазор между контактами прерывателя в трамблере, так как его величина напрямую влияет на угол опережения зажигания.

Примечания и дополнения

— Основной проверкой наличия раннего или наоборот позднего зажигания на автомобилях ВАЗ 2105, 2107, 2108, 2109, 21099 является проверка в движении. Когда, двигаясь со скоростью 40-50 км/ч, на ровном участке дороги, резко нажимаем на педаль «газа». Должна возникнуть небольшая кратковременная детонация (дробный, стрекочущий звук со стороны моторного отсека). Если она появилась и пропала, хорошо, зажигание выставлено верно. Появилась и не пропадает, зажигание слишком раннее. Нет никакой детонации — позднее зажигание.

Чем грозит неправильно выставленный УОЗ

Итак, мы уже выяснили, что если воспламенение ТВС в виде искры, генерируемой свечой зажигания, происходит раньше обычного, расширение сжатой смеси в результате её сгорания начнет происходить ещё до того, как поршень прошёл ВМТ, то есть на стадии его подъёма. А значит, поршню будет тяжелее пройти остаток пути вверх, прежде чем начнётся его движение вниз, во время которого и происходит оптимальная отдача энергии отработанных газов.

При позднем зажигании количество полезной работы, совершаемой поршнем, также уменьшается, поскольку часть пути он будет проходить по инерции, а часть энергии будет растрачена впустую и направлена в систему выпуска, разогревая её вместо повышения КПД силового агрегата.

Последствия неправильно выставленного зажигания могут оказаться очень серьёзными. Если допустить длительную работу мотора на позднем зажигании, будут нарушены все условия оптимального процесса сгорания горючего. В частности, в момент, на который приходится пик давления отработанных газов, поршень уже движется вниз, поэтому вся ТВС сгореть не успевает, что приводит к оседанию несгоревших частиц на стенках цилиндра. Накапливаясь, такой нагар может привести закоксовке двигателя, что чревато его поломкой с необходимостью выполнения капитального ремонта.

Но не следует полагать, что ранее зажигание менее опасно. В этом случае энергия, выделяемая в процессе горения, направлена против движения поршня, тормозя его на пути в ВМТ, а это становится причиной возникновения серьёзных ударных нагрузок, причём не только на ЦПГ – пострадать может и КШМ. Вот эти ударные воздействия и проявляются в виде хорошо различимых металлических стуков. Если не реагировать на такие симптомы, дальнейшая эксплуатация силового агрегата грозит деформацией шатунов, прогоранием поршней, а также ускоренным износом вкладышей коленвала. А эти проблемы более серьёзные, чем последствия позднего зажигания.

Так что правильный УОЗ – гарантия длительной и беспроблемной работы мотора. Однако на современных инжекторных двигателях за правильную установку отвечает бортовой компьютер, так что самостоятельно поправить угол опережения зажигания не удастся. Единственная возможность в случае появление проблем – перепрошивка ЭБУ, или же внесение в блок управления корректирующей информации.

Вы спросите, почему же электроника допускает сбои в зажигании? Тому есть объективные причины. Дело в том, что регулирование момента зажигания осуществляется на основе данных, поступающих от многочисленных датчиков. Ориентируясь на эту информацию, ЭБУ определяет, в каком объёме и в какой момент подавать в камеру сгорания горючее и воздух, а также когда подать искру для воспламенения смеси. В данном случае сбои в работе датчиков и являются основной причиной изменения УОЗ, и далеко не всегда бортовой компьютер правильно реагирует на такие ситуации. Вторичной, менее распространённой причиной изменения УОЗ является нарушение геометрии составных частей силового агрегата.

В таких ситуациях остаётся только проверить исправность работы датчиков. И, конечно, совпадение меток на коленчатом/распредвале. Впрочем, на ранних версиях инжекторных двигателей ЭБУ отвечает только за функционирование системы подачи топлива, поэтому регулировочные работы по выставлению зажигания выполняются примерно так же, как на карбюраторных моторах.

Как определить раннее или позднее зажигание

Чтобы предотвратить сбои в моторчике любимого транспорта, надлежит понять запаздывает или опережает возжигание. Чтобы помочь в диагностировании и поставить правильный диагноз следует пройтись по этим пунктам плана проверок:

  • Насколько сложно запустить машину?
  • Насколько увеличился расход топлива за последнее время?
  • Мотор стал слабее работать. Причина потеря приемистости.
  • Угол опережения зажигания на холостом ходу провоцирует непредсказуемую службу.
  • При давлении ногой на педаль газа теряется прежняя отзывчивость, кажется, что есть какие-то преграды в нажатии.
  • Слышны неприятные звуки под капотом во время езды, что является одним из признаков детонации.
  • Когда выставлен неправильный зажигательный угол, то это повлечет за собой появление характерных звуков, от карбюратора и выпускающей системы, если эту проблему не решить, то это повлечет за собой серьезные поломки, помните, что регулярная детонация усугубит проблемы!

Признаки раннего зажигания

Для диагностики следует пройтись по пунктам:

  1. Сердце внутреннего сгорания издает неприятный металлический треск, как будто какие-то стальные детали ударяются друг об друга.
  2. Обороты выполняют свою функцию некорректно и плавают.
  3. При резком задействовании газа, сердце автомобиля не справляется с подачей большого количества горючего.

Позднее зажигание признаки

Теперь рассмотрим обратный пример, когда химическое вещество зажигается гораздо позже, поршня, который уже находится внизу. И горючее догорает, когда деталь возвращается вверх. Признаки данной проблемы:

  • Сердце внутреннего сгорания не разгоняет скорость. Воздействие на педаль идет туго или вообще не реагирует на воздействие.
  • Топливо расходуется быстрее, чем было при нормальной работе и начале эксплуатационного срока.
  • На стенках цилиндрического бака можно заметить нагар, который затрудняет нормальную эксплуатацию авто, есть вероятность, что это приведет к детонации.
  • ДВС перегревается из-за нестабильного сгорания топливовоздушного вещества.

Раннее зажигание на дизеле

Симптомы характерные для автомобилей, работающих на нефтепродукте похожи на раннее зажигание на дизеле. Но причины неисправности следует искать совсем в других местах.  Главное отличие дизельного мотора от бензинового это то как поджигается горючее. В первом это связано с воспламенением солярки, которая вступает в реакцию с излишне перегретым O2. Во втором — отличие состоит в установке правильного угла опережения для подачи топливной смеси, при правильной службе оно подается в период сжимания. Если установить угол не с тем градусным значением, то впрыск будет подаваться не в нужное время, что ведет к некорректному сгоранию энерго образующего вещества и нарушению функции движка. Ранее зажигание на дизеле зависит от того насколько форсунки и топливный насос своевременно осуществляют подачу горючего в топливную емкость.

Признаки позднего зажигания на дизеле

Хотя дизельные модели отличатся от бензиновых, но симптом болезни у них схожи. Отличием является, то что при позднем зажжении на дизельных двигателях затрудняется старт даже при предусмотрительно нагретом моторе. Неприятным симптомом будет периодическое появление смольного дыма из выхлопной системы. Так как впрыск горючего начинается при старте, то керосин не успевает сгореть и находит выход через выхлопную трубу в виде черных смол. Если машина заводится слишком поздно, то она не заведется совсем!

Как выставить зажигание на дизеле видео

Вопросы, на которые полезно знать ответы

Как выставить зажигание на слух?

Некоторые автолюбители чьи уши не были повреждены лапой медведя, одарены методом настройки на слух. Как они это делают? Они вращают прерыватель, и затем получают представление о работе мотора. Рассмотрим схему проверки детальнее:

  1. Необходимо включить двигатель.
  2. Затем немного попустить крепление вибратора. Позже гаечным ключом немного поворачиваем гайку против часовой стрелки.
  3. Трамблер нужно поворачивать самому, для понимания как действует сердце внутреннего сгорания.
  4. Идеальный градус должен функционировать, плавно не издавая резких звуков и не вибрируя. Но показывать самые высокие результаты по оборотам холостого движения.
  5. Когда идеальный угол найден следует зафиксировать положение гайкой, закрепляя ее гаечным ключом по часовой стрелке.

Как выставить зажигание методом искры?

Требуется сделать так, чтобы метки коленвала совпадали со знаками газораспределительного механизма. Стрелка ГРМ должна указывать на основной цилиндр. После чего не плохо было бы ослабить скрепляющую гайку вибратора и забрать провод из-под люка трамблера.  Теперь высоковольтный проводок должен находиться рядом с массой на расстоянии не больше 6 мм. Включаем свечу. Теперь поворачиваем прерыватель приблизительно на 20-25 градусов по часовой стрелке, пока не увидите искру между массой и вибратором. На каком градусном значении увидели искру, там и фиксируйте положение закручивая гайку.

Как настроить зажигание точнее?

Чтобы диагностировать проблему рекомендуем воспользоваться этими пунктами плана:

  1. Перед началом диагностирования хорошо прогрейте область под капотом.
  2. Разгоните транспортное средство до скорости в 50 км в час.
  3. Переключите коробку передач на значение четвертой скорости, а затем надавите на педаль газа.
  4. Оцените обстановку как ведет себя моторчик, издает ли он металлические звуки, нет ли детонации?
  5. Если УОЗ скорректирован правильно, тогда после четвертой передачи на скорости 50 км в час, под капотом должна произойти небольшая детонация и длиться не больше трех секунд, она должна прекратиться после повторного нажатия на педаль движения.

Помните, если взрывы быстро не исчезли, то было установлено слишком ранняя затопка.

Важность установки правильного УОЗ

В зависимости от оборотов кривошипного вала ДВС, должен быть выставлен конкретный УОЗ. Другими словами, на каждом скоростном режиме вращения кривошипного вала должен быть выставлен собственный угол. Дело в том, что при увеличении скорости вращения вала (соответственно, при увеличении оборотов двигателя), становится больше и УОЗ. И наоборот, при уменьшении – угол становится маленьким. Специалисты знают эти нюансы, тем самым, выставляют УОЗ грамотно.

Определённые настройки УОЗ

Экономия горючего, получение оптимальной мощности двигателя, высокий КПД – всё это реализуется только при грамотно выставленном УОЗ. Сегодня, как правило, для получения точных регулировок используются либо механические, либо электронные приспособления.

Легче всего выставить правильный угол с помощью стробоскопа. Это специальный прибор, заметно облегчающий жизнь автомобилиста. Однако в большинстве случаев стробоскоп можно заменить простой 12-вольтовой лампочкой.

Проверка с помощью стробоскопа осуществляется так:

  • Гайка-фиксатор, которая крепит трамблёр к блоку, ослабляется;
  • Провода стробоскопа интегрируются к АКБ (отдельный провод устройства должен идти на бронепровод свечи 1 цилиндра).

После это запускается двигатель. Частота оборотов должна выдерживаться в пределах 800-900 об/мин.

Далее:

  • Включается прибор, лампа которого направляется на шкив кривошипного вала;
  • С ВУ (усилитель вакуумного типа) снимается резиновая трубка;
  • Трамблёр поворачивается до совмещения меток на шкиве и блоке цилиндров (средняя риска).

Лампа стробоскопа выступает в данном случае в роли индикатора, позволяя определять точный момент зажигания.

Тестирование и регулирование зажигания можно провести и с помощью обычной лампочки, однако идеальное выставление УОЗ в этом случае гарантировать невозможно.

Безусловно, регулировка зажигания на карбюраторных ДВС требует более углубленного подхода. Суть мероприятия в том, чтобы добиться идеального положения трамблёра, вал которого приводится в действие через промежуточные шестерни от двигателя. Например, на отечественной «восьмерке» распределитель приводится в действие через распредвал, когда шестерня вала трамблёра входит в зацеп с шестерёнками.

Слаженная работа системы пуска

Однако то, как происходит вращение трамблёра, никакого весомого фактора не играет. Обеспечить чёткую слаженность работы системы пуска – вот, что важнее.

Итак, вне зависимости от типа распределителя (контактный/бесконтактный), его проворачивание против движения часовой стрелки способствует увеличению УОЗ. Другими словами, чтобы увеличить УОЗ и поставить раннее зажигание, надо будет вращать трамблёр в противоход движению бегунка.

Совет. Чтобы узнать, в каком направлении вращается бегунок, надо снять колпак-крышку, попросить ассистента повернуть кривошипный вал и посмотреть на бегунок.

Таким же манером ставится позднее зажигание. Очевидно, что вращать трамблёр уже надо по ходу бегунка.

Что интересно, на требуемый УОЗ оказывает влияние не только заданная настройка двигателя, но и качество топлива. Это становится явно заметно, когда вместо бензинового топлива на автомобилях с карбюраторной системой используется ГБО. Как только водитель переключается с бензина на газ, автомобиль отказывается ускоряться. Для обеспечения чёткого функционирования, приходится заново настраивать зажигание, которое в этом случае ставится на опережение (раннее зажигание).

Признаки сбитого зажигания на моторах с инжекторной системой практически такие же, как и на карбюраторном ДВС. Однако в этом случае отрегулировать и поставить зажигание вручную уже не получится. В силовых установках данного типа впрыском горючего управляет ЭБУ – компьютеризированная система. Корректировка зажигания на «инжекторах» осуществляется обязательно с учётом подающего импульса от датчика детонации.

Таким образом, чтобы выявить момент зажигания на ДВС с карбюратором, достаточно анализировать признаки и выставить, настроить УОЗ вручную. Знание того, как определить раннее или позднее зажигание на инжекторных силовых установках, потребует уже более профессионального подхода.

Видео

В этом видео: настройка зажигания на дороге. Обучающее видео по установке зажигания. Как отрегулировать холостой ход на дороге. Установка зажигания по лампочке.

Позднее зажигание на карбюраторных двигателях заключается в слишком позднем воспламенении топливной смеси в цилиндрах двигателя. Поршень в цилиндре на такте сжатия уже достиг ВМТ или даже перешел за нее. Топливная смесь в таком случае горит при движении поршня вниз в большем объеме чем камера сгорания. Давление газов на поршень в из-за этого падает. При этом страдают мощность, приемистость двигателя автомобиля, увеличивается его топливный аппетит.

Признаки позднего зажигания

Необходимо несколько попыток, прежде чем двигатель автомобиля запустится.

Выровнять обороты можно, только добавив лишнюю топливную смесь винтами на карбюраторе. При этом обороты ХХ будут выше нормы.

Двигатель автомобиля не тянет. Присутствует вялая динамика автомобиля при разгоне и движении с небольшой скоростью. При этом двигатель может глохнуть при нажатии на «газ». При движении на больших скоростях потеря мощности может быть не заметна.

В ряде случаев (при наличии некоторых сопутствующих проблем) при позднем зажигании на электродах свечей может быть черный сухой налет.

Топливо догорает во впускном коллекторе. Оно не успевает полностью сгореть и выбрасывается на такте выпуска во впускной коллектор с характерными хлопками.

Так как догорание топливной смеси происходит при такте расширения (рабочий ход), это вызывает некоторый перегрев двигателя.

Причины позднего зажигания

Основной причиной слишком позднего зажигания является неправильно выставленный угол опережения зажигания. Под определенный бензин необходим свой угол опережения. Подробнее см.

Углы опережения зажигания для двигателей ВАЗ 2108, 21081, 21083 под 92-й бензин

При разгоне автомобиля, когда дроссельные заслонки открываются вакуумный регулятор должен устанавливать ранний угол опережения зажигания. Если он сломался и угол остается более поздним, двигатель перестает тянуть и тупит.

Вакуумный регулятор опережения зажигания

Если начальный угол опережения зажигания выставлен правильно, а признаки слишком позднего зажигания все же имеются, то следует проверить центробежный регулятор опережения зажигания. Он должен включаться в работу на оборотах чуть выше оборотов холостого хода и постепенно, в зависимости от оборотов двигателя увеличивать угол. Поломка или заклинивание пружин регулятора может привести к тому, что центробежный регулятор не будет увеличивать угол опережения зажигания при работе двигателя под нагрузкой и зажигание будет слишком поздним.

Проверка и ремонт центробежного регулятора опережения зажигания

На автомобилях ВАЗ 2105, 2107 с контактной системой зажигания следует проверить зазор между контактами прерывателя в трамблере, так как его величина напрямую влияет на угол опережения зажигания.

Контакты прерывателя системы зажигания ВАЗ 2105, 2107

Например, после замены ремня или цепи привода газораспределительного механизма взаимное расположение коленчатого и распределительного валов было выставлено не точно (установочные метки не совпадают).

Метки ГРМ на шкиву двигателя 21083 Установочные метки на шкиву коленчатого вала и крышке масляного насоса ВАЗ 2108, 2109, 21099

Примечания и дополнения

Неправильный угол зажигания провоцирует хлопки во впускной/выпускной коллектор, потерю мощности, приемистости и увеличение расхода топлива. Эксплуатация авто в таком режиме может обернуться прогаром поршня, клапанов и разрушением катализатора. Рассмотрим, как определить позднее или раннее зажигание установленном на карбюраторном и инжекторном двигателе.

Как выставить зажигание на дизельном двигателе

Одним из главных отличий дизельного мотора от бензинового является принцип поджига дизтоплива. Зажигание топливно-воздушной смеси в дизельном двигателе реализовано посредством самовоспламенения солярки от контакта с предварительно сжатым и нагретым в результате такого сжатия воздухом в цилиндрах.

Выставление зажигания на дизельном двигателе подразумевает изменение угла опережения впрыска топлива, которое подается в четко заданный момент в конце такта сжатия. Если угол выставлен отлично от оптимальных параметров, тогда топливный впрыск окажется несвоевременным. Результатом станет неполноценное сгорание смеси в цилиндрах, что вызывает разрушительный дисбаланс в работе двигателя.

Следует помнить, что даже незначительные отклонения при выставлении угла впрыска топлива могут привести к серьезной поломке дизельного двигателя.

Получается, под системой зажигания дизельного двигателя стоит понимать важнейший элемент системы питания силового агрегата – топливный насос высокого давления (ТНВД). В большинстве дизелей именно данное устройство в комплексе с дизельными форсунками отвечает за своевременную дозированную подачу солярки в цилиндры мотора.

Как выставить угол опережения впрыска на дизеле

Необходимость установки зажигания на дизеле своими руками зачастую возникает в таких случаях:

Одной из рекомендаций перед началом любых работ, связанных с разбором топливной аппаратуры дизеля, выступает острая необходимость четок отметить и освежить все метки. Для этого достаточно нанести небольшие штрихи при помощи краски или качественного маркера. Это облегчит последующую обратную сборку и установку шкива ТНВД, что автоматически исключит или сведет к минимуму потенциальные сбои зажигания.

Выставлять зажигание на дизеле можно несколькими способами:

Установка угла по меткам

Первый способ самостоятельного выставления угла зажигания дизеля (момента впрыска дизтоплива) по меткам подразумевает смещение топливного насоса. Такой способ подходит для дизельных ДВС, в которых установлена механическая топливная аппаратура.

Угол опережения впрыска регулируется благодаря повороту ТНВД вокруг оси. Также возможен способ, когда поворачивается зубчатый шкив распредвала по отношению к ступице. Этот способ подходит для тех конструкций, в которых насос и шкив не имеют жесткого крепления.

Завершающим этапом становится установка защиты маховика на место и затяжка крепежных болтов. Далее двигатель запускается, анализируется его работа. Агрегат на холостом ходу должен работать ровно и мягко, без провалов и дерганий. Жесткая работа дизеля, сопровождающаяся детонационными стуками, недопустима.

Далее нужно проверить правильность настройки в движении, избегая серьезных нагрузок. Прогрейте двигатель до рабочей температуры и оцените приемистость силовой установки, реакции на нажатие педали газа. Также необходимо следить за цветом выхлопных газов, так как поздний угол опережения топливного впрыска будет сопровождаться серо-черным дымлением мотора.

Подбор правильного угла впрыска

Настроить угол зажигания на дизеле опытным путем можно следующим образом:

Отсутствие положительных сдвигов в работе мотора потребует осуществления проворота топливного насоса вокруг оси. Путем таких проворачиваний необходимо вывести мотор на оптимальный режим работы. Лучшим вариантом станет работа дизеля в таком режиме, когда остается совсем немного до начала проявления детонации. Сами детонационные стуки хорошо заметны в звуке работы ДВС.

Второй доступный способ предполагает следующие шаги:

После запуска оценивается работа двигателя. В случае определения раннего или позднего угла топливного впрыска операцию по настройке следует повторить.

Источник

1 Угол опережения зажигания — выставить своими руками правильно

Выставить правильно зажигание означает установить требуемый угол опережения (УОЗ) для оптимальной работы двигателя. Настройка выполняется на холостом ходу, что, в общем то понятно, но, всегда найдутся «специалисты» решившие поднять автомобиль и регулировать зажигание на скорости!

Оптимальными оборотами коленчатого вала для настройки зажигания считаются находящиеся в интервале от 850 до 900 об/мин. Правильный угол момента зажигания к ВМТ (верхней мертвой точки) должен быть в значении от -5 до +5.

Лампочка для настройки подсоединяется к плюсовой клемме трамблера (распределителя зажигания) а цоколь к массе.

Выставить зажигание с помощью контрольной лампочки

  1. Выставляем коленвал, чтобы его метка на шкиве совпала с меткой ГРМ.
  2. Бегунок трамблера должен смотреть в сторону первого цилиндра.
  3. Отпускаем (не сильно, лишь бы появилась возможность двигать с усилием) гайку трамблера.
  4. Провод, соединенный с серцевиной контролки (контрольной лампы) соединяем с  проводом низкого напряжения трамблера.
  5. Цоколь лампочки соединяем к массе — если все правильно лампочка не горит.
  6. С помощью ключа, включить зажигание и начать медленно поворачивать корпус трамблера (распределителя) по часовой стрелке до положение, где лампочка загорится. Это положение зафиксировать, затянув прижимную гайку трамблера.

Как выставить зажигание на классике (ваз 2101, 02, 03, 04, 05, 06, 07) видео

Настройка зажигания при помощи стробоскопа

  1. Двигатель запускаем и греем до выхода на рабочую температуру.
  2. Подключаем стробоскоп.
  3. Выкручиваем гайку фиксации крышки прерывателя зажигания (распределителя).
  4. Надеваем сигнальный датчик срабатывания на высоковольтный провод первого цилиндра.
  5. Отсоединяем и глушим шланчик вакуум-корректора (если есть).
  6. Направляем свет стробоскопа на шкив коленвала ДВС.
  7. Заведенный двигатель оставляем на холостых оборотах.
  8. Поворачиваем корпус трамблера до совпадения метки газораспределительного механизма (ГРМ) с меткой шкива коленвала.
  9. При совпадении, затягиваем гайку.

 Установка зажигания — используем стробоскоп

Нюансы настройки зажигания для автомобилей с ГБО

Эксплуатация автомобиля с ГБО обходится примерно вдвое дешевле. Ездить можно без использования бензина вовсе на карбюраторном двигателе, правда, карбюратор выйдет со строя и движение на бензине станет практически невозможным.

Проверка момента зажигания

Установка требуемого момента опережения зажигания – это, бесспорно, важный пункт в общей работе автомобиля, который обеспечивает нахождение в норме всех важнейших характеристик: расход топлива, мощность, обороты холостого хода, приемистость и т.д

Поэтому очень важно следить за данным показателем путем регулярной проверки момента. Причем желательно осуществлять эту процедуру при каждом обслуживании авто

Определить, правильно ли установлен описываемый показатель, можно при помощи двух инструментов: контрольной лампы и стробоскопа.

Итак, осуществлять проверку при помощи контрольной лампы следует по такой инструкции:

  1. Прибор подсоединить к конденсатору параллельно.
  2. При помощи пусковой рукоятки производить повороты коленчатого вала до тех пор, пока разносная пластина на роторе не станет максимально близко к контакту на крышке распределителя, который соединяется также со свечой первого цилиндра.
  3. Включить зажигание.
  4. До тех пор, пока не загорится лампа, медленно поворачивать коленчатый вал.
  5. В данный момент метки должны совпадать. В случае если лампа начнет гореть до того, как совпадут метки, или же после, то это верный признак неправильно установленного зажигания.

Проверить анализируемый показатель при помощи стробоскопа можно, следуя таким пунктам:

  • Прибор соединить с системой зажигания автомобиля.
  • Завести двигатель, вместе с тем установив частоту вращения коленчатого вала около 900 оборотов в минуту.
  • Свет импульсивной лампы стробоскопа направить на шкив коленчатого вала так, она освещала также и метки.
  • По причине того, что свет лампы появляется синхронно со вспыхиванием искры между электродами свечи от первого цилиндра, то метка на шкиве кажется неподвижной. Если же момент будет установлен верно, то все метки совпадут. Но если они сместятся, то нужно обязательно добиться их совпадения путем поворотов корпуса распределителя.

Также для проверки можно использовать и такой прием: выехать на ровную дорогу, осуществить хороший разгон автомобиля и двигаться на четвертой передаче при скорости около 50 км/ч. После этого резко и до упора надавить на тормоза. Если данное действие станет причиной возникновения небольших, непродолжительных детонационных звуков мотора, то это признак верной установки момента зажигания. Если же звуки слишком сильные, то это – раннее зажигание, если они вообще отсутствуют, то позднее.

В рамках этого я рекомендую также ознакомиться с признаками неправильно установленного зажигания, что поможет предупредить неравномерную работу двигателя:

  1. Проблемы с пуском.
  2. Повышенный расход топлива.
  3. Уменьшение уровня приемистости и мощности.
  4. Неустойчивый холостой ход.
  5. Провал при нажатии на «газ».
  6. Перегрев.
  7. Выстрелы в карбюратор или глушитель.
  8. Детонация.

Раннее или позднее зажигание, что лучше?

Необходимый момент опережения зажигания – безусловно, важный фактор, который отражается на полной работе автомобиля. Этот показатель регулирует работоспособность автомобиля в общем. Многие интересуются, какой вариант зажигания лучше: поздний либо ранний. Ответ удивляет, поскольку ни один из предложенных вариантов не является верным.

Для двигателя лучшим считается оптимальный режим зажигания.

При нём мотор не будет ощущать высокие нагрузки. Крайние поздние и ранние варианты наверняка принесут автовладельцу немало проблем с техническим состоянием транспортного средства. Однако всё имеет свои нюансы, в этом случае их нужно рассмотреть более подробно.

Признаки раннего зажигания

  • необычные звуки из двигателя, которые появляются из-за повышенного износа;
  • повышенная детонация;
  • недостаточная мощность, особенно заметна при малых оборотах.

Признаки позднего зажигания

  • некачественный запуск, что очень вредит аккумулятору;
  • увеличенный расход горючего;
  • потеря в мощности;
  • температура двигателя увеличивается гораздо выше нормы.

Как можно заметить, что в первом случае, что во втором — приятных моментов мало. Несмотря на это многие автовладельцы (особенно машин отечественного производства) выбирают позднее зажигания при прогреве двигателя и на старте. Некоторые производят раннее зажигание, но в этом случае на малых оборотах будет значительно проседать мощность.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий