Коронавирус и обвал рубля: что будет с автомобильной вторичкой

Повышенная неопределенность

Обострение пандемии в европейском регионе будет во многом влиять на динамику курса рубля до конца этого года и в начале 2021-го, отмечает аналитик «Финама» Анна Зайцева. Отсутствие точных сведений об устойчивости нового штамма вируса к вакцине создает повышенную неопределенность на глобальных рынках и оказывает давление на цены рисковых активов, в том числе и на стоимость российской валюты, уверена она.

— В случае преодоления парой USD/RUB уровня 75 курс может перейти в диапазон 75–76,6 руб./$. А при появлениях новостей об эффективности вакцин и против нового вируса, вернуться к значениям 72–74. Тогда как пара EUR/RUB, перейдя за отметку 91,6 может вырасти до 93,3 руб./€, а при нормализации ситуации колебаться на уровне 88–90, — резюмировала она.

В положительном сценарии при продолжении в 2021-м ограничительных мер в мире и России не более двух месяцев, среднегодовой курс рубля составит 71–72 руб./$, оценивает замдиректора группы суверенных рейтингов и макроэкономического анализа АКРА Дмитрий Куликов. Тогда как в более пессимистичном, где количество и продолжительность ограничений в странах будет сопоставима с показателями нынешнего года, нацвалюта будет существенно слабее — 77–78 руб./$, подчеркнул он.

Попали под виток

Фото: REUTERS/Nathan Laine

Несмотря на падение индексов, по мнению опрошенных аналитиков, в преддверии рождественских праздников возрастет вероятность «фиксации прибыли» на фондовых площадках. По мнению Евгения Миронюка, рекордный рост на азиатских и американских биржах в ноябре и декабре способствовал притоку средств, в том числе в валюты развивающихся стран. Коррекция ожидаема в конце нынешнего или начале 2021 года, что поддерживается опасениями насчет распространения нового вируса. Вместе с тем, традиционно высокая волатильность последней декады декабря может способствовать разнонаправленному движению курса валют в диапазоне 73–76 за доллар и 89-93 за евро. Под давлением также может оказаться широкий круг российских активов, полагает он.

— С начала ноября российский рынок акций показал мощное движение вверх и выглядел сильно перегретым. Небольшая коррекция — обычное явление, особенно с учетом того, что все позитивные драйверы во многом уже ранее были заложены в цены. К концу недели активность упадет, так как на западных площадках будут праздники, а нашу в таких условиях ждет падение амплитуды колебаний, — отмечает Василий Карпунин из БКС.

Вместе с тем, по мнению аналитиков, в период праздников частным инвесторам следует быть осторожными при игре на бирже. Повышенная волатильность рынка и резкие движения котировок могут сформировать обманчивое представление о новых трендах, предупреждает Евгений Миронюк. По оценкам Василия Карпунина, глубокого падения при отсутствии каких-то крайне негативных новостей, связанных с пандемией, ждать не стоит. Сверхмягкая политика мировых центробанков поддержит спрос на рисковые активы, включая и фондовые площадки развивающихся стран. Кроме того, позитивно сказывается и приток розничных инвесторов, открывших для себя в 2020-м биржу.

Грозит ли девальвация?

ТАСС опросил экспертов, и они предположили, что рубль в феврале вряд ли будет сильно ослаблен. Антон Покатович, главный аналитик «БКС Премьер», полагает, что вирусная угроза не достигла таких масштабов, чтобы привести к оттоку капитала с развивающихся рынков и рублёвых активов. Также нельзя забывать и о заседании Центробанка 7 февраля — регулятор может снизить ключевую ставку. Если это случится, это защитит в некоторой мере рублёвые активы от усиления распродаж, и, если паники на рынках не будет, курс, как предполагает Покатович, будет в диапазоне 62,5−64,7 рублей за доллар. Однако риск масштабной девальвации есть — по словам Покатовича, они возрастут, если нефтяные котировки будут двигаться до 50 долларов и ниже.

Александр Осин, аналитик управления торговых операция на российском фондовом рынке ИК «Фридом финанс», полагает, что курс рубля в настоящее время поддержан устойчивой политикой стран-экспортёров ОПЕК+. На фоне переноса внеочередной сессии ОПЕК на февраль шансы роста курса рубля к доллару преобладают: целевой диапазон составляет 62,45−63,8 руб за доллар.

Оптимизм сохраняют и аналитики Nordea Markets: по их мнению, рубль имеет шанс стать лидером по укреплению среди валют развивающихся стран. Но — только при стабилизации ситуации с коронавирусом.

Инвестиции встали

Участники рынка ждут действий ЦБ. Без его интервенций распродажа бондов и панический спрос населения, юрлиц на валюту может отправить даже доллар в район 80 рублей, полагают опрошенные “ДП” участники рынка. Впрочем, отсутствие активных действий ЦБ не удивляет предпринимателей. “Экономической и финансовой необходимости и выгоды в девальвации нет. А если смотреть на нее как на умышленное действие, то девальвация позволит удвоить денежную массу, пересчитать и в большей части изъять накопления у населения. Анализируя экономическую политику страны, кажется, что актуальнее рассуждать и о возможном дефиците продуктов, и о массовом обнищании населения. Поднять НДФЛ, увеличить пенсионный возраст, увеличить НДС, снизить беспошлинный ввоз товаров интернет-торговли и для личного пользования и еще много других радостей, которые по массовым просьбам населения страны будут реализованы в ближайшее время”, — говорит Руслан Кисс, генеральный директор компании “Русский Логистический Провайдер”.

В условиях полной неопределенности участники рынка растерялись. “В таких условиях принимать решения об инвестициях в тот или иной девелоперский проект крайне затруднительно. Думаю, что клиенты, которые планировали в ближайшее время начинать реализацию инвестиционных проектов, будут вынуждены поставить их на паузу”, — говорит Петр Гавырин, основатель и исполнительный директор ГК A Plus Development.

Под угрозой срыва проекты модернизации промышленных производств. Петр Родионов, генеральный директор ГК “Герофарм”, говорит, что главное негативное влияние курсовых колебаний — это резкое повышение стоимости оборудования. “В прошлый раз из-за резкого скачка стоимости евро и доллара мы отложили запланированную покупку оборудования для нового завода на 3-4 месяца, пока курс не стабилизировался. Сейчас мы активно готовимся к открытию нового завода в ноябре, не хотелось бы переносить его запуск”.

Некоторые продавцы бытовой техники и автомобилей стимулируют граждан к покупкам, обещая рост цен, однако пока такие прогнозы не очень обоснованы. “Сейчас все пока не понимают, падение рубля — краткосрочный тренд или нет? Оперативно концерны никогда не реагируют на курс валют, но, если подобный курс будет сохраняться на протяжении 2-3 недель или месяца, то вполне реально, что мы узнаем о повышении стоимости машин. В первую очередь импортных. Пока концерны если и повышают стоимость, то объясняют это главным образом новым утилизационным сбором”, — полагает Михаил Чаплыгин, генеральный директор “Auto-Dealer-СПб”.

Россия в стороне не останется

Было бы сложно ожидать, что глобальный перебой в цепочке поставок компонентов обойдет стороной Россию. Автопром, являясь капиталоемкой отраслью, работает без крупных запасов комплектующих, что делает его чрезвычайно уязвимым ввиду дальнейшего распространения коронавируса. Малейший скачок в цепочке поставок может вызвать массовые сбои и быстро привести к потере миллиардов долларов. Опрошенные «Известиями» российские компании уже пытаются найти замену китайским комплектующим.

В компании «АвтоВАЗ» сообщили, что некоторые глобальные поставщики «АвтоВАЗа» доставляют им небольшое количество компонентов со своих китайских заводов. Но сейчас у завода есть необходимый запас этих деталей. Тем не менее проблемы могут быть у российских поставщиков «АвтоВАЗа», компания имеет самый высокий уровень локализации в российском автопроме.

«АвтоВАЗ» также оценивает потенциальные риски для локальных поставщиков, некоторые из которых также получают детали из Китая. В компании создан оперативный штаб, который совместно с поставщиками первого и последующих уровней оценивает потенциальные риски для поставок и вырабатывает сценарии действий в случае негативного развития ситуации. Завод работает по графику», — сообщил «Известиям» директор по коммуникациям «АвтоВАЗа» Сергей Ильинский.

кв4

Сборка автомобилей на заводе «АвтоВАЗ»

Фото: РИА Новости/Анар Мовсумов

УАЗ полностью обеспечен китайскими комплектующими на март, пересматривать план производства в текущем месяце предприятие не будет. Однако уже в следующем месяце компания ожидает увеличение для себя потенциальных рисков.

«Тем не менее из-за вспышки коронавируса сохраняются риски перебоев с поставками в апреле. При неблагоприятном сценарии УАЗ планирует переход на альтернативных поставщиков внутри России — варианты сейчас прорабатываются. Угрозы длительных простоев нет, отгрузка автомобилей в дилерские центры идет по графику», — заверили в пресс-службе Ульяновского автомобильного завода.

Российский производитель грузовиков «КамАЗ» ранее также сообщил о возможной корректировке производственных планов в марте. Группа ГАЗ изучает ситуацию. В российском офисе компании Renault сообщили, что в настоящее время российские сборочные площадки (в Москве и Тольятти) «имеют необходимый запас деталей, обеспечивающий бесперебойную работу завода», но горизонт прогноза вероятных событий уже ограничен несколькими неделями.

«Renault Россия» совместно c поставщиками различного уровня, включая локальных (работающих с китайскими партнерами), внимательно анализирует ситуацию и прорабатывает различные сценарии развития ситуации с вирусом на ближайшие недели», — рассказала Анна Гемиш из департамента по коммуникациям «Рено Россия».

кв5

Производство комплектующих для автомобилей на заводе в Шанхае

Фото: REUTERS/Aly Song

В российском офисе PSA Group сообщили, что «работают над оптимальным решением, которое призвано не допустить остановки производств». Питерский завод Hyundai работает в обычном режиме, компания принимает все меры для обеспечения бесперебойной работы, уточнили в «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус». В компании Kia, в свою очередь, дополнили, что в Южной Корее «после перераспределения цепи поставок сборка Kia возобновилась в прежнем объеме». Тем не менее в штаб-квартире Kia и аффилированных организациях сформированы группы быстрого реагирования для контроля за ситуацией и минимизации рисков.

«Чёрное золото» и рубль

3 января стало известно, что из-за распространения вируса Китай резко уменьшил спрос на нефть, потребление понизилось на 20 процентов — а следом пошла вниз цена. Пандемия коронавируса в плане последствий для мировой экономики будет похожа на 2008−2009 год, когда глобальный ВВП упал на 0,6%, — так охарактеризовал ситуацию ведущий эксперт Центра политических технологий Никита Масленников. Когда замедляется темп роста ВВП у основных потребителей нефти, то падает спрос — и цена за баррель.

На российской экономике это сказывается непосредственным образом — и Минэкономразвития пересмотрел свой прогноз в сторону снижения. Если ранее цена Urals прогнозировалась на уровне 63 долларов за баррель, то сейчас — всего 57,7. И если пока что последствия не чувствуются, то со временем, когда негативное давление на российскую валюту усилится, рубль начнёт падать. По словам Масленникова, среднегодовой прогноз по курсу рубля у Минэкономразвития, составляет 63,9 рубля за доллар — но, если на бирже возникнет паника, всё полетит вниз.

Софья Донец, экономист «Ренессанс Капитал», указывает, что снижение спроса у инвесторов на активы развивающихся стран на фоне опасений коронавируса, тоже не играет на стороне рубля.

Многое сейчас зависит от положения с вирусом. Фото: funeralportal.ru.

Новости

Архив

16:38

Жители Московского шоссе и нескольких улиц в Ленинском районе останутся до позднего вечера без холодной воды

16:18

В Саратове прервано движение трех популярных трамвайных маршрутов

15:47

У стадиона «Волга» сгорел автомобиль «Волга». Видео

15:20

МЧС предупреждает о тумане и гололедице

15:13

Более миллиона пожилых россиян имеют долги по кредитам

14:51

Шестеро пенсионеров потеряли 146 тысяч рублей при попытке поставить окна. Через суд им удалось получить втрое больше

13:39

Сотрудники театра кукол «Теремок» пожаловались губернатору на внезапные кадровые изменения. Речь может идти об увольнении директора за день до открытия после капремонта

13:23

Саратовская область получит 413 миллионов рублей на ремонт дорог

13:19

Губернатор поручил коммунальщикам очистить за один день тротуары и дворы от снега, потому что он может превратиться в лед

13:00

Горожанка пожаловалась, что в Волжском районе родители с детьми не могут попасть на единственный каток на территории школы

12:27

За сутки от коронавируса скончались еще шесть человек. Общее число жертв COVID-19 составило 394

10:46

Еще 274 жителя региона заразились коронавирусом. У 168 пациентов обнаружили пневмонию

10:16

Спасатели помогли рыбаку, заблудившемуся из-за сильной метели у поселка Алексеевка

09:56

Банда Дедов Морозов проедет на велосипедах по центру Саратова и безопасно поздравит горожан с наступающим Новым Годом

26 декабря 2020, 23:00

Саратовские зоозащитники провели акцию в память о животных, погибших в муках

26 декабря 2020, 21:41

На Шехурдина иномарка сбила мужчину. Пешеход получил травмы, но покинул место происшествия

26 декабря 2020, 21:20

На занесенной снегом улице Шелковичной произошло ДТП: полицейская машина вылетела на тротуар

26 декабря 2020, 20:13

Назначен новый главврач психиатрической больницы Святой Софии

26 декабря 2020, 19:45

«С понедельника начинаем работу в этом направлении»: министр здравоохранения региона заявил, что от коронавируса начнут прививать людей старше 60 лет

26 декабря 2020, 19:14

В Саратове появился дом Деда Мороза

26 декабря 2020, 17:33

В центре Саратова встали трамваи четырех маршрутов

26 декабря 2020, 16:58

В регионе внедрят электронную систему «Социальный проездной билет». На нее потратят почти 26 миллионов рублей

26 декабря 2020, 16:46

Глава Саратова объяснил, почему снегоуборочные машины ездят с поднятыми ковшами

26 декабря 2020, 16:21

«Людей вывели на улицу, угроза взрыва»: в соцсетях сообщают о найденной в Балаково гранате

26 декабря 2020, 16:09

Саратов оказался на втором месте по числу ипотечных заемщиков старше 55 лет. Эксперт рассказала о нюансах

26 декабря 2020, 15:39

Стало известно, какую часть бюджета региона власти смогут потратить на себя

26 декабря 2020, 14:56

Загадочное убийство на Луговой: следователи задержали подозреваемого

26 декабря 2020, 14:31

Председатель регионального правительства заявил, что в саратовских аптеках нашли 17 тысяч упаковок «Цефтриаксона»

26 декабря 2020, 13:58

Жители двух районов города остались без холодной воды до утра

26 декабря 2020, 13:04

В ДТП разбился глава гидрометцентра области Михаил Болтухин

Кто в зоне риска

Несмотря на заверения представителей компаний о контроле над ситуацией, настоящий масштаб проблемы не озвучивается, уверен независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев.

«Если копнуть цепочку поставок до субкомпонентов 4–5-го уровня, то больше 40% российских поставщиков завязаны на Китай — это электроника, трансмиссии, составляющие двигателей, материал для компонентов, субкомпоненты и так далее. Если ты собираешь аудиосистему или приборную панель с китайскими чипом или микросхемой, это означает, что эта деталь всё равно зависит от Китая», — объясняет Бургазлиев.

По словам эксперта, изначально у заводов запасы комплектующих не превышают лимит в 2–4 недели. У поставщиков автопроизводителей, в свою очередь, запасы этих деталей, как правило, вырабатываются на 1–1,5 месяца для отгрузки.

«Таким образом, настоящий дедлайн для нашего автопрома — это конец марта – начало апреля. Тогда мы со всей очевидностью увидим, как наш автопром зависим от Китая», — считает Бургазлиев.

Заявляемый российскими заводами переход на новых поставщиков требует много времени. Прежде всего новый поставщик должен пройти процедуру одобрения — валидации. Если этот этап пройден, то от срока размещения заказа до поставки на конвейер пройдет не менее трех недель. Куда хуже, по словам Бургазлиева, если альтернативного поставщика изначально не было, тогда процедура валидации займет до полугода, и это при том, что поставщику не потребуется менять свою оснастку под запрашиваемую деталь. Поставщики в таком случае смогут диктовать свои условия заводам, что повлияет на цены.

кв7

На заводе КамАЗ

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Бедняков

«Наибольший эффект ситуация с коронавирусом может оказать на китайские автокомпании в России, традиционно русских автопроизводителей, немного на корейцев, из грузовых в большей степени на КамАЗ, в меньшей — на ГАЗ. Меньше всего пострадают японцы, немцы и американцы», — считает Бургазлиев.

Если ситуация с коронавирусом существенно не изменится, то некоторые проблемы с комплектующими начнутся у автозаводов в начале лета, считает аналитик «ВТБ-Капитала» по автопрому Владимир Беспалов. Он не исключает, что некоторые заводы будут испытывать дефицит автомобилей. В то же время Беспалов отмечает, что китайское правительство прилагает усилия к возобновлению работы автомобильной промышленности, если этого удастся добиться в ближайшие месяцы, то потребители не смогут на себе почувствовать какие-либо проблемы с покупкой автомобилей.

«Что касается цен на автомобили, то они, скорее всего, не будут меняться напрямую из-за проблем заводов с поставками комплектующих. А вот слабеющий рубль по отношению к мировым валютам из-за падения фондовых рынков, очевидно, заставит автокомпании отыграть это падение в цене новых автомобилей», — резюмировал Беспалов из «ВТБ-Капитала».

Влияние на мировую экономику

Коронавирус вызвал сильнейший экономический кризис за последнее столетие.  В конце февраля распространение коронавируса вызвало панику среди инвесторов. Совокупная капитализация мирового рынка всего за неделю сократилась почти на $6 трлн. Позже была небольшая коррекция, но особой картины это не меняет.

Взгляните на график основных мировых индексов.

По оценкам властей США, коронавирус им обойдется в несколько триллионов долларов.

В  России коронавирус и режим самоизоляции обойдется в несколько триллионов рублей. Весь масштаб беды пока подсчитать сложно.

Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков сообщил на телеканале «Россия 1», что мировой экономический кризис еще о себе даст знать, и нам нужно к этому готовиться.

Черный четверг

Минувший четверг надолго запомнится инвесторам. Падение рынков Франции, Великобритании, Бельгии, Австрии и Нидерландов 12 марта стало сильнейшим за их историю, для Германии — максимальным с 1989 года, для США — с черного понедельника 19 октября 1987 года. Многие индексы потеряли за одну торговую сессию по 10% и более. За неделю фондовые рынки обвалились более чем на 20%. С учетом затяжного сокращения в феврале–марте индексы Франции, Германии, Великобритании, Японии и США упали от максимальных отметок в среднем на 30%.

Российский индекс РТС опускался на прошлой неделе почти до уровня 950 пунктов, теряя относительно январского максимума 42%. Индекс Мосбиржи упал с исторической вершины на 29% и вернулся к уровням января 2019 года — около 2300 пунктов.

При таком развитии событий ЦБ РФ, по мнению опрошенных “ДП” аналитиков, будет принимать решение по ключевой ставке в последний момент. Основным фактором, который окажет серьезное влияние на решение Банка России, станет экстренное решение ФРС США о снижении ставки до 0–0,25%, которое ошеломило рынки в понедельник. Очередное заседание должно было состояться 17–18 марта, но уже 15 марта ФРС США объявило о внеплановом обнулении ставок.

Розница корректирует цены

Падение рубля существенно отразится на розничной торговле, сетуют ретейлеры. Тревогу уже забили продавцы техники и одежды, так как они закупают большую часть товара за рубежом за валюту. Например, фэшн-ретейлеры предупреждают, что при таком курсе им придется осенью повысить цены на зимнюю коллекцию. “Рынок в ожидании отката курса, но если за лето этого не произойдет, придется поднимать цены на осенне-зимнюю коллекцию, — констатирует коммерческий директор сети магазинов Baon Анна Сироткина. — Половина бремени от скачка ляжет на покупателя, половину мы возьмем на себя, снизив свою маржинальность, частично поучаствуют поставщики”.

Продавец бытовой техники и электроники “Эльдорадо” тоже допускает корректировку. Поставщики уже начали предупреждать ретейлера о возможном пересмотре цен на 5-10%. В первую очередь это касается европейских производителей, у которых нет производства в России. Коммерческий директор “Юлмарта” Олег Пчельников отмечает, что после скачка курсов многие поставщики действительно сообщили ретейлерам, что поднимают цены в рамках 10%. Цены выросли почти на все компьютерные комплектующие, половину ассортимента компьютеров и ноутбуков и отчасти на бытовую технику. По его словам, цены поднимают даже поставщики, у которых производство расположено в России. “Впрочем, если курсы валют вернутся к своим прежним показателям, как уже бывало, снизятся и цены — конкуренция на рынке слишком сильна, а потребитель чувствителен к цене”, — говорит он.

Петербургские рестораторы уже 3 года работают под знаменем импортозамещения и делают ставку на локальные продукты. Но рост цен на импортные мясо, рыбу, овощи и фрукты все равно может отразиться на их работе. “Если доллар вырастет до 80 рублей, 50% ресторанов в Петербурге закроются. При текущих курсах уже через 2 месяца рестораны неизбежно начнут закрываться, — сетует владелец ресторанов “Евразия” Алексей Фурсов. — Цены повысить мы не сможем, так как гости перестанут посещать рестораны, а свою маржу понижать нам уже некуда”.

dp.ru

Все статьи автора

11 апреля 2018, 16:43


28045

Обсуждаем новости здесь.
Присоединяйтесь!

Транспорт и отели

Перевозчики пассажиров и отельеры пока не теряют оптимизма, надеются, что ситуация вернется в равновесное состояние и рост продолжится. “Бизнес-стратегия Lux Express учитывает то, что российский рынок может быть волатильным. Поэтому, как и ранее, мы не планируем вносить изменений в ценообразование и логистику в связи с изменением курса рубля. Пассажиры могут быть уверены, что все рейсы состоятся, цены на билеты останутся прежними и резкие скачки в курсе рубля не повлияют на стоимость билетов. В I квартале этого года пассажиропоток Lux Express показал стабильный рост, и мы пока не планируем вносить изменения в прогнозы”, — заявил Райт Реммель, генеральный директор ЗАО “Евролайнс” (российское подразделение Lux Express Group).

Петербургские отельеры признают, что рентабельность их бизнеса из-за подорожания европейской и американской валют может пострадать: стоимость эксплуатации объектов вырастет, так как многие материалы и оборудование, которые используются в гостиницах, — импортные, и они существенно вырастут в цене. Значительно повышать расценки отельеры не смогут, ведь за последние 3 года тарифы в гостиницах выросли на 20-40% в зависимости от категории. Однако падение рентабельности, скорее всего, удастся компенсировать за счет роста турпотока. Отельеры уже предвкушают увеличение загрузки своих гостиниц — прежде всего за счет соотечественников. “Из-за девальвации стоимость зарубежных туров для россиян подорожает, поэтому многие из них вместо путешествия за границу предпочтут поехать по России”, — поясняет Рене Детцен, заместитель генерального директора гостиницы “Астория”. По его словам, именно по такому сценарию развивались события в 2014-2015 годах, когда резко обвалилась национальная валюта.

С коллегой согласна руководитель отдела продаж отеля “Гайот” Екатерина Помелова: “Люди все равно захотят куда-то поехать на отдых вместо привычных, но ставших менее доступными Турции, Греции, Кипра. Но вряд ли их место займет Петербург. Скорее основной поток придется на российские курорты: Крым, Краснодарский край”.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий