Датчики АБС: как проверить систему ABS

Проверка датчиков ABS тестером

Владелец автомобиля может провести проверку состояния датчиков самостоятельно. Для этого потребуется несколько минут времени и простейший тестер. С целью проверки датчика мультиметром необходимо знать значение сопротивления исправной катушки. Измерение производится со снятием девайса или путем отсоединения штекерного разъема.

Самостоятельное тестирование проводится по алгоритму:

  1. Установить автомобиль на ровную площадку или подъемник. Обеспечить надежную фиксацию от случайного начала движения.
  2. Для облегчения доступа к датчику рекомендуется снять колесо.
  3. Провод прокладывается по колесной арке и подключается к общей проводке при помощи штекера, который необходимо аккуратно разъединить. Если штекер покрыт слоем грязи, то ее надо удалить и протереть колодки разъема чистой ветошью. Если проверяются датчики задних колес, соединительные штекеры расположены в салоне автомобиля. Для доступа к штекеру требуется откинуть подушку сидения и отогнуть ковролин. На некоторых машинах понадобится отогнуть шумоизоляционные маты, расположенные под ковролином.
  4. Переключить мультиметр в режим работы омметра.
  5. Подключить выводы датчика к щупам мультиметра и замерить сопротивление. Сравнить значение с нормативными, имеющимися в инструкции по эксплуатации. Если такой информации нет, то показания берутся из справочной литературы. Обычно считается нормальным сопротивление в пределах 0,5-2 кОм.
  6. Прозвонить жгут проводки датчика для проверки отсутствия короткого замыкания.
  7. Проверить работу датчика. Для этого вращают колесо и смотрят на показания омметра. В зависимости от частоты вращения сопротивление будет меняться.
  8. Перевести измерительный прибор в режим работы «вольтметр».
  9. Вращать колесо с частотой около 1 об/сек, при этом проверяется значение напряжения. По нормативам оно должно находиться в пределах 0,25-0,5 Вольта. С ростом числа оборотов напряжение увеличивается.
  10. Проверить по описанной выше процедуре все датчики. При этом надо помнить, что устройства на передней и задней оси отличаются по конструкции и имеют различное сопротивление.


Замер сопротивления мультиметром По определенному значению сопротивления можно сделать вывод о состоянии датчика:

  • сопротивление ниже допустимого — неисправность датчика;
  • сопротивление близится или равно нулю — межвитковое замыкание в катушке датчика;
  • переменное сопротивление, меняющееся при изменении положения жгута проводки — обрывы жил внутри кабеля;
  • значение сопротивления стремится к бесконечности — обрывы проводки или катушки.

В случае когда значение сопротивления исправного датчика АБС узнать не удалось, требуется измерить остальные приборы. Устройство с параметрами, заметно отличающимися от остальных, скорее всего, и является причиной неисправности АБС.

Дополнительно следует провести проверку тестером целостности жгута проводки от штекера датчика до колодки на блоке управления:

  1. Отключить разъемы от датчиков и блока управления.
  2. Найти информацию о распиновке штекера блока управления. Распиновку можно искать по модели гидроблока, которая нанесена на идентификационной табличке корпуса.
  3. Прозвонить жгуты проводки.

Неисправность датчика АБС

Постоянный контакт с грязью и влагой приводит к тому, что датчики начинают “глючить” или полностью выходят из строя. В итоге система обнаруживает неисправность и на панели загорается красный индикатор в виде надписи “ABS”. Отмечу, что в исправном состоянии надпись загорается во время запуска двигателя, в это время система производит самодиагностику и если все “ок” лампочка гаснет. В противном случае лампа горит или загорается, и не гаснет во время движения.

Разрыв цепи — наиболее распространенная поломка. Датчик теряет питание и связь с блоком управления, либо из-за повреждения подает некорректный сигнал, “глючит” проще говоря. Как я уже говорил, о неисправности будет сигнализировать соответствующая лампочка.

Типы датчиков

На автомобилях встречаются два вида датчиков:

  • пассивный датчик, построенный на основе катушки;
  • активный датчик, использующий в работе эффект Холла.

Пассивный датчик включается после начала движения и считывает данные от зубчатого импульсного кольца. Прохождение зубца мимо прибора вызывает генерацию импульса тока, который считывается блоком управления. Датчики начинают работать на скорости выше 5 км/час и не реагируют на загрязнение.

Активный датчик состоит из электронных компонентов и постоянного магнита, который установлен на ступице. При вращении магнита в приборе возникает разница потенциалов, которая формируется в сигнал управления микросхемой. Затем информация подается на блок. Датчики подобной конструкции встречаются редко, ремонт их невозможен.

Сколько стоит на Мазда 3 замена датчика АБС: цены на оказание услуг и из чего они складываются

Формирование стоимости за ремонт машины – самый острый вопрос для владельца транспортного средства. Мы предлагаем действительно хороший ремонт по выгодной цене. Стоимость диагностики и замены датчика АБС зависит от нескольких факторов:

В каком именно месте расположено устройство считывания информации, на сколько затруднен доступ к нему. Какие детали придется снять, чтобы подобраться к датчику в плотную.
Количество времени, которое придется потратить на замену оборудования.
Срочность проводимых операций. Мастеру за выход во вторую смену требуется доплата.
Модель и марка автомобиля. В дорогих джипах или седанах процесс съема и наладки датчика происходит сложнее, чем в бюджетных транспортных средствах.
Переделка неудачного ремонта. Пытаясь сэкономить, владелец пытается сам отремонтировать машину. Это приводит к созданию дополнительных трудностей для последующего правильного ремонта в автосервисе

Посадочное гнездо может по неосторожности загнуться или контактная группа вовсе отломится, мастеру придется все это исправлять.

На стоимость услуги по замене АБС не может повлиять цена самого датчика. Измеритель можно приобрести в автосервисе или привезти с собой, если в нашем наборе такого не окажется. Следует помнить, что параметры новой детали должны полностью совпадать со старой. Посадочное гнездо, длина и количество подсоединяемых проводов.

Устройство АБС на Приоре

Как и большинство современных автомобильных систем, АБС управляется с помощью компьютера. Но кроме электронного блока управления, в нее входит также несколько датчиков и исполнительных механизмов. Вся система состоит из нескольких элементов.

  1. Электронный блок управления (ЭБУ).
  2. Датчики на колёсных ступицах 4 шт.
  3. Клапаны давления тормозной жидкости в системе 4 шт.
  4. ЭВН (Электрический Возвратный Насос).
  5. Сигнальная лампа на панели приборов.

При всей кажущейся простоте, это довольно сложная, высокотехнологичная система. Каждый датчик передаёт на электронный блок управления данные о скорости вращения колеса Приоры. Сообразно полученным данным, блок управления подаёт сигнал на клапан тормозной системы, который при нажатии на педаль тормоза, сбрасывая давление, не позволяет колёсам полностью заблокироваться и начать неуправляемый занос машины.

ЭБУ системы антиблокировки тормозов в гидроагрегате

Конструктивно на Приоре, ЭБУ АБС смонтированы вместе с ЭВН и клапанами, регулирующими давление в единый узел – гидроагрегат. Он расположен на переднем левом лонжероне автомобиля. Со всей системой гидроагрегат связан общим жгутом проводов. В него входят патрубки подачи тормозной жидкости на рабочие цилиндры. Здесь же смонтирован ЭВН, усиливающий давление в системе.

Датчик на ступице колеса

Датчики, подающие данные о скорости вращения колеса на блок управления, сделаны на принципе работы датчика Холла. Кстати, в большинстве датчиков вращения используется именно этот принцип: смена напряжения на полупроводнике датчика, в зависимости от прохождения около него контрольной точки на вращающемся диске. Именно соотносясь с сигналами датчиков АБС, блок управления манипулирует клапанами.

Контрольная лампа неисправности АБС на щитке приборов Приоры

То, о чём водители «Приоры» говорят – «загорелся датчик АБС», на деле является контрольной лампой исправности системы антиблокировки. В момент включения зажигания, на щитке, примерно на три секунды загорится оранжевая надпись «ABS». Если система исправна, то через три – четыре секунды лампочка погаснет. В общем, принцип сигнализации от «датчика АБС» такой же, как и от контрольной лампы основного ЭБУ машины, хорошо всем известного «чек энджера».

Как выполняется проверка?

Если на приборной панели горит ошибка ABS или тормозной системы, то не всегда причина кроется в самом датчике ABS. Что бы точно выявить причину неисправности рекомендуется провести комплексную диагностику автомобиля. Для экономии бюджета и времени наиболее предпочтительным вариантом будет самостоятельная диагностика с помощью ODBII сканера.

Если бюджет ограничен и вы не хотите тратить больших сумм на приобретение устройства, рекомендуем обратить внимание на адаптер корейского производства Scan Tool Pro Black Edition. Данное устройство видит не только двигатель, как большинство бюджетных сканеров, но и другие узлы и агрегаты автомобиля (в том числе ABS и тормозную систему)

Сканер совместим с большинством автомобилей и подключается к любому устройству через Bluetooth или wi-fi. Так же с помощью данного устройства можно проверить работу всех датчиков в режиме реального времени


Данное устройство видит не только двигатель, как большинство бюджетных сканеров, но и другие узлы и агрегаты автомобиля (в том числе ABS и тормозную систему). Сканер совместим с большинством автомобилей и подключается к любому устройству через Bluetooth или wi-fi. Так же с помощью данного устройства можно проверить работу всех датчиков в режиме реального времени.

Поскольку работа исправного датчика ABS основана на изменении электрического сопротивления при вращении колеса, измерить его параметры можно мультиметром или тестером, функционирующим в режиме омметра. Условия для диагностики – обычный гараж либо ровная площадка, смотровая канава не требуется. Из инструментов возьмите домкрат и баллонный ключ.

Чтобы проверить датчик АБС тестером, выполните следующие действия:

  1. Поставьте автомобиль на ровную площадку и зафиксируйте противооткатными упорами. Ручной тормоз включать не следует.
  2. Поднимите домкратом заднее колесо и снимите его. Обнаружив жгут проводов, идущих к датчику в ступице, отыщите разъем и рассоедините его. Тщательно прочистите все контакты, лучше – специальной жидкостью.
  3. Включите мультиметр на измерение сопротивления и выполните замер в колодке, идущей от датчика. В зависимости от марки авто величина должна составлять от 500 Ом до 1,4 кОм.
  4. Возьмитесь за барабан или диск рукой и покрутите его, следя за показаниями тестера. Сопротивление должно меняться.
  5. Переведите прибор в режим измерения напряжения и включите зажигание. Проверьте присутствие постоянного тока со стороны блока управления, присоединив мультиметр ко второй части разъема.
  6. Операцию повторите на всех колесах.


На различных моделях автомобилей разъем может находиться в разных местах – прятаться под днищем либо пластиковой защитой. Чтобы обнаружить колодку, прощупайте жгут проводов вручную.

Как распознать, что датчик АБС уже не выполняет свои функции?

На старых автомобилях неисправность датчика АБС может привести к самым неприятным последствиям. В случае обрыва провода напряжение до компьютера может не доходить, как и при заблокированном колесе. Потому простенький компьютер воспринимает эту ситуацию так, что одно из колес заблокировано. В конечном счете, АБС начинает разблокировать одно колесо во время торможения, что может вообще вывести из строя систему торможения, а при экстренной остановке спровоцировать полную потерю управления вплоть до переворота автомобиля. Признаки того, что датчик АБС неисправен, следующие:

  • после неадекватного срабатывания системы на приборной панели возникает надпись «ABS», модуль перестает работать;
  • на современных авто после запуска двигателя лампочка ABS не гаснет, а система прекращает свою работу;
  • во время слабого торможения педаль вибрирует, включается система распределения тормозных усилий;
  • постоянно работают вспомогательные тормозные системы, усилители и балансировочные устройства;
  • бортовой компьютер выдает ряд неполадок, которые связаны с работой антиблокировочной системы;
  • при подключении к диагностическому компьютеру читается код ошибки работы датчика системы против блокировки колес.

Самостоятельно вы можете определить неисправность датчика в случае постоянной индикации лампочки ABS на приборной панели. Это и есть основной показатель того, что какой-то датчик перестал функционировать и система просто не работает. В данном случае первой задачей автомобилиста будет проверить целостность проводов к датчикам. Это проводки часто обрываются по причине отброса камней в район ступицы или других предметов, срезающих провод. Потому такая неполадка не является редкостью, ее знают практически все владельцы автомобилей с данным модулем.

Конструктивные особенности

p, blockquote 32,0,0,0,0 —>

На рисунке выше был показан случай, когда в качестве индуцирующего элемента используется гребенчатое кольцо, располагающееся на ступице. Торец датчика находится в непосредственной близости от гребенки из магнитомягкого материала. Расстояние зазора обычно от 0,2 до 0,8 миллиметров.

p, blockquote 33,0,0,0,0 —>

Иногда в зону зазора попадает грязь, мелкие камешки. Это может привести к тому, что зазор увеличится (датчик оттолкнется, либо разрушится его наконечник). Сигнал резко уменьшится. Иногда к этому приводит даже засорение гребенки.

p, blockquote 34,0,0,0,0 —>

Затем с помощью щупа проконтролировать величину зазора, она должна быть не более 1 мм. Если нет набора щупов, можно визуально проверить, нет ли видимых разрушений элементов его конструкции. Для большей точности можно сравнить с его элементами противоположного колеса.

p, blockquote 36,0,0,0,0 —> adsp-pro-2 —>

Если имеются разрушения металлической конструкции гребенки колеса, следует ее заменить.

p, blockquote 37,0,0,0,0 —>

p, blockquote 38,0,0,0,0 —>

В некоторых автомобилях индуцирующий элемент выполнен в виде резинового кольца, в которое вмонтированы магнитные вставки.

p, blockquote 39,0,0,1,0 —>

p, blockquote 40,0,0,0,0 —>

В процессе ремонта неопытные механики, не осознавая назначение этих колец, просто их не одевают, что приводит к неисправности системы ABS .

p, blockquote 41,0,0,0,0 —>

В настоящее время часто используются ленты, состоящие из микромагнитных элементов.

p, blockquote 42,0,0,0,0 —>

p, blockquote 43,0,0,0,0 —>

В процессе ремонта ступицы эту ленту иногда повреждают, даже не замечая этого. В таком случае датчик АБС также будет работать некорректно.

p, blockquote 44,0,0,0,0 —>

При замене подшипников ступицы следует обратить внимание, нет ли на нем индуцирующего кольца. На рисунке изображен подшипник с полуразрушенным кольцом

На уцелевшей части видны сегменты магнитных элементов.

p, blockquote 45,0,0,0,0 —>

p, blockquote 46,0,0,0,0 —>

При самостоятельном ремонте ступиц колес следует обязательно обращать внимание на конструктивные элементы, расположенные вблизи датчиков ABS. p, blockquote 47,0,0,0,0 —>

p, blockquote 47,0,0,0,0 —>

Способы проверки работоспособности

 Чтобы определить состояние детали, выполним ряд действий по её диагностике, двигаясь от простого к сложному:

  1. Проверим предохранители, вскрыв блок (внутри салона либо в подкапотном пространстве) и осмотрев соответствующие элементы (указаны в инструкции по ремонту/эксплуатации). При обнаружении сгоревшего компонента заменим его новым.
  2. Осмотрим и проверим:
    • целостность разъёмов;
    • проводку на предмет потёртостей, увеличивающих риск возникновения короткого замыкания;
    • загрязнение детали, возможные внешние механические повреждения;
    • фиксацию и соединение с массой самого датчика.

Если перечисленные мероприятия не помогают выявить неисправность устройства, его придётся проверить с помощью приборов — тестера (мультиметра) или осциллографа.

Тестером (мультиметром)

Этот способ диагностики датчика потребует наличия тестера (мультиметра), инструкции по эксплуатации и ремонту авто, а также ПИН — проводки со специальными разъёмами.

Прибор объединяет в себе функции омметра, амперметра и вольтметра

Для получения полной информации о работоспособности датчика АБС нужно замерить сопротивление в цепи устройства:

  1. Поднимаем автомобиль домкратом или вывешиваем на подъёмнике.
  2. Снимаем колесо, если оно препятствует доступу к устройству.
  3. Снимаем крышку блока управления системой и отсоединяем разъёмы контроллеров.
  4. Подключаем ПИН к мультиметру и контактному гнезду датчика (разъёмы датчиков задних колёс расположены внутри салона, под сиденьями).

    Подключаем ПИН к тестеру и контактному гнезду датчика

  5. Замеряем сопротивление (тестер в режиме омметр) на контактах устройства. Сверяем показания прибора с руководством по эксплуатации авто, где должны быть указаны требуемые параметры.
  6. Проверяем электрическую цепь, прозвонив проводку датчика на предмет возможного короткого замыкания.
  7. Прокручиваем колесо вручную и одновременно замеряем сопротивление — показания тестера должны меняться в зависимости от скорости вращения.
  8. Переключаем тестер в режим «вольтметр» и замеряем напряжение на датчике — прокручиваем колесо с частотой 1 об/сек, контролируя показания прибора. Оптимальными считаются параметры напряжения от 0,25 до 1,2 V, но при этом следует учитывать, что повышение скорости вращения колеса обязательно их увеличивает.

Показания прибора должны соответствовать данным, указанным в пособии по ремонту и эксплуатации конкретного автомобиля. Если сопротивление устройства:

  • ниже минимального порога − датчик неисправен;
  • приближается к нулю − короткое замыкание;
  • нестабильное (скачущее) в момент подёргивания провода — нарушение контакта внутри проводки;
  • бесконечность либо показания отсутствуют — обрыв провода.

Видео «Диагностика датчика АBS»

Как проверить с помощью осциллографа (со схемой подключения)

Помимо самостоятельной диагностики датчика тестером (мультиметром), его можно проверить с помощью более сложного прибора — осциллографа.

Прибор исследует амплитуду и временные параметры сигнала датчика

Для диагностики датчика АБС осциллографом необходимо:

  1. Полностью зарядить аккумуляторную батарею, чтобы по ходу измерения наблюдать на разъёмах либо проводниках падения (скачки) напряжения.
  2. Найти сенсорный датчик и отсоединить верхний разъём детали.
  3. Подключить к контактному гнезду осциллоскоп.

    Подключение прибора к разъёму датчика АБС (1 — зубчатый диск-ротор; 2 — датчик)

  4. Вращать подвешенное колесо (подняв автомобиль на домкрате или подъёмнике) с постоянной частотой 2–3 оборота в секунду.
  5. Засечь амплитуду колебаний сигнала на дисплее устройства.
  6. Вращать второе колесо оси и аналогично засечь колебания.

Об исправности датчика АБС свидетельствует:

  • одинаковая амплитуда колебания сигнала при вращении колёс одной оси;
  • отсутствие биений амплитуды при диагностике меньшим по частоте сигналом синусоиды;
  • сохранение стабильной, ровной амплитуды колебания сигнала, не превышающей 0,5 B, при вращении колеса с частотой 2 об/сек.

Отметим, что осциллограф — прибор довольно сложный и дорогостоящий. Современные компьютерные технологии позволяют заменить это устройство специальной программой, скачанной из интернета и установленной на обычный ноутбук.

Проверка детали без приборов

Самым простым способом диагностики устройства без приборов является проверка магнитного клапана на индукционном датчике. К детали, внутри которой установлен магнит, прикладывают любое металлическое изделие (отвёртку, гаечный ключ). Если датчик не притягивает его − он неисправен.

Проверка датчика АБС осциллографом

Перебои можно диагностировать и этим прибором, но его использование требует определенных навыков. Помимо этого, стоимость устройства достаточно высока. Учитывая перечисленные факторы, можно прийти к выводу — использование осциллографа оправдано только для техцентров. Но если вам вдруг попадется под руки такая “диковинка”, попробуйте провести диагностику своими руками. 

Проверка датчика ABS на данном приборе позволяет получить визуальное представление об электросигнале. Частотность и амплитуда отражаются на дисплее, что дает “объемное” представление о корректности работы “антиблока”. Далее сравнивают и анализируют полученные данные. Сама работа похожа на процедуру с вольтметром, только к выводам подключается другой прибор. Об исправности устройства говорят следующие факторы:

  • приблизительно равные значения показателей;
  • отсутствие “скачков” при меньшем синусоидном сигнале;
  • стабильная амплитуда колебаний с Max не более 0,5 В. 

Есть ли хорошая альтернатива такой проверке? Тестирование ноутбуком (если интересны подробности, инструкцию вы легко найдете в Сети).

Проверка работоспособности элементов АБС

Проверка датчика ABS тестером

  Несложным способом диагностики неисправностей в системе является проверка датчика АБС тестером. Тестер (мультиметр) представляет собой прибор, позволяющий измерить силу тока, напряжение в сети и сопротивление. Он позволяет найти место обрыва провода – одну из распространенных причин неполадок в работе антиблокировочной системы. Рассмотрим, как проверить датчик АБС тестером. Помимо мультиметра нам понадобятся ПИНы (провода со специальными разъемами) и инструкция по ремонту конкретного автомобиля. Целью проверки является замер сопротивлений в цепи системы. Для этого необходимо поднять машину домкратом или вывесить ее на подъёмнике и снять колесо, чтоб оно не препятствовало доступу к проверяемому устройству. Дальнейшая проверка датчика АБС мультиметром предполагает следующие действия:

  1. Снять с блока управления крышку, отсоединить разъемы контроллеров.
  2. Подключить ПИН к мультиметру и контактному гнезду проверяемого датчика. Обычно разъёмы датчиков задних колес располагаются под сиденьями автомобиля внутри салона.
  3. Выставить тестер в режим «Омметр» и измерить сопротивление цепи на контактах устройства. Допустимые параметры смотрим в инструкции по ремонту Вашей машины. Там же можно узнать, как проверить какой датчик AБС не работает. Необходимо полностью прозвонить проводку антиблокировочных датчиков на предмет короткого замыкания.
  4. Прокрутить колесо вручную назад и вперед, одновременно измеряя сопротивление. При этом показания мультиметра должны меняться вместе с изменением скорости вращения колеса.
  5. Переключить тестер в другой режим – режим «Вольтметра». Измерить напряжение на датчике, при этом также прокручивая рукой колесо. Напряжение в интервале 0,25-1,3 Вольт является оптимальным.

Демонтаж датчика ABS

Это мы рассмотрели последовательность как прозвонить датчик АБС тестером. Затем надо правильно интерпретировать результаты. Показания тестера должны соответствовать тем данным, которые обозначены в инструкции по ремонту Вашего автомобиля. Если сопротивление в цепи ниже минимально допустимого заводского значения, то это свидетельствует о неисправности датчика. Если сопротивление колеблется около нуля – признак короткого замыкания. Скачущее сопротивление является признаком нарушения целостности контактов внутри проводки. Если же показания на мультиметре отсутствуют – это обрыв провода. Зная, как проверить датчик AБС на работоспособность, несложно потом устранить саму неисправность. Если проблемой является само устройство, то его необходимо полностью заменить на новое. Если же обнаружены нарушения внутри проводки, то их можно легко устранить с помощью простого паяльника, тщательно замотав запаянные участки изоляционным материалом. Опытный водитель должен знать, как проверить датчик abs тестером, потому что эти несложные диагностические манипуляции позволят вовремя выявить неисправности в тормозной системе Вашего автомобиля и повысят его уровень безопасной эксплуатации.  

Анализ результатов диагностики

Проблема неполадок функции ABS далеко не всегда кроется в датчиках. Виновниками отказа системы могут быть также и провода, соединяющие элементы с блоком управления. Вот почему необходимо провести 3 замера и по результатам сделать такие выводы:

  1. Если сопротивление датчика АБС стремится к нулю или, наоборот, прибор показывает значок бесконечности, то налицо неисправность самого элемента. Другой вариант – нарушение изоляции либо обрыв участка проводников от разъема до датчика.
  2. Тестер показывает, что сопротивление в пределах нормы, но при вращении тормозного диска его значение остается постоянным. Здесь версии две: сильное загрязнение зубчатого кольца (как вариант – разрушение) и опять-таки выход из строя датчика.
  3. Отсутствие напряжения в питающей линии указывает на обрыв электрической цепи, идущей от контроллера.

В первом случае необходимо снять приборчик со ступицы и обследовать провода на предмет перелома, разрыва либо короткого замыкания. Для верности померьте сопротивление еще раз, одновременно шевеля проводники. Если результат отрицательный, покупайте и ставьте новую деталь.

При неизменном сопротивлении доберитесь до зубчатого кольца, хорошенько вычистите и осмотрите. Если обнаружите механические повреждения, то запчасть лучше заменить.

В том случае, когда нет напряжения в цепи контроллера, следует прозвонить данный участок проводки. Как это сделать:

  1. Разберитесь, где находится электронный блок управления гидравлическими клапанами. Например, в Shevrolet Aveo он стоит за бачком с тормозной жидкостью, а на Renault Megane – со стороны ремня привода генератора.
  2. Снимите с ЭБУ колодку и прочистите контакты. Отыщите распиновку проводов либо отследите их по цветам.
  3. Поставьте замыкающую перемычку на колодке, расположенной возле колеса. Прозвоните цепь омметром либо обычной лампочкой с батарейкой.


Простейший способ отыскать ЭБУ при отсутствии документации на авто – пройти по тормозным трубкам, ведущим к гидравлическому блоку. Последний стоит рядом с контроллером или соединен с ним пучком проводов.

При обнаружении обрыва цепи придется искать дефект по всей линии с целью устранения. Работа довольно сложная, поэтому ее стоит поручить опытному автоэлектрику.

Принцип работы антиблокировочной системы

На ступице каждого колеса устанавливаются специальные датчики АБС. Они регистрируют скорость вращения, и подают сигналы в блок управления. С точки зрения геометрии, колеса должны крутиться с одной скоростью при прямолинейном движении, а при повороте, внутренние ступицы замедляются. Поправка на разницу при поворотах внесена в алгоритм работы контроллера датчиков АБС.

Система может определить, какой датчик показывает заниженную скорость, или сигнализирует о блокировке колеса. Далее включается исполнительная часть механизма.

Устройство типового 4 канального блока АБС показано на иллюстрации:

  • От каждого колеса, в модуль управления АБС поступает сигнал о скорости вращения (цветные линии на схеме). Его формируют датчик АБС.
  • Главный тормозной цилиндр подает тормозную жидкость не прямо на суппорты колес, а в гидравлический модулятор.
  • На выходе из модулятора установлены клапана, управляемые модулем управления. Их 4, по количеству колес автомобиля.
  • При поступлении сигнала от датчика, о блокировке колеса в процессе торможения, на него кратковременно перестает поступать тормозная жидкость. Колесо разблокируется, процесс торможения возобновляется.

То есть, ключевым устройством является датчик АБС, поэтому если не работает система, проверка начинается именно с него.

Анализ результатов диагностики

Проблема неполадок функции ABS далеко не всегда кроется в датчиках. Виновниками отказа системы могут быть также и провода, соединяющие элементы с блоком управления. Вот почему необходимо провести 3 замера и по результатам сделать такие выводы:

  1. Если сопротивление датчика АБС стремится к нулю или, наоборот, прибор показывает значок бесконечности, то налицо неисправность самого элемента. Другой вариант – нарушение изоляции либо обрыв участка проводников от разъема до датчика.
  2. Тестер показывает, что сопротивление в пределах нормы, но при вращении тормозного диска его значение остается постоянным. Здесь версии две: сильное загрязнение зубчатого кольца (как вариант – разрушение) и опять-таки выход из строя датчика.
  3. Отсутствие напряжения в питающей линии указывает на обрыв электрической цепи, идущей от контроллера.

В первом случае необходимо снять приборчик со ступицы и обследовать провода на предмет перелома, разрыва либо короткого замыкания. Для верности померьте сопротивление еще раз, одновременно шевеля проводники. Если результат отрицательный, покупайте и ставьте новую деталь.

При неизменном сопротивлении доберитесь до зубчатого кольца, хорошенько вычистите и осмотрите. Если обнаружите механические повреждения, то запчасть лучше заменить.

В том случае, когда нет напряжения в цепи контроллера, следует прозвонить данный участок проводки. Как это сделать:

  1. Разберитесь, где находится электронный блок управления гидравлическими клапанами. Например, в Shevrolet Aveo он стоит за бачком с тормозной жидкостью, а на Renault Megane – со стороны ремня привода генератора.
  2. Снимите с ЭБУ колодку и прочистите контакты. Отыщите распиновку проводов либо отследите их по цветам.
  3. Поставьте замыкающую перемычку на колодке, расположенной возле колеса. Прозвоните цепь омметром либо обычной лампочкой с батарейкой.

Простейший способ отыскать ЭБУ при отсутствии документации на авто – пройти по тормозным трубкам, ведущим к гидравлическому блоку. Последний стоит рядом с контроллером или соединен с ним пучком проводов.

При обнаружении обрыва цепи придется искать дефект по всей линии с целью устранения. Работа довольно сложная, поэтому ее стоит поручить опытному автоэлектрику.

Кратко о принципе работы

Функция ABS имитирует резкие многократные нажатия на педаль тормоза, практиковавшиеся водителями старых автомобилей на скользкой дороге. Электроника использует данный способ торможения гораздо эффективнее, блокируя и «отпуская» колеса несколько раз в секунду. Алгоритм работы следующий:

  1. В процессе резкого затормаживания блок управления отслеживает поведение колес посредством датчиков.
  2. Если одно или несколько колес перестали вращаться, ЭБУ отдает команду гидравлическому клапану, сбрасывающему жидкость из данного контура. Колодки прекращают удерживать диск и вращение возобновляется.
  3. Сопоставляя показания всех измерителей, контроллер убеждается, что торможение не завершено и закрывает гидроклапан, а колесо вновь блокируется. Цикл, продолжающийся долю секунды, повторяется до полной остановки машины.

Датчик ABS последнего поколения представляет собой катушку с полупроводниковым элементом, установленным в неподвижной части ступицы. В непосредственной близости от него на тормозном диске закреплено зубчатое кольцо, чье вращение отслеживает датчик. Это происходит так: контроллер подает на приборчик напряжение, а тот постоянно изменяет сопротивление вследствие прохождения рядом зубцов крутящегося кольца.


Когда величина электрического сопротивления становится постоянной, ЭБУ расценивает данный факт как блокировку колеса и включает вышеописанный алгоритм. Если же элемент выходит из строя, система АБС полностью отключается.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий