Как умирают автомобильные бренды: некролог Saab

С самолётов к автомобилям

Шведская автопромышленность смогла занять на мировом рынке достойное место благодаря компании Saab, которая специализируется на легковом и грузовом автотранспорте. Такое направление для основной деятельности было выбрано не сразу, поскольку изначально под брендом Saab выпускались самолёты в основном истребители и бомбардировщики. Даже в полном названии компании присутствует упоминание про аэропланы. Изображение самолёта присутствовало в символике первых автомобилей, выпускавшихся с модернизированного завода Saab. Привычный нам коронованный грифон появился только в 1968 году.

Когда Вторая мировая война закончилась, потребность в боевой авиатехнике отпала. Компания вынуждена была быстро менять стратегию своего дальнейшего развития. Ставка была сделана на производство автомобильной техники.

Первое авто

Долго думать над названием первого автомобиля не пришлось. Компания не стала изменять порядок индексации для своих новых творений. Если последний самолёт выпускался с индексом 91, то первый автомобиль только продолжил эту традицию и приобрёл название с индексом 92. Крупномасштабное производство началось только в 1949 году.

Для компании было крайне сложно переключиться с самолётов на автомобили. В команду специалистов входило 16 человек, из которых никто к автомобилестроению никакого отношения не имел. Да что там говорить, только у двух работников.

Изначально создавались макеты из дерева, которые продувались в трубе Линкопинга. Через время перед конструкторами выросла модель из дерева, которая точно отображала будущую модель. После команда сотрудников могла приступить к созданию стального кузова, который изготавливался исключительно вручную. Готовый автомобиль подвергался испытаниям, которые и определили его будущий окончательный облик.

От успеха к неудачам

Чуда не случилось и марка Saab не имела оглушительного успеха. Десятилетие потребовалось, чтобы этими автомобилями заинтересовались

Создание универсала Saab 95 позволило компании обратить на себя внимание. Выпуск следующей модели также был успешным

Объединение бренда Сааб и компании Scania – Vabis, которая специализировалась на выпуске грузовиков, привело к созданию нового логотипа и увеличение производственных площадей. В 1989 году шведским брендом заинтересовался концерн General Motors из Америки. За свой непродолжительный период совместного сотрудничества была создана модель Saab 900. Более безопасной машины на то время просто не существовало.

Начало XXI века было связано с финансовыми трудностями, которые вынудили General Motors распродать некоторые свои подразделения. В этот список попал бренд Saab. Его новым владельцем стал производитель Spyker из Голландии, который выпускал только суперкары. Но и здесь успеха не стоило ожидать, бренд даже был признан банкротом. История Сааб могла бы на этом и закончиться. Ситуацию спасла компания National Electric Vehicle Sweden.

“Раздеть” за три минуты

Вероятность угона СААБа невелика – это не “Мерседес” и не “Ауди”. Однако владельцам “девять-пятых” следует опасаться другой напасти – разграбления машины. Это повелось еще с “девятитысячной” модели и объясняется тем, что СААБ – машина редкая, поэтому дешевые б/у запчасти для нее на разборке найти сложно. А спрос на них есть.

Спецы “раздевают” автомобиль буквально за 3 минуты. В ход идут наиболее дефицитные и быстросъемные детали: фары, решетка радиатора, кассета зажигания, большая двух-диновая магнитола, дисплеи бортового компьютера и “климатики”, подушка безопасности. На круг, по ценам официальных дилеров получается около $3000.

Поэтому машину надо обязательно оснащать правильно установленным замком капота (сигнализация для воров – не помеха), а запирать центральный замок следует двойным нажатием на кнопку брелока. Так срабатывает функция “суперлок”, не позволяющая открыть двери изнутри, разбив стекло. И, по возможности, не оставляйте машину без присмотра. В Москве наиболее опасными районами являются центр города, где много престижных автомобилей, и юго-запад, где расположены саабовские разборки.

Крепкий орешек

СААБ-9-5 построен на платформе “Опеля-Вектра” предыдущего поколения, хотя и размерами и массой превосходит своего донора. Соответственно, можно было предположить, что шасси “девять-пятого” будет недостаточно долговечным. Но, вопреки опасениям, подвеска и рулевое управление оказались на удивление крепкими.

Правда, на машинах ранних выпусков не отличались долговечностью стойки переднего стабилизатора. Но после того, как эту проблему решили, первые вмешательства в шасси стали необходимы лишь по прошествии 80 000–100 000 км по нашим дорогам. А цифры “более 150 000 км” говорят о том, что данные детали по естественному износу еще не менялись ни разу. Во всяком случае, по сравнению с 9000-м, шасси 9-5 доставляет гораздо меньше хлопот. Из вероятных внеплановых трат можно отметить лишь выход из строя насоса гидроусилителя руля и передних ступичных подшипников.

Кстати, шведы позаботились о владельцах автомобилей 1998–1999 модельных годов, тех самых машин, которые, как мы помним, не отличались хорошей управляемостью. Если у вашего СААБа пробег большой и подвеска уже “устала”, за $700 можно купить комплект “спорт-шасси”, в который входят четыре пружины и амортизатора, а также оба стабилизатора поперечной устойчивости измененной конструкции. Это гораздо дешевле, чем покупать данные детали по отдельности.

Продукты [ править ]

Военный самолет

  • Saab 17 (бомбардировщик / пикировщик : изготовлен в 1941–1944 гг., Построено 323 шт.)
  • Saab 18 (двухмоторный бомбардировщик и самолет-разведчик: произведено в 1944–1948 годах, построено 245 штук)
  • Saab 21 (истребитель / штурмовик с двумя стреловыми винтами: произведено в 1945–1949 годах, построено 298 штук)
  • Saab 21R (реактивная версия Saab 21: произведено 1950–1952, построено 64)
  • Saab 29 Tunnan (первый специально построенный реактивный истребитель: произведен в 1950–1956 годах, построен 661)
  • Saab 32 Lansen (штурмовик: изготовлен в 1953–1959 гг., Построено 450 шт.)
  • Saab 35 Draken (истребитель: изготовлен в 1955–1974 годах, построено 644 единицы)
  • Saab 37 Viggen (истребитель / штурмовик / разведчик: произведено 1970–1990, построено 329)
  • Saab JAS 39 Gripen (многоцелевой истребитель: представлен в 1996 г., построено 306 самолетов по состоянию на 2021 г.)
  • Saab 105 (двухмоторный учебно-тренировочный самолет: произведено в 1963–1972 годах, построено 192)
  • Saab 340 AEW & C (самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления: произведен в 1994–1999 годах, построено 12)
  • Boeing T-7 Red Hawk (усовершенствованный учебно-тренировочный самолет: разработан Boeing в партнерстве с Saab Group, построено 2 демонстратора, 351 учебно-тренировочный самолет будет закуплен ВВС США )

Гражданские самолеты


Учебно-тренировочный самолет Saab Safir 91B вскоре после взлета с аэродрома Ханвейде.

  • Saab 90 Scandia (32 пассажирских ближне- и среднемагистральных самолета: произведено в 1946–1954 годах, построено 18)
  • Saab 91 Safir (одномоторный учебно-тренировочный комплекс: произведено в 1946–1966 годах, построено 323 автомобиля)
  • MFI-15 Safari / MFI-17 Supporter (однодвигательный тренажер: производство 1971 — конец 70-х, построено около 250)
  • Saab 340 (30–35 пассажирских ближнемагистральных самолетов: произведено в 1983–1999 годах, построено 459)
  • Saab 2000 (высокоскоростной турбовинтовой авиалайнер с 50–58 пассажирами: произведено в 1992–1999 годах, построено 63 человека)

Экспериментальный самолет

  • Saab 210 (экспериментальный самолет: изготовлен в 1952 г., построен 1 шт.)
  • Универсальный истребитель будущего Saab / Linköping University .

Ракеты

  • RBS 56B BILL 2
  • KEPD 350
  • MBT ЗАКОН
  • РБ 04 (противокорабельная ракета)
  • РБ 05 (ракета класса воздух-поверхность »)
  • RBS 23
  • РБС-15 (противокорабельная ракета класса «земля-земля» и «воздух-земля»)
  • RBS-70
  • Метеор БВРААМ

Ходовая

Родство с Вектрой выдают идентичные передние нижние рычаги, изготовленные из алюминия, что было уникальным на момент создания автомобиля.

Сзади установлена многоэлементная схема с 4 рычагами с каждой стороны. Самый широкий поперечный рычаг изготовлен из алюминиевого сплава и служит для поддержки пружины. Он имеет типичную сферическую форму, известную по Опель еще 1980-х годов. Saab называет эту ось ReAxs, чтобы подчеркнуть ее роль в пассивном управлении автомобилем. Кинематика незначительно поворачивает задние колеса в направлении обратном передним на величину, зависящую от радиуса поворота и нагрузки. Тем самым устраняется недостаточная поворачиваемость.

Подвеску Сааб 9-3 моментально убивают разбитые дороги, особенно переднюю. Быстро изнашиваются передние и задние рычаги, шаровые опоры, стойки стабилизатора.

Широкий выбор передних нижних рычагов представлен аналогами на сумму 8-13 тысяч рублей. Оригинал доступен за 33 000 рублей. Примечательно, что втулка и задний сайлентблок нижнего рычага меняются отдельно (2200 рублей), а шаровая опора – только в сборе с рычагом.

Не отличаются большим сроком службы и подшипники колес. Идут они в сборе со ступицей (8-10 тыс рублей).

Кроме того, требуется регулярный контроль угла сходимости колес. Если этого не делать систематически, то может прикипеть эксцентриковый болт одного из задних поперечных рычагов. Впрочем, этот дефект присущ всем машинам с многорычажной задней подвеской, и сталкиваются с ним владельцы Фольксваген, Форда, Мазды, Шкоды, Вольво и т.д.

После 200-300 тыс. км может занемочь насос ГУР (12 000 рублей за аналог).

Бывают проблемы и с рулевой рейкой – появляется стук или течь. Восстановленная рейка доступна за 17 000 рублей.

Спустя 250-300 тыс. км изнашивается крестовина рулевого вала (500 рублей за аналог).

Как расшифровывается СААБ

SAAB – это аббревиатура Svenska Aeroplan Aktiebolaget (). Связано такое название с тем, что изначально фирма занималась авиастроением. Она создавала военную технику.

После того как, фирма начала разрабатывать машины, расшифровка изменилась. Компания начала называться Svenska Automobil Aktiebolaget, что не повлияло на аббревиатуру.


СААБ «Феникс», концепт 2011 года

Название бренда изменилось после банкротства, когда изменился у СААБ производитель и страна. В 2015 г. NEVS нашел партнеров в Китае. В Тяньцзине построили завод по изготовлению электромобилей для азиатского рынка, и холдинг не смог выкупить права на марку СААБ. В 2021 г. на базе шведского автомобиля начали выпуск NEVS 93.

Следующие двадцать лет

Первой машиной совместного предприятия стала «Sonett» в третьем поколении, дизайнерское решение которой было доверено Серджо Коджиоло.

К середине семидесятых на автомобили, которые сходят с конвейера, стали устанавливаться моторы с турбонаддувом. Раньше подобный двигатель был использован на авто марки «99 Turbo» и при участии в гонках Швеции она показывала неплохие результаты. В семьдесят седьмом 99 модель, укомплектованная турбодвигателем, была продемонстрирована на площадках автошоу в городе Франкфурт. И без значительных модификаций и изменений она выпускалась в течение последующих пятнадцати лет.

С наступлением семьдесят восьмого года Saab начал производить модели, которым присваивали индекс «900». Авто имело две модификации кузовного отсека: это могли быть трех или пятидверные «хэтчбеки». А в восемьдесят втором стала выпускаться 900 в кузове «седан». У «девятисотой» сменилось несколько поколений, но она продержалась на рынке продаж до девяносто восьмого года, потом ее сменил автомобиль с индексом «9-3».

С началом восьмидесятых был произведен выпуск ограниченной серии спорткупе EV-1. Данная экспериментальная модель до сих пор считается выдающимся проектом шведских инженеров. «Спорткупе» имело мотор на четыре цилиндра и мощность в двести восемьдесят пять л. сил. Эти показатели позволяли ему разгоняться до трехсот километров в час. Параллельно с этим, конструкторы и инженеры Сааб заканчивают создание новинки: первого за всю историю времени автопроизводства двигателя с 16-ю клапанами и турбонаддувом. И уже через три года предприятие выпускает «900 Turbo 16S», которая имеет в своем оснащении данный мотор. Авто становится известно во всем мире под именем «Aero».

В восемьдесят четвертом году корпорацией начинается разработка полноразмерного люксового автомобиля под индексом «9000». Эта автомашина с передним приводом очень быстро завоевала популярность среди моделей престижных марок. Она была укомплектована двухлитровым двигателем, который устанавливался на «900 Turbo 16S» и коробкой передач на четыре скорости образца восемьдесят седьмого года выпуска. Также производился выпуск модели «SAAB 9000» – седана с системой противобуксовки. При этом версия в кузове хэтчбек перестала выпускаться в девяносто седьмом, тогда ее сменила «9-5», а седан продолжали выпускать еще в течение 12 месяцев.

Американский концерн Дженерал Моторс выкупает контрольный пакет акций Сааба в восемьдесят девятом году. Первая модель, которая выпускается холдингом с новым составом руководства – это «Saab 9000», где мотор располагается поперечно, как в Опель Вектра. Год спустя компания приступает к существенной модификации «9000 CS». В автомашину устанавливают кондиционер, который впервые в мировой истории в своей работе не использует хладагент на основе фреона. Также предусмотрена система усиления защиты при возможных боковых ударах.

Середина девяностых – наше время

С девяносто четвертого года берет старт изготовление «900 Convertible», который называют «кабриолетом на все сезоны». Автомашина имеет в своем оснащении двухслойный тент, обогрев для стекла сзади и сильную печку в салоне.

Глобальные изменения происходят на площадках компании в девяносто седьмом году, именно тогда «9000» сменяет «Сааб 9-5». Автомобиль производится на базе Опель Вектра и имеет в своем оснащении трехлитровый двигатель, который дополняется новинкой в управляющей системе «Trionic 7». По итогам 2003-го года «Saab 9-5» получает звание самого надежного авто, которое производится в Швеции. А проведенные специалистами краш-тесты доказали, что модели данной марки имеют максимальную степень защиты всех людей, сидящих в машине, от возможной смерти или инвалидности при разнообразных ДТП. Последние разработки «Сааб 9-5» в кузове седан дебютировали в 2009 г. во время проведения выставки автомобилей в Париже.

Многочисленные владельцы автомобилей Saab отмечают, что своеобразной визитной карточкой машины является ее салон, который по выбору владельца могут оформить в классическом стиле с использованием деревянных элементов, или украсить вставками из металла и пластика.

В девяносто восьмом году на смену модели «900» приходит «Сааб 9-3». Но новинка многими чертами напоминает предыдущее авто, хотя и изготавливается со многими модификациями: выпускались автомашины хэтчбек с тремя и пятью дверями, была даже версия «кабриолет».

Линейка двигателей была представлена пятью вариантами. На эту машину впервые был установлен мотор на дизельном топливе. Были выпущены и скоростные версии «9-3 Viggen», которые имели двигатель на 2,3 литра при мощности в 225 л. сил.

В канун третьего тысячелетия компания «General Motors» приобретает оставшийся пакет акций у шведского концерна и спустя два года представляет на рынок модернизированную модель «9-3» в кузове седан, которая получает название «9-3 Sport Sedan».

В дальнейшем компания начинает производить уникальные автомодели. В 2001 г. Был представлен «9-Х», в авто сочетаются черты кузовов пикапа, универсала, купе и, что удивительно, родстера. Сами производители называют свою новинку спортивным, динамичным и функциональным авто, в котором собраны все привлекательные черты моделей компании.

В Женеве в 2008 г. публике представляют «9-Х BioHybrid». Автомобиль получил 1,4-литровый двигатель на двести л. сил, а еще он приспособлен под применение биоэтанола и может работать от электрического двигателя.

Сейчас проводятся переговоры между китайскими компаниями «Youngman», «Pang Da» и шведским концерном, главной темой которых является вопрос продажи компании Saab.

Два года назад мировой автомобильный рынок покинул видный игрок – производитель автомобилей из Швеции, фирма Saab. В последние годы фирма испытывала ряд проблем, особенно финансовых, закончилось все заявлением о банкротстве, чего не могли предположить даже скептики среди аналитиков рынка.

В памяти автолюбителей Saab запечатлелся в образе производителя быстрых, комфортабельных и хорошо управляемых автомобилей. Негласно на эту марку равнялись многие прославленные бренды. Эта примечательная автокорпорация интересна и своей историей.

Мир впервые узнал о компании Saab более 70-ти лет назад, в 1937 году. Название компании является аббревиатурой полного названия — «Svenska Aeroplan Aktiebolaget»
, что переводится как «Шведская компания по производству самолетов».

Уже из названия понятно, что занималась в то время компания строительством военных самолетов. Специалисты и историки авиации считают, что бомбардировщики Saab не просто хорошо показали себя во Второй мировой войне, но и были в своем классе одними из наиболее скоростных.

После окончания Второй Мировой войны, перед Saab, как и перед многими предприятиями, работавшими над вооружениями, встала проблема перепрофилирования. На выпуск своего первенца у Saab ушло несколько лет, уже в 1949 году первый автомобиль с непривычным названием «92» сошел с конвейера. Параллельно компания продолжила выпуск авиатехники – военных и гражданских самолетов.

Признаки породы

Во-первых, за его индивидуальность. В “девять-пятом”, с какого ракурса ни посмотри, стопроцентно узнается настоящий СААБ: длинные свесы кузова, подчеркнуто клиновидный силуэт, заходящая на боковины линия капота. В наше время всеобщей унификации узнаваемая внешность дорогого стоит. А салон? Передние кресла с высокими спинками, меж которыми на полу примостился замок зажигания, “тяжелое”, развернутое вокруг водителя торпедо с крупными клавишами. Особенно дорого эта выгнутая “доска” выглядит, если отделана деревом… Поклонник СААБов с любым стажем будет чувствовать себя в “девять-пятом” как дома.

Кузов машины механики характеризуют с самой лучшей стороны. Проблемы с краской, листвой облезающей вокруг молдингов и по кромкам крыльев, были решены еще во времена 9000-го. А с коррозионной стойкостью у скандинавских автомобилей всегда все было в порядке. Пожалуй, лишь длинный передний бампер и расположенные в нем “противотуманки” могут пострадать от контактов с сугробами и бордюрными камнями. Особенно это касается версии “Аэро” с уменьшенным дорожным просветом и развитым пластиковым обвесом по нижнему периметру кузова. Впрочем, на “девятитысячном” передний спойлер вообще считался расходным материалом.

Подержанный “девять-пятый” может преподнести сюрпризы с электрооборудованием салона (особенно машины ранних выпусков). На первый взгляд, они кажутся мелкими, но устранение некоторых неисправностей потребует существенных трат. Поэтому о возможных “болячках” электрооборудования лучше заранее осведомиться в главе “Капризная “климатика”.

Отрывок, характеризующий Saab AB

– Как же? Вы со всею массой своею обрушились на несчастного Мортье при одной дивизии, и этот Мортье уходит у вас между рук? Где же победа? – Однако, серьезно говоря, – отвечал князь Андрей, – всё таки мы можем сказать без хвастовства, что это немного получше Ульма… – Отчего вы не взяли нам одного, хоть одного маршала? – Оттого, что не всё делается, как предполагается, и не так регулярно, как на параде. Мы полагали, как я вам говорил, зайти в тыл к семи часам утра, а не пришли и к пяти вечера. – Отчего же вы не пришли к семи часам утра? Вам надо было притти в семь часов утра, – улыбаясь сказал Билибин, – надо было притти в семь часов утра. – Отчего вы не внушили Бонапарту дипломатическим путем, что ему лучше оставить Геную? – тем же тоном сказал князь Андрей. – Я знаю, – перебил Билибин, – вы думаете, что очень легко брать маршалов, сидя на диване перед камином. Это правда, а всё таки, зачем вы его не взяли? И не удивляйтесь, что не только военный министр, но и августейший император и король Франц не будут очень осчастливлены вашей победой; да и я, несчастный секретарь русского посольства, не чувствую никакой потребности в знак радости дать моему Францу талер и отпустить его с своей Liebchen на Пратер… Правда, здесь нет Пратера. Он посмотрел прямо на князя Андрея и вдруг спустил собранную кожу со лба. – Теперь мой черед спросить вас «отчего», мой милый, – сказал Болконский. – Я вам признаюсь, что не понимаю, может быть, тут есть дипломатические тонкости выше моего слабого ума, но я не понимаю: Мак теряет целую армию, эрцгерцог Фердинанд и эрцгерцог Карл не дают никаких признаков жизни и делают ошибки за ошибками, наконец, один Кутузов одерживает действительную победу, уничтожает charme французов, и военный министр не интересуется даже знать подробности.

Ноу нейм: Знаемский, Saab и пустота

Налево — Saab. И направо Saab. Прямо, если верить дорожным указателям, тоже он. Знаки в этой части Тролльхеттана менять никто не спешит, хотя Сааба здесь давно уже нет: по адресу улица Saabvägen, 5 прописан концерн NEVS, который потерял права на использование знаменитого шведского бренда и будет под собственным именем выпускать электромобили для Китая.

Я приехал в штаб-квартиру завода, чтобы прокатиться на будущем электроседане NEVS 9-3, и, забегая вперед, скажу: не плачьте по Саабу, ему повезло.

На самом деле, Тролльхеттанов два. Первый — благополучный и предприимчивый, с двумя гид­роэлектростанциями, многоярусными шлюзами Тролльхетт-канала, с тремя футбольными клубами и даже с крупнейшим в Швеции киноконцерном Тролливуд. Но на весь мир известен другой, второй, Тролльхеттан — тот, что находится на два километ­ра севернее, в обширной промзоне Стальбакка. Saab занимает примерно половину ее территории, а на остальной части — завод авиадвигателей компании Volvo Aero, производство автокомпонентов Lear и еще множество фирм-сателлитов из авто- и авиапрома.

Во всяком случае, так было раньше. Но с 2012 года Volvo Aero продана британцам и переименована в GKN Aerospace, завод Lear закрыт, а Saab, похоже, усыплен.


Saab здесь повсюду, но даже в 2000 году на заводе работало лишь 7200 человек, и, когда производство остановилось, драмы с занятостью не произошло: многие просто устроились на завод Volvo, до которого всего 80 км

В будний день здесь оглушающая тишина. Пустые улицы, безлюдные автобусные остановки, вхолостую горящие огни светофоров. Там, где Google-карты видят заполненные машинами заводские парковки, меня встречают бетонные блоки вместо шлагбаумов и обветшалый асфальт. Страшный сон всех автоградов от Детройта до Тольятти.

Однако на центральной проходной под вывеской National Electric Vehicle Sweden стоят охранники и периодически оживают автоматические ворота.

В гости сюда я напрашивался два года, но всякий раз получал один и тот же ответ: дескать, события развиваются небыстро, показать пока нечего. В конце мая я сменил тактику и просто сообщил, что уже взял билеты и через неделю буду на заводе. Сработало.

Меня встречает миниатюрная сотрудница PR-отдела Шаоди из Шанхая и крупногабаритный инженер Андерс Бьорнберг. Андерс швед, но в Тролльхеттан он тоже попал из Китая, где трудился на фирме Qoros. Короткий брифинг прямо в маленьком шоу-руме напротив бюро пропусков — и мы садимся в электричес­кий Saab 9-3, который станет серийным в мае 2021 года. Правда, Саабом его называть уже нельзя.


Лучшим автомобилем на родине Саабов многие считают седан 9-5 последнего поколения, хотя в 2010—2011 годах успели выпустить лишь 11280 машин. А концерну GM до сих пор припоминают, что все лицензии он оформил на себя, отказался делиться и, по сути, заживо похоронил модель вместе с заводом

Вряд ли кто-то упрекнет оборонный концерн Saab AB в непорядочности за то, что он лишил автозавод родного имени: на самом деле, «большой» Saab проявил чудеса терпения. После разрыва с GM состав владельцев и соинвесторов автозавода менялся едва ли не чаще, чем погода в Тролльхеттане. Адвокат-мечтатель Виктор Мюллер, банкир-авантюрист Владимир Антонов и, наконец, нынешний бизнес-комбинатор Кай Йохан Цзян — каждый приводил за собой целый сонм реальных и потенциальных вкладчиков: Spyker, Youngman, Qingdao, Hawtai, National Modern Energy, экономическая зона Tianjin Binhai (THT), китайская IT-корпорация SRIT…

Когда весной 2014 года, едва перезапустив производство бензиновых седанов 9-3, на Саабе в третий раз за пять лет объявили о банкротстве, оборонщики сказали «хватит» и отозвали лицензию на торговую марку. Как я понимаю, повода пожалеть об этом им пока не представилось.

Сегодня завод в Тролльхеттане принадлежит концерну National Electric Vehicle Sweden, а тот, в свою очередь, — шести китайским компаниям и фондам с широким доступом к частным и государственным финансам. Если верить открытым финансовым отчетам, все долги погашены еще прошлой осенью, а в Тролльхеттане сейчас идет волнующий процесс «реконструкции под новые производственные нужды». Но из явных признаков — пока только переписанные вывески.

Полная версия доступна только подписчикамПодпишитесь прямо сейчас я уже подписан

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий