Когда тонут танки. Шнековый вездеход ЗИЛ-4904

DAF Amphirol

Испытания шнекохода-амфибии DAF Amphirol. | Фото: carstyling.ru.

DAF Amphirol на дне канала. | Фото: carstyling.ru.

В 1960-е годы голландец Джозеф Жан де Баккер (Joseph Jean de Bakker) разработал и построил свой шнекоход. Машина приводилась от двух двигателей DAF по 750 куб. сантиметров каждый, соединенных с винтами через клиноременной вариатор. В 1966 году шнекоход DAF Amfirol продемонстрировал максимальную скорость 35 км/ч, а еще мог плавать. В наши дни модернизированный вариант машины выпускает фирма VISона. Изделие предназначается для создания искусственных котлованов и водоемов.

Разработка

В зиловском КБ Грачева строили шнеко-роторные вездеходы различных размеров, мощности и грузоподъемности. Постройку опытного образца ЗИЛ-4904, так и оставшегося в единственном экземпляре, завершили к 1 мая 1972 года. Ведущим конструктором выступал А.П. Селезнев, а за разные этапы испытаний отвечали Н.Н. Яковлев и Ю.П. Федин.

Двигатели оснащались предпусковым подогревателем, а кузов – системой откачки попавшей внутрь воды. Для перевозки ПЭУ-3 по дорогам с твердым покрытием, специально изготовили трехосный прицеп-эвакуатор на внедорожных шинах.

Корпус шнекохода ЗИЛ 4904 из-за своего большого веса был сделан из стеклопластика, но водонепроницаемое днище, для прочности, было решено сделать из металла.

Вместо колес или гусениц на шнекоходе установлены два шнека. Шнек имеет форму цилиндра на который навито спиральное ребро. Такая форма позволяет шнекоходу передвигаться по воде, снегу, болоту, но шнек, к сожалению, не пригоден для передвижения по твердому грунту (асфальт, бетон, щебень). Шнеки на ЗИЛе 4904 были сделаны из специального сплава АМг-61. Также каждый шнек приводился в движение отдельным двигателем.

Шнекоход ЗИЛ 4904 имел два бензиновых карбюраторных 8-цилиндровых V-образных двигателя ЗИЛ-508.9 (ЗИЛ-375) объемом в 7 литров (каждый), которые были позаимствованы от грузовика Урал. Эти два двигателя позволяли шнекоходу перевозить грузы до 2,5 тонн. Но, увы, скорость у вездехода была не высока: 10,1 км/ч на воде, 7,3 км/ч на болоте, 4,45 км/ч на сплавнине, 10,5 км/ч на снегу.

Великан-вездеход ЗИЛ-167Э

Несмотря на массу 12 тонн и поистине исполинские размеры, этот автомобиль отличался внешней эстетической привлекательностью. Он имел длину 9420 мм, высоту – 3060 мм, ширину – 3130 мм. При этом дорожный просвет машины составлял 750-852 мм.

Данная конструкция приводилась в движение двумя 6-литровыми V8 двигателями мощностью 180 лошадок каждый. Грузоподъемность вездехода ЗИЛ-167Э составляла 5 тонн, а вместительность – 14 человек.

Автомобиль имел три оси. При этом передние, задние колеса имели независимую торсионную подвеску и поворачивались, а средний мост жестко крепился к раме. Давление внутри шин водитель регулировал непосредственно со своего места.

В конструкции вездехода использовались уникальные колесные диски, изготовленные из стеклопластика. Днище машины снизу было обшито алюминиевыми листами, которые скрывали все агрегаты и раму. Логотипом СКБ ЗИЛ стал бегущий лось, изображение которого было нанесено на боковую поверхность кузова.

Четырехместная кабина и пассажирский салон на 14 мест изготавливались из стеклопластика. В стандартную комплектацию помимо двух обогревателей входила печка, которая отапливалась дровами. Единственный вход внутрь пассажирского салона находилась справа в задней части. Этот автомобиль полностью подходил для эксплуатации в условиях крайнего севера. Прошлый век запомнился двумя кровавыми мировыми войнами, попытками раздела мира и величайшими техническими открытиями, изобретениями. Именно в это время появилось телевидение, интернет, сотовая…

ЗиЛ-2906

Шнекоход ЗиЛ-2906. | Фото: avtoinetolko.ru.

Благодаря большим неисследованным пространствам СССР отечественные инженеры считали перспективным создание шнекоходов. Машины такого класса легко преодолевают снег и болота. А использование пустотелых винтов-шнеков позволяет сделать из транспорта амфибию.

Из колесного транспорта ЗиЛ-4906 выгружают шнековый снегоболотоход ЗиЛ-29061. | Фото: trucklist.ru.

Исходя из таких предпосылок, был разработан ЗиЛ-2906. Машина стала частью комплекса «Синяя птица», в задачу которого входит поиск и эвакуация приземлившихся космонавтов. Заказчики из КБ Королева планировали, чтобы к месту приземления космического аппарата подъезжал колесный вездеход. Если падение произошло в недоступном для него месте, лишь тогда спускали шнекоход, который преодолевал любую трясину.

На ЗиЛ-4906 стоит два двигателя ВАЗ-2103, каждый из которых приводит в действие свой шнек. Для достижения минимального веса корпус и винты сделаны из алюминиевого сплава, а кабина – из стеклопластика.Максимальная скорость на воде и по болоту – до 12 км/ч, на снегу – до 25 км/ч.

Шнекоход ЗиЛ-2906 задействовался в советской космической программе. | Фото: drive2.ru.

Для управление машиной достаточно экипажа из двух человек.С 1979 по 1991 годы выпустили серию из 20 поисково-спасательных комплексов «Синяя птица», которые до сих пор стоят на «космическом дежурстве» по эвакуации приземлившихся космонавтов.

ЗиЛ-4904

Единственный сохранившийся ЗиЛ-4904 в Государственном Военно-техническом музее в Черноголовке. | Фото: gvtm.ru.

В 1972 году в Советском Союзе был построен самый большой (на то момент) шнекоход в мире. Длина ЗиЛ-4904 (ПЭУ-3) 8,5 метров, ширина и высота более 3 метров, а клиренс – более 1 метра. Масса машины – 7 тонн, несмотря на применение легких сплавов для шнеков и стеклопластиковой кабины.

Для перемещения шнекохода ЗиЛ-4904 разработали специальный прицеп. | Фото: nlonews.ru.

Шнекоход грузоподъемностью 2,5 тонны оснащалась двумя V-образными 8-цилиндровыми двигателями ЗиЛ-375 по 180 л.с. каждый.ЗиЛ-4904 продемонстрировал потрясающую проходимость, но небольшую скорость: на болоте – до 7,3 км/ч, а на воде и снегу – до 10 км/ч.

Конструкторы ЗиЛ-4904 считали, что машина будет полезной для геологов, нефтяников, спасателям. Но применение столь специфическая техника так и не нашла. Несколько построенных экземпляров остались никому не нужны. Единственный уцелевший экземпляр можно увидеть в Государственном Военно-техническом музее в Черноголовке (Подмосковье).

Шнекоход Якоба Морат

Шнекоход Якоба Мората. | Фото: en.wikipedia.org.

Машину, позже названную шнекоходом, первым запатентовал американский швейцарец Якоб Морат в 1868 году. Она двигалась с помощью движителя, представляющего собой винт, и использовалась для сельскохозяйственных работ. Ее винты, называемые шнеками, имели острые кромки, которые разрезали корни прямо под землей. Машина Мората так и осталась на бумаге, но за ней последовали новые конструкции. Так, в России в 1900 году патент на «шнековые сани» выдали изобретателю Ф. Дергинту. В ближайшие годы шнекоходы собирались единичными экземплярами.

Монстр бездорожья шнекоход 4904

Принцип движения на основе вращения винта использовался еще с 19 века. Шнек представляет собой винт, который использовался еще в конструкции советских мясорубок. Изобрел его еще Архимед для водоподъемной машины.

Окончанием работы над конструкцией стал 1972 год. Транспортное средство предназначалось для поисково-спасательных служб, нефтяников, геологов и других исследователей труднодоступных северных районов.

Шнеки изготавливались из алюминиевого сплава АМГ-61. Благодаря этому обеспечивалась прочность, небольшой вес конструкции. Диаметр каждого шнека составлял полтора метра, а длина – шесть метров. Их внутренние полости заполнялись специальным полимером, поэтому вездеход отлично держался на воде.

Движение осуществлялось с помощью двух V-образных силовых агрегатов мощностью 180 лошадей, которые оснащались предпусковыми подогревателями. Трансмиссия снегоболотохода состояла из раздаточной коробки и главной передачи, которая распределяла крутящий момент на две бортовые передачи, вращающие каждый шнек.

Водитель при этом мог без проблем заставить ее двигаться в любом направлении, разворачиваться на месте. Небольшая скорость с лихвой компенсировалась феноменальной проходимостью. Наработки этой конструкции успешно использовались для создания более легких вездеходов.

Таким образом, старые разработки во времена Советского Союза поражают воображение современных автомобилистов до сих пор. На их основе создаются современные транспортные средства с повышенной проходимостью.

Schraubenantrieb Schneemaschine

Шнекоход Йоханнеса Редела.

В годы Второй мировой войны военные многих стран обратили внимание на уникальную проходимость шнекоходов. Немецкий офицер Йоханнес Редел (Johannes Raedel) прославился и даже попал в газеты, когда из обычного трактора сделал вездеход оригинальной конструкции

Ветеран боев на Восточном фронте, Редел решил создать машину, которая могла справится с трудными условиями российской зимы. В начале 1944 года он успешно испытал Schraubenantrieb Schneemaschine («винтовой снегомобиль») в горах Тироля, но к тому времени в Германии уже было не до проектов такого рода.

Residue Solutions MudMaster

Австралийский шнекоход MudMaster. | Фото: keskustelu.mvlehti.net.

Из-за специфики применения шнекоходов, в наши дни лишь одно предприятие продолжает их серийный выпуск. Австралийская фирма Residue Solutions с 2002 года продает несколько десятков машин ежегодно. Это профессиональная техника, используемая для ирригации, в сельском хозяйстве, для работ на мангровых болотах и в прибрежной зоне. Специфику работы хорошо отражает название машины MudMaster («Специалист по грязи»).8-метроваяустановка весит 18,5 тонн и приводится 6-цилиндровым дизельным двигателем Cummins. По заказу на нее устанавливают разное оборудование по мелиорации, краны и т.п. Индивидуальная сборка каждой машины занимает до 4,5 месяцев.

Fordson «Snow Devil»

Fordson-шнекоход 1926 года выпуска.| Фото: upload.wikimedia.org.

В 1920-е годы в Америке начался выпуск первой серийной модели шнекоходов. Машина, прозванная «Снежный дьявол», представляет собой трактор Fordson, у которого вместо колес установлены винты-шнеки.
Трактор, оборудованный новым движителем, легко ездит по снегу, грязи, болоту. Он может тянуть до тонны груза со скоростью 20 км/ч.

https://youtube.com/watch?v=Z8FXh3U276g

Как и все шнекоходы, Fordson Snow Devil имеет ряд недостатков. Во-первых, машина практически бессильна на твердом покрытии типа асфальта. А при движении по земле вращающийся винт соскребает верхний слой почвы.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий