Колин Чепмен – человек, без которого Формула-1 сегодня была бы совсем другой

Внешние ссылки [ править ]

  • Биография Колина Чепмена от Денниса Дэвида
  • Фотография Колина Чепмена, Long Beach F-1
  • Музей и образовательный центр Колина Чепмена
.mw-parser-output .navbar{display:inline;font-size:88%;font-weight:normal}.mw-parser-output .navbar-collapse{float:left;text-align:left}.mw-parser-output .navbar-boxtext{word-spacing:0}.mw-parser-output .navbar ul{display:inline-block;white-space:nowrap;line-height:inherit}.mw-parser-output .navbar-brackets::before{margin-right:-0.125em;content:””}.mw-parser-output .navbar li{word-spacing:-0.125em}.mw-parser-output .navbar-mini abbr{font-variant:small-caps;border-bottom:none;text-decoration:none;cursor:inherit}.mw-parser-output .navbar-ct-full{font-size:114%;margin:0 7em}.mw-parser-output .navbar-ct-mini{font-size:114%;margin:0 4em}.mw-parser-output .infobox .navbar{font-size:100%}.mw-parser-output .navbox .navbar{display:block;font-size:100%}.mw-parser-output .navbox-title .navbar{float:left;text-align:left;margin-right:0.5em}vте Team Lotus
Персонал
Основатель
Известный персонал
  • Фрэнк Дерни
  • Жерар Дюкаруж
  • Морис Филипп
  • Питер Варр
  • Питер Райт
  • Лен Терри
Драйверы
Известные водители
  • Марио Андретти
  • Элио де Анжелис
  • Джим Кларк
  • Мартин Доннелли
  • Эмерсон Фиттипальди
  • Мика Хаккинен
  • Джонни Герберт
  • Грэм Хилл
  • Джеки Икс
  • Найджел Мэнселл
  • Сатору Накадзима
  • Гуннар Нильссон
  • Ронни Петерсон
  • Нельсон Пике
  • Карлос Ройтеманн
  • Йохен Риндт
  • Айртон Сенна
  • Джон Сёртиз
  • Дерек Уорвик
  • Алекс Занарди
Чемпионы мира
  • Марио Андретти
  • Джим Кларк
  • Эмерсон Фиттипальди
  • Грэм Хилл
  • Йохен Риндт
Легковые автомобили
Формулы автомобилей
  • 12
  • 16
  • 18
  • 21 год
  • 24
  • 25
  • 33
  • 43
  • 49
  • 56B
  • 63
  • 72
  • 76
  • 77
  • 78
  • 79
  • 80
  • 81 год
  • 86
  • 87
  • 88
  • 91
  • 92
  • 93T
  • 94 т
  • 95 т
  • 97 т
  • 98T
  • 99 т
  • 100 т
  • 101
  • 102
  • 107
  • 109
  • 112
Формула Два автомобиля
  • 12
  • 16
  • 18
  • 32
  • 35 год
  • 41 год
  • 44
  • 48
  • 59
  • 69
Формула Три машины
  • 22
  • 31 год
  • 35 год
  • 41 год
  • 55
  • 59
  • 69
Formula Junior cars
  • 18
  • 20
  • 22
  • 27
Автомобили Формулы Форд
  • 51
  • 59
  • 61
  • 69
Формула 5000 автомобилей
  • 68
  • 70
Автомобили серии Тасман
  • 32
  • 39
  • 67
Индианаполис 500 автомобилей
  • 29
  • 34
  • 38
  • 42
  • 56
  • 64
  • 96 т
Спортивные гоночные автомобили
  • 15
  • 17
  • 19
  • 23
  • 30
  • 40
  • 47
  • 53
Титулы Формулы-1
Название драйверов
  • 1963 г.
  • 1965 г.
  • 1968 г.
  • 1970 г.
  • 1972 г.
  • 1978 г.
Титулы конструкторов
  • 1963 г.
  • 1965 г.
  • 1968 г.
  • 1970 г.
  • 1972 г.
  • 1973 г.
  • 1978 г.
vтеLotus Cars
Тип1950-е годы1960-е1970-е годы1980-е1990-е2000-е2010-е2020-е
123456789123456789123456789123456789123456789123456789123456789
Спортивный гонщикМарк VIIIМарк IX111517192330404762
Марк VIСемь340р2-Eleven3-Eleven
Спортивная машинаEvija
РодстерЭланElan M100ЭлизаЭлиза
КупеЭлитныйЭланExigeExigeExige
ЭклатExcelЭвора
Гранд ТурерЭлан +2Элитный
ЕвропаEspritЕвропа S
СалонFord Cortina LotusFord Cortina LotusКарлтон / Омега
Гоночные автомобили
  • Марк I
  • Марк II
  • Марк III
  • Марк IV
  • Марк V
  • 12
  • 16
  • 17
  • 18
  • 20
  • 21 год
  • 22
  • 24
  • 25
  • 27
  • 29
  • 31 год
  • 32
  • 33
  • 34
  • 38
  • 39
  • 41 год
  • 42
  • 43
  • 44
  • 48
  • 49
  • 56
  • 59
  • 61
  • 63
  • 64
  • 69
  • 70
  • 72
  • 73
  • 74
  • 76
  • 77
  • 78
  • 79
  • 80
  • 81 год
  • 86
  • 87
  • 88
  • 91
  • 92
  • 93T
  • 94 т
  • 95 т
  • 96 т
  • 97 т
  • 98T
  • 99 т
  • 100 т
  • 101
  • 102
  • 107
  • 109
  • 112
  • 114
  • 115
  • 119
  • T125
  • T127
  • T128 F1
  • T128 LMP
  • E20
  • E21
  • E22
  • E23 Гибрид
Похожие автомобили
  • Caterham Seven
  • Ford Cortina Lotus
  • Талбот Солнечный Луч Лотос
  • DeLorean
  • Хеннесси Веном GT
  • Isuzu Piazza
  • Шевроле Корвет ZR-1
  • Opel Lotus Omega / Воксхолл Лотус Карлтон
  • Киа Элан
  • Opel Speedster / Воксхолл VX220
  • Тесла Родстер (2008)
  • Протон ЭМАС
Концепт-кары
  • APX
  • Концепция Elan
  • Элитный концепт
  • Концепция Элизы
  • CityCar
  • Eterne
  • Эмоции
  • Esprit M70
  • Концепция Esprit
  • Этос
  • Этна
  • M250
  • M90
Ключевые цифры
  • Колин Чепмен
  • Тони Радд
  • Романо Артиоли
  • Дэни Бахар
  • Лен Терри
Группа Лотос
  • Официальный веб-сайт
  • Lotus Cars
  • Lotus Engineering
  • Team Lotus
  • Лотус F1
Авторитетный контроль
  • BNF : cb12044581f (данные)
  • GND : 118870971
  • ISNI : 0000 0000 8147 5112
  • LCCN : n85254074
  • VIAF : 67263426
  • Идентификационные данные WorldCat : lccn-n85254074

Биография[править | править код]

Родился 19 мая 1928 года в пригороде Лондона.

После окончания университета в 1948 году начал заниматься конструированием автомобилей. Первой созданной им машиной (модель Mk1) стал переделанный Austin 7. Тогда и появилось название «Лотус» (англ. Lotus). Официально Чемпен никогда не называл причины выбора этого названия; существует версия, что оно появилось из прозвища его подруги Хэзел, позже ставшей его женой, — «lotus blossom» (цветок лотоса). Эта машина, как следующая модель, предназначались для автотриалов.

Собственную фирму Чепмен организовал четырьмя годами позже. К этому времени он начал строить автомобили для шоссейно-кольцевых гонок. С 1954 года он бросил работу и занялся исключительно руководством фирмой, производившей как гоночные, так и дорожные автомобили (первым был Lotus Mk6). Первой «формулой» Чепмена стала модель Mk12 («Формула-2», 1957). Наконец, первым автомобилем, разработанным для «Формулы-1», в 1958 году стал Lotus Mk16. Однако ещё до этого, в 1956 году, Чепмен разрабатывал машину «Формулы-1» для «Vanwall». Лозунг «Ни грамма лишнего веса!» в гонки «Формулы-1» он принёс из авиации. На Гран-при Франции 1956 года Чепмен был заявлен за рулём «Вэнуолла» как пилот, в квалификации он занял 5-е место из 20 машин, однако потерпел аварию и выйти на старт не смог. Это было единственным его участием в «Формуле-1» в качестве пилота (интересно, что участие всего лишь в одном Гран-при, где он не вышел на старт, объединяет его с Берни Экклстоуном).

С 1960 года в команде появился Джим Кларк, с которым связаны первые успехи команды в «Формуле-1». Чепмен позже называл его своим лучшим другом. Кларк впервые выиграл для «Лотуса» чемпионат в 1963 году, в том же сезоне был выигран и первый Кубок конструкторов. В общей сложности Чепмен как конструктор и владелец команды выиграл 7 Кубков конструкторов (1963, 1965, 1968, 1970, 1972, 1973, 1978).

Его важнейшими техническими инновациями, изменившими облик «Формулы-1», были следующие:

  • использование монокока как структурного элемента в гоночных болидах (первым таким болидом был Lotus Mk25);
  • широкое использование антикрыльев;
  • перемещение радиаторов с носа болида на борта;
  • использование граунд-эффекта — разрежения под днищем автомобиля, создаваемого при помощи «юбок», закрывавших пространство под днищем (позже было запрещено);
  • гидравлическая активная подвеска.

Кроме того, «Лотус» под руководством Чепмена стала первой из команд, постоянно участвующих в чемпионате мира Формулы-1, которая в 1968 году раскрасила свои автомобили в цвета спонсора, что позже переняли все остальные команды. В то же время, эта традиция уже много лет практиковалась в гонке 500 миль Индианаполиса, фигурировавшей в качестве этапа чемпионата мира Формулы-1 в сезонах 1950—1960 годов.

Колин Чепмен скончался от инфаркта миокарда, 16 декабря 1982 года в возрасте 54 лет.

Статистика выступлений в гонках[править | править код]

Чепмен за рулем одного из своих спортивных автомобилей Lotus Eleven во время тренировки перед гонкой Формулы-2 Гран-при Великобритании 1956 года, Сильверстоун

Результаты в чемпионате мира Формулы-1править | править код

Легенда к таблице
В таблице перечислены результаты всех Гран-при Формулы-1, в которых принимал участие пилот. Строками таблицы являются сезоны, столбцами — этапы чемпионата мира. В каждой клетке указаны сокращённое название этапа и результат, дополнительно обозначенный цветом. Расшифровка обозначений и цветов представлена в нижеследующей таблице.
ПримерОписание
1Победитель
2Второе место
3Третье место
5Финишировал, заработав очки
12Финишировал, не получив очков
НКЛФинишировал, но не попал в финальную классификацию
15Участвовал вне зачёта, либо по отдельной классификации
18Не финишировал, но попал в финальную классификацию
СходНе финишировал
НКВНе прошёл квалификацию
НПКВНе прошёл предквалификацию
ДСК Дисквалифицирован
ИСК Исключён из протокола соревнований
ТТУчаствовал только в тренировках
НСУчаствовал в квалификации, но не стартовал в гонке
ТТравмирован или болен
ОТКОтказ от участия
НТРПрибыл на соревнования, но на трассу не выезжал
НПРБыл заявлен в числе участников, но не прибыл к началу соревнований
ОСоревнования отменены
Не участвовал
Поул-позиция
Быстрый круг
СезонКомандаШассиДвигательШ12345678МестоОчки
Vandervell Products Ltd Vanwall VW (56) Vanwall 254 2,5 L4 P АРГ МОН БЕЛ ФРАНС ВЕЛ ГЕР ИТА

Осознанный выбор

В 1948 году Чепмен окончил университет, недолго послужил в ВВС и после пары неудачных попыток начать собственное дело устроился инженером в «Бритиш Алюминиум Компани», где занимался проблемами расчета и применения алюминиевых конструкций при строительстве зданий. Приобретенный здесь опыт впоследствии ему также очень пригодился.

Занимаясь поиском места в жизни, Колин не забывал о юношеском увлечении. В том же году он строит свой первый автомобиль – Lotus MK1. Машина предназначалась для участия в спортивных состязаниях. Основой для нее послужила модель Austin 7. Рассказывают, что этот автомобиль молодой инженер назвал так же, как называл любимую девушку, – Лотус.

Следом за первой последовала вторая модель, затем третья, и все это параллельно с основной работой. Поняв, что хобби со временем вполне может стать серьезным делом, Чепмен в 1952 году открыл компанию Lotus Engineering, занимавшуюся конструированием и производством машин для кольцевых гонок. Поначалу «конструкторское бюро» и единственный «цех» новоиспеченного предприятия располагались в сарае, принадлежавшем Хейзел Уильямс, той самой Лотус, ставшей впоследствии женой Колина.

Спустя пару лет Чепмену пришлось оставить «Бритиш Алюминиум», чтобы полностью посвятить себя созданию автомобилей. Одним из самых знаменитых стал Lotus Mark Seven Series 1, появившийся 31 июля 1957 года. Машина оснащалась 40-сильным фордовским двигателем объемом 1,1 л, 3-ступенчатой коробкой передач, весила около 330 кг и могла развивать скорость до 130 км/час. Первым покупателем «семерки» стал владелец обувной фирмы Westover Shoes Эдвард Льюис, заказавший автомобиль для участия в гонке по подъему на холм.

Когда стало понятно, что новинка будет пользоваться хотя и небольшим, но устойчивым спросом, Чепмен решился наладить ее серийное производство. Стоила машина 587 фунтов стерлингов, правда, было одно но: за эту цену продавался большой «конструктор для взрослых» (kit car), и собирать автомобиль покупателю предлагалось самостоятельно. Но, как вскоре выяснилось, это было именно то, что требовалось фанатам подобной техники. Модель выпускалась с 1957 по 1973 год с регулярно проводившимися обновлениями. Всего выпустили четыре оригинальные серии Lotus 7, после чего права на выпуск и оборудование для производства были переданы одному из дилеров марки – фирме Caterhan Cars Ltd.

Карьера [ править ]

В 1948 году Чепмен разработал Mk1 , модифицированный Austin 7 , который он в частном порядке участвовал в местных гонках . Он назвал машину «Лотос»; он так и не подтвердил причину, но одна из нескольких теорий состоит в том, что это произошло в честь его тогдашней подруги (позже жены) Хейзел, которую он прозвал «Цветок лотоса». На призовые деньги он разработал Lotus Mk2.. Примерно в это же время Чепмен начал проявлять способность думать о способах стать более конкурентоспособными, оставаясь в рамках правил. Один ранний автомобиль имел головку с 6 отверстиями, 4 выпускными и двумя впускными отверстиями. Чепмен понял, что лучшие характеристики потока (и, следовательно, большей мощности) могут быть достигнуты с помощью головки с 8 портами, но не имея ресурсов для ее изготовления, он полностью изменил функции порта и де-сиамизировал старые входные порты. С соответствующими коллекторами и новым распределительным валом его двигатель превосходил конкурентов, пока правила не были изменены, чтобы запретить конкретные изменения, которые он внес. Продолжая успешно продавать Lotus 6 , он начал продавать комплекты этих автомобилей. До 1956 года было продано более 100 экземпляров. Так было с Lotus 7.в 1957 году ситуация действительно взлетела, и действительно, Caterham Cars все еще производит версию этого автомобиля сегодня – Caterham 7; Было выпущено более 90 различных клонов, реплик и производных Lotus 7, предложенных широкой публике различными производителями.

Чепмен за рулем одного из своих спортивных автомобилей Lotus Eleven во время тренировки в гонке Формулы 2 Гран-при Великобритании 1956 года в Сильверстоуне . Директор по развитию Lotus Майк Костин на левой руке. Главный механик Джон Кростуэйт справа, опираясь на машину.

В 1950-х годах Чепмен продвигался по формулам автоспорта, проектируя и создавая серию гоночных автомобилей, иногда вплоть до поддержания ограниченного производства, поскольку они были настолько успешными и востребованными, пока он не пришел в Формулу-1

Помимо своей инженерной работы, он также пилотировал болид Vanwall F1 в 1956 году, но врезался в своего товарища по команде Майка Хоторна во время тренировки на Гран-при Франции в Реймсе , завершив свою карьеру гонщика и сосредоточив внимание на технической стороне дела. Вместе с Джоном Купером он произвел революцию в автомобильном спорте

Их небольшие и легкие машины со средним расположением двигателя уступили много в плане мощности, но превосходной управляемости.означало, что их конкурирующие автомобили часто побеждали всепобеждающие Ferrari и Maseratis с передним расположением двигателя . В конце концов, с пилотом Джимом Кларком за рулем своей гоночной машины, Team Lotus казалось, что они могут побеждать, когда захотят. С Кларком за рулем Lotus 25 Team Lotus выиграла свой первый чемпионат мира F1 в 1963 году . Именно Кларк, управлявший Lotus 38 на « Индианаполисе 500» в 1965 году, привел к победе на «Кирпичном заводе» первый в истории автомобиль со средним расположением двигателя. Кларк и Чепмен стали особенно близки, и смерть Кларка в 1968 году опустошила Чепмена, который публично заявил, что потерял своего лучшего друга.

Среди многих автомобильных деятелей, которые были сотрудниками Lotus на протяжении многих лет, были Майк Костин и Кейт Дакворт , основатели Cosworth . Грэм Хилл работал в Lotus механиком, чтобы заработать диски.

Чепмен, чей отец был успешным мытарем , был также бизнесменом, который ввел крупное рекламное спонсорство в автогонки ; начало процесса, который превратил Формулу-1 из развлечения богатых джентльменов в высокотехнологичное предприятие стоимостью в несколько миллионов фунтов стерлингов . Это был Чепмен , который в 1966 году убедил компанию Ford Motor Company , чтобы спонсировать Cosworth развитие «S , что бы стать гонки двигатель DFV .

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий