На трассах Formula 1
Мировая известность пришла к Чепмену, когда его автомобили начали побеждать на трассах Formula 1. Один из первых «формульных» болидов был построен для Vanwall в 1956 году. Более того, Колин вызвался лично пилотировать свое детище на Гран-при Франции того же года и даже занял пятое место в квалификации. Однако из-за аварии, последовавшей за заездом, не смог выйти на основной старт. Это была единственная попытка Чепмена стяжать лавры пилота – после неудачи на треке он предпочитал создавать автомобили, а не управлять ими.
Тем не менее выиграть «Королевские гонки» было давнишней мечтой честолюбивого Чепмена, и, чтобы осуществить ее, он организовал собственную команду – Team Lotus, дебют которой состоялся на Гран-при Монако в 1958 году. На старт вышло сразу два Lotus MK16 под управлением Грэма Хилла и Клифа Эллисона.
Увы, первый блин получился комом: Хилл был вынужден сойти с дистанции из-за поломки, а Эллисон хоть и финишировал, но отстал от победителя на целых 13 кругов! Следующие старты также не принесли успеха команде, ее преследовали поломки, несмотря на то, что в распоряжении Чепмена были прекрасные специалисты, такие как Фрэнк Костин, Кит Дакуорт и Леном Терри. В общем, сезон 1958 года для Lotus не задался. Созданные инженерами «конюшни» болиды страдали от болезней, которые принято называть детскими. Что неудивительно, поскольку необходимого в таких делах опыта у команды не было.
Не более успешным оказался и следующий сезон. Пресса тогда с сарказмом отмечала, что «пилоты Lotus вынуждены бороться не с конкурентами, а с собственными машинами». И хотя Lotus настойчиво совершенствовал свои болиды, они по-прежнему ломались на каждом шагу. Пара неудачных сезонов подряд и клеймо аутсайдера могли подкосить кого угодно: в 1959-м команду покинул Хилл, со скандалом ушли Терри и Дакуорт. Причина крылась не столько в спортивных фиаско, сколько во вспыльчивом и упрямом характере самого Чепмена, в его отношении к партнерам и коллегам.
Тем не менее на старт очередного сезона Lotus вышел с новым автомобилем MK18. Новинка понравилась многим, она оказалась быстрой, но, как выяснилось, весьма ненадежной. Целая череда аварий, травмы гонщиков и даже гибель одного из них, судебные преследования и штрафы – вот итог «деятельности» этой машины.
Основным пилотом Lotus в это время становится Джим Кларк, который только начинал свой путь к победам и титулам. Вокруг него-то и разгорелся очередной скандал: на Гран-при Италии 1961 года столкнулись машины Кларка и Вольфганга фон Трипса, выступавшего за Ferrari. В итоге погибли фон Трипс и еще 13 зрителей, на которых выбросило потерявший управление Ferrari. Кларка обвинили в умышленной попытке убрать соперника с трассы. История получила широкий резонанс, что, разумеется, не добавило симпатий к Чепмену. Однако, несмотря на неудачи и скандалы, его команда шла навстречу своей славе. В1963 году Джим Кларк завоевал-таки чемпионский титул, его Lotus выиграл семь из десяти гонок сезона.
Постоянно модифицируя свои автомобили, Чепмен делал все, чтобы они побеждали. Во многом благодаря ему болиды F1 обзавелись кузовами типа монокок, антикрыльями, расположенными на бортах радиаторами, активной гидравлической подвеской, «юбками» для создания «граунд-эффекта» и целым рядом других новшеств. Команда Lotus также впервые разместила на своих болидах рекламу спонсоров.
Чепмен умел подбирать гонщиков, в составе Lotus в разные годы выступали выдающиеся пилоты своего времени – Джим Кларк, Грэм Хилл, Эмерсон Фитипальди, Йохин Риндт, Ронни Петерсон, Марио Андретти и другие. При этом рассказывали, будто Чепмен искренне полагал, что побеждает машина, а не пилот, и своей главной задачей считал создание таких автомобилей, которые не оставляли бы соперникам шансов на победу. Правда, он часто перебарщивал с новшествами, что делало выступления Lotus крайне нестабильными. Его болиды могли безоговорочно выиграть гонку или, едва стартовав, сойти с дистанции из за поломки какого-либо узла.
Не только гонки
Наряду с автомобилями для Formula 1 под маркой Lotus выпускались и «гражданские» модели, во многом обязанные своей популярностью громким спортивным победам. В итоге бренд снискал себе славу одного из самых прогрессивных производителей автомобилей во всем мире.
Лишним подтверждением тому стало обращение к Чепмену бывшего топ-менеджера General Motors Джона Делориана, попросившего «научить GM строить машины»! Дизайном «автомобиля будущего» занимался Джорджетто Джуджаро, а над «начинкой» колдовали спецы из Lotus.
Благодаря этой машине Колин Чепмен стал героем своего последнего скандала – посмертного. В 1982 году команда Lotus попала в очередной кризис, и ее хозяин весьма болезненно это переживал, что и привело к сердечному приступу 16 декабря 1982 года, ставшему для Чепмена роковым. Сам же скандал разразился чуть позже, во время судебного разбирательства по делу Делориана, которого обвиняли в краже средств, собранных на создание «автомобиля будущего». На слушаниях один из бухгалтеров Lotus показал, что его босс присвоил 10 млн долларов. Поговаривали, что если бы Чепмен не умер, то наверняка попал бы в тюрьму лет на десять.
Так это или нет, сказать сложно, ведь и при жизни Чепмена ходили слухи о его пристрастии к сильнодействующим стимуляторам, пренебрежении элементарными мерами безопасности при создании своих машин, диктаторских замашках и других, не менее тяжких прегрешениях
Однако теперь все это уже неважно, поскольку давно стало частью большой легенды по имени Колин Чепмен.
классические автомобили
Карьера [ править ]
В 1948 году Чепмен разработал Mk1 , модифицированный Austin 7 , который он в частном порядке участвовал в местных гонках . Он назвал машину «Лотос»; он так и не подтвердил причину, но одна из нескольких теорий состоит в том, что это произошло в честь его тогдашней подруги (позже жены) Хейзел, которую он прозвал «Цветок лотоса». На призовые деньги он разработал Lotus Mk2.. Примерно в это же время Чепмен начал проявлять способность думать о способах стать более конкурентоспособными, оставаясь в рамках правил. Один ранний автомобиль имел головку с 6 отверстиями, 4 выпускными и двумя впускными отверстиями. Чепмен понял, что лучшие характеристики потока (и, следовательно, большей мощности) могут быть достигнуты с помощью головки с 8 портами, но не имея ресурсов для ее изготовления, он полностью изменил функции порта и де-сиамизировал старые входные порты. С соответствующими коллекторами и новым распределительным валом его двигатель превосходил конкурентов, пока правила не были изменены, чтобы запретить конкретные изменения, которые он внес. Продолжая успешно продавать Lotus 6 , он начал продавать комплекты этих автомобилей. До 1956 года было продано более 100 экземпляров. Так было с Lotus 7.в 1957 году ситуация действительно взлетела, и действительно, Caterham Cars все еще производит версию этого автомобиля сегодня – Caterham 7; Было выпущено более 90 различных клонов, реплик и производных Lotus 7, предложенных широкой публике различными производителями.
Чепмен за рулем одного из своих спортивных автомобилей Lotus Eleven во время тренировки в гонке Формулы 2 Гран-при Великобритании 1956 года в Сильверстоуне . Директор по развитию Lotus Майк Костин на левой руке. Главный механик Джон Кростуэйт справа, опираясь на машину.
В 1950-х годах Чепмен продвигался по формулам автоспорта, проектируя и создавая серию гоночных автомобилей, иногда вплоть до поддержания ограниченного производства, поскольку они были настолько успешными и востребованными, пока он не пришел в Формулу-1
Помимо своей инженерной работы, он также пилотировал болид Vanwall F1 в 1956 году, но врезался в своего товарища по команде Майка Хоторна во время тренировки на Гран-при Франции в Реймсе , завершив свою карьеру гонщика и сосредоточив внимание на технической стороне дела. Вместе с Джоном Купером он произвел революцию в автомобильном спорте
Их небольшие и легкие машины со средним расположением двигателя уступили много в плане мощности, но превосходной управляемости.означало, что их конкурирующие автомобили часто побеждали всепобеждающие Ferrari и Maseratis с передним расположением двигателя . В конце концов, с пилотом Джимом Кларком за рулем своей гоночной машины, Team Lotus казалось, что они могут побеждать, когда захотят. С Кларком за рулем Lotus 25 Team Lotus выиграла свой первый чемпионат мира F1 в 1963 году . Именно Кларк, управлявший Lotus 38 на « Индианаполисе 500» в 1965 году, привел к победе на «Кирпичном заводе» первый в истории автомобиль со средним расположением двигателя. Кларк и Чепмен стали особенно близки, и смерть Кларка в 1968 году опустошила Чепмена, который публично заявил, что потерял своего лучшего друга.
Среди многих автомобильных деятелей, которые были сотрудниками Lotus на протяжении многих лет, были Майк Костин и Кейт Дакворт , основатели Cosworth . Грэм Хилл работал в Lotus механиком, чтобы заработать диски.
Чепмен, чей отец был успешным мытарем , был также бизнесменом, который ввел крупное рекламное спонсорство в автогонки ; начало процесса, который превратил Формулу-1 из развлечения богатых джентльменов в высокотехнологичное предприятие стоимостью в несколько миллионов фунтов стерлингов . Это был Чепмен , который в 1966 году убедил компанию Ford Motor Company , чтобы спонсировать Cosworth развитие «S , что бы стать гонки двигатель DFV .
Внешние ссылки [ править ]
- Биография Колина Чепмена от Денниса Дэвида
- Фотография Колина Чепмена, Long Beach F-1
- Музей и образовательный центр Колина Чепмена
.mw-parser-output .navbar{display:inline;font-size:88%;font-weight:normal}.mw-parser-output .navbar-collapse{float:left;text-align:left}.mw-parser-output .navbar-boxtext{word-spacing:0}.mw-parser-output .navbar ul{display:inline-block;white-space:nowrap;line-height:inherit}.mw-parser-output .navbar-brackets::before{margin-right:-0.125em;content:””}.mw-parser-output .navbar li{word-spacing:-0.125em}.mw-parser-output .navbar-mini abbr{font-variant:small-caps;border-bottom:none;text-decoration:none;cursor:inherit}.mw-parser-output .navbar-ct-full{font-size:114%;margin:0 7em}.mw-parser-output .navbar-ct-mini{font-size:114%;margin:0 4em}.mw-parser-output .infobox .navbar{font-size:100%}.mw-parser-output .navbox .navbar{display:block;font-size:100%}.mw-parser-output .navbox-title .navbar{float:left;text-align:left;margin-right:0.5em}vте Team Lotus | |||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
| |||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||
|
vтеLotus Cars | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Тип | 1950-е годы | 1960-е | 1970-е годы | 1980-е | 1990-е | 2000-е | 2010-е | 2020-е | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Спортивный гонщик | Марк VIII | Марк IX | 11 | 15 | 17 | 19 | 23 | 30 | 40 | 47 | 62 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Марк VI | Семь | 340р | 2-Eleven | 3-Eleven | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Спортивная машина | Evija | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Родстер | Элан | Elan M100 | Элиза | Элиза | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Купе | Элитный | Элан | Exige | Exige | Exige | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Эклат | Excel | Эвора | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Гранд Турер | Элан +2 | Элитный | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Европа | Esprit | Европа S | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Салон | Ford Cortina Lotus | Ford Cortina Lotus | Карлтон / Омега | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Гоночные автомобили |
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие автомобили |
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Концепт-кары |
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ключевые цифры |
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Группа Лотос |
|
Авторитетный контроль |
|
---|
Скандал с Делорианом [ править ]
С 1978 года до своей смерти Чепмен вместе с американским магнатом Джоном ДеЛорианом участвовал в разработке спортивного автомобиля из нержавеющей стали , который должен был быть построен на заводе в Северной Ирландии, мажоритарная часть которого финансировалась правительством Великобритании. Первоначальный концептуальный дизайн предназначался для спортивного автомобиля со средним расположением двигателя, однако трудности с обеспечением прав на оригинальные двигатели Ванкеля и конструктивные сложности привели к конструкции задней подвески двигателя. [ неудавшаяся проверка ]
19 октября 1982 года правительство США предъявило Джону ДеЛорину обвинение в незаконном обороте кокаина после того, как на видео была зафиксирована операция по проверке кокаина в отеле в Лос-Анджелесе , в которой он был записан тайными агентами ФБР , согласившимися профинансировать контрабанду кокаина весом 100 килограммов. операция. Впоследствии компания DeLorean Motor Cars потерпела крах, во время которой администраторы обнаружили, что пропало 10 000 000 фунтов стерлингов из денег британских налогоплательщиков (примерно эквивалентно 28 миллионам фунтов стерлингов в 2016 году) .
Счета Lotus Group за 1981 год были просрочены еще до смерти Чепмена, но, опубликованные после его смерти, показали, что Lotus оплачивала инженерные работы DeLorean через швейцарскую панамскую компанию, управляемую дистрибьютором DeLorean, несмотря на предыдущие протесты Чепмена о том, что ни он, ни компания не имели был оплачен через Панаму . Chapman умер до полного обмана разгадать, но при последующем испытании Lotus Group бухгалтер Фред Бушелла который воронкообразной £ ого к себе в мошенничестве, судья самоуверенной, что был Chapman сам была в доке, он бы получил наказание «не менее 10 лет». Инженерная концепция автомобиля была позже продана правительством Великобритании, назначенным администраторами дляToyota , которая использовала его для разработки AW11 MR2 . Ликвидаторы также получили около 20 миллионов фунтов стерлингов со счетов в швейцарском банке, контролируемых Чепменом и Джоном Делорианом.
Образование [ править ]
Чепмен изучал строительную инженерию в Университетском колледже Лондона , поступил в эскадрилью Лондонского университета и научился летать. Чепмен покинул UCL в 1948 году, не получив ученой степени, пересмотрел свою последнюю работу по математике в 1949 году и получил степень на год позже.
Он ненадолго присоединился к Королевским военно-воздушным силам в 1948 году, когда ему предложили постоянную комиссию, но он отказался от этого в пользу быстрого возвращения к гражданской жизни. После пары неудачных попыток Чепмен присоединился к компании British Aluminium , используя свои навыки гражданского строительства, чтобы попытаться продать алюминий в качестве жизнеспособного конструкционного материала для зданий.
Карьера
Колин Чепмен родился на юго-западе Лондона в Ричмонде , графство Суррей . О нем говорят, что еще будучи школьником, он был хорошим рисовальщиком и обладал способностями к рукоделию. Среди прочего, он построил « мыльницу » с независимой подвеской колес , и во время учебы, которую он начал в 1945 году, он переделал довоенный Austin Seven в открытый двухместный автомобиль. В 1948 году этот Остин был переименован в Lotus Mk I и официально зарегистрирован под новым именем. Колин Чепмен изучал гражданское строительство в Университетском колледже Лондона, а затем изучал авиационную инженерию в Университетской авиационной эскадрилье.
После завершения учебы Чепмен хотел стать пилотом Королевских ВВС (RAF). Однако его отец посоветовал ему этого не делать после того, как дядя погиб во время войны в качестве летчика. Вот почему с этого момента Чепмен сосредоточился на автомобилях. Он поехал внедорожные испытания и продолжал строить спортивные маленькие автомобили. В своей первой кольцевой гонке он стартовал 12 мая 1951 года в классе 750 куб.см и выиграл. Автомобиль представлял собой Lotus Mk III с алюминиевым кузовом, снова основанный на Austin. Тем временем Чепмен организовал мастерскую на Тоттенхэм-лейн в лондонском районе Хорнси , в которой также работали его друзья Майкл и Найджел Аллен. Примерно в 1953 году Грэм Хилл присоединился к компании в качестве механика, с которым Чепмен случайно познакомился в Brands Hatch .
Вместе со своей партнершей Хейзел Уильямс, на которой он женился 16 октября 1954 года, Чепмен основал Lotus Engineering Co Ltd. в 1952 году. и первым построил Lotus Seven , ставший впоследствии известным , который он не только продал как полностью укомплектованный автомобиль, но и предложил как комплект за полцены. Космический каркас этого спорткара был предоставлен поставщиком. Чепмен оставил свою работу в компании по производству алюминия в 1955 году. В дополнение к Lotus Seven он разработал чисто гоночные спортивные автомобили с кузовом аэродинамической формы, которые он испытал на предприятии производителя самолетов De Havilland . Он расценил допуск своего Lotus Mk IX к 24 часам Ле-Мана в 1955 году как большой успех . Он вел машину с Роном Флокхартом , но был дисквалифицирован после того, как сошёл с трассы и выехал на трассу задним ходом. Он основал свою гоночную команду в 1954 году. В 1958 году он присоединился к переднему двигателю типа Lotus 12 в Формуле-1 .
Благодаря многочисленным инновациям в конструкции гоночных автомобилей он всегда мог устанавливать новые стандарты. Его наиболее важными изобретениями были внедрение конструкции монокока в 1960-х годах, изобретение так называемых крылатых автомобилей в 1970-х (с днищем аэродинамической формы) и легендарного с двойным шасси .
Чепмен умер от сердечной недостаточности 16 декабря 1982 года. После его смерти появились слухи, что он не умер, а просто скрылся. Предположительно, он и Джон ДеЛориан , основатель бренда спортивных автомобилей DeLorean , перевели 17,6 миллиона фунтов стерлингов, из которых 5 миллионов фунтов были государственными фондами и 12,5 миллиона фунтов стерлингов от частных инвесторов, на частные счета в Швейцарии. Кроме того, он, как утверждается, был замешан в наркобизнесе.
Говорят, что незадолго до своей смерти Чепмен сказал, что хочет строить небольшие самолеты и даже реактивные самолеты.
У него и его жены Хейзел были сын Клайв Чепмен и две дочери.
Осознанный выбор
В 1948 году Чепмен окончил университет, недолго послужил в ВВС и после пары неудачных попыток начать собственное дело устроился инженером в «Бритиш Алюминиум Компани», где занимался проблемами расчета и применения алюминиевых конструкций при строительстве зданий. Приобретенный здесь опыт впоследствии ему также очень пригодился.
Занимаясь поиском места в жизни, Колин не забывал о юношеском увлечении. В том же году он строит свой первый автомобиль – Lotus MK1. Машина предназначалась для участия в спортивных состязаниях. Основой для нее послужила модель Austin 7. Рассказывают, что этот автомобиль молодой инженер назвал так же, как называл любимую девушку, – Лотус.
Следом за первой последовала вторая модель, затем третья, и все это параллельно с основной работой. Поняв, что хобби со временем вполне может стать серьезным делом, Чепмен в 1952 году открыл компанию Lotus Engineering, занимавшуюся конструированием и производством машин для кольцевых гонок. Поначалу «конструкторское бюро» и единственный «цех» новоиспеченного предприятия располагались в сарае, принадлежавшем Хейзел Уильямс, той самой Лотус, ставшей впоследствии женой Колина.
Спустя пару лет Чепмену пришлось оставить «Бритиш Алюминиум», чтобы полностью посвятить себя созданию автомобилей. Одним из самых знаменитых стал Lotus Mark Seven Series 1, появившийся 31 июля 1957 года. Машина оснащалась 40-сильным фордовским двигателем объемом 1,1 л, 3-ступенчатой коробкой передач, весила около 330 кг и могла развивать скорость до 130 км/час. Первым покупателем «семерки» стал владелец обувной фирмы Westover Shoes Эдвард Льюис, заказавший автомобиль для участия в гонке по подъему на холм.
Когда стало понятно, что новинка будет пользоваться хотя и небольшим, но устойчивым спросом, Чепмен решился наладить ее серийное производство. Стоила машина 587 фунтов стерлингов, правда, было одно но: за эту цену продавался большой «конструктор для взрослых» (kit car), и собирать автомобиль покупателю предлагалось самостоятельно. Но, как вскоре выяснилось, это было именно то, что требовалось фанатам подобной техники. Модель выпускалась с 1957 по 1973 год с регулярно проводившимися обновлениями. Всего выпустили четыре оригинальные серии Lotus 7, после чего права на выпуск и оборудование для производства были переданы одному из дилеров марки – фирме Caterhan Cars Ltd.
Тест-драйвы, которые читают с этой статьей:
Интересные новости по теме
Названы автомобили, которые станут классикой в будущем
Известный автомобильный дизайнер Фрэнк Стефенсон рассказал о современных автомобилях, которые, как он считает, станут будущей классикой 12 июля 2021
В Британии показали уникальный ретро-спорткар
Знаете, сегодня на одного автопроизводителя в мире стало больше. Конечно, на арену вышел не какой-то крупный игрок, а небольшая частная компания, но все равно – больше разнообразия – это хорошо! 09 июля 2021
Экология ограничивает ретро-автомобили
Данный класс машин не смогли вывести в исключения по запрету проезда в экологические зоны 25 января 2021
Ретро-автомобили: статус определен
Росстандарт совместно с комитетом классических автомобилей Российской автомобильной федерации (ККА РАФ) разработали новый ГОСТ, который определяет критерии отнесения транспортных средств к классическим 09 декабря 2019
Переделка ретро-машин в электрокары. Есть противники
Международная ассоциация старинных машин (Fédération Internationale des Véhicules Anciens) выступила резко против таких переделок 21 октября 2019
Для ретро-автомобилей в России введут специальные ПТС
Для того, чтобы получить такой паспорт, владельцам придётся отправить машину на платную экспертизу, в ходе которой будет оценена оригинальность раритетного автомобиля 25 марта 2019
Средний возраст автомобилей вырос
Исследование парка всех легковых автомобилей России завершилось неутешительно: по состоянию на начало нынешнего года, средний возраст автомобилей составляет 12,9 лет, в то время, как еще в прошлом году этот показатель колебался на уровне 12,5 лет. Соотечественники стали реже покупать новые автомобили, предпочитая докатывать старые 15 марта 2017
Ретро на номера!
Проект, представленный зампредом комитета классических автомобилей РАФ Петром Шляхиным: подразумевает особые правила регистрации и использования ретроавтомобилей, а также выдачу специальных номерных знаков 14 марта 2017
Ссылки [ править ]
- ^ Gérard ( ‘Jabby’) Crombac, Колин Чепмен: Человек и его автомобили (Patrick Stephens, Веллингборо, 1986) ISBN 1-85960-844-2 Page 15
- ^ “Тест-драйв Lotus Evora 2010” . About.com . Проверено 11 декабря 2011 года .
- ↑ Мартин Уильямсон (28 мая 2010 г.). «Lotus ломает свою утку F1» . ESPN F1 . Проверено 4 августа 2011 года .
- ^ Hornsey: Место рождения Lotus Cars, Хорнсите Historical Society.
- ^ Майк Лоуренс, Колин Чепмен своенравный гений (издательство Breedon Books, 2003) ISBN 1-85983-278-4
- ^ McAleer, Brendan (4 марта 2016). «У Джима Кларка и Колина Чепмена был свой собственный язык: вместе они навсегда изменили гонку» . TheDrive.com . Проверено 4 марта 2016 года .
- ^ Автомобиль и водитель журнал Август 1962
- ^ Hot Rod журнал Август 1962
- ^ Motor журнал августа 1962
- Перейти ↑ Indianapolis 500 Mile Race USAC Yearbook 1962. Флойд Клаймер
- ^ Журнал Road & Track, сентябрь 1962 г.
- ^ а б “Колин Чепмен – своенравный гений” . www.lotuseleven.org . Проверено 27 января 2021 года .
- ^ a b “Темные тучи портят основателя Lotus Колина Чепмена” . Телеграф . Проверено 27 января 2021 года .
- ^ a b c Лоуренс, Майк (2002). Своенравный гений . Книги Бридона.
- ^ a b «Смерть помощника Де Лориана Бушелла» . белфасттелеграф . ISSN 0307-1235 . Проверено 28 января 2021 года .
- ^ «Колин Чепмен (1928–1982)» . Уникальные автомобили и запчасти . Проверено 11 декабря 2011 года .
- ^ “№ 44999” . Лондонский вестник (Приложение). 30 декабря 1969 г. с. 8.
- ↑ Колин Чепмен в Зале славы автоспорта Америки