Причины люфта в рулевом управлении и их устранение
Люфт в рулевом управлении может появиться по следующим причинам:
- гайка руля не затянута;
- шлицевые соединения пришли в негодность;
- карданные соединения промежуточного вала износились;
- крепление руля к кузову недостаточно прочное;
- резинометаллические шарниры, с помощью которых тяги соединяются с механизмом, изношенны либо болты крепления недостаточно затянуты;
- зазор между зубчатой рейкой и шестерней слишком большой;
- наконечники пришли в негодность;
- регулировочные тяги не затянуты.
Проще всего устранить максимальный люфт рулевого управления, если он вызван тем, что гайка крепления руля недостаточно затянута. Как решить эту проблему? Демонтируем декоративную обшивку руля, используя торцовый ключ подходящего размера, закручиваем гайку.
Практически на всех новых машинах в обшивке руля есть модуль подушки безопасности. Его необходимо снять, только так вы сможете добраться до гайки. Аккуратно производите это действие, предварительно сняв клеммы аккумулятора.
Если гайка крепления руля плохо затянута, это может привести к тому, что машина станет неуправляемой: руль будет проворачиваться на оси, а шлицы в месте крепления износятся.
В результате вам придется устанавливать новые детали, причем делать это как можно скорее. Если придут в негодность шарниры на промежуточном валу, образуется «эффект зубчатого колеса». Это значит, что, когда водитель поворачивает руль, со временем промежуточный вал затирается. Все это приводит к тому, что автомобиль плохо управляется, например, когда вы едете на максимальной скорости. Как устранить проблему? Устанавливаем новый промежуточный вал.
Максимальный люфт рулевого управления также может появиться из-за того, что крепление руля к кузову ослаблено либо резиновые прокладки между рулем и кузовом пришли в негодность. Чтобы устранить неполадку, следует подтянуть гайки крепления руля, также можно установить новые резиновые детали.
Если зазор в шестернях рейки слишком большой, это также может привести к проблеме. Увеличение зазора происходит по причине того, что поверхность соприкосновения зубчатой рейки и шестерни истирается. Нередко зазор между рейкой и направляющими также становится слишком большим. Когда защитные пыльники порвались, износ системы происходит намного быстрее.
Хуже всего, если максимальный люфт рулевого управления возникает из-за того, что наружные наконечники тяг износились. Ведь эти детали сильнее всего подвержены износу. Они функционируют в тяжелых условиях, на них оказывают негативное воздействие влага, пыль и так далее.
Слишком большие осевые и радиальные зазоры в шаровом сочленении наконечника становятся причиной его разрушения. В итоге машина может стать неуправляемой. Все это способно привести к серьезному ДТП. Поэтому при обнаружении данной неисправности рекомендуется как можно скорее посетить СТО.
Крепление внутренних концов тяг к рулю происходит с помощью резинометаллических шарниров, которые запрессованы в их концах. Когда шарниры приходят в негодность, можно услышать металлический стук, поворачивая рулевое колесо. Ликвидировать эту поломку можно, запрессовав новые шарниры. Чтобы провести такую процедуру, потребуется пресс. Рекомендуется выполнять данный вид работ в специализированном сервисном центре.
Также максимальный люфт рулевого управления может появиться, если регулировочные тяги недостаточно затянуты (они регулируют схождение колес). Происходит это в результате того, что болты на тягах не были достаточно затянуты после проведения процедуры развала-схождения. В итоге регулировочные тяги выскочат из наконечника.
Иногда на новых авто поворотные рычаги не привариваются к стойкам подвески, но прикрепляются при помощи болтового соединения. Если болты будут плохо затянуты, люфт рулевого управления станет максимальный.
Не допустить этого можно, поставив перёд автомобиля на домкрат, демонтировав колеса и затянув болты.
Чтобы ездить на машине было безопасно и комфортно, нельзя допускать максимального люфта руля. Поэтому стоит периодически проводить технический осмотр транспортного средства, заменять вышедшие из строя элементы. Ведь если автомобиль постоянно используется, то даже самые прочные детали рано или поздно изнашиваются.
Коротко об устройстве
Чтобы разобраться в неисправностях и понимать принципы их устранения, необходимо знать особенности конструкции рулевой рейки.
Этот узел имеет вид цилиндра, в котором размещены следующие элементы:
- Зубчатая рейка, перемещающаяся внутри втулок.
- Ведущий вал с шестерней, которая вращается на двух подшипниках и объединяется с колонкой.
- Пара тяг, подключенных к краям реечной системы и поворотным ступичным кулачкам.
- Набор упоров и пружин, которые не ограничивают движение рейки и выполняют другие функции.
- Пыльники, изготовленные из резины. Имеют вид «гармошек» и предназначены для защиты картера от загрязнений.
- Жидкая смазка, которая наполняет корпус.
Выше рассмотрена конструкция рулевой рейки, работающей на механическом принципе и оборудованной электроусилителем.
При наличии ГУР, к приведенному выше перечную стоит добавить цилиндропоршневую систему, обеспечивающую движение планки с зубцами в обоих направлениях.
Принцип действия рулевой рейки прост и представляет собой несколько этапов:
- Водитель вращает руль.
- Вал перемещает рейку в необходимом направлении.
- По краям работают тяги, обеспечивающие поворот колес.
- Гидро- или электроусилитель реагируют на движение рулевого колеса и обеспечивают движение реечного механизма в нужном направлении. При этом водитель может прикладывать меньшую нагрузку к рулю.
Наказание за люфт в рулевом управлении. Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств. Измерение люфта рулевого управления
2.1. Суммарный люфт в рулевом управлении превышает следующие значения:
– легковые автомобили и созданные на из базе грузовые автомобили и автобусы – не более 10 градусов.
“А что это за нерусское слово такое, люфт?” – часто приходится слышать этот вопрос от будущих водителей. Сейчас мы с этим разберемся.
Если вы встанете около одного из передних колес вашего автомобиля и попросите кого-нибудь покрутить рулевое колесо туда-сюда на небольшой угол, то “с ужасом” увидите, что колеса стоят на месте!
Не пугайтесь, это нормальное явление. Прежде чем колеса начнут поворачиваться, выбираются все зазоры в рулевом механизме и в сочленениях рулевых тяг. Вот это и есть люфт, то есть свободный ход рулевого колеса без поворота передних колес. Только любой люфт должен быть в пределах нормы.
Если суммарный люфт рулевого управления превышает 10°, то эксплуатация автомобиля запрещена, так как движение по заданной траектории становится весьма проблематичным, а в условиях интенсивного движения просто невозможным. Автомобиль начинает “рыскать” по дороге с большими перемещениями в поперечном направлении, что может привести к незапланированным контактам с другими участниками движения.
При движении за городом на большой скорости эффект рыскания автомобиля по дороге обычно усиливается и, в конце концов, водитель просто теряет контроль над поведением машины. Кроме того, повышенный люфт руля требует постоянной коррекции направления движения автомобиля, вследствие чего водитель сильно утомляется, что не может не сказаться на общей безопасности дорожного движения.
2.2. Имеются не предусмотренные конструкцией перемещения деталей и узлов. Резьбовые соединения не затянуты или не зафиксированы установленным способом. Неработоспособно устройство фиксации положения рулевой колонки.
Очень опасно эксплуатировать автомобиль, если имеются нарушения в креплениях многочисленных шарниров рулевых тяг, рулевого механизма, когда сорваны или не затянуты резьбовые соединения, а также, если они ненадежно зафиксированы. При движении машины из-за постоянных вибраций возможно разъединение элементов рулевого управления. А это уже ведет к полной или частичной потере управляемости автомобиля и к непредсказуемой траектории его движения.
2.3. Неисправен или отсутствует предусмотренный конструкцией усилитель рулевого управления или рулевой демпфер (для мотоциклов).
Прежде всего, давайте разберемся с тем, что такое “усилитель рулевого управления”.
Гидроусилитель руля предназначен для облегчения работы водителя при повороте рулевого колеса. Он состоит из насоса, распределительного устройства и гидроцилиндра (рис. 53).
Рис. 53. Схема гидроусилителя рулевого управления:1 – насос усилителя; 2 – распределительное устройство; 3 – трубопроводы; 4 – силовой цилиндр усилителя; 5 – поршень усилителя со штоком; 6 – маятниковый рычаг; 7 – емкость для масла
При повороте руля распределительное устройство под давлением направляет жидкость в одну из полостей гидроцилиндра, помогая тем самым водителю поворачивать управляемые колеса.
При повороте рулевого колеса налево жидкость под давлением поступает в полость А (рис. 53), а при повороте направо в полость Б. Когда двигатель не работает, поворот руля будет осуществляться с заметным усилием, так как гидроусилитель не действует.
Запрещается движение при неисправности рулевого управления.[Здесь и далее красным шрифтом дается перечень неисправностей, при которых дальнейшее движение транспортных средств запрещается в соответствии с пунктом 2.3.1. Правил дорожного движения.]
Правда, есть возможность устранить неисправность на месте, если вы “дока” во “внутренностях” автомобиля и возите с собой массу запасных деталей.
В противном случае, вам предстоит вызвать передвижную службу автосервиса или специализированного буксировщика.
2.1. Суммарный люфт в рулевом управлении превышает следующие значения:
- Легковые автомобили и созданные на их базе грузовые автомобили и автобусы — 10°
- Автобусы — 20°
- Грузовые автомобили — 25°
2.2. Имеются не предусмотренные конструкцией перемещения деталей и узлов. Резьбовые соединения не затянуты или не зафиксированы установленным способом. Неработоспособно устройство фиксации положения рулевой колонки.
2.3. Неисправен или отсутствует предусмотренный конструкцией усилитель рулевого управления или рулевой демпфер (для мотоциклов).
Скачивание книги
После успешного прохождения платежа (любым способом) и возврата в магазин KrutilVertel с сайта платежной системы Вы попадаете на страницу успешной оплаты:
Купленная Вами книга будет находиться в Вашем личном кабинете, откуда ее всегда можно будет скачать.
Обратите внимание, что после совершения оплаты, Вам необходимо вернуться обратно с сайта платежной системы на сайт KrutilVertel. В случае, если по каким либо причинам Вы не вернулись обратно на сайт и закрыли вкладку платежной системы с сообщением про успешное прохождение платежа, сообщите нам об этом — мы вышлем Вам письмо в котором будет указан доступ для скачивания книги. В случае, если по каким либо причинам Вы не вернулись обратно на сайт и закрыли вкладку платежной системы с сообщением про успешное прохождение платежа, сообщите нам об этом — мы вышлем Вам письмо в котором будет указан доступ для скачивания книги
В случае, если по каким либо причинам Вы не вернулись обратно на сайт и закрыли вкладку платежной системы с сообщением про успешное прохождение платежа, сообщите нам об этом — мы вышлем Вам письмо в котором будет указан доступ для скачивания книги.
Допустимые люфты в автомобилях
В ПДД прописаны нормированные показатели суммарного люфта для различных автомобилей. Кроме того, этот параметр не должен превышать цифр, указанных в документации по эксплуатации машины.
Если в бумагах производителя отсутствуют специальные рекомендации, люфт должен быть следующим:
- Для легковых машин, а также сделанных на их основе узлов автобусов и грузовиков — 100;
- Для автобусов — 200;
- Для грузовиков —250.
Также существуют отдельно взятые рекомендации для некоторых моделей:
- Для ВАЗ-2106, 2107, 2110, 21213 — 50;
- Для Газель 3302 — 200 (пассажирский вариант) и 250 (грузовая машина).
Устранение избыточного рулевого люфта автомобиля
Чтобы отрегулировать рулевой механизм, нужен самый простой набор инструментов, с помощью которых возможно настроить крепления. Также необходимо рабочее место, оборудованное подъемником или эстакадой. Подойдет гараж со смотровой ямой.
Если после замера люфтометром или ручной диагностики результаты оказались недопустимыми, необходимо выполнить следующую последовательность операций. При этом потребуется помощь товарища.
Выявить причину стука и проверить исправность элементов подвески.
При возможности затянуть рулевую планку.
Вращать руль в обе стороны в границах холостого хода, наблюдая в это время за работой карданного вала вблизи рейки и наконечников рулевых тяг. Проверить, плотно ли сопряжены штанги – входят ли они точно друг в друга.
При отсутствии повреждения рулевой планки убрать свободный ход проворачиванием подстроечного винта.
В карданном вале причиной возникновения люфта чаще всего оказывается недостаток смазки
Данный дефект устраним только полной заменой узла.
Свободный ход в сопряжении штанг можно устранить путем точечной сварки деталей в нужном положении.
Шаровые наконечники при их неудовлетворительном состоянии подлежат ремонту или замене.
Повышенное внимание направить на диагностику наконечников и тщательный осмотр пыльников.
Провести повторную проверку люфта рулевого колеса легкового автомобиля.
Случается, когда указанная выше работа не дает положительного результата. Приходится выполнять более серьезный ремонт – демонтируют и разбирают рулевой механизм, после чего дефектуют и меняют вышедшие из строя детали.
Исправность рулевой системы машины очень важна, так как это напрямую влияет на безопасность передвижения находящихся в ней людей. Поэтому многие автовладельцы совершенно правильно доверяют работу по ремонту и настройке этого механизма рукам опытных мастеров.
Виды работ
Наименование детали и тип работы |
Бачок, фильтр ГУР — замена |
Вал рулевой Газель, Соболь нижняя часть — замена |
Вал рулевой Газель Некст нижняя часть — замена |
Вал рулевой — шприцевание |
Втулка резьбовая Волга (все) — замена |
Втулка резьбовая Волга (за одну сторону на снятом кулаке) — замена |
Втулка резьбовая Волга (за одну) — замена |
Втулки поворотных кулаков — замена, развертывание (снятый один кулак) |
Давление ГУР — регулировка |
Колонка рулевая Газель, Соболь — закрепление |
Колонка рулевая Газель, Соболь — замена |
Колонка рулевая Газель, Соболь — ремонт |
Комплект ГУР ZF, Германия — установка |
Комплект ГУР Россия — установка |
Крестовина вала рулевого — замена |
Кронштейна насоса ГУР — замена |
Кулак поворотный Соболь — замена |
Кулак поворотный Газель, Соболь (угол поворота) — регулировка |
Масло в системе ГУР — замена |
Маятник Волга — замена |
Маятник левый — смазка/регулировка |
Маятник правый — смазка/регулировка |
Маятник Соболь — замена |
Муфта рулевого вала Волга — замена |
Насос ГУР — замена |
Насос ГУР Газель Камминс — замена |
Насос ГУР Газель Некст — замена |
Насос ГУР ZF — установка |
Опора шаровая верхняя или пыльник Соболь (при снятом рычаге) — замена |
Опора шаровая верхняя или пыльник Некст (при снятом рычаге) — замена |
Опора шаровая верхняя или пыльник Соболь, Волга — замена |
Опора шаровая нижняя или пыльник Соболь, Волга — замена |
Палец рулевой Волга — регулировка |
Палец рулевой тяги, наконечник (1шт, на снятой) — замена |
Пальцы рулевых тяг Волга (5шт) — замена |
Пальцы рулевых тяг Соболь (8шт) — замена |
Пыльник рулевого пальца (на снятой тяге) — замена |
Радиатор охлаждения масла ГУР — замена |
Редуктор рулевой (без снятия) — закрепление |
Редуктор рулевой Волга — регулировка |
Редуктор рулевой Волга (без ГУР) — замена |
Редуктор рулевой Волга (с ГУР) — замена |
Редуктор рулевой Газель — регулировка со снятием/установкой |
Редуктор рулевой Газель (без ГУР) — замена |
Редуктор рулевой Газель,Соболь (с ГУР) — замена |
Рейка рулевая Газель Некст — замена |
Руль Газель, Соболь — перестановка |
Сальник ведущего вала рулевого редуктора Газель — замена |
Сальник ведущего вала рулевого редуктора ГУР — замена |
Сошка поворотного кулака Волга — замена |
Сошка поворотного кулака Газель — замена |
Сошка поворотного кулака Газель (при снятом) — замена |
Сошка рулевого редуктора Газель, Соболь — замена |
Сход-развал Волга, Соболь — проверка |
Сход-развал Волга, Соболь — регулировка |
Схождение колес Газель — проверка |
Схождение колес Газель (после ремонта подвески) — регулировка |
Схождение колес Газель (с диагностикой передней подвески) — регулировка |
Трубка ГУР Газель Камминс — замена |
Тяга поперечная средняя — выпрямление |
Тяга поперечная средняя Соболь со с/у — выпрямление |
Тяга поперечная средняя Соболь — снятие/установка |
Тяга рулевая — замена, снятие/установка |
Шкворни — шприцевание |
Шкворни 4х4 Соболь — замена |
Шкворни Волга (с резьбовыми втулками) — замена |
Шкворни Газель — замена |
Шкворни Газель 4х4 — замена |
Шланг ГУР высокого давления (при слитом масле) — замена |
Шланг ГУР низкого давления (при слитом масле) — замена/герметизация |
Штуцер-масленка в корпус правого маятника Соболь — установка |
Шкворни УАЗ — замена |
Шкворень УАЗ слева — регулировка |
Шкворень УАЗ справа — регулировка |
Штанга рулевая продольная УАЗ — снятие/установка |
Тяга рулевая поперечная УАЗ — снятие/установка |
Возможные причины большого люфта
Увеличение градуса свободного хода руля всегда связано с неполадками в работе связки рулевого колеса и колес. Среди основных причин можно выделить:
- стачивание зубьев шестерни рейки и износ зубчатой планки;
- выход из строя ступичного подшипника. Однако, причина будет заметна по более серьезным проблемам с управлением, нежели люфт;
- повреждение наконечников и рулевых тяг;
- ремонт ходовой части, выполненный с нарушениями технологии. Частая причина – недостаточное затягивание гайки ступичного подшипника;
- выход из строя шаровой опоры;
- несвоевременная замена масла в гидроусилителе;
- не очевидными причинами могут служить: поломка или неверная настройка сцепления «червяка» и роликового механизма;
- выход из строя оси или втулки маятникового рычага;
- разболтанность места крепления картера.
Какие признаки поломки
Ещё до проведения диагностики можно определить наличие чрезмерного люфта по следующим побочным симптомам:
- наличие посторонних шумов в рулевом механизме, чаще всего стуков;
- ощутимая вибрация руля при движении;
- поскрипывание на определенных амплитудах поворота;
- потеря управляемости: автомобиль постоянно отклоняется от заданной траектории, несмотря на то, что руль находится в неизменном положении.
В тоже время, слишком маленький люфт (ниже стандартных параметров) может также быть признаком поломки.
Диагностика и применяемые приборы
Для точного определения величины люфта используется люфтомер. Наиболее распространенные его модели, используемые на большинстве СТО – К-524 М или ИСЛ-М. Этот прибор удобен не только из-за точности измерений, но и из-за оперативности выполнения задачи. Для установки, проведения проверки и снятия люфтомера потребуется не более 2-3 минут.
Инструкция по использованию люфтомера:
- Запустить двигатель автомобиля на холостом ходу.
- Выставить передние колеса параллельно продольной оси. Убедиться в исправности гидроусилителя.
- Закрепить люфтомер на рулевом колесе.
- Повернуть руль в одну сторону до момента получения реакции от колес, затем повторить операцию в другую сторону. При выполнении этой процедуры потребуется помощник, наблюдающий за колесами.
- Зафиксировать показания прибора на рулевом колесе.
Руководство по ремонту, установке и регулировке ГУР в Газель своими руками
Устройство
Как электроусилитель на Газель, так и ГУР предназначены для более комфортного управления рулем. Для начала разберем устройство ГУР на Газель. Речь идет как о Газель Бизнес с двигателем 405, так и о других моделях этой линейки.
- Насос ГУР. Этот элемент схемы обеспечивает оптимальную циркуляцию расходного материала в системе, а также давления.
- Рулевой редуктор с распределительным элементом. Данное устройство позволяет обеспечить приток воздушного потока, необходимого для направления масла в нужную полость цилиндра либо обратно в бак.
- Еще один компонент системы — цилиндр. С его помощью обеспечивается преобразование давления расходного материала в передвижение поршня, а также штока.
- Сам расходный материал, то есть масло. Жидкость передает усилие от насоса ГУР к цилиндру. Кроме того, масло обеспечивает смазку всех трущихся элементов устройства.
Типичные неисправности и способы их устранения
Как любой узел, ГУР может время от времени выходить из строя.
Основные неисправности и методы их устранения приведены ниже:
- Износился приводной ремешок системы или он плохо натянут. В этом случае ремень либо меняется, либо регулируется его положение.
- Плохо поворачивается руль, это может быть обусловлено как износом ремешка, так и пониженным уровнем масла в системе, сниженным количеством оборотом мотора, забитым фильтром. Кроме того, проблема может заключаться в низком давлении насоса или воздушной пробке в магистралях. В зависимости от проблемы, решение может заключаться в добавлении расходного материала, регулировке холостых оборотов, замене фильтра, ремонте насоса. Не лишним будет проверить герметичность соединений.
- Механическая поломка в работе системы рулевого управления, нужно произвести ее диагностику.
- Если не работает насос, нужно либо его отремонтировать с помощью рема (ремкомплекта), либо поменять сальники.
- Износ элементов рулевого управления или нарушение геометрии привода. Вышедшие из строя детали следует заменить.
- Если рабочая жидкость выбрасывается через предохранительный клапан, нужно найти место утечки и устранить проблему. Причина может крыться в неработоспособности насоса, следует проверить его рабочее давление.
- Повреждение либо износ шин, необходимо определить неисправные элементы и поменять их или отремонтировать.
Инструкция по ремонту насоса ГУР
Как могли догадаться из предыдущего пункта, если не работает гидроусилитель руля на Газель, то это связано с насосом. Чтобы произвести ремонт этого элемента в автомобиле своими руками, потребуется заранее приобрести ремкомплект. Купить можно в любом тематическом магазине. Основная трудность в ремонте заключается в том, что насос является не разборным.
Процедура ремонта осуществляется так:
- Демонтируйте насос и разберите в соответствии с инструкцией, которая идет в комплекте.
- Прочистите устройство от грязи, возможно, на корпусе будут виды причины выхода из строя. Обычно проблема кроется в износе сальника, тогда надо будет его поменять. При монтаже нового сальника следует доработать валик.
- Монтаж сальника может быть произведен несколькими способами. Можно соорудить специальную выточку на внешней части элемента, просверлить соответствующее отверстие с резьбой в стенке устройства, после чего зафиксировать сальник с помощью винтов. Также можете зафиксировать эту деталь в середине насоса с помощью специально загнутых концов корпуса.
- Когда замена элемента будет завершена, необходимо будет произвести сборку системы в обратной последовательности. Учтите, что после того, как ремонт будет окончен, при работе ГУР вы можете слышать нехарактерный для этого шум. Это притирка нового сальника, поэтому переживать по этому поводу не стоит. Когда ремонт будет окончен, необходимо произвести замену масла в системе.
Подробно о люфтах механизма управления
Чтобы в полной мере понять, как именно работает и благодаря чему образуется суммарный люфт, нужно немного вникнуть в то, как устроена рулевая система. Если рассматривать этот вопрос с технической стороны, то описать ситуацию можно так. Для передачи на рулевое колесо используются тяги и шток, который фиксируется изначально неплотно, но зазор для каждого авто строго регламентирован.
Зазор этот нужен для того, чтобы все трущиеся детали не изнашивались преждевременно. При его присутствии будет возможность поддерживать зацепление, но детали не будут полностью соприкасаться со шлицами.