Маркировка АКБ

Маркировка и обозначение аккумуляторных батарей

Все свинцовые стартерные аккумуляторные батареи, которые производят в России, должны соответствовать требованием ГОСТ Р 53165-2008. В соответствии с требованиями условное обозначение типов батарей устанавливают по следующей схеме: Блок 1 – указывает на количество последовательно соединённых аккумуляторов в батарее. Блок 2 — характеризует батарею по её функциональному признаку ( СТ – стартерная). Блок 3 – номинальная емкость батареи, указанная в ампер-часах, А/ч Блок 4 – исполнение батареи

Исполнение батареи обозначается следующими символами:

  • N – открытая с нерегламентированным расходом воды
  • L – открытая с малым расходом воды
  • VL – открытая с очень малым расходом воды
  • VRLA – открытая с регулирующим клапаном.

Так, например, условное обозначение аккумуляторной батареи с 6СТ-60L указывает, что батарея состоит из 6 последовательно соединённых аккумуляторов общим напряжением в 12В, является стартовой с номинальной ёмкостью 60 А/ч, открытая с малым расходом воды.

Европейские производители присваивают стартерным батареям девятизначный номер – ETN (European Type Number). Схематично это можно изобразить так: Блок А. Содержит информацию о напряжении и ёмкости батареи. Для 12-ти вольтовых батарей номинальную ёмкость можно получить вычитая из первых трёх цифр (от 501 до 799) число 500. Например, батарея с обозначением 555065042 имеет ёмкость 55 А/ч ( 555-500=55 А/ч) или батарея с номером 680032100 имеет ёмкость 180 А/ч (680-500=180 А/ч) Блок B. Три средние цифры ETN-номера указывают на геометрические размеры аккумуляторной батареи, тип газоотвода, конструкцию крышки и крепёжных элементов.

Блок C. Последние три цифры ETN-номера численно равны 10% от тока холодной прокрутки аккумуляторной батареи. Например, если в обозначении АКБ последние три цифры 042, то ток холодной прокрутки равен 420 А.

Американские производители маркируют свои аккумуляторные батареи в соответствии с требованиями стандарта SAE. Где первые две цифры номера обозначают её типоразмерную группу и полярность, а последние три равны току холодной прокрутки при -18?С. Например аккумуляторная батарея с номером А27500 принадлежит к 27 размерной группе (306×173×225 мм), а ток холодной прокрутки, измеренный по методике SAE J537 при температуре -18?С равен 500 А. Или американский аккумулятор American c номером на корпусе 34R770 принадлежит к 34 размерной группе (260×173×225 мм) с обратной полярностью и с током холодной прокрутки 770 А.

Японские аккумуляторные батареи маркируются по внутреннему стандарту JIS. Маркировку японского аккумулятора можно схематично изобразить так:

Блок 1. Ёмкость аккумуляторной батареи измеренная по японскому стандарту, она отличается от европейского и зависит от множества параметров. Согласно этому стандарту ёмкость по японскому циклу измеряется по 5-ти часовому разряду, а европейского по 20-ти часовому. Поэтому для перевода значений ёмкости японского цикла в европейский лучше пользоваться таблицей 1. Таблица1. Характеристики АКБ японского стандарта.

АккумуляторЕмкость (Aч, 5ч/20ч) Ток холодного запуска (-18) Общая высота, мм Высота, мм Длина, мм Масса, кг
50B24R 36 / 45 390
55D23R 48 / 60 356
65D23R 52 / 65 420
75D26R 60 / 75 490/447
95D31R 64 / 80 622
30A19R(L) 24 / 30 178 162 197 9.0
38B20R(L) 28 / 36 340 225 203 197 11.20
55B24R(L) 36 / 46 410 223 200 234 13.70
55D23R(L) 48 / 60 525 223 200 230 17.80
80D23R(L) 60 / 75 600 223 200 230 18.50
80D26R(L) 60 / 75 600 223 200 257 19.40
105D31R(L) 72 / 90 675 223 202 302 24.10
120E41R(L) 88 / 110 810 228 206 402 28.30
40B19 R (L) 30 / 37 330
46B24 R (L) 36 / 45 330
55B24 R (L) 36 / 45 440
55D23 R (L) 48 / 60 360
75D23 R (L) 52 / 65 530
80D26 R (L) 55 / 68 590
95D31 R (L) 64 / 80 630

Блок 2. Указывает на размерную группу аккумуляторной батареи. Существует восемь размерных групп от А до Н.

Блок 3. Длина батареи в сантиметрах.

Блок 4. Обозначение полярности АКБ. Так если стоит буква R — полярность прямая, L — обратная. Для примера расшифруем японский аккумулятор с маркировкой 55D23R. Пользуясь таблицей узнаём, что ёмкость батареи при пересчете на европейский стандарт численно равна 60 А/ч а ток холодного запуска равен 525 А. Также из таблицы узнаём её габаритные размеры. Полярность прямая.

Различия между разными типами аккумуляторов

Существует три вида аккумуляторов: Ионно – литиевые, никель – металгидридные, и никель – кадмиевые. Давайте, рассмотрим особенности каждого.

  1. Ионно-литиевая батарея (Li-ion) самые энергоемкие среди трех типов. Они меньше по размеру и весу, и затрачивают гораздо меньше времени для зарядки приборов. Разряжаются намного медленнее, чем другие виды. Они могут долго храниться в заряженном состоянии. Их можно заряжать в любом состоянии, и это никак не отразится на емкости. Еще одно их преимущество – безопасность для окружающей среды. Поскольку материал для изготовления такого аккумулятора более качественный, то цена соответственно, будет выше, чем у других аккумуляторов. Кроме того, материалы, используемые в ионно – литиевых аккумуляторах, более безопасные для окружающей среды, чем в никель-кадмиевых. Но, это не значит, что их можно просто выбросить в мусорное ведро по истечению срока работы. Утилизировать их следует ответственно.
  2. Никель-металгидридные (NiMH)

    Преимущество этих аккумуляторов в том, что в отличии от никель-кадмиевых, они работают дольше без дополнительной подзарядки. Эти батареи необходимо заряжать только в тех случаях, когда они полностью разряжены. Если раньше их заряжать, то емкости они теряют меньше, чем никель-кадмиевые аккумуляторы. Никель-металгидридные устройства хранят заряд недолго, а это значит, что они быстрее всех разряжаются. Потому, перед тем, как оставлять их на длительное хранение, следует хорошо зарядить. Состав данной батареи так же не очень опасен для окружающей среды. Но все равно, утилизировать их необходимо по правилам.

  3. Никель-кадмиевые (NiCd)

    Этот вид аккумуляторов самый слабый и дешевый среди всех перечисленных. Для того, чтобы устройство служило долго, его необходимо держать в хорошем состоянии. Заряжать нужно только в случае полной разрядки, иначе емкость такого аккумулятора теряется. Большое преимущество никель-кадмиевых аккумуляторов в том, что он хорошо переносит жару и холод, а также резкие перепады температур. Они очень мощные, потому используются для устройств, предназначенных для выполнения сложных работ. Они быстро заряжаются, но и быстро разряжаются. По этой причине, перед тем, как оставлять их на длительный срок, их заряжают. Для окружающей среды такие батареи небезопасны: кадмий, входящий в состав, засоряет окружающую среду. Потому, утилизировать вышедший из строя аккумулятор, следует по всем правилам. Для того, чтобы избавиться от вышедшего из строя или отслужившего свой срок аккумулятора, сдать его необходимо в специальный пункт приема, предварительно отключив от питания. Кроме того, такие устройства следует держать подальше от детей и животных. В пункт приема их следует сдавать, запаковав в картонную коробку.

Маркировка литий-ионных батарей

Среди автомобильных аккумуляторов, не стоит забывать о существовании аккумуляторов 18650 – аккумуляторы, предназначенные для разнообразных устройств, и имеющие большую ёмкость. Больше, чем пальчиковые и мизинчиковые – применение нашли в виде аккумуляторов для смартфонов, ноутбуков, фонарей и других устройств.

Маркировка литий-ионных батарей

Маркировка аккумуляторов 18650 имеет свои обозначения, и при расшифровке может многое сказать об аккумуляторе (пример ICR18650-26F M):

  1. Первая буква говорит технологии производства (I – литий-ионный аккумулятор).
  2. Вторая буква сообщает о материале катода (C – кобальт).
  3. R рассказывает о том, что это АКБ.
  4. Следующие пять цифр указывают форм-фактор (аккумулятор 18650).
  5. Две последние цифры обозначают номинальную ёмкость (26 – ёмкость 2600 А-ч).
  6. Далее стоят ещё несколько букв или цифр, но это зависит от производителя, и окончание маркировки – визитная карточка производителя (F M).

Устройство и электрохимические типы

Главный принцип работы АКБ – постоянная химическая реакция для накопления, отдачи и восстановления электрического тока. Наиболее популярная и востребованная схема – погруженные в водный раствор серной кислоты (электролит) металлические пластины, изготовленные из губчатого свинца (Pb) и его диоксида (PbO2).

Они чередуются и физически разделены сепараторными перегородками. Диоксид свинца обладает сильными окислительными свойствами, изначально несет положительный заряд (анод) и обеспечивает стабильную отдачу энергии под нагрузкой. Отрицательно заряженный свинцовый электрод (катод) поддерживает общую реакцию электролитического растворения металлов и способствует эффективному восстановлению емкости при подключении зарядного тока.

Важно знать, что стандартная автомобильная батарея на 12В – это комплектное устройство, которое состоит из 6 самодостаточных аккумуляторов по 2В («банок»), которые последовательно соединены в единую энергосистему для получения суммарного напряжения. Выход из строя одного элемента нарушает общую работоспособность

Обслуживаемые модели дополнены крышками на каждой банке для контроля уровня электролита и долива воды. Малообслуживаемые изготовлены по технологиям SMF (герметично запечатанный) и VRLA (клапан для стравливания избыточного давления).

По маркировке

Отличить батарейки от аккумуляторов можно согласно маркировке IEC, которая на них наносится, например:

  • R, CR, ER, LR, FR, PR, SR — это батарейки;
  • HR, KR, ZR – аккумуляторы.

Каждый производитель имеет свои обозначения выпускаемых им гальванических элементов, которая не всегда совпадает со стандартной. При наличии названия компании-изготовителя, остальные обозначения можно расшифровать, изучив документацию на ее сайте.

Когда изучаются способы, как отличить батарейку от аккумуляторной батареи, нужно одновременно обращать внимание на ряд параметров, включая типоразмер, маркировку и др. Эти виды устройств отличаются по функциям, сроку службы

Если их перепутать и применять в неподходящих условиях, может сильно снизиться емкость, причем восстановить ее не получится. Однако АКБ нужно вовремя заряжать, батарейка служит недолго и не требует подзарядки. Эти устройства эксплуатируются по-разному.

Как отличить батарейку от аккумулятора по маркировке

Вопрос вызван тем, что батарейки и аккумуляторы визуально (по форме, габаритам, цветовому оформлению корпуса) в большинстве своем практически идентичны. Но разница-то есть, и в первую очередь, в плане долговечности. Вот и разберемся, по каким параметрам (признакам, критериям) можно отличить обычную батарейку от аккумулятора (или перезаряжаемой батарейки, как часто именуют подобные мини-аккумуляторы).

Разница между элементами

  • Батарейка. Независимо от производителя, размеров, емкости и так далее это изделие одноразового применения. После выработки ресурса восстановлению не подлежит и утилизируется.
  • Аккумулятор. Элемент многократного использования. При соблюдении правил эксплуатации выдерживает значительное число циклов разряда/заряда.

Зная принципиальную разницу между элементами питания, несложно определить, что именно лежит на витрине магазина.

Стоимость

Простейший способ определения, что это – аккумулятор или батарейка. Цена последней в несколько раз (а то и на порядок) ниже.

Батарейки литиевые стоят достаточно дорого, хотя они, как и все аналоги – изделия одноразового использования. Поэтому ориентируясь лишь на цену, можно ошибиться. Если на корпусе элемента есть маркировка «lithium», но стоит он высоко, то, скорее всего, это и есть литиевая батарейка, без возможности многократной дозарядки.

Они наносятся на корпус элемента и отчетливо видны.

Тип источника питания

  • «rechargeable» – перезаряжаемый. Следовательно, это мини-аккумулятор.
  • «do not recharge». Даже человеку, не владеющему английским, понятно, что отрицание («do not») свидетельствует о невозможности восстановления работоспособности. Значит – батарейка. Все очень просто.

Энергоемкость

Обозначается «m/Ah». Если такая надпись на корпусе есть, то однозначно – это АКБ. Для батареек данная характеристика не указывается.

Есть и еще ряд отличий, но они более понятны специалистам, так как многое зависит от производителя элемента питания. Автор считает, что изложенной информации вполне достаточно, чтобы не спутать батарейку с аккумулятором.

Полезные советы

Бывает, что пояснительная маркировка трудноразличима – стертость надписей, плохое освещение, дефекты зрения и так далее. Отличить новую батарейку от аккумулятора несложно по «вольтажу» при помощи мультиметра. Для измерения напряжения нужно правильно выбрать положение переключателя, установить требуемый предел и приложить щупы к выводам элемента.

Значения номинала (В)

  • Батарейка – 1,6.
  • Аккумулятор – 1,2.

Отработавшую срок батарейку не следует сразу же выбрасывать. Если она уже не подходит для обеспечения нормального функционирования одного образца бытовой техники, то возможно (а это именно так часто и получается) она еще какое-то время прослужит после установки на другой прибор, меньшей мощности.

Forse, FB, FireBall, Uno, Dominator, Курский аккумулятор

Код маркировки наносится на крышку аккумуляторных батарей и включает в себя:

дату производства аккумуляторных батарей,

сведения о батарее и условиях производства.

Код состоит из двух групп цифр: в первой группе четыре цифры, во второй группе — шесть цифр: 1234 567890.

Схема маркировки:

1 – номер производственной линии

2, 3, 4 – индивидуальный код партии

5 – последняя цифра года

6 – полугодие

7 – порядковый номер месяца в полугодии

Первое полугодие Второе полугодие
1 Январь 1 Июль
2 Февраль 2 Август
3 Март 3 Сентябрь
4 Апрель 4 Октябрь
5 Май 5 Ноябрь
6 Июнь 6 Декабрь

8,9 — день (число месяца)

0 — номер бригады (возможны 2 цифры)

Пример маркировки:

2260 311321

Расшифровка:

Аккумуляторная батарея была произведена на производственной линии №2, 260 — индивидуальный код партии. Дата изготовления: 2013 год, 1-е полугодие, 1 месяц, 21 число (21 января 2013 года). Бригада №1

В связи с переносом производства на Курский завод, с 2015 года изменена система маркировки:

Пример: 0713 1 25346 0713-дата производства батареи, где 07-месяц, 13-год 1-номер смены 25346-порядковый номер изготовленной батареи. Порядковый номер обнуляется в начале каждого месяца.

Тяжелая группа аккумуляторов маркируется несколько иначе.

Пример маркировки тяжелой группы аккумуляторных батарей:

14010243

Расшифровка:

Батарея имеет ёмкость 140 А/ч, произведена в 2010 году, 2-ое полугодие, 4 месяц второго полугодия (октябрь), бригадой №3.

Немного о производителе

Да, современное производство АКБ существенно отличается от того, что было раньше. Но у компании достаточно богатая, насыщенная и интересная история. Потому, прежде чем рассказать об изготовлении аккумуляторов, стоит заглянуть в прошлое.

Фактически история предприятия началась в конце 1941 года. Оно получило название «Тюменский аккумуляторный завод». Но немногие знают, что завод на самом деле перенесли из Подольска в Тюмень.

В начале 1942 года была выпущена первая партия АКБ. Тюменский завод был чуть ли не единственным, кто специализировался на изготовлении аккумуляторов, на всей территории Союза. Прошло ещё немного времени, и мощности завода позволяли выпускать по 100 тысяч АКБ за год.

В 1971 году состоялась серьёзная реконструкция завода, появились новые сборочные линии. С 1985 года в Тюмени выпускают необслуживаемые АКБ ёмкостью 55 Ач. Оборудование для сборки закупалось в Австрии. Почти тогда же компания начала выпускать собственные пластиковые блоки для батарей.

Период с 1987 года по 2001 год стал значимым в истории предприятия, поскольку произошёл целый ряд изменений, модернизировали производство, закупили новое оборудование.

Уже сейчас на базе завода работает цех по переработке и утилизации старых АКБ. Здесь же перерабатывают и полипропилен.

Представительства и центры реализации АКБ «Тюмень» присутствуют в 42 городах России и стран СНГ.

Рекомендации по зарядке

Чтобы зарядить приобретённый тюменский аккумулятор, особые знания или профессиональное оборудование вам точно не потребуются.

Самостоятельная зарядка аккумулятора марки «Тюмень» предполагает использование бытового зарядного устройства. Причём лучше и безопаснее заряжать автоматическими ЗУ, а не оборудованием с ручной настройкой параметров.

Сама процедура выглядит предельно просто. Отталкивайтесь от того, является ваша АКБ обслуживаемой или нет. Можно дать следующие рекомендации:

  • заглушите мотор, выключите зажигание;
  • из подкапотного пространства вытащите АКБ, предварительно отключив клеммы;
  • если машина стояла на морозе, батарею лучше занести в тёплое помещение;
  • дождитесь, пока аккумулятор прогреется;
  • если АКБ обслуживаемая, открутите пробки, проверьте уровень и состояние электролита;
  • в норме жидкость должна покрывать пластины на 10–12 мм;
  • не закручивая крышки, соедините ЗУ с АКБ;
  • выставите все значения на ноль;
  • подключите ЗУ в сеть;
  • выберите ток заряда 10% от ёмкости АКБ;
  • при сильно разряженной батарее лучше начинать зарядку током 2,5–5% от ёмкости;
  • дождитесь полного завершения;
  • следите за тем, чтобы электролит не выкипал, и его температура не поднималась выше 45 градусов Цельсия;
  • по завершении зарядки отключите ЗУ из сети, а затем снимите клеммы с АКБ;
  • подождите минут 20–30, после чего пробки можно закрывать.

Если по завершении зарядки напряжение на выводах составляет около 12,7 В, а плотность электролита достигла 1,28 г/см³, всё сделано правильно. Аккумулятор «Тюмень» полностью заряжен.

Если же у автомобилиста необслуживаемая АКБ, выполняются те же манипуляции, но не требуется снимать пробки с банок.

Определение даты производства аккумуляторов по их маркировке

Определение даты выпуска аккумуляторов, которыми комплектуются аккумуляторные картриджи APC, Eaton и других производителей ИБП, необходимо для правильного планирования срока замены аккумуляторов.

Аккумуляторы от разных производителей могут иметь различную маркировку. Кроме того, даже в рамках одного производителя, маркировка аккумуляторов со временем может менять свой вид.

Аккумуляторы Kung Long

Маркировка XX00XX

Общее правило для аккумуляторов с 6-значной буквенно-цифровой маркировкой вида XX00XX таково:

Символы Описание Кодировка
1 символ Код последних двух цифр года L=12, M=13, N=14, O=15, P=16, Q=17, R=18, S=19, T=20 и т.д.
2 символ Код номера месяца в году A=1, B=2, C=3, D=4, E=5, F=6, G=7, H=8, I=9, J=10, K=11, L=12
3 и 4 символы День месяца
5 и 6 символы

Примеры маркировки и её расшифровка:

Подобная маркировка обнаружена на следующих моделях аккумуляторов:

Бренд Модель Описание
Kung Long Long WP5-12 Аккумулятор 12V 5Ah – Kung Long WP5-12, Клеммы Faston F2

Аккумуляторы B.B.Battery

Маркировка XX000000

Общее правило для аккумуляторов с 8-значной буквенно-цифровой маркировкой вида XX000000 таково:

Символы Описание Кодировка
1 и 2 символ
3 и 4 символ Цифровой код последних двух цифр года 18=2018, 19=2019 и т.д.
5 и 6 символ Цифровой код номера месяца в году 01, 02, 03 … 12
7 и 8 символы День месяца 01, 02 … 31

Примеры маркировки и её расшифровка:

Пример маркировки Расшифровка примера
Например, код DC180419 обозначает дату 19.04.2018

Подобная маркировка обнаружена на следующих моделях аккумуляторов:

Бренд Модель Описание
B.B.Battery BP5-12 Аккумулятор 12V 5Ah – B.B.Battery BP5-12 VRLA Rechargeable Battery, AGM, 1.75VPC, 25C, Клеммы Faston F2, 1.8kg

Аккумуляторы CSB Battery

Маркировка 000000X..

Правило для аккумуляторов с 6-значной цифровой маркировкой с первых символов ряда с последующими дополнительными буквенно-цифровыми символами (общая длина символьного ряда может быть разной):

Символы Описание Кодировка
1 и 2 символ Цифровой код последних двух цифр года 18=2018, 19=2019 и т.д.
3 и 4 символ Цифровой код номера месяца в году 01, 02, 03 … 12
5 и 6 символы День месяца 01, 02 … 31
7 и последующие

Примеры маркировки и её расшифровка:

Пример маркировки Расшифровка примера
На аккумуляторах CSB Battery маркировка даты производства всегда указана на отдельной жёлтой наклейке. Например, код 191021NV23A обозначает дату 21.10.2019

Подобная маркировка обнаружена на следующих моделях аккумуляторов:

Бренд Модель Описание
CSB Battery HR 1234W Аккумулятор CSB HR 1234W F2 12V, 34W/8.5Ah, AGM Cell, 1.67V, 15Min, Клеммы 7mm, 2.5kg

Аккумуляторы Vision

Маркировка XX00…

Правило для аккумуляторов с 4-значной буквенно-цифровой маркировкой (первые два символа – буквенные, третий и четвёртый символ – цифровые) с первых символов ряда с последующими дополнительными буквенно-цифровыми символами (общая длина символьного ряда может быть разной):

Символы Описание Кодировка
1 символ Код года (разные варианты) Вариант 1: A=2001, B=2002, C=2003, D=2004, E=2005, F=2006, G=2007, H=2008, I=2009, J=2010
Вариант 2: A=2011, B=2012, C=2013, D=2014, E=2015, F=2016, G=2017, H=2018, I=2019, J=2020
2 символ Код месяца A=1, B=2, C=3, D=4, E=5, F=6, G=7, H=8, I=9, J=10, K=11, L=12
3 и 4 символы День месяца
5 и далее

Первый вариант кодировки года мог использоваться для старых аккумуляторов, выпущенных в диапазоне с 2001 по 2010 год. Второй вариант кодировки года может использоваться для аккумуляторов, выпущенных в диапазоне с 2011 по 2020 год. Современные модели аккумуляторов помимо буквенно-цифрового кода дополнительно маркируются QR-кодом, в котором также может содержаться информация о дате производства.

Примеры маркировки и её расшифровка:

Пример маркировки Расшифровка примера
Например, расшифруем код IL16….I= 2019 год.L= Декабрь. 16 – это день месяца. Получаем дату 16.12.2019. При считывании QR-кода также можно получить информацию о дате производства

Подобная маркировка обнаружена на следующих моделях аккумуляторов:

Бренд Модель Описание
Vision CP 1250HC Аккумулятор Vision CP 1250HC Valve Regulated Rechargeable Battery, 5.0Ah, 12V, Клемма F2

Автор первичной редакции:Алексей Максимов Время публикации: 11.10.2019 14:20

apc/apc-smart-ups-decoding-of-battery-production-date-code.txt · Последнее изменение: 09.09.2020 18:21 — Алексей Максимов

Как расшифровать маркировку АКБ по российскому, европейскому, японскому, американскому стандарту

По объему двигателя автомобильный транспорт подразделяется на четыре группы:

  • легковые автомобили с объемом двигателя 1.0 — 1.6 л,
  • легковые автомобили с объемом двигателя 1.3 — 1.9 л,
  • внедорожники и минивэны с объемом двигателя 1,4 -2.3 л,
  • микроавтобусы, автофургоны, грузовики с объемом двигателя 1.6 – 3.2 л.

Для каждой из них производители предлагают купить аккумуляторные батареи, отличающиеся по технологии изготовления, качеству и тем или иным техническим параметрам.

На российском рынке в продаже представлены аккумуляторы для отечественных, европейских, азиатских, американских авто российского и зарубежного производства. Все источники питания для автотранспорта производятся по установленным государственным стандартам.

Читаем маркировку по российскому ГОСТу 959-2022

Данный стандарт распространяется на свинцовые стартерные аккумуляторы, предназначенные для пуска автомобильных, тракторных, автобусных и т.д. двигателей и питания бортового электрооборудования.

Чтобы покупка АКБ для автомобиля не вводила покупателя в ступор, ему нужно научиться читать условное обозначение типов батарей и их исполнений, то есть, — расшифровывать маркировку источника питания. Маркировка автомобильного аккумулятора российского производства, независимо от его цены, бренда и технических параметров, представлена четырьмя группами цифр и литер, например, 6СТ – 55АПЗ:

  1. Число 6 обозначает количество последовательно соединенных в батарее аккумуляторов (6 либо 3). Оно характеризует номинальное напряжение АКБ (12 или 6 V).
  2. Буквы «СТ» указывают на функциональное назначение аккумулятора – стартерный.
  3. Число 55 – это номинальная емкость батареи, измеренная в А/ч.
  4. Последние три буквы «АПЗ» указывают на исполнение изделия: литера «А» говорит о том, что корпус имеет общую крышку; литера «П» обозначает полиэтиленовый сепаратор-конверт; литера «З» говорит, что батарея залита и заряжена. В маркировке других моделей могут быть другие литеры: наличие буквы «М» скажет о том, что сепаратор – либо типа мипласт, либо выполнен из пвх. Буква «Э» указывает на эбонитовый моноблок корпуса. «Т» — обозначает термопластичный пластик моноблока.

Маркировка по Евростандарту EN 60095-1

Если вы ищете аккумулятор европейской марки для своего европейского авто, то в Москве их выбор – огромен. Однако и в этом случае умение читать маркировку весьма полезно. Она отличается от российской, так как состоит исключительно из чисел. Всего их – четыре группы. В качестве примера можно взять такую маркировку, как 5 55 065 420:

  1. Цифра «5» обозначает диапазон значений (1 — 99 А/ч) 12-вольтового аккумулятора. Если бы была цифра «6», то она указывала бы на другой диапазон (100 – 199 А./ч), а 7 (200 – 299 А./ч).
  2. Число «55» обозначает емкость аккумуляторной батареи в А/ч. Помимо этой емкости бывают еще 60, 66,77.
  3. «065» — обозначение конструктивны особенностей батареи.
  4. «420» — ток холодной прокрутки в амперах.

Японские и корейские АКБ по японскому стандарту JIS D 5301

Имеющиеся в продаже аккумуляторы для автомобилей производства этих стран маркируются цифрами и буквами. Например – SMF 85 D 26 L, где:

  1. SMF означает, что батарея необслуживаемая.
  2. «85» — коэффициент мощности.
  3. D – код размеров корпуса батареи.
  4. L – обратная полярность (прямая обозначается буквой R).

Маркировка по стандарту США SAE J537

  1. «А» означает, что батарея автомобильная.
  2. «34» — это номер типоразмерной группы данной модели, которому соответствуют габариты 260×173×205 мм и прямая полярность (обратная обозначается добавлением литеры R после числа — «34R»).
  3. 770 – ток холодной прокрутки в амперах.

Эта информация поможет вам лучше ориентироваться в ассортименте автоаккумуляторов любых производителей.

Маркировки по моделям аккумуляторов

У каждой конкретной модели и у каждого производителя используется своя маркировка АКБ. Друг от друга могут отличаться различные цифры и буквы.

До 2014 года производители честно указывали точную дату изготовления, однако с введением закона, регламентирующего новые требования, производители получили право не писать на аккумуляторах дату, а лишь маркировать для собственного использования и перевозки.

Varta и Bosch

Так как компании Bosch и Varta объединились, сохранив только свои индивидуальные названия, то и руководство над ними стало одинаковым. Поэтому коды таких моделей аккумуляторов выглядят и расшифровываются идентично.

Вариант маркировки Bosch представлен в более сложном виде, но и информации он предоставляет больше. С 2014 года компания перешла на 13-значную систему маркирования. На АКБ она находится на крышке сверху. Например: С7С8171523052.

Маркировка расшифровывается так:

  • С — это производственные особенности, идет первой буквой;
  • 7 — номер производственного ряда;
  • С — третий символ, обозначающий страну производства (H — Германия, С — Чехия, S — Швеция, A — Австрия);
  • 817 — это маркировка по дате выпуска.

Маркировку аккумуляторных батарей по году выпуска можно определить на основании данных следующей таблицы.

Topla

Код нанесен сверху на АКБ лазером и состоит из 14-ти символов. Третий и четвертый — это год выпуска, а пятый и шестой — неделя. Пример маркировки: F1110600941864.

Расшифровывается так: шестая неделя 2011 года (февраль).

Banner

Расшифровка данных моделей аккумуляторов довольно своеобразна. Она основана на 14-ти символах, первые четыре из которых представлены в виде английских букв. Код находится на крышке изделия и выжигается лазером. Например, DEBC.

Первая и вторая буквы означают неделю года. Третья и четвертая буквы — это последние две цифры определенного года выпуска.

Счет идет от A до M:

B — 1, C — 2, D — 3, E — 4, F — 5, G — 6, H — 7, I — 8, J — 9, K — 10, L — 11, M — 12.

Mutlu

Известная турецкая компания использует простой способ маркировки аккумуляторов. Она располагается на боковой части крышки АКБ и представлена в виде шести цифр.

Например, код 380125 расшифровывается так:

  • 3 — это число, показывающее номер партии;
  • 8 — точный год выпуска, в данном случае — 2018;
  • 01 — месяц (январь);
  • 25 — точный день производства АКБ — 25-е число.

Результат определения: 25 января 2018 г.

Cobat

Место нанесения аббревиатуры находится сверху на крышке, а маркируется АКБ специальным принтером на производстве.

Определить дату изготовления аккумулятора можно по пяти символам: первая цифра — это день недели, вторая и третья — номер недели в году от 01 до 53, четвертая — год изготовления, но только латиницей. Например, 2018 год — Т, 2019 — Х, 2020 — L.

Vortex

Компания использует свою систему кодирования. Весь код делится на две части. В первой — четыре, а во второй — шесть символов. Во второй части первые две цифры означают год, третья — полугодие, четвертая — номер месяца в прописанном до этого полугодии.

Ямал

Ямал — это типичный российский продукт. Потому и обозначение кода здесь такое же, как у тюменских батарей. Первые две цифры — это месяц изготовления, а последующие четыре — год. Все довольно просто.

Амур

Амур использует схожую с Тюменским медведем и Ямалом систему кодов, но еще проще. Маркировка состоит из четырех цифр: первые две — месяц, вторые две — год (точнее, две последние цифры года). Например, 05 16 — май 2016 года.

Тюменский медведь

Самым легким вариантом маркировки является использование шести чисел, два из которых обозначают месяц, а последние четыре — год производства.

Все российские батареи используют этот способ подачи информации, которая находится на верхней части аккумулятора. Например, код 032017 означает, что батарею произвели в мае 2017 года.

Единственным минусом такой маркировки является отсутствие дня выпуска — известен только месяц.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий