Машина за квартиру и Жигули против BMW: помните ли вы, сколько стоили автомобили в СССР?

Стоимость рубля в советское время

Оказалось, то узнать это не так просто, как кажется на первый взгляд. Определить стоимость рубля в советское время относительно современности довольно сложно. К курсу доллара нет смысла привязывать, так как у него своя инфляция, да и об объективности его курса в СССР можно рассуждать много, он явно был искусственным и не отвечал реалиям экономики.

В сети я нашел много разных методик расчета курса советского рубля. Наиболее приемлемой мне показалась методика одного блогера, который строил свои расчеты на стоимости продуктовой корзины, средних заработных плат, а так же кросс-курса валюты. По его расчетам получилось, что один советский рубль можно приравнять в 197 современным рублям. Вот на этих данных и построим дальнейшие расчеты.

Что можно было купить на зарплату в СССР

Получается, что на эту зарплату можно было купить почти 2 тыс. буханок черного бородинского хлеба, который стоил как пол-литра молока, 710 белых батонов, 61 кг докторской колбасы, 39 кг сливочного масла, 67 кг говядины, 76 кг курятины, 43 бутылки водки или 33 бутылки шампанского.

Конечно, ощутимо подорожали коммунальные услуги, да и широкий ассортимент товаров, несравнимый с советским, ощутимо бьет по карману. Вместе с тем, если рассматривать исключительно товары первого потребления, то союзные цены сильно проигрывают по сравнению с современными.

Кто-то может заметить, что тогда было другое качество, но и тут не все так однозначно, поскольку советские ГОСТы не были безупречными, пусть в них и не наблюдалось такого чудовищного количества эмульгаторов, красителей и консервантов, как сейчас.

Сколько стоили автомобили в СССР

Как говорил Остап Бендер — “Автомобиль это не роскошь, а средство передвижения”. Правда, не для граждан СССР. Обычному работяге, получающему среднюю заработную плату, пришлось бы копить очень долгое время, а потом еще и искать, у кого занять денег, чтобы купить вожделенное транспортное средство.

И это учитывая то, что в Союзе был достаточно широкий автомобильный парк, который мог предоставить заинтересованному покупателю как автомобили высокого класса, так и рассчитанные на менее требовательную прослойку населения.

Первые послевоенные года

В первое время, с окончанием советско-немецкой войны, разрушенному государству было не до пополнения своего внутреннего рынка новыми моделями авто.

Но промышленность, в том числе и транспортная, восстанавливались семимильными шагами, и в 49-ом году любой желающий с достаточной суммой на кармане мог купить себе уже легендарный Москвич-401 за 8000 рублей.

pxhere.com

Сумма очень немаленькая, да и время тяжелое, однако всегда находились те, которые были готовы отдать свои кровные. Не менее легендарную ГАЗ М20В “Победа” можно было приобрести уже значительно дороже за 16 тысяч руб. А самым элитным и дорогим считался ГАЗ-12. Это машина для номенклатуры. Его цена была на уровне 40 тысяч руб.

Вторая половина 50-х гг

Это время характеризуется активным появлением на авторынке новых «Москвичей», которые сильно полюбились обычному советскому гражданину.

Первая половина 60-х

В это время прошла деноминация валюты и авто стали заметно дешевле по сравнению с прошлыми годами. Но также стоит понимать, что и зарплаты снизились соответствующе. Например, Москвич-407 теперь можно было приобрести за 2500 рублей, что в 10 раз меньше, чем цена прошлого десятилетия. Вроде бы замечательно, но не все так радужно за машину пришлось бы отдать практически 31-у среднестатистическую зарплату обычного гражданина СССР.

А Волга модели ГАЗ-21 обошлась бы и того дороже — 5100 рэ. В эту сумму помещались практически 53 зарплаты. А самым доступным считался Запорожец ЗАЗ-965, известный в народе под кличкой “горбатый”. За него отечественный производитель требовал 1800 рублей, что было на уровне примерно 22-х зарплат.

Конец 60-х

В это время вышла новая модель Москвича 408-я, которая существенно подлетела в цене. Теперь за авто требовали 4500 рублей, что вмещало в себя 45 зарплат. ГАЗ-21 немного подорожала до 5600 рублей. Запорожец, после выпуска новой модели ЗАЗ-966, тоже возрос в цене 2200 рублей.

70-е года

Это время ознаменовалось для автолюбителей из Союза появлением автомобиля-классики Жигулей. Именно в 1971-м году была спущена с конвейера первая модель этой легендарной марки.

За новенький ВАЗ-21011 требовали очень солидную сумму 5620 рублей. Чуть дешевле можно было купить обновленный 412-ый Москвич практически 5000 деревянных. Подтянулась и Волга, обновившая свой авторяд новенькой ГАЗ-24, цена на которую в разное время колебалась от 8500 до 9500 рублей. Самой бюджетной моделью все так же оставался Запорожец 3000-3500 рублей.

80-е

За это время Жигули успели несколько раз обновить свою серию сначала ВАЗ-2101, потом ВАЗ-21013, и финальный аккорд ВАЗ-21063.

Цены были соответствующие. Наиболее дорогой считалась последняя модель 10000 рублей. Существенно ниже стоил ВАЗ-21013 7300 рублей. А вот на “копейку” сумма колебались от 6300 до тех же 7300 рублей. Москвичи тоже обновили свою линейку стоили Москвич-2140 и Москвич-2141 соответственно 7500 и 9000 рублей.

Цена на модифицированную Волгу модели ВАЗ-24-10 возросла теперь до космических цифр 16500 рублей. Но так как она все так же оставалась авто для элиты, то с ценником проблем не возникало.

Как видно, авто стоили в СССР достаточно дорого и были далеко не каждому по карману. Но все же, это не помешало отечественному автопрому найти своих фанатов и почитателей.

Дешевле для них или дороже для нас?

Судя по всему, «экспортные» цены от «Внешпосылторга» действительно были гораздо ниже, чем «внутренние» для рядовых советских граждан. Но вот вопрос: это иностранцам продавали в разы дешевле, но за валюту или нашим соотечественникам в разы дороже, но за советские рубли?

Здесь отчасти поможет сравнение цен с иномарками. Итак, ГАЗ-21Р стоил 1272,22$, и это почти в два раза меньше американской цены Ford Mustang в 1964-м – 2368$. При этом заметим, что Mustang считался довольно доступным молодежным автомобилем, в то время как «Волга» была для советского человека пределом мечтаний, но по меркам американцев являлась моделью среднего класса. Chevrolet Chevelle Sport Coupe в 1968 году стоил 2899$, Chevrolet Malibu – 2663$.

В общем, в сравнении с «американцами» «Волга» «на экспорт» стоила заметно дешевле. Но если взять «внутреннюю» цену 5600 руб., то получим 6222$ – за такие деньги она в США была не нужна, как и вообще в любой стране.

Или давайте переведем по-другому. Если считать по официальному курсу, выходит, что Mustang в 1964 году должен был стоить 2131 руб., а Chevrolet Malibu в 1968-м – 2369 рублей. И если бы их за эти деньги выставили в свободную продажу в СССР, то вряд ли бы кто-то становился в очередь за «москвичом» за 4500 рублей. Другое дело, если бы он стоил 780 руб. для любого желающего.

В рублях и долларах

Итак, вот вам прайс. Вожделенная «Волга» ГАЗ-21Р (75 л.с.) стоит 1145 руб., или 1272,22$, «Москвич-408» с 50-сильным двигателем – 780 руб. (866,67$), самый доступный «Запорожец» ЗАЗ-965А (27 л.с.) – 500 руб., или 555,56$, пишет ABW.BY.

Лишь немного дешевле мотоцикл с коляской «Урал-2 М-63», оснащенный 2-цилиндровым 4-тактным двигателем мощностью 28 л.с., – 460 руб.( 511,11$). И ровно столько же стоит другой мотоцикл с коляской – «К-750М» (26 л.с.). Куда дешевле «ИЖ-Юпитер-2» с 2-цилиндровым двухтактным двигателем объемом 350 куб.см (18 л.с.): 271,50 руб. (301,67$) с коляской и 195 руб. (216,67$) без нее.

Сами по себе цены, даже в долларах, ни о чем не скажут, ведь стоит учитывать инфляцию за более чем 50 лет. Но если «погуглить», становится понятно, что покупательная стоимость доллара изменилась почти на порядок: сумма 1000$ в 1967 году эквивалентна 129,2$ в декабре 2019-го. Или, чтобы было нагляднее: 867,67$ за «москвич» в 1967 году – это 6708$ сейчас. Вполне сопоставимо со стоимостью простой «Гранты». К слову, средняя зарплата в СССР в том году составляла 100 руб., или 111,11$.

И наконец, стоимость популярных машин тогда и сейчас

А что же транспорт, причем как личный, так и городской? Оказывается, чтобы приобрести «Жигули», советскому гражданину приходилось выкладывать 3,5 тыс. деревянных или 26 средних зарплат, тогда как «Запорожец» обходился в 19 доходов. Примечательно, что сегодня за такие деньги вполне реально приобрести Hyundai Solaris, притом что разница между этими моделями колоссальная.

Волга – настоящий шик того времени, стоила около 9 тысяч, а ведь это больше 2 миллионов сегодня! Что же касается возможностей, которые открывает эта сумма, то счастливый обладатель 2 миллионов может приобрести BWW третьей серии, Audi A4 или Mercedes A-класса. То есть преимущества очевидны, притом что Союз снова в проигрыше, ведь никакой ГАЗ не сравнится ни с одной перечисленной моделью.

А вот проезд в общественном транспорте стоил в 5 раз дешевле (по крайней мере, в Москве), хотя этот недочет полностью компенсирует стоимость бензина, который сегодня гораздо дешевле, чем в светлом советском прошлом.

Какие страны покупали советские автомобили

Согласно статистике «Внешней торговли СССР», в 60—70 годах Союз продавал автомобили в Афганистан, Ирак, Вьетнам, на дружественную Кубу, в Европу и даже Африку. В 1959-ом Хрущев поставил целью выйти на американский рынок. В том же году на выставке в Нью-Йорке были представлены «Волга», ЗИЛ и «Чайка».

Но как бы генсек не мечтал покорить рынок главного идеологического врага СССР, ничего не вышло. Штаты упорно не желали заключать контракты на поставки советского легкового транспорта. Зато их заключали африканские, азиатские и некоторые европейские страны.

В 1965—1968 годах Москвич-408 стал в Финляндии самым продаваемым автомобилем. В 1966-ом в Ираке и Египте было продано порядка 2,5 тысяч советских авто. В конце 60-х сильно ухудшились внешнеполитические отношения Союза с Китаем, поэтому поставки в эту страну прекратились

Вместо этого СССР переключил свое внимание на Европу

В 1964-ом широкую известность приобрело предприятие «Scaldia-Volga», которое было основано совместно с бельгийцами. На нем отечественные «Москвичи» и «Волги» предварительно дорабатывались, прежде чем уехать к требовательному европейскому покупателю.

В итоге всей этой бурной деятельности по покорению мирового рынка уже в 1970-ом Союз продал за рубеж 85 000 легковушек. Покупателями стали 50 стран мира.

Москвич-412

Машина производилась с 1967 по 1975 год в Москве на заводе МЗМА, позднее переименованном в АЗЛК, и с 1967 по апрель 1999 года в Ижевске. Средняя цена за автомобиль второй категории малого класса составляла от 7500 до 7800 тысяч или примерно 1 476 000 нынешними деньгами.

Тогда выходит, что человеку необходимо было проработать около 28 месяцев, откладывая в копилку всю свою заработную плату, или же примерно 7 лет, тратя на дальнейшую покупку треть получки. Только тогда он мог бы приобрести себе «Москвич».

За эти же деньги человек мог купить 7700 кожаных мячей. Желание приобрести эту машину в настоящее время обойдется от 50 до 130 тысяч.

В итоге обычному гражданину, получающему среднюю заработную плату, приходилось много лет усердно трудиться для достижения цели. Кроме этого, еще отстоять в очереди. Для многих это были слишком сложные и непреодолимые испытания.

Дpугaя мeтoдикa

Пpи pacчeтaх мoжнo иcпoльзoвaть и дpугoй мeтoд. Нaпpимep, пo oфициaльнoму куpcу к дoллapу CШA. Пpaвдa, aмepикaнcкaя вaлютa зa гoды тoжe нecкoлькo oбecцeнилacь – пpимepнo в 7.5 paз (ecли вepить oфициaльнoй cтaтиcтикe ФPC). A вoт oфициaльнoму куpcу coвeтcкoгo pубля к дoллapу лучшe нe дoвepять – вoзьмeм цeну нa чepнoм pынкe, кoтopaя в cpeднeм cocтaвлялa 4 pублeй зa 1 дoллap. Пpи пepecчeтe нa ceгoдняшний куpc этo ужe 139 poccийcких pублeй зa 1 coвeтcкий.

Пpи тaкoм pacклaдe cтoимocть aвтoмoбилeй ужe нe выглядит cтoль бeзумнoй и нeoбocнoвaннoй:

ВAЗ-21011 — 803 660 pублeй;

«Мocквич» — 686 104 pубля;

«Ушacтый» — 417 000 pублeй;

«Вoлгa» — 1 181 500 pублeй.

Кcтaти, нa oднoм извecтнoм aвтocaйтe cтoлькo пpимepнo и cтoят aвтoмoбили тeх лeт, пpи уcлoвии их oтличнoгo cocтoяния, ecтecтвeннo.

Цены на самые продаваемые модели

Через 5 лет «копейка» подорожала всего на 700 марок. FIAT стоил уже 9 500 марок. При таком соотношении цен не удивительно, что советские легковые авто неплохо продавались в ФРГ и других странах. Во Франции, например, в 1986-ом было реализовано порядка 20 000 единиц продукции тольяттинского авто продавалась лучше Volvo, Nissan и других популярных марок.

Неплохим спросом пользовались и советские «Запорожцы». ЗАЗ-965Э в Бельгии стоил чуть меньше 44 000 франков, что по курсу 1969 года равнялось $880. Для сравнения: покупка BMW 2002 обходилась в $4 200.

Низкие цены на отечественные автомобили обуславливались двумя факторами. С одной стороны, даже после существенных улучшений на Scaldia-Volga они едва ли могли конкурировать с западными аналогами

С другой, Советскому Союзу было важно занять свою нишу на мировом рынке, который и так был наполнен высококачественной продукцией известных западных производителей

Сколько стоила машина в СССР в 60-е, 70-е и 80-е годы

Вот примерный диапазон:

  1. 1961 и 1967 гг. – «Волга» стоила от 5 100 и 5 602 руб. при зарплате 56-62 руб. для среднестатистического гражданина. За «Москвич» платили 2 511 и 4 511 руб. соответственно.
  2. 1971 и 1976 гг. – та же правительственная машина стоила уже 8 500 и 9 453 руб., а «Запорожец» обходился в 3 000 и 3 500 руб.
  3. 1980 и 1984 гг. – «Волга» в СССР оценивалась в 9453 руб. В 1984 цены взлетели до 15 903, а «Жигули» стоил 7 300 и 7 260 руб. соответственно.

Нашлось ли в СССР место для иномарок и для скольких граждан они были доступны? Да, для единиц. В числе счастливчиков был Ю. Гагарин, М. Плисецкая, В. Высоцкий, дипломаты. Правительство с подозрением относилось к таким случаям, но ввиду всеобщей народной любви к указанным людям, признавало законность владения ими иностранными средствами передвижения. Стоит ли говорить, что появление Matra Djet или Citroen DS на улицах аскетичного СССР вызывало настоящий ажиотаж? Скольким простым инженерам и учителям купить подобное авто казалось сродни полету в космос?

Кто еще в СССР мог позволить себе иномарку? Моряки-прибалты, привозившие из рейсов подержанные авто импортного производства, перекупщики и военачальники. Последние завозили в СССР трофейные машины, которые по мере износа переходили к водителям, механикам и шоферам. Запчасти на них стоили немало, да и достать их было архисложно.

Существовало еще немало дополнительных проблем, например:

  1. Отсутствие достаточного количества кооперативных и частных гаражей. Авто, которое стоит во дворе, – лакомый кусок для воров.
  2. Дефицит высокооктанового бензина. Скольким знакомым нужно было позвонить, чтобы узнать, есть ли он вообще и сколько стоит – знали только партийные и дипломаты.
  3. Нехватка запчастей. Стоит ли говорить, что привозили их нелегально и за баснословные деньги.

Как такового автомобильного рынка в СССР не было, зато присутствовало жесткое регулирование цен и очередей. Внеочередное получение машины или владение иномаркой отслеживалось МВД и могло закончиться весьма плачевно. Перепродажа подержанного транспортного средства тоже была сложной. Его реализовывали через государственные комиссионные магазины, устанавливающие госцену с учетом технического износа. Владелец не мог заранее узнать, сколько стоит его б/у авто и изначально был в проигрыше.

Методы перевода «Жигулей» на А-76

В те годы в журнале «За рулем» публиковались письма автолюбителей и рекомендации разнообразных экспертов о различных методах перевода ВАЗ-2101 на А-76.

Были статьи, которые предлагали для возможности использования на «копеечке» бензина А-76 расточить головку блока цилиндров. Тут тоже далеко не всегда получался нужный эффект — можно было просто запороть важную деталь двигателя, что автоматически влекло его смену или капиталку.

Отец тоже захотел перевести нашу «ласточку» на А-76, но растачивать головку блока цилиндров не захотел — на примере некоторых знакомых он убедился в опасности этой меры. Прочитав про сеточки на свечи, он попытался понять, как это могло бы действовать, и когда наш знакомый купил их и поставил себе на машину, попытка их применения доказала ему, что и этот подход не работает.

А вот купить дополнительную прокладку и поставить ее — отец решился. И после этого наша «ласточка» стала бегать, может быть, не так резво, но зато заправляли ее уже более дешевым бензином А-76.

Кстати, большинство водителей, хотевших перевести свою «копеечку» на А-76, просто имели доступ к казенному бензину или работали на грузовом автомобиле. Тогда, перейдя на низкооктановый бензин, они просто могли за него не платить или платить намного меньше.

Cтoимocть coвeтcких aвтo

ВAЗ-21011 – 5620 pублeй, чтo нa coвpeмeнныe дeньги 1 365 660 pублeй. Кoгдa в 1980-х пoявилacь oбнoвлeннaя вepcия тoй жe «Кoпeйки» — 21013, тo ee цeнa выpocлa ужe дo 7300 pублeй, тo ecть 1 773 900 pублeй. Ceгoдня cлoжнo пpeдcтaвить жeлaющих пpиoбpecти coвeтcкую клaccику зa пoлтopa миллиoнa (в cpeднeм). Вeдь нa pынкe зa эти дeньги впoлнe мoжнo купить, нaпpимep, Renault Arkana или KIA Sportage в нeплoхoй кoмплeктaции.

«Мocквич» в 1975 гoду cтoил нeмнoгo мeньшe «Жигуля» — 4936 coвeтcких pубля, чтo нa coвpeмeнныe cocтaвляeт бeз мaлoгo 1 200 000 pублeй. Этих дeнeг тaкжe впoлнe хвaтaeт нa aвтo из пpeдыдущeгo aбзaцa, пpaвдa, в «минимaлкe».

Eщe бoлee бюджeтный выбop – ЗAЗ 968, пpoзвaнный «Ушacтым». В cepeдинe 70-х oн пpoдaвaлcя зa 3000 pублeй. Тo ecть oкoлo 730 000 pублeй нa coвpeмeнныe дeньги. Этo цeнa Lada Vesta cpeднeй кoмплeктaции. Coглacитecь, eздить нa тaкoм aвтo нa дaчу или в дepeвню кудa пpиятнee.

Цeнa элитнoгo пo тeм мepкaм aвтo «ГAЗ-21» в 1970 гoду cocтaвлялa 8500 pублeй или двa c нeбoльшим миллиoнa нa coвpeмeнныe. Думaeтcя, нa эту cумму впoлнe cмoжeтe пoдoбpaть ceбe aвтoмoбиль caмocтoятeльнo. 

Сколько стоили советские автомобили во времена СССР?

В СССР розничная цена на автомобили для граждан страны была в 2-4 раза выше оптовой цены для организаций. В 70хх годах прошлого века приобрести «Волгу» можно было за 8500 рублей, «Жигули» — за 5620 рублей. Средняя заработная плата была 121 рубль, то есть для покупки автомобиля необходимо было копить от года до пяти лет, при этом откладывая всю заплату.

Для полной картины вот стоимость некоторых продуктов, вещей и техники в те времена:

  • Килограмм картофеля – 13 копеек,
  • Килограмм сахара – 90 копеек,
  • Сапоги зимние – 55 рублей,
  • Холодильник ЗИЛ – 300 рублей,
  • Бутылка водки – 3 рубля и 7 копеек.

В 80хх годах автомобили существенно подорожали «Волги» до 9513 рублей, а «Жигули» до 8671 рубля. А с рук купить автомобиль стоило в 1.5-2 раза дороже. Тем не менее, автомобиль по-прежнему считался символом идеальной советской жизни, так же как квартира и дача.

Москвич-400 выпускался с 1949

Это первая советская массовая малолитражная машина. Создавалась по трофейным чертежам автомобиля Опель Кадет.

Сегодня такой раритет можно приобрести за 350 000 рублей.

ГАЗ-21 «Волга» выпускался с 1962

Такие «Волги» выпускались только до 1970 года. Именно такой экземпляр автомобиля был подарен Юрию Гагарину после первого космического полета. Стоимость автомобиля сегодня 479 000 рублей. Чуть позже был выпущен автомобиль ГАЗ -24, который так же считался премиальным седаном, имел двигатель 2,4 литра, объем двигателя 85 лошадиных сил и четырехступенчатую механическую коробку передач. Стоил такой автомобиль в 1980 году 9453 рублей, что эквивалентно нашем деньгам в размере 1862 241 рубль.

ГАЗ М-1 начал выпускаться с 1939

Знаменитый легковой автомобиль 30х годов, конструировался по чертежам американского Форда модели В. ГАЗ М-1 еще называют «эмкой» или «молотовским первым». Сегодня такой автомобиль стоит бы порядка 2 200 000 рублей.

ЗИМ начало выпуска с 1956

Сегодня этот автомобиль стоит бы не ниже 3,3 миллионов рублей

Газ М-10

…или легендарный автомобиль «Победа» начал выпускаться в 1953 году

Это один из первых советских автомобилей, который начал выпускаться серийно. Именно «Победа» стала поставляться и на экспорт в Австрию, Бельгию и Финляндию. Сегодня бы такой автомобиль стоит бы 3 500 000 рублей.

ГАЗ-13 «Чайка»

…выпускаться автомобиль начал с 1959 года.

За период с 1959 по 1981 год в Советском союзе было собрано чуть больше 3000 таких машин. Именно такой автомобиль был у Георгия Жукова, Валентины Терешковой и Фиделя Кастро. Сегодня такой автомобиль стоит почти 5 миллионов рублей.

ЗИС-110

Этот автомобиль изначально разрабатывался как автомобиль премиум класса для первых лиц страны. За основу были взяты чертежи американского Паккарда. Сегодня такой автомобиль можно приобрести за 25 миллионов рублей.

Москвич 2140

ВАЗ 2101

Эта та самая легендарная «копейка», предвестник четырехглазой «шестерки», которая появится только в 1976 году. В 1980 году этот автомобиль можно было купить за 7300 рублей, что по современным деньгам равно 1438 100 рублям.

Запорожец ЗАЗ – 968

Иметь такой автомобиль не было зазорным в Советском союзе, он, как и любой другой автомобиль, считался признаком роскоши и достатка. В 1980 году его можно было приобрести за 3750 рублей, что эквивалентно 738 750 современным рублям.

Мeтoдикa pacчeтa

Cpaвнивaть coвeтcкий pубль c coвpeмeнным мoжнo paзными cпocoбaми. Жуpнaлиcты «Poccийcкoй гaзeты» cдeлaли этo, иcпoльзуя знaчeниe пpoжитoчнoгo минимумa. Oфициaльными зaкoнaми в 1970-х oн уcтaнaвливaлcя в paзмepe 50 pублeй – пpимepнo тaкoй жe былa cтипeндия (Нaтaлья Кpacнoкутcкaя «Cpaвнeниe уpoвня жизни в PФ и CCCP»). Чтo кacaeтcя пpoжитoчнoгo минимумa у нac в cтpaнe, тo oн пpиpaвнeн к МPOТ и в 2020 гoду cocтaвляeт 12 130 pублeй. Путeм нecлoжных вычиcлeний пoлучaeм, чтo coвeтcкий pубль пpимepнo paвeн 243 coвpeмeнным. Тeпepь нecлoжнo пepecчитaть, вo cкoлькo oбхoдилиcь coвeтcкиe aвтoмoбили.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий