Довоенная конструкция, актуальный дизайн
Wartburg 311 выпуска 1956 года выглядел вполне современно, но имел двухтактный трехцилиндровый мотор.
Выпускать социалистический Wartburg начали в 1955 году, практически одновременно с нашим Москвичом‑402 и чешской Октавией — в Айзенахе, на бывшем заводе BMW, где до тех пор собирали
EMW 340 — развитие предвоенной модели, близкой по классу к нашей Победе. Эту линию решили не продолжать, хотя несколько прототипов построили.
А Wartburg 311 выглядел вполне современно и привлекательно, однако наследовал довоенную конструкцию. Кузов стоял на раме, подвески — независимые, передняя — на поперечной рессоре. Переднеприводный автомобиль оснащали всё тем же двухтактным 3‑цилиндровым двигателем рабочим объемом 0,9 л, мощность которого подняли до 37 л.с. при 4000 об/мин.
Зато Wartburg 311, в отличие от нашего
Москвича, делали со множеством кузовов. Помимо базового четырехдверного седана выпускали трехдверный универсал, пятидверный универсал Camping с панорамными задними окнами, купе, кабриолет, а с 1957‑го даже и родстер Wartburg 313 с форсированным до 50 л.с. двигателем с двумя карбюраторами или одним двухкамерным.
Wartburg 313 стал вторым, помимо
чешской Фелиции, пижонским социалистическим автомобилем. Часть кузовов для Вартбургов делали специализированные мастерские, известные еще с довоенных времен.
Среди множества кузовов Вартбургов был и оригинальный универсал Camping с панорамными задними окнами, заходящими на крышу.
Wartburg периодически модернизировали. В 1962 году изменили отделку, объем двигателя за счет увеличения диаметра цилиндров с 70 до 73,5 мм вырос до 1 л, а мощность — до 45 л.с. при 4200 об/мин. Последнюю версию — Wartburg 312 — выпускали с 1965 года на модернизированном шасси с пружинными подвесками и, по-прежнему, в нескольких модификациях. В том числе и родстер со съемной жесткой крышей — модель 312/300 НТ (НТ — Hardtop).
Кстати, примерно в то же время на МЗМА создали аналогичный Москвич‑408 Турист — родстер, для которого тоже предусмотрели съемный жесткий верх. Но обе такие машины так и остались опытными образцами.
Wartburg 312/300 НТ — последний серийный родстер стран социализма делали до 1967 года.
Выпуск семейства Wartburg 312 свернули в 1967 году, когда его сменил Wartburg 353 с совершенно иным, вполне современным кузовом, а с 1969 года на него даже начали ставить передние дисковые тормоза. Но общую концепцию сохранили: кузов был приварен к раме, трехцилиндровый мотор тоже, по сути, остался прежним и развивал 50, затем — 55 л.с. Резко сократили и число модификаций. Помимо седана теперь делали только универсал и в очень небольших количествах полицейско-военный кабриолет с упрощенным кузовом Wartburg 353 Tramp, а позднее выпускали пикап Trans.
Wartburg 1000 в 1965‑м модернизировали: подвески стали пружинными, а передние тормоза — дисковыми. Такое шасси и перекочевало на Wartburg 353 1966 года.
Технические данные: Wartburg 353
Лимузин Wartburg 353 | Вартбург 353 Турист | |
---|---|---|
двигатель | Трехцилиндровый – двухтактный – бензиновый двигатель , установлен продольно, передний привод. | |
Смещение | 992 см 3 | |
Диаметр цилиндра × ход | 73,5 мм × 78 мм | |
Максимальная мощность | 45 л.с. (33 кВт) при 4250 мин -1 с 1969 г .: 50 л.с. (37 кВт) при 4250 мин -1 | |
Макс. Крутящий момент | 9,3 кПм (91 Нм) при 3000 мин -1 с 1969 г .: 10 кПм (98 Нм ) при 3000 мин -1 | |
сжатие | 7,6: 1, с 1969: 7,5: 1 | |
охлаждение | Водяное охлаждение с радиатором за двигателем, с 1985 г .: радиатор перед двигателем | |
Передача инфекции: | Четырехступенчатая коробка передач с блокировкой свободного хода на всех передачах; с 1967 года частично | |
смазка | Смесительная смазка в соотношении 1:33, с 1973: 1:50 | |
Карбюратор | BVF 36 F1-11 с 1969 г .: BVF 40 F1-11 с 1982 г .: регистрационный карбюратор Jikov 32 SEDR | |
Электрика | Прерыватель зажигания с тремя катушками зажигания ; Бортовая электрика 12 вольт, генератор от 1975 года | |
шасси | ; Независимая подвеска колес с винтовой подвеской ; Диски 13 дюймов; барабанные тормоза с 1975 г .: передние дисковые тормоза. | |
Колесная база: | 2450 мм | |
Габариты Д × Ш × В | 4220 мм × 1642 мм × 1495 мм | 4380 мм × 1642 мм × 1495 мм |
Передняя / задняя колея | 1260/1300 мм, с 1975: 1280/1300 мм | |
Пустой вес | 910 кг | 970 кг |
Поворотный круг | 10,2 м | |
Максимально допустимый общий вес | 1300 кг | 1410 кг |
Сундук | 525 л | |
Емкость бака | 44 л | |
Максимальная скорость | 125 км / ч, с 1969: 130 км / ч | |
Разгон 0-100 км / ч | 27 с, с 1969 г .: 21 с | |
Расход топлива | 10,2 л / 100 км |
Технические сведения
Регулятор тормозных сил
Универсалы / кемпинги, а затем и Tourist / Trans имели усиленную заднюю подвеску по сравнению с седанами. Усилитель давления в зависимости от нагрузки (LAD) для задних тормозов был представлен в 1975 году на модернизированном шасси 353W. В зависимости от конструкции (лимузин, турист, транс) они имели разную характеристику. Однако с точки зрения дизайна они были аналогичны седану и поэтому частично взаимозаменяемы.
Типы ПМЖВ
- Лимузин: 17 кп ≡ 16.7 кг, маркировка цвета: синий
- Турист: 31 кг ≡ 30,4 кг, цветовая маркировка: желтый
- Транс: 15 кг 14,7 кг, цветовая маркировка: зеленый
- Трехцилиндровый двухтактный двигатель мощностью 110 л.с. при 5500 об / мин и крутящим моментом 142 Нм при 4200 об / мин, рабочий объем 1147 см³, три карбюратора для гоночных мотоциклов с плоским потоком BVF, три модифицированных воздушных фильтра Trabant, выхлопная система с оптимизированными характеристиками в зависимости от по трассе, максимальная скорость 172 км / ч, Смесь 1:40 из доработанного бака на 62 л.
- Пятиступенчатая коробка передач с блокировкой свободного хода
- усиленная рама из закрытого коробчатого профиля, согласованные винтовые пружины с газовыми амортизаторами, дисковые тормоза с внутренней вентиляцией спереди, барабанные тормоза сзади, литые магниевые диски 6J13 с шинами 185/60 R13
- Длина 4220 мм, ширина 1642 мм, высота 1465 мм, масса пустого 815 кг
- Облегченные части кузова, передние и задние крылья GFP, бамперы GFP, ковшеобразные сиденья GFP
- Каркас безопасности, съемные дополнительные фонари, тахометр, спортивные ремни безопасности
Наследие Третьего рейха
Германская Демократическая Республика, в которую в 1949 году превратилась советская зона оккупации, унаследовала богатое автомобильное наследство.
Помимо завода BMW в Айзенахе в этой зоне оказались все предприятия крупнейшего в 1930‑х немецкого концерна Auto Union. В Цвиккау вскоре после войны под маркой IFA (Industrieverband Fahrzeugbau — Промышленная ассоциация автомобилестроения) наладили выпуск
довоенных DKW F8 с двухцилиндровыми двухтактными двигателями. Параллельно с 1950 года собирали IFA F9 с трехцилиндровыми двухтактным моторами объемом 0,9 л и мощностью 28 л. с.
На базе этой модели и спроектировали новое семейство среднего класса — Wartburg 311.
Модели и производственные площадки
Серийные модели
- Лимузин, четырехдверный. Новая цена на базовое оборудование в 1967 году: 16 950 марок / 5 500 немецких марок.
- Универсал, четырехдверный («Турист»). Новая цена на базовое оборудование в 1967 г .: 17 700 марок.
- Пикап двухдверный («Транс»)
Опытные образцы и спецтехника
- Вартбург 355
- Вартбург с газотурбинным приводом
- Wartburg Rallye Trans (кол-во экспонатов: 3 (2 × оригинал / 1 × реплика), см. Ссылку)
- Wartburg 353 Rallye Duo, прототип с двумя двигателями (количество: 1, см. Ссылку)
- Wartburg 353 WR, раллийная машина по регламенту группы B
- Wartburg 353 W460, раллийный автомобиль
- РГВ-Авто 610 М
- Wartburg 360 (аналог Audi 80 / Audi 100)
- Wartburg 400 (Kübelwartburg для NVA )
- Wartburg 760 («пузатый поросенок»)
- Специальные модели
- Автомобиль экстренной помощи MED ДРК ГДР в сфере скорой медицинской помощи (SMH), неотложной медицинской помощи (DMH) и службы экстренной помощи на дому (DHD) в общей сложности около 100 автомобилей, четыре из которых находятся на вооружении в Национальной народной армии (NVA)
- Мелкус RS 1000
Производственные площадки
Помимо основной площадки AWE в Айзенахе, в производство Wartburg 353 участвовали еще четыре компании:
- VEB Karosseriewerke Halle (KWH, ранее Ludwig Kathe & Sohn ) – Туристический
- VEB Karosseriewerk Dresden / Radeberg (KWD, ранее Glasses ) – Туристическая организация
- VEB Automobilwerke Ludwigsfelde – Транс
- VEB Waggonbau Gotha – шасси для Wartburg 353 W и 1.3
Рамы поставлялись на отдельные заводы без номера шасси и собирались там для конкретного автомобиля.
Для производства Tourist в Галле и Дрездене были поставлены детали (механика, рама и детали кузова, похожие на детали седана), а затем автомобили были окончательно собраны с кузовом универсал, изготовленным на месте. Затем автомобили были возвращены поездом в Айзенах (до 1990 года) и там подверглись окончательной проверке.
экспорт
Несмотря на острую нехватку новых автомобилей в ГДР, Wartburg 353 широко экспортировался. Например, в 1975 году из 54 050 произведенных автомобилей Wartburg 34 250 были отправлены на экспорт, только 8 941 были условно доступны для Остмарка с длительным временем ожидания, еще 7300 находились в обращении для Вестмарка ( Genex ) в ГДР (без ожидания), а также 556 были доступны. инвестиционным спонсорам и 3 003 государственным органам (служебный автомобиль). В общей сложности 676 837 из 1225 429 построенных Wartburg 353 были экспортированы.
Основными экспортными покупателями были Венгрия , Польша , Чехословакия , Югославия и Болгария . Первоначально Wartburg 353 по- прежнему пользовался большим спросом в Новом Южном Уэльсе , при этом значительные объемы продаж были достигнуты в Великобритании , Бельгии , Финляндии и Греции . Как версия с правым рулем, автомобиль продавался в Великобритании под названием Wartburg Knight (на немецком языке: « Wartburg Knight»), пока позже его не разрешили ввозить из-за устаревших двух. -тактный двигатель
С 1979 года W 353 также не продавался в других странах Нового Южного Уэльса из-за новых правил ЕЭК ; 1500 таких машин тогда еще лежали там на свалке, и доход в иностранной валюте , который был получен до сих пор, что было важно для ГДР , иссяк. В Федеративной Республике двухтактные двигатели из ГДР плохо продавались, не в последнюю очередь по идеологическим причинам, несмотря на очень низкие цены: в 1967 году только 151 Трабант и 334 Вартбурга нашли покупателя, из-за чего ГДР прекратила поставки на Запад
Немецкие дилеры в 1969 году. В отличие от этого, например, в Великобритании было продано более 20 000 Wartburg 353. В странах Бенилюкса многочисленные Вартбурги использовались в качестве такси и преодолели расстояние более 250 000 км.
«Новый» Вартбург
Восточногерманские, как и
чешские модели, в 1960 годы были более-менее современны, но в 1970‑е уже устарели. А ведь они переехали и в 1980‑е! Причем, если завод Skoda в 1987 году все-таки сделал прорыв, выпустив переднеприводный Favorit, то в ГДР рывка так и не случилось.
В Айзенахе начиная с конца 1960‑хсделали целую линейку прототипов нового Вартбурга, но всё кончилось лишь небольшой модернизацией модели 353 в 1986 году, а затем — последней версией уже 20‑летнего автомобиля — Wartburg 1.3. Чуть изменив отделку, в 1988 году на машину поставили 1,3‑литровый двигатель Volkswagen мощностью 58 л.с. Кстати, довольно большую партию, около 10 000 таких машин, продали-таки в СССР, и они стали одними из первых доступных советским людям иномарок.
По дизайну Wartburg 353 во второй половине шестидесятых был вполне на европейском уровне
Универсал Wartburg 353/1 Tourist
Такой Wartburg в 1992 году побывал на коротком тесте в редакции
«За рулем» и произвел двойственное впечатление: явно устаревший интерьер и несовременная эргономика соседствовали с хорошим двигателем и четкой работой остальных агрегатов и узлов.
Выпуск модели Wartburg 1.3 завершили в 1991 году, почти через четверть века после старта производства и в последний год жизни Советского Союза.
Индивидуальные доказательства
- ↑ Автомобильные технологии оценивают новый Wartburg 1000 In: Автомобильные технологии . 9/1966, стр. 322–325; 348
- А как насчет качества спидометра? В кн . : Автомобильные технологии . 11/1966, с. 434.
- Электрические детали нового Вартбурга. В кн . : Автомобильные технологии . 8/1966, с. 316.
- Новый Wartburg 1000 как специальная версия с правым рулем. В кн . : Автомобильные технологии . 5/1967, с. 131.
- Питер Кирхберг: Пластмасса, листовой металл и плановая экономика . Николай-Верлаг, Берлин 2005, ISBN 3-89479-259-0 .
- ↑ Вернер Освальд: Автомобили ГДР. Motorbuch Verlag, Штутгарт, 2-е издание 2000 г., ISBN 3-613-01913-2 .
- Питер Кирхберг: Пластмасса, листовой металл и плановая экономика , Николай Верлаг, Берлин 2000. ISBN 3-87584-027-5 .
- ↑
- «Документальные автомобили DDR – Trabi, Wartburg и Ostrennwagen», ZDF 2016, просмотрено 18 июля 2020 г. на https://www.youtube.com/watch?v=ej3TZWGOIA4
Отчеты об испытаниях
KFT оценили автомобиль в 1966 году как «реальный» пятиместный, с пространством , который конкурировал среднечастотные транспортные средства . Критики вызвала несколько длинноногая внешность и довольно большая снаряженная масса. Хотя крутящий момент двухтактного двигателя был таким же, как у Fiat 124 и больше, чем у Opel Kadett B или VW 1300 , способность ускоряться нуждалась в улучшении. Не в последнюю очередь потому, что новый основной глушитель позволял применять максимальный крутящий момент только при 3000 об / мин вместо прежних 2200 об / мин. Расчетный средний расход 10,2 л / 100 км был раскритикован как явно завышенный. С другой стороны, были отмечены улучшенная плавность хода и пониженный уровень шума в салоне, которые вместе с удобными сиденьями и большим ходом подвески делают автомобиль очень комфортным. У Wartburg по-прежнему не было дисковых тормозов, но тормозной эффект оказался хорошим
В целом, было осторожно оценено, что из всех автомобилей, доступных в ГДР, новый Wartburg, скорее всего, был достоин звания «мирового класса»
Подтяжка лица
Шасси Wartburg 312/353 до 1975 года, потолочная установка в музее автомобильного мира Айзенаха
С 1967 года для стран-экспортеров с левосторонним движением производилась версия с правым рулем, которая технически отличалась главным образом – позже он был частично доступен и для внутреннего рынка. В 1968 году состоялась презентация кузовных работ, созданных в Галле и Дрездене комбинированным вариантом Wartburg Tourist . Задняя дверь и задние крылья были сделаны из пластика, армированного стекловолокном . Изначально Tourist выпускался с закрытой задней стойкой, в 1970 году в ней была введена принудительная вентиляция с выходом воздуха.
Начиная с шасси № 04/10 474, 6 мая 1969 года введен новый двигатель типа 353-1 мощностью 36,8 кВт. С 3 марта 1975 года, начиная с номера шасси 10.06 948, автомобиль производился как Wartburg 353 W ( W = дальнейшее развитие) с передними дисковыми тормозами и многими изменениями в деталях. Кузов остался без изменений. Начиная с номера шасси 17.20 932, автомобили, выпускаемые с 14 июня 1982 года, имели регистровый карбюратор Jikov 32 SEDR с подогревом впускной смеси (переоборудование старых моделей не рекомендуется), новые задние тормозные барабаны и фары H4 .
Начиная со 2 января 1984 года, Wartburg 353 S ( S = специальный запрос) производился начиная с номера шасси 19.00 401 вместо предыдущей версии «люкс» . Особый дизайн – 353 WR, буква W на этикетке в отличие от раллийного автомобиля – характеризовалась черной матовой дверной оконной рамой из ПВХ, панелью фурнитуры с отделкой из искусственной кожи под дерево, кожухами багажника, противотуманными фарами ( противотуманные фары и -schlusslicht ) Zweiklangfanfare , рычаг переключения передач / колонка, обогрев заднего стекла и прошивка – Cordbezugsstoff . Кроме того, ранее хромированные детали кузова всех моделей были покрыты черной пластиковой пудрой.
Начиная с номера шасси 20.24 100, радиатор, установленный за двигателем во всех предшественниках (включая DKW F 9 ), был перенесен на переднюю часть автомобилей, произведенных с 30 июня 1985 года . Поэтому кузов получил новую переднюю центральную часть без отдельной «решетки» с измененными фарами. (Даже преемники DKW F 9, построенные в Западной Германии, которые могут быть описаны как сестринские модели Wartburg, такие как DKW F 12 , F 102 и Auto Union 1000, всегда оставляли радиатор позади двигателя.)
Производство лимузина завершилось выпуском новой модели Wartburg 1.3 осенью 1988 года. Версия универсал Tourist была заменена несколькими месяцами позже, так что в 1989 году все еще было произведено 1191 автомобиль с двухтактными двигателями. В период с 1966 по 1989 год было произведено 1 225 190 Wartburg 353, из которых 868 860 353 W.