Миллионник из ГДР: история Wartburg 353

Довоенная конструкция, актуальный дизайн

Wartburg 311 выпуска 1956 года выглядел вполне современно, но имел двухтактный трехцилиндровый мотор.

Выпускать социалистический Wartburg начали в 1955 году, практически одновременно с нашим Москвичом‑402 и чешской Октавией — в Айзенахе, на бывшем заводе BMW, где до тех пор собирали
EMW 340 — развитие предвоенной модели, близкой по классу к нашей Победе. Эту линию решили не продолжать, хотя несколько прототипов построили.

А Wartburg 311 выглядел вполне современно и привлекательно, однако наследовал довоенную конструкцию. Кузов стоял на раме, подвески — независимые, передняя — на поперечной рессоре. Переднеприводный автомобиль оснащали всё тем же двухтактным 3‑цилиндровым двигателем рабочим объемом 0,9 л, мощность которого подняли до 37 л.с. при 4000 об/мин.

Зато Wartburg 311, в отличие от нашего
Москвича, делали со множеством кузовов. Помимо базового четырехдверного седана выпускали трехдверный универсал, пятидверный универсал Camping с панорамными задними окнами, купе, кабриолет, а с 1957‑го даже и родстер Wartburg 313 с форсированным до 50 л.с. двигателем с двумя карбюраторами или одним двухкамерным.

Wartburg 313 стал вторым, помимо
чешской Фелиции, пижонским социалистическим автомобилем. Часть кузовов для Вартбургов делали специализированные мастерские, известные еще с довоенных времен.

Среди множества ­кузовов Вартбургов был и оригинальный универсал Camping с панорамными задними окнами, заходящими на крышу.

Wartburg периодически модернизировали. В 1962 году изменили отделку, объем двигателя за счет увеличения диаметра цилиндров с 70 до 73,5 мм вырос до 1 л, а мощность — до 45 л.с. при 4200 об/мин. Последнюю версию — Wartburg 312 — выпускали с 1965 года на модернизированном шасси с пружинными подвесками и, по-прежнему, в нескольких модификациях. В том числе и родстер со съемной жесткой крышей — модель 312/300 НТ (НТ — Hardtop).

Кстати, примерно в то же время на МЗМА создали аналогичный Москвич‑408 Турист — родстер, для которого тоже предусмотрели съемный жесткий верх. Но обе такие машины так и остались опытными образцами.

Wartburg 312/300 НТ — последний серийный родстер стран социализма делали до 1967 года.

Выпуск семейства Wartburg 312 свернули в 1967 году, когда его сменил Wartburg 353 с совершенно иным, вполне современным кузовом, а с 1969 года на него даже начали ставить передние дисковые тормоза. Но общую концепцию сохранили: кузов был приварен к раме, трехцилиндровый мотор тоже, по сути, остался прежним и развивал 50, затем — 55 л.с. Резко сократили и число модификаций. Помимо седана теперь делали только универсал и в очень небольших количествах полицейско-военный кабриолет с упрощенным кузовом Wartburg 353 Tramp, а позднее выпускали пикап Trans.

Wartburg 1000 в 1965‑м модернизировали: подвески стали пружинными, а передние тормоза — дисковыми. Такое шасси и перекочевало на Wartburg 353 1966 года.

Технические данные: Wartburg 353

Лимузин Wartburg 353Вартбург 353 Турист
двигатель Трехцилиндровый – двухтактный – бензиновый двигатель , установлен продольно, передний привод.
Смещение992 см 3
Диаметр цилиндра × ход73,5 мм × 78 мм
Максимальная мощность45 л.с. (33 кВт) при 4250 мин -1 с 1969 г .: 50 л.с. (37 кВт) при 4250 мин -1
Макс. Крутящий момент9,3 кПм (91 Нм) при 3000 мин -1 с 1969 г .: 10 кПм (98 Нм ) при 3000 мин -1
сжатие7,6: 1, с 1969: 7,5: 1
охлаждение Водяное охлаждение с радиатором за двигателем, с 1985 г .: радиатор перед двигателем
Передача инфекции:Четырехступенчатая коробка передач с блокировкой свободного хода на всех передачах; с 1967 года частично
смазкаСмесительная смазка в соотношении 1:33, с 1973: 1:50
Карбюратор BVF 36 F1-11 с 1969 г .: BVF 40 F1-11 с 1982 г .: регистрационный карбюратор Jikov 32 SEDR
Электрика Прерыватель зажигания с тремя катушками зажигания ; Бортовая электрика 12 вольт, генератор от 1975 года
шасси ; Независимая подвеска колес с винтовой подвеской ; Диски 13 дюймов; барабанные тормоза с 1975 г .: передние дисковые тормоза.
Колесная база:2450 мм
Габариты Д × Ш × В4220 мм × 1642 мм × 1495 мм4380 мм × 1642 мм × 1495 мм
Передняя / задняя колея1260/1300 мм, с 1975: 1280/1300 мм
Пустой вес910 кг970 кг
Поворотный круг10,2 м
Максимально допустимый общий вес1300 кг1410 кг
Сундук525 л
Емкость бака44 л
Максимальная скорость125 км / ч, с 1969: 130 км / ч
Разгон 0-100 км / ч27 с, с 1969 г .: 21 с
Расход топлива10,2 л / 100 км

Технические сведения

Регулятор тормозных сил

Универсалы / кемпинги, а затем и Tourist / Trans имели усиленную заднюю подвеску по сравнению с седанами. Усилитель давления в зависимости от нагрузки (LAD) для задних тормозов был представлен в 1975 году на модернизированном шасси 353W. В зависимости от конструкции (лимузин, турист, транс) они имели разную характеристику. Однако с точки зрения дизайна они были аналогичны седану и поэтому частично взаимозаменяемы.

Типы ПМЖВ

  • Лимузин: 17 кп ≡ 16.7 кг, маркировка цвета: синий
  • Турист: 31 кг ≡ 30,4 кг, цветовая маркировка: желтый
  • Транс: 15 кг 14,7 кг, цветовая маркировка: зеленый
  • Трехцилиндровый двухтактный двигатель мощностью 110 л.с. при 5500 об / мин и крутящим моментом 142 Нм при 4200 об / мин, рабочий объем 1147 см³, три карбюратора для гоночных мотоциклов с плоским потоком BVF, три модифицированных воздушных фильтра Trabant, выхлопная система с оптимизированными характеристиками в зависимости от по трассе, максимальная скорость 172 км / ч, Смесь 1:40 из доработанного бака на 62 л.
  • Пятиступенчатая коробка передач с блокировкой свободного хода
  • усиленная рама из закрытого коробчатого профиля, согласованные винтовые пружины с газовыми амортизаторами, дисковые тормоза с внутренней вентиляцией спереди, барабанные тормоза сзади, литые магниевые диски 6J13 с шинами 185/60 R13
  • Длина 4220 мм, ширина 1642 мм, высота 1465 мм, масса пустого 815 кг
  • Облегченные части кузова, передние и задние крылья GFP, бамперы GFP, ковшеобразные сиденья GFP
  • Каркас безопасности, съемные дополнительные фонари, тахометр, спортивные ремни безопасности

Наследие Третьего рейха

Германская Демократическая Республика, в которую в 1949 году превратилась советская зона оккупации, унаследовала богатое автомобильное наследство.

Помимо завода BMW в Айзенахе в этой зоне оказались все предприятия крупнейшего в 1930‑х немецкого концерна Auto Union. В Цвиккау вскоре после войны под маркой IFA (Industrieverband Fahrzeugbau — Промышленная ассоциация автомобилестроения) наладили выпуск
довоенных DKW F8 с двухцилиндровыми двухтактными двигателями. Параллельно с 1950 года собирали IFA F9 с трехцилиндровыми двухтактным моторами объемом 0,9 л и мощностью 28 л. с.

На базе этой модели и спроектировали новое семейство ­среднего класса — Wartburg 311.

Модели и производственные площадки

Серийные модели

  • Лимузин, четырехдверный. Новая цена на базовое оборудование в 1967 году: 16 950  марок / 5 500  немецких марок.
  • Универсал, четырехдверный («Турист»). Новая цена на базовое оборудование в 1967 г .: 17 700 марок.
  • Пикап двухдверный («Транс»)

Опытные образцы и спецтехника

    • Вартбург 355
    • Вартбург с газотурбинным приводом
    • Wartburg Rallye Trans (кол-во экспонатов: 3 (2 × оригинал / 1 × реплика), см. Ссылку)
    • Wartburg 353 Rallye Duo, прототип с двумя двигателями (количество: 1, см. Ссылку)
    • Wartburg 353 WR, раллийная машина по регламенту группы B
    • Wartburg 353 W460, раллийный автомобиль
    • РГВ-Авто 610 М
    • Wartburg 360 (аналог Audi 80 / Audi 100)
    • Wartburg 400 (Kübelwartburg для NVA )
    • Wartburg 760 («пузатый поросенок»)
  • Специальные модели
    • Автомобиль экстренной помощи MED ДРК ГДР в сфере скорой медицинской помощи (SMH), неотложной медицинской помощи (DMH) и службы экстренной помощи на дому (DHD) в общей сложности около 100 автомобилей, четыре из которых находятся на вооружении в Национальной народной армии (NVA)
    • Мелкус RS 1000

Производственные площадки

Помимо основной площадки AWE в Айзенахе, в производство Wartburg 353 участвовали еще четыре компании:

  • VEB Karosseriewerke Halle (KWH, ранее Ludwig Kathe & Sohn ) – Туристический
  • VEB Karosseriewerk Dresden / Radeberg (KWD, ранее Glasses ) – Туристическая организация
  • VEB Automobilwerke Ludwigsfelde – Транс
  • VEB Waggonbau Gotha – шасси для Wartburg 353 W и 1.3

Рамы поставлялись на отдельные заводы без номера шасси и собирались там для конкретного автомобиля.

Для производства Tourist в Галле и Дрездене были поставлены детали (механика, рама и детали кузова, похожие на детали седана), а затем автомобили были окончательно собраны с кузовом универсал, изготовленным на месте. Затем автомобили были возвращены поездом в Айзенах (до 1990 года) и там подверглись окончательной проверке.

экспорт

Несмотря на острую нехватку новых автомобилей в ГДР, Wartburg 353 широко экспортировался. Например, в 1975 году из 54 050 произведенных автомобилей Wartburg 34 250 были отправлены на экспорт, только 8 941 были условно доступны для Остмарка с длительным временем ожидания, еще 7300 находились в обращении для Вестмарка ( Genex ) в ГДР (без ожидания), а также 556 были доступны. инвестиционным спонсорам и 3 003 государственным органам (служебный автомобиль). В общей сложности 676 837 из 1225 429 построенных Wartburg 353 были экспортированы.

Основными экспортными покупателями были Венгрия , Польша , Чехословакия , Югославия и Болгария . Первоначально Wartburg 353 по- прежнему пользовался большим спросом в Новом Южном Уэльсе , при этом значительные объемы продаж были достигнуты в Великобритании , Бельгии , Финляндии и Греции . Как версия с правым рулем, автомобиль продавался в Великобритании под названием Wartburg Knight (на немецком языке: « Wartburg Knight»), пока позже его не разрешили ввозить из-за устаревших двух. -тактный двигатель

С 1979 года W 353 также не продавался в других странах Нового Южного Уэльса из-за новых правил ЕЭК ; 1500 таких машин тогда еще лежали там на свалке, и доход в иностранной валюте , который был получен до сих пор, что было важно для ГДР , иссяк. В Федеративной Республике двухтактные двигатели из ГДР плохо продавались, не в последнюю очередь по идеологическим причинам, несмотря на очень низкие цены: в 1967 году только 151 Трабант и 334 Вартбурга нашли покупателя, из-за чего ГДР прекратила поставки на Запад

Немецкие дилеры в 1969 году. В отличие от этого, например, в Великобритании было продано более 20 000 Wartburg 353. В странах Бенилюкса многочисленные Вартбурги использовались в качестве такси и преодолели расстояние более 250 000 км.

«Новый» Вартбург

Восточногерманские, как и
чешские модели, в 1960 годы были более-менее современны, но в 1970‑е уже устарели. А ведь они переехали и в 1980‑е! Причем, если завод Skoda в 1987 году все-таки сделал прорыв, выпустив переднеприводный Favorit, то в ГДР рывка так и не случилось.

В Айзенахе начиная с конца 1960‑хсделали целую линейку прототипов нового Вартбурга, но всё кончилось лишь небольшой модернизацией модели 353 в 1986 году, а затем — последней версией уже 20‑летнего автомобиля — Wartburg 1.3. Чуть изменив отделку, в 1988 году на машину поставили 1,3‑литровый двигатель Volkswagen мощностью 58 л.с. Кстати, довольно большую партию, около 10 000 таких машин, продали-таки в СССР, и они стали одними из первых доступных советским людям иномарок.

По дизайну Wartburg 353 во второй половине шестидесятых был вполне на европейском уровне

Универсал Wartburg 353/1 Tourist

Такой Wartburg в 1992 году побывал на коротком тесте в редакции
«За рулем» и произвел двойственное впечатление: явно устаревший интерьер и несовременная эргономика соседствовали с хорошим двигателем и четкой работой остальных агрегатов и узлов.

Выпуск модели Wartburg 1.3 завершили в 1991 году, почти через четверть века после старта производства и в последний год жизни Советского Союза.

Индивидуальные доказательства

  1. Автомобильные технологии оценивают новый Wartburg 1000 In: Автомобильные технологии . 9/1966, стр. 322–325; 348
  2. А как насчет качества спидометра? В кн . : Автомобильные технологии . 11/1966, с. 434.
  3. Электрические детали нового Вартбурга. В кн . : Автомобильные технологии . 8/1966, с. 316.
  4. Новый Wartburg 1000 как специальная версия с правым рулем. В кн . : Автомобильные технологии . 5/1967, с. 131.
  5. Питер Кирхберг: Пластмасса, листовой металл и плановая экономика . Николай-Верлаг, Берлин 2005, ISBN 3-89479-259-0 .
  6. ↑ Вернер Освальд: Автомобили ГДР. Motorbuch Verlag, Штутгарт, 2-е издание 2000 г., ISBN 3-613-01913-2 .
  7. Питер Кирхберг: Пластмасса, листовой металл и плановая экономика , Николай Верлаг, Берлин 2000. ISBN 3-87584-027-5 .
  8. «Документальные автомобили DDR – Trabi, Wartburg и Ostrennwagen», ZDF 2016, просмотрено 18 июля 2020 г. на https://www.youtube.com/watch?v=ej3TZWGOIA4

Отчеты об испытаниях

KFT оценили автомобиль в 1966 году как «реальный» пятиместный, с пространством , который конкурировал среднечастотные транспортные средства . Критики вызвала несколько длинноногая внешность и довольно большая снаряженная масса. Хотя крутящий момент двухтактного двигателя был таким же, как у Fiat 124 и больше, чем у Opel Kadett B или VW 1300 , способность ускоряться нуждалась в улучшении. Не в последнюю очередь потому, что новый основной глушитель позволял применять максимальный крутящий момент только при 3000 об / мин вместо прежних 2200 об / мин. Расчетный средний расход 10,2 л / 100 км был раскритикован как явно завышенный. С другой стороны, были отмечены улучшенная плавность хода и пониженный уровень шума в салоне, которые вместе с удобными сиденьями и большим ходом подвески делают автомобиль очень комфортным. У Wartburg по-прежнему не было дисковых тормозов, но тормозной эффект оказался хорошим

В целом, было осторожно оценено, что из всех автомобилей, доступных в ГДР, новый Wartburg, скорее всего, был достоин звания «мирового класса»

Подтяжка лица

Шасси Wartburg 312/353 до 1975 года, потолочная установка в музее автомобильного мира Айзенаха

С 1967 года для стран-экспортеров с левосторонним движением производилась версия с правым рулем, которая технически отличалась главным образом – позже он был частично доступен и для внутреннего рынка. В 1968 году состоялась презентация кузовных работ, созданных в Галле и Дрездене комбинированным вариантом Wartburg Tourist . Задняя дверь и задние крылья были сделаны из пластика, армированного стекловолокном . Изначально Tourist выпускался с закрытой задней стойкой, в 1970 году в ней была введена принудительная вентиляция с выходом воздуха.

Начиная с шасси № 04/10 474, 6 мая 1969 года введен новый двигатель типа 353-1 мощностью 36,8 кВт. С 3 марта 1975 года, начиная с номера шасси 10.06 948, автомобиль производился как Wartburg 353 W ( W = дальнейшее развитие) с передними дисковыми тормозами и многими изменениями в деталях. Кузов остался без изменений. Начиная с номера шасси 17.20 932, автомобили, выпускаемые с 14 июня 1982 года, имели регистровый карбюратор Jikov 32 SEDR с подогревом впускной смеси (переоборудование старых моделей не рекомендуется), новые задние тормозные барабаны и фары H4 .

Начиная со 2 января 1984 года, Wartburg 353 S ( S = специальный запрос) производился начиная с номера шасси 19.00 401 вместо предыдущей версии «люкс» . Особый дизайн – 353 WR, буква W на этикетке в отличие от раллийного автомобиля – характеризовалась черной матовой дверной оконной рамой из ПВХ, панелью фурнитуры с отделкой из искусственной кожи под дерево, кожухами багажника, противотуманными фарами ( противотуманные фары и -schlusslicht ) Zweiklangfanfare , рычаг переключения передач / колонка, обогрев заднего стекла и прошивка – Cordbezugsstoff . Кроме того, ранее хромированные детали кузова всех моделей были покрыты черной пластиковой пудрой.

Начиная с номера шасси 20.24 100, радиатор, установленный за двигателем во всех предшественниках (включая DKW F 9 ), был перенесен на переднюю часть автомобилей, произведенных с 30 июня 1985 года . Поэтому кузов получил новую переднюю центральную часть без отдельной «решетки» с измененными фарами. (Даже преемники DKW F 9, построенные в Западной Германии, которые могут быть описаны как сестринские модели Wartburg, такие как DKW F 12 , F 102 и Auto Union 1000, всегда оставляли радиатор позади двигателя.)

Производство лимузина завершилось выпуском новой модели Wartburg 1.3 осенью 1988 года. Версия универсал Tourist была заменена несколькими месяцами позже, так что в 1989 году все еще было произведено 1191 автомобиль с двухтактными двигателями. В период с 1966 по 1989 год было произведено 1 225 190 Wartburg 353, из которых 868 860 353 W.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий