История возникновения
В прессе «Белая стрела» неоднократно фигурировала в связи с уголовным делом 1998 года. Тогда несколько сотрудников правоохранительных органов из Смоленской области попали под обвинение из-за показаний криминального авторитета Тиграна Петросяна. Он всерьез опасался за свою жизнь – многие из его сообщников были убиты неизвестными, и расправа над ними была скорой и жестокой. Петросян подозревал смоленских милиционеров, которых общественное мнение быстро связало с мифической «Белой стрелой». Спустя два года уголовное дело было закрыто, а показания криминального авторитета признали ложными. Тем не менее Тигран Петросян продолжал жить в страхе и, как оказалось впоследствии, не зря. Он сменил имя и место жительства, но не смог избежать возмездия – в том же году его нашли убитым. Было это делом рук «Белой стрелы» или нет, неизвестно.
История тайных мстителей, зародившаяся в 90-х, была далеко не первой. Сама идея о том, что где-то существует отряд хорошо обученных и вооруженных людей, готовых бороться с преступностью довольно грязными способами, жила несколько веков. Еще в конце XIX столетия государственный деятель Сергей Витте показал императору Александру III проект создания организации под названием «Святая дружина». По замыслу Витте, ее члены должны были устранять террористов-революционеров, используя их собственные методы. Считается, что на этом же основывалась и идея «Белой стрелы». Преступников били их же оружием, игнорируя законы. Слухи подогревались фактами из советской эпохи: в годы руководства Юрия Андропова в КГБ появились подразделения «В» и «С», уничтожавшие преступников силовыми методами. Для этого они обучались в антитеррористическом управлении КГБ. Поговаривали, что именно эти люди в 90-х продолжили вести свою деятельность уже в «Белой стреле», применяя полученные навыки против разгулявшегося криминала.
Низы
Каждая преступная группировка имела строгую иерархию, от которой зависело перераспределение доходов. В низу преступной цепочки обычно находилась молодежная банда. Ее «пешки» – это старшеклассники 15–16 лет («мальцы»), собиравшие дань со своих сверстников или младших школьников. Это были или поборы за «крышу», или элементарный грабеж. Ежемесячные «взносы» от каждого школьника в пересчете на современные деньги составляли от 200 до 500 рублей. Себе «мальцы» почти ничего не оставляли, основную сумму они передавали вверх по иерархической цепочке.
Следующим звеном ОПГ были «пацаны», чей возраст колебался от 16 до 25 лет. Это была ударная сила банд, выполнявшая поручения «старших», начиная от «крышевания» школьников и охранных функций, заканчивая торговлей легкой наркотой и уличными побоищами за территорию. Нередко им доверяли участвовать в рэкете и убийствах. Исходя из слов бывшего участника Бауманской группировки (Москва), один «пацан» ежемесячно приносил ОПГ в районе 4-5 тысяч рублей в перерасчете на нынешние деньги. У каждой даже небольшой группировки таких поставщиков было от сотни до тысячи.
Выше «пацанов» находились «бригадиры», контролирующие и координирующие деятельность молодежных банд. Их возраст, как правило, составлял от 22 до 30 лет. Именно они решали кого «крышевать», где грабить и сколько тот или другой член банды будет платить в «общак». В подчинении у «бригадиров» находилось от 50 до 400 «пацанов». Главари молодежных банд аккумулировали все поступающие средства, себе они оставляли не более 7%, остальное передавали наверх.
Опасные перегоны
Путь из Германии в Россию пролегает через Польшу и Украину. Дороги этих двух стран в 90-е стали ареной многочисленных нападений на перегонщиков иномарок. Польша прошла этап дикого капитализма раньше, чем СССР, и ОПГ там появились тоже раньше. Потому местные бандиты расценивали трафик подержанных иномарок в Россию как способ заработка. Увидев на трассе автомобиль с немецкими номерами, поляки вынуждали его водителя остановиться на 0б0чине. Ну а дальше следовал классический «развод» про оплату проезда по чужой территории. Если денег не было, из машины могли забрать понравившуюся вещь, благо салоны и багажники ломились от товаров. Тех же, кто начинал возмущаться и грозить полицией, избивали, а автомобиль могли отобрать или поджечь.
Впрочем, довольно быстро разовых перегонщиков вытеснили профессиональные. И первыми, кто начал заниматься этим бизнесом на постоянной основе, стали вчерашние офицеры Западной группы войск, оказавшиеся не у дел. Также к этому бизнесу подключились советские немцы, имевшие родных в Германии. Не говоря уже о предприимчивых парнях из приграничных регионов — вроде Калининградской области. Последние находились под надежной «крышей» местных ОПГ, у которых, в свою очередь, были налажены контакты и с продавцами, и с бандами в Украине, Польше и Белоруссии.
Среднестатистический перегонщик иномарок в 90-е годы — это физически здоровый мужчина в возрасте от 25 до 50 лет, умеющий хорошо водить автомобиль и неплохо разбирающийся в его устройстве
Последнее качество было важно потому, что в 90-е на продаже иномарок в Германии стали специализироваться турки. Они ремонтировали хлам с автопомоек и пытались всучить его неопытным покупателям
Если где-то под Витебском такая «бочка» развалится на части, турка это не волновало. Потому профессионалы перегона старались брать машины не у них, а у чистеньких пенсионеров, которым платить за TUV было накладнее, чем купить новое авто. Пылившийся в гараже у немецкого дедушки «БМВ» по смешной цене был для перегонщиков, как выигрыш в лотерею.
Часто перегонщики ездили на несколько машинах и связь поддерживали с помощью радиостанций
Но еще до того, как перегонщик покупал автомобиль в Германии, его поджидала куча опасностей. Как правило, машины в бывший СССР гоняли под определенный заказ бизнесменов или бандитов. Причем эти категории могли совпадать в одном лице. Получив от заказчика деньги, водитель (один или в паре с помощником) ехал в Европу. Вот только об этом могли знать не только он и заказчик, но и другие люди. В 90-е убивали даже за пачку сигарет, а сумма в тысячу долларов казалась астрономической. Потому перегонщик мог
стать жертвой нападения еще в родном городе. И если его грабили, то заказчик, почти всегда имевший связи в криминальном мире, требовал не только свои деньги обратно, но и компенсацию морального вреда, который он получил, тщетно ожидая машину. В случае невыполнения требований его «ставили на счетчик» со всеми вытекающими последствиями.
Благополучно добравшись в Германию и купив там хорошее авто‚ перегонщику еще нужно было доехать до родного города. Про Польшу, чьи дороги были хоть и не безопасны, но вполне преодолимы, написано выше. Белоруссия в этом отношении тоже была более-менее спокойной. А вот Украина кишела «лихими людьми». Еще на въезде на территорию Самостийной автомобиль с немецкими номерами оказывался под прицелом коротко стриженных парней. На таможенном пункте водителю сообщали, что его проезд по территории Львовской или Волынской области не бесплатен. Мзда в виде десяти, пятидесяти или даже ста марок обменивалась на листок бумаги с информацией: «Хлопці, це Мазда в ажуре».
Его следовало предъявить другим парням, которые могли подловить перегонщика на АЗС и попросить «за проезд». Вот только действие «билета» ограничивалось влиянием этой банды и редко распространялось на другую область.
Как все начиналось
В 1995 году моего мужа сократили из рядов вооружённых сил России.
Долгое время службы в Литве благотворно сказалось на перспективе дальнейшей судьбы молодого офицера. Друзья, оставшиеся там, пригласили работать его по контракту в одну авиационную фирму в качестве консультанта.
Так относились к нашей армии в Литве.
Покупка автомобиля
Пробыв год в этом качестве, муж должен был покинуть Литву из-за окончания срока рабочей визы, чтобы продлить её. Но компания сочла нерентабельным продолжать контракт, который обходится фирме в “копеечку”.
В то время автомобильный рынок был наводнён бывшими в употреблении отечественными машинами, от которых избавлялись в Европе, а предприниматели стран Балтии скупали их и продавали россиянам по дешёвке.
Так выглядел автомобильный рынок в 90-е годы.
Первая сделка
Прибыв домой, мужа осенила мысль продать автомобиль порядком дороже и поехать в Литву обратно за другим.
Муж через друзей получал приглашение, делал визу и ехал за автомобилем в Прибалтику. Благодаря связям в Литве, он подключил к этому делу человека, который заранее помогал подобрать нужный автомобиль, поэтому не приходилось тратить время на поиски нужного товара.
Верхи
Основу верхней части ОПГ составляли так называемые «бойцы». Они уже не перечисляли деньги в «общак», а находились на содержании у криминальных «авторитетов». В перерасчете на современные цены в месяц они зарабатывали от 70 до 200 тысяч рублей. Дополнительный доход «бойцы» имели с награбленного имущества: машины, элитная мебель, импортная техника, драгоценности.
Сердцевиной преступных группировок являлась группа из 30-50 человек, которых можно назвать «менеджерами». Именно он занимались планированием всех операций и руководством «бойцов». Нередко «менеджеров» можно было встретить в совете директоров «крышуемых» фирм. По современным меркам их доход составлял 600-800 тысяч рублей в месяц.
Главари банд – «авторитеты» старались держаться в тени. В одной ОПГ их число не превышало 5-7 человек. Как правило, они принимали коллегиальные решения, касавшиеся жизненно важных вопросов деятельности группировки. В карманы «авторитетов» ежемесячно могло попадать до нескольких миллионов долларов, но и платили они за это дорогую цену, так как являлись главной мишенью для конкурирующих банд.
Тайное братство или выдумка властей?
Миф о «Белой стреле» не развенчан по сей день. Существует несколько версий по поводу того, что происходило в реальности. Первая точка зрения — честные борцы с организованной преступностью из российских спецслужб поняли, что открытая борьба с криминалом не дает ощутимых результатов. В тюрьмах оказывались второстепенные преступники, выполнявшие чьи-то поручения. Настоящие лидеры преступного мира разгуливали на свободе. Чтобы остановить беспредел, «Белая стрела» объявила им тайную войну и начала чинить самосуд. И хотя в МВД и ФСБ неоднократно отрицали эту возможность, люди еще больше увлекались идеей о «Белой стреле» — доверия официальным властям в таких делах не было.
BMW 525i
БМВ 525i – символ безумных 90-х
Почему россияне так любят BMW? Во-первых, эти автомобили обладают потрясающими характеристиками, безупречным дизайном и очень хорошей управляемостью. Во вторых, в 90-е годы такую машину могли иметь только бандиты (BMW 5 E34 в основном использовался «личным составом» среднего уровня, у боссов же была в почете 7-я серия – о ней чуть позже), а это само по себе создавало интригу.
Несмотря на популярность ВАЗовских продуктов, российские граждане, уставшие от отечественного автопрома, охотно переключались на иномарки. Когда ими наполнились авторынки новоявленных стран СНГ, БМВ 525i стал символом «безумных 90-х». Резвая немецкая машина была идеальным вариантом, когда приходилось убегать от милиции, все еще использовавшей медленные советские авто. Всенародная любовь к стильным и проворным БМВ нашла отражение и в анекдотах, и в песнях, и в русских «гангстерских» фильмах (вспомните нашумевшие «Жмурки»).
Эти автомобили заставляли простой народ жаться к обочине, и если вы были владельцем такой машины, вас уважали как успешного человека. После 90-х, когда уровень жизни немного поднялся, обычные граждане охотно покупали десятилетние БМВ и старше, чтобы почувствовать себя «чуточку бандитами» – людьми с деньгами, свободой действий и ореолом власти.
В настоящее время BMW 90-х остаются популярными среди молодежи в возрасте 20-30 лет, желающих окунуться в атмосферу тех опасных времен. На постсоветских территориях до сих пор помнят забавные высказывания вроде: «Как расшифровывается БМВ? Бандиты Могут Всё!».
«Брат 2»
Открытые источники
Год: 2000Режиссёр: Алексей БалабановДлительность: 123 минутыЖанр: криминал, боевик, драма
1999 год. Данилу и его друзей, с которыми он прошёл чеченскую войну, приглашают поучаствовать в программе на телевидении, после чего одного из них убивают. Данила знал: у погибшего друга были проблемы из-за брата-хоккеиста, живущего в Америке. Данила вместе со старшим братом Виктором отправляется в США, чтобы во всём разобраться.
Кинокартина быстро разлетелась на цитаты, которые многие до сих пор употребляют в своей речи. Это знаменитые: «В чём сила, брат?», «Одним словом — румын», «Мальчик, водочки нам принеси».
Поклонники главного героя даже нарисовали арт в Санкт-Петербурге с портретом Сергея Бодрова-младшего, исполнившего роль Данилы, и фразой «В чём сила, брат?». Музыка в фильме создаёт отдельную атмосферу — поклонники русского рока снова не останутся равнодушными. «Брат 2» — хороший наследник первой части.
Второй этап бизнеса
Родственники помогли нам рассчитаться с долгами, но как вернуть деньги близким людям, муж не знал. Ездить в Прибалтику он уже опасался.
Почему бы не из Москвы
Он навёл на мысль, что можно продолжать пригонять автомобили на продажу под заказ, но уже из Москвы. Это гораздо ближе и безопаснее. Муж так и сделал, желающих приобрести недорогой автомобиль не уменьшалось.
Он продолжал давать объявления и искал клиентов. Да и среди знакомых распространилась информация о его деятельности. Так начался второй этап бизнеса. С родственниками мы потихоньку рассчитались, но денег на нужды семьи оставалось мало.
При покупке машины надо осмотреть всё.
Ремонт автомобилей
К тому времени супруг стал разбираться в автомобилях и самостоятельно мог произвести ремонт техники. Надо было только выбрать хороший автомобиль по ходовым данным, чтобы он был не битый и с маленьким пробегом. Задача непростая, но осуществимая.
За год нам удалось набрать денег на Мерседес-230. Он был настолько в хорошем состоянии, что после приведения в презентабельный вид, супруг продал его за внушительную сумму.
Черный вторник
На другой день после продажи мерседеса случился “чёрный вторник”. Мы ложились спать богатыми, окрылёнными надеждой на лучшую жизнь, а проснулись опять нищими и неуверенными в завтрашнем дне.
Сделать приличную покупку мы уже не могли. Деньги превратились в пыль. Жалкие остатки былого богатства с большим трудом удалось вложить в приобретение убогого гаража, от которого до сих пор не можем избавиться.
Оформление документов на машины
После “чёрного вторника” с идеей автомобильного бизнеса муж совсем расстался. Но наш старый знакомый не унимался и подкинул новую мысль заработка.
Занимаясь продажей автомобилей, часто приходилось оформлять их. Так постепенно появились знакомые в ГАИ.
Так супруг и сделал — наштамповал бланки и стал оформлять договоры купли-продажи гражданам, которые обращались за помощью и консультацией. Доход от такого вида услуг был небольшой и вскоре муж потерял к нему интерес. Он тогда не знал, что этот вид бизнеса выйдет на официальный уровень и приобретёт более солидные перспективы.
Главные атрибуты автовладельца.
Статьи дохода
Криминальные группировки 90-х зачастую имели несколько главных статей дохода. Первая – это «общак»: средства, которые приносили младшие члены банды. В месяц «набегало» порядка 200 – 800 тысяч долларов. «Общак» преимущественно складывался благодаря средствам, полученным в результате выручки от мелкого вымогательства, кражи или угона автомобиля.
Вторая статья пополнения криминального бюджета – это, как правило, плановые мероприятия ОПГ: рэкет малого и среднего бизнеса, участие в приватизации и акционировании заводов, заказные убийства и ограбления банков. Все это приносило банде от 2 до 5 миллионов долларов в месяц.
Третий источник поступления средств – проституция, торговля наркотиками, оружием и азартные игры. Ежемесячно эта статья дохода давала от 3 до 9 миллионов долларов. Нужно заметить, что сутенерство было не в чести у преступных сообществ. «Позорным» делом занимались или мелкие ОПГ, или те, кто оказался на мели.
Последняя и самая жирная статья дохода – это участие верхушки ОПГ в легальном бизнесе в качестве инвесторов или акционеров, в том числе и создание собственного дела. Чаще всего это рынки, магазины, автосалоны и казино. Размер дохода здесь зависел от масштаба предприятия и мог достигать нескольких десятков миллионов долларов в месяц.
Отморозки на дорогах
Но больше всего перегонщики опасались не профессиональных бандитов, а других людей. Их называли по-разному — отморозки, беспредельщики, шакалы. Они не просили платы за проезд, а хотели сразу все: машину, деньги и жизнь. Небольшой городок Сарна расположен прямо посередине трассы «Варшава-Киев». В середине 90-х в местном лесу, неподалеку от дороги, было найдено свежее массовое захоронение. Эксгумация показала наличие в могиле пятнадцати трупов, среди которых были и девушки. Все — с огнестрельными или колото-резаными ранениями. Местная милиция, проверив базы розыска, не нашла совпадений погибших с украинскими гражданами. Все они оказались жителями России или Казахстана, имевшими несчастье встретить на дороге отморозков.
Отморозки на дорогах убивали не только перегонщиков, но и водителей дальнобойщиков
Их арестовали позднее, и то благодаря шакальей жадности. Упыри, переодевшись в форму ГАИ, тормозили бедолаг в безлюдных местах и убивали ради машины и денег. Вследствие протяженности маршрута родные жертв не могли и предполагать, где они пропали.
К слову, от таких «инспекторов» перегонщики не были застрахованы и в России. Особенно в приграничных областях — Ростовской, Воронежской, Смоленской и так далее. Но ввиду того, что здесь трафик распылялся по огромной территории, это было не так выражено, как на Украине. Конечно, сами перегонщики предпринимали меры для самосохранения. Многие не останавливались на трассах даже на требование «гаишников», другие ездили за машиной в составе группы, третьи покупали в Германии средства защиты — газовые баллончики, шокер или даже пистолет. При «суровом замесе» пользы от них мало, но иногда в сочетании с резкостью они могли помочь выпутаться из критической ситуации.
Все это несколько снижало риск гибели, но бизнес под названием «перегон иномарок» все 90-е годы оставался одним из самых опасных.
Автомобильный бизнес
В следующую поездку они поехали вдвоём с приятелем, им заплатили аванс и уже была возможность выбора. В Литву ехали на поезде, а обратно уже на машине. Время в пути — сутки.
Несколько поездок прошли удачно и удалось неплохо заработать. Заказы поступали периодически. Муж уже начал строить планы на будущее, более уверенно смотрел на перспективы бизнеса. Но последняя поездка оказалась роковой.
Каждый автовладелец, продавая свою машину, расхваливает ее как только может.
Роковая поездка
Купив неплохие автомобили, муж с напарником довольные возвращались домой. Где-то на полпути, стало смеркаться, у друга случилась авария.
В момент, когда собирались далее продолжать путь, откуда не возьмись, появились две машины. Из машин вышла внушительная компания, все как один атлетического телосложения, и направилась к ним. Представляться они не спешили, а сразу в грубой форме потребовали отдать машины взамен на жизнь.
Спасло то, что муж узнал в одном бандите сослуживца. Тот вступился, поручившись за них. Потерпевшим пришлось пообещать, что не предадут огласке случившееся. Бандиты отобрали у друзей последние деньги, что оставались на дорогу, газовый пистолет и оставили бедолаг в ночи одних.
Всё может закончиться и так.
В Москве они у друзей заняли деньги. В милицию обращаться не стали и не только потому, что дали слово, а потому что не верили правоохранительным органам, к тому времени они были в связке с бандитами.
Убийство по найму
Отдельной статьей дохода можно назвать заказные убийства, или, как именует их подполковник уголовного розыска МВД России Игорь Шутов, убийства, совершенные по найму. Чаще всего, по словам, сотрудника МВД, убивали из-за машин, квартир и денег на счету. Однако громкие заказные убийства, как правило, своей целью ставили запугивание или месть.
Расценки за убийство по найму был самые разные. Так, киллер казанской группировки «Жилка» Алексей Снежинский рассказывал, как к нему обратились «некие серьезные люди», и предложили за 10 тысяч долларов организовать убийство условного «Саши-бандита». Сам Снежинский выступал в качестве организатора убийства, взяв себе 8 тысяч долларов, исполнителю заплатив 2 тысячи. По словам киллера, за более серьезное дело можно было запросить до 50 тысяч долларов.
В Москве, по заявлениям бывших членов ОПГ, за убийство были самые высокие расценки – в среднем 25 тысяч долларов. Заказать известную «медийную» фигуру стоило гораздо дороже. Так следствие установило, что только аванс за убийство журналистки Анны Политковской (правда, оно было совершено после эпохи 90-х) обошелся заказчику в 150 тысяч долларов.
Бизнес — всегда риск
Бизнесом супруг занимался с 1996–1998 годы, тогда у людей было больше перспектив добиться результатов. Чиновники ещё не успели протянуть к бизнесу свои бюрократические щупальца, но в то же время существовала серьёзная угроза физической расправы со стороны бандитских элементов. По иронии судьбы, это тоже своего рода бизнес.
В этой структуре не каждый приживётся. Успех будут иметь люди хваткие, со стержнем, с неординарным мышлением, не брезгующие любыми средствами для достижения цели.
Ведь бизнес — всегда риск, а рисковать не каждый способен. И самое главное — рисковать надо разумно.
Автомобильный рынок 90-х
Однажды напарник по каким-то причинам не смог принять участие в выборе товара. Пришлось мужу самому идти на автомобильный рынок в поисках машины.
В тот самый раз муж столкнулся с двумя сомнительными личностями, которые пытались содрать мзду за вход на рынок и пригрозили, что встретят на дороге, когда он отказался платить. Находившийся в кармане для этого случая газовый пистолет вряд ли помог при серьёзной разборке, если бы они затеяли.
Неудачное приобретение
На рынке присутствовало много аферистов, желающих лёгкой наживы. В этот раз, избежав столкновения с бандитами, он и попался на удочку одного из аферистов, поспешно выбирая машину, чтобы скорее уехать с опасного места.
Лишь в дороге проявились первые признаки дефекта автомобиля. Она глохла и отказывалась повиноваться. Успокаивало лишь то, что он не подвергся обещанной угрозе нападения, видно блефовали бандиты.
Покупая машину на авторынке, очень трудно выбрать действительно качественную модель.
Пригнав машину домой, рассмотрел покупку во всей её красе. Жигули оказалась вся ржавая, прогнившая и битая.
Случайно познакомившись с опытным специалистом в этом вопросе, муж продал ему рухлядь за ту цену, за которую приобрёл, а тому удалось привести в порядок горе-товар и срубить куш.
Не время сдаваться
Муж надеялся на прибыль, чтобы в следующую поездку оправдать свои расходы на дорогу и визу, а оказался в минусах. Да и товар хотелось купить более качественный, чтобы быстрее его реализовать и иметь возможность приобрести новый, а не тратить время на косметический ремонт машины. Более качественный товар стоил дороже.
Муж предложил знакомому вместе заняться автомобильным бизнесом и пригонять машины под заказ из Прибалтики. Тот согласился, а заказчики нашлись быстро — ведь параллельно давались объявления о предоставлении таких услуг.
Кто во что горазд
Бандитизм в России расцвел еще в перестроечное время, однако, советские ОПГ были заметно скованы в своих действиях, занимаясь большей частью «крышеванием» подпольных предпринимателей, грабежом прохожих или кражами социального имущества. В тоже время именно эти группировки стали почвой, взрастившей безжалостных и циничных преступников девяностых. Кто-то из них ляжет в землю, а кто-то выбьется в авторитеты, занимая кресло чиновника, или являясь акционером крупной компании.
Но все же большинство участников ОПГ кормили себя и свои семьи более традиционными способами: «крышеванием», отмыванием денег, мошенничеством, рэкетом, грабежами, сутенерством, заказными убийствами. Ведь и с такого рода бизнеса можно было получать немалые доходы.
Так, «волговская» преступная группировка, одна из крупнейших в стране, созданная уроженцами Тольятти, занималась перепродажей краденых деталей с местного автозавода «ВАЗ». Со временем под контролем ОПГ оказались половина отгрузки автомобилей предприятия и десятки дилерских компаний, с чего «волговские» имели доход свыше 400 млн. долларов в год.
Не менее масштабной была криминальная деятельность «солнцевской» ОПГ. Ей принадлежал авторынок «Солнцево», треть развлекательных заведений округа, а также услуги такси во Внуково, Шереметьево-2 и на Киевском вокзале. Одним из источников получения прибыли «солнцевских» был и рынок Горбушка, который они делили с «измайловскими». С одного продавца бандиты получали от 300 до 1000 долларов в месяц.
Mercedes-Benz W140 S-класса
Шестисотый «Мерин»
S-Class пользовался популярностью у гангстеров со всего мира, от русской мафии до японских якудза. Он обеспечивал грозное и властное присутствие, вроде мрачного жнеца, так что конкурирующие группировки знали, чего ожидать. В ходу была поговорка, которую помнят многие, кто пережил 90-е: «БМВ для тех, кто торопится; Мерседес для тех, кто успел».
О таком лимузине мечтали практически все постсоветские бандиты, но лишь новоиспеченная социальная элита и важные криминальные боссы могли позволить себе солидный, роскошный и дорогой «шестисотый» Мерс.
Майбах
Ослепительный снаружи и комфортный внутри, респектабельный крейсер с завидными характеристиками буквально кричал о высоком статусе своего владельца
Это помогало поддерживать авторитет, но разрушало все стратегии безопасности: престижные «немцы», особенно флагманские модели S600/SL600, выделялись и привлекали внимание везде, где бы ни появлялись. Всем было ясно, что внутри важная персона
Стоит ли удивляться, что их частенько поджигали, обстреливали и взрывали, пока «лихие 90-е» не стали историей, а «новые русские» не пересели на новые Мерседесы – W240 дочерней фирмы Maybach.
ВАЗ-2109
«Девятка»
Единственный русский представитель в списке, ВАЗ-2109, был автомобилем достаточно быстрым и неприхотливым. В смутные времена перестройки и сразу после нее многие постсоветские граждане считали эту машину самым роскошным отечественным продуктом. Ею восхищались, о ней мечтали.
9-й ВАЗ на бандитской «разборке»
Неудивительно, что, прекрасно сочетаясь со спортивными костюмами и обладая необходимой практичностью для перевозки бит (а также стрелкового оружия, трупов, денег, контрабандных товаров и т.д.), пятидверная «девятка» быстро стала рабочей лошадкой бандитов 90-х годов. На ее долю пришлась большая «криминальная популярность», чем у «младшей сестры», трехдверной «восьмерки» ВАЗ-2108. К тому же автомобиль был относительно недорогим, очень модным и даже упоминался в эстрадной музыке того времени.
Благодаря всему вышеперечисленному, а также простой и надежной конструкции, динамичному обтекаемому дизайну (намного привлекательнее рубленых форм «восьмерки») и доступности запчастей модель быстро завоевала признание и распространилась по всем регионам бывшего СССР. У нее был еще один плюс – доморощенные мастера тюнинга легко адаптировали стандартные «девятки» к индивидуальным запросам владельцев.