Миямото Мусаси — Великий мастер деревянного меча
Его настоящее имя звучало как Симмэн Такэдзо, Миямото Бэнносукэ, Симмэн Мусаси-но-Ками Фудзивара-но-Гэнсин. Но в историю он вошел как Миямото Мусаси, великий фехтовальщик и стратег, «Святой меча», создавший одну из самых известных книг Японии. Он же — растрепанный, импульсивный и непредсказуемый гений, который брезговал принимать ванные, но зато был не дурак выпить, а в юности зарубил на дуэлях 60 человек.
Своего первого противника он убил в 13 лет, яростно забив взрослого самурая палкой. К 16 годам, когда он победил своего второго противника, Миямото Мусаси уже сам был научен основам искусства фехтования. Его рост был огромным по меркам Японии тех лет — 192 сантиметра, но даже он не шел в сравнение с невероятной вспыльчивостью юнца и его любовью к дракам. Будучи подростком, Миямото Мусаси отправился в великое путешествие и, выбрав путь ронина, скитался с перерывами вплоть до пятидесяти лет.
Странник предсказывает Миямото Мусаси будущее
Бродяжничая по стране, он бросал вызовы бойцам всех возможных школ и стилей и выиграл все до единой дуэли. 60 побед создали ему славу непобедимого воина. Часто, убив или посрамив учителя кэндзюцу, Миямото Мусаси занимал его место и жил так до тех пор, пока неуемная натура не толкала его на новые приключения.
Миямото Мусаси основал школу Хехо Нитэн Ити-рю, или просто «Нитэн-рю». Его стиль отличало использование двух мечей сразу: в одной руке он держал длинный меч, катану, а в другой — короткий, вакидзаси. Он не был изобретателем такой манеры вести битву, но все же подобный стиль казался оригинальным даже по меркам японских воинов тех лет. А они могли драться чем угодно: от косы с привязанным камнем на цепи до тех же нунчак и экзотических китайских мечей.
Еще более оригинальным был обычай Мусаси сражаться на дуэлях не боевыми мечами, а их деревянными макетами — боккэнами. Миямото доказал, что эти тренировочные орудия могут выступать наравне с «настоящими» и разбил ими не меньше голов, чем отрубил стальной катаной.
К 30 годам Миямото Мусаси уже приобрел славу непобедимого, и стремиться ему было просто некуда. Он оставил войны и дуэли и принялся отдавать все свое время тренировкам. К 50 Миямото несколько остудил свой пыл и начал постигать другие науки — каллиграфию, резьбу по дереву, живопись и так далее.
Рисунок кита, сделанный Миямото Мусаси
Мастер понял, что его «Путь меча» — всего лишь проявление одного общего Пути, а из умения убивать людей направо и налево можно извлечь нечто большее, чем просто руководство по владению мечом. Так появилась «Книга пяти колец». В ней Миямото Мусаси рассуждает о том, что существуют универсальные правила стратегии, которые подходят и для дуэлянта, и для мудрого генерала и для простого человека, который задумал вытесать табурет или продать рис.
Воспитание и кодекс самураев
Воспитывая будущих самураев, им пытались привить безразличие к смерти, физической боли и страху, культ почтительности к старшим и верности своему господину. Наставник и семья в первую очередь делали упор на становлении характера юноши, вставшего на этот путь, вырабатывали в нём храбрость, выносливость и терпение. Характер развивали чтением историй о подвигах героев, прославивших себя самураев прошлого, просмотром соответствующих театральных постановок.
Порой отец приказывал будущему воину для того, чтобы он стал смелее, отправиться в одиночку на кладбище или в другое «нехорошее» место. Практиковалось посещение подростками публичных казней, также их отправляли на осмотр тел и голов мёртвых преступников. Причём юноша, будущий самурай, обязан был оставить специальный знак, который доказывал бы, что он не отлынивал, а реально был здесь. Нередко будущих самураев заставляли выполнять тяжёлые работы, проводить бессонные ночи, ходить зимой босиком и т. д.
Тренировка будущего самурая (кадр из фильма «Последний самурай» 2003 года)
Доподлинно известно, что самураи были не только бесстрашными, но и весьма образованными людьми. В кодексе Бусидо, о котором уже упоминалось выше, говорилось, что воин должен совершенствовать себя любыми способами. И поэтому самураи не чурались занятий поэзией, живописью и икебаной, занимались математикой, каллиграфией, проводили чайные церемонии.
Огромное влияние на самурайское сословие оказал ещё и дзен-буддизм. Он пришёл из Китая и распространился по Японии в конце XII века. Самураям дзен-буддизм как религиозное течение показался очень привлекательным, так как он способствовал выработке самообладания, воли и хладнокровия. В любой ситуации без лишних мыслей и сомнений самурай должен был идти прямо на врага, не смотря назад или в сторону, чтобы его уничтожить.
Многие самураи активно использовали буддистские практики медитации
Ещё один интересный факт: согласно «Бусидо» приказы своего господина самурай был обязан выполнять беспрекословно. И даже если тот прикажет покончить с собой либо пойти отрядом из десяти человек против тысячной армии, это должно было быть выполнено. Кстати, феодалы порой отдавали приказ самураю идти на верную гибель, на битву с превосходящим по численности противником, просто чтобы избавиться от него. Но не надо думать, что самураи никогда не переходили от господина к господину. Такое случалось нередко в ходе стычек между мелкими феодалами.
Хуже всего для самурая было потерять честь и покрыть себя позором в битве. О подобных людях говорили, что они не достойны даже смерти. Такой воин скитался по стране и пытался зарабатывать уже как обыкновенный наёмник. Их услугами в Японии пользовались, но относились к ним с пренебрежением.
Одной из самых шокирующих вещей, связанных с самураями — это ритуал харакири или сэппуку. Самурай должен был покончить с собой, если оказался не способен следовать «Бусидо» или был пленён врагами. И ритуал сэппуку рассматривался как почётный способ смерти. Интересно, что составными частями этого ритуала были торжественное купание, трапеза с самой любимой едой, написание последнего стихотворения — танку. И рядом с самураем, выполняющим ритуал, всегда присутствовал верный товарищ, который в определённый момент должен был отрубить ему голову, дабы прекратить мучения.
О новом альбоме Miyavi «Imaginary», об актерской карьере и не только.
Японский музыкант, актер, филантроп и отец троих детей, Miyavi – это тот человек, на кого нельзя не обратить внимание. Такамаса Исихара родился в Осаке в 1981 году, в 17 лет отправившись в Токио, где началась его профессиональная карьера музыканта и певца
Miyavi работал в разных жанрах – visual kei, хард-рок, поп-рок, электроника, дэнс-рок, электроник. Но наиболее широко исполнитель известен своей запоминающейся работой в поп-электророке и собственным уникальным стилем игры на гитаре.
Он начал выступать с каверами и собственными песнями в ныне не существующей группе «Due le Quartz», а затем стал сольным исполнителем. Группа играла в стиле visual kei – музыканты в агрессивном, почти театральном гриме использовали экстравагантные костюмы. Исихара взял себе сценический псевдоним Miyavi – с японского он переводится как «изящный, стильный». В дальнейшем он увлекся модельным бизнесом, актерским мастерством и благотворительностью, где преуспел не меньше.
По сути, у талантливого певца всегда что-то происходит в жизни. Хотя пандемия определенно создала некоторые препятствия для широкой концертной деятельности, это не помешало ему творить.
В 2020 году Miyavi выпустил свой 12-й студийный альбом «Holy Nights» прямо перед тем, как covid-19 заставил его надолго остаться в Японии. Не имея возможности поехать в США, исполнитель начал сотрудничество с Amazon Music, чтобы создать «MIYAVI Virtual Level 5.0: Synthesis» – виртуальный перформанс, созданный с помощью Unreal Engine – трехмерного игрового движка в реальном времени, разработанного Epic Games и используемого Fortnite.
Цель музыканта состояла в том, чтобы исследовать и переосмыслить способы передачи живой музыки в цифровом виде. Сейчас Miyavi больше не укрывается в Японии из-за пандемии – он вернулся в Америку со своим последним альбомом, и впереди у него много интересных вещей.
A*Pop, фирменный бренд BuzzFeed AAPI в Инстаграм, пообщался с музыкантом , чтобы узнать о его предстоящей деятельности. Беспрецедентные ковидные времена нисколько не замедлили темп энергичного музыканта. В настоящее время Miyavi – очень занятой артист, у которого как раз осенью выходит новый альбом, и ему предстоит тур по Северной Америке.
Помимо разговоров о его грядущем альбоме и туре, у журналистов BuzzFeed AAPI также была возможность спросить музыканта о том, что ему больше всего нравится в жизни, в том числе самый запоминающийся момент с поклонниками, и какая его любимая еда.
Итак, вот несколько малоизвестных фактов о Miyavi, которые полностью превратят вас в его фаната, потому что, если серьезно, он просто великолепен.
Как отец троих детей, Miyavi понимает важность семейных уз и ценит свою прекрасную семью
Как разностороннему артисту, у которого плотный график, ему нелегко находиться вдали от семьи. Когда Мияви попросили рассказать о том, как найти баланс между работой и семьей, он немало времени говорил, как высоко ценит свою жену Мелоди. «Это благодаря Мелоди, – сказал артист. – Это она всегда была с детьми и укладывала их спать, пока я собирался в тур или на репетицию. Поэтому я действительно испытываю глубокое уважение и признательность по отношению к Мелоди и всем матерям в мире».
Продолжая тему своей семьи, рок-звезде было трудно выбрать любимый семейный момент, чтобы поделиться с журналистом в интервью, но он рассказал о том, как его семья недавно выросла до пяти человек с рождением сына Скайлера.
Затем Мияви коснулся проблемы создания большой семьи. «Один или два ребенка – это не сильно отличается. Трое детей – это совершенно другое. Это похоже на большую семью. Теперь мы не можем легко поместиться в такси», – смеется он.
Закат сословия самураев
Начало распада сословия самураев связано с тем, что даймё перестали нуждаться в больших личных отрядах воинов, как это было в период феодальной раздробленности. В результате многие самураи остались не у дел, превратились в ронинов (самураев без господина) или ниндзя — тайных убийц-наёмников.
Иногда самураи превращались в ниндзя
А к середине восемнадцатого века процесс угасания самурайского сословия самураев стал идти ещё быстрее. Развитие мануфактур и усиление позиций буржуазии привели к постепенному вырождению (прежде всего экономическому) самурайства. Всё больше и больше самураев попадало в долги к ростовщикам. Многие из воинов сменили квалификацию и превратились в обыкновенных торговцев и земледельцев. Кроме того, самураи становились участниками и организаторами разнообразных школ воинских искусств, чайной церемонии, гравюры, философии дзэн, изящной словесности — так выражалась обострённая тяга этих людей к традиционной японской культуре.
Фото самураев эпохи Мэйдзи
Те самураи, которые ещё при Токугава фактически владели землёй, после аграрных реформ 1872–1873 гг., юридическим закрепили свои права на неё. Кроме того, бывшими самураями пополнялись ряды чиновников, офицеров армии и флота и т. д.
А в 1876 году в Японии вышел знаменитый «Указ о запрете мечей». В нём прямо запрещалось ношение традиционного холодного оружия, и это в конечном счёте «добило» самураев. Со временем они стали просто частью истории, а их традиции — элементом неповторимого японского колорита.
В этом месяце артисту исполнилось 40 лет, и он считает, что забота о себе – ключ к молодости
Просто взглянув на фотографию Miyavi, вы не поверите, что ему 40 лет. Поэтому неудивительно, что, когда представилась возможность, A*Pop спросил, почему у него такая молодая кожа. «Я пью много хорошей воды, у меня хороший визажист и хорошая ретушь, – засмеялся артист. – Ок, может быть, не слишком много ретуши».
Затем японская рок-звезда рассказал о том, как он относится к качеству ухода за собой и насколько одинаково важны как физический, так и психологический уход. «Речь идет о заботе, любви и качестве продуктов, которые вы принимаете в свое тело. И не только физически – это также ваш разум, например, что вы чувствуете и насколько вы наслаждаетесь своей жизнью. Это то, что я рассказываю моим дочерям», – говорит Мияви.
Внешний вид, оружие и доспехи самурая
Как выглядели средневековые самураи, достоверно известно из множества источников. На протяжении многих столетий их внешний вид почти не менялся. Чаще всего самураи ходили в широких шароварах, напоминающих по крою юбку, с пучком волос на голове, называемым мотодори. Для данной причёски лоб брился наголо, а оставшиеся волосы заплетали в узел и закрепляли на макушке.
На этом фото хорошо видны традиционные причёски самураев
Что касается оружия, то на протяжении долгой истории самураи пользовались разными его видами. Первоначально основным оружием был тонкий короткий меч, называющийся тёкуто. Потом самураи перешли на изогнутые мечи, которые в итоге трансформировались в известные сегодня во всём мире катаны. В кодексе «Бусидо» было сказано, что душа самурая заключена в его катане. И не удивительно, что этот меч считался важнейшим атрибутом воина. Как правило, катаны использовались в паре с дайсё, короткой копией основного меча (дайсё, кстати, имели право носить только самураи — то есть это был элемент статуса).
Помимо мечей, использовались самураями и луки, поскольку с развитием военного дела личная храбрость, умение сражаться с врагом в ближнем бою, стали значить гораздо меньше. А когда в XVI веке появился порох, луки уступили место огнестрельному оружию и пушкам. Например, популярны в эпоху Эдо были кремниевые ружья, называемые танэгасима.
Самурай с ружьём
На поле боя самураи облачались в специальные доспехи — в броню. Эта броня была роскошно украшена, выглядела несколько нелепо, но при этом каждая её часть имела свою конкретную функцию. Доспехи была одновременно прочными и гибкими, что позволяло их владельцу свободно двигаться на поле боя. Броня изготавливалась из металлических пластин, связанных между собой кожаными и шёлковыми шнурками. Руки были защищены наплечными щитами прямоугольной формы и бронированными рукавами. Иногда на правую руку такой рукав не надевали, чтобы сражаться было легче.
Неотъемлемым элементом брони был шлем Кабуто. Его чашевидная часть была сделана из металлических пластин, соединённых заклёпками. Интересной особенностью этого шлема является наличие подшлемника (точь-в-точь как у Дарта Вейдера из «Звёздных войн»). Он защищал шею владельца от возможных ударов мечей и стрел. Вместе со шлемами самураи порой надевали и мрачные маски Менгу — для устрашения противника.
Самурай в доспехах
В целом это боевое облачение было очень эффективным, и армия Соединённых Штатов, как говорят специалисты, создавала первые бронежилеты как раз на основе средневековых японских доспехов.
Небольшая картина эпохи Эдо
Все это случилось в 1612 году, в эпоху Эдо. В России как раз в разгаре Смутное время, а в Японии все с точностью до наоборот. Закончилась эпоха междоусобиц Сэнгоку Дзидай и почти беспрерывная гражданская война между князьями, которая длилась полторы сотни лет. Ближайшие два с лишним века страна будет жить в стабильности, изоляции и мире. Всего несколько лет назад к власти пришел клан Токугава, который проведет в стране массу более-менее удачных реформ. Но нам во всей этой истории интересно несколько иное.
Отсутствие войн сделает класс самураев почти не нужным на ближайшие две с половиной сотни лет. Тысячи их откажутся от гордости и превратятся в простых ремесленников, или же станут разбойниками и пиратами. Многие выберут еще более горестный путь и превратятся в бродячих самураев без хозяина, особого места жительства и рода занятий, то есть ронинов. Один из наших героев — как раз из этого класса, а вот его противник — наоборот, из сытых и почитаемых самураев.
Его недавно выпущенный альбом «Imaginary» – это призыв к людям принять меры в отношении таких проблем, как изменение климата, гендерное равенство и кризис с беженцами
Тринадцатый студийный альбом Miyavi «Imaginary» изначально должен был выйти в 2020 году, после альбома «Holy Nights». Из-за пандемии выпуск альбома был отложен до тех пор, пока поп-звезда не сможет снова выступить вживую для своих поклонников.
В интервью BuzzFeed AAPI японский музыкант рассказал о вдохновении, с которым он создавал «Imaginary», и о том, какое сообщение он надеется передать своим слушателям.
Он рассказал A*Pop, что его предыдущий альбом «Holy Nights» был вдохновлен наблюдением за множеством кризисов, влияющих на нашу планету, таких как изменение климата, гендерное равенство и кризис беженцев, которые он наблюдает воочию в своей благотворительной деятельности в качестве посла доброй воли УВКБ ООН (Miyavi – Уполномоченный по делам беженцев). Его альбом «Imaginary» («Воображаемое») является продолжением послания сборника «Holy Nights».
Теперь, когда на нас продолжает влиять еще один мировой кризис, Miyavi размышляет о том, что люди могут сделать в такое время. Музыкант говорит: «Лично я думаю, что мы осознали, что должны остановиться, посмотреть на себя и решить, как мы хотим жить дальше. Или подумать, как сделать этот мир более устойчивым, потому что мы не можем продолжать делать то, что мы делали до сих пор. Вот о чем я пытался думать – об этой драгоценной возможности остановиться, взглянуть на себя и переосмыслить то, что является для нас лучшим. Вот почему у альбома это название – «Воображаемое», это наше оружие для создания светлого будущего».
«Imaginary» сочетает в себе современный поп и рок и включает широкий спектр каверов и совместных треков, таких как «New Gravity»; заглавный трек «Imaginary» с поп-певицей Кимброй, дважды обладательницей «Грэмми»; «Hush Hush» – совместная работа с K-pop Кан Даниэлем; каверы на песни Nirvana «Smells Like Teen Spirit» и POD «Youth of a Nation» с участием рок-певицы Трой Айронс.
Мияви наиболее известен своими уникальными навыками игры на гитаре, и его называют «гитарист-самурай»
Уникальный стиль игры на гитаре – это то, что отличает Miyavi от других гитаристов. При просмотре любого клипа, демонстрирующего навыки японского рокера, вам не нужно быть экспертом, чтобы увидеть, в каком быстром темпе он играет. Многие называют эту манеру игры слэп – шлепки пальцами, при котором Мияви имитирует щипковый национальный инструмент сямисэн. Часто в своих композициях Мияви использует традиционные японские мотивы.
Выделяется одно описание японского рок-музыканта – «самурай», или, что особенно важно, часто используется фраза «гитарист-самурай». Когда Miyavi спрашивают, что он думает по этому поводу, первое, что приходит ему в голову, – это слово «честь»:
Дуэль
Сонный и пахнущий перегаром от саке Миямото Мусаси сел в лодку паромщика и отправился к острову Гэнрюдзима через бурный пролив Каммон. Можно представить, как в этот момент мутило великого героя.
«Но где же твое оружие?», — спросил лодочник, указывая на Миямото — на его поясе не было ничего, кроме короткого вакидзаси. На что фехтовальщик достал этот самый кинжал, взял запасное весло паромщика и начал выстругивать деревянный меч боккэн. Не с одним же вакидзаси идти на великую битву!
К тому моменту, когда Миямото Мусаси доплыл до острова, он уже опоздал на три часа, время подходило к обеду, и Сасаке Кадзиро был в бешенстве. Так с ним вести себя не посмел еще никто в жизни. Наконец-то лодку прибило к берегу и Миямото без всяких церемоний или даже приветствия достал свое обструганное весло и бросился на противника, который поджидал его у кромки воды.
Сасаке, который к этому моменту дошел до опасной стадии гнева, тоже не стал дожидаться врага и метнулся к нему навстречу. Его Монохоши Зао сделал резкий выпад в лучших традициях школы «Маневр ласточки», но это было последнее, что Кадзиро сделал в своей жизни. Миямото Мусаси увернулся в прыжке и опустил свою дубину на голову мастера нодати.
Меч Сасаке выпал из рук и задел Миямото, но тот не обращал на это внимания: он с размаху бил противника в грудь своей «деревянной катаной»: ребра Кадзиро оказались переломаны и его ки уже выходила из тела вместе с воздухом из пробитых легких. Как оказалось, лезвие нодати перерезало пояс Миямото, так что какое-то мгновение, увлекшись битвой, он стоял голым ниже пояса и размахивал своим боккэном.
Современный памятник в честь этой дуэли
Несмотря на победу, Миямото Мусаси неожиданно для собравшихся и, возможно, себя самого, оказался расстроен случившимся. Ошарашенным секундантам он сказал что-то вроде «Такого самурая потеряли!» и побежал обратно в лодку с голой задницей. После этого он навсегда перестал участвовать в смертельных поединках и убивать людей ради славы и денег, а его умение пользоваться деревянными мечами переросло в отдельное искусство.
Сасаки Кадзиро — Великий мастер двуручного меча
Противником Миямото Мусаси стал не менее прославленный на тот момент воин по имени Сасаки Кадзиро. В отличие от своего противника-ронина, этот жил жизнью, которой позавидовали бы многие. Он был тренером по кэндзюцу у князя провинции Бундзен по имени Хосокава Тадаоки и наверняка жил если не в роскоши, то уж точно в почете.
Сасаки Кадзиро был молод, но уже разработал собственный стиль и основал свою школу боевых искусств. В отличие от противника, Кадзиро предпочитал не два меча, а один, но длинный и более тяжелый. Сама по себе любовь к нодати выдает в мастере человека, не сильно уступающего в крепости и силе Миямото Мусаси.
Сам стиль Кадзиро, который назывался «Цубамэ-гаэси», или «Маневр ласточки», подтверждал очевидную силу Сасаки. Суть стиля заключалась в ловком и стремительном фехтовании тяжелым двуручным мечом. Образ дуэлянта, наводившего ужас на всех бойцов Японии, дополнял великолепный меч по имени «Монохоши Зао», созданный мастером Нагамицу. Проиграть такому противнику было бы не стыдно, а выиграть — невероятно почетно.
Вызов
И Миямото Мусаси решил рискнуть. Он передал князю Хосокава Тадаоки, что хочет сразиться с его величайшим мастером фехтования. Правителю идея понравилась — ему явно не терпелось обрести еще больше славы и еще больше вырасти в глазах подданных и даже самого сегуна. Медлить с таким делом не стали и назначили дуэль на восемь утра следующего же дня, то есть на 13 апреля 1612 года.
Остров Ганрюдзима
Для поединка было выбрано идеальное место, как будто предназначенное для воспевания подвига Сасаки Кадзиро. Небольшой остров в бурном проливе между Кюсю и Хонсю, в конце концов, действительно назвали в честь Кадзиро, точнее, в честь его школы боевых искусств. По сей день этот песчаный клочок суши посреди океана носит имя Ганрюдзима.
Сасаки Кадзиро со своими секундантами прибыл заранее и приготовился к битве: все должно было получиться идеально: великий воин побеждает безродного, но крайне опасного выскочку и маргинала. Это ли не подарок богов и источник чести для князя и его тренера? Наверняка какой-нибудь придворный поэт по приказу Хосокава Тадаоки уже писал по этому случаю героическую поэму.
Но Миямото Мусаси не прибыл. Он просто не пришел на дуэль, которая должна была стать величайшей битвой в истории японского рыцарства. «Этот никчемный пес струсил!», — со смесью превосходства и досады решили секунданты. Но на всякий случай они все же проверили дом, в котором заночевал Миямото. Он был там, валялся на кровати, все еще жутко пьяный после бурной попойки. Ронина разбудили, кое-как заставили встать, после чего он попил воды прямо из тазика для умывания и, щурясь от апрельского солнца, побрел в сторону переправы.
Его любимая часть гастролей – это возможность во время концерта общаться с фанатами и делиться вибрационной энергией, присутствующей в атмосфере
Первоначально запланированный на 2020 год тур по Северной Америке был отложен, но нынешней осенью Miyavi отправляется в США. Это его первый тур за два года, и когда музыканта спросили, что его больше всего волнует, он сразу подумал о своих поклонниках.
«Люблю моих прекрасных фанатов, и мне всегда весело общаться с моими фанатами в США, – заявил он. – Я чувствую, что отношения с фанатами связаны с вибрациями, атмосферой и сценическим исполнением. Это как жить в тот момент, когда мы чувствуем себя наполненными энергией. Я верю, что мы не просто играем музыку, мы разделяем вибрации вместе. Это то, что заставляет твое сердце трепетать». Его тур по Северной Америке начнется 30 сентября и охватит 19 городов Канады и США. Больше информации о его туре и билетах можно найти на веб-сайте артиста.
То, что певец находился в вынужденной изоляции, не значит, что он не оставался на связи со своими поклонниками в течение последних двух лет. «Во время covid мне пришлось отменить и отложить тур, поэтому я начал стримить из своей комнаты, – отметил Мияви. – Я даже начал использовать дрон, заключил партнерство с компанией Facebook Oculus в области виртуальной реальности и дал концерт на Twitch с Amazon Music. Думаю, я сделал все, что мог, в 2020 году».
Miyavi – новое лицо модного дома Gucci в Японии, но его собственный стиль в одежде довольно демократичен
Хотя Miyavi – нынешнее лицо роскошного модного бренда Gucci в Японии, его предметы первой необходимости всегда функциональны. Он сказал A*Pop, что его модные предметы первой необходимости – это майка и фундоси, традиционная набедренная повязка, которая больше всего ассоциируется с борцами сумо, но теперь модернизирована как новый стиль нижнего белья. Майка – потому что он «парень в майке» и это часть его образа. Что касается фундоси, то Мияви заявил, что носит его не только потому, что ценит компрессию и комфорт, но и считает, что в будущем фундоси станет «одним из самых модных предметов в мире».
Miyavi горд быть посланником, который продвигает японскую культуру во всем мире своей музыкой и идеями
Когда Мияви представляют в обществе, его всегда называют японским художником, и это титул, которым он гордится. «Люди называют меня японским гитаристом, японским актером, японской моделью и другими названиями, – объяснил артист, когда его спросили, каково это – продвигать японскую культуру во всем мире. – Меня всегда преследует этот титул японского посланника, и я снова и снова чувствую ответственность за это».
Когда его спросили, каково быть музыкантом, который смог собрать особенно большую международную фан-базу, Miyavi ответил, что видит в этом потенциал для признания японской культуры во всем мире. Такие вещи, как саке, сукияки и темпура, – это вещи, о которых знают люди из разных стран. Но Miyavi возлагает большие надежды на то, что будет помогать расширению осведомленности о своей культуре.
Самураи в эпоху сёгуната Минамото и в эпоху Эдо
Окончательное формирование самураев как особого привелегированного сословия произошло, по мнению большинства исследователей, в период правления в Стране Восходящего Солнца дома Минамото (это период от 1192 до 1333 года). Воцарению Минамото предшествовала гражданская война между феодальными кланами. Сам ход этой войны создал предпосылки для появления сёгуната — формы правления с сёгуном (то есть военачальником) во главе.
После того, как над кланом Тайра была одержана победа, Минамото но Ёритомо вынудил императора дать ему титул сёгуна (таким образом он стал первым сёгуном), а небольшое поселение рыбаков Камакура он сделал собственной резиденцией. Теперь сёгун был самым могущественным лицом в стране: самураем самого высшего ранга и главным министром одновременно. Конечно, официальная власть в японском государстве принадлежала императору, у двора тоже оставалось некоторое влияние. Но положение двора и императора всё равно нельзя было назвать главенствующим — к примеру, император постоянно вынужден был следовать указаниям сёгуна, в противном случае его заставили бы отречься от престола.
Ёритомо учредил новый орган управления Японией, названный «полевой ставкой». Как и сам сёгун, почти все его министры были самураями. В результате принципы самурайского сословия распространились во все сферы японского общества.
Миномото но Ёримото — первый сёгун и самый высокопоставленный самурай конца XII века
Считается, что «золотым веком» самурайства был период от первого сёгуна до гражданской войны Онин (1467–1477 гг.). С одной стороны, это был достаточно мирный период, с другой — количество самураев было сравнительно небольшим, что позволяло им иметь хороший достаток.
Потом в истории Японии настал период множества междоусобных войн, в которых самураи принимали активное участие.
Масштабные сражения самураев в эпоху междоусобиц были частым явлением
В середине XVI века было ощущение, что империя, сотрясаемая конфликтами, навсегда распадётся на отдельные части, но даймё (князь) с острова Хонсю Ода Нобунага сумел запустить процесс объединения государства. Этот процесс был долгим, и только в 1598 году установилось истинное единовластие. Правителем Японии стал Токугава Иэясу. Он избрал своей резиденцией город Эдо (нынешний Токио) и стал основателем сёгуната Токугава, который правил более 250 лет (эту эпоху называют ещё эпохой Эдо).
С приходом к власти дома Токугава сословие самураев значительно увеличилось — чуть ли не каждый пятый японец стал самураем. Так как внутренние феодальные войны ушли в прошлое, военные отряды самураев в это время использовались, главным образом, для того, чтобы подавлять крестьянские восстания.
Иэясу Токугава — основатель сёгуната Токугава
Самыми высокопоставленными и важными самураями были так называемые хатамото — непосредственные вассалы сёгуна. Однако основная масса самураев выполняли обязанности вассалов даймё, и чаще всего они не имели земли, а получали от своего господина некое жалование. При этом у них были достаточно большие привилегии. К примеру, законодательство Токугава разрешало самураю без каких-либо последствий убивать на месте «простолюдина», который неприличным образом ведёт себя.
Существует заблуждение, что все самураи были достаточно обеспеченными людьми. Но это не так. Уже при сёгунате Токугава встречались бедные самураи, которые жили ненамного лучше обычных крестьян. И чтобы прокормить свою семью, некоторым из них всё же приходилось возделывать землю.
Самурай XVII века: статуэтка