В России упали продажи трехлетних автомобилей

Статистика продаж новых автомобилей с июля 2013 по июль 2016 года

(динамика падения Российского авторынка за 3 года – по маркам)

МАРКАИЮЛЬЯНВАРЬ – ИЮЛЬ  
2016 2013Динамика в %20162013Динамика в %
Lada2175437549-42,07146107264278-44,71
KIA1184117099-30,7581607111969-27,12
Hyundai1080214755-26,7975136104221-27,91
Renault913218013-49,3061173122646-50,12
Toyota714414599-51,075138187653-41,38
VW583913303-56,113946390583-56,43
Nissan476511605-58,944108975352-45,47
Skoda46706805-31,373156049652-36,44
ГАЗ ком.авт.41157245-43,202886545425-36,46
Ford33069293-64,422398460416-60,30
УАЗ32904158-20,882460029141-15,58
Mercedes-Benz29523835-23,022209323865-7,43
Chevrolet257715487-83,361736095687-81,86
BMW21003515-40,261626122789-28,65
Mazda18543300-43,821100123442-53,07
Audi17002954-42,451283221135-39,29
Lexus1665129828,2712752877445,34
Lifan13872603-46,72895214083-36,43
Mitsubishi13586087-77,691006743662-76,94
Datsun**13039532
Land Rover5731715-66,59531211307-53,02
VW ком.авт.4561312-65,2431099010-65,49
Chery4371853-76,42311011525-73,02
Volvo4301021-57,8829248407-65,22
Mercedes-Benz ком.авт.372411-9,493103241628,44
Subaru3591304-72,4729899929-69,90
Porsche35829919,732719216325,71
Infiniti342625-45,2826135051-48,27
Citroёn2632925-91,01239016772-85,75
Suzuki2572551-89,93314016372-80,82
Peugeot2482907-91,47211820464-89,65
Geely2422773-91,27335014474-76,86
Ravon**237237
Jaguar22017525,719419380,32
FIAT129678-80,9713614181-67,45
Cadillac1251149,65724909-20,35
MINI120234-48,727431584-53,09
Honda1192246-94,7083814520-94,23
smart9626269,23231108113,89
DFM**88696
Jeep85411-79,326912413-71,36
FAW77461-83,305772329-75,23
Brilliance**60706
Isuzu4020100,0028873294,52
Zotye**36110
Iveco**29345
SsangYong193651-99,48103919516-94,68
BAW15134-88,811081017-89,38
Alfa Romeo**1265
Changan**9316
Chrysler321-85,7119114-83,33
Foton276350,00
Haima*37-100,00114136-16,18
Daewoo*3908857431182-72,50
Opel*6551-100,0046144-100,00
Great Wall*1708-100,0012122-100,00
Итого109410233574-45,607814421559955-32,60

Данные Европейская ассоциация производителей автомобилей (aerobus.ru) 

* – Марка ушла с Российского рынка / Продажи не зафиксированы

** – Марка не была официально представлена на Российском рынке в 2013 году

Как видно из трехлетней статистики продаж новых автомобилей в России, ситуация на авторынке нашей страны оставляет желать лучшего. Так с июля 2013 года по июль 2016 года автомобильный рынок России упал на 45,60 процентов, сократившись с продаж в 233,574 автомобилей до 109,410 шт.

Если сравнивать 7 месяцев 2013 года с аналогичным периодом 2016 года, то рынок новых автомобилей сократился с 1,559,955 шт. автомобилей до 781,442 шт., упав в процентном выражении на 32,6 процентов. 

В целом из таблицы видно, что с падением продаж столкнулись практически все автомобильные марки, представленные официально на Российском рынке.

Правда не все автомобильные компании фиксируют удручающую статистику продаж. Так такие марки как Isuzu, Smart, Cadillac, Jaguar, Porsche и Lexus за прошедшие 3 года нарастили продажи. Особенно удивляют продажи Lexus, которые выросли за три года на 28,27 процентов, когда как продажи родственного бренда Toyota за этот же период сократились на 51,07 процентов.

Но судя по всему рост продаж отдельных автомобильных марок связан в связи с увеличением спроса на дорогие эксклюзивные автомобили. Например, компания Porsche также отчиталась об увеличении продаж в период с 07.2013 года по 07.2016 года на 19,73 процента. Но больше всего поразила компания Jaguar, которой удалось в кризисные годы нарастить продажи на Российском авторынке на 25,71 процент.  

Кроме того, стоит отметить, что за трехлетний кризисный период с авторынка России ушли ряд автомобильных марок, которые в 2013 году показывали не плохие продажи. Например, чего стоит уход с рынка марок Chevrolet и Opel, которые до кризиса имели неплохую долю рынка. Но по экономическим (или возможно политическим) соображением эти бренды ушли с рынка. 

К сожалению уход с рынка автомобильных марок, которые ранее имели не плохой модельный ряд и соответственно приемлемые продажи новых автомобилей, не был заменен новыми автомобильными компаниями. Появление марки Alfa-Romeo и ряда других автомобильных брендов, не повлияло на расклад сил и рыночных долей на рынке. 

Герои и аутсайдеры

Безусловный лидер рынка — «АвтоВАЗ», реализовавший за год 360 тыс. авто (+16%). На втором и третьем местах прочно обосновались корейцы: Kia продали 226 тыс. (+25%), а Hyundai 178 тыс. (+13%), четвертое место у Renault — 137 тыс. (без изменений), а замыкает пятерку лидеров Toyota, на счету которой 109 тыс. (+15%). Далее в десятке самых успешных следуют Volkswagen — 106 тыс. (+19%), ГАЗ с легкими коммерческими автомобилями — 60,7 тыс. (+4%), Nissan — 81 тыс. (+6%), Skoda — 82 тыс. (+31%), Ford — 53 тыс. (+6%).

авто

Посетитель рассматривает автомобиль Lada Vesta SW в демонстрационном зале автоцентра

Фото: РИА Новости/Алексей Сухоруков

В премиум-сегменте особых сюрпризов нет. Первое место у Mercedes-Benz — 38 тыс. авто (+3%), второе место у BMW — 36 тыс. шт. (+19%), третье у Lexus — 24 тыс. авто (+3%), на четвертой строчке Audi — 16 тыс. (-4%) и замыкает премиальную пятерку Land Rover — 9,8 тыс. шт. (+11%). Впечатляющий рост за год показал Genesis с 1,8 тыс. шт. (+78%).

Были на авторынке в прошлом году и свои герои. Так, китайская компания Zotye показала рост на 192%, доведя объем продаж до 3175 авто. Некогда популярная у россиян Honda еще далека до прежних объемов продаж, но динамика впечатляет — 5113 штук (+110%). Сбавившая за последние годы обороты компания Mitsubishi вновь набирает скорость — 45 тыс. шт. (+87%). Были и свои сюрпризы, неожиданно в число аутсайдеров попал узбекский Ravon, у которого в течение года были трудности с экспортом в Россию (5,2 тыс.; -66%). Не покидают проблемы с продажами и бренд Datsun (21 тыс.; -16%).

авто

Автосалон по продаже автомобилей марки Mercedes-Benz в Москве

Фото: РИА Новости/Михаил Воскресенский

Прошедший год нельзя назвать удачным для китайских автокомпаний, ситуация в России осложнилась с остановкой черкесского завода Derways, о чем ранее писали «Известия». Тем не менее компании из Поднебесной всё еще активно борются за российского клиента. Традиционный лидер среди китайцев Lifan (15 тыс. шт.; -11%), далее идут Chery (5,6 тыс. шт.; -5%), Geely (3,4 тыс. шт.; +50%), Haval (3,2 тыс. шт.; +70%) и вышеупомянутая Zotye.

Россияне полюбили китайские кроссоверы

В остальном, если не считать небольшой положительной динамики у «Шкоды» (рост в 6% с начала года в первую очередь за счет Skoda Octavia и отчасти лифтбэка Skoda Rapid) и японца Suzuki (рост в 14% — в основном за счет популярного в РФ внедорожника Vitara) — взрывной рост в коронавирусный год наблюдался также у «китайцев». Причем они же, включая «Чанган», демонстрировали почти двукратный рост и в сентябре этого года: так, сентябрьский лидер китайского сегмента на рынке Geely реализовал 2 178 автомобилей (рост продаж в 171%). Всего же с начала года было продано в 1,5 раза больше автомобилей этого бренда (9,7 тысячи против 6,3 тысячи).

На втором месте Chery — за сентябрь новые автомобили этого бренда приобрели 1 490 россиян, что в 1,5 раза больше, чем в сентябре 2019 года. И в 1,5 раза выросли продажи за первые 9 месяцев 2020 года, составив к началу октября — уже 6 365 автомобилей.

Наконец, автомобили китайского бренда Haval в сентябре продемонстрировали рост продаж в 21% — но с начала года продажи этих машин выросли в 1,6 раза: с 7 тысяч до 11,6 тысячи.

Отметим, что у «Гили» наибольшей популярностью пользуется производимый под Тулой кроссовер Geely Atlas. У «Чери» — бестселлерами в РФ являются кроссоверы Tiggo 4 и Tiggo 8. А кроссовер Haval F7x стал, в свою очередь, победителем в номинации «Самый популярный китайский автомобиль» в сентябре этого года.

Главной причиной популярностью кроссоверов (CUV) и городских внедорожников (SUV), отличия между которыми «носят преимущественно конструктивный характер при схожей внешности», на российском рынке стало заметное снижение спроса на рядовые «легковушки» и продолжающийся рост сегмента SUV. Так, по данным «Global Inside», 46% в России занимает сегмент SUV, «и это самая большая доля таких машин в мире на одном рынке». А в скором времени российскому рынку предсказывают уже долю SUV выше 50%.

Главной причиной популярностью кроссоверов (CUV) и городских внедорожников (SUV), отличия между которыми «носят преимущественно конструктивный характер при схожей внешности» на российском рынке, стало заметное снижение спроса на рядовые «легковушки». Фото: Максим Платонов

— Чтобы не было иллюзий, хороший китайский кроссовер стоит, в принципе, чуть дешевле корейского. Чудес не бывает! Они пользуются практически теми же компонентами, деталями для сборки, — предупреждает Руслан Абдулнасыров. — У них просто раньше были какие-то микропродажи, а в связи с нынешним спросом на автомобили из-за дефицита люди пробуют китайские автомобили. И на фоне ажиотажного спроса у них продажи увеличиваются. Получается взрывной рост относительно себя, но относительно других брендов у них нет никакого взрывного роста.

По словам эксперта, производство автомобилей сегодня по сути автосборочный бизнес. И поставщики деталей могут быть разными — у китайских производителей могут быть дешевые компоненты и соответственно низкое качество. Если же на такие автосборочные заводы, производящие китайские кроссоверы, начнут поставлять детали «Сименс» или «Бош», цена автомобиля станет увеличиваться.

— Не могут китайские автомобили быть дешевыми — это иллюзия. Я не против китайских машин, если что. Просто многие люди не до конца разбираются в том, как производятся сегодня автомобили. У автозаводов есть партнеры и эти партнеры поставляют для сборок детали разного качества и по разной цене. Китайцы начинают смотреть на более дорогих партнеров, и цена на их машины сразу вырастает.

Триумфатор рынка — китаец Changan

Из 25 самых популярных брендов лишь семь показали рост продаж в этом году, причем самый впечатляющий рост — у четырех китайских брендов: Haval, Geely, Chery (продажи автомобилей этих трех брендов выросли в 1,5 раза) и Changan. У «Чангана» продажи выросли вообще в три раза, но его случай уникальный и идет в разрез с рыночными трендами этого кризисного года с учетом девальвации рубля и снижения потребительского спроса, вызванного пандемией и локдауном.

Компактный кроссовер «Чанган» каждый летний месяц показывал четырехкратный рост продаж, в сентябре бренд увеличил продажи в России еще в 3,3 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Отчасти рост продаж кроссовера был вызван выходом на рынок летом 2020 года Changan CS35 Plus (первый Changan CS35 успеха на рынке не добился). Он и пользуется популярностью среди покупателей в России: с 1,3 тыс. авто продажи выросли до 4,8 тыс. к началу октября.

Главной причиной любви россиян к «китайцу», выяснили эксперты, стала «доступная цена при богатой комплектации» и хорошее соотношение цена/качество. К тому же если раньше у Changan были проблемы с организацией автосервиса в РФ, то теперь сеть «китайца» вплотную приближается к отметке в сотню автосалонов.

Если не считать небольшой положительной динамики у «Шкоды» (рост в 6% с начала года, взрывной рост в коронавирусный год наблюдался также у «китайцев». Фото: Максим Платонов

Статистика падения продаж новых автомобилей с 2013 по 2016 года

(динамика падения продаж по моделям)

МОДЕЛЬМАРКА

январь-

июль 2016

январь-

июль 2013

Изм. (%)Июль 2016Июль 2013Изм. (%)
1GrantaLada5030198783-49,08633414542-56,44
2SolarisHyundai5383466493-19,0479049484-16,66
3New RioKIA4708651887-9,2576327651-0,25
4DusterRenault2640048058-45,0730947348-57,89
5PoloVW2549441720-38,8941357000-40,93
6KalinaLada1247640870-69,4718853789-50,25
7Focus*Ford*399135749
8PrioraLada970236767-73,6113984882-71,36
9Cruze**Chevrolet**312966644
10LoganRenault1633130180-45,8925014289-41,69
11NivaChevrolet1708529816-42,7025453961-35,75
12LargusLada1706129569-42,3025144867-48,35
13SanderoRenault1555226044-40,2920543806-46,03
14Octavia A5 (A7)Skoda1247125770-51,6118803021-37,77
154×4Lada1510225320-40,3620353431-40,69
16Samara*Lada*238454954
17RAV 4Toyota1834823389-21,5521813474-37,22
18Astra**Opel**225323783
19CamryToyota1604220464-21,6128644207-31,92
20QashqaiNissan1051519388-45,7713373242-58,76
21SportageKIA1001119030-47,3913762675-48,56
22New Cee’dKIA951018735-49,242955
23ix35 (Tucson)Hyundai112918063-93,752859
24Nexia**Daewoo**176222106
25Tiguan*VW*160731851

Данные Европейская ассоциация производителей автомобилей (aerobus.ru) 

 * – Автомобиль не попал в статистику в связи с отсутствием в Топ-25 самых продаваемых автомобилей

** – Модель в представленном периоде не была официально представлена на Российском рынке

В отличие от ситуации со статистикой продаж новых автомобилей (по маркам) за последние 3 года, ситуация со статистикой по моделям выглядит еще хуже. Выше вы можете видеть таблицу, в которую входит Топ-25 самых продаваемых автомобилей в России по итогу июля 2013 (и за 7 месяцев 2013 года) и по итогу июля 2016 года (а также за 7 месяцев 2016 года).

Из статистики вы можете увидеть, что падение продаж самых популярных моделей на Российском авторынке выглядит более глубоким, чем в целом падение продаж отдельно по каждой компании. 

То есть из-за серьезных экономических проблем в России автомобильный рынок упал в первую очередь за счет самых продаваемых ранее автомобилей. К сожалению главный удар падения спроса на новые автомобили коснулся Отечественных автомобилей. Тут конечно сыграла роль роста цен на продукцию, снижение интереса публики к Российским брендам в сторону автомобилей Зарубежных марок, а также конечно рост процентных ставок по автокредитованию. Дело в том, что в 2013 году доля автомобилей, купленных в кредит составляла примерно 70-75 процентов. Как видите в докризисные годы автокредитование и обеспечивало львиные доли продаж новых автомобилей в России.

С ростом банковских ставок, и рекордным за последние 20 лет падением доходов населения, Российский рынок автомобилей фактически сжался в двое, откатившись на уровень 2000-2001 годов. 

По прогнозам аналитиков, стабилизация рынка должна произойти в течение 2016 года. Скорее всего стабилизацию мы увидим только ближе к концу 2016 года. Правда это не спасет Российский авторынок от падения продаж по итогам года.

В следующем году скорее всего мы наконец-то увидим плавное и медленное восстановление продаж. Но рассчитывать на быстрый и бурный рост не приходится. По мнению аналитиков, для полного восстановления авторынка России на уровень 2012-2013 годов необходимо минимум 5-7 лет.

Конечно все будет зависеть от экономической ситуации в целом по стране. Если ВВП РФ будет иметь слабые темпы восстановления, а инфляция в стране будет достаточно высокой до ни о каком резком восстановлении речи не идет.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий