Особенности ремонта автоматической коробки передач

Разновидности АКПП

По мнению техников, гидромеханическая автоматическая коробка представлена лишь планетарной частью узла. Ведь она отвечает за переключение передач и вместе с гидротрансформатором является единым автоматическим устройством. К АКПП относится классический гидравлический трансформатор, робот и вариатор.

Классическая автоматическая коробка передач

Преимущество классического автомата заключается в том, что передачу вращательного момента на ходовую часть обеспечивает масляная жидкость в гидротрансформаторе.

Это позволяет избежать проблемы со сцеплением, часто выявляемые при эксплуатации машин, на которых установлены другие типы КПП. Если своевременно обслуживать коробку, то пользоваться им можно практически вечно.

Роботизированная КПП


Вид роботизированной коробки передач.

Является своеобразной альтернативой механики, только в конструкции имеется двойное сцепление, управляемое электроникой. Главным преимуществом робота считается экономичность расхода топлива. В конструкции установлено программное обеспечение, работа которого состоит в рациональном определении крутящего момента.

Коробку называют адаптивной, т.к. она способна подстраиваться под манеру вождения. Чаще всего в роботе ломается сцепление, т.к. оно не может переносить тяжелые нагрузки, например, во время езды в труднопроходимых местах.

Вариатор

Устройство обеспечивает плавную бесступенчатую передачу вращательного момента ходовой части автомобиля. Вариатор снижает расход бензина и повышает показатели динамики, обеспечивает мотору щадящий режим работы. Такая автоматизированная коробка не относится к долговечным и не терпит большой нагрузки. Внутри агрегата детали постоянно трутся между собой, что ограничивает срок эксплуатации вариатора.

Ремонт гидроблока своими руками

В работе автоматической коробки гидроблок выполняет функцию управления. Конструкция представляет собой сложную систему каналов в корпусе, работа которых регулируется через систему датчиков, клапанов и управляющих соленоидов. С учетом работы по установленной программе, работа гидроблока заменяет собой механизм сцепления и рычаг переключения передач в механической трансмиссии.

Выявление неисправности гидроблока начинается после таких симптомов, как задержки переключения, рывки при смене диапазона. Наиболее частой причиной сбоев является несвоевременная замена масла. Если своевременно провести замену смазочного состава, возникновение серьезных отказов удается отсрочить.

Для разных типов коробок автомат слабыми местами в работе гидроблока являются:

  1. Агрегат 09G (VW Passat B5, B6, Tuareg и др.). Некорректная работа датчиков гидроблока, в том числе, по причине повреждения проводки.
  2. Коробка с индексом 4BTR M74LE (Ссанг Йонг) выделяется сильным загрязнением каналов фрагментами прокладки гидротрансформатора, металлическими примесями, за счет слабой работы магнитов. Выделяются некорректной работой датчики скорости гидроблока.
  3. Агрегат 6Т (Шевроле). При сильном загрязнении клапанов появляются нарушения в переключении передач, из-за масляного голодания выходят из строя соленоиды гидроблока.
  4. Коробка U241E (Тойота). При общей надежности известна плохой распайкой контактов.
  5. Агрегаты 01n, 01p и 096 (01m) (Ауди) отличаются высокой ремонтопригодностью. Очистку гидроблока следует проводить после пробега автомобиля 150 тыс. км. К этому моменту, как правило, требуют замены датчики, проводка соленоидов.

Несмотря на большое разнообразие агрегатов, ремонт гидроблока АКПП своими руками не имеет значительного отличия по набору операций. Учитывайте конструктивные недостатки, «детские» болезни отдельных устройств. Например, причиной отказов коробки «09G» называют плохой теплообмен. В этом случае преждевременный ремонт несложно отложить – проводится своевременная очистка корпуса и не допускаются экстремальные условия эксплуатации.

Для гидроблока на возрастных машинах стоит проводить очистку каналов

Стоит обратить внимание и на состояние стенок каналов в гидроблока. При значительном износе гидроблока корректной работы коробки ждать не стоит

Когда нужно делать адаптацию

Опыт эксплуатации и ремонта автоматических коробок передач показывает, что адаптация необходима в следующих случаях:

  1. Заливка нового масла (полная замена). Как правило, выполняется раз в 80 000 км.
  2. Ремонт или замена элементов АКПП, к примеру, установка новых соленоидов или замена гидроплиты.

Если после ремонта в АКПП не привести значения к номинальным (заводским настройкам), будет создаваться повышенное давление, которое до ремонта еще было целесообразным, но сейчас уже нет.

При переключении будут ощущаться толчки и прежде, чем блок управления перестроит работу трансмиссии придется проехать несколько сот километров.

Все это время владелец будет мучиться и нервничать не понимая, что происходит.

Чтобы адаптация прошла быстрее все корректировочные значения сбрасывают к нулю.

Адаптация также нужна при смене владельца, ошибках в работе АКПП или при переходе с зимнего на летний режим (или наоборот).

Выполнение таких шагов может потребоваться после возвращения из дальней поездки, в которой автомобиль долгое время эксплуатировался под максимальной загрузкой.

Отметим, что частичная замена масла ATF проводится раз в 40 000 км и после нее проведение адаптации не требуется.

Что касается полной замены трансмиссионной жидкости (раз в 80 000 км) без такой работы не обойтись, но сбрасывать все значения адаптации не нужно, а только очистить данные за определенный промежуток времени.

Параллельно меняется прокладка и фильтр АКПП, поэтому привлечение специалистов СТО и применение специализированного аппарата является обязательным.

Наиболее частые объекты ремонта

Несмотря на всю сложность классического гидротрансформатора, в большинстве случаев удается восстановить работоспособность коробки. При обладании навыками ремонта, наличии подходящего инструмента и подъемника, такая задача вполне по силам. Особенно, если АКПП имеет проверенную конструкцию без ультра сложных опций.

Независимо от модели агрегата, наиболее характерными изнашиваемыми объектами называют:

  1. Износ фрикционов и тормозной ленты. В эту группу также относят насос, суппорты, детали планетарных механизмов.
  2. Износ элементов гидротрансформатора: обгонная муфта, главный блокировочный фрикцион, втулки, вошеры и др.
  3. Повреждение элементов привода коробки передач, а также электронного блока управления.

При обнаружении течей масла по корпусу АКПП потребуется проверить и заменить сальники. В обязательном порядке меняется фильтр при его наличии и техническая жидкость.

  1. Проверка уровня масла в корпусе коробки передач.
  2. Оценка качества установки электрических разъемов и механических креплений.
  3. Оценить четкость смены режимов на холостом ходу.
  4. Проанализировать коды ошибок ЭБУ.
  5. Оценить работу коробки в движении.
  6. Проверить давление внутри АКПП.

Как отремонтировать коробку автомат?

Если была выявлена хотя бы одна из этих неполадок, рекомендуется сразу же осуществить тщательную диагностику агрегата. Если у вас есть соответствующее оборудование и опыт в проведении диагностики, то вы также можете осуществить эту процедуру в гаражных условиях. Но имейте в виду, что на специализированном СТО вам точно назовут причину поломки, а уж ремонтом вы сможете заняться и дома.

Демонтаж АКПП

В первую очередь нужно найти место, где вы будете проводить ремонт и демонтаж коробки автомат. Это может быть эстакада или подъемник. Если у вас нет ни того, ни другого, то можно заехать на гараж с ямой, но это будет менее удобно. Также вам потребуется специальный домкрат для коробки передач и как минимум один помощник. Учтите, что АКПП имеет обычно довольно большой вес и поднять его самому будет проблематично. Кроме того, подготовьте заранее набор гаечных ключей.

Когда вы уже подготовились к демонтажу, нужно отсоединить все патрубки и провода, которые подводят к коробке автомат. Сделайте все так, как показано на видео. Также учтите, что сливать трансмиссионную жидкость из коробки вовсе не обязательно. Перед тем, как приступить к снятию агрегата, нужно при помощи гаечных ключей выкрутить все винты, который крепят гидротрансформатор и мембрану маховика мотора.

Сделав это, вы можете осуществить демонтаж коробки. Делайте это аккуратно, чтобы не повредить внутренние компоненты автомата.

Когда демонтаж уже осуществлен, вы можете оценить сложность поломки и свои силы. Мы рекомендуем обратиться за помощью на СТО, поскольку при отсутствии определенных знаний провести такие работы будет затруднительно.

Стоит ли ремонтировать своими силами?

Как вы уже поняли, ремонт коробки автомат — дело достаточно сложное и выполнить его своими силами будет довольно проблематично. Ремонт АКПП подразумевает ее если не полный, то частичный разбор, в процессе которого происходит замена всех вышедших из строя компонентов на новые, рабочие. Разбор агрегата осуществляется в соответствии с инструкцией к каждой отдельной модели авто. Некоторые инструкции по этому процессу вы сможете найти на нашем ресурсе.

Однако, если вы обратитесь за помощью в специализированный автосервис, вы сможете на себе ощутить и определенные преимущества.

Разумеется, если на СТО работают только квалифицированные специалисты:

  1. Во-первых, на таких станциях техобслуживания имеется все необходимо для ремонта и разбора агрегата оборудование. С его помощью можно не только проверить состояние коробки автомат, но и контролировать каждый этап осуществления работ по ремонту. При отсутствии такого оборудования сделать ремонт в домашних условиях будет трудно.
  2. Во-вторых, специалисты, которые будут заниматься ремонтом агрегата вашего транспортного средства, скорей всего уже имеют какой-то опыт по проведению таких работ. Вполне вероятно, что эти люди уже не раз чинили коробки автомат, соответственно, у них есть определенные знания. Естественно, если вы выбрали хорошее СТО.
  3. В-третьих, на специализированных СТО, как правило, имеются запчасти для агрегатов или они могут их заказать со склада. Не всегда в таких случаях цены ниже, чем в магазинах, бывает и наоборот — на СТО «накручивают» цены на запчасти, соответственно, вас могут немного обмануть. Но так бывает далеко не всегда, и это скорее исключение, чем правило.
  4. В-четвертых, обратившись за помощью к специалистам и при появлении повторных проблем вы всегда можете поехать обратно и указать на выявившиеся неисправности. Поскольку многие СТО обычно дают гарантию на свои работы, вы смело можете обращаться к тем же специалистам за помощью и при проявлении других неисправностей.

Ремонт АКПП

Отремонтировать АКПП своими руками быстро не получится. Теоретические знания дают основу, но на практике всегда возникает много вопросов. Будьте готовы потратить не один день на ремонт своей коробки. Только на демонтаж у новичка уйдёт от 4 ч.

Демонтаж АКПП

АКПП много весит, имеет неудобную форму, и, чаще всего, расположена в небольшом пространстве. Так, чтобы подобраться к автоматической коробке передач в Киа Рио, нужно снять воздушный фильтр, АКБ, БУ двигателем, картер. В Land Rover будет мешать выхлопная труба, подушки двигателя и АКПП, карданы, раздаточная коробка.

Перед началом демонтажа слейте жидкость через сливную пробку. Посмотрите, к каким системам автомобиля подключена АКПП. Отсоедините трубки радиатора охлаждения, электрический разъёмы, тяги управления. Действуйте аккуратно, чтобы не повредить крепления и не оборвать провода. Не используйте в ремонте кувалду и зубило.

Подберитесь к стыку между двигателем и гидротрансформатором. Для доступа к «бублику», например, на Ауди А4 надо снять колёса, привода, карданный вал. Может мешать и подрамник, который держит АКПП и двигатель. В этом случае, действуйте поэтапно: подоприте коробку, открутите подушки от подрамника, а подрамник от кузова. Крепление гидротрансформатора и маховика может быть спрятано в лючке картера маховика или нише стартера в картере АКПП.

Открутите болты крепления АКПП и ДВС, не забудьте про трос селектора. Снимите коробку.

Ремонт гидроблока своими руками

Самостоятельный ремонт гидроблока предполагает промывку каналов и замену расходников. Более сложные процедуры:

  • проверку давления в каналах;
  • развертку отверстий под плунжеры;
  • восстановление плиты

без профессионального оборудования проводить нет смысла. Даже мастера в сложных случаях не смогут дать гарантии, что гидроблок оживёт после ремонта. Чаще всего такие блоки управления сразу меняют на б/у.

Для доступа к гидроблоку разбор всей АКПП не нужен. Достаточно снять поддон, фильтр, отсоединить проводку, и отключить датчики температуры. Хотя есть исключения, например, TF-80SC, где гидроблок «прячется» в планетарном механизме.

Общий алгоритм ремонта после снятия поддона и фильтра:

  1. Открутите болты гидроблока.
  2. Отвинтите болты соленоидов, снимите кронштейны крепления и выньте электромагнитные клапаны.
  3. Снимите верхнюю крышку плиты.
  4. Осмотрите сепараторную пластину. Если дорожки «съедены» грязью, деталь под замену.
  5. Выньте пружины, плунжеры, шарики.
  6. Промойте все детали, очистите плиту от грязного масла и засоров.
  7. Оцените износ. При наличии задиров на плунжерах, потери упругости пружин, разбитых каналов — под замену.
  8. Соберите гидроблок по схеме, чтобы не потерять ни одного шарика.
  9. Поставьте новые расходники.
  10. Прикрутите соленоиды.
  11. Посадочное место поддона протрите чистой безворсовой тряпкой, чтобы грязь не попала в АКПП.
  12. Установите клапанную плиту на место.
  13. Поставьте новый фильтр, отмытый поддон с новой прокладкой.
  14. Залейте масло и проверьте уровень.

Ремонт Гидроблока своими руками

Ремонт гидротрансформатора АКПП своими руками

Без ремонта гидротрансформатора разборка автоматической коробки передач с заменой расходников даст недолгий положительный эффект. Ведь в «бублике» останутся стёртая муфта, изношенный сальник, дефектная втулка. После ремонта АКПП свежее масло быстро загрязнится, а давление будет уходить ещё с большей силой. В результате после такой переборки проблемы возвратятся или появятся новые.

Вскрыть гидротрансформатор можно только на специальном станке, который аккуратно разрежет сварной шов корпуса. Ещё понадобится оборудование для ремонта фрикциона блокировки. В «бублике» АКПП Мерседес используется многодисковое сцепление, но для его снятия и установки нужны опытные руки. Кроме того, собранный узел необходимо испытать на герметичность, биение, провести балансировку.

Провести ремонт без опыта и оборудования в гараже могут только смельчаки, кому не в тягость прикупить новый гидротрансформатор взамен испорченного. Если вы любите динамичную и резвую езду с АКПП, не поскупитесь отправить «бублик» в сервис.

Особенности ремонта гидроблока

Если выработка значительная, гидроблок придется менять, поскольку посадочные поверхности для соленоидов обрабатываются на специальных прессах, и восстановить и нарастить стакан до первоначальной формы практически невозможно. Некоторые мастерские практикуют такой тип восстановления гидроблока, но отремонтированная деталь служит не более 10 000 км.

После распила блока гидротрансформатора проводят тщательный осмотр всех элементов. Часто после разборки выявляют глубокие задиры на гидромуфте, истирание фрикционных накладок блокировочного механизма, разрушенный подшипник муфты. Эти элементы меняют, равно как и изношенные фрикционные диски.

Пакет фрикционов относится к расходникам АКПП. Детали имеют каталожные номера и устанавливаются под определенный класс автоматической коробки. Если диски не имеют задиров, трещин и царапин, можно провести шлифовку, что сэкономит средства, но только если для шлифовки будет использоваться специальный станок.

Изношенный барабан не восстанавливают – на большинстве АКПП барабан изнашивается после выработки моторесурса, т. е. после 150 000 км пробега. Общий зазор на отремонтированном пакете фрикционов выставляют с помощью пластины регулировки.

Нельзя устанавливать новые диски в барабан с разбитыми канавками, так как диски может перекосить и заклинить

Поэтому во время разборки обращают внимание на цвет фрикционов, и если детали синие, происходит систематический перегрев узла – барабан необходимо заменить. Лента фрикционов – еще один расходник коробки, деталь меняют

Основные неисправности АКПП «Хендай»

Чаще всего на «Хендай» устанавливаются коробки-автомат двух видов: четырех- и шестиступенчатые:

  • A4CF1 четырехступенчатая автоматическая коробка передач;
  • A6GF1 шестиступенчатая АКПП.

Почему может потребоваться ремонт АКПП «Хендай»:

  1. Пробуксовка. Данная неисправность случается, когда масляное давление недостаточное, например если гидроблок функционирует неправильно либо смазка протекает через сальники. В результате происходит подгорание фрикционных дисков, АКПП пробуксовывает.
  2. Поломка гидротрансформатора. Бублик в коробке-автомате приходит в негодность спустя 150 000 километров пробега. Признаки неисправности следующие: появляются вибрации на высокой скорости, машина едет в натяг. В таком случае лучше отказаться от эксплуатации авто, иначе на восстановление коробки придется потратить крупную сумму.
  3. Неисправность датчиков скорости. Ремонт АКПП «Хендай» потребуется, если коробка постоянно перегревается либо сломалась ее механическая часть, что привело к выходу из строя датчика скорости. Не обойтись без дефектовки, если после снятия поддона коробки передач вы обнаружили «ежики».
  4. Поломка гидроблока. Данная неисправность случается, если коробка сильно перегревается во время пробуксовок, в результате появляются проблемы с гидроплитой. Также нежелательно ездить на машине, если в АКПП смазка загрязнилась, в противном случае соленоиды быстро износятся. Поскольку они будут функционировать неправильно, цена ремонта АКПП «Хендай» будет достаточно большой.
  5. Фильтр загрязнился. Поскольку выполнить замену данной детали получится, только полностью перебрав коробку-автомат, необходимо заливать новую смазку каждые 30 000–40 000 километров пробега. Только в этом случае фильтрующий элемент сохранит пропускную способность.

По сравнению с шестиступенчатыми коробками, четырехступенчатые модификации A4CF1 более надежны. Однако автомобиль с такой АКПП будет недостаточно быстрым и комфортным, поскольку пятая и шестая передачи отсутствуют. Почему может потребоваться ремонт четырехступенчатой АКПП «Хендай»:

  • Залита низкокачественная смазка. Коробка-автомат быстро выходит из строя, если трансмиссионная жидкость грязная либо некачественная. Поэтому заливать новое масло следует через 30 000–40 000 километров пробега, при этом полная замена требуется каждые 60 000–100 000 километров. Не забывайте, что после замены смазки необходимо установить новый фильтрующий элемент.
  • Проблемы с электропроводкой. Зачастую неисправности в коробке-автомат появляются по этой причине. Рекомендуется сделать компьютерную диагностику, а затем проверить, исправна ли электропроводка гидроблока.
  • Поломка гидротрансформатора. Бублик выходит из строя достаточно часто как на четырех-, так и на шестиступенчатых коробках. Если вы давно не меняли смазку, а во время движения резко ускоряетесь, гидротрансформатор быстро придет в негодность. Если не выполнить ремонт АКПП «Хендай», автомат может вообще выйти из строя.
  • Неисправность соленоидов. Эти элементы выполнены в виде электромагнитных клапанов, которые не переносят грязную смазку. Соленоиды EPC и PWM сразу же выходят из строя. Если вы заметили удары, пинки во время переключения передач, необходимо проверить работу соленоидов на стенде.

Неисправности ЭБУ коробки автомат и ремонт

Отметим, что блок управления отвечает не только за регулировку работы коробки, но и за диагностику АКПП. Также контролер фиксирует в памяти ошибки, которые могут возникнуть в процессе работы агрегата.

Это значит, что ЭБУ позволяет в значительной степени упростить диагностику автоматической трансмиссии, быстро определить причину сбоев и поломок коробки передач и т.д. Однако бывает и так, что выходит из строя сам блок управления.

На практике проблемы с ЭБУ АКПП возникают не так часто, однако никак нельзя полностью исключать вероятность сбоев и неисправностей в работе АКПП именно по причине неисправного контроллера. Как правило, сама коробка может быть полностью рабочей по части механики и гидравлики, однако неполадки ЭБУ являются причиной некорректной работы агрегата, появления ошибок и т.п.

Обычно к выходу из строя или сбоям в работе ЭБУ приводят:

  • механические повреждения блока;
  • перегрев котроллера;
  • короткое замыкание;
  • проблемы с проводкой, контактами и разъемами (по причине попадания влаги, окисления, в результате обрывов и т.д.);
  • попытки выполнить прошивку/ремонт/адаптацию ЭБУ в кустарных условиях;

В любом случае, АКПП начинает работать некорректно, так как именно ошибки в алгоритмах приводят к различным сбоям. Могут не включаться определенные режимы или передачи, появляются пинки АКПП, рывки, удары или провалы, коробка автомат буксует, не переключает передачи и т.д. Часто коробка автомат также может перейти в аварийный режим, на приборной панели загорается сигнал неисправности автоматической трансмиссии.

С учетом того, что список возможных проблем АКПП очень широкий, а также сам блок управления взаимодействуем с большим количеством датчиков и исполнительных механизмов, диагностика неисправности может быть сильно осложнена.

По этой причине в сложных случаях, когда стандартные диагностические процедуры не позволяют определить неисправность, рекомендуется временно поставить на автомобиль заведомо исправный и полностью аналогичный блок управления АКПП.

Даже с учетом того, что электронный блок управления коробкой передач может быть расположен не только снаружи, но и внутри трансмиссии (требуется частично разбирать АКПП), такой подход нередко позволяет избежать проведения целого комплекса дополнительных работ по проверке отдельных датчиков, исполнительных механизмов и т.д.

Статья в тему: Шины для бездорожья – во что «одеть» внедорожник летом?

На деле встречаются случаи, когда в автосервисе не знают, как проверить ЭБУ АКПП и где это можно сделать. В таком случае нередко для определения неисправности поспешно снимается и разбирается сама АКПП, проводится дефектовка агрегата, проверяется ГДТ, мехатроник, гидроблок и т.д.

Однако после проведения всех работ выясняется, что проблемным элементом оказывается именно ЭБУ коробкой. По этой причине нужно сначала точно определить неисправный элемент.

Что касается ремонта ЭБУ АКПП, нужно понимать, что многие блоки можно перепрошить. Однако если возникли более серьезные проблемы (с чипами, процессором или модулями памяти), как правило, блоки управления изначально не являются ремонтопригодными.

С учетом высокой стоимости контроллеров, в отдельных случаях некоторые специализированные мастерские все же берутся за ремонт, но далеко не всегда удается добиться гарантированного качества.

Диагностика блока управления выполняется при помощи специального оборудования, чтобы выяснить характер неисправности. Затем можно определить приблизительную стоимость восстановления. Зачастую ремонт электронных блоков управления коробок передач предполагает замену плат и микросхем.

Такая работа сложная, так как нужно выпаивать микросхемы из печатных плат, производить замену выгоревших конденсаторов и т.д. Другими словами, появляются определенные сомнения в последующей надежности блока после ремонта.

При этом стоимость восстановления работоспособности ЭБУ коробкой автомат может быть довольно высокой (обычно около 50-60% от стоимости полностью исправного б/у устройства).

Как работает алгоритм адаптации

Принцип алгоритма адаптации в том, что первоначально он настраивается на взаимодействие с трансмиссионной смазкой, которая имеет заводские свойства, а также с полностью исправной трансмиссией.

При ухудшении характеристик масла, износа деталей на современных АКПП происходит корректировка работы последней. Про это мы писали выше.

После капитального ремонта коробки, или после заливки новой смазки, завод-производитель предусматривает принудительную настройки посредством стирания данных до заводских настроек.

Если этого не сделать, блок управления будет функционировать со старыми настройками, ориентированными на прежнее состояние смазки и трансмиссии.

Как результат, система скорректирует работу соленоидов, которые при закрытии / открытии будут двигаться с задержкой для выравнивания давления.

Как понять, что произошла поломка?

Неполадки в трансмиссии – первый повод говорить о неисправности. Если заметить проблему на данном этапе, ремонт будет проще, чем когда машина выйдет из строя.

В норме автоматическая коробка работает бесшумно и плавно. Посторонние звуки при смене скорости или неприятный запах – это признаки неисправности агрегата.

Намного хуже, если переключать скорости становится сложнее, или какая-то передача перестает работать. Ремонт блока АКПП нужно проводить срочно!

Водителю стоит чаще смотреть под автомобиль. Если из коробки передач будет течь масло, об этом расскажут пятна красного оттенка.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий