Русский как иностранный: советские авто, которые продавались за границей

Запрет на дружбу и подарки

Выездной туризм был исключительно групповым. За границей группа превращалась в своего рода семью, где каждый был в поле зрения других. Руководитель назначался из числа работников «Интуриста». Также нередко в путешествующие коллективы под видом туристов внедряли сотрудников КГБ.

В таких поездках строго запрещалось заводить внебрачные связи с иностранцами и вообще какие-либо близкие, дружеские, приятельские отношения. В тексте Правил также содержался пункт о том, что «необходимо уклоняться от принятия подарков, под каким бы предлогом они не преподносились».

Туристу постоянно внушалось, что за ним может «охотиться» западная разведка, чтобы использовать его слабости в своих целях. Под слабостями понимались склонность к спиртным напиткам, флирт и азартные игры. Само собой разумеется, что человек не должен был посещать стриптиз-клубов и тому подобных заведений.

Хотя формально изучение иностранных языков в СССР и поощрялось, на практике советские туристы не всегда могли говорить даже на английском. А владеющие языками путешественники доставляли головную боль руководителям групп, потому что их невозможно было полностью изолировать от возможного «пагубного» влияния иностранцев.

Свидание под контролем (из отчетов руководителей групп)

«Преподаватель английского языка П. при посещении Англии в июле 1961 года «в силу общительности своего характера с большой легкостью вступала в различные знакомства по ходу поездки», в результате чего несколько англичан пригласили ее в ресторан и покататься на автомобиле по вечернему городу. Встреча состоялась, но, по настоянию руководителя группы, в отеле, где жили туристы, и в присутствии «трех советских людей, включая сопровождающего».

«Москвич»-408

Впервые мировая общественность увидела «Москвич»-408 на автошоу в Лондоне. Произошло это в 1964 году. Столько имен, сколько примерила на себя данная модель, не получил ни один отечественный автомобиль. В странах Северной Европы «408-й» продавался как Moskvich Carat, во Франции — как Moskvitch Elite 1360, в Германии — как Moskwitsch, в Финляндии — как Moskvitsh Elite и Elite de Luxe (в зависимости от комплектации). В Болгарии модель собиралась под обозначением «Рила» 1400, в Бельгии был известен как Scaldia 1400 или Scaldia Elita.

Почему же ни одно название не несло в себе «родной» индекс 408? Все дело в том, что компания Peugeot еще в 40-е запатентовала за собой право использовать трехзначный индекс с ноликом по центру. Поэтому на внешних рынках советским работникам торговли пришлось изворачиваться.

В народе крепко устоялось мнение, что если у «Москвича» четыре фары, то это экспортный, а если две, то для внутреннего рынка. Это неверная информация. Покупатели в Европе могли выбирать между двух- и четырехфарной системой освещения. Экспортные версии однозначно отличались улучшенной отделкой, двухцветным оформлением салона, окраской в импортные эмали, фарами с европейским светораспределением, оранжевыми стеклышками на передних поворотниках. Дилеры на местах также дорабатывали машины. Обычно они от себя добавляли фальшдиски, дополнительные надписи, молдинги по периметру машины и на капоте, магнитолы.

Москвич-412 (1967)

Двигатель продаж — реклама. А лучшая реклама — победа в спорте! Так рассудили инженеры Московского автозавода, в 1968 году отправляя своё новое детище на ралли «Лондон-Сидней». Причём гоночная модель минимально отличалась от серийной: доработанная подвеска, штурманские приборы на передней панели, дополнительный бензобак. 16 тысяч километров супермарафона — и дебютант занимает четвёртое место на финише (из 96 стартовавших)! А потом — пьедесталы на ралли «Тур Европы-71», «-72», «-74»! Неказистый «Москвичок» становится международным бестселлером.

Среди старых заводчан ходит байка, будто на сертификационный краш-тест во Францию отправился именно его гоночный вариант, с усиленным кузовом, а вдобавок — с ящиком отборного армянского коньяка в багажнике…

Впрочем, думается, объективная причина успеха — всё-таки в том, что «412-й» являлся первой советской машиной, при разработке которой серьёзное внимание уделили пассивной безопасности. В лучшие годы доля экспорта «Москвичей» составляла 55-75% от общего объёма производства

В Бельгии даже работал завод, собиравший их для местного рынка из машинокомплектов под маркой Scaldia.

ГАЗ-М20 «Победа» (1949)

Первая легковая машина, самостоятельно разработанная советским автопромом, стала и его «первой ласточкой», нашедшей массового покупателя за границей. Просторный салон и багажник, представительная внешность, комфорт пассажиров благодаря независимой подвеске, ремонтопригодная ходовая часть (сказался опыт производства военной техники), — все эти качества более, чем кто-либо, оценили западные… таксисты.

Например, в Финляндии таксопарки в современном понимании появились именно благодаря экспортной «Победе» (ранее «машины с шашечками» в Суоми представляли собой мешанину разных марок и классов, без единого стандарта окраски кузова).

Экзотические рынки сбыта российских автомобилей

Вышеперечисленный список далеко не самый неожиданный в статье. Существуют гораздо более интересные рынки, где активно продают наши машины. Многие соотечественники, отправляясь в путешествие, удивляются, встретив родные Lada Granta или Kalina на улицах других стран. Например, модель Vesta весьма активно продаётся в других государствах и всё больше охватывает территории сбыта.

Среди самых неожиданных стран, куда продают наши машины, можно выделить:

  • Боливия. Весьма внезапная страна в этом списке. Хотя сюда можно отнести многие страны Латинской Америки (Чили, Перу, Бразилия). Продажи идут слабо, но пока еще держатся «на плаву». Открыты даже свои салоны. В таких местах наиболее популярны американские авто, т. к. их экспортировать дешевле;
  • Египет. Сюда уходит много машин из России. Видимо, египтяне помнят те времена, когда ВАЗы были единственно доступными для них автомобилями. Вот по инерции и скупают российские;
  • Германия. Вот уж какую страну не ожидали встретить в списках! Казалось бы, имея таких гигантов как BMW, Mercedes, Volkswagen, Opel, зачем ещё какие-то модели? Но удивительным фактом можно считать наличие автосалонов Лада на территории государства. Правда, продажи очень слабые, т. к. много хороших конкурентов;
  • Куба. Только недавно президент США снял экономическую блокаду и часть санкций. А до этого русские машины были одними из немногих доступных жителям этого государства.

Определённую долю отечественных машин поставляют в Латвию и Литву. В последнее время поставки заметно сократились, т. к. машины догнали в цене европейских конкурентов из Германии и Чехии. Поэтому жители Прибалтики отдают предпочтение, например, Polo вместо Granta. Но даже при наличии таких могущественных концернов, есть приверженцы исключительно русской техники.

КрАЗ-256

Экспортные самосвалы КрАЗ-650406 конструктивно не отличались от обычного КрАЗ-256, разве что все надписи на информационных табличках дублировались на английском языке. Существенно дорабатывался интерьер: самосвалы получали более комфортные сидения, мягкие накладки на торпедо, тщательно проверенные специалистами ОТК узлы и агрегаты.

Стоит отметить, что за все время эксплуатации КрАЗов в Европе на завод-изготовитель не поступило ни одной рекламации на качество авто. Экспортная география выносливых машин из Кременчуга включает три континента (Африка, Евразия, Южная Америка) и 30 стран мира.

Интересно, что КрАЗы полюбились покупателям в стране с богатой автомобильной историей — в Англии. В Туманный Альбион КрАЗы впервые попали в 1971 году. Фирма UMO Plant и КрАЗ решили продавать самосвалы под брендом «БелАЗ», который был лучше известен в мире, нежели украинские грузовики.

Небольшая партия КрАЗов попала через Англию и во Францию, и в жаркую ЮАР. Часть закупленных Великобританией советских грузовиков в 1980-х годах принимала участие в строительстве тоннеля под Ла-Маншем. Всего с 1979 по 1998 год в Англии продали 433 самосвала. Официально экспорт прекратился в связи с ужесточением экологических норм выбросов, которым не отвечали КрАЗы. Но и после этого наши грузовики мелкими партиями закупались для работы в карьерах и разрезах в качестве чисто технологического транспорта, без официальной процедуры регистрации и номеров.

ВАЗ-21061-037

Наибольшее количество изменений тольяттинская «шестерка» получила в исполнении для канадского рынка. Так, в 1977 году был подписан специальный контракт на экспорт ВАЗ-2106. Канадская «классика» получила собственный индекс — ВАЗ-21061-037. Внешне от стандартных собратьев «канадка» отличалась массивными бамперами с перенесенными в них подфарниками («габариты» и «поворотники»), импортными шинами, а также наличием «габаритов» на задних крыльях.

В салоне прописались комфортные сиденья с подголовниками, на торпедо возле часов появился индикатор непристегнутых ремней, расположенный в одном блоке с лампой Check Engine. В техническом плане изменений было еще больше. Машины оборудовались системой снижения токсичности с применением каталитического нейтрализатора и адсорбера, дорабатывалась тормозная система. В качестве опций для «шестерки» предлагались кожаная оплетка руля, радиоприемник и литые диски.

Интересно, что Lada пользовалась неплохим спросом. За четыре года в североамериканской стране реализовали 12 900 машин. Еще бы, на канадском рынке ВАЗ-2106 в свое время был самым доступным автомобилем, обладал простой конструкцией и достаточно мощным мотором. В рекламных проспектах делался акцент на толщине металла и антикоррозионной стойкости кузова.

ЗАЗ-965

Первенцы Запорожского автомобильного завода были известны по всей Европе (Бельгия, Болгария, ГДР, Финляндия, а также Куба и другие страны). «Запорожцы» в Европе получили собственное имя — «Ялта» (в различных транслитерациях Jalta и Yalta). Заднемоторные ЗАЗ-965Э (где буква Э — экспортный) отличались от машин для внутреннего рынка наличием наружного зеркала заднего вида и тонкого сплошного молдинга через всю боковину кузова, хромированной радиаторной решеткой, шильдиком «965» на заднем крыле, пластиковым бачком омывателя лобового стекла вместо резинового, фальшдисками на колесах.

Салон «Ялты» можно отличить по собственному рулю с утопленной ступицей и кольцом сигнала, улучшенной шумоизоляции на моторном щите и задних арках, наличием подлокотников для задних пассажиров, радиоприемнику и пепельнице. Отдельные партии экспортного «горбатого» имели двухцветную окраску кузова. Импортерами ЗАЗа являлись финская компания Konela (через нее машина продавалась как Jalta) и бельгийская Scaldia-Volga.

Интересно, что в Европе машина стоила очень дешево. Так, в Бельгии за ЗАЗ-965Э просили 43 900 франков, что по курсу на то время составляло 878 американских долларов. А, к примеру, BMW 2002 в 1969 году в брюссельских автосалонах стоила 4 200 долларов.

«УАЗ-Марторелли» (1976)

Однажды гонщик Луиджи Марторелли пересёк Сахару на ГАЗ-69 (который тогда производился в Ульяновске). И был настолько впечатлён внедорожными качествами «козлика», что связался с советским «Автоэкспортом», предложив немедленно начать поставки последней модели — УАЗ-469. Рекламу брал на себя.
В итоге с 1973 по 1999 годы компания Martorelli продала на Апеннинах больше 6 тысяч «уазиков»!

Для европейского рынка их дорабатывали, ставили гидроусилители, дизели «Пежо». Брутальный ульяновец даже засветился в 4 сезоне культового сериала «Спрут» в качестве транспортного средства одного из мафиози.

Экспорт российских грузовиков и спецтехники

Российские грузовики и тяжёлая спецтехника традиционно пользуется отличным спросом на внешних рынках. Если на европейский рынок отечественным производителям грузовиков пробиться крайне сложно, то в Латинской Америке, Северной Африке и в развивающихся странах Азии российский КамАЗ, Урал и другие производители занимают прочные позиции.

Так, например, техника КамАЗа отлично известна в Латинской Америке, где продаётся несколько грузовиков КамАЗ, а также другой спецтехники из России. Автопроизводитель из Набережных Челнов продает несколько тысяч своих экземпляров грузовиков в Египет и поставляет такое же количество техники в Иран. Одним из перспективных направлений для КамАЗа и других российских производителей спецтехники является Вьетнам и весь регион юго-восточной Азии. В ближайшие годы планируется активизировать поставки российских грузовиков в эти страны, в общей сложности продавая во Вьетнам около 2000 грузовых автомобилей.

КамАЗ не только поставляет за рубеж собранные в России грузовые автомобили, но и активно создает сборочные предприятия в развивающихся странах. Первые автомобили КамАЗ выпустил на своих сборочных предприятиях в Индии, Пакистане, Казахстане и Вьетнаме.

Расширяет поставки за рубеж российский производитель компания Урал. В настоящее время порядка 35% всех произведённых грузовых автомобилей Урал идёт на экспорт. Продукция Урала официально продается в 12 странах, в том числе и в Иране, Ираке, в Египте и других развивающихся странах.

В последние несколько лет российский автопроизводитель компания ГАЗ также смогла существенно увеличить объемы поставок своих автомобилей за границу. Большой популярностью пользуется Газель-Next, которая продается в Македонии, Черногории, Боснии и Герцеговине, Сербии и других странах Европы. Также этот легкий грузовик отлично продается в Латинской Америке и на североафриканском рынке.

«Москвич»-403

«403-й» «Москвич» поставлялся в те же страны, что и ГАЗ-21. Экспортная модель получила собственную решетку радиатора, передние указатели поворотов и габаритные огни новой формы, пару наружных зеркал на передних крыльях, оригинальные задние фонари, а также сдвоенный молдинг на всю длину автомобиля.

Существенные отличия были и в отделке салона. В обязательном порядке экспортный вариант комплектовался часами и радиоприемником (в варианте для СССР это были опции за дополнительную оплату). Потолок и карты дверей были обтянуты высококачественным кожзаменителем разных фактур. При том, что в базовом исполнении потолок был из хлопчатобумажной ткани, а карты дверей обиты тканью или комбинацией ткани и вставок из кожзама.

Интересно, что предшественник этой модели, «Москвич»-407 комплектовался в Бельгии дизельным двигателем Perkins Four объемом 1.6 л и мощностью 48 л. с. Дизель обеспечивал седану расход на уровне 6 л на 100 км. Европейские дилеры утверждали, что дизели способны пройти до капитального ремонта более 200 000 км — внушительная цифра по тем временам. Одним из способов заинтересовать покупателя был слоган о том, что из Парижа до Брюсселя можно доехать всего за 15 франков с человека (при наличии 4 человек в автомобиле), исходя из затрат 15 франков на 100 км.

Что показывали туристам за рубежом

Система выездного туризма в СССР была заточена на то, чтобы представить жизнь на Западе как можно в более темных тонах. Это делалось, например, за счет экскурсий в бедные кварталы и т.п. Но, вернувшись домой, туристы писали в отчетах, что им запомнились, в первую очередь, чистота улиц, изобилие товаров в магазинах и ассортимент блюд в ресторанах.

Почувствовать, что в Стране Советов живется лучше, чем где-либо, путешественники могли только в развивающихся странах — Египте, Индии, ЮАР и т.д. «Люди, освободившиеся от колониального гнета, живут в нищете, ютятся под заборами роскошных вилл и домов. А я, простая труженица, бесплатно отдыхаю за рубежом и живу в предоставленной государством трехкомнатной квартире», — написала в отчете о поездке в Египет в середине 1970-х работница одного из заводов

Программа путешествий обязательно включала посещение фабрик, заводов и сельскохозяйственных предприятий. Возложение цветов к памятникам героев социалистических революций также было частью обязательной программы. Людей возили «по местам боевой славы» и на территории бывших концентрационных лагерей. «Как минимум каждый пятый посетитель «Бухенвальда» и «Зееловских высот» был гражданином СССР, а их число среди побывавших в «Берлине-Карлсхорсте» в отдельные годы доходило до половины от общего количества посетителей», — отмечают авторы.

Известные туристические места, таким образом, хотя и посещались, но не были приоритетными для организаторов путешествий

Первостепенную важность, пока стройно работала советская пропагандистская система, имели объекты с идеологической нагрузкой. . География поездок

География поездок

В Советском Союзе второй половины 1950-х–1991 годов в той или иной степени были представлены разные виды туризма — экскурсионно-познавательный, молодежный и студенческий, туры на отдых и лечение, круизы, научный туризм, деловые и экзотические поездки. Различными видами туров были охвачены страны соцлагеря, Западной Европы, США, а также развивающиеся страны — Вьетнам, Куба, Индия, Египет, Марокко, Алжир.

В каких странах вообще продают русские авто

К большому удивлению, российские машины активно продают во многих государствах. В ТОП самых востребованных входят: Лада, УАЗ, ВАЗ. Эти модели активно расширяют свою географию. Самые популярные страны для экспорта:

  • Украина;
  • Беларусь;
  • Казахстан;
  • Узбекистан;
  • Южная Осетия;
  • Грузия;
  • Таджикистан.

Открытием стали и другие страны Европейского Союза:

  • Венгрия. В этом государстве любят японских Suzuki и Nissan. Но и российские автомобили заняли почётное место и весьма неплохо продаются;
  • Словакия. Как и её сосед – Венгрия, Словакия покупает технику из нашей страны. Это, скорее, добрая традиция между соседями. А нам приятно!
  • Болгария. Тут не только говорят по-русски, но и активно покупают машины из России, несмотря на обилие других предложений;
  • Сербия. Как и в большинстве стран ЕС, здесь можно с лёгкостью купить за 8 000 евро неплохой Рено Логан. Однако сербы предпочитают нашу Ладу, иногда и за большие деньги. Почему? Сложно сказать, но нам выгодно;
  • Молдавия. Тут обратная ситуация. Например, в Приднестровье мало европейских машин, поэтому российские авто здесь покупают, т. к. эта часть страны поддерживает хорошие отношения с Россией.

Конечно, сам факт, что европейцы покупают наши автомобили, кажется удивительным. В нашу пользу говорит многое: качество машин возросло, а цена осталась приемлемой. Однако мы всё ещё не может составить достойную конкуренцию западным и восточным автомобильным брендам.

Как начинался советский туризм

Принято считать, что граждане СССР были «невыездными». Но это не совсем так. Власти начали развивать выездной туризм еще при Сталине. В 1930 году 257 человек, из которых 244 были рабочими-ударниками, отправились в круиз вокруг Европы на теплоходе «Абхазия». Это было разовое мероприятие, которое превратили в красивую пиар-акцию. Людям пытались показать «ужасы» капитализма. Западные страны как раз переживали последствия Великой депрессии. Молодецкий вид счастливых туристов-передовиков из Страны Советов явно диссонировал с унылым настроением безработных судостроителей на побережьях Европы, отмечают авторы.

ВАЗ-2121 «Нива» (1977)

Первая самостоятельная (без опоры на фиатовскую базу) разработка тольяттинских инженеров. Триумфальный дебют на мотор-шоу в Париже, золотая медаль на международной выставке в Брно (1978). Приводятся цифры, что в первый же год «Нива» захватила до 40% европейского рынка внедорожников, но правильнее сказать, что популярный ныне класс малых городских полноприводников — именно она и создала.

В Австрию трёхдверная машина поставлялась под брендом Lada Taiga. В Англию — Lada Cossack. Занятный факт: в конце восьмидесятых целых 45 «Нив» закупила для разъездов по стройплощадкам дирекция строительства Евротоннеля под Ла-Маншем.

Память о путешествии

В большинстве случаев советский турист выезжал заграницу один раз в жизни. Вернувшись домой, люди обычно писали в профсоюзы отзывы и отчеты о поездке. Иногда такие рассказы попадали в прессу в виде путевых заметок. Однако цензура допускала к публикации лишь то, что было выгодно с точки зрения идеологии — впечатления от встреч с зарубежными рабочими, посещения заводов, ленинских мест и т.д и т.п.

Но в кухонных разговорах речь шла совсем о другом. Ни природные красоты, ни шедевры архитектуры и искусства, а атмосфера потребительского рая на фоне товарного дефицита в СССР в первую очередь вызывала культурный шок у людей и обсуждалась ими дома. В разговорах после поездки за вопросом: «Что видел?» обязательно следовал вопрос: «Что привез?».

Сколько стоили зарубежные туры

Профсоюзы, как правило, компенсировали часть стоимости турпоездок. Но гражданам приходилось оплачивать большую часть расходов по фиксированным ценам без права выбора класса обслуживания.  Исключение составляли круизные путешествия. Например, круиз по Средиземному морю в 1960-1970 годы мог стоить от 470 до 785 рублей. Средние зарплаты в эти годы составляли примерно от 80 рублей (начало 60-х) до 150 рублей (конец 70-х). В целом стоимость зарубежной поездки, если речь шла о безвалютной основе (обмене туристами) была соотносима с размером одной месячной зарплаты: Албания (12 дней) — 95 рублей, Болгария (16 дней) — 105 рублей, Италия (11 дней) — 145 рублей.

Однако, чтобы что-то привезти, туристам приходилось нарушать правила. Авторы подробно описывают теневые практики советских путешественников. Валюта выдавалась в ограниченном количестве — на неотложные и повседневные нужды. Поэтому люди продавали незаконно провезенные через границу товары, которые котировались на местных черных рынках: фотоаппараты, черную икру, золотые изделия, электробритвы. При этом даже если товары с логотипом «made in USSR» были вывезены законно, продажа считалась спекуляцией. Так, к примеру, человек имел право взять с собой в поездку два фотоаппарата. Однако, продав законно вывезенный фотоаппарат, путешественник вынужден был изобретать легенды о его потере. Были и другие способы успешно нарушить законы и правила, чтобы получить возможность привезти модные и престижные иностранные товары. Так, например, женщины надевали в поездку приготовленные к продаже украшения из настоящего золота, а возвращались в подделках, чтобы пройти через таможню.

Привезенные себе, родственникам, друзьям и коллегам вещи и сувениры надолго оставались в памяти путешественников. Когда авторы книги проводили опросы среди бывших туристов, все опрошенные без исключения скрупулезно описывали каждую привезенную вещь, хотя со времени совершения некоторых поездок прошло 30-40 лет.

Что привозили из-за границы (из отчетов советских туристов)

«Платье и брюки — детям: туфли — себе; шубу — жене»; «Внучке — сапожки и туфельки; маме — теплый плед; племянникам — кроссовки и кофточки; друзьям — парфюмерию»; «Дочери — обувь и шапочку; себе — туфли и ткани; маме — две хрустальные вазы; для всех — сладости».

На закате СССР проблема товарного дефицита стояла особенно остро. Пропагандистская машина уже не работала. В то же время, на контрасте пустых прилавков в советских магазинах и изобилия товаров в зарубежных, достигал своего апогея кризис социалистических ценностей.  

См. также:

Автор текста:

Селина Марина Владимировна,

7 ноября, 2016 г.

Социология

рецензия

СССР

туризм

Подпишись на IQ.HSE

Куда российские автопроизводители поставляют свои машины на экспорт

Традиционно спросом на внешних рынках пользуется продукция АвтоВАЗа, а также тяжелые грузовики от КАМАЗа и Урала. Такие автомобили и спецтехника отличаются функциональностью, универсальностью использования и предлагаются по доступным ценам. Большая часть экспорта автомобилей из России приходится на страны СНГ. По словам специалистов, у АвтоВАЗа поставки на рынки стран СНГ от общего экспорта за рубеж составили порядка 80%. Основными покупателями продукции АвтоВАЗа в СНГ является Казахстан, Беларусь и Украина.

Также неплохим спросом отечественные легковые автомобили пользуются в странах Латинской и Южной Америки, куда в общей сложности АвтоВАЗ поставил порядка 10 000 своих автомобилей. В последние годы существенно вырос экспорт продукции АвтоВАЗа в Египет, Иран и Алжир. Так, например, по данным АвтоВАЗа, только в 2016 году в Алжир было поставлено более 20 000 новых автомобилей. В Иран продано 11 000 единиц техники, а в Египет около 6000 новых автомобилей.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий