Рынок входит в рецессию, будущее — за люксом и «Ладой»
Если в случае с бюджетными компактными машинами прослеживается тренд на популярность более дешевых моделей, то с «паркетниками» ситуация обратная. Ситуация с самой популярной моделью — Hyundai Creta — еще не так показательна (ее продажи, напомним, выросли за год на 5%), но, например, Renault Duster «просел» на 13%, «Нива» — на 1%, XRay — вообще на 18%, Renault Kaptur — на 12%. Зато выросли продажи заметно более дорогих Kia Sportage (на 6%), Volkswagen Tiguan (на 10%), Nissan Qashqai (на 14%), Skoda Kodiaq (вообще на 86%). Складывается ощущение, что «бедные беднеют, а богатые богатеют» — но эксперты такую трактовку не поддерживают. Азат Тимерханов считает, что у такой динамики — целый комплекс причин: и удачные маркетинговые акции, и обновление моделей, и смена поколений, и появление более привлекательных в ценовом плане комплектаций.
В целом же представители индустрии не видят особых поводов для оптимизма на автомобильном рынке. Азат Тимерханов из «Автостата» считает, что после двухлетнего роста авторынок РФ вошел в стадию рецессии, что укладывается в историю его развития: по его словам, как правило, 2-3 года роста сменяются примерно таким же периодом падения. «По всей видимости, наступил период, когда рынок «покатился с горочки», что может продлиться до 2021-го или 2022 года. По машинам: в такие период премиум-сегмент чувствует себя увереннее. Сейчас мы видим, что он растет, а массовый — падает. Как уже было сказано, продукция АвтоВАЗа стоит дешевле, а в кризисные периоды — это выходит на первый план. Плюс нельзя сбрасывать со счетов и обновление модельного ряда», — говорит представитель аналитического агентства.
Согласен с ним и главный редактор журнала «АвтоБизнесРевю» Евгений Еськов: «Продажи сокращаются, перспектив для роста рынка я не вижу. В 2019 году, думаю, рынок новых автомобилей сократится примерно на 5% по сравнению с 2018 годом. Реальные доходы населения падают, цены растут. Впереди возможно повышение утилизационного сбора, это еще одна весомая трудность для рынка. Основные тенденции рынка — цена важнее, увеличение доли кредитных продаж, спрос смещается в сторону наиболее доступных моделей. Доходность бизнеса для дилеров сокращается. Для клиентов покупка нового автомобиля становится более сложной с точки зрения финансов. И здесь растет роль поддержек со стороны брендов, особенно при сокращении господдержки», — заключает он.
Максим Матвеев, аналитическая служба “Реального времени”
АналитикаБизнесТранспортАвтоРозничная торговля
По каким причинам автомобиль может продаваться хорошо или плохо
Прежде всего на ликвидность влияет статус марки, но могут быть и исключительные случаи. В качестве примера – отечественные машины. Из этого можно выделить следующий критерий.
Чем машины более широко распространены на рынке, тем выше их ликвидность. Сложившиеся привычки автолюбителей, обширная база сервисов и запасных частей, популярность, узнаваемость способны перевесить репутацию.
Порой к малоизвестным моделям, невзирая на свои плюсы, автолюбители относятся настороженно. Не всем интересны “экзотические” машины.
Внедрение спорных технических новшеств, к примеру, первое возникновение коробок DSG или двигателей с прямым впрыском тоже может отпугнуть клиентов. Новшества принимаются со временем.
Новое или подержанное авто? А может, общественный транспорт?
Пандемия коронавируса изменила обычный подход к транспорту: если раньше считалось, что проблему передвижения лучше решать с помощью общественного транспорта, то сейчас он стал слишком опасным (даже в условиях масочного режима), и автовладельцы поняли, что именно личный автомобиль безопаснее и удобнее в сложившейся ситуации.
Тем временем государство продолжает поддерживать отечественных автопроизводителей – почти все они подписали с Минпромторгом специнвестконтракты (компенсация части затрат и дополнительные льготы), а также могут участвовать в программах стимулирования спроса «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль».
По программам россияне могут покупать новые автомобили российского производства в кредит, и получать за это скидку в 10% от стоимости (в дополнение к остальным скидкам, в том числе от производителя и от дилера). По факту, конечно, максимальная скидка составит 150 тысяч рублей – и примерно половину от этой суммы придется отдать за страховку Каско, без которой банк откажется выдать кредит. К тому же, за сам кредит тоже нужно платить проценты, которые «съедают» и остальную часть выгоды.
Тем не менее, первичный авторынок все еще чувствует себя неплохо, а цены на новые автомобили выросли все же не так сильно, как доллар (так как более 90% всех продаваемых автомобилей произведены в России), а некоторые дилеры все еще предлагают скидки и другие программы лояльности.
Если обобщить, то итоговые рекомендации будут такими:
- если на руках есть вся сумма, можно брать и новое авто – сейчас благодаря кризису можно найти некоторые интересные предложения с хорошими скидками (правда, некоторые салоны начинают под надуманными предлогами отказывать тем, кто покупает не в кредит);
- тем, кто имеет стабильный доход, не снизившийся и в коронавирус, можно смело брать автокредит – процентные ставки сейчас на минимуме, госпрограмма со скидкой в 10% действует, а автомобили продолжают дорожать;
- если автомобиль нужен сейчас – можно смотреть и на вторичный рынок, главное – не забывать про диагностику перед покупкой и не гнаться за дешевизной;
- если автомобиль нужен будет в будущем, а полной суммы на руках нет – лучше всего отказаться от затеи и купить машину, когда она действительно будет нужна.
Пока неизвестно, насколько глубоким будет кризис, как покажет себя российская вакцина от коронавируса и будет ли вторая волна заболевания, лучше не рисковать и не тратить все сбережения на новую машину – существует риск, что продавать ее придется быстро и дешево.
Факторы, влияющие на ценовую политику автодилеров
В процессе формирования цены автодилеры – третье звено цепи. Уровни заработка участников автомобильного рынка:
- представительство завода или импортер — от 5 до 30%;
- автодилер одной ТМ — от 15 до 30%;
- организация по продаже нескольких торговых марок авто — от 10 до 15%;
- мелкие автодилеры, продающие автомобили в формате торговых площадок — от 3 до 10%.
Цена Volkswagen Passat в США
На конечную стоимость автомобиля сильно влияют исследования маркетологов автомобильных брендов. Такие специалисты проводят анализ рынка и предоставляют рекомендации по уровню цен для каждого региона отдельно. Соответственно, при расчете рекомендованных розничных цен будут учитываться такие факторы:
- объём рынка;
- уровень конкуренции;
- потенциал рынка;
- регуляторная политика государства — налоги и пошлины.
Цена Volkswagen Passat в Индии
Такие процессы происходят во всех странах, и стоимость одних и тех же автомобилей может существенно отличаться. Например, по состоянию на конец февраля 2019 года, начальная стоимость на VW Passat в России составляет эквивалент 28 000 долларов США, в Соединенных Штатах — цена стартует от 25 295 долларов, а в Индии — от 36 500 долларов США соответственно.
Покупка автомобиля: сейчас или позднее
Для совершения выгодной покупки необходимо понимать принцип продаж на рынке автотранспорта и пользоваться выгодными предложениями. В большинстве автосалонов существуют годовые, квартальные и ежемесячные планы по продажам. У каждого продавца есть некоторые полномочия для предоставления клиенту дополнительной скидки.
Согласно статистике продаж, авторынок подвержен сезонным колебаниям. Январь-начало февраля – период хороших скидок на автомобили предыдущего годы выпуска. Автодилеры пытаются максимально быстро избавиться от таких машин.
С марта по июнь наблюдается возрастание спроса и цены на продукцию автоконцернов выходят на максимальный уровень. С точки зрения выгоды потребителя – не самый удачный момент.
С июня по первую половину ноября ведутся маркетинговые кампании по стимулированию продаж автомобилей текущего года выпуска и сбора предварительных заказов на следующий год по выгодной цене. Это делается, в основном, для начала процесса очистки складов и заказа продукции следующего года выпуска.
Мировой автомобильный рынок с начала 2019 года показывает снижение объемов продаж на 8%. Российские автодилеры констатируют падение потребительского спроса в январе и начале февраля 2019 года за счет увеличения ставки НДС до 20% и ожидания продавцами новых цен. К концу года эксперты прогнозируют рост национального рынка новых автомобилей на 3,6%.
Герои и аутсайдеры
Безусловный лидер рынка — «АвтоВАЗ», реализовавший за год 360 тыс. авто (+16%). На втором и третьем местах прочно обосновались корейцы: Kia продали 226 тыс. (+25%), а Hyundai 178 тыс. (+13%), четвертое место у Renault — 137 тыс. (без изменений), а замыкает пятерку лидеров Toyota, на счету которой 109 тыс. (+15%). Далее в десятке самых успешных следуют Volkswagen — 106 тыс. (+19%), ГАЗ с легкими коммерческими автомобилями — 60,7 тыс. (+4%), Nissan — 81 тыс. (+6%), Skoda — 82 тыс. (+31%), Ford — 53 тыс. (+6%).
авто
Посетитель рассматривает автомобиль Lada Vesta SW в демонстрационном зале автоцентра
Фото: РИА Новости/Алексей Сухоруков
В премиум-сегменте особых сюрпризов нет. Первое место у Mercedes-Benz — 38 тыс. авто (+3%), второе место у BMW — 36 тыс. шт. (+19%), третье у Lexus — 24 тыс. авто (+3%), на четвертой строчке Audi — 16 тыс. (-4%) и замыкает премиальную пятерку Land Rover — 9,8 тыс. шт. (+11%). Впечатляющий рост за год показал Genesis с 1,8 тыс. шт. (+78%).
Были на авторынке в прошлом году и свои герои. Так, китайская компания Zotye показала рост на 192%, доведя объем продаж до 3175 авто. Некогда популярная у россиян Honda еще далека до прежних объемов продаж, но динамика впечатляет — 5113 штук (+110%). Сбавившая за последние годы обороты компания Mitsubishi вновь набирает скорость — 45 тыс. шт. (+87%). Были и свои сюрпризы, неожиданно в число аутсайдеров попал узбекский Ravon, у которого в течение года были трудности с экспортом в Россию (5,2 тыс.; -66%). Не покидают проблемы с продажами и бренд Datsun (21 тыс.; -16%).
авто
Автосалон по продаже автомобилей марки Mercedes-Benz в Москве
Фото: РИА Новости/Михаил Воскресенский
Прошедший год нельзя назвать удачным для китайских автокомпаний, ситуация в России осложнилась с остановкой черкесского завода Derways, о чем ранее писали «Известия». Тем не менее компании из Поднебесной всё еще активно борются за российского клиента. Традиционный лидер среди китайцев Lifan (15 тыс. шт.; -11%), далее идут Chery (5,6 тыс. шт.; -5%), Geely (3,4 тыс. шт.; +50%), Haval (3,2 тыс. шт.; +70%) и вышеупомянутая Zotye.
Туманные перспективы
Подводя итоги года, глава комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер отметил, что прошедший год выдался довольно успешным для автокомпаний. Бизнесменам сыграл на руку отложенный спрос — граждане, откладывавшие покупку нового автомобиля с 2015 по 2017 год, наконец-то пошли в автосалоны. Однако большого оптимизма от этого у иностранцев нет.
По словам главы АЕБ, перспективы на этот год туманны: увеличение НДС и вероятное ужесточение американских санкций несут значительные риски и неопределенность.
авто
Сотрудница дилерского центра продаж и обслуживания автомобилей Ford
Фото: ТАСС/Артем Геодакян
«Основываясь на предположении о неизменности правительственной политики и неизменности поддержки автомобильного сектора, участники рынка ожидают, что фундаментальный спрос будет достаточно устойчив для удержания уровня продаж и выхода на рост в течение года. С учетом этого наш прогноз на 2019 год по рынку пассажирских и легких коммерческих автомобилей в России составлен с небольшим улучшением, а именно 1,87 млн единиц, что на 3,6% больше, чем в прошлом году», — заявил на конференции АЕБ Йорг Шрайбер.
Схожего мнения придерживается аналитик по автопрому «ВТБ-Капитал» Владимир Беспалов.
«Полагаю, что первые два месяца будет небольшой спад в плане продаж, потом ситуация должна выровняться. Если не будет существенного роста кредитных ставок, снижения темпов роста ВВП, падения цен на нефть и, как следствие, валютных колебаний, то рост рынка будет невысоким, но стабильным. Я ожидаю, что по итогу 2019 года продажи новых автомобилей вырастут на 6–7%», — рассказал «Известиям» Беспалов.
авто
Автосалон Kia
Фото: РИА Новости/Алексей Сухоруков
В российском офисе Kia также ожидают скромный рост. По мнению директора по маркетингу «Киа Моторс Рус» Валерия Тараканова, в этом году рост рынка не превысит 4%. В сложившейся ситуации одной из важнейших задач в компании считают удержание своей доли на рынке.
Уровень ликвидности по маркам
Тут ничего сложного. Русский рейтинг выглядит вот как:
1. Toyota. Известна своей надежностью, практичностью и консервативностью во всех образцах.
Уважаемый читатель!
В статье представлена базовая информация, но большинство случаев имеет индивидуальный характер. В связи с чем на нашем сайте работают дежурные юристы к которым вы можете обратиться по телефонам:
- Москва: +7 (499) 577-00-25 доб 152
- Санкт-Петербург: +7 (812) 425-66-30 доб 152
- Все регионы: 8 (800) 350-84-13 доб 132 (Звонок бесплатный)
При обращении Вы получите консультацию именно по Вашей проблеме.
2. Корейские марки авто. На рынке привыкли к их хорошему уровню качества при невысокой стоимости, и к ним не стали хуже относиться даже после того, как их цена встала в один уровень с другими машинами.
3. Renault с базой Logan. Это непосредственно Logan, Sandero, Duster и все его клоны. Тут удивляться нечему, такие авто создавали именно для рынков, очень схожих с отечественным.
4. Lada. Наиболее популярная марка. Кто-то ее критикует, кто-то хвалит, но авто весьма популярно.
Уровень ликвидности по моделям
Для правильности рейтинга стоит рассмотреть только свежие и современные транспортные средства, предлагаемые на вторичном рынке. Ведь известный экземпляр АвтоВАЗа – 2114 способен опередить всех по своей популярности, однако его приобретает лишь определенный контингент водителей.
1. Solaris, Rio от автоконцерна Hyundai. Это почти идентичные авто, есть незначительные внешние различия. Автомобили сейчас считаются воплощением качественных экономичных хэтчбеков и седанов в РФ, где их изготавливают. Высокая популярность на рынке новых машин, естественно, отразилась на рынке вторичных авто.
2. Lada Granta. С помощью этого образца АвтоВАЗу удалось вернуть большой спрос на свои автомобили. Реально низкая стоимость, возможность выбора комплектации, хорошее качество смогли сделать автомобиль очень популярным.
3. Toyota Camry. Универсальное транспортное средство, в котором грамотно сочетаются габариты, удобство, надежность и приемлемая цена.
4. Chevrolet Niva, Lada 4×4. Эти модели заслужили популярность уникальнейшими способностями, а именно отличной проходимостью и достойным уровнем удобства. У моделей есть свои покупатели, которым другие авто не интересны. Эти авто долго могут «держать марку», как раз потому что у них есть поклонники.
Creta сменила Solaris и стала самым популярным кроссовером
Больший, чем у «Гранты», годовой рост по итогам первых 9 месяцев, только у Skoda Kodiaq — было продано на 86% больше экземпляров, чем год назад (17,5 тысячи против 9,4 тысячи штук). Евгений Еськов из «АвтоБизнесРевю» отмечает, что Kodiaq локализован только в первой половине прошлого года. «С тех пор спрос на модель растет за счет широкой гаммы, новых версий, возможности выбрать семиместную версию и отсутствия других SUV в линейке Skoda», — говорит он.
Также сравнимый рост — на 32% — у Kia Optima: 19,5 тысячи экземпляров против 14,8 тысячи год назад. Optima и Kodiaq, правда, по общим объемам продаж занимают лишь 21-е и 19-е места, так что ни о какой реальной конкуренции с Lada Granta речи идти не может. Как уже говорилось, «Вест» было продано на 10% больше, чем год назад, а вот Kia Rio даже снизила результат — на целых 8%.
Находящийся на четвертом месте Hyundai Creta — самый популярный из «паркетников» в России — стал продаваться на 5% лучше, чем годом ранее. Евгений Еськов считает причиной популярности модели то, что у производителя Creta замещает спрос на Solaris (этот «одноклассник» Kia Rio, еще и выпускающийся на том же заводе, за год показал снижение продаж на 10%). Азат Тимерханов из «Автостата» более образно описывает ситуацию с Creta и конкуренцию модели с Renault Duster и Kaptur. «Можно провести аналогии с «мудрой обезьяной, которая сидит на дереве и наблюдает за схваткой двух тигров». Так вот, Creta и есть та «мудрая обезьяна», а Duster и Kaptur — два «тигра», которые борются за покупателя, но ущерб наносят друг другу», — говорит он.
Тот же результат — снижение на 1% — и у находящейся на 10-м месте Skoda Rapid. Фото Максима Платонова
Последние новости авторынка
По данным аналитического агентства «Автостат», основанным на информации компании LMC Automotive, объем продаж в январе на мировом рынке автотранспорта снизился на 8,2%. В числовом выражении это соответствует 7,3 миллиона единиц. Лидерами рынка по количеству проданных машин остаются Китай, США и Западная Европа. Продажи в странах Восточной Европы снизились на 8,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Рынки Японии и Кореи показали рост на уровне 2% и 1,2% соответственно. Падение авторынка Канады в январе составило 5% по сравнению с прошлым годом.
На программы «Свое дело» и «Русский тягач» будет выделено 4,9 миллиарда рублей. На проекты «Семейный автомобиль» и «Первый автомобиль» планируется потратить 3 миллиарда рублей.
Инвестиции в автомобили на газовом топливе составят 2,5 миллиарда рублей, а в общественный электротранспорт – 1,5 миллиарда. Для сравнения, в 2017 году инвестирование со стороны государства в автомобильную отрасль было на уровне 68,7 миллиарда рублей, а в 2018 годы на уровне 30 миллиардов.
Рост цен: почему дорожают автомобили
Мнение аналитиков о факторах, влияющих на увеличение стоимости автомобилей, разделяются. Некоторые считают, что в ценообразовании большую роль играет курс доллара США, а их оппоненты говорят о том, что его учитывать не стоит. Представители производителей объясняют рост цен на их продукцию исключительно влиянием инфляции.
Отсрочка подорожания происходит за счет наличия складских запасов и возможности регулирования розничной цены с помощью корректировки маржинальной наценки. Также есть мнение о том, что рынок постепенно отыгрывает разницу курсов и инфляцию на протяжении длительных периодов. Таким образом продавцы компенсируют недополученную прибыль, а покупатели постепенно привыкают к новым ценам.
Рост стоимости на автомобили российского производства частично нивелируется за счёт государственных программ и субсидий. Например, в апреле 2018 года для автомобилей с объемом ДВС от 1000 до 2000 кубических сантиметров уровень утилизационного сбора вырос на 90% и составил 40 000 рублей. Автопроизводителям удалось добиться льгот от Российского правительства для компенсации этих налогов.
Рост рынка б/у автомобилей
Покупатель вынужден выбирать, покупать ли ему новый автомобиль в кредит или остановиться на подержанной машине. Рост цен на новые машины способствует увеличению рынка подержанных автомобилей. Повышающиеся НДС и ужесточение санкций играют не на руку рынку новых авто. В ближайшем будущем цены на новинки снижаться не будут, а значит, рынок б/у продолжит движение вверх.
В докризисный период на один проданный новый автомобиль приходилось два б/у авто. Сейчас на три новых автомобиля приходится 10 подержанных. В смутный период россияне выбирают недорогие автомобили. Возвращения к докризисному периоду в ближайшие три года не предвидится.
Увеличение прозрачности
Продажи иномарок на б/у рынке обгоняют по продажам отечественные авто с 2010 года. Эксперты прогнозируют, что в 2019 году наметившаяся тенденция сохранится: все больше россиян будут покупать подержанные иномарки вместо отечественных. При этом еще длительное время, скорее всего, лидерство сохранится за автомобилями из семейства LADA Samara.
Одна из основных тенденций не только 2019, но и ближайших трех лет — увеличение прозрачности на рынке подержанных машин. Покупатели хотят экономить, приобретая неновые машины, но не хотят при этом покупать кота в мешке. Эксперты уверены, что постепенно будет расти легальность продаж подержанных машин. Сейчас доля продаж через дилеров равна всего 15%, но постепенно она будет увеличиваться и к 2020 году должна составить не менее 30%.
Вторичный рынок для дилеров позволил многим автоцентрам остаться на плаву и не разориться в минувшем году. Доходность вторичного рынка выше на 10%, чем от продаж новинок, и именно это привлекает на рынок крупные дилерские сети, которые меняют рынок и представление покупателя о «вторичке». Еще несколько лет назад покупатель выбирал неновую машину практически вслепую, а сейчас автоцентры предлагают машины после ТО, с диагностической картой, проверенные юридически, с гарантией от дилера: почти как купить новую.
Вся подноготная б/у автомобиля доступна любому покупателю. И это главный тренд вторичного рынка.
Также читайте: Как торговаться с официальным дилером
Доступность информации о машинах
Современные технологии в продажах б/у авто — еще одно направление ближайшего развития всего рынка. Раньше, чтобы купить машину, нужно было или ехать на авторынок и к «серым» дилерам, или перерывать тысячи объявлений. Покупателю приходилось просматривать объявления, обзванивать десятки продавцов и объезжать все подобранные варианты лично.
Сейчас представление об этой системе меняется. Теперь можно не тратить свое время на подбор б/у авто: всю информацию о машине можно получить онлайн через специальные сервисы, например, avtocod.ru. В отчетах предоставляется полная информация об автомобиле: год выпуска, количество владельцев, пробег, наличие обременений (лизинг, залог) и ограничений ГИБДД, участие в ДТП и проч.
Так, проверка «Соляриса» 2018 года с пробегом более 49 тыс. км показала, что он использовался в такси, четыре раза попадал в ДТП, числится в залоге, имеет изменения в конструкции и неоплаченные штрафы:
Также читайте: Что нужно проверить перед покупкой авто с пробегом
Рынок б/у машин не так сильно зависит от кризиса, он стабильнее рынка новых авто: не проседает в тяжелые времена и не взлетает в богатые периоды. По прогнозам экспертов, в ближайшие три года рынок б/у не только сохранит уверенный рост, но и может перешагнуть самые оптимистичные сценарии. В 2019 ожидается рост минимум на 3%.
Почему не стоит покупать автомобиль сейчас?
Любой кризис – это время возможностей, например, для старта нового бизнеса (так как вложить можно меньше, а выгоды в будущем получить больше). Но вот что касается автомобилей и вторичного рынка – ситуация совсем неоднозначная.
Как мы уже поняли, если авто нужно сейчас, то покупать можно, а если нет – то спешить не нужно.
Проблема в том, что из-за дефицита новых автомобилей (по объективным причинам – заводы простаивали из-за карантина и отсутствия поставок комплектующих из-за границы) автодилеры могут остаться без товара, а потенциальные покупатели из-за потери части доходов будут вынуждены делать выбор в пользу вторичного рынка. В любом случае это рост цен в обоих сегментах, причем дорожать будут и авто в не самом лучшем состоянии.
Как рассказал нам Илья Юров из сервиса avtocod.ru, выбора на рынке практически не остается – лучшие варианты уходят перекупщикам, для остальных остается «автохлам» по завышенным ценам:
Другая причина касается той же ликвидности автомобиля и снова упирается в цены. Так, если купить сейчас б/у авто по актуальной рыночной цене, а цены впоследствии стабилизируются, то купленная машина через какое-то время значительно потеряет в цене – потому что подешевеет относительно других предложений на рынке (+1 владелец – это минус для потенциального покупателя), а другие машины на рынке подешевеют сами по себе.
И есть другие, не самые очевидные причины, связанные с пандемией коронавируса:
- автосервисы и магазины автозапчастей некоторое время были закрыты из-за пандемии – владельцы относительно «свежих» авто могли пропустить сроки периодического ТО и потерять право на гарантию;
- из-за вынужденных выходных многие вообще не пользовались автомобилями 1,5-2 месяца, что не лучшим способом сказывается на состоянии автомобиля;
- некоторые могли подрабатывать курьерами, когда магазины перешли на дистанционную торговлю, и использовать для этого личные автомобили. Итог – значительный износ и поломки, которые могут «вылезти» уже после покупки.
Поэтому покупка подержанного автомобиля в сложившейся ситуации несет повышенный риск, и об этом нужно помнить.