“Семейный человек”, или рассказ о том, как ненароком превратиться в джипера

Другие персонажи «Судьбы человека» М.А. Шолохова

Об остальных действующих лицах мы узнаем из воспоминаний главного героя.

Он с теплом говорит о своих родных: о жене Ирине и детях – Анатолии, Настеньке и Олюшке.

В эпизодах встречаются герои, которым симпатизирует рассказчик – это военврач, помогавший русским солдатам в плену, командир роты, спасенный Соколовым от доносчика, и урюпинский приятель, который приютил героя у себя дома после войны.

Есть и отрицательные персонажи: предатель Крыжнев, комиссар лагеря Мюллер, немецкий майор-инженер.

Единственный персонаж, которого мы видим в настоящем героя – это его приемный сын Ванюша, маленький мальчик, свято верящий, что Соколов его настоящий отец.

Вариант 2

В данном произведении автор показывает во что может превратиться обычный человек, попав в неестественную ситуацию Гражданской войны, где ожесточение сторон заставляет людей переступать через то, что раньше было для них свято.

Главный герой рассказа Мишикара был отцом девятерых детей. Шолохов ничем не показывает что-либо необычное в этом человеке до начала противостояния белых и красных. Это хороший семьянин, желающий жить своей жизнью и остаться в стороне от наступающей в стране смуты. Когда двое из его сыновей – Иван и Данила прониклись идеями красных и решили воевать на их стороне, то отец лишь отказался последовать за ними, но и препятствовать не стал.

Однако вскоре Мишикара был мобилизован в Белую армию и, таким образом, стал сражаться на другой стороне. Из рассказа видно, что идеи его абсолютно не интересовали, на войну он пошел потому, что заставили. Это обстоятельство говорит не только об отсутствии каких-либо убеждений, но и о слабости характера.

Дальнейшее повествование строится на расправе над пленными. Следует отметить, что писатель принимал участие в Гражданской войне в казачьих областях и своими глазами видел зверства, творимые обеими сторонами.

Когда Данила попадает в плен к отряду, в котором служит его отец, то того заставляют принять участие в расправе над красным. Мишикара сначала, как нормальный человек, пытается отказаться, но ему грозят, что, в результате отказа, от участия в казни он станет следующей жертвой. Отец ударил своего сына штыком, в числе прочих. Это послужило началом его моральной деградации.

После того, как был захвачен в плен и его второй сын Иван, Мишикаре было поручено конвоировать того, причем в одиночку. Иван просил отца отпустить его, причем упал при этом на колени. После этого, отец, пообещав, что отпустит и выстрелит лишь для вида, хорошо прицелился и сознательно убил и второго сына. Причиной послужили не идеологические разногласия или слепая ярость, порожденная борьбой, Мишикара просто боялся, что это проверка и предпочел спасти себя от возможного наказания, ценой жизни сына. Причиной опять послужила трусость, помноженная на уже совершенный им поступок в отношении Данилы. Теперь этот человек стал способен на все смута пробудила в нем, то что в других обстоятельствах никогда бы не проявилось.

Рассказ учит тому до чего человека, слабого духом, могут довести экстремальные обстоятельства, подобные произошедшим в ходе Гражданской войны.

Семейный человек :: Шолохов Михаил Александрович

——————————————— Михаил Александрович Шолохов

СЕМЕЙНЫЙ ЧЕЛОВЕК

За окраиной станицы, промеж немощно зеленой щетины хвороста стрянет солнце. Иду от станицы к Дону, к переправе. Влажный песок под ногами пахнет гнилью, как перепрелое, набухшее водой дерево. Дорога путаной заячьей стежкой скользит по хворосту. Натуживаясь и багровея, солнце плюхнулось за станичное кладбище, и следом за мною по хворосту голубизной заклубились сумерки.

Паром привязан к причалу, лиловая вода квохчет под исподом; приплясывая и кособочась, стонут в уключинах весла.

Паромщик черпалом скребет по замшевшему днищу, выплескивает воду. Приподымая голову, глянул на меня косо прорезанными желтоватыми глазами, буркнул нехотя:

— На тот бок правишься? Зараз поедем, отвязывай причал!

— Угребем мы двое?

— Надо бы угресть. Ночь спущается, а народ то ли подойдет, то ли нет.

Подсучивая шаровары, снова глянул на меня, спросил:

— Гляжу я — не свойский ты человек, не из наших краев… Откель бог несет?

— Иду домой из армии.

Паромщик скинул фуражку, кивком головы отбросил назад волосы, похожие на витое кавказское серебро с чернью, подмигивая мне, ощерил съеденные зубы:

— Как же идешь — по отпуску аль потаенно?

— Демобилизованный. Год мой спустили.

— Что ж, дело спокойное…

Сели за весла. Дон, играючи, поволок нас к затопленной молодой поросли прибрежного леса. О шершавое днище парома сухо чешется вода. Босые, исполосованные синими жилами ноги паромщика пухнут связками мускулов, посинелые ступни липнут, упираясь в скользкую перекладину. Руки у него длинные, костистые, пальцы в узловатых суставах. Он — высокий, узкоплечий, гребет нескладно, сгорбатившись, но весло услужливо ложится на гребенчатую спину волны и глубоко буровит воду.

Я слышу его ровное, без перебоев, дыханье; от вязаной шерстяной рубахи пахнет едким потом, табаком и пресным запахом воды. Бросил весло, повернулся ко мне лицом.

— Запохаживается, что затрет нас в лесу! Дурна шутка, а делать нечего, парнище!

На середине течение напористей. Паром рванулся, норовисто кинул задом, кособочась потянулся к лесу. Через полчаса прибило нас к затопленным вербам. Весла обломались. В уключине обиженно суетился расщепленный обломок. В пробоину, хлюпая, сочилась вода. Ночевать перебрались мы на дерево. Паромщик, окарачив ветку ногами, сидел рядом со мной, попыхивал глиняной трубкой, говорил, прислушиваясь к пересвисту гусиных крыльев, резавших над головами вязкую темь:

— Идешь ты к дому, к семье… Мать, небось, ждет: сынок-кормилец вернется, старость ее пригреет, а ты, должно, близко к сердцу не принимаешь того, что она, мать твоя, белым днем чахнет по тебе, а ночьми слезами материнскими исходит… Все вы, сынки, таковские… Пока не нажил своего приплоду, до тех пор и не лежит у вас душа к родительским страданьям. А сколько их кажному приходится переносить?

Иная баба порет рыбу и раздавит желчь; уху-то хлебаешь, а в ней горечь неподобная. Так вот и я: живу, только хлебать-то припадает самую горечь… Иной раз терпишь-терпишь да и скажешь: «Жизня, жизня, когда ты похужеешь?..»

Ты человек не свойский, посторонний, — вот ты и обсуди умом: в какую петлю мне голову просовывать?

Есть у меня дочь Наташка, нонешний год идет ей семнадцатая весна. Вот она и говорит:

— Гребостно мне с вами, батя, за одним столом исть. Как погляжу я на ваши руки, так сразу вспомню, что этими руками вы братов побили; и с души рвать меня тянет…

А этого она, сучка, не понимает, через кого все так поделалось? Да все через них же, через детей!

Женился я молодым; баба мне попалась плодющая, восьмерых голопузых нажеребила, а на девятом скопытилась.

«Поколение одиночек»: почему многие рожденные в 80-х так и не построили семью

Миллениалы — это поколение людей, которые родились в 80-х годах. По иронии судьбы, именно их считают самыми одинокими. Причем такого мнения придерживают не только обыватели или счастливые семьянины. 5-tv.ru пообщался с тремя экспертами из разных областей. Они рассказали, почему же многие из тех, кто близок к 40-летию, до сих пор не побывали в ЗАГСе.

Политолог: «Ломка поколения»

Так политолог Антон Бредихин объяснил, с какими изменениями в обществе могут быть связаны нежелание или не способность миллениалов создавать семьи.

«Здесь позиция интересная с точки зрения изменения психологии нашего общества. Центральным местом конечно же стал распад Советского Союза. Он отразился на поколении 80-х более чем серьезно. После него последовал целый ряд военных конфликтов: чеченская камапния, первая и вторая. И здесь мы видим, что как-раз происходила ломка поколения. Ввиду того, что у нас сначала изменилась система идеологическая, нужно было перестраиваться, искать новые форматы для жизни, для самореализации. Для многих именно эта развилка послужила тем, что сейчас у них кризис. Кризис того, что многие семьи уже тогда не то что не складывались. Они уже изначально имели какие-то бомбы замедленного действия», — пояснил политолог.

Такое количество 40-летних одиночек говорит о том, что люди выбирали карьеру и образование вместо семьи и детей. По словам эксперта, эта тенденция уже давно стала общемировой. Такие кризисы случались и в других странах. Именно поэтому за рубежом поздние брак и беременность — совершенно нормальное явление.

Психолог: «Одиночки в хорошем смысле»

Медицинский психолог Ольга Коротина-Гессе тоже уверена, что люди, которым сейчас от 32 до 39 лет, остаются одиноки потому, что семья — не самая главная ценность в их жизни.

«Поколение 80-х действительно не очень настроено на создание брака, на ответственность за детей, за семью. Раньше роль семьи выполняла определенную функцию: было легче выжить. Поколение 80-х — одно из первых поколений, которое оказалось на переходе с советских устоев к более свободным», — заявила эксперт.

По словам психолога, у людей пропала потребность создавать семью, вести общее хозяйство и воспитывать детей для того, чтобы выжить.

«У людей появились новые перспективы. У них появились мотив и потребность к саморазвитию, к профессиональному росту. Очень много кандидатских и докторских диссертаций эти люди защитили», — отметила Ольга Коротина-Гессе.

Эксперт добавила, что поколение 80-х условно можно назвать одиночками, но в хорошем смысле. Эти люди могут отвечать за свою жизнь и вступать в брак не потому что «надо», а потому что они готовы к этому шагу.

Семейный коуч: «Привычка одинокого человека»

По мнению писателя и коуча Павла Ракова, одиночество женщин, появившихся на свет в 80-х годах, связано с двумя основными причинами.

«Только 25% женщин из поколения 80-х имеют полноценную семью. Почему 75% этих, во многом интересных, девушек никогда не построят полноценные отношения? На это есть две основные причины. Родителям девочек поколения 80-х было некогда показывать правильный пример. И воспитывать своих детей в любви. Это были тяжелые 90-е. Тогда основная задача семьи была –выжить. Прокормить своих детей. И поэтому было не до чувств», — заявил коуч.

Вторая причина, по его словам, заключается в информационной войне, которую тогда вели против всех советских стран.

«Цель — развалить экономику, развалить государство и развалить институт семьи с целью уменьшения деторождаемости, чтобы людей в государстве стало меньше. Девочкам внедряли мысли про феминизм, личные интересы и карьеру», — сказал Павел Раков.

Он добавил, что институт семьи в 80-х и 90-х годах уходил на второй план

По словам коуча, неважно, построили ли те девушки карьеру или нет: у них сформировалась привычка одинокого человека, который думает только о своих выгодах

Ранее 5-tv.ru писал, что эксперт объяснил, почему интернет-знакомства опасны для мужчин.

Пересказ в тезисах

У Андрея была тяжелая юность, поэтому он уехал на заработки на Кубань. Там он узнал, что его семья погибла от голода в 1922-м году. Юноша вернулся домой, продал имущество и женился на сироте Ирине. Она родила ему 3-х детей. Семья жила обеспеченно.

Во время войны Андрея призвали на фронт, но уже через год он попал в плен к фашистам. Первый его побег не увенчался успехом, он был пойман в 40 км от лагеря. Последующие 2 года мужчина провел, выживая в скотских условиях. Однажды он резко высказался в адрес немцев, и его вызвали к коменданту. Фриц увидел в нем настоящего мужчину и сохранил ему жизнь.

Позже Андрей сбежал из лагеря, захватив в плен немецкого инженера. В госпитале он узнал, что семья его погибла во время бомбежки, а выжил только сын. Позже юноша умер на фронте. Андрей переехал в Урюпинск и устроился шофером. Там он усыновил осиротевшего мальчика.

Однажды Соколов сбил корову, поэтому у него отняли водительское удостоверение. Сейчас он вместе с мальчиком держит путь к своему сослуживцу, живущему в Кашарском районе.

История создания рассказа «Судьба человека»

В основе произведения лежит реальная история человека, которого Шолохов встретил на охоте на Верхнем Дону примерно через год после окончания войны.

В непринужденной беседе писатель услышал рассказ, который потряс его до глубины души. «Обязательно, обязательно напишу об этом», – подумал Шолохов.

Только спустя 10 лет писатель решил воплотить свой замысел в жизнь. В это время он читал произведения Хемингуэя и Ремарка, главные герои которых представляют собой бессильных, никчемных людей, потерявших смысл жизни после возвращения с войны.

Тогда он вспомнил о своем случайном знакомом и решил, что пришло время написать его историю, историю лишений, тяжелых испытаний и вере в жизнь несмотря ни на что.

Шолохову понадобилось всего семь дней, чтобы написать текст рассказа. 31 декабря 1956 года – дата написания и публикации рассказа в газете «Правда».

Произведение нашло большой отклик в писательской среде, в том числе за рубежом. Немного спустя рассказ был прочитан по радио известным актером С. Лукьяновым.

О рассказе «Судьба человека»

Произведение описывает сложные перипетии жизни простого советского солдата, который видел ужасы войны, пережил тяготы немецкого плена, лишился семьи, множество раз был на грани жизни и смерти, но, несмотря на все это, сохранил в себе человечность и нашел силы жить дальше.

«Судьбу человека» с точки зрения жанровой принадлежности принято считать рассказом. Однако в этом произведении присутствуют признаки разных жанров.

По своему объему произведение маленькое, а значит больше похоже на рассказ. Однако, здесь описывается не отдельный случай, а большой отрезок времени, длиной в несколько лет, что позволяет назвать эту книгу повестью.

Критика

Высокая оценка произведения была сделана в отзыве на сборник «Лазоревая степь»:

Такую вещь, как «Семейный человек», силою обстоятельств вынужденный собственной рукой умертвить своих двух сыновей, без волнения, без биения сердца не прочтешь. Рассказ волнует читателя, восстанавливая страшные дни 1918―19 гг. <…> В некоторых вещах автор сумел чрезвычайно развернуть фабулу рассказа. Так, «Семейный человек» начинается с очень обыденного упрёка, брошенного мимоходом в разговоре с автором «нонешних» детей ― стариком казаком. И тут же незаметно автор разворачивает ленту рассказа, прямо вытекающую из этой нечаянно обронённой фразы. В этом определённое достижение автора.

И. М. Машбиц-Веров также относил «Семейного человека» к произведениям «бесспорно значительным <�…> в смысле собственно-литературном», которые «содержат обещание крупных достижений».

По мнению В. М. Литвинова, «Семейный человек» ― это «строгий моральный суд над казаком Микишарой, который считал, что ради доброго дела можно пойти на любую подлость».

Что такое семейный миф и как он на нас влияет

Предположим, что отец вашей прабабушки пил. Сильно пьющий человек, словно оборотень, попеременно находится в одном из двух режимов. Когда он трезвый — все прекрасно, когда пьяный — чудовищно. Каждый вечер прабабушка прислушивалась к шагам на лестнице: какой папа сегодня? Из-за этого она выросла сверхчувствительным человеком, который по шагам в коридоре, по повороту ключа в замке может понять, в каком состоянии близкий, и в зависимости от этого либо прятаться, либо выползать.

Когда такая женщина вырастает, оказывается, что хорошие мальчики с букетами роз и ухаживаниями ей не интересны. Она привыкла к вечному переключению, когда ужас сменяется счастьем. Конечно, она не обязательно выбирает себе в спутники зависимого человека (хотя вероятность весьма велика), но почти наверняка соединяет свою жизнь с тем, кто обеспечит ей постоянное психологическое напряжение. Это может быть человек, выбравший экстремальную работу, или, скажем, социопат. У такой пары рождаются дети, и паттерн переходит из поколения в поколение, и алкоголизм прапрадеда влияет на поведение потомков.

Часто семейный миф выглядит как лояльность семейным правилам, преемственность, иногда доходит до нас в виде семейной традиции, но бывает, что обладает и патологизирующим влиянием, и тогда с ним нужно работать.

Но, что главное, мы можем не замечать его всю жизнь — особенно если не размышляем о прошлом своей семьи, не ищем в нем причины своих поступков. Поскольку многие поколения в нашей стране пережили войны, революции, репрессии, мы все это в себе несем, хоть часто и не понимаем, в каком именно виде. Совсем уж простой пример: некоторые страдают от лишнего веса и не могут оставить что-то на тарелке, даже когда сыты, не задумываясь, что причина в том, что их прабабушка пережила блокаду Ленинграда.

Так что семейный миф — не абстрактное понятие, а явление, которое касается каждого из нас. А раз он руководит нами, неплохо бы чуть лучше его понимать. В мифе заключен источник колоссальных ресурсов — стоит нам их для себя открыть, как в жизни появятся новые возможности. Например, если наш семейный миф требует от нас все время быть в напряжении, то неудивительно, что мы не можем расслабиться и отдохнуть.

Именно этому: обсуждению того, какие мифы бывают и как они формируются — будет посвящена программа «Игры и гедонизм» в рамках образовательного проекта «Шатология». Участники смогут разобрать свои семейные истории и решить, что в семейном мифе им хочется изменить, а что — взять с собой в новый год.

Узнав свой семейный миф, можно использовать его, чтобы сделать себя сильнее, а свою жизнь — лучше.

Популярные сегодня пересказы

  • Крошка Цахес, по прозванию Циннобер — краткое содержание сказки Гофмана Раньше множество фей проживали в государстве, где правил князь Деметрий, так как он очень уважал волшебниц. Им жилось там хорошо. Однако Деметрий умер, а его преемник считал всех феи колдуньями.
  • Краткое содержание повести Перчатка Жуковского Рассказ Жуковского «Перчатка» повествует о том времени, когда во Франции правил король Франциск. Его придворные со скуки решили устроить драку диких зверей. На арену вывели льва, тигра и двух барсов
  • Краткое содержание рассказа Монах в новых штанах Астафьева В самом начале произведения читатель знакомится с мальчиком Витей – мальчик, который остался без матери. Он выступает в качестве рассказчика. Бабушка Вити дала мальчику задания чистить картошку
  • Иметь и не иметь — краткое содержание романа Хемингуэя История рассказывает о контрабандисте по имени Гарри. Довольно много прямо или косвенно в этой книге Хэмингуэй говорил о социальном неравенстве и борьбе за справедливость в обществе

Вы здесь

Главная › Книги Румянцевского музея › Петелин В. Михаил Александрович Шолохов. Энциклопедия.

Семейный человек.

вс, 08/28/2011 – 20:46 — Вячеслав Румянцев

СЕМЕЙНЫЙ ЧЕЛОВЕК. Рассказ был опубликован в журнале «Прожектор» 15 июня 1925 года, № 11; отдельным изданием вышел под заглавием «Красногвардейцы», Госиздат, М. – Л., 1925; затем выходил в сборниках : «Лазоревая степь», Новая Москва, М., 1926; «Донские рассказы», Московский рабочий, М., 1929; «Лазоревая степь», Московское товарищество писателей, М., 1931.

МИКИШАРА, казак, паромщик. На переправе Дона  паромщик выплескивает воду ,всматривается в подходившего человека своими «желтоватыми глазами»,   «отбросил назад волосы, похожие  на витое кавказское серебро с чернью, подмигивая мне, ощерил съеденные зубы…Босые, исполосованные синиеми жилами ноги паромщика пухнут связками мускулов, посинелые ступни липнут, упираясь в скользкую перекладину. Руки у него длинные, костистые , пальцы в узловатых суставах. Он – высокий , узкоплечий, гребет нескладно, сгорбатившись, но весло услужливо ложится на гребенчатую спину волны и глубоко буровит воду.

Я слышу его ровное, без перебоев, дыханье; от вязаной шерстяной рубахи пахнет едким потом, табаком и пресным запахом воды». Паром прибило к лесу, паромщик и повествователь остались ночевать. И паромщик начал свой трагический рассказ о своей недавней жизни. Два сына , Иван и Данила, уговаривали его уйти к красным, как только белые заняли станицу. А у него еще семеро детей, жена умерла, родив ему девятого. Иван и Данила ушли, а он остался в станице, его тут же  казаки взяли в свою армию, стал он белым. Казаки взяли в плен Данилу, избили его, а потом вахмистр дал Микишаре указание избивать Данилу. Послушный Микишара избивал Данилу. Потом взяли в плен Ивана и доверили Микишаре отвезти его в штаб.По дороге Иван попросил отца отпустить его, не нажился он на белом свете. Отец пообещал: – Дойдем до яров, сынок, ты беги, а я для видимости вслед тебе стрельну раза два…

Микишара имел совесть, а потому выстрелил сыну вслед, убил его. Тот перед смертью говорит отцу, что у него жена и ребенок. А Микишара со слезами на глазах говорит ему, что у  него семеро по лавкам, если он отпустит сына, то его расстреляют казаки, а дети пойдут «христарадничать».  Трудный выбор был у Микишары, но прав ли он? Трудный вопрос…

«Вот ты и рассуди нас , добрый человек! Я за детей за этих сколько горя перенес, седой волос всего обметал. Кусок им зарабатываю, ни днем, ни ночью спокою не вижу, а они…к примеру , хоть бы Наташка, дочь-то , и говорит: Гребостно с вами, батя, за одним столом исть».

ПОВЕСТВОВАТЕЛЬ, от имени которого ведется рассказ. Демобилизованный красноармеец возвращается домой, там, говорит Микишара, тебя ждет мать, ждет сынка-кормильца, «белым днем чахнет по тебе, а ночьми слезами материнскими исходит». « Пока нет своего приплоду, до тех пор и не лежит у вас душа к родительским страданьям. А сколько их кажному приходится переносить?». И рассказывает свою трагическую историю.

Повествователь не дает своего ответа читателю. И М.Шолохов, зная Микишару как реального человека, который иной раз заходит к нему в Вешенской, тоже не знает , как к нему отнестись, виноват он или не виноват?

Сюжет

Главный герой произведения – пожилой казак по имени Микишара, занимающийся транспортировкой людей на пароме с одного берега Дона на другой. Однажды ему довелось перевозить возвращающегося с войны солдата. Старик рассказывает молодому человеку о своей жизни, желая услышать его мнение, так как он новый человек в их краях.

Микишара – отец девяти детей, его жена умерла много лет назад при родах последнего ребёнка. Мужчине пришлось трудиться не покладая рук, чтобы их прокормить. Когда началась гражданская война, двое его старших сыновей по имени Данила и Иван ушли воевать за красных.

Жители казацкой станицы решают вступить в борьбу против советской власти и зовут Микишару с собой. Мужчина отказывается, так как не может оставить детей одних. К нему формируется негативное отношение со стороны остальных казаков. Однажды белая армия пригнала к станице взятых в плен коммунистов, среди которых был сын Микишары Данил.   Казаки решают жестоко избить красноармейцев и ставят главному герою ультиматум, что убьют его, если тот откажется принять участие в экзекуции.  Микишара впал в отчаяние, и всё, что он смог сделать – это ударить сына по уху и сразу бежать прочь. Другие казаки забили Данила до предсмертного состояния и в конце проткнули его горло штыком винтовки. Главный герой до сих пор помнит хрип умирающего сына и не может себя простить.

Второй сын Микишары по имени Иван сбегает из красной армии и переходит на сторону казаков, но те решают расправиться с ним. Молодой человек был пойман возле Балашова и сильно избит. Казаки отдали Микишаре распоряжение отвезти сына на допрос. В пути Иван упрашивает отца освободить его. Главный герой долгое время не решается, боясь расправы над остальными детьми, но в итоге отпускает сына. Когда Иван побежал, Микишара выстрелил ему в спину.

Старшая дочь казака впоследствии возненавидела своего отца, узнав, что тот погубил двоих сыновей. Микишаре пришлось нести тяжёлый моральный груз в течение оставшейся жизни.

Михаил Шолохов показывает в своём произведении, насколько ужасна гражданская война, когда родные люди оказываются по разную сторону баррикад, и обстоятельства сильнее воли одного человека.

Тема в некоторых произведениях  писателей – это отражение исторических событий, судеб и характеров людей которые стали не по своему желанию ее участниками. В Рассказе «Семейный человек» война стала безжалостным противостоянием двух сторон. Она убивает все моральные качества героев, которые были добрыми людьми.

Главные герои: Микишара, Иван, Данила, Казаки, Рассказчик.

Композиция: В рассказе переплетается отцовская любовь к своим детям, и военные действия.

Год написания рассказа «Судьба человека»

Рассказ «Судьба человека» был написан в 1956 году. Война закончилась больше 10 лет назад, но она по-прежнему волновала М. Шолохова.

Именно в это время произошло переосмысление автором образа героической Победы.

В 1953 году умер И.В. Сталин. Шолохов критически взглянул на многое, в том числе на действия почившего главы государства.

В небезызвестном приказе Сталина № 270 говорилось о том, чтобы всех, сдавшихся в плен врагу, считать дезертирами и изменниками Родине. Они должны были быть уничтожены, а их семьи лишены любой государственной поддержки.

Рассказ Шолохова «Судьба человека» открыл новую страницу в военной литературе тех лет. Описанные в рассказе ужасы плена, которые пришлось пережить миллионам солдат, стали отправной точкой для изменения отношения к людям, попавшим в такую ситуацию.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий