Смертельное ралли: о безумных гонщиках раллийной Группы Б из 80-х

Ford RS200

Американец решил вмешаться в битву за корону мирового чемпионата по ралли в 1985 году. Именно тогда на гонках впервые появился среднемоторный прототип с полным приводом, выдававший тогда рекордные 600 лошадиных сил. 2-литровый турбомотор позволял за 3 секунды разгоняться до 100 км/ч практически на любом покрытии, а масса авто в районе тонны и мотор в центре обеспечили болиду отличную управляемость. Любопытно, что для участия в ралли такому монстру нужно было иметь серию дорожных аналогов, однако регламент ограничивал их число скромными 200 экземплярами. Несмотря на огромный потенциал и постоянное развитие модели, именно Ford повлиял на скорое закрытие группы Б. В 1986 году этот болид на полной скорости влетел в толпу зрителей на горном серпантине, унеся жизни 3 человек и еще десяток отправив в больницу. После этого инцидента марка на долгие годы ушла из чемпионата мира по ралли.

Аварии на ралли

Ралли относится к одним из самых опасных видов спортивных состязаний, поэтому без аварий здесь не обходится. Причём опасность угрожает не только экипажу, но и зрителям, поскольку авто довольно часто и на большой скорости врезается в толпу болельщиков и наносит увечья, несовместимые с жизнью. В соответствии с данными статистики, на раллийных первенствах люди получают меньше увечий и травм, нежели в традиционном футболе, хоккее или баскетболе, но степень смертности в данном случае намного выше.Знаете ли вы? Организатор легендарного ралли «Париж — Дакар» — мотоциклист из Франции Тьерри Сабин. Однажды на своём мотоцикле он заблудился в африканской пустыне и долго блуждал, пока его не нашли аборигены. После этого у него возникла идея организовать межконтинентальный марафон, ставший наиболее известным во всём мире.
Сегодня процент смертности на гонках настолько высок, что многие перестали воспринимать факт гибели участников, как чрезвычайное происшествие. Наибольший уровень смертельных случаев наблюдается на ралли «Дакар», которое ранее проходило в Африке. Это связано с тем, что в гонках принимают участие всевозможные виды транспортных средств: грузовые машины, мотоциклы, гоночные авто.

Видео: аварии на ралли

Раллийное первенство — одно из самых захватывающих, непредсказуемых, зрелищных и, в то же время, опаснейших спортивных состязаний. Для прохождения установленного маршрута используют специальные модифицированные серийные транспортные средства либо специально изготовленные машины. Существует несколько видов ралли, которые дают возможность испробовать свои силы на дороге как профессиональным гонщикам, так и любителям.

Lancia 037

Пожалуй, самый красивый представитель группы, просуществовавшей недолгие 5 лет — с 1982 по 1986 год. Lancia стала ответом доминировавшим тогда в ралли полноприводным моделям Audi Quattro. Полный привод тогда только начал появляться на легковушках, и итальянские конструкторы не поверили в его силу, оставив Lancia моноприводной. Однако из-за не слишком высокой мощности в 325 лошадиных сил на колесах, эту энергию можно было реализовать и через задний привод. К тому же, итальянский конкурент Audi был куда более надежным и не ломался так часто, как немецкие болиды. Хорошей управляемости итальянского болида способствовала центрально-моторная компоновка и легкие панели кузова из кевлара, снижающие общий вес авто. Все вместе это позволило Lancia выиграть чемпионат по ралли 1983 года, став последним моноприводным авто, взобравшимся на верхнюю ступеньку чемпионата.

Глава, в которой Группа Б заканчивает существование

Пик славы Группы Б представлял собой несущийся на скорости в 200 км/ч болид в аэродинамических обвесах. Управляемый занос в повороте был неотъемлемой частью заезда, а зрители работали просто отбойниками. Каждый хотел получить пыль из-под болида себе на одежду, а счастливчики могли прикоснуться к легендам прямо в момент гонки.

Болельщики были настолько безбашенными, что когда Вальтер Рёрль вылетел с трассы и сломал фанату ногу – тот был на седьмом небе от счастья, ведь его покалечил сам знаменитый пилот. Гонщица Audi Мишель Мутон говорила, что зрители — это просто часть антуража, а аварии неизбежны. Но это стало началом конца Группы Б.

В 1985 году в страшной аварии погиб пилот Аттилио Беттега на своей Lancia. В 1986 году на этапе в Португалии 550-сильный Ford RS200 вылетел на полном ходу с трассы прямо в толпу болельщиков. Молодой пилот просто не совладал с запредельными возможностями автомобиля. В результате, трое зрителей погибли и десятки получили травмы различной степени тяжести. После этой трагедии команда Ford прекратила свое участие в ралли.

Последней точкой в череде этих фатальных происшествий стала авария лидера команды Lancia Хенри Тойвонена и его штурмана Серджио Кресто, уверенно лидировавших в чемпионате и идущих первыми на этапе в Корсике. Причиной аварии многие называют сильное утомление на фоне простуды Тойвонена, который просто перепутал два похожих по входу, но совершенно разных по выходу поворота. В итоге, автомобиль на сумасшедшей скорости сошел с трассы и рухнул с обрыва. К приезду спасателей от Delta S4 остался лишь обгоревший каркас. И пилот, и штурман погибли на месте. После этой аварии Lancia покинула чемпионат, а первое место в личном зачете досталось Юхе Канккунену на Peugeot 205 Т16.

Какие виды ралли существуют

Сегодня можно выделить несколько основных видов и подвидов раллийных состязаний, обладающих индивидуальными правилами и техтребованиями, выполнение которых является обязательным. Прежде всего, существуют гонки, проходящие на спецтрассах, так называемое «боевое» ралли, и по дорогам общего пользования — ралли 3-й категории (Р3К)

Особенности каждого из них — далее.Важно! «Боевые» гонки являются чрезвычайно захватывающими и непредсказуемыми, они проводятся только среди профессиональных гонщиков, обычно среди заводских команд, и являются частью различных чемпионатов

«Боевое»

С 1960-х годов гонки, проводимые на специально оборудованных трассах, зачисляются к профессиональным спортивным состязаниям. Так называемое «боевое» ралли проходит на скоростных автотрассах, к которым нет доступа общему дорожному движению.

Особенностью «боевого» автосоревнования считается то, что в них учитывается не скоростная техника транспортного средства, а чёткость передвижения по заданному маршруту и временной отрезок его прохождения. Именно подобные трассы дают возможность проверить прочность, безопасность и надёжность гоночной машины.

К таким спецтрассам относят:

  • горные дороги и перевалы;
  • тяжёлые тропы в лесу;
  • снежные и ледовые трассы;
  • болотистые равнины;
  • пустыни и песчаные дюны.

Ралли 3-й категории

Самым доступным видом официальных спортивных автосоревнований, в которых могут принять участие непрофессиональные гонщики, считается ралли третьей категории (Р3К). В нём имеют возможность участвовать автовладельцы любых транспортных средств категории В и, при этом, не иметь каких-либо специальных навыков или подготовки.Рекомендуем для прочтения:

  • Покраска авто ксераликом и принцип действия перламутра
  • Как затюнинговать автомобиль Ваз 2110 самостоятельно
  • Как затюнинговать Волгу
  • Тюнинг «Лада-Калина» 1: универсал, седан и хетчбэк

Данный вид гонок имеет свои особенности:

  • проводится на частично или полностью открытых трассах общего пользования;
  • включает в себя ряд дополнительных состязаний, которые могут проходить на закрытых автодорогах (как в «боевом» ралли), так и на трассах, предназначенных для общего пользования.

В данном виде раллийных первенств внимание больше уделяется не скоростному прохождению дороги, а точности расписания, навигации и манёвренности езды. Допсоревнования проходят по ходу основного и, как правило, являются частью дорожной секции

Исключением считаются только скоростные состязания, наиболее популярными из которых являются слаломы

Допсоревнования проходят по ходу основного и, как правило, являются частью дорожной секции. Исключением считаются только скоростные состязания, наиболее популярными из которых являются слаломы.

Самыми распространёнными на Р3К являются допгонки:

  • На равномерность движения — суть его проста: известны сведения о точке старта и определена скорость передвижения, но одновременно нет информации о точке финиша и, как результат, о времени финиша. При этом, время финиширования учитывают до секунды, а далее разницу, которая возникла между реальным временем прохождения трассы и рассчитанной организаторами ралли, зачисляют участнику в качестве штрафных баллов.
  • Типа «режимный участок» — здесь есть данные о времени финиша, но средний показатель скорости закладывают из расчёта довольно интенсивной техники езды. Финиш в данном случае также фиксируется до секунды, а в легенде (инструкция, которая определяет схему маршрута, скоростной режим и время прохождения) указывают норму времени на режимный участок и его длину.
  • Слалом — суть его состоит в том, чтобы объехать как можно быстрее трассу определённой схемы с фишками и конусами.

Знаете ли вы? В 1983 году в гонке «Париж — Дакар» участвовал легендарный автомобиль «Жигули-2105». Удивительно, но машина была заявлена не от Советского Союза, а со стороны Франции, от команды бизнесмена Жана Пока. К сожалению, до финиша транспорт так и не доехал.

Peugeot 205 T16

Учтя все недостатки Lancia 037 и первой версии Audi Quattro, французы выставили на чемпионат мира по ралли крохотный полноприводный хэтчбек. Регламент с практически полностью отсутствующими ограничениями по инженерии болида позволят создавать совершенно безумные проекты. Вот и в этот раз под кузовом городского хэтчбека скрывался 1,8-литровый турбомотор, который выдавал порядка 450 «лошадей». При этом, мотор находился не под капотом, а за передними сидениями, а сам болид весил скромные 900 килограммов. Все это позволяло Peugeot 205 T16 даже на гравии разгоняться до сотни за 4 секунды и стать самым успешным автомобилем группы Б. Из 26 принятых стартов в гран-при французам удалось выиграть 16, оставив позади даже легендарную Audi с их революционным полным приводом.

Lancia Delta S4

Как мы помним, Lancia 037 стала последним авто с задним приводом, выигравшим чемпионат — итальянцам срочно требовалось новое полноприводное оружие. И им стал хэтчбек S4 с монструозным турбомотором на 1,8 литра, выдававшим под 500 лошадиных сил. Изюминка модели была не только в каркасе безопасности из сплава титана, вокруг которого были навешены панели из революционного для того дня кевлара. для обеспечения высокой мощности и отсутствии турбоямы конструкторы одновременно применили и турбонаддув, и приводной компрессор на одном моторе — для тех лет это было почти чудом. Машина обладала нереальной скоростью, но появилась лишь в 1985 году и также стала причиной заката группы Б. В 1986 году на одном из спецучастков экипаж Хенри Тойвонена и Серджио Кресто на огромной скорости вылетел в пропасть. От удара о землю машина загорелась, гонщики не успели покинуть авто — это трагедия стала концом группы Б и началом жестких регламентов, ограничивающих скорость и безопасность болидом мирового чемпионата по ралли.

Раллийные автомобили ручные или автоматические?

Автоматические коробки передач не подходят для раллийных автомобилей по многим причинам: они медленно переключают передачи, лишают ралли все удовольствия и, конечно же, не позволяют ездить на высоких оборотах, что характерно для раллийных автомобилей на протяжении всего ралли. .

Некоторые раллийные автомобили используют обычные ручные коробки передач H-образной формы, в то время как другие используют секвентальные коробки передач, в которых передачи выбираются по порядку, поэтому у водителя есть только рычаг, который отводится назад для переключения вверх и толкается вперед для переключения на пониженную. Раллийные автомобили WRC используют систему переключения передач на руле, чтобы реагировать еще быстрее.

Ралли Германии 2004

И снова наш старый знакомый Петер Сольберг! Разумеется, снова за рулем Subaru.

Перед очередным спецучастком на Ралли Германии 2004 гонщик сообщил о сильной недостаточной поворачиваемости, у него возникли подозрения, что с рулевой колонкой не все в порядке. Так ли это было на самом деле, мы уже не узнаем, потому что норвежский гонщик попал в серьезную аварию.

Из-за неудовлетворительной обратной отдачи руля занос в повороте вышел больше, чем планировал экипаж и сам Петер. Произошел удар о препятствие рядом с обочиной, и машина взмыла вверх, чтобы затем несколько раз удариться об землю, превращая автомобиль буквально в «консервную банку». И гонщик, и штурман получили сотрясение мозга, при этом штурман Фил Миллз также получил повреждение шейных позвонков. К счастью, системы безопасности сделали свои дело, и до серьезного инцидента не дошло, хотя в том числе из-за этого эпизода Петер недавно завершил автоспортивную карьеру. В 2017 году Сольберг в очередной раз сломал ключицу, и врачи выявили у него саркоидоз. В данный момент Петер занимается организацией автофестивалей.

YouTube-канал Al Capwell

Ралли Португалии 2009

Яри-Матти Латвала — известный финский гонщик. Чемпионом он так и не стал, но победил на множестве этапов WRC, завоевав репутацию одного из лучших раллийных гонщиков в мире.

Авария на Ралли Португалии в 2009 году — просто страшная, без лишних описаний. Яри-Матти задел насыпь, машина перевернулась… и вылетела за рельс безопасности в овраг. 17 вращений вокруг своей оси, множество сильных ударов и, наконец, машина замерла на дне пропасти. В аналогичных авариях на 20 лет раньше пилоты в основном погибали, потому что бензобак и системы безопасности не выдерживали подобных инцидентов. В нашем же случае главный итог: экипаж остался жив, несмотря на многочисленные ушибы и травмы. Второй день рождения — такое чувство испытывал каждый раллийный пилот в своей карьере.

YouTube-канал Porsche torri

Сколько стоят раллийные машины?

Цена на раллийные автомобили варьируется в зависимости от класса, к которому автомобиль подходит. Она может начинаться от нескольких тысяч евро за старые подержанные автомобили начального уровня, такие как Peugeot 106, Citroen AX или Saxo, MG ZR 105, а также автомобили групп A и N, такие как Mitsubishi EVO. или Subaru Impreza в диапазоне от 20 до 40 000 евро, автомобили класса R2 примерно за 50 000 евро и примерно до 250 000 евро для автомобилей класса R5, таких как Ford Fiesta R5, Škoda Fabia R5, Peugeot 208 T16 R5 и т. д., в то время как новый WRC раллийная машина оценивается примерно в 750 000–1 миллион евро.

Указанные выше цены – это всего лишь сумма покупки автомобиля, а техническое обслуживание – это отдельная история.

Lancia 037

Пожалуй, самый красивый представитель группы, просуществовавшей недолгие 5 лет — с 1982 по 1986 год. Lancia стала ответом доминировавшим тогда в ралли полноприводным моделям Audi Quattro. Полный привод тогда только начал появляться на легковушках, и итальянские конструкторы не поверили в его силу, оставив Lancia моноприводной. Однако из-за не слишком высокой мощности в 325 лошадиных сил на колесах, эту энергию можно было реализовать и через задний привод. К тому же, итальянский конкурент Audi был куда более надежным и не ломался так часто, как немецкие болиды. Хорошей управляемости итальянского болида способствовала центрально-моторная компоновка и легкие панели кузова из кевлара, снижающие общий вес авто. Все вместе это позволило Lancia выиграть чемпионат по ралли 1983 года, став последним моноприводным авто, взобравшимся на верхнюю ступеньку чемпионата.

ЗОЛОТАЯ ЭПОХА ГРУППЫ Б

К концу семидесятых гонки ралли представляли собой довольно скучное зрелище. Архаичный технический регламент не давал возможности конструкторам разрабатывать все более мощные и технологичные автомобили. Долгое время энерговооруженность моторов была ограничена отметкой в 250 л. с. из-за неспособности автомобиля с заднеприводной компоновкой в полной мере реализовать мощность на гравийных и снежных участках — колеса просто пробуксовывали от избытка крутящего момента. 

В связи со сложившейся обстановкой Международная автомобильная федерация (FISA, ныне FIA) пошла на изменение технического регламента, согласно которому разрешалось использовать в ралли систему полного привода. Впрочем, в ответ на эти нововведения никто не побежал конструировать полноприводные автомобили для ралли — слишком устойчивым было мнение о непригодности полноприводных машин для гонок из-за их неповоротливости, чересчур высокой массы, а также массивности конструкции в целом. 

Audi Quattro
 

Однако не все оставались солидарными с этим мнением. Компания Audi первой рискнула выпустить на старт автомобиль с приводом на все колеса — модель Quattro. И уже в одном из первых ралли экипаж Ханны Микола на Audi Quattro, шедший вне зачета, опередил по времени победителя ралли на целых девять минут.  

Но точкой отсчета истории группы Б принято считать 1981 год, когда FISA в целях популяризации гонок ралли смягчила требования по омологации и позволила создавать автомобили специально для раллийных чемпионатов. В числе прочих разрешенных совершенствований для автомобилей этой группы стала свобода изменений двигателя, трансмиссии и подвесок. Теперь в конструировании разрешалось использовать композитные материалы. По своей сути, это были автомобили «Формулы-1», созданные для езды по гравию и снегу.

Audi S1

Доработанная версия обычного Quattro увидела свет в 1984 году как ответ чемпионской Lancia. Машину снабдили полным приводом и безумным 5-цилиндровым турбомотором на 500 лошадиных сил. При этом, машина весила меньше 1100 килограммов и отличалась от остальным неземным аэродинамическим обвесом. Автомобиль буквально был облеплен всяческими спойлерами и антикрыльями, что делало его похожим на инопланетный корабль. Ехал болид тоже нереально быстро — многократный чемпион мира по ралли Вальтер Рерль как-то признался, что думает слишком медленно для этой машины. А ошибаться пилотам в то время было нельзя — на каждом повороте трассы стояли сотни зрителей, буквально падающих под колеса. Порой автомобиль на скости под 200 км/ч несся по узкому коридору из живых людей, который расступались лишь перед самым бампером болида. Увы, S1 не довелось стать чемпионским авто под руководством немецкого завода из-за скоро закрытия группы Б в 1986 году.

Ралли Португалии 2016

Еще один эпизод, в котором все чудом остались живы. Новозеландский пилот Хэйден Паддон не справился с управлением в заносе, и на склоне вылетел с трассы. Автомобиль Хэйдена мгновенно загорелся, и следом за ним в том же месте вылетает уже знакомый нам Отт Тянак.

Экипаж Хэйдена успел среагировать и выбраться из машины, когда пламя перекинулось на близлежащие деревья и траву. Счастливое совпадение, что Паддон и штурман не потеряли сознание и не надышались дыма, как и тот факт, что Отт Тянак вылетел не в них, а рядом, к тому же не попал в центр пламени. Пара неудачных совпадений — если бы Хэйден стоял на том месте, куда вылетел Отт Тянак, или если бы эстонский гонщик врезался в горящее дерево, и расклад мог быть совершенно другим. К тому же повезло, что бригада пожарных находилась недалеко от места инцидента, и все-таки начала тушить пожар до того момента, когда пламя сожгло всю территорию и добралось до машины Отт Тянака.

Официальный YouTube-канал WRC

Ралли Финляндии 2000

Петер Сольберг — легенда мирового ралли, единственный чемпион WRC из Норвегии и человек, который невероятным образом популяризировал марку Subaru, в том числе в нашей стране, одержав все свои победы в ралли под синим овалом со звездами.

Его прозвали «Мистер Голливуд», потому что Сольберг всегда улыбался на камеру, даже когда гонка складывалась скверно. Забавный факт: Петер до сих пор увлекается радиоуправляемыми моделями и выиграл несколько чемпионатов как в молодом, так и в более зрелом возрасте. Неудивительно, что Сольберг выбрал именно такой путь для себя — его родители, папа Терье Сольберг и мама Туве Сольберг были известными гонщиками в Норвегии по автокроссу.

В 2000 году Петер проводил второй сезон в WRC, тогда же он перешел в команду Subaru. Карьера складывалась сверхудачно для молодого гонщика, когда инцидент едва не унес жизнь будущего чемпиона. На Ралли Финляндии 2000 после поворота с небольшим трамплином Петер не справился с управлением и влетел в насыпь рядом с трассой. Машина на чудовищной скорости совершила несколько переворотов вокруг собственной оси, улетела в лесополосу, ударилась об дерево и замерла на крыше рядом с озером. Сам Сольберг оказался запертым в кабине, к тому же в первые секунды потерял сознание.

Болельщики рядом с трассой кинулись на помощь Петеру, подняли машину и помогли выбраться пилоту. Оказалось, дерево пробило кабину в опасной близости рядом с головой Сольберга, к тому же гонщик получил сотрясение мозга. Еще несколько сантиметров в сторону норвежца, и мы могли никогда не увидеть чемпиона Subaru…

YouTube канал amjayes2

Безопасность 21 века

В 1981 году на стартовую решетку трассы подали и выкатили McLaren F1, т.е. новый вид автомобиля, в котором была использована новая технология “клетка для выживания закрытого типа” известная сегодня – как монокок. Почти 20 лет эта супертехнология пылилась на полках в виде чертежей, которая была изобретена Колином Чепменом еще в 1960-х прошлого столетия. С тех пор развитие монококов не прекращалось. Современные разработки за счет применения передовых материалов позволяют сегодня обеспечивать самый высокий уровень безопасности даже при использовании открытой кабины болида.

Это продемонстрировала “клетка безопасности” в автомобиле Алонсо в котором, вся конструкция созданная для защиты водителя от пагубного влияния удара выдержала серьезные нагрузки, в то время как остальная часть автомобиля была напрочь разрушена.

В 2000 году кевларовое волокно стало обязательным материалом, которым обшивались внутренние стенки кабины. Это препятствовало проникновению посторонних предметов при соударении. Три года спустя появилась система HANS («Head And Neck Support»- для поддержки головы и шеи), которая стала обязательной для всех водителей Королевских гонок. Последняя ее версия была представлена в 2001 году и в настоящее время до сих пор рекомендуется во всех видах гоночного автоспорта, именно для предотвращения хлыстовой травмы шеи пилота.

Для дальнейшего развития темы безопасности был придуман и создан комитет безопасности, в который вошли бывшие гонщики Формулы 1. Целью создания такого комитета была идея, помочь стюардам в принятии решений касающихся гоночных инцидентов. На каждом Гран При обязаны присутствовать три стюарда от FIA в обязанности которых входит обеспечение безопасности и следования строгих правил.

В 2011 году FIA предписала уменьшить размеры ролл-баров для автомобилей Формулы 1. Система крепления колес также была усовершенствована и все для того, чтобы предотвращать вылет шин и колес на трассу после столкновения болидов друг с другом

Еще одно важное новшество безопасности касалось самого шлема. В него был включен полностью новый элемент, который был сделан из нового материала, а именно, это были полосы в верхней части козырька основной составляющей которых стал Zylon (название материала)

Полоса, сделанная из материала Zylon в два раза упрочила шлемы Формулы- 1, сделано это было путем укрепления самого слабого места этого жизненно важного оборудования безопасности пилота (лица пилота) поликарбонатовым забралом. За два года, до того момента как было введено данное правило, гонщик Фелипе Масса получил перелом черепа в квалификационных автогонках Hungarian GP 2009 года, именно после того, как пружина от задней подвески Баррикелло ударил его прямо по голове пока он ехал со скоростью около 281 км/ч

К нашему счастью трагедии удалось избежать

За два года, до того момента как было введено данное правило, гонщик Фелипе Масса получил перелом черепа в квалификационных автогонках Hungarian GP 2009 года, именно после того, как пружина от задней подвески Баррикелло ударил его прямо по голове пока он ехал со скоростью около 281 км/ч. К нашему счастью трагедии удалось избежать.

Материал “Zylon” представляет собой синтетический полимер, который имеет прочность на разрыв в 1,6 раза выше, чем материал кевлар. Он сегодня используется в марсаходах, в теннисных ракетках, в сноубордах, а также применяется для различных медицинских целей. С 2007 года в Формуле- 1 этот материал начал использоваться вместо карбона. Именно он в обязательном порядке должен защищать кузов от пробития.

Ford RS200

Американец решил вмешаться в битву за корону мирового чемпионата по ралли в 1985 году. Именно тогда на гонках впервые появился среднемоторный прототип с полным приводом, выдававший тогда рекордные 600 лошадиных сил. 2-литровый турбомотор позволял за 3 секунды разгоняться до 100 км/ч практически на любом покрытии, а масса авто в районе тонны и мотор в центре обеспечили болиду отличную управляемость. Любопытно, что для участия в ралли такому монстру нужно было иметь серию дорожных аналогов, однако регламент ограничивал их число скромными 200 экземплярами. Несмотря на огромный потенциал и постоянное развитие модели, именно Ford повлиял на скорое закрытие группы Б. В 1986 году этот болид на полной скорости влетел в толпу зрителей на горном серпантине, унеся жизни 3 человек и еще десяток отправив в больницу. После этого инцидента марка на долгие годы ушла из чемпионата мира по ралли.

Глава, в которой Группа Б заканчивает существование

Пик славы Группы Б представлял собой несущийся на скорости в 200 км/ч болид в аэродинамических обвесах. Управляемый занос в повороте был неотъемлемой частью заезда, а зрители работали просто отбойниками. Каждый хотел получить пыль из-под болида себе на одежду, а счастливчики могли прикоснуться к легендам прямо в момент гонки.

Болельщики были настолько безбашенными, что когда Вальтер Рёрль вылетел с трассы и сломал фанату ногу – тот был на седьмом небе от счастья, ведь его покалечил сам знаменитый пилот. Гонщица Audi Мишель Мутон говорила, что зрители — это просто часть антуража, а аварии неизбежны. Но это стало началом конца Группы Б.

В 1985 году в страшной аварии погиб пилот Аттилио Беттега на своей Lancia. В 1986 году на этапе в Португалии 550-сильный Ford RS200 вылетел на полном ходу с трассы прямо в толпу болельщиков. Молодой пилот просто не совладал с запредельными возможностями автомобиля. В результате, трое зрителей погибли и десятки получили травмы различной степени тяжести. После этой трагедии команда Ford прекратила свое участие в ралли.

Последней точкой в череде этих фатальных происшествий стала авария лидера команды Lancia Хенри Тойвонена и его штурмана Серджио Кресто, уверенно лидировавших в чемпионате и идущих первыми на этапе в Корсике. Причиной аварии многие называют сильное утомление на фоне простуды Тойвонена, который просто перепутал два похожих по входу, но совершенно разных по выходу поворота. В итоге, автомобиль на сумасшедшей скорости сошел с трассы и рухнул с обрыва. К приезду спасателей от Delta S4 остался лишь обгоревший каркас. И пилот, и штурман погибли на месте. После этой аварии Lancia покинула чемпионат, а первое место в личном зачете досталось Юхе Канккунену на Peugeot 205 Т16.

Как строятся раллийные автомобили?

Раллийный автомобиль на первый взгляд ничем не отличается от обычного автомобиля, но на самом деле единственное общее – это кузов, который является основой для сборки раллийного автомобиля. Чтобы сделать раллийный автомобиль, нужно купить обычную машину, разобрать все, пока не останется голое шасси, отрубить все, что не требуется для облегчения, сварить все текущие сварные швы и добавить новые в места, где шасси могло тормозить при приземлении в прыжке. Затем установите каркас безопасности, двигатель, тормоза, электронику и детали интерьера, такие как гоночные сиденья и ремни безопасности, огнетушитель, переключатели, домофон и другие компоненты. Каждая произведенная модификация и каждая установленная деталь должны соответствовать нормативным требованиям, чтобы иметь возможность участвовать в гонках. Для автомобилей производителей, участвующих в WRC, существовали строгие правила относительно того, сколько обычных автомобилей необходимо было произвести до тех пор, пока производитель не сможет запросить разрешение на раллийный автомобиль (200+ в эпоху группы B, 2500+ в группе A). Автомобили для ралли специально созданы для гонок, и их необходимо обслуживать и ремонтировать после каждого мероприятия.

Ралли Монте-Карло 2020

И последняя авария в нашем списке случилась всего лишь год назад. И — да, в ней опять принимал участие эстонский чемпион Отт Тянак. На скоростном участке ралли-открытия в Монте-Карло пилот слишком оптимистично атаковал поворот на холме, при этом за поворот до этого эстонец зацепил обочину, и машина потеряла сцепление с асфальтом.

Довернуть руль уже не представлялось возможным, и машина по прямой полетела с обрыва, совершая кульбиты, чтобы в конце… сбить дерево под корень и застыть на холодной земле, скатываясь еще дальше.

Пилоты получили ушибы и сотрясения разной степени тяжести, но все обошлось. Хотя авария и выглядела страшной, системы безопасности, которые становятся все совершеннее, сделали свое дело. Теперь даже вылет на скорости свыше 150 км/ч и прямой удар оставляют шансы гонщикам обойтись без серьезных увечий.

Официальный YouTube-канал WRC

На самом деле, в рейтинг можно было бы легко добавить еще с десяток-другой аварий, потому что почти любой серьезный инцидент в ралли, в отличие от кольцевых гонок, можно отнести к разряду «страшных, в которых выжили гонщики». Не сгореть в пожаре, не утонуть в озере, не сломать шею при падении с оврага, наконец, просто не врезаться в дерево на огромной скорости — это задача на каждом этапе. Ралли — рискованные гонки, к тому же менее освещаемые, чем, например, «Формула-1», поэтому каждый раллийный пилот — настоящий энтузиаст своего дела, человек, который вышел на неравную схватку со скоростью и силами природы. Именно поэтому нас до сих пор восхищает их героизм, именно поэтому мы с замиранием сердца следим за WRC, каждый раз надеясь, что до финиша доберутся все участники.

24.07.2018

05.09.2016

18.03.2021

12.11.2018

22.03.2016

21.04.2017

06.08.2021

01.03.2018

07.03.2019

26.11.2019

21.09.2018

20.09.2021

22.11.2017

20.08.2018

20.06.2018

18.01.2018

21.10.2020

23.05.2017


Тест-драйв

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий