Советские и иностранные машины в комедиях Леонида Гайдая

Деловые люди (1963)

Кинопоиск: 8.7 IMDb: 7.8 +0

Трилогия фильмов рассказывает о разных историях. В первой три налетчика совершают ограбление пассажирского поезда. Во время преступления двух убивают, а третий помнит об этой передряге, будучи уже состоятельным человеком. Вторая истории о воре, пробравшемся в имение богатого владельца, которые нашли общую тему и причину для дружбы. У обоих одинаковая болезнь спины. Третья повесть — о похищении ребенка ради наживы. Вот только похитители не ожидали, с какими капризами им придется столкнуться. И сами решат откупиться от своего заложника.

Мне понравился2Не понравился2

Устройства для обработки инфразвуковых волн.

Опубликовано: 11.03.2019

Пришло время рассказать об устройствах, используемых в инфразвуковой энергетике. В классификации приёмников (рис.65) они выделены в отдельную группу. Не думайте, если они названы «приёмники», то они только принимают энергию. Любой приёмник не только принимает энергию, но и переизлучает её. Например, радиоприёмник принимает электромагнитную энергию, а излучает звуковую. Звуковые макросхемы. Пирамида является усилительным элементом входящем в состав устройства, а при наличие внутренней положительной обратной связи(ПОС), она может быть генератором октавных энергий. Пирамида использует инфразвуковую(вибрационную, RE октавную энергию) потока, обычно реки(РЕ КАтящая) или ветра(ВЕрхний Ты Ре), она же является и блоком питания Читать дальше …

Приёмники инфразвука. (часть вторая)

Опубликовано: 08.11.2018

 Информационные(энергетические) приёмники Информационные инфразвуковые волновые приёмники предназначены для приёма энергии передаваемой по инфразвуковому интерфейсу. Работают они по принципу резонаторов, которые позволяют усиливать сигнал принятый антеннами. С помощью вторичного резонатора инфразвуковой сигнал преобразуют в заданный звуковой диапазон. По типу используемых антенн их разбивают на две большие группы: —Объёмные резонаторы с монолитными скальными антеннами: В качестве антенны обычно используют естественный скальный монолит, расположенный определённым образом к передатчику инфразвука. На этом монолите строят объёмный резонатор, с помощью которого принимают данные от вибрации монолита. —Объёмные резонаторы с камертонными антеннами: Второй вид антенн, это камертонные Читать дальше …

«Бриллиантовая рука»

  • После тотальной правки сценария (40 замечаний!) Госкино отправило к Гайдаю на съемочную площадку «Бриллиантовой руки» контролера из КГБ: человек должен был наблюдать за съемками, вовремя останавливать режиссера и обо все докладывать «наверх».
  • Чтобы съемки начались без дополнительных проверок, режиссеру пришлось все же еще поработать со сценарием: сделать более заметной роль милиции (она, мол, слишком пассивна), сократить эпизод в ресторане с чествованием Шефа, убрать сцены с пионерами, которые его поздравляют, убрать реплики «Как говорит шеф, главное в нашем деле — социалистический реализм» и «Партию и правительство оставили на второй год».
  • Эпизод стриптиза Светланы Светличной был одним из первых на удаление – цензоры признали его слишком соблазнительным, отметив, что формулировка «Он сам пришел!» вины с актрисы не снимает.
  • Цензоры с самого начала просмотра картины отметили, что Лёлика в фильме быть не должно – уж слишком он напоминает Брежнева. Особенно когда состоялся его крепкий «поцелуй» с Гешей.
  • Если внимательно смотреться в сцену, где управдомша тов. Плющ (Нонна Мордюкова) говорит Наде, жене Семена Семеновича «И я не удивлюсь, если завтра узнаете, что ваш муж тайно посещает любовницу!», то можно заметить, что губы у нее произносят совсем другое слово – «синагогу». Дело в том, что именно так Гайдай первоначально хотел видеть реплику. Но цензоры воспротивились: пусть уж лучше к любовнице!
  • Комментируя игру актеров, Госкино не одобрило большую часть выбранных Гайдаем артистов: «Миронову не везет в кино, он еще кривляется», «Мордюкова слишком жирно играет, это безумная одержимая пошлость», «Светличная чересчур соблазнительна», «Никулин мог бы играть острее» и т.д.
  • Большинство вышеописанных сцен (кроме «синагоги» и еще нескольких мелочей) спас от удаления ядерный взрыв. Гайдай намеренно приклеил кадр из документального фильма о ядерной бомбе «гриб» и кадры масштабных разрушений, которые несет за собой взрывная волна. Он рассказывал своей жене, что, когда председатель совета увидел это, он чуть не упал со стула, а уж как побледнел – это надо было видеть. Гайдай больше часа спорил с худсоветом, отказываясь вырезать ядерный взрыв: «Что угодно, любую сцену, но не эту! Вы что, забыли, что международная обстановка обострилась? Мир дышит войной, империализм размахивает ядерной дубиной!» В итоге на следующий день Гайдая вызвали в Госкино, где попросили вырезать ядерный взрыв, но оставить Светличную, Лелика и проч. Гайдай торжествовал. А советское кино получило одну из самых популярных и любимых кинокомедий 20 века.

«12 стульев»

Сценарий по роману Ильи Ильфа и Евгения Петрова Гайдай подготовил всего за одну неделю, но затем обнаружилось, что «12 стульев» уже готов был ставить Георгий Данелия. Съемки этой комедии были заветной мечтой Леонида Гайдая, и Данелия, зная об этом, буквально подарил Гайдаю право на съемки – он считал, у Леонида Иовича достаточно «огонька» для такого яркого произведения.
Первый вариант сценария «12 стульев» Госкино забраковало – в нем не было острого социального посыла, а эпизоды были слишком длинными и несмешными

Гайдай покорно правил и дополнял текст – для него было важно увидеть свою фамилию в титрах экранизации любимого произведения.
Кастинг актеров, которые пробовались на роль Остапа Бендера, тщательно выверялся не только Гайдаем, но и цензурой. Так, из первоначальных 200 (!) кандидатов сначала оставили только 20: Владимира Высоцкого, Андрея Миронова, Алексея Баталова, Валентина Гафта, Евгения Евстигнеева, Никиту Михалков, Муслима Магомева и других

Сначала утвердили Владимира Высоцкого, но тот после первых двух дней съемок ушел в запой, и Гайдай зарекся больше никогда не снимать в своих фильмах Высоцкого (обещание сдержал).После серьезных споров с Госкино режиссер утвердил на роль малоизвестного тогда актера Арчила Гомиашвили, которого ранее увидел в спектакле «Золотой теленок» где-то в провинции.
Из-за того, что худсовет со скрипом согласовал кандидатуру Гомиашвили, Гайдай согласился на требование переозвучить роль Бендера, чтобы убрать грузинский акцент – в фильме Остап Бендер говорит голосом Юрия Саранцева, а сам Гомиашвили сильно обиделся на режиссера – они не разговаривали до премьеры других «12 стульев» режиссера Марка Захарова. Тогда Гайдай, по легенде, сам позвонил Гомиашвили и сказал: «Скорее включай телевизор. Сейчас ты будешь свидетелем уголовного преступления!»
Кандидатура Сергея Филиппова на роль Кисы Воробьянинова тоже подвергалась жесткой критике из-за плохого состояния здоровья актера и его периодическим алкогольным «срывам». Но Гайдай отстоял кандидатуру Филиппова – и, как оказалось, не зря: появление актера было хоть и небольшим, но ярким и запоминающимся.

«Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика»

16. Идея фильма «Кавказская пленница» возникла у Гайдая еще во время съемок первой картины о приключениях студента Шурика — «Операции „Ы“». Но после выхода той комедии режиссер заявил, что эта лента «опустошила» его, ему казалось, что Шурика он показал во всех возможных ипостасях, а из троицы жуликов он выжал все, что мог (как и она из Гайдая). Но уклониться от продолжения работы режиссеру не удалось.

17. Помните, в начале фильма осел Шурика то останавливался, то начинал шагать по шоссе (когда рядом шла Нина). Так вот, в съемках были задействованы 3 осла, а чтобы заставить их идти или стоять, создатели комедии меняли вес возложенного на них груза. Если поклажа была тяжелой, ослы останавливались и не хотели идти. И наоборот.

18. Часть сцен и диалогов была импровизацией актеров. Например, фраза Труса: «Чей туфля? А, мое. Спасибо», а также реплика товарища Саахова: «Шляпу сними».

19. Прямо во время съемок Никулин придумал сцены с длинной рукой, которая чешет пятку, с огромным шприцом, которым делают укол Бывалому. Шприц, кстати, привезли из цирка, а укол делали не в ягодицы Моргунова, а в подушку, спрятанную в его ногах. Сам шприц из стороны в сторону качал Никулин, спрятавшись за ложем.

20. Исполнительница роли Нины — Наталья Варлей — сама выполняла множество трюков. Она водила машины, ныряла в реку, спасая Шурика, спускалась со скалы на тросе, прыгала из окна (на самом деле на веревке со съемочного крана).

21. В сцене с фразой «Жить, как говорится, хорошо!» Вицин поначалу отказался даже пригубить пиво, потому что актер был абсолютно непьющим. Когда напиток заменили сиропом шиповника, Гайдай понял, что зритель заметит фальшь. После 5-го дубля Вицин все же согласился выпить глоток пива.

22. После удачного проката фильма его создатели решили снять продолжение. По сценарию, в нем должны были действовать те же персонажи: Саахов с троицей и Джабраилом отбывают наказание, а Нина становится руководителем райкомхоза. Этот сюжет не был одобрен худсоветом, и проект так и остался на бумаге.

23. Кстати, этот фильм стал последним с участием легендарной троицы. Гайдай устал от непростого характера Моргунова, да и сами актеры между собой ладили с трудом. Последней каплей стала выходка Моргунова, когда на просмотр материала он пришел с подвыпившей девицей и затем неуважительно высказывался в адрес режиссера. Гайдай потребовал, чтобы посторонние вышли из зала (намек на девицу), но вместе с ней ушел и Моргунов. После этого режиссер взял сценарий и вычеркнул все сцены с участием Бывалого. А актера Гайдай больше никогда не приглашал работать и даже не разговаривал с ним.

«Операция «Ы» и другие приключения Шурика»

Пусть гадом я буду –
Я пилку достану,
Решетку я ею перепилю.
Пускай луна светит своим коварным светом,
Но я из тюряги убегу…

На финальном смотре цензурная комиссия отказала фильму в широком прокате. Причиной стал отказ Гайдая вырезать сцены, где студенты сдают экзамен (потому что, по мнению комиссии, это больше напоминало какой-то капустник) и где «негр» Верзила гоняется за Шуриком по стройке («совершенно лишняя, не несущая никакого смысла сцена» – говорили о ней цензоры). Гайдай категорически отказался вносить правки, и фильму была присвоена 2 категория. Только после вмешательства худрука Пырьева и директора «Мосфильма» Сурина картина была спасена и выпущена как фильм 1-й категории.

«Пес Барбос и необычный кросс», «Самогонщики»

1. В этой короткометражке впервые появилась компания жуликов, ставших самой популярной троицей советского кино. Причем на роль Балбеса изначально планировались Сергей Филиппов и Борис Новиков, но Вицин предложил режиссеру рассмотреть кандидатуру клоуна из цирка на Цветном бульваре. Увидев Никулина, Гайдай без промедления взял его в кино.

2. Режиссер хотел добавить внешности Никулина какую-то деталь и решил наклеить ему огромные ресницы, чтобы во время хлопанья глазами его лицо выглядело еще смешнее и глупее.

3. Вместе с актерами снималась дворняга по кличке Брех, у которой уже был опыт «лицедейства». Собака хоть и была послушная и выполняла многие команды, все же иногда усложняла жизнь съемочной группе. То уронит «динамит», то убежит в лес, то поднимет лапу у пенька, то гавкнет на Моргунова (он со своим неуживчивым характером сразу не понравился Бреху). Из-за этого актерам приходилось много бегать, пленка расходовалась, дубли часто не получались.

4. Гайдай снял столько материала, что его хватило бы на 30-минутный фильм. Но режиссер сократил его до 10 минут и убрал множество трюков, которые придумывались прямо во время съемок. Но все же часть из них была использована в следующей короткометражке Гайдая — «Самогонщики».

5. Идею второй части приключений кинотроицы подсказал Гайдаю Юрий Никулин — он играл подобную сценку в цирке. Но фильм так и мог бы остаться лишь на бумаге, поскольку Моргунов играть напрочь отказался. И только бывшему директору «Мосфильма» Ивану Пырьеву удалось уговорить актера.

6. Предполагалось, что собаку сыграет все тот же Брех, но пес категорически не хотел сниматься, таская в зубах змеевик от самогонного аппарата. Один из членов съемочной группы предложил для съемок свою овчарку Рекса. Забавно, что Рекс тоже невзлюбил Моргунова, причем с первой минуты.

7. Однажды Рекс внес переполох в процесс съемок: он убежал в лес за какой-то собакой и потерялся. Поиски ни к чему не привели, и Гайдай уже подумывал найти похожую собаку, но через несколько дней Рекс сам вернулся к хозяину, исхудавший и облезлый.

8. Во время съемок произошло ЧП с Никулиным. В сцене, где он катится с горы, превращаясь в снежный ком, использовали огромный шар из папье-маше. После того как он врезался в дерево, съемки останавливали, вместо него лепили настоящий снежный ком, внутрь помещали Никулина и взрывали, включив кинокамеру. В первом дубле пиротехники переборщили со взрывчаткой, и в итоге рвануло так, что актер едва не потерял сознание и не смог сам выбраться. В следующем дубле уже получилось как надо. В фильме видны оба дубля.

«Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика»

  • Как должен был начинаться фильм про кавказскую пленницу? Дощатый забор. Мимо идет Трус. Пишет слева букву Х. Потом подходит Балбес. Правее приписывает букву У. Бывалый же, появившись в кадре, завершает: «Художественный фильм». Цензура юмора не оценила и постановила сцену вырезать.

Казалось бы, чего аморального в песне о султане? Однако в Госкино назвали ее пропагандой аморального образа жизни. Вот что рассказывал о ней Яков Аронович Костюковский, сценарист и соавтор слов к песням из «Кавказской пленницы»:

«Многострадальная песня! Мы с соавтором Слободским так радовались, когда Юрий Никулин ее блестяще спел. Но Пырьев – в то время худрук объединения «Луч» на «Мосфильме» – заявил, что ее нужно выбросить. Гайдай же отстоял песню, согласившись вырезать лишь некоторые слова».

А вот как полностью выглядит текст песни «Если б я был султан»:

Если б я был султан, я б имел трех жен,
И тройной красотой был бы окружен.
Но, с другой стороны, при таких делах
Столько бед и забот, ах, спаси Аллах!

Не очень плохо иметь три жены,
Но очень плохо с другой стороны.

(Куплет не вошел в фильм)
Зульфия мой халат гладит у доски,
Шьет Гюли, а Фатьма штопает носки.
Три жены – красота, что ни говори,
Но, с другой стороны, тещи тоже три.

Не очень плохо иметь три жены,
Но очень плохо, с другой стороны.

(Куплет не вошел в фильм)
Если даст мне жена каждая по сто,
Итого триста грамм – это кое-что!
Но когда «на бровях» прихожу домой –
Мне скандал предстоит с каждою женой!

Не очень плохо иметь три жены,
Но очень плохо, с другой стороны.

Как быть нам, султанам, ясность тут нужна:
Сколько жен в самый раз – три или одна?
На вопрос на такой есть ответ простой:
Если б я был султан – был бы холостой!

Не очень плохо иметь три жены,
Но очень плохо, с другой стороны.

  • Песня про медведей, впрочем, тоже оказалась «неправильной» по мнению Госкино. В оригинале текста медведи чесали спину о земную ось. Но редколлегия придралась: «Почему медведи в песне чешутся? У них блохи? Не эстетично!» Так медведи перестали чесаться и исполнили рекомендацию партии.
  • Знаменитую фразу «А в соседнем районе жених украл члена партии!» Балбеса должен был произносить герой Фрунзика Мкртчяна, но при чтении сценария чиновники потребовали убрать эти слова: «Это оскорбляет и порочит членов партии!» Однако Никулин, решив, что все дело в акценте Мкртчяна, посоветовал Гайдаю передать эти слова его герою – Балбесу. И оказалось, что дело совсем не в акценте, а в персонаже, который эти слова произносит: в устах Балбеса, сплевывающего арбузные семечки, фраза о члене партии прозвучала настолько по-дурацки, что казалась очередной его выдумкой и не очерняла ни одного коммуниста в СССР. Как и все остальные фразы, произнесенные незабываемой троицей («Да здравствует наш суд, самый гуманный суд в мире!»).

Первоначально «Кавказская пленница» была запрещена к показу. Но фильм совершенно случайно попал к Леониду Брежневу, и тот, по большей части оставшись довольным комедией, разрешил пустить ее в прокат. В итоге «Кавказская пленница» занимает четвертое место в СССР по сборам.

Долгий путь (1956)

Кинопоиск: 7.0 IMDb: 7.1

Кругликов работает станционным смотрителем в глухом сибирском поселке. Он оказался здесь случайно несколько лет назад. Так вышло, что ему пришлось стрелять в своего же начальника, который взял его в сваты к любимой Рае. Однажды на станцию привозят ссыльную девушку, которую осудили по политическим соображениям. Это оказалась та самая Рая.

Мне понравился2Не понравился

Это все лучшие фильмы Гайдая. Список фильмов, куда вошли советские комедии, добавьте в свои закладки. Такого режиссера как Леонид Гайдай еще поискать надо. Каждый его фильм – настоящий шедевр. Согласны?

Не может быть (СССР, 1975, рейтинг КиноПоиска 8,1)

И опять талантливейшая экранизация трех рассказов М. Зощенко с советскими актерами первой величины (М. Пуговкин, О. Даль, С. Крючкова, Л. Куравлев, В. Невинный, Г. Вицин, Е. Жариков). Первая новелла «Преступление и наказание» рассказывает о заведующем магазине Горбушкине, которого вызывает следователь прокуратуры. Жена быстро продает нажитое нечестным путем имущество и разводится с ним. Но Горбушкин внезапно возвращается домой. Вторая новелла «Забавное приключение» рассказывает о неверных женах и мужьях, которых ситуация однажды сводит вместе в одной квартире. Третья – «Свадебное происшествие» – рассказ о молодом человеке, который познакомился в трамвае с хорошенькой женщиной и сразу же решил жениться на ней. Только вот беда, что в день свадьбы невесту свою он узнать не может, ведь он видел ее только в пальто и шляпке.

«Иван Васильевич меняет профессию»

  • Если бы не цензура, Иван Васильевич менял бы профессию на 10 минут дольше – Гайдая заставили вырезать 177 метров отснятого материала.
  • Главному редактору Госкино больше всего было обидно за царя: «Я не позволю издеваться над Иваном Грозным! Что вы его дураком выставляете?!» Гайдай отвечал, что это не царь, а переодетый управдом, но тот был непреклонен: «Это бросает тень на царя!» Из-за этого «Иван Васильевич» дважды оказывался на полке.
  • В режиссерской версии фильма был эпизод, где Иван Грозный стоит на кухне Шурика у плиты и жарит котлеты. Тот самый главный редактор Госкино долго убеждал худсовет, что из-за этой сцены нужно как минимум отказать фильму в прокате. Но Гайдай уговорил коллегию просто вырезать этот эпизод, оставив Ивана Васильевича без котлет.
  • Первоначально на вопрос управдома-царя Бунши «За чей счет этот банкет? Кто оплачивает это изобилие?» был ответ: «Народ, батюшка, народ!» Но для худсовета это было уж слишком явное подтрунивание над советской властью. В итоге лента вышла с фразой: «Во всяком случае, не мы!»
  • Проблемы возникли у Ивана Грозного и с местом жительства. Сцена допроса милиционером Ивана Васильевича предполагалась такой: «Где живете? Адрес, я спрашиваю!» – «Москва. Кремль». Но цензура назвала Кремль «святым местом», над которым смеяться нельзя, и потому в конечном варианте герой Яковлева живет в «палатах царских».
  • Подвергли критике и реплику Бунши о репертуаре. В цитате «Что за репертуар у вас? Соберите завтра творческую интеллигенцию. Я вами займусь!» зацензурировали творческую интеллигенцию.
  • Однако не все правки испортили картину. Например, в сцене, где управдом-царь Бунша принимает шведского посла, фразу «За мир и дружбу!» заменили на «Гитлер капут!»

«Операция „Ы“ и другие приключения Шурика»

9. Поначалу планировалось выпустить фильм под названием «Несерьезные истории», в котором рассказывается о приключениях Владлена Арькова (по другой версии — Эдика). Но цензоры решили, что у комического героя не должно быть имени, так или иначе упоминающего вождя мирового пролетариата (Влад(имир)+Лен(ин)=Владлен), и Владик стал Шуриком.

10. Сцена со словами «Огласите весь список, пожалуйста!» основана на реальной истории, случившейся с Гайдаем во время его армейской службы в Монголии. Тогда в часть приехал военком и тоже спрашивал: «Кто в артиллерию? Кто во флот?» Будущий режиссер на все вопросы отвечал: «Я!» Военком разозлился и крикнул: «Да подождите вы, дайте огласить весь список!» Кстати, вопреки слухам, персонажа, который просит огласить весь список, сыграл не Гайдай, а один из актеров массовки, слесарь Олег Скворцов.

11. Роль тунеядца Феди должен был исполнить Михаил Пуговкин, но после 2-недельных размышлений он попросил дать ему роль прораба, так как для верзилы у него неподходящие рост и комплекция.

12. Во время съемок одной из сцен с участием Шурика и верзилы Феди по чьей-то халатности загорелся битум. Огонь пришлось тушить как строителям, так и киношникам.

13. Во время съемок эпизода, когда Шурик и Лида, увлеченные конспектом, проходят мимо лающего пса-боксера и не замечают его, Гайдай придумал хитрый трюк. Режиссер лег под собаку и слегка приподнял его за передние лапы, отчего сложилось впечатление, будто боксер тяжело вздохнул, пожав плечами.

14. Во время съемок «Операции „Ы“» многие комичные сцены были придуманы актерами прямо во время съемок. Так, по задумке Никулина, после ранения в грудь у его персонажа потекла не «кровь», а красное вино. Сцена со скелетом и щелкающими зубами тоже была сымпровизирована Никулиным.

15. Сами съемки 3-й новеллы решили проводить в Ленинграде в декабре, когда обычно лежит снег. Но погода съемочную группу подвела, снега не было. Пришлось вести его на 12 самосвалах далеко из-за города. Только его привезли, как он растаял. Тогда Гайдай решил использовать вату и нафталин. Искусственный снег получился таким убедительным, что и сегодня трудно отличить его от настоящего.

На Дерибасовской хорошая погода, или на Брайтон-Бич опять идут дожди (СССР, 1992, рейтинг КиноПоиска 7)

Последний фильм Гайдая «На Дерибасовской хорошая погода, или на Брайтон-Бич опять идут дожди» снят в эпоху перестройки, когда талантливое кино куда-то в одночасье исчезло. На этом фоне фильм заслуживает внимания. Его можно считать бенефисом А. Мягкова, сыгравшего роль главного мафиози по кличке «Артист», которого все знают как обыкновенного русского эмигранта дядю Мишу. Президенты СССР и США должны встретиться для проведения переговоров. Русская мафия решает помешать этой встрече. Чтобы обезвредить бандитов лучшие агенты КГБ Федор Соколов и ЦРУ Мэри Стар объединяются и едут на Брайтон-Бич, где скрывается главный мафиози.

В список лучших фильмов Гайдая можно включить и ранние работы: «Долгий путь», «Жених с того света», «Трижды воскресший», заслуживающие внимания и не вошедшие в рейтинг «Инкогнито из Петербурга», «Опасно для жизни», «Операция «Кооперация», «Спортлото-82». Как и Э. Рязанов, Л. Гайдай также часто снимался в эпизодах своих картин, был автором сценария большинства из них. Вечная память гениальному мастеру комедии и огромная благодарность за созданные им шедевры!

Приемники инфразвука.(Часть четвертая)

Опубликовано: 24.01.2019

Камертонные инфразвуковые информационные приёмники. Камертонные приёмники — это монолитные или составные каменные конструкций имеющие заданные резонансные свойства. Эти приёмники не имеют воздушных резонаторов. Они устанавливаются в местах концентрации инфразвукового сигнала на неоднородностях среды распространения, а также возле крупных курганных приёмников. Позволяли получать инфразвуковую энергию на поверхности камня или концентрировать её в заданной точке(кромлех). Фигурные — это каменные инфразвуковые приёмники(колоссы), выполненные в виде скульптур или больших камней на каменных подставках. Устанавливались в культовых местах и возле храмов. Кромлехи — набор менгиров установленных в кольцо для синфазного усиления инфразвукового сигнала. Менгиры — одиночные вертикальные камни, Читать дальше …

«Иван Васильевич меняет профессию»

33. Леонид Гайдай писал сценарий специально под Юрия Никулина, которого он видел в роли царя. Но тот прочитал сценарий и решил, что цензура не пропустит фильм. А сниматься в кино, которому суждено оказаться на полке, он не хотел (было жаль потраченного времени), потому и отказался от съемок. Гайдай тогда очень обиделся. В итоге он снял Юрия Яковлева и в конце работы заявил: «Какое счастье, что Юрка отказался! Потому что, при всем уважении к нему, так, как играет Юрий Васильевич, он бы все-таки не сыграл».

34. Сцены в палатах Ивана Грозного и за его пределами снимали в Ростовском кремле. А все внутренние интерьеры многоквартирного дома (подъезд, лифт, лестничные площадки, квартиры Шурика и Шпака) — на киностудии. Это все одна огромная декорация.

35. В одной из сцен Наталья Крачковская должна была перелезать с одного балкона на другой. Режиссер убедил ее, что это будет безопасно, но она едва не сорвалась вниз. К счастью, актрису успели подхватить и втянуть обратно. Эпизод в финальную версию картины так и не вошел.

36. Машину времени для фильма поначалу «изобрело» конструкторское бюро. Но его итоговый вариант был громоздким, скучным и похожим на ЭВМ. Тогда Гайдай обратился за помощью к карикатуристу и скульптору по дереву Владиславу Почечуеву, и тот вместе со стеклодувом и слесарем из разных лампочек, колбочек и мигалок создали нечто похожее на продвинутый самогонный аппарат.

37. Концовка фразы Жоржа Милославского «Граждане! Храните деньги в сберегательной кассе… Если, конечно, они у вас есть» была придумана Леонидом Куравлевым (исполнителем роли Жоржа) прямо во время съемок.

38. Сцену с царским пиром Леонид Гайдай хотел снимать с настоящей едой, а не бутафорской. Но так как расходы на нее не были заложены в бюджет картины, он сам все оплатил. Правда, потом выяснилось, что кто-то забыл на столе бутылку «Боржоми», и эпизод пришлось переснимать.

39. На украденной ручке, которую Жорж подарил шведскому послу, была изображена обнаженная женщина. Крупные планы из картины вырезали, ведь в советском кино было запрещено показывать голых женщин.

40. Роскошную одежду для главных героев фильма пошили из остатков реквизита фильма Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный». А наряд для Зиночки придумал сам Вячеслав Зайцев.

41. В сцене с фразой «…И меня вылечат» помимо парика Крачковская носила еще и плавательную шапочку с приклеенными короткими волосами. Она была такой тугой, что актриса из-за испытываемого дискомфорта не могла в ней подолгу сниматься.

42. Из-за цензуры пришлось вырезать часть сцен и изменить диалоги. Так, был вырезан эпизод, где царь жарит котлеты на кухне Шурика. Также реплика Зины царю «Вас здесь могут увидеть!» была переозвучена: в фильме мы слышим «Мало ли что могут подумать!», но по губам читаются оригинальные слова. Также переозвучили фразу Бунши шведскому послу: вместо «Мир, дружба!» получилось: «Гитлер капут».

43. Фильм настолько полюбился зрителям, что сейчас занимает 10-е место в списке 250 лучших фильмов по версии посетителей сайта «КиноПоиск». А комедия «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика», кстати, находится на 16-м месте этого списка.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий