Медкабинет с низким потолком
По документам ЗИЛ-49061 как раз автобус. Пассажирский отсек вмещает до шести человек, совмещая рабочие посты трех врачей и «больничную палату» на троих. Напомним, ровно столько мест в космическом спускаемом аппарате. Кузов рассчитан на погрузку носилок через люки в корме или со стороны силового отделения (на случай, если «Синяя птица» подбирает людей на плаву). И в лежачем положении ехать в салоне, пожалуй, комфортнее. Машина идет плавно, но раскачивает в этом модуле сильнее. Если сидишь, головой то о крышу стукнешься, то подвесные капельницы заденешь. Увы, низкий потолок стал следствием требований транспортной авиации.
Прочитав анонс этого тест-драйва в инстаграме «Авто Mail.Ru», один из читателей сравнил пассажирский отсек ЗИЛ-49061 с плацкартом. Сходство есть, только не забываем, что этот «вагон» ходит не по рельсам, а ползает по непроходимой тайге или безлюдной степи, где даже землянка сойдет за пятизвездочный отель. А на момент создания «Синей птицы» оснащение модуля считалось передовым: горноспасательные аппараты ГСА-8М, спасжилеты АСЖ-58, лодка, автономная «печка» вдобавок к основной, кондиционер, медицинское оборудование, мочеприемник, запас провианта, примус… Зиловское СКБ сделало все, чтобы история, как с Леоновым и Беляевым, не повторилась. Понятно, техника шагнула далеко вперед, космические корабли сажают с миллиметровой точностью, но «Синие птицы» списывать не спешат — мало ли что.
Поэтому с ЗИЛ-49061 прощаться не станем. Постараемся встретиться с ним, когда сойдет лед, и можно будет спустить амфибию на воду. Если уж не взлетим на «Синей птице», так хоть поплаваем.
Об истории модели
К началу разработки поисково-спасательного комплекса ЗИЛ-4906/49061 «Синяя птица» (1970) у коллектива Специального конструкторского бюро Завода имени Лихачёва уже был накоплен солидный опыт создания универсальных вездеходных автомобилей. ПЭУ-1, ПЭУ-2, ПЭУ-3, ЗИЛ-4909, ЗИЛ-49092, ЗИЛ-5901 – эти модели зарекомендовали себя как лучшие поисково-спасательные машины в мире.
На основе опыта их использования, было принято решение: поисково-спасательный комплекс должен состоять из двух отдельных автомобилей – грузового и пассажирского. Также решено было применить маленький шнекороторный вездеход для «крайних случаев», который мог бы перевозиться грузовым модулем (ЗИЛом-4906).
Комплекс «Синяя птица» стал последней разработкой, выполненной при жизни выдающегося автоконструктора ЗИЛовского СКБ Виталия Андреевича Грачёва.
Первый прототип данного автомобиля был построен на ЗИЛе в 1971 году. В серийном производстве «Синие птицы» находились с 1975-го по 1991-й гг. Официально поисково-спасательные комплексы «Синяя птица» поступили на службу в ПСС ВВС СССР в 1981 году годов, заменив собой семейство ПЭУ-1.
В состав данного комплекса вошли: грузовой автомобиль (с крановой установкой) ЗИЛ-4906; грузопассажирский ЗИЛ-49061 и «запасной» малогабаритный шнекороторный снегоболотоход ЗИЛ-29061, оборудованный двигателем от легкового автомобиля. В общей сложности, за годы выпуска было сделано 12 грузовых, 14 пассажирских и 5 шнекороторных машин.
Кроме работ по эвакуации космонавтов и спускаемых аппаратов, «Синие птицы» привлекались к спасательным операциям в местах крушения авиационной техники и при других чрезвычайных ситуациях.
Уже в процессе эксплуатации серийной техники, в 1983 году, исходный проект ЗИЛ-4906/49061 подвергся модернизации, с заменой части оборудования. В частности, был создан новый транспортёр ЗИЛ-49062 – с усиленной рамой и доработанной рулевой системой. Улучшили систему охлаждения двигателя, разработали новый гребной винт. Одна из машин получила, в порядке эксперимента, новый двигатель ЗИЛ-550 с турбонаддувом.
На ней же установили подъёмный кран-манипулятор с одной стрелой, который по своим характеристикам не уступал серийному. Опорно-поворотное устройство этого крана разместили в корме корпуса. В 1985 году машина ЗИЛ-49061 получила более современную навигационную аппаратуру и системы связи. А пассажирскую кабину оборудовали более эффективным климатическим оборудованием. Данный вариант вездехода был назван ЗИЛ-49065.
После распада Советского Союза эти вездеходы не ушли на покой, а остались на службе в ВВС России. Одиннадцать «Синих птиц» (5 — ЗИЛ-4906 и 6 — ЗИЛ-49061) и сейчас в строю. Они поддерживаются в хорошем техническом состоянии и, как и прежде, в готовности вылететь на военно-транспортном самолёте к месту работы.
Один из серийных ЗИЛ-49061 стал экспонатом Государственного военно-технического музея и был выставлен в селе Ивановское Московской области. Он окрашен в «фирменные» цвета МЧС России – белый с трёхцветными полосами. Нет уже ни Завода имени Лихачёва, ни страны, а эти вездеходы продолжают оставаться на ходу. Что наглядно демонстрирует, какой внушительный запас прочности заложен в данные машины.
Замены данной технике в контексте специальных поисково-спасательных операций для эвакуации космонавтов и спускаемых аппаратов разработано не было и по сей день.
Стой, «Синяя птица»: первый в мире грузовик с дисковыми трансмиссионными тормозами из СССР
Амфибия ЗИЛ-49042 – основной прототип ПЭМ «Синие птицы» По компоновке «свежеиспеченный» вездеход напоминал уменьшенную копию ЗИЛ-5901 с той лишь разницей, что вместо двух двигателей в корме установили один. Пассажирский салон вмещал уже восьмерых космонавтов, а совсем небольшой по объему грузовой отсек не имел крановой установки для погрузки и разгрузки спускаемых аппаратов. Как и прежде оси расположили равномерно по колёсной базе и управляемыми сделали передние и задние колеса, поворачивавшиеся в разные стороны. Например, при повороте направо передние колёса поворачивались направо, а задние – налево, причём на тот же угол, что давало одинаковый путь колёс в повороте и позволяло не связывать их дифференциалом. Путь среднего колеса уже отличался, но, поскольку поисковую машину создавали для эксплуатации на мягких грунтах, а не на асфальте, этим пренебрегли. Между тем, один дифференциал инженерам всё же понадобился.
Поскольку силовой агрегат у ЗИЛ-49042 был один, а не два, как на ПЭУ-2, инженерам потребовалось «развязать» между собой колёса разных бортов с тем, чтобы позволить колёсам по одной и по другой стороне вращаться с разными скоростями.
Итак, в моторном отсеке ЗИЛ-49042 инженеры установили доработанный двигатель от ЗИЛ-130 мощностью 150 л.с., механическую пятиступенчатую коробку передач от ЗИЛ-131 и новую двухскоростную планетарную раздаточную коробку с межосевым дифференциалом, который водитель мог блокировать по своему желанию. «Раздатка» разместилась в одном картере с двумя бортовыми редукторами средних колес. Здесь же размещались и узлы отбора мощности к передним и задним колёсам, то есть к этому узлу присоединялись по три карданных вала с каждой стороны – один передавал мощность прямиком к колёсному редуктору среднего колеса, два других – к бортовым редукторам переднего и заднего колёс. Далее через карданные валы мощность передавалась к колёсными редукторам, представлявшим собой пару шестерен внешнего зацепления.
Как и следовало ожидать, дисковые тормоза привычно заняли свое место на бортовых редукторах переднего и заднего колёс, то есть, на каждый борт работали не три (по количеству колёс), а только два бортовых механизма. Напомним, что также, как и в ПЭУ-2, инженерам удалось сократить количество тормозных механизмов относительно количества колёс. В принципе хватило бы и двух механизмов, однако инженеры предпочли более надежное решение. К слову, уменьшенная масса машины дала возможность отказаться в гидравлическом приводе рабочих тормозов от пневматического усилителя. В итоге конструкция стала проще и легче. Как и на ПЭУ-2, у прототипа «Синей птицы» двухконтурный привод воздействовал на один передний и один задний тормоз разных бортов.
Технические характеристики
Тип двигателя | ЗИЛ-375 | |
Мощность | 180 л. с. / 110 кВт | |
Количество цилиндров | 8 | |
Расположение цилиндров | Продольно V-образно под углом 90о | |
Рабочий объем | 6 л | |
Степень сжатия | 6,5 | |
Скорость на земле | 75 км/ч | |
Скорость по воде | 9 км/ч | |
Максимальный крутящий момент | 402 Ньютон метра | |
Максимальный расход топлива | 40 л на 100 км | |
Вид топлива | Бензин | |
Трансмиссия | ||
Коробка передач | ЗИЛ-130 | |
Тип КПП | Гидромеханика | |
Количество ступеней | 10 | |
Сцепление | Двухдисковое сухое | |
Передаточные числа | 1 | 7,44 |
2 | 4,10 | |
3 | 2,29 | |
4 | 1,47 | |
5 | 1,0 | |
Задний ход | 7,9 | |
Ступени раздаточной коробки | 2 | |
Передаточные числа раздаточной коробки | 1 | 3,02 |
2 | 1,05 | |
Бортовая передача | Одноступенчатая коническая |
Раздаточная коробка с межбортовым дифференциалом объединена в один корпус с демультипликатором, отвечающим за пониженный ряд.
Ходовая
Все три оси получили независимую торсионную подвеску. Управляемые колеса — передние и задние, причем гидрообъемный рулевой механизм обеспечивает запаздывание поворота задних колес и автоматическую коррекцию этого запаздывания для улучшения управляемости. Давление в шинах регулируется с места водителя. Для движения по воде вместо водомета применили пару гребных винтов с надежным приводом от «раздатки».
В основе колесных вездеходов комплекса «Синяя птица» — рама из алюминиевых профилей, на которую установлен стеклопластиковый корпус. Поворот амфибии осуществлялся передними и задними управляемыми колесами, а при движении на плаву — управляемыми колесами и водяными рулями.
Для повышения курсовой устойчивости поворот машины при больших радиусах поворота производился с помощью только передних колес при заблокированных задних. Поворот задних колес начинался после поворота передних на угол 5 в любую сторону. Максимальные углы поворота внутренних и наружных управляемых колес были одинаковыми и составляли, соответственно, 20 и 17.
На первых машинах был установлен гидрообъемный механизм управления задними управляемыми колесами без жесткой кинематической связи с передними. Однако, практика показала, что механизм с жесткой механической связью более надежен в эксплуатации, и поэтому в дальнейшем вернулись именно к нему.
Габариты | ||
Высота | 2 944 мм | |
Длина | 9 220 мм | |
Ширина | 2 480 мм | |
Ширина с поплавками | 3 900 мм | |
Длина грузового отсека | 4 900 мм | |
Клиренс | 590 мм | |
Колесная формула | 6х6 | |
Ширина колеи | 2 000 мм | |
Шины | 16.00-20 мод. И-159 | |
Грузовые характеристики | ||
Снаряженная масса | 8 660 кг | |
Грузоподъемность | 3 534 кг | |
Масса при полной загрузке | 11 810 кг | |
Распределение массы по осям | Передняя | 3 860 кг |
Средняя | 3 860 кг | |
Задняя | 4 090 кг |
Лучшее для стратегических задач
В основе машины лежит сварная алюминиевая рама лонжеронного типа. Она интегрирована с герметичным кузовом амфибийного типа из композита полиэфирной смолы армированной многослойной стеклотканевой основой. Колёсная формула 6х6 с поворотными передней и задней осью, причём третья ось выполняет поворот с 5-градусным опозданием относительно передней, чтобы не дестабилизировать автомобиль в повороте, однако максимальный угол поворота колёс совпадает с передней осью. Управляется всё это рулевое оборудование гидроприводом с двумя цилиндрами, трапециями и системой продольных и поперечных тяг.
Подвески на всех осях независимые, рычажно-торсионные. Шины получили централизованную систему регулировки давления.
Силовая установка состоит из традиционного азбучного дефорсированного двигателя ЗИЛ-508 (ЗИЛ-130) рабочим объёмом 6 л, с экранированным электрооборудованием, мощностью 150 л.с., знакомой зиловской «пятиступки» с планетарной раздаткой с понижающим рядом и механизмом отбора мощности для привода водоходных движителей. По моему подозрению, которое сложно проверить, но логически верно, изначально на машине должен был быть установлен более мощный 180-сильный «ураловский» двигатель ЗИЛ-509 (ЗИЛ-375) для работы на бензине АИ-93. Как нам поведал один из бывших сотрудников СКБ ЗИЛ, принимавший участие в проектировании этого семейства, квоты на более мощный мотор с экранированной системой зажигания были строго распределены между военными. Но версия насколько логичная, настолько же и невероятная – за космос отвечал Государственный комитет по оборонной технике, а уж приоритет интересов Главкосмоса СССР диктовался на уровне Совета Министров. Кто бы осмелился им отказать в полдюжине двигателей из ежегодно выпускаемых десяти тысяч? Тем более, что ЗИЛ-375 ставили и на автобусы ЛиАЗ и ЛАЗ. Тем не менее «Синяя птица» в итоге так и не получила более мощный 8-литровый агрегат.
Ведущие мосты с бортовой главной передачей на всех осях и жёсткой кинематической связью. Благодаря этому при включении блокировки дифференциала в «раздатке» все колёса вращаются с одинаковой скоростью без пробуксовки. Работоспособность агрегатов на плаву достигается благодаря системе водоотлива и подачи воздуха под давлением в картеры агрегатов.
Рабочая тормозная система гидравлическая с дисковыми тормозными механизмами, упрятанными внутрь кузова, но стояночный тормоз пневматический, оригинальной конструкции, действующий на заднюю ось. На его устройство было получено авторское свидетельство.
Колпак кабины экипажа по требованиям транспортной авиации сделан легкосъёмным. Поисково-спасательный комплекс к месту проведения работ по требованиям середины 1970-х доставляли не только на самолётах АН-12 с просторными грузовыми кабинами. До появления Ми-26 машины должны были доставлять на вертолётах Ми-6, где колпак кабины оказывался как раз под редуктором несущего винта.
Варианты вездехода
В начале 80-х годов была построена армейская многоцелевая машина по принципу ПЭУ-1.Она отличалась упрощённой коробкой передач, но была создана в единственном экземпляре. Далее была попытка создать нечто более компактное и легкоуправляемое – так появилась ПЭУ-2, которая вызывает восторг до сих пор. Имея такую лёгкость при внушительных габаритах, эта машина, которая была создана весной 1970 года, имела два задних двигателя ЗИЛ-375 общей мощностью 360 л. с. Такие характеристики позволяли транспорту перевозить до десяти человек в кабине, а также развивать скорость до 73 км/ч по твердой дороге и до 10 км/ч по воде.
Ещё одна конструкторская идея в виде дисков колёс из стеклопластика, позволяла вездеходу преодолевать занесённые снегом поля с невероятной лёгкостью. На колёсах располагалась кабина для экипажа. Однако вместе с увеличением проходимости и мощности аппарата, увеличились и его весовые показатели, которые препятствовали транспортировке вездехода воздушным транспортом. В кабине ЗИЛа ПЭУ-2 была установлена пара отопителей с ЗИЛ-130. Салон также был оснащён четырьмя отопителями от автобуса ЗИЛ-158. В салоне даже был кондиционер от лимузина ЗИЛ-114. Вместе с этим конструкторы установили в салон и печь, которая отапливалась с помощью дров. В случае чрезвычайной ситуации, пассажиры могли несколько дней пребывать в комфортных условиях. Например, при затянувшейся поездке или при поломке.
Все испытания, проведённые с ПЭУ-2, показали её высокую эффективность, но были и другие стороны медали – машина не помещалась в грузовой отсек самолётов и была очень большой по своим параметрам. Однако эта модель не подходила для поисково-спасательных операций.
В итоге, было несколько разновидностей ЗИЛ-4906:
- ЗИЛ-4906 «Кран». Основное его предназначение заключалось в перевозке шнекороторных снегоочистителей (мини-шнекороторы);
- ЗИЛ-49061 «Салон». Данный вездеход был предназначен для перевозки пассажиров.
Таким образом, появился «Комплекс-490», включавший в себя три транспортных средства: два маневренных колёсных вездехода и шнек. Данные «птицы» неоднократно принимали участие в операциях по спасению. Основной их целью служил поиск спускаемых космических аппаратов с членами экипажа на борту. Известно, что машины «Комплекса-490» участвовали в экспедициях к местам крушений самолётов.
В 1983 году первоначальные варианты моделей 4906/49061 были усовершенствованы. Так, увидел свет новый вездеход ЗИЛ-49062. Изменению подверглась рулевая система, которая была усилена. Модернизировалась охладительная система двигателя, и был установлен новый гребной винт. Через несколько месяцев испытаний, машина получила двигатель ЗИЛ-550, который развивал мощность до 150 л.с. На нём также проходил испытания подъёмный кран с одной стрелой.
В 90-х годах вездеход типа«Салон» был оснащён более современной техникой, а также были обновлены все средства связи. Была произведена замена климатического оборудования. Новый автомобиль получил название ЗИЛ-49065. Усовершенствованная модель имела возможность намного быстрее отыскивать места приземления космонавтов. Кабины стали намного удобнее и обеспечивали больший комфорт пассажирам.
Экспериментальные образцы ЗИЛ-49062 и 49065 прошли множественные проверки и испытания. Они не были рекомендованы к серийному выпуску, однако главные конструкторские идеи не прошли даром. В 1986 году некоторые изменения в модернизации внедрялись в устройство исходных вездеходов ЗИЛ-4906/49061. Новые «Синие птицы» представляли собой гибрида военной и пассажирской техники.
В 1981 году был создан уникальный вездеход ПЭУ-1Р. Испытания нового транспорта проводились на болотах. Он разгонялся до 13,5 км/ч по воде, а по снегу с помощью опорных лыж до 70 км/ч.
В период перестройки завод им. Лихачёва был переделан из СКБ ЗИЛ в автономное предприятие, которое получило название «Вездеход ГВА» (в честь Грачёва Виталия Андреевича). В качестве автономной организации, бывший СКБ продолжило заниматься технической промышленностью.
Благодаря вспыхнувшему интересу к «космической технике», удалось создать более 40 единиц «Синих птиц». Большинство таких машин эксплуатируются до сих пор. Некоторые же виды, напротив, выставлены в музеи в качестве экспонатов. ОАО «Вездеход ГВА» продолжает выпускать «Синих птиц» по индивидуальным заказам. Заказы поступают от физических лиц и выполняются силами Механосборочного Цеха №6 завода им. Лихачёва. Выпускаемая техника не оснащается военным и специальным оборудованием.
Стартуем!
Чтобы оказаться за рулём, надо сначала встать на ступицу колеса, затем подняться на колесо, схватиться за верхний поручень и забраться в два приёма на капот. Потом следует усесться на крышу кабины и перемахнуть ноги в потолочный люк и ловко ухнуть вниз на сложенную спинку сиденья. Теперь поднимаем спинку со следами сапог в вертикальное положение и садимся на чистое место.
К слову сказать, несмотря на нехитрые формы сидений и нерегулируемую рулевую колонку за рулём всё очень удобно. Перед водителем панель приборов с богатым набором контрольно-измерительных приборов, отличный обзор, лёгкое рулевое колесо и всего один рычаг управления трансмиссией. Тумблером включаю зажигание, пускаю стартёр кнопкой и за спиной забасила V-образная карбюраторная «восьмёрка». По стандартной схеме включаю I передачу и начинаю движение. На всякий случай стоит высунуться из окна кабины, чтобы понять левый габарит.
Немного пообвыкнув к посадке в переднем свесе, разгоняемся всё быстрее. На асфальте и более-менее ровной грунтовой дороге по ощущениям – в чистом виде «131-й» ЗИЛ только внешний облик будто кто-то хитрый лукаво подменил. Тот же запах, усилия и реакции на органах управления. Благодаря гигантским лаптёжным шинам сохранились даже крены и рысканье. Похожи и динамические возможности.
Крейсерская скорость на твёрдом покрытии где-то около 60 км/ч, но по ощущениям можно и на пару десятков километров быстрее, под аккомпанемент целого оркестра трёх тысяч оборотов двигателя, завывания трансмиссии, гула шин и шума ветра.
В поле и колее машина способна устойчиво ползти с черепашьей скоростью, мерно покачиваясь. Задняя поворотная ось удивительным образом помогает вписаться в настолько узкие проулки, что просто диву даёшься! Чтобы развернуться в один приём, согласно паспортным данным, нужна площадка шириной всего около 11 м. А радиус поворота по оси следования переднего внешнего колеса – 9,8 м. Сдавая задним ходом нелишне высунуться из окна, чтобы согласовать габариты с зеркалами заднего вида.
Особенности конструкции
Задачи конструкторы СКБ решили непростые: они сделали всепроходимый и плавающий автомобиль, при этом достаточно лёгкий, но и вместительный. Стеклопластиковый кузов-лодка; огромные колёса с шинами И-159 и системой централизованной подкачки обеспечивают машине плавучесть. Трёхосная конструкция позволяет проезжать по пересечённой местности с самым сложным и неоднородным ландшафтом, а возможность их стравить – по непрочным грунтам, которые не выдерживают большого удельного давления.
Вездеходы ЗИЛ-4906 и ЗИЛ-49061 имеют максимально унифицированную конструкцию. Они отличаются только оборудованием грузовой площадки (ЗИЛ-4906) или пассажирского блока (ЗИЛ-49061) в кормовой части корпуса. В первом случае вездеход оснащался подъёмным краном и подходящим по форме ложементом для спускаемого аппарата, а во втором – герметичной, оборудованной всеми медицинско-спасательными средствами и климатической установкой, пассажирской кабиной.
Корпус, силовая установка, трансмиссия, шасси обеих этих машин – совершенно одинаковые. Согласно опыту предыдущих подобных проектов, вездеходы-амфибии ЗИЛ-4906/ ЗИЛ-49061 были построены на основе корпуса рамной конструкции.
В его составе – сварная облегчённая рама из алюминиевого сплава, составленная из продольных и поперечных профилей, плюс нескольких косынок и раскосов в наиболее нагруженных местах. Рама скреплена со стеклопластиковым водоизмещающим корпусом амфибии. Передний свес корпуса выполнен изогнутым, с несколькими продольными ребрами жёсткости. Над колёсами разместили вертикальный борт с крупными колёсными арками. Задняя часть корпуса, с вертикальной кормовой панелью, имеет поднимающееся днище. Данное решение было связано с конструктивной необходимостью монтажа пары наружных гребных винтов.
Для передвижения по водной поверхности вместо танковых водомётов, которые применялись на экспериментальных ЗИЛовских вездеходах, в «Синих птицах» применили гребные винты.
Поскольку вездеходы ЗИЛ-4906/ ЗИЛ-49061 – аэромобильные, за счёт материалов кузова их постарались сделать как можно более лёгкими: раму сдалали из алюминиевых профилей, сам кузов – из стеклопластика. Для ЗИЛовцев этот материал уже в середине 1960-х был не чем-то инновационным, а вполне знакомым, поэтому кузов был выполнен очень профессионально, и получился очень качественным.
Те, кому удалось покататься на «Синих птицах» в наше время, рассказывают, что сегодня этот кузов утратил часть своих свойств. Он просто-напросто постарел. Дело в том, что с течением времени эпоксидная смола, которая соединяет многочисленные слои стеклопластикового кузова, утратила свою эластичность. И если «молодой» кузов ЗИЛ-49061 с лёгкостью валил деревья толщиной в руку, прогибался и деформировался, как угодно, возвращаясь потом в исходное состояние; то сегодня его приходится беречь: кузов неэластичный и хрупкий стал.
Интересным было выполнено крыло, которое идёт вдоль борта автомобиля. Оно сделано откидным. Его не сломаешь в кустах или непролазной чаще, а на воде его можно откинуть, получив мостик, по которому можно проходить вдоль всего борта. А когда крылья висят, они закрывают доступ к двум бензобакам, которые расположены симметрично по обоим бортам машины.
Характеристики
Для «Синей птицы» был выбран восьмицилиндровый двигатель ЗИЛ-130. Все комплектующие подбирались методом выборки из самых лучших заготовок. Многие детали были выпущены в единственном экземпляре. Коробка-автомат, которая использовалась ранее на ПЭУ, была заменена на упрощённую, механическую 5-ступенчатую коробку. Правое и левое колесо имело возможность вращения с разной скоростью, что было необходимо на труднопроходимой местности. Раздаточная коробка приводила винты, что обеспечивало лёгкое движение транспорта по воде. После винты заменили водомёты.
Три оси оснащались торсионной подвеской, тормозные механизмы стали дисковыми. Управляемые передние и задние колёса обеспечивают лучшую маневренность. Основу вездеходов «Синяя птица» составляет рама из алюминия, на которую крепится корпус из стеклопластика. На твердой поверхности поворот транспорта осуществляется с помощью колёс, а на водной – колёсами и водяными рулями.
В таблице представлены все основные технические характеристики
рабочий объём, cм³
Размеры вездехода способны поразить даже самого искушённого зрителя, ведь чего стоит длина данного транспорта – 9 220 мм. Высота «космической машины» составляет почти 3000 мм, а ширина вместе с поплавками 3 900 мм. Грузовой отсек в длину составляет 4900 мм, а клиренс – 590 мм. Используемые шины — 16.00-20 мод. И-159.
Если говорить о грузовых характеристиках, то они также поражают своим величием. Грузоподъёмность машины составляет 3 535 кг, а вес при полной загруженности – 11 810 кг. Снаряжённая масса – 8 650 кг.
По осям масса распределяется следующим образом:
- передняя ось – 3 850 кг;
- средняя ось – 3850 кг;
- задняя ось – 5 010 кг
Управление «Синей птицей» осуществляется без особых сложностей: машина с весом более девяти тонн с лёгкостью набирает скорость от 75 до 80 км/ч по прямой дороге, хорошо реагирует на педаль газа и тормоза, отлично слушается руля. Обзор осуществляется через передние и боковые стёкла, а также в зеркала.
В начале 90-х годов ранее засекреченное производство специальных вездеходов было преобразовано в ОАО «Вездеход ГВА». С тех пор наиболее интересными выпускаемыми машинами ОАО «Вездеход ГВА» являются аварийно-спасательные амфибии «Синяя птица». Они предлагались в грузовом и грузопассажирском исполнении ЗИЛ-4906 и ЗИЛ-49061 (6×6) с бензиновыми или дизельными двигателями. Первый прототип автомобиля построен в 1971 году. Выпускался с 1975 года, в ноябре 1991 года производствo свернули. Ремейк машины (полностью повторяющий концепцию ЗИЛа — колесная формула 6х6, амфибия с двумя водяными движителями, силовая установка между кабиной и грузовой/пассажирской платформой) — итальянская Iveco Magirus Marconi Duffy, созданная около 2007 года ,
Двигатель, л.с. — 136
185
Трансмиссия — 10-ступенчатая
Подвеска — независимая, торсионная
Тормоза — дисковые
Кузов — стеклопластик
Дополнительное снаряжение — радионавигационные приборы, средства спасения
- Полная масса, т — 9,6
11,8
- Скорость движения, км/ч:
- по шоссе — 75
80 на плаву — 8
9
- минимальная устойчивая — 0,9
- Габариты, мм:
- длина — 9250
- ширина — 2480
- высота — 2944
В начале 90-х годов ранее засекреченное производство специальных вездеходов было преобразовано в ОАО «Вездеход ГВА». С тех пор наиболее интересными выпускаемыми машинами ОАО «Вездеход ГВА» являются аварийно-спасательные амфибии «Синяя птица». Они предлагались в грузовом и грузопассажирском исполнении ЗИЛ-4906 и ЗИЛ-49061 (6×6) с бензиновыми или дизельными двигателями. Первый прототип автомобиля построен в 1971 году. Выпускался с 1975 года, в ноябре 1991 года производствo свернули. Ремейк машины (полностью повторяющий концепцию ЗИЛа — колесная формула 6х6, амфибия с двумя водяными движителями, силовая установка между кабиной и грузовой/пассажирской платформой) — итальянская Iveco Magirus Marconi Duffy, созданная около 2007 года ,
Двигатель, л.с. — 136
185
Трансмиссия — 10-ступенчатая
Подвеска — независимая, торсионная
Тормоза — дисковые
Кузов — стеклопластик
Дополнительное снаряжение — радионавигационные приборы, средства спасения
- Полная масса, т — 9,6
11,8
- Скорость движения, км/ч:
- по шоссе — 75
80 на плаву — 8
9
- минимальная устойчивая — 0,9
- Габариты, мм:
- длина — 9250
- ширина — 2480
- высота — 2944
ЗиЛ » 4906 / 49061 «Синяя Птица»
В 1975 году в СКБ ЗИЛ было разработано семейство плавающих автомобилей нового поисково-эвакуационного комплекса ПЭК-490 для наземных космических спасательных служб ВВС СССР, которые пришли на замену устаревшему ПЭУ-1. Впоследствии военные нарекли ЗИЛ-4906 и ЗИЛ-49061 неофициальным именем «Синяя птица». Амфибии были приспособлены для эксплуатации в разных климатических зонах, при высокой запыленности, сильном ветре и высоте волны до 0,5 м, к доставке по железной дороге, транспортными самолетами и вертолетами. Аналогично амфибиям серии ПЭУ, модельный ряд «Синих Птиц» включал две версии — грузовой вариант 4906 и пассажирский 49061. Оба имели идентичную конструкцию с герметичными скругленными стеклопластиковыми корпусами на алюминиевой лонжеронной раме, «равнорасположенными» мостами и традиционной бортовой трансмиссией. Они снабжались новыми агрегатами, экранированным 27-вольтным электрооборудованием, шинами И-159 размером 16,00-20 (410 – 508) и двумя топливными баками по 250 л. Обе машины имели колесную базу 2400+2400 мм, колею всех колес по 2000 мм, дорожный просвет под корпусом – 590 мм, радиус поворота – 8,4 – 9,0 м и запас хода – 900 км. При максимальной скорости 56 км/ч они расходовали 70 л бензина на 100 км.
Грузовая 3,5-тонная амфибия ЗИЛ-4906 с экипажем из четырех человек и сварной алюминиевой грузовой платформой для доставки спускаемого аппарата была оборудована боковой перегрузочной установкой с гидроприводом. Без кранового устройства ее грузоподъемность достигала 5 т. Было у ЗИЛ-4906 и дургое назначение: доставка 4-местного 77-сильного спасательного шнекороторного снегоболотохода ЗИЛ-29061, который обладал просто феноменальной проходимостью и мог забираться туда, куда колесные автомобили добраться не могли. Пассажирский вариант 49061 с экипажем из трех человек отличался от грузового закрытым пассажирским салоном. Его назначение еще более широкое: доставка к местам назначения бригад спасателей, эвакуация космонавтов, обеспечение их медицинской помощью и всем необходимым для работы и отдыха. В пассажирском отсеке находилось 10 сидячих или 6 лежачих мест, он был оснащен системами отопления и кондиционирования, медицинским и специальным оборудованием, радионавигационным комплексом, средствами связи, пеленгования и переговорными устройствами.
ЗИЛ-4906 и ЗИЛ-49061 оснащали 150-сильным бензиновым двигателем ЗИЛ-130 V8 с системой предпускового подогрева, механической 5-ступенчатой коробкой передач, планетарным демультипликатором, раздаточной коробкой с блокируемым дифференциалом, одноступенчатыми коническими бортовыми и цилиндрическими колесными редукторами, независимой рычажно-торсионной подвеской всех колес и системой регулирования давления в шинах. Вместо водометного движителя, примененного на ПЭУ-1, тут установили два двухлопастных гребных винта, способные работать на акваториях с большим содержанием растительности и мусора. Снаряженная масса грузового и пассажирского автомобилей образца 1975 года составляла 8450 и 8310 кг соответственно, полная – 11 850/9260 кг, габаритная длина с краном – 9250/8650 мм, ширина – 2670/2582 мм, высота – 2944/2510 мм. Соответственно на шоссе груженые машины передвигались со скоростями 56 и 75 км/ч, на плаву – 8 – 9 км/ч. Минимальная скорость на суше – 1 км/ч. До 1991 года базовых машин 4906 и 49061 собрали 12 и 16 экземпляров соответственно. Вариант 49062 снабжался полноповоротным гидроманипулятором грузоподъемностью 700 кг.
В 1980 году автомобили 490-й серии поступили на снабжение поисково-спасательных служб ВВС, в 1986 году к ним присоединилась доработанная машина 49065 с новым радионавигационным комплексом, позволявшим более оперативно обнаруживать место посадки космического аппарата. Комплекс «Синяя птица» с новыми системами навигации и спутниковой связью до сих пор остается на вооружении поисково-спасательных служб ВВС и МЧС Российской Федерации. По состоянию на 2007 год в системе ВВС РФ состояло 5 машин 4906 и 6 единиц модели 49061. В начале 1990-х годов было создано сухопутное семейство поисково-эвакуационных машин ЗИЛ-4972/4975 «Спасатель» с 185-сильным дизельным двигателем, поступавших в систему МЧС и «Росэнерго».
Оснащение
В крановом исполнении амфибия ЗИЛ-49061, фото которой представлено ниже, получила манипулятор с двухблочной стрелой. Боковая нагрузка идентична аналогичному показателю у ПЭУ-2. Особенности конструкции дали возможность сделать длиннее задний свес кузова, а в пассажирском исполнении — увеличить полезную площадь салона.
Хорошо продуманная форма кузова и множество штатных осветительных элементов сделали экстерьер машины привлекательнее, чем у предшественника. Грамотное сочетание параметров узлов и конфигурации нижней части корпуса способствовали развитию скоростных показателей на воде, больше чем у прежних модификаций.
Немало времени и сил разработчики потратили на оснащение транспортного средства современными навигационными и связными средствами. Новейшие комплексы, используемые на «Синей птице» с 1984 года, дают возможность точно определить сектор высадки разыскиваемых аппаратов, а также поддерживать обоюдную радиосвязь с экипажами летательных аппаратов.
У модификации «Салон» модернизировали климатическое оборудование. Рассматриваемая машина поступила на вооружение поисково-спасательной службы ЕГАСПАС в 1981 году. До 1991-го комбинат выпустил 12 моделей «Кран», 14 «Салонов» и пять шнековых мини-вездеходов. В дальнейшем указанные амфибии использовались службой МЧС, а также и «Центроспас».