Почему подержанные авто так медленно дешевеют с возрастом?
Только в последнее время началась тенденция удешевления автомобилей с наступлением определенного возраста или со сменой поколений. Ранее машина 10 лет отроду в России могла стоить 75% цены нового авто, и это всех устраивало. Сегодня ситуация изменилась. Возьмем для примера Lada Kalina. Новое авто с завода стоит сегодня от 370 000 рублей, что весьма неплохо. А стоимость Kalina 2007 года выпуска (в возрасте 10 лет) составляет 150 000 рублей. Это уже хорошая тенденция. Есть несколько причин медленного удешевления:
- большая часть клиентов на автомобильном рынке связаны именно с подержанными авто, поэтому этот рынок получает достаточно покупателей на те миллионы предложенных машин;
- покупка подержанного авто не воспринимается у нас, как нечто выходящее за рамки нормального, именно такую эмоцию пытаются развить корпорации, производящие новые авто;
- часто потенциальные покупатели не могут просто позволить себе новую машину, поэтому идут за подержанным транспортом и отдают все заработанные деньги, а продавец подстраивается;
- на рынке вторичной техники работает много профессионалов, так называемых перекупщиков, целью которых является заработать деньги на разнице между покупкой и продажей;
- важным элементом удержания цены также является история страны, в которой автомобиль был поставлен чуть ли не божеством, многие советские семьи не могли купить авто.
Еще 3 десятка лет назад покупка автомобиля была доступной для многих по деньгам, но не слишком разумная экономическая система не позволяла купить машину. Многие считают, что в странах СНГ выработался культ автомобиля, который часто не позволяет увидеть реальность. Вполне возможно, что этот культ и сегодня держит цены на подержанные автомобили, которые уже давно откатали свой ресурс. Но есть и более весомые причины, которые мы рассмотрели выше.
Почему автомобили в мире постоянно дешевеют на б/у рынке?
Вопрос мировой тенденции серьезного снижения цены на подержанные автомобили достаточно сложен. Нужно понимать, что все это временно. Сегодня 7-летняя Toyota Camry в США не ценится даже на 3-4 тысячи долларов, в то время как в России за такую же машину будут просить более 12 тысяч. В Европе Renault Megane с возрастом 5 лет стоит не более 3 000 евро, в России это же авто затянет на все 7,5 тысяч евро. Причины низких цен на авто в мире следующие:
- формирование общества потребления и активная реклама того факта, что машина после 3-4 лет эксплуатации превращается в хлам, в России эта реклама не возымела особого действия;
- производители борются за эти рынки, поэтому здесь стоимость новых авто довольно низкая, да и налоговые преимущества позволяют дилерам делать гибкие условия на покупку;
- важным преимуществом является довольно высокий достаток человека, машина в странах западного мира перестала быть серьезной ценностью и перешла в разряд менее важных приобретений;
- общество нацелено на потребление, поэтому при выходе очередного поколения авто старая генерация теряет в цене практически вдвое, все хотят выглядеть современными и богатыми;
- повышаются налоги на владение транспортов с не самыми современными экологическими нормами, людям навязывают мнимую ответственность за природу, на которую влияют выбросы авто.
Среди всех этих особенностей к России нельзя применить ни один пункт. Именно по этим причинам в РФ стоимость подержанного транспорта до сих пор остается довольно высокой. Многие ругают власти за сохранение бандитских пошлин за таможенное оформление ввезенного подержанного автомобиля. Но при открытии таможни новые авто в РФ фактически прекратят продаваться, и это доказано рядом исследований. Так что ожидать значительного снижения цены у нас пока не стоит.
Машина роскошь, но практичность прежде всего
В России вырисовалась необычная тенденция. В Японии, США, Европе и даже в Китае автомобиль становится просто одним из видов транспорта. В Нью-Йорке, к примеру, у жителей центра зачастую нет своих автомобилей, так как ездить на них в этом городе просто невозможно. Быстрее ходить пешком, пользоваться метро или такси. Для русского человека машина – это образ жизни, стиль и олицетворение имиджа. Но, тем не менее, мы выставляем автомобилю ряд практичных задач:
важна практичность в эксплуатации и отсутствие значительных расходов на ремонт, при этом пробег и возраст автомобиля особого значения для нашего человека не имеют;
дизайн находится далеко не на первом месте, как и свежесть поколения авто, а вот его комфорт имеет огромное значение при выборе транспорта для дальнейшей эксплуатации;
имеют определенное значение детали интерьера, которые для всего мира вообще не важны, поэтому для нас производители предлагают особые варианты отделки салона;
комплектация играет роль при покупке, но не слишком важна, нужно наличие кондиционера, усилителя руля, для городских поездок лучше автоматическая коробка;
подвеска не должна быть спортивной и резкой, слишком информативной и жесткой, лучше купить мягкую и даже немного вялую машину, которая дает комфорт на наших дорогах;
очень важно, чтобы в автомобиль не было кустарного вмешательства, такого как сваривание деталей, снятие и ремонт двигателя и других важных агрегатов, это не приветствуется.
Вот такие порой странные требования мы выставляем к машинам. И если авто с пробегом свыше 200 000 км в Европе никто не купит, разве что в качестве автомобиля для обучения вождению, то для русского человека эта отметка – это только начало жизни. Именно поэтому скрученный пробег часто вообще не меняет стоимость машины на вторичном рынке. Теперь становится понятнее, почему стоимость машин на вторичке в России довольно высока. Но когда же это изменится?
Как можно снизить стоимость авто при покупке?
В наших широтах не принято торговаться за машину. Все дело в том, что нам часто приходится сталкиваться с перекупщиками, которые далеко не всегда адекватны в оценке транспорта. Они не уступают и копейки в стремлении заработать деньги на сделке. Если же приходится покупать машину у владельца, часто можно сбить до 20% стоимости, если вы будете вести себя адекватно. Под адекватным поведением понимается выполнение следующих простых правил:
- не стоит показывать, что перед вами стоит машина вашей мечты, осматривайте транспорт хладнокровно и помните о том, что на рынке есть сотни таких же машин по такой же цене;
- найдите и выпишите все недостатки автомобиля, посчитайте стоимость их восстановления на хорошей станции, что будет отличным поводом обоснованно требовать конкретную скидку;
- найдите заблаговременно перед встречей несколько объявлений в интернете о продаже такого же авто дешевле – сделать это не составит труда – пусть это некрасиво, но действенно;
- начинайте торговаться с довольно низкой цены, не стоит пытаться сбросить всего пару процентов, тогда у вас получится нормальный торг со взаимными уступками с владельцем;
- обязательно посмотрите ПТС машины, убедитесь в том, что количество владельцев не больше трех, иначе у вас будет еще один крупный повод сильно снизить стоимость из-за рисков.
Если разумно подойти к процессу покупки автомобиля, даже самого неуступчивого владельца можно уговорить на очень серьезную скидку. Как правило, на сайтах объявлений выкладывают стоимость выше на 10% от той цены, которую человек готов получить за авто. Так что вопрос удешевления транспорта на вторичном рынке в России часто становится вопросом самостоятельных торгов, правильного подхода к покупке автомобиля. Предлагаем посмотреть репортаж об опасностях автомобильного рынка авто России:
Подводим итоги
Существует мнение, что автомобильный рынок России управляется некой мафией, но это слишком смелое заявление. Просто каждый человек, который входит на этот рынок, хочет получить максимум выгод для себя. Поэтому складывается ситуация, когда каждый остается недоволен сделкой. На деле рынок давно приближается к стандартам, которые для нашей страны будут оптимальными. Скорее всего, цена на подержанные машины никогда не будет такой же, как в Европе или США, поскольку из машины у нас сделали определенный культ. Но и повышаться стоимость не будет.
Соотношение стоимости новой и б/у техники как раз сегодня приняло вполне закономерные обороты. За 7 лет автомобиль теряет примерно половину своей стоимости. За 3.5 года машина дешевеет на треть. И это вполне адекватная ситуация. А вот чрезмерно низкая стоимость автомобилей в Европе стала причиной снижения интереса к транспорту. Если посмотреть на состояние техники после 7 лет, вы сможете увидеть явные проблемы с обслуживание и даже безопасностью. Так что сложно сказать, какая ситуация лучше. А что вы думаете о ситуации с ценами на вторичном рынке автомобилей в России?