Что такое маслкар
В классическом определении «масл-кар» — это среднеразмерный (по американским меркам) заднеприводный автомобиль с двух- или реже четырёхдверным кузовом и мотором «о восьми цилиндрах», расположенном спереди и заимствованным от более крупного автомобиля
Ключевой параметр — это отношение массы к мощности, которое составляло не более 6 килограммов на одну лошадиную силу. Очень важно, чтобы при этом он оставался достаточно вместительным и недорогим, ведь основной покупательской аудиторией таких автомобилей была молодёжь.
Термин «muscle car» возник уже после заката популярности этих автомобилей — в конце 70-х — среди коллекционеров этих машин. В свои золотые годы, с 1964 до середины 70-х, они заслуженно назывались «super cars» и стояли особняком в производственных линейках всех трёх автомобильных гигантов США: Ford Motor Company, Chrysler и General Motors.
1971 Plymouth Cuda HEMI
Изначально машину представили в трех вариантах: Barracuda, Gran Coupe и Cuda. Это были, соответственно, стандартная версия, люксовая и спортивная Cuda, для которой предложили широкий выбор V8-моторов: 340, 383, 440, 440+6 и легендарный 426 HEMI. Такой ассортимент двигателей предполагал 335 л.с. в базовой комплектации и 425 сил у версий HEMI Cuda, мощность которой была занижена из-за налогов, а реально полусферический гигант выдавал более 500 сил. Cuda в стоке имела фальш-воздухозаборник и полоски у «талии» с цифрой, обозначающей объем двигателя. У HEMI Cuda на полоске так и было написано: «HEMI», а воздухозаборник выполнял функцию инерционного наддува.
Его величество мотор
Формально прародителем маслкаров можно считать Oldsmobile 88 из 1949 года, который также можно считать и иконой хот-родов — V8, лёгкий кузов и всё остальное — первый верхнеклапанный в Америке, который начали делать задолго до Второй мировой войны. По вслед за этим двигателем появился не менее легендарный HEMI от Chrysler, который подарил автомобильной индустрии камеры сгорания в виде полусфер. После этого в список легендарных двигателей попадает Small Block от Chevy. Идеи этого мотора до сих пор присутствуют в производстве, впрочем, как и расход топлива. Естественно, продажи продвигались победами на треках и нелегальных уличных гонках, но постепенно в дело пошли маркетологи.
В 50-х подход к автомобилестроению в Детройте был очень простым: «Больше — значит лучше». Объемы моторов увеличивались с каждым годом для того, чтобы удовлетворять потребность публики в динамических характеристиках на должном уровне, однако многие клиенты готовы были платить деньги за нечто большее, поэтому практически все автопроизводители предлагали широкий спектр опций для увеличения отдачи своих моторов. Большинство из них поступали в продажу, уже будучи опробованными на гоночных треках, а наличие в заводских каталогах возможностей для достижения большей мощности всегда отлично мотивировало клиента на покупку.
Кроме этого, выпускали и ограниченные, лимитированные серии. Основой этих серий была увеличенная мощность и дополнительные опции. Так, к примеру, С-300 от Chrysler помимо того, что был самым мощным серийным автомобилем в США с 300 «лошадями» под капотом, умел разменивать «сотню» меньше чем за 10 секунд в далёком 1955 году, и сразу стал лучшим в NASCAR. Это позже конструкторы Chrysler 300B снимут 1 «лошадь» с 1 кубического дюйма и развяжут самую интересную в мире войну.
Как закалялась пыль
Маслкары, они же «мускулистые автомобили», если переводить дословно — это неуправляемые пожиратели бензина, крутящий момент которых может развернуть нашу планету вспять. В то время как в Европе процветал топливный кризис, а в головах у инженеров было все про уменьшение веса, расхода топлива и про улучшение управляемости, ведь дороги были извилисты, американцы шли другим путём. Их девиз можно услышать практически в любом выпуске старого Top Gear из уст великого Джереми Кларксона, и звучит он легко и просто: «Больше мощности!». Небольшие моторы из серийных автомобилей оперативно выбрасывали и ставили туда 7-8 литровые двигатели, или даже больше. Кстати, для таких моторов была даже определённая классификация, и всё, что было меньше 6 литров, называлось Small Block. Ну, то есть в понимании американцев V8 на 5,7 литров – маленький двигатель. «Привет» европейским моторам в 1,2 литра и меньше.
Самым первым «мускулистым» можно считать Pontiac Tempest 1964 года рождения, который получил себе двигатель в 6,4 литра и стал самым известным в мире Pontiac GTO. Свою «сотню» он разменивал за 7 секунд, что и сейчас в принципе является неплохим временем, а тогда – это был очень хороший результат. Есть легенда о названии GTO, и она гласит, что это название выбрал Джон ДеЛореан для издевательства над Ferrari 250 GTO. Естественно, большие двигатели и прямые дороги — рай для становящегося популярным в Северной Америке дрэг-рейсинга, чьи преданные фанаты пополняли кошельки Детройтских производителей автомобилей. Судите сами об этом золотом времени по следующим факторам: бензин дешёвый, дороги прямые, экоактивисты ещё даже не запланированы своими родителями, которые хотят очень быстро кататься. Круто, правда?
В Европе подход к скоростным автомобилям был совершенно иным: премиальные марки создавали премиальные модели для богатых, а подчас и очень богатых людей. Среднестатистическому американцу заокеанские спорткары были просто не по карману, и в Детройте это очень хорошо понимали.
Но, помимо этого, такие быстрые автомобили были источником зрелищ. Уже с 1947 года в США появилась NASCAR (National Association for Stock Car Auto Racing), а в 1951-м — NHRA (National Hot Rod Association). Эти ребята активно продвигали американскую большую тройку, а дополнительно подстёгивали покупателей свежие номера журналов — такие как Motor Trend и Hot Rod Magazine.
СССР и сегодняшние дни
В нашей стране ничего подобного не производилось, как, впрочем, и много чего еще. Единственным примером может служить автомобиль ГАЗ 24-24, и то с большой натяжкой, так как выпускался исключительно для нужд 9-го управления КГБ СССР. Тогда перед конструкторами Горьковского Автозавода стояла задача построить автомобиль для сопровождения правительственных ЗиЛов и Чаек, способного ехать с ними на равных. Таким образом, под капотом ГАЗ-24 поселился мотор V8, объёмом 5,5 литров и мощностью 195 лошадиных сил. По официальным данным, автомобиль развивал не более 160 км/ч, по неофициальным — свыше 200. При этом внешне этот автомобиль был практически неотличим от своих гражданских собратьев.
История американских маслкаров в нашей стране довольно терниста и, чаще всего, печальна. Иномарки в СССР попадали по трём каналам: когда иностранные дипломаты и журналисты привозили автомобили для личного пользования, либо наши командированные дипломаты, моряки, военные и прочие специалисты привозили купленные заграницей машины. Но чаще всего иномарки ввозились автозаводами и прочими НИИ для изучения и ознакомления с образцами передового автомобилестроения. После развала СССР ситуация облегчилась, но ненадолго — высокие ввозные пошлины поставили крест на идее привоза в нашу страну маслкаров.
Те немногие экземпляры, что присутствуют на рынке в нашей стране чаще всего представляют из себя скорее недвижимое имущество, либо изрядно потрёпанное за годы эксплуатации и обслуживания кривыми руками. Сразу хочется предостеречь от покупки подобных, на первый взгляд, привлекательных по стоимости автомобилей, так как стоимость ремонтно-восстановительных работ вполне может вылиться в сумму в 3-5 раз дороже изначальной стоимости авто. Хорошие экземпляры могут достигать стоимости нового европейского спорткара. В авантюре с покупкой маслкара, как нигде, лучше всего подходит поговорка: «Кроилово приводит к попадалову». В любом случае, это тема для отдельного материала.
Архивные фотографии известных маслкаров в СССР:
В качестве завершения материала об истории маслкаров — небольшой список самых известных и влиятельных автомобилей этой категории.
Культура и технологии [ править ]
Часто приписывают золотой век в годы, последовавшие сразу за некоторыми технологическими инновациями. В это время писатели и художники отрабатывают свои навыки в этой новой среде. Поэтому и для радио, и для телевидения наступили золотые века . На этом зарождающемся этапе технология позволяет выражать новые идеи, поскольку новые формы искусства быстро переходят в новые области:
Золотой век иллюстрации, с 1880-х по 1910-е годы.
Золотой век радио , 1920–1940-е гг.
Золотой век американской анимации , между 1928 (звук) и 1960-ми (телевидение).
Золотой век Голливуда , которая длилась с конца эпохи немого в американском кино в конце 1920 – х годов до начала 1960 – х годов
Золотой век телевидения (имеется в виду телевидение США примерно 1950-х годов), когда телевидение было еще относительно недавним изобретением. Такие программы, как Kraft Television театр , драматический театр 90 , а позже Альфред Хичкок представляет и The Twilight Zone принесли уровень письменной формы американского коммерческого телевидения , которое редко можно увидеть править в течение следующих нескольких десятилетий.
Золотой век маслкаров , 1964–1972
Золотой век порнографии , относится к периоду 15-летнего периоду (около 1969-1984) в коммерческой американской порнографии , которая распространилась на международном уровне , , в котором сексуально откровенные фильмы получили положительное внимание от основных кинотеатров, кинокритики, и широкой общественности. Это началось с выпуска фильма 1969 года « Голубое кино» режиссера Энди Уорхола , и фильма 1970 года « Мона», продюсера Билла Оско
Это были первые эротические фильмы для взрослых., изображающая откровенный секс , получит широкий прокат в США . В течение этого периода, порнографические фильмы вышли из подземных студий, и стала полномасштабная отрасль со стремлением стать частью мейнстрима кино.
Золотой век музыкального видео , 1975–2000 период, который начался с выпуска ” Bohemian Rhapsody ” Queen.
Золотой век аркадных видеоигр , конец 1970-х – 1980-е годы
, 1982–1997 (от 24 кадров в секунду до начала эпохи компьютерной графики)
Золотая эра испанского программного обеспечения , 1983–1992 гг.
Золотой век радиоуправляемого Багги , 1983-1992. Период, когда модельные компании перешли на практичные электрические багги, что привело к появлению на рынке множества компаний (включая производителей игрушек), которые помогли ему стать доминирующим классом.
Золотой век хип-хопа , 1988–1994 годы, период, когда музыка хип-хопа находилась на пике своего творческого и художественного развития
Золотой век компьютерных игр , 1990 – начало 2000-х годов
Второй золотой век телевидения , 1999 – настоящее время, период высококачественных и часто написанных по сценариям американских телевизионных программ, который начался с «Сопрано» , «Телеграмма» , Во все тяжкие» и « Безумцы» (среди прочих)
Золотой век вирусных видео , 2005 г. – по настоящее время, период, который начался с запуска YouTube и продолжается сегодня.
Золотой век королев скачек пережил две эпохи; Первым был пузырь в стиле королевы гонок в купальниках с конца 1980-х до конца 1990-х и второй золотой век королевы гонок в мини-юбках 2000-х годов, когда приток моделей пришел со способностью привлекать такую же или большую популярность, чем некоторые гонщики, участвующие в соревнованиях.
По крайней мере одна технология пережила «золотой век» в последние годы:
Золотой век паруса , 19 век.
Культурный «золотой век» может быть использован в построении национального мифа .
1971 Dodge Charger R/T
В 1971 году Charger получил новый кузов, так называемый «Coke bottle styling» — из-за своей формы, напоминающей бутылку колы. В производственной линейке Dodge, аббревиатура R/T означает «Road and Track» (дорога и трек), ею обозначали модели с 375-сильными моторами «440 Magnum». Но за дополнительные деньги, опционально можно было заказать автомобиль с более мощным, 415-сильным двигателем «426 HEMI». По заверению очевидцев, с таким мотором при достаточно сильно нагруженной задней оси и большой шириной задних покрышек Charger удавалось поднять на задние колеса при старте «с двух педалей».
1968 Shelby Mustang GT500
История появления Shelby-версий Мустанга заключается в том, что фирме были нужны мощные версии флагманского «пони-кара» (так называли класс машин меньше средней размерности, сопоставимых с «Мустангами»), чтобы успешно участвовать в гонках. Ford обратился к легендарному гонщику Кэрроллу Шелби, который в 1959 году выиграл гонку «24 часа ЛеМана». Осенью 66-го когда концерн Ford впервые представил свой V-образный 8-цилиндровый двигатель Galaxy, Кэролл немедленно решил использовать его в моделях Cobra и Mustang. Увеличившаяся мощность автомобилей негативно сказалась бы на страховых взносах, поэтому Shelby и Ford заявляли заведомо меньшую мощность 7-литрового мотора в 355 лошадиных сил. О реальной мощности можно судить по цифрам в аббревиатуре, если модель GT350, была 350-ти сильной, несложно догадаться сколько сил было в моторе GT500. Многим эта легендарная машина известна по погоне в фильме «Угнать за 60 секунд»:
А дальше?
Вплоть до начала семидесятых производители соревновались в том, у кого больше, мощнее и быстрее. В качестве арены использовались кольцевые чемпионаты NASCAR для масл-каров и Trans Am для пони, а также любимые американцами гонки по прямой для всех подряд. Чего только не придумывали! Когда мощность моторов автомобилей NASCAR подошла к пределу, на трассах начали появляться причудливые «крылатые воины» — так их прозвали зрители. Это были Dodge Charger Daytona и Plymouth Superbird, созданные путём «приделывания» огромных обтекаемых носов и гигантских антикрыльев к Dodge Charger 500 и Plymouth Roadrunner соответственно. Такие машины развивали на овальном кольце более 320 км/ч и в 1970 году выиграли 80% всех гонок. А увидеть их можно было не только на треке, но и на улицах какого-нибудь спокойного американского городка, ведь ради участия производителям пришлось выпустить гражданские «омологационные» версии. С такими же крыльями высотой в 80 сантиметров!
И вроде всё хорошо, все довольны, но, увы и ах. Страховые компании изучили статистику ДТП по самым молодым водителям и подняли цены на страховки для мощных машин. После этого начали появляться на свет экологи, что привело к снижению мощности автомобилей. А потом еще был топливный кризис и нефть в США не поставляли. Эта пара лет убила индустрию автомобилей, которые за одну заправку «выпивали» цистерну топлива, а во время прогрева убивали популяцию чаек своим выхлопом. Кстати, именно в те годы можно было найти Mustang с 90 лошадьми под капотом.
Правда некоторые производители бились до конца, например, Pontiac за всё время производства модели Trans Am не ставил на неё моторы меньше пяти литров и вполне осознанно платил штрафы за выпуск неэкологичного автомобиля. В конце семидесятых Buick попыталась возродить мощные недорогие автомобили, но уже другим путём — ставя на свои модели Grand National двигатели с турбонаддувом. Но всё это — мелочи.
История маслкаров
Родоначальником жанра по праву можно назвать Джона ДеЛориана из Pontiac, который предложил установить самый мощный восьмицилиндровый мотор из производственной линейки компании — объёмом в 6,4 литра — под капот недорогого купе Pontiac Temptest. Так появился Pontiac GTO и вместе с тем «гонка вооружений» среди автопроизводителей.
Идея такого вот мощного и недорогого автомобиля возникла, как мне кажется, ещё в пятидесятых с появлением хот-родов. Во многом бурному развитию способствовала низкая стоимость топлива, которая с каждым годом продолжала снижаться, вплоть до 17 октября 1973 года когда, как известно, произошёл нефтяной кризис. Движение «зелёных» тогда находилось в зачаточном состоянии и не имело такого влияния, как сегодня, да и о безопасности на транспорте в те годы никто особенно не пёкся. Таким образом, мир увидел эти большие, мощные и плохо управляемые автомобили. Которые с каждым годом становились всё больше и мощнее. На маслкарах гонялись всегда и везде: на овальных треках, извилистых трассах, по прямой на четверть мили, по улицам городов между кафешками.
К сведению
Чтобы читателю было понятно, приведу пример: в то время галлон бензина стоил около 26-30 центов, что с учётом инфляции, а также всех пересчётов галлоны-литры, доллары-рубли, означает, что литр бензина стоил всего около 11 рублей.
За десятилетие этого сумашествия мощность маслкаров возросла с 200-300 сил до 400-500, причём речь идёт о серийных автомобилях, которые чаще всего попадали в руки молодёжи. Апогеем стало появление в 1970 году фактически гоночного автомобиля Plymouth Superbird с огромным антикрылом на крышке багажника — всё ради прохождения процедуры омологации для участия в соревнования NASCAR.
Технические характеристики
Технически эти автомобили не поражали воображение, к 70-м годам с конвееров заводов сходили автомобили с объёмом двигателя до 7,5 литров при мощности около 450 лошадиных сил. Рецепт получения высоких мощностностных характеристик был прост: конструкторы увеличивали объём двигателей, модернизировали систему питания и повышали степень сжатия — на выходе получался очень мощный автомобиль, но плохоуправляемый.
Не секрет, что в целях удешевления производства конструкторы заимствовали архаичные подвески и тормоза от менее мощных автомобилей — семейных седанов и универсалов. Результат не заставил себя долго ждать. Вскоре страховые компании, подсчитав количество автокатастроф с участием маслкаров и молодых водителей, пришли к ужасающим цифрам статистики. Вследствии чего, значительно увеличились ставки по страхованию мощных автомобилей. Но, как известно, беда приходит не одна.
В начале семидесятых правительство США вдруг озаботилось вопросами выбросов углекислого газа в атмосферу и ввело жёсткие экологические нормы, по которым автопроизводители были вынуждены значительно сократить мощность двигателей. Контрольным в голову стал разразившийся нефтяной кризис — ситуация развивалась стремительно и уже спустя полтора года спрос на «мускулистые» тачки сошёл на нет. Что неудивительно: мало кто хотел иметь автомобиль с диким расходом уже недешёвого топлива и со страховыми взносами, сопоставимыми со стоимостью автомобиля. К тому же значительно потерявшем в динамике. Пришла эра компактных, мощных и экономичных японских и европейских автомобилей, но это уже другая история.
Эволюция от периода к метафоре [ править ]
Термин «золотой век» всегда имел метафорический элемент. Спустя несколько столетий после Гесиода Платон указал, что «золотая раса» не была сделана из золота как такового, но что этот термин следует понимать метафорически. Классическая идея «металлических веков» как реальных исторических периодов господствовала на протяжении всего греческого и римского периодов. Несмотря на то , что классические идеи были дополнены Шесть веков мирасв. Августина, они так и не были полностью искоренены, и они вновь всплыли на поверхность, чтобы сформировать основу разделения времени в ранней археологии .
Когда зародилась современная археология в 18 веке, «золотой век» был связан с до-земледельческим обществом. Однако уже в XVI веке термин «золотой век» был заменен на « каменный век » в трехвековой системе . Тем не менее, Руссо использовал этот термин для нечетко определенного исторического периода, характеризуемого « естественным состоянием», еще в конце 18 века. В то время как концепция железного и бронзового веков до сих пор используется историками и археологами, «золотой век» Гесиода был чисто мифическим периодом и стал обозначать любой период в истории, когда положение дел для конкретного явления, по-видимому, изменялось. были на пике, лучше, чем в периоды, последовавшие за ним и после «Золотого века». Иногда он все еще используется для племенных обществ охотников-собирателей мезолита , но только как метафора.
Гонка вооружений
Сразу после этого Chevy начинает делать двигатели с прямым впрыском, Ford начинает работать с наддувом, а Pontiac ставит на 3 двухкамерных карбюратора. Уже от этих строк пахнет сгоревшим топливом, а в ушах стоит рокот высокообъёмных V8.
А как маркетологи называли эти детища? TurboFire, Blue Flame, Thunderbird Special. Песня для уха. Мощность двигателей продолжала рост.
Просто для понимания: в те годы вы могли зайти к дилеру Ford и купить себе большое и комфортное купе за разумные деньги, и получить не менее 657 лошадиных сил под капотом. Это был легендарный Ford Galaxie, который содержал в себе семилитровый атмосферный верхневальный двигатель Cammer 427. К слову, это был гоночный конкурент двигателей HEMI в NASCAR, но его запретили.
Кстати, если заметите, то все эти легенды чем-то похожи внешне. Но культовые – это Pontiac GTO, Dodge Charger R/T, Chevrolet Chevelle. Всё что было меньше – «пони кар». Как вы догадываетесь, первым в этом классе стал Mustang.
В день начала первых продаж Mustang купили 22 тысячи раз, а первые два года позволили миллиону человек получить домой этого красавца. Правда тогда это было просто красивое купе со слабым мотором. И так бы оно и продолжалось, если бы не Кэрол Шелби, который «запихнул» в компактный кузов двигатель на 400 лошадей. Кстати, официально их было 355, но кого этим удивить? Мощность двигателя в документах любили занижать ещё в те годы, ведь налог считали по мощности мотора.
Вместо итогов
И вроде были попытки вернуть этот класс к жизни, показать новые автомобили с двигателями в 400 сил, но, увы. Безнаддувные «пожиратели» бензина больше не нужны современным водителям. Экология и цены на топливо заботливо убирают все попытки вернуть старые добрые атмосферные двигатели на дорогу, навечно включая зелёный сигнал светофора двигателям, обладать которыми в золотой век автомобилей в США считалось позором. Меньше 5 литров, меньше 300 лошадей, и тому подобное. Тут обратного пути уже не будет, а ценителям таких автомобилей с каждым годом всё труднее. Впрочем, чем меньше их на дорогах — тем больше мы их ценим. Признайтесь, что если вы увидите такой автомобиль в городе, то вам станет теплее на душе. Эти автомобили были легендарными, а вклад их производителей в автомобильную промышленность был очень весомым. Но об этом как-нибудь в другой раз.
12.01.2021
03.09.2019
19.12.2018
18.08.2020
24.06.2021
14.03.2018
16.12.2019
12.12.2018
03.12.2018
26.04.2018
19.07.2021
18.06.2021
21.10.2020
20.08.2018
14.05.2019
23.05.2017
13.06.2019
20.03.2019
Автомобили