Duesenberg: лучший автомобиль в мире

14.


Первоначально основная масса автомобилей Duesenberg была сосредоточена в Нью-Йорке — финансовой столице США, но с Великой депрессией «центр» Duesenberg переместился в Голливуд. Влияние автомобиля было столь велико, что некоторые актёры фотографировались с чужими машинами, чтобы произвести впечатление — это срабатывало! Ну а официальная рекламная кампания Duesenberg также поражала своей эффективностью и эффектностью. Слоганом модели J был весьма нескромный девиз «The World’s Finest Motor Car», а машины на рекламе отсутствовали — достаточно было иллюстрации успешного мужчины или женщины, в изображении которых читался их род деятельности, а также сопроводительной фразы «He/She drives a Duesenberg».

Модель Duesenberg J

Новый владелец, сразу же после её приобретения, дал задание братьям разработать самую роскошную машину в мире. И Фридрих, а именно он занялся разработкой нового автомобиля, с ней блестяще справился. Уже через 2 года родилась модель Duesenberg J.

Duesenberg J

Поставки машины заказчикам начались уже после начала Великой Депрессии в 1929 году. В этом году мега дорогая машина продалась тиражом в 200 экземпляров. В следующем 30 году было продано ещё 100 автомобилей.

То есть самое главное у машины был не внешний вид, а техника. А техника была по-настоящему, выдающейся. На машине стоял рядный 8-и цилиндровый силовой агрегат объёмом 7 литров и мощностью 265 л. с., с этим силовым агрегатом, машина могла разгоняться до вполне приличных, даже сегодня, 192 км/час. Такой большой отдачи, для начала века удалось добиться путём установки на него двух распредвалов и 4-х клапанов на цилиндр.

8-и цилиндровый двигатель модели Duesenberg J

Кроме этого шасси модели «J» производилось в трёх вариантах длины:

  • Коротком – 3600 мм;
  • Длинном – 3900 мм;
  • Сверхдлинном – 4000.

Реально, данная модель производилась всего два года, в 1929 и 30 годах, но продавалась вплоть до конца существования фирмы. После 1930-го компания продавала ранее выпущенные автомобильные шасси.

Duesenberg J доработанный кузовным ателье Graber

Этимологическое примечание

Модель J напротив места рождения Фреда и Оги Дюзенбергов в Кирххайде, Германия.

Происхождение американского сленгового слова «doozy» или «doozie», означающего нечто превосходное или сильное, неизвестно. Merriam-Webster полностью отвергает любое приписывание автомобиля автомобилю, отмечая, что doozy первоначально появился как “сонный” в восточном Огайо в 1916 году – за четыре года до производства первых автомобилей Duesenberg. Они также утверждают, что существует мало доказательств связи Duesenberg и doozy в 1920-х и 1930-х годах, когда автомобиль был самым популярным. «Dozy» сродни глаголу «дюжина», который семантически и этимологически связан с «daze» и подтверждается жаргонными терминами, такими как « ».

6.


Конструкция Duesenberg J хоть и модернизировалась до самого закрытия марки в 1937 году, но всё-таки в целом была стремительно устаревающей. Например, с двигателем сочеталась несинхронизированная трёхступенчатая механическая коробка передач — попытки адаптировать четырёхступенчатую трансмиссию провалились, поскольку она не выдерживала работы с таким мощным мотором. Учитывая финансовый кризис в США, большинство двигателей и шасси были выпущены в 1929 и 1930 годах, но ставились на продаваемые и позже машины. Это обернулось тем, что покупателям доставались очевидно устаревшие автомобили, а для современных автоисториков такой тандем подарил головную боль — каким годом датировать Duesenberg J, если у него шасси, двигатель и кузов могут иметь различающиеся даты выпуска?!

8.


После гибели Фредерика Дюзенберга компанию возглавил его брат Август и уже при нём свет увидели два 400-сильных (Фредерик успел выпустить только 36 машин SJ с мощными 320-сильными двигателями) Duesenberg SSJ. Официально это обозначение никогда не использовалось маркой и было «внутренним» индексом, в котором объединялись наименование модели (J), компрессорный мотор (S — supercharged) и укороченная колёсная база (S — short wheelbase). Обе машины имели кузова от Central Manufacturing Company и предназначались звёздам того времени — актёру Гари Куперу и актёру Кларку Гейблу, имевшему к тому времени во владении Duesenberg J. Впоследствии, как свидетельствуют современники, Купер и Гейбл неоднократно гоняли наперегонки друг с другом на своих Duesenberg SSJ по холмам Голливуда.

7.


Как вы помните, до 190 с лишним километров в час разгонялся атмосферный J, а наддувная версия SJ легко разменивала 225 км/ч. Напомню, с несинхронизированной трёхступенчатой «механикой» и средней массой машины в районе 2,5 тонн. При этом нагнетатель стал отличительной чертой не только Duesenberg, но и Auburn и Cord — Эррет Лоббан сообразил зарегестрировать хромированные гофрированные патрубки, выходящие из-под капота сбоку в качестве товарного знака для компрессорных версий машин всех своих марок. Неудивительно, что в те годы ходила поговорка: «Единственный автомобиль, который может обогнать Duesenberg, — это другой Duesenberg. И то лишь с согласия владельца первой машины».

Возрождения

После Второй мировой войны Август Дюзенберг попытался возродить имя Duesenberg, но безуспешно; несколько более поздних попыток также оказались безуспешными. Самая успешная попытка была предпринята в середине 1960-х, когда у руля был сын Августа Фриц, а в качестве стилиста Вирджил Экснер использовал шасси Imperial 1966 года и двигатель Chrysler . Один из дизайнов Экснера Duesenberg позже был произведен как «неоклассический» Stutz Bearcat .

Также был создан Duesenberg 1970-х годов на базе современного Cadillac Fleetwood с современным стилем. Выпускался ограниченным тиражом.

Репродукция автомобиля под названием Duesenberg II производилась в период с 1978 по 2000 год компанией Elite Heritage Motors Corp и дочерней компанией Duesenberg Motors Inc. из Элроя, штат Висконсин . Было предложено пять моделей кузова оригинального Duesenberg J. Каждый был скопирован с оригинала и визуально почти идентичен, с трансмиссией Ford Lincoln, двигателем Ford V8 и современными функциями комфорта. Эти реплики были проданы за 225 000 долларов США. Всего было выпущено менее 100 экземпляров.

В 2011 году была создана новая компания с правами на товарный знак во всем мире под названием Duesenberg Motors Inc. с намерением снова возобновить производство реплик Duesenberg II в 2012 году в Болдуине, штат Висконсин . Эта попытка быстро прекратилась, когда владелец остановил проект из-за отсутствия денежных средств. В настоящее время нет товаров в продаже, и автомобили будущего маловероятны.

Кабриолет-купе Duesenberg SJ продан за 4,5 миллиона долларов в марте 2013 года.

Чем интересна марка Duesenberg

Не смотря на весь глобализм современного мира, автомобильные рынки в разных странах достаточно серьёзно отличаются. Особенно ярким примером является рынок Северной Америки, а в частности США.

Например, сегодня, в США пользуются популярностью совсем другие модели, да что там модели – целые автостроительные компании, чем на рынках других стран. Причём, те компании, которые популярны в США, или вообще неизвестны в других частях мира, при этом популярные в других частях мира, например в Европе марки, в США, или вообще не продаются, или продвигаются там со скрипом.

Например, в сегменте люксовых автомобилей мировыми лидерами является большая немецкая тройка, БМВ, Мерседес и Ауди. Конечно, модели этих брендов продаются в США, но там они далеко не лидеры. На рынке Северной Америки в этом сегменте лидирует компания Кадиллак, которая за пределами США продаётся очень вяло. Такая же ситуация существует и в других сегментах североамериканского рынка. Правда в сегменте супердорогих авто, где сегодня безраздельно доминируют Бентли и Роллс-Ройс, в США своего бренда нет. Но так было далеко не всегда. Практически до самого начала Второй Мировой Войны, в этом сегменте рынка в Америке безраздельно царствовала американская компания Duesenberg. При этом она активно продавалась и в других частях мира, машины Дюзенберг приобретали европейские монархи и известные люди.

Сегодня, когда в мире наблюдается определённый бум на возрождение старых забытых фирм эта компания, практически, неизвестна. А ведь она, на мой взгляд, могла бы стать одним из первых кандидатов на возрождение. В чём вы сможете убедиться, ознакомившись с историей Дюзенберга в этой статье.

Модель Duesenberg SJ

После Модели «J» компания начала выпуск модели «SJ». Главным отличием от предыдущей модели являлось наличие двигателя с турбонаддувом. С этим мотором машина могла развивать максимальную скорость в 225 км/час и разгонятся до сотни всего за 8 секунд.

Duesenberg SJ

Не смотря на все выдающиеся технические показатели этой модели, Великая депрессия ни куда не делась, и продажи сверхдорогих моделей свелись, к совсем уже гомеопатическим количествам. Этой модели было произведено всего 36 штук.

Кроме турбированного двигателя машина имела ещё одно но-хау, это выхлопная система, которая была сделана из труб большого диаметра. Эта выхлопная система была запатентована.

Duesenberg SJ с кузовом Mormon Meteor.

Duesenberg J (Дюзенберг Джей) 1928-1936

Когда Эррет Лоббан Корд назвал Duesenberg J “самым прекрасным автомобилем в мире”, это не было преувеличением. Почти по всем показателям он превосходил конкурентов из Rolls-Royce (Роллс-Ройс), Hispano-Suiza (Испано-Сюиза) и Mercedes-Benz (Мерседес-Бенц).

Модель “J”, как и модель “А”, сочетала обычное шасси с передовым, очень мощным и тщательно проработанным двигателем, имела широкий выбор кузовов, чего не мог предложить ни один американский изготовитель. Был выбор и по колесной базе (от 3,6 до 3,9 м), а один покупатель заказал машину с базой 4,5 м, которую назвал Throne Car (Королевский автомобиль).

Ходовая часть с полуэллиптическими рессорами, гидропривод тормозов и трехступенчатая коробка передач были довольно обычными, но 6,9-литровый двигатель стал лучшим в мире. Эта рядная “восьмерка” имела два верхних распредвала и по 4 клапана на цилиндр. Уже в 1928 г. компания применила схему, которую большинство других престижных изготовителей использовало лишь через 60 лет.

Фирма Lycoming, еще одно отделение империи Корда, выпускала двигатели мощностью не менее 265 л.с., что в два раза превышало показатели любого иного американского мотора тех лет. Сомневающимся стоит напомнить, что эта машина при установке величественного кузова имела собственную массу более 2270 кг и развивала скорость 187 км/ч.

Первое время цена шасси составляла 8,5 тыс. долларов (к 1921 г. она возросла до 9,5 тыс.), на него монтировали великолепные кузова и стоимость автомобиля была не менее 17 тыс. долларов. В то время самая дорогая модель Cadillac (Кадиллак) стоила 7 тыс. долларов. Считается, что “J” была одной из самых дорогих и эксклюзивных серийных машин всех времен.

Удивительно, что продажи модели “J” и ее варианта “SJ” с наддувом медленно, но верно продолжались и во время Великой депрессии. К 1936 г., когда в Индианаполисе построили последний экземпляр, было продано 470 машин с огромным выбором кузовов и одинаковой облицовкой радиатора. Без сомнения, тогда это был самый лучший американский автомобиль.

Характеристика (J, 1928 г.)
Двигатель:
Диаметр цилиндра и ход поршня:95,25×120,6 мм
Рабочий объем:6876 см 3
Максимальная мощность:265 л.с.
Коробка передач:3-ступенчатая механическая
Шасси:на стальной раме
Подвеска:зависимая на полуэллиптических рессорах
Тормоза:барабанные
Кузов:открытый или закрытый
Максимальная скорость:187 км/ч

Duesenberg JN и SJN

В 1935-36 гг. было изготовлено 10 экземпляров “JN” с базой 3,9 м и колесами меньшего (17 дюймов) диаметра. Два из них получили двигатель “SJ” с наддувом – отсюда и название “SJN”.

История

Гоночный автомобиль Duesenberg Indianapolis 500, победитель 1922 г.

Акция Duesenberg Automobile & Motors Co., выпущенная 13 июня 1921 г.

В 1913 г. Немецко-американский братья Фред и Оги Дюзенберг основали Duesenberg Motors Company, Inc. на Юниверсити-авеню в Сент-Поле, штат Миннесота, чтобы построить двигатели и гоночные автомобили. Братья были инженерами-самоучками и построили множество экспериментальных автомобилей. Автомобили Duesenberg считались одними из лучших автомобилей того времени[нужна цитата], и были построены полностью вручную. В 1914 г. Эдди Рикенбакер на «Дуэси» финишировал 10-м на Индианаполис 500, и Duesenberg выигрывал гонку в 1922, 1924, 1925 и 1927 годах. Молодая компания ускользнула от производства авиационных двигателей, когда Полковник Р. Боллинг и его комиссия получила лицензию на производство Bugatti U-16 для воздушной службы армии США. Конец Первой мировой войны остановил этот проект еще до того, как он созрел.

В 1921 году Duesenberg предоставил пейс-машина для Indy 500, управляемой Фредом Дюзенбергом. В том же году Джимми Мерфи выиграл Гран-при Франции, став первым американцем, выигравшим эту гонку, когда он привел Duesenberg к победе на Ле-Ман.

Согласно архивам Регистр Де-Мойна, первые Duesenbergs были построены на 915 Grand Ave в Де-Мойне, штат Айова.[нужна цитата]

В 1970-х годах Вирджил Экснер пытался возродить Дьюзенберг, но из-за его ранней смерти были созданы только концептуальные автомобили.

3.


Традиционно для автопрома той поры Duesenberg предлагал покупателям только шасси (включая крылья, фары, радиатор, капот и приборную панель — последняя была напичкана датчиками, включая лампочку с напоминанием о смене масла и датчик контроля состояния аккумулятора) и двигатель. За кузовом клиенты могли обратиться к многочисленным ателье как в США, так и в Европе. Но и штатный дизайнер марки Гордон Буэриг не отказывал состоятельным заказчикам — многие хотели получить от Duesenberg сразу готовый автомобиль. Для этих целей марками использовала филиалы Duesenberg в Чикаго, Нью-Йорке, Лос-Анджелесе, Филадельфии, Флориде и Денвере, а также более мелких представителей, которые тоже занимались производством кузовов. Естественно, что Duesenberg J были одними из самых больших, красивых и элегантных автомобилей, когда-либо созданных на этой земле.

Смена хозяев компании

Как часто бывает, гениальные инженеры оказались никудышными предпринимателями. Братья часто забывали патентовать свои изобретения, из-за чего серьёзно недополучали финансовых средств. Кроме того их машины, как одни из самых технически продвинутых в Северной Америке стоили очень дорого, что приводило к постоянному дефициту средств и к тому что компания всё время балансировала на грани банкротства.

Кроме этого на заводе Duesenberg не использовалась конвейерная сборка, все машины собирались вручную индивидуально что, естественно, не снижало их себестоимости.

Всё это привело к тому, что в 1926 году, братья решились на продажу своей компании, более удачливому бизнесмену Корду (E.L. Cord). Таким образом, компания Дюзенберг вошла в состав концерна Корд.

Однако при этом братья остались работать в некогда своей компании. Фред Дюзенберг остался главным конструктором, а его брат Август возглавил гоночное отделение.

Кроме владельца сменилось и название компании, с 1926 года она стала называться «Duesenberg, Inc».

17.


Ситуация резко поменялась в 1950-е годы, когда ценители начали коллекционировать классические автомобили. Небольшой тираж, техническое совершенство и обилие созданных на заказ Duesenberg J привели к тому, что стоимость уцелевших машин начала расти как на дрожжах. В 1950 году цена составляла в среднем $500, в 1959 году — не меньше $4000, к 1969 году — дешевле $15000 автомобилей не было. В апреле 1974 года стоимость Duesenberg J впервые перевалила за шестизначную отметку — $205000. В 1985 году машины Фредерика и Августа Дюзенбергов торговали уже за миллион долларов, а в наши дни не редкость и десятки миллионов долларов за Duesenberg J.

Резюме

За всю историю Дюзенберга, а точнее за время его работы под крылом Корда было построено около 600-а автомобилей из которых до сегодняшнего дня дожило почти 500. Эти машины являются вожделенным объектом для многочисленных американских коллекционеров и постоянно фигурируют на различных аукционах, на которых продаются за астрономические суммы.

Поэтому, не смотря на то, что пока ещё Дюзенберг можно считать неизвестной компанией, в Северной Америке она имеет бэкграунд, приблизительно такой же, как Бугатти в Европе, и естественно, именно она является одним из первых кандидатов на возрождение.

Будет ли она возрождаться или нет, не известно, но думается китайцам или европейцам стоит взглянуть на этот забытый бренд повнимательней.

Источник — https://autoburum.com/user/pavelbor/blog/1206-prizraki-mirovogo-avtoproma-duesenberg

2.


1 декабря на автосалоне в Нью-Йорке 1928 года компания представила серебристо-чёрный фаэтон J-101 с кузовом от ателье LeBaron. Этот же автомобиль стал главным экспонатом стенда Duesenberg на автосалоне в Париже в 1929 году. Модель получила восьмицилиндровый двигатель разработки Duesenberg, но производства Lycoming — 6,9-литровый мотор с четырьмя клапанами на цилиндр и двумя распредвалами в головке блока выдавал невероятные для тех времён 265 л.с. и позволял машине разгоняться до 192 км/ч! Были автомобили и с более объёмными двигателями, но они и близко не стояли с атмосферным Duesenberg по отдаче! Естественно, что новинка была не только самым мощным, но и самым быстрым и самым дорогим американским автомобилем на рынке.

12.


На Duesenberg ездили Аль Капоне, Грета Гарбо, Говард Хьюз, Кларк Гейбл, Уильям Рэндольф Херст, Пауэл Кросли-младший, семьи Марс, Уитни и Ригли, герцог Виндзорский, князь Румынии Николай, королева Югославии Мария, короли Италии Виктор Эммануил III и Испании Альфонсо XIII — этими персонами список звёздных владельцев далеко не ограничивался. Один из самых необычных автомобилей был у афро-американского духовного лидера «бога М. Дж. Дивайна, декана Вселенной» — ему досталось последнее шасси Duesenberg с колёсной базой 178 дюймов (4,5 метра), на котором покоился 3,5-тонный кузов на десять пассажиров. Машины построило ателье Bohman & Schwartz и «Father Divine’s Throne Car» имел гигантские размеры (6,7 метра в длину и 2,1 метра в ширину), а также съёмную крышу над задними сиденьями.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий