Миф 3 — газ для бедных, это «колхоз»
Кто устанавливает ГБО на автомобиль чаще всего? Владельцы небольших видавших виды седанов В-класса? Обладатели ржавеющих универсалов родом из 90-х, с пропиской в сельской местности? Рачительные экономисты на чудесах корейского автопрома 20-летней давности? На самом деле — и да, и нет.
Газ ставят все автовладельцы, которые не хотят переплачивать за то, что паспортный топливный расход в их машине разошёлся с реальным.
К нам в «ГазАвтоСистем» приезжают очень разные автомобили на установку ГБО.
Среди них есть как крепкие «бюджетники», популярные в Беларуси VW Polo, Renault Megane, Lada Largus. Есть седаны бизнес-класса вроде Mercedes-Benz S-klass, BMW 7-series, Audi A8.
Мы ставили газобалонное оборудование на мощные рамные внедорожники Mercedes GL, Hummer H2, Jeep Cherokee. Нам приходилось оснащать газом «прожорливые» премиальные городские паркетники Lexus LX, BMW X5, Volvo XC 90, Infiniti FX 35.
Опыт нашей работы по установке ГБО на самые разные автомобили говорит только об одном: чем крупнее и прожорливее машина, тем понятнее решение владельца перевести её на газ.
Скорость окупаемости газового оборудования зависит от многих факторов, включая конструкцию мотора, ежедневных пробегов и топливного аппетита машины. Но для владельцев подержанного премиума, ГБО — реальная возможность сэкономить, не отказывая себе в привычном комфорте при переходе на бюджетный сегмент. А для владельцев бюджетных авто — газ позволяет наматывать километраж без оглядки и подсчётов на горючее.
То же самое касается коммерческого транспорта. Владельцы компаний умеют считать деньги и часто обращаются за переводом авто на газ сразу после покупки даже нового автомобиля.
Расход газа метана в автомобиле на 100 км
Энергия бензина с плотностью 0,73 кг/л составляет 7718 ккал на литр. Вычисления приводят нас к выводу, что 1 литр бензина эквивалентен 0,83 куб.
м метана. Это значит, что метановый расход на 10% меньше, чем бензиновый.
Здесь не учитываются конструкция, категория, предназначение и режим движения автомобиля. Например, при частых остановках, связанных с посадкой и высадкой пассажиров, погрузкой и выгрузкой, норма расхода топлива увеличивается примерно на 10%. Даже если мы допустим, что расход метана равен расходу бензина и составляет 15 куб.
м на 100 км, финансовые затраты на бензиновое топливо намного превышают показатели конкурента.
При годовом пробеге 30 000 км на заправку метаном уйдет примерно 40 000 рублей в год. Годовые затраты на бензин в тех же условиях составят около 135 000 рублей — это на 95 000 рублей больше. Выгода работы на метановом топливе очевидна.
А в сосуд на 80 литров — один из распространённых вариантов для легковой машины, входит 19м3 метана (примерно 200 км хода). При определённых обстоятельствах, имеется решение данного вопроса.
Заправлять личный автомобиль можно с помощью индивидуального домашнего компрессора (мини АГНКС, АГНКУ).
Но цена на него в районе 350-500 тысяч рублей, хоть и газ обойдётся более чем вполовину дешевле. Пропановая сеть АГЗС весьма разветвлённая, заправиться можно практически в любом месте. Вот только качество СНГ часто оставляет желать лучшего.
Ещё один несущественный, но минус – процесс закачки CNG длится немногим дольше.
Этот показатель интересует автолюбителей в последнюю очередь, но в экологическом плане к метану претензий практически нет.
Миф 5 — с переходом на газ получится урезать расходы на топливо вдвое
Такое возможно только в том случае, если система подачи топлива в автомобиле некорректно работает, смесь готовится с чрезмерным обогащением и в общем двигатель берёт больше бензина, чем ему положено.
В случае исправной системы подачи топлива и системы зажигания, датчиков и ЭБУ, которые отвечают за приготовление топливовоздушной смеси, экономия на топливе с установкой газобалонного оборудования будет меньше — что-то порядка 30%.
Почему не работает расчёт «газ вдвое дешевле бензина — буду экономить половину средств на оплате топлива»? Потому что расход пропан-бутана, в среднем, на 10% выше, чем бензина.
Расход пропан-бутана может быть равен расходу бензина. Конкретное значение, на сколько по объёму газа понадобится больше, чем бензина на тот же километраж, зависит от разных факторов, включая модель двигателя, тип установленного ГБО и его настроек.
Рассмотрим на примере.
На апрель 2019 года литр бензина на заправках Беларуси стоит:
Литр сжиженного пропана стоит $0,41.
Вася Петров собрался на выходные в деревню или небольшое путешествие по Беларуси в радиусе 150 км.
У Васи VW Polo Sedan 2010 года, с реальным топливным расходом летом 7 л на 100 км.
В этом случае на дорогу туда-обратно у Васи уйдёт 21 литр бензина — машину Васи рекомендовано заправлять АИ-95, но мы рассмотрим и вариант с АИ-92, ведь Вася хочет экономить.
На такую же дорогу в 300 км у него уйдёт на 10% газа больше. Так как машина относительно нестарая, возьмём среднее значение — к «бензиновому» расходу топлива прибавим 15% «на газ».
Получим такие траты на дорогу в 300 км:
- при заправке АИ-92- $14,8 (21 литр)
- при заправке АИ-95- $15,9 (21 литр)
- при заправке пропан-бутаном — $9,8 (24 литра).
Если предположить, что Вася ездит в деревню каждые выходные, то экономия в год составит 320$.
Конечно, наши расчёты не учитывают особенности дороги и стиля вождения, загрузку машины и другие факторы, которые повлияют на топливный расход. И то, что бензин с октановым числом выше расходуется эффективнее.
Но динамика понятна: газ обходится дешевле бензина. Но не вполовину, а на треть, в среднем при прочих равных.
Чтобы повысить этот показатель, нужно стремиться к максимально эффективному расходованию газа — тот самый зазор в 10-20%. Напрямую влияет на расход пропана то, насколько точно настроено газовое оборудование. Поэтому если в машине не установлено заводское ГБО, постарайтесь найти хороший «газовый» сервис.
Доверять отладку газобалонного оборудования стоит только квалифицированным рабочим с многолетним опытом установки ГБО.
В газобалонном оборудовании нет ничего страшного, если грамотно выбрать производителя и провести установку в специализированном сервисе, а не руками гаражных умельцев.
Устанавливать ГБО всем напропалую мы не будем, если вас устраивает топливный расход, а пробеги небольшие, затраты на эту процедуру вряд ли себя окупят в ближайшие год-два.
Но если вы решили сэкономить, ездить приходится много, а автомобиль отличается «прожорливостью», ГБО может стать выходом из ситуации — имеет смысл «заморочиться».
Выбирайте для установки газобалонного оборудования проверенных квалифицированных специалистов, не забывайте обслуживать аппаратуру каждые 10 тысяч километров — и экономьте, продлевая ресурс двигателя!
Место установки ГБО
Любые газовые баллоны имеют солидный запас прочности. Во всяком случае, если их сравнивать с бензобаком, то этот запас более, чем десятикратный. Без проблем можно установить баллон и под днищем автомобиля вместо запаски. Для перестраховщиков достаточно установить дополнительную защиту, по примеру тех, что ставят под двигатель. Этого будет более чем достаточно для спокойствия за рулем. Вероятность повреждения баллона и возгорания автомобиля с газом очень невелика, но при условии, что система исправна, и все предохранительные клапаны в рабочем состоянии. Поэтому и надо следить за системой, проходить плановое техобслуживание.
Одной из самых распространенных ошибок является заправка баллона без технического запаса свободного пространства в холодное время года. После прогрева происходит повышение давления до критических величин, разгерметизация баллона и последующий взрыв. Поэтому никогда не заправляйте баллон полностью. Кроме того, все баллоны имеют граничный срок службы. По его окончанию они должны обязательно пройти переосвидетельствование. Система газопроводов в машине должна регулярно проходить ТО на предмет выявления утечек и проведения профилактики.
Если рассмотреть зафиксированные случаи взрывов, то практически все они произошли по причине несоблюдения правил безопасности.
В следующий раз мы расскажем, можно (и нужно ли) ставить ГБО на малолитражные двигатели, как оборудовать домашние газовые заправки, и какова реальная потеря мощности при установке ГБО.
АвтоПортал
Недостатки газообразного топлива
Но есть и недостатки у подобного горючего. К примеру:
- снижение мощности газового двигателя из-замедленного сгорания газа;
- возникновение трудностей с зажиганием во время понижения температур ниже минус двадцати градусов;
- увеличение веса авто. Например, при работе на сжиженном газе вес увеличивается до 50 кг и на сжатом – 800 кг;
- увеличивается цена на транспортное средство из-за использования дорогостоящего оборудования;
- сложность технического обслуживания;
А также заправки с газом должны находится на расстоянии 250 км. Больше авто на газе не проедет. Водитель должен соблюдать правила безопасности при использовании топлива с газом в машине. Баллоны с газом должны проходить освидетельствование в ГИБДД,
Что выбрать для двигателя автомобиля — газ или бензин
Какое выбрать топливо для двигателя автомобиля — газ или бензин? Вопрос не столь прост, как может показаться. Начнем с цены. Газ дешевле бензина. Цены на оба вида топлива плавают, но в среднем сжиженный нефтяной газ на 40-45% дешевле. Однако меньшая теплотворная способность повышает расход этого топлива на 10, а то и на 20%.
Все зависит от качества аппаратуры. Сама газовая аппаратура не достается бесплатно. Расходы на ее приобретение, обслуживание и ремонт также влияют на себестоимость километра пробега. Газовых заправок пока существенно меньше, чем бензиновых, поэтому приплюсуйте лишних 10-30 км (кому как повезет) на дорогу до газовой АЗС. Так что реальная экономия составит процентов 20-25. Много это или мало, судить вам, ориентируясь на свой годовой пробег. Если ваша новая иномарка ест 5-6 литров бензина на сотню, а ездите вы только на дачу по выходным, то овчинка выделки не стоит. Денежной выгоды вы почти не ощутите, а баллон, скорее всего, будет мешать или, как минимум «воровать» грузоподъемность. Но решение данной проблемы существует в виде специальных газовых баллонов, которые располагаются в нише запасного колеса. Тем самым они не занимают полезного объема багажника, что будет удобно дачникам для перевозки множества полезных и бесполезных вещей. Если же на своей вы каждодневно, с утра до вечера развозите товары по магазинам, то и думать нечего: аппаратура окупится за месяцы, а проработает годы.
Вскользь мы уже упомянули едва ли не самый существенный недостаток газового питания: аппаратура и, прежде всего, баллоны имеют большие габариты и вес: возить на машине вы сможете меньше. Правда запас хода без заправки увеличится вдвое.
Немаловажный вопрос, о котором многие не задумываются — воздействие автомобиля на окружающую среду. Выхлоп газового двигателя намного менее токсичен.
К недостаткам можно отнести несколько вялую динамику автомобиля, который использует природный газ в качестве автомобильного топлива. Некоторые водители даже переходят на бензин перед совершением обгона на трассе. Обогнав, возвращаются на газ. Но современная аппаратура с этой проблемой в значительной мере справляется.
Нельзя не сказать о «совместимости» аппаратуры с автомобилем. Большинство производителей предлагает в качестве прибора для получения рабочей смеси обычные смесители. Для впрыскового двигателя с катализатором это шаг назад, в карбюраторный век. Особой выгоды от такого «агрегатирования» вы не получите. Системы впрыска газа выпускаются не первый год, но они дороже.
Теперь о самом двигателе. Переход на газовое топливо будет полезен тем автолюбителям, которые не раскручивают двигатель до высоких оборотов и предпочитают ездить на малых и средних оборотах мотора. Это можно объяснить следующим образом: моторное масло не разжижается несгоревшим бензином, медленнее разлагается и стареет. Бензин не смывает масляную пленку со стенок цилиндров. Уменьшается износ деталей цилиндропоршневой группы.
Зато клапанам и их направляющим достается по полной программе. Во-первых, из-за физико-химических свойств газа сгорает он медленнее. Поэтому выпускные клапаны подвергаются большей тепловой нагрузке и раньше выходят из строя. Бензин, в особенности этилированный либо с высоким содержанием серы, в паре «стержень клапана — направляющая» работает как смазка. Сухой газ не смазывает трущиеся детали, и они раньше выходят из строя. Ремонт «верха» значительно дешевле, чем «низа», но тоже требует денег, сил и времени.
Впрочем, надо учитывать и другие факторы. Газ имеет октановое число свыше 100, поэтому при его использовании практически полностью исключается разрушительное воздействие детонации как в поршнях, так и в головке блока цилиндров.
Таковы, вкратце, особенности двух видов автомобильного топлива. Какой из наборов достоинств и недостатков лучше, решать вам с учетом ваших реалий: марки и состояния автомобиля, годового пробега, наличия заправок, возможностей самостоятельного ремонта и т.д. Х отелось также упомянуть пару слов о будущем автомобилестроении. Уже сейчас многие автопроизводители начали переходить на альтернативное топливо. Одних из них является биодизельное топливо, которому многие ученые пророчат перспективное будущее. Не стоит также забывать о попытках создания электромобилей для которых не понадобиться ни природный газ, ни автомобильный бензин, ведь топливом будущего станет электроэнергия.
Влияние на ресурс двигателя
Приносит ли вред двигателю работа на газе? Нет, не приносит. В большинстве случаев те, кто считает, что газовое топливо наносит вред двигателю, не могут даже объяснить, с чем связана такая точка зрения. Вредит, и все. Но давайте обратимся к мнению специалистов в области двигателей внутреннего сгорания. Оказывается газовое топливо не только не портит двигатель, а даже наоборот – оказывает на него положительное влияние. В результате продолжительных наблюдений выявлено, что использование газа повышает ресурс двигателя, значительно продляя срок его эксплуатации. Это объясняется следующими причинами:
- Более мягкие характеристики горения. Газ представляет собой менее агрессивную среду, чем бензин. Поэтому двигатель работает мягче, эластичнее, он менее подвержен ударным нагрузкам при увеличении мощности. Газ лучше смешивается с воздухом, равномерно распределяясь по цилиндру.
- Все это непосредственно влияет на увеличение срока службы цилиндропоршневой группы.
- Моторное масло дольше сохраняет свои характеристики. Попадая в цилиндры двигателя в парообразном состоянии, газ не разжижает масло и не смешивается с ним в отличие бензина. Соответственно оно дольше остается чистым и служит в течение более длительного периода.
- Высокое октановое число. Показатель октанового числа, которое у газовой смеси составляет 103-110, практически исключает детонацию двигателя, т.е. вероятность воспламенения топлива при чрезмерном сжатии. Для сравнения, октановое число бензина колеблется от 84 до 100.
- Газ не содержит тяжелых примесей. В его составе нет ни серы, ни свинца, ни парафина, которые в большом количестве присутствуют в бензине. А это значит, что продляется срок службы катализатора и элементов камеры сгорания. Кроме того, подтверждается, что двигатель, работающий на газовом топливе, не имеет нагара и отложений.
Состояние клапанов и впускного коллектора
Довольно часто встречается мнение, что использование газа приводит к прогоранию клапанов, а также является причиной обратных хлопков. Откуда берутся эти слухи? Преимущественно от незнания и недостаточной информированности о процессе горения воздушно-топливной смеси. Самое удивительное, что такие вещи порой можно услышать от людей, чья работа тесно связана с автомобилями, будь-то ремонт или диагностика. Давайте разбираться.
В идеале соотношение топлива и воздуха в топливной смеси должно находиться на определенном уровне, а именно 1 к 14,7. При отклонении от этого показателя могут возникать проблемы. Богатая смесь, перенасыщенная топливом, ведет к его перерасходу и отложению нагара в цилиндрах. А вот бедная смесь как раз влияет на состояние клапанов. Топлива меньше, соответственно температура горения увеличивается, и двигатель перегревается. Это и является причиной прогорания клапанов. Также следствием бедной топливной смеси часто бывают обратные хлопки, т.е. самопроизвольное возгорание топлива во впускном коллекторе машины.
Но обратите внимание: при этом неважно, какое топливо используется – газ или бензин. Поэтому от прогорания клапанов и обратных хлопков не застрахованы и машины работающие на бензине. Газ сам по себе не влияет на возникновение этих проблем, а влияет на них бедная воздушно-топливная смесь
Ее же причины могут быть самыми разными: от неточной настройки оборудования до неисправностей в системе зажигания и топливной системе. Бесспорно одно: правильная и точная настройка оборудования является важным аспектом в стабильности, надежности и долговечности работы автомобиля на газе
Газ сам по себе не влияет на возникновение этих проблем, а влияет на них бедная воздушно-топливная смесь. Ее же причины могут быть самыми разными: от неточной настройки оборудования до неисправностей в системе зажигания и топливной системе. Бесспорно одно: правильная и точная настройка оборудования является важным аспектом в стабильности, надежности и долговечности работы автомобиля на газе.
Какие можно дать рекомендации? Устанавливать ГБО должны квалифицированные мастера на сертифицированном сервисе. И не стоит вмешиваться самому в настройки. Нужно что-то отремонтировать? Езжайте к специалистам!
И в заключение хочется еще раз успокоить всех тех, кто задумывается о переводе своего автомобиля на газовое топливо. Установка ГБО никоим образом не изменяет конструктив вашего автомобиля, а становится его дополнением. Помимо бензинового бака вы получаете второй – газовый. Кроме того, переход на газ не только не испортит двигатель машины, но и увеличит его ресурс, улучшит многие характеристики. Поэтому смело можно утверждать, что газ – это и безопасно, и экономично.
Последние переведённые на газ автомобили
С 1996 года установили газовое оборудование на 40 000 автомобилей в сервисных центрах в Москве и Санкт-Петербурге. См. фото техзоны сервиса
Я про газ знаю уже давно, более того, активно им пользуюсь. Имею автопарк на 23 Газели (коммерческие перевозки), и благодаря ГБО каждый год экономлю на еще одну такую ГАЗель. Может, даже и больше. Баллоны установлены на 105 л, этого вполне хватает. Самое главное – идите к нормальным установщикам, которые хорошо поставят и гарантию дадут.
Поставил газ на свой Форд Эксплорер. Коротко про установку. Ребята поставили все быстро и грамотно, никаких нареканий. Вчера отвез, сегодня забрал с новеньким Г.Б.О. Поставили Lovato для шести цилиндров, баллон тор и ВЗУ врезали в лючок. В общем, постарались на славу. Оценил преимущества газа уже сразу после того, как выехал из бокса. Начну с того, что разницы я вообще не заметил – переключаешься с бензина на газ и с газа на бензин плавно, даже минимального перехода нет. В салоне не пахнет, хотя, начитавшись всяких форумов, больше всего боялся именно этого – запаха газа. А теперь про экономию. Считаю, что расход топлива на машине у меня большой, и это не всегда оправдано. Если раньше ездил на бензине и тратил 15 на трассе и 21,5 по городу, то теперь у меня уходит 16 на трассе и 23 по городу. Однако если раньше у меня на неделю уходило около 2700 р. на топливо, то теперь трачу чуть больше полутора тысяч.
Почему выбирают бензин
Достоинства использования бензина может назвать практический любой опытный водитель. Ведь многие из них хорошо знают конструкцию собственного мотора и способны часто починить многие неполадки самостоятельно. В качестве положительного момента стоит выделить и большое количество заправочных станций, предлагающих любому водителя купить и залить хоть в канистру, хоть прямо в бензобак бензин разных марок.
Даже если что-то в моторе сломается, легко найти ближайший сервис по обслуживанию бензиновых силовых установок. Большинство специалистов на крупных станциях имеют узкую специализацию и большой опыт работы с разными моделями машин. Поэтому ремонт часто будет быстрым и качественным.
Принято считать, что авто с бензиновыми моторами более безопасны, чем те, которые в качестве топлива используют сжиженный газ. Хотя эти проблемы обычно появляются при установке ГБО у непрофессионалов.
Также водители предпочитают бензиновые установки и из-за их широкого распространения. Можно самостоятельно провести тест и пройтись по салонам в поисках авто с ГБО или полистать страницы сайтов с продажей автомобилей.
Однако, европейские концерны занимаются выпуском автомобилей с газовым оборудованием под капотом. И это не только городской общественный транспорт, но и легковые машины. Для них не является актуальным вопрос: бензин или газ, за и против.
На что обратить внимание
Вы скажете, хорошо, плюсы очевидны, но какова цена? Цена ГБО 4 поколения варьируется в диапазоне от 3 до 28 тысяч гривен. Такая огромная разница обусловлена качеством услуг, профессионализмом мастеров-установщиков, а также качеством устанавливаемого оборудования.
Запомните – если вы действительно хотите сэкономить, устанавливайте ГБО только у проверенных и хорошо зарекомендовавших себя . У них цена ГБО 4 поколения варьируется от 8 до 28 тысяч.
Это дороже, чем установить ГБО в гаражной мастерской у «дяди Васи», но сервис, качество и гарантии с головой перекрывают денежный вопрос.
Установка оборудования на автомобиль
Нередко автолюбители, обдумывающие возможность перехода на газовое топливо, беспокоятся о проблемах связанных с установкой газобаллонного оборудования (ГБО), такие как вмешательство в системы жизнеобеспечения автомобиля. Но об этом не стоит переживать, поскольку конструктивной переделки двигателя этот процесс не требует. Его можно сравнить с установкой дополнительной аппаратуры, например, сигнализации.
Другими словами, установщики не вмешиваются в двигатель. Оборудование не внедряется, а лишь дополняет уже существующий механизм. После установки ГБО машина может ездить как на газе, так и бензине. Если у вас закончилось газовое топливо, вы спокойно можете доехать до заправки на бензине. Главное – следить, чтобы оба бака не пустели одновременно.
Метан или пропан на авто — что лучше
Всего существует два вида топлива для ГБО — это пропан и метан. Основное их отличие для автомобилиста заключается лишь в способе заправки.
Метан заправляется в бак под давлением в 250 атм, от этого вес баллона может даже превышать 1 центнер. А для стабильной работы, к примеру, Газели, необходима минимум 1 пара баллонов. По этой причине общая грузоподъемность может упасть с 1.5 т до 1.2-1.3, а это хорошо заметно на малотоннажных Газелях. Поэтому производители не советуют использовать ГБО на легковесных автомобилях, от этого увеличивается расход топлива и разгон автомобиля.
Внешнее заправочное устройство с установленным переходником для заправки газом
Пропановые баллоны чаще используются автомобилистами, этот выбор осознанный, потому что они не так сильно нагружают машину. Такой газ легче в 1,5 — 2 раза по сравнению с метановым. Также он эксплуатируется не с таким большим давлением, поэтому взрывоопасность при ДТП намного меньше.
Совсем недавно начали выпускать новые баки для газа, они называются «тороидальные». Их преимущество в том, что они не требуют много места. Тороидальные баллоны легко можно соединять между собой, таким образом у вас будет большой запас топлива. Единственное, цена на такие баки пока что остается довольно высокой — примерно от 6 000 рублей за 50-литровый баллон.
Тороидальный баллон в багажнике автомобиля
Экономия и потеря мощности на ГБО
Автомобилисты, которые собираются устанавливать газобаллонное оборудование, по большей части интересуются тем, сколько удается экономить на топливе. И, конечно, интересуются, сильно ли ухудшаются динамические характеристики.
Динамика при разгоне теряется примерно на 6-7 процентов — не так уж это и много, поэтому не так страшно. Если смотреть с точки зрения расходов на топливо, то экономия составляет в среднем 30%. Для того, чтобы знать точный показатель экономии, необходимо проводить замеры и сравнивать результаты. Неточность данных кроется в том, что оборудование выпускается разных модификаций, а от этого зависит и расход.
Оборудование ГБО автомобиля под капотом
Также расход зависит от грамотности регулировки газобаллонного оборудования, для этого советуем обратиться к грамотным специалистам в этой области. Сейчас существуют электронные системы контроля, они дают возможность дополнительно экономить до 20% газа.
Подведём итоги
В целом использование газа для ДВС является более предпочтительным, а убивает двигатель неправильная регулировка. Если при установке газобаллонного оборудования все работы были проведены качественно, настройка оборудования сделана правильно, а эксплуатация автомобиля осуществляется в соответствии с рекомендациями, то можно не беспокоиться за состояние двигателя.
Видео на тему: «Как влияет газ на двигатель автомобиля».
Не удивительно, что на фоне глобального удорожания нефтепродуктов огромное число автолюбителей пытается любым доступным способом снизить расход топлива. Сразу отметим, что в развитых странах проблему решили, но далеко не «бюджетно».
Простыми словами, более экономичный современный дизельный двигатель в Европе уверенно вытесняет бензиновые аналоги. Для этого созданы условия в виде доступного кредитования, уменьшенного налогообложения на ТС с дизельным мотором и т.д.
Однако на территории СНГ по понятным причинам далеко не каждый может позволить себе новую или «свежую» двух или трехлетнюю дизельную машину б/у за наличные или даже в кредит. Получается, основной доступной альтернативой является перевод уже имеющегося бензинового автомобиля на газ, то есть установка ГБО.