Где строить, если не в Тольятти, что выпускать, если не «Жигули»? Отвечаем в подробностях

Наш вариант

В итоге у автомобиля для России появились более жесткий кузов, доработанная подвеска и коробка передач, увеличенный дорожный просвет

Внимание уделили и безопасности —автомобиль получил утопленные в двери ручки и клыки на бампере, исключающие «подныривание» при столкновении с другой машиной

Дисковые тормоза оставили только спереди, а сзади поставили барабанные, пусть менее современные, но лучше подходящие под наши условия и не страдавшие от песка на дорогах. Еще одна несовременная деталь российской версии — отверстие под кривой стартер.

Двигатель у ВАЗ-2101 объемом 1,2 л, наоборот, был более передовым, чем фиатовский. Советская сторона потребовала у итальянцев разработать вместо существующего нижневального новый верхневальный силовой агрегат. Причем для главного конструктора завода МЗМА Александра Андронова это был настолько принципиальный момент, что он не поставил свою подпись под соглашением между советской делегацией и итальянцами.

ж5

Автомобиль ВАЗ-2101 в музее прототипов «АвтоВАЗ» в Тольятти

Фото: РИА Новости/Анар Мовсумов

На тот момент Fiat и многие другие европейские автопроизводители только переходили на конструкцию с распредвалом в головке блоке — такие моторы были компактнее и быстроходнее за счет меньшей инерции клапанного механизма и могли держать высокие обороты. Так что советская сторона сыграла здесь на опережение, рассчитывая получить агрегат, который не устареет 15–20 лет. В то же время современная конструкция доставила хлопот — в Тольятти не сразу смогли сделать распредвал с требуемым ресурсом 125 тыс. км.

Музей «Наследие» в Тольятти

Каждый музей связан с историей местности, но этот – особенно. В частности, с масштабной и печальной страницей развития гидроэнергетики страны. Когда определенные области подвергались затоплению для создания ГЭС. Эта участь постигла и Тольятти, тогда еще Ставрополь в 1953 году, попав под территорию Куйбышевского водохранилища.

Город был отстроен заново, но переселяясь в городские квартиры, жители были не в силах расстаться с предметами прежнего быта. Забирали из домов, которым было суждено уйти под воду, домотканые половички, деревянные ведра, прялки и утюги на углях. Как будто брали с собой частицу прежней жизни, своего прошлого, истории.

Сохранившийся дом жителей старого города стал музеем «Наследие».

Не только предметы – целый дом забрали из прежнего города в новый. Дом сапожника Старикова разобрали по бревнам и перенесли на новое место. Он сохранил свой первозданный вид и стал музеем: после смерти самого Старикова его дочь передала дом городу. А экспонатами стали те самые сохраненные горожанами предметы, которые в новой жизни оказались лишними. Имя музею дали символичное – «Наследие».

Музей – хранилище не только большой истории, но и множества историй человеческих жизней и быта.

Деревянная люлька, проигрыватель и другие предметы обстановки прошлого соседствуют с настоящими обломками прошлого – например, здесь хранятся части Троицкого собора, взорванного в 1955 году. Ручки с дверей, кирпичи, небольшой колокол, который житель хранил у себя дома много десятилетий. И тут же икона, которую тоже сохранила верующая старушка, а прежде на образе тренировались в меткости ребята на школьных уроках военного дела. Она так и зовется – расстрелянная икона – и считается особо ценным экспонатом.

Немного истории

20.06.1737, после возвращения оренбургской экспедиции во главе с Татищевым, Анна Иоанновна пожаловала грамоту об основании города княгине Анне Тайшиной для строительства крепости, дабы собрать на этом месте всех крещёных калмыков. Эта дата считается днём основания поселения. Существует мнение, что на протяжении истории трижды рождался город Тольятти. Какая область на тот момент существовала на месте Самарской? В 50-е годы (перемещение из затопленной низинной местности) город входил в Куйбышевскую область, развернувшую строительство ГЭС им. Ленина (старое название Жигулёвской). Созданная база грандиозного строительства в дальнейшем использовалась для основания химических предприятий («КуйбышевАзот», «ТольяттиКаучук», «ТольяттиАзот») и Волжского автомобильного завода. Решение о строительстве «АвтоВАЗа» стало третьей датой рождения города, потому что вызвало огромный приток молодёжи и способствовало значительному приросту населения.

В 1964 г. по решению федеральных властей город Ставрополь был переименован в Тольятти в честь Пальмиро Тольятти, возглавлявшего коммунистическую партию Италии. Тот умер накануне, находясь в СССР. Итальянский политик не имел никакого отношения к городу, который носит его имя на протяжении 82 лет, поэтому общественностью широко обсуждается вопрос возвращения первоначального названия.

Итальянская работа

От доклада председателя Совмина Алексея Косыгина, в котором было впервые сказано о необходимости построить в СССР новый автомобильный завод, до первой сошедшей с конвейера синей «копейки» прошло четыре непростых года. Контракт на создание автогиганта в Тольятти — город, кстати, назван в честь итальянского коммуниста — был очень важен для «Фиата». С одной стороны, руководство компании смогло добиться от итальянского правительства предоставления советской стороне кредита на льготных условиях, а с другой — хитрило, как и подобает «капиталистам».

«Когда заключались контракты на строительство ВАЗа, наши партнеры «забыли» вписать туда оборудование для некоторых производств. Наверное, чтобы потом, когда в нем возникнет крайняя нужда, продать его нам подороже», — рассказывал бывший торгпред СССР в Италии Константин Бахтов. Более серьезной, по его словам, проблемой были забастовки.

ж1

Выпуск 5-миллионного автомобиля

Фото: Lada

«На одном из заводов рабочие после начала забастовки закрыли ворота и не выпускали шесть наших загруженных грузовиков. Пришлось ехать и вести переговоры с председателем забастовочного комитета, объяснять ему, что неправильное представление о пролетарской солидарности не у нас, а у него. Грузовики выпустили», — вспоминал Бахтов.

На первых порах у итальянцев приходилось закупать довольно значительный объем комплектующих. Производство коробки передач и заднего моста была освоено на Волжском автозаводе позднее. По словам Бахтова, в то время как в Тольятти запускали ВАЗ, в Турине постоянно дежурили несколько советских самолетов, чтобы немедленно доставить всё, в чем дополнительно возникнет нужда.

В Италии заказали даже первую партию шильдиков, что привело к курьезной истории. Буква «я» в слове Тольятти — в ранних вариантах логотипа оно располагалось под ладьей — была написана зеркально, как латинская R. Итальянские комплектующие ставили на машины пять следующих лет, начиная от шурупов и заканчивая жгутами. Продукция российских смежников оказалась недостаточно качественной.

Тюнинг

Многие начинающие автолюбители, обожавшие свою «манюню», не только пыль с нее сдували (в смысле и берегли, и часто мыли), но старались как-то ее улучшить.

Меняли руль на спортивную модель (достать такое было невероятно трудно, но сложности только раззадоривали их), ставили на багажник устройство, которое называли «антикрыло». Якобы на скорости поток воздуха, проходя через него, должен был прижимать заднюю часть автомобиля к шоссе, таким образом ведущие колеса получали лучшее сцепление с дорогой.

Так это было или не так, но ВАЗ-2101 приобретал вид… может быть, и футуристический, но очень странный. Как там было у Кассиля? «То ли испанский гранд, то ли румынский шарманщик» — ну не тянула «копеечка» на роль гоночной машины, как ты ни старайся.

Массовое производство автомобилей в СССР явилось причиной развития инфраструктуры страны: появлялись новые СТО, АЗС, ремонтировались дороги. Еще одно из направлений развития страны было вызвано тем моментом, что новые автомобили надо же было где-то хранить, на улице оставлять их было очень опасно, и тогда в стране появилось множество гаражных кооперативов.

ГСК № 19 «Автолюбитель» в Нижнем НовгородеФото: Алексей Трефилов, ru.wikipedia.org

Гараж

Еще одно направление развития инфраструктуры советских городов. Появилось общество ВДОАМ (Всесоюзное Добровольное Общество Автолюбителей и Мотоциклистов), автолюбители туда вступали, платили взносы и получали возможность построить на арендованной обществом у города территории свой гараж. В каждом кооперативе строили гаражи одного типа. Где-то — из бетонных плит, где-то — кирпичные, в Ленинграде они обычно были или железные, или деревянные, обитые жестью.

В советское время гаражи были клубом по общим интересам. Где-то можно было выправить вмятину, где-то — покрасить кузов, где-то — что-то в кузове подварить. Были тут мастера по двигателям, по трансмиссии — по любой из автомобильных систем.

Мой отец обожал возиться с машиной. Тем более что это защищало его от необходимости заниматься текущей работой по дому. Большую часть выходных, часто вечерами и летом, и зимой, он проводил в гараже. Проверить то, проверить это, исправить обнаруженные недостатки. Наша «копеечка» не тюнинговалась, но зато работала как часы вплоть до ее продажи с пробегом около 400.000 км в начале 2000-х.

Иногда приходили соседи — за подсказкой, за инструментом. В нашем кооперативе владельцы гаражей были хорошо знакомы и помогали друг другу. После работы с автомобилем бывали и дружеские посиделки за стопочкой «чайку», но домой, по крайней мере в нашей компании, приходили вполне себе трезвые отцы семейств.

Каков результат принесло массовое производство легковых автомобилей в СССР? Резко увеличилось число автовладельцев, сильно выросло ВДОАМ, были проведены строительство и ремонт автомобильных дорог на территории СССР. Было построено множество гарантийных и ремонтных станций АвтоВАЗ, резко увеличилось количество автомехаников, специалистов по ремонту автомобилей.

Во всех городах СССР появились гаражные кооперативы, множество людей сменили образ жизни: от проведения вечеров у телевизора или во дворе за забиванием «козла» и распитием пива перешли к ухаживанию за своими любимыми «ласточками» на территории гаражей или автостоянок.

Географическое положение

Он расположен выше на 70 км по течению реки Волги относительно столицы Самарской области. Протяжённость границ составляет 149 км. Город не входит в состав Ставропольского района и, помимо него, граничит с Жигулёвском. На протяжении длительного времени обсуждается вопрос о соединении этих двух городов, но пока это лишь проект. С юга город смыкается с плотиной Куйбышевского водохранилища, с востока его окружают леса, а с северо-запада – сельскохозяйственные угодья.

Тольятти на карте России можно отыскать по следующим координатам:

  • 53° 31′ северной широты;
  • 49° 25′ восточной долготы.

Город находится в самарском часовом поясе. Его смещение относительно московского времени составляет +1 час. В регионе действует летнее время, что приводит к смещению и относительно UTC.

Музей «АвтоВАЗа» в Тольятти

Этот музей, можно сказать, отпочковался от технического. Со временем экспозиция, посвященная конкретно истории и моделям «АвтоВАЗа», была выделена и оформлена в отдельное учреждение. Расположен этот музей в здании Корпоративного университета компании.

В музее «АвтоВАЗа» представлены и знакомые всем, и редкие модели – например, созданные для ралли.

Посмотреть здесь есть что. ВАЗовская «копейка» и модели «Жигулей» дальнейшего ряда вплоть до современных модификаций «Лады» вроде «Приоры» или «Гранты», единичные оригинальные экземпляры, разработанные для научных исследований, труднопроходимых мест, спортивных гонок… Такую подборку вряд ли где-то удастся увидеть еще.

Воскресенский мужской монастырь в Тольятти

Его история напрямую связана с тем самым затоплением старого города в 1950-е годы. Дело в том, что в «новом» городе была отстроена новая больница, но так получилось, что прежняя не ушла под воду. Ее основное и вспомогательные здания использовались в разных целях и постепенно приходили в негодность. В 1990-е годы, когда началось возрождение православия, местный приход взял эту территории в аренду. Со временем здесь не только были построены церкви, но и с нуля создан мужской монастырь – Свято-Воскресенский.

Это место тоже предназначалось под затопление, но под воду не ушло – теперь здесь красуется монастырский комплекс.

Сейчас здесь открыта специальная гостиница для паломников, строится большой собор, действую два храма с каждодневными богослужениям, православная библиотека, благотворительная трапезная. Гости могут увидеть монастырскую святыню – икону великомученицы Варвары. История ее вновь отсылает нас к затоплению старого города – по легенде образ чудесным образом всплыл и прибился к берегу водохранилища, где нашли ее рыбаки. Есть здесь и другие православные святыни.

«С фотоаппаратом никого не пускать»

Поэтому Поляков действовал осторожно и с запасом — рапортовать заранее о таких событиях было рискованно, оборудование то и дело отказывало, а за день до пуска потерялись сигнальные кнопки шкафов управления, снятые для сохранности. «На главный конвейер с фотоаппаратом никого не пускать, ни работников, ни строителей, какие бы они ни показывали мандаты

Без моего письменного разрешения. Вплоть до министра. Никаких корреспондентов без моего письменного разрешения не впускать», — распорядился Поляков за несколько дней до старта производства

«На главный конвейер с фотоаппаратом никого не пускать, ни работников, ни строителей, какие бы они ни показывали мандаты. Без моего письменного разрешения. Вплоть до министра. Никаких корреспондентов без моего письменного разрешения не впускать», — распорядился Поляков за несколько дней до старта производства.

Это сейчас 19 апреля — знаковая дата для «АвтоВАЗа», тогда пуск производства задумывался довольно скромным. Нескольким десяткам рабочих под руководством фиатовских инструкторов предстояло собрать шесть первых машин. При этом сборка велась точно по технологии на конвейере, хотя он в тот день двигался медленно и с остановками.

«На столах, принесенных из столовой, кабинетов и расставленных на протяжении всего конвейера, выложили детали. Не все детали подходили хорошо: смежники тоже отрабатывали технологию впервые. Сложной операцией оказалась установка лобового и заднего стекол: бились, не всегда подходили к проему кузова, сборщики еще не владели нужными навыками в совершенстве», — вспоминает Юрий Астахов, на тот момент бригадир бюро отдела технического контроля.

ж2

Выпуск шести первых машин ВАЗ-2101 «Жигули», 19 апреля 1970 года

Фото: Lada

Около трех ночи 19 апреля, вспоминает первый технический директор ВАЗа Евгений Башинджагян, на машины установили колеса. За рулем первого ВАЗ-2101 синего цвета сидел фиатовский инструктор Бенито Гвидо Савоини. Затем конечную дистанцию конвейера покинули остальные пять машин, еще одна синяя и четыре вишневые. После чего автомобили с зажженными фарами и под рев клаксонов носились по свободным цехам.

По сути, это был тестовый пуск главной нитки конвейера еще недостроенного завода проектной мощностью 660 автомобилей в год. По соседству рабочие разбирали ящики с крупногабаритным оборудованием, строители продолжали укладывать тротуар, дороги.

Выпуск машин в последующие месяцы был невысок. В мае сделали 72 штуки, в июне — 302, а в июле — 402. Массовое производство на конвейере развернули только к сентябрю — и то в смену собирали всего 70 машин. К концу года выпуск довели до 350 седанов, а в марте следующего года к 50-тысячному ВАЗ-2101 завод вышел на 500 автомобилей в сутки.

Технический музей им. К.Г. Сахарова в Тольятти

Это сравнительно молодой музей, и создан он в 90-е – 2000-е годы по инициативе на тот момент вице-президента «АвтоВАЗа» Константина Сахарова. Руководитель предприятия обратился в администрацию Тольятти со своими планами по созданию музея + развлекательного парка с тематикой отечественной техники. Под реализацию идеи был выделен обширный пустырь, заполненный свалкой, неподалеку от завода. Работа велась активно, и уже вскоре первые посетители познакомились со 150 экспонатами музея. Дальше – больше.

Технический музей им. К.Г. Сахарова занимает огромную территорию.

Сейчас музей носит имя своего основателя, ушедшего из жизни в 2007 году. Экспозиции включают в себя множество образцов автомобильной, военной, железнодорожной техники и даже космической и подводной! 500 только крупных экспонатов, в их числе прославленная артиллерийская «Катюша», танки, подводная лодка и многое другое.

Экспонаты Технического музея – от самолетов до субмарин.

Но основатель музея хотел, чтобы его детище служило не только сохранению образцов техники. А помогло сберечь и воссоздать сам дух прошлых лет, той же советской эпохи. Сохранить историю. Поэтому в музее множество предметов бытовой техники, которую отдают сами горожане: печатные машинки, арифмометры, граммофоны, старые телевизоры и радиоприемники – еще полторы тысячи экземпляров. Экспозиции оформлены таким образом, чтобы их посещение было увлекательным для людей разного возраста.

↑ Трижды возродившийся город

Тольятти неофициально частенько называют трижды рожденным городом и вот почему. За всю историю он не просто менял свое название, но и местоположение. Первоначально при основании Василий Татищев выбрал для города-крепости место на берегу Волги среди заливных лугов напротив Жигулевских гор. Если вначале среди жителей преобладали крещенные калмыки, то позже большую часть населения составляли русские, потому что калмыки стали расселяться за городской чертой, чтобы можно было заниматься привычным делом – животноводством и земледелием.

Население города колебалось от 6 до 12 тысяч, а в окрестностях проживало около 250 тысяч. Ставрополь на Волге поочередно относился то к Оренбургской, то к Самарской и даже к Симбирской губернии. К началу 20 века город имел малое экономическое значение, поэтому в 1924 году его статус был понижен до поселения. После Великой Отечественной войны в 1946 году Ставрополю на Волге вернули значение города. В 1950 году было принято решение о строительстве Жигулевской гидроэлектростанции, и Ставрополь оказался в зоне будущего Куйбышевского водохранилища.

В период с 1953 по 1955 годы город полностью перенесли на новое место, а все, что осталось от старого Ставрополя на Волге, оказалось на дне Жигулевского моря. В 1964 году город получил новое название – Тольятти, в честь недавно умершего лидера итальянских коммунистов. На новом месте и с новым именем город начал расти и развиваться очень быстро. К сентябрю 1967 года его население увеличилось в два раза и составляло более 160 тыс. человек. Но основной пик развития самого молодого города СССР пришелся на время строительства Волжского автомобильного завода, который был возведен в рекордно быстрый срок для выпуска автомобилей отечественного производства с маркой “Жигули”.

Строительство стало грандиозной стройкой союзного значения, и по своим темпам было сопоставимо росту американского Хьюстона. В настоящий момент Тольятти является центром российского автопрома, его население составляет более 700 тысяч человек. Тольятти является самым крупным среди не областных городов современной России.

Комсомольский район

Около 120 тысяч человек проживают на территории самого восточного района, расположенного непосредственно на берегу Волги ниже по её течению. Он примыкает к плотине Жигулёвской ГЭС и выходит непосредственно на федеральную трассу М5. Именно здесь расположен речной порт города, где останавливаются туристы, путешествующие по Волге. Самая красивая набережная является настоящей гордостью района, производственные предприятия которого расположены на значительном удалении от жилых застроек: «ТольяттиАзот», «АвтоВАЗагрегат», «ВАЗИНТЕРСЕРВИС».

Раньше на территории района находилась деревня Кунеевка, поэтому длительное время сохраняется частный сектор и застройки 50-х годов. Несмотря на отличное месторасположение района, недвижимость здесь не пользуется особым спросом. Жители предпочитают затратить на дорогу от 20 до 60 минут, но проживать в более комфортабельных домах. Эта часть Тольятти (карта города даёт представление о районе) относится к историческим ценностям мегаполиса. Здесь расположены храмы XIX века: Свято-Тихоновский и Благовещенский скит. Микрорайон Шлюзовой (бывший посёлок) называют мини-Петербургом благодаря постройкам в стиле классицизма.

Вернуть молодость

В коллекции новосибирского бизнесмена Сергея побывало 12
советских олдтаймеров — среди них есть сверкающий ВАЗ-21013 1985 года,
восстановленный до заводского состояния. Эта модификация отличалась более
удобными по форме передними сиденьями, а также наличием отражателей на фонарях и
указателях поворота.

«Предыдущий хозяин очень хорошо за машиной ухаживал, поэтому
она мне досталась в очень хорошем состоянии с пробегом в 23 тысячи километров.
Однако все равно пришлось сделать полную покраску кузова и поставить стоковую
советскую резину», — говорит Сергей посреди своего огромного гаража, в котором
царит идеальный порядок.

Здесь предприниматель собственноручно восстанавливает старые
«Жигули». По его словам, дело это недешевое. «Когда я только начинал, приобрел
ВАЗ-2106 1983 года в Томске. Купил за 60 тысяч, плюс доставка, получилось около
80 тысяч. При этом полная покраска машины обошлась в 65 тысяч», — подсчитывает
он.

Дороговизну покраски
Сергей объясняет жесткими требованиями — в среднем автомобиль красится полгода,
для работ выбирается аутентичная автоэмаль. «Если покрасить современной
краской, машина уже не будет иметь коллекционный вид. В среднем на
восстановление автомобиля уходит около 200 тысяч рублей», — продолжает бизнесмен.

Например, стоимость оригинальной советской резины в
идеальном состоянии может доходить до 10 тысяч рублей за покрышку. Даже
оригинальные хромированные дворники для «Жигулей» продают минимум за 1500
рублей. Сергей уточняет, что самыми дефицитными являются оригинальные бампера —
за них просят до 15 тысяч рублей в зависимости от состояния.

«Коллекционирование старых советских машин для меня в первую
очередь ностальгия, молодость вспоминаешь. Например, я по выходным на «шестерке»
в город выезжаю, и меня переполняют эмоции», — признается бизнесмен, который в
обычной жизни водит Infiniti.

Впрочем, он отмечает, что при должном подходе восстановление
советских машин может стать бизнесом. «Самая большая финансовая удача была с
«Нивой» 1979 года, которую у меня купили москвичи. Сейчас есть клиенты из
Эстонии, которые забирают сразу пять машин», — рассказывает собеседник.

Тем, кто намерен вступить в ряды поклонников советских
олдтаймеров, бизнесмен советует обращать внимание на классические «Нивы» — эти
машины очень популярны на Западе, поэтому всегда есть шанс выгодно продать отреставрированный
автомобиль зарубежным коллекционерам. Здравствуй, классика

Здравствуй, классика

Коллекционер Эдуард стал обладателем ВАЗ-2101 по чистой
случайности — знакомый сказал, что продает машину, которая 40 лет стояла на
консервации. Автомобиль 1976 года выпуска оказался в идеальном состоянии с
пробегом в 15 тысяч километров.

«Я даже реставрацию не делал, просто отмыл, почистил и
заполировал. Едет, как новая, — похвастался владелец. — Сейчас выставил на
продажу за 300 тысяч рублей, люди смеются, но мне все равно, ведь в машине все
родное, в идеальном состоянии».

Эдуард открывает капот и с гордостью показывает особенности
первого поколения «копеек». Например, вместо бачка для воды здесь так
называемая «грелка» — мягкий пакет, в который заливали жидкость для омывателя лобового
стекла.

В багажнике — сумка с инструментами, которая поставлялась с
оригинальной машиной, на сегодня это большая редкость. В первых партиях в
наборе присутствовала спусковая рукоять, которой авто можно было относительно
легко завести зимой.

По словам Эдуарда, в настоящее время у него три советских
олдтаймера, при этом их содержание обходится мужчине совсем недорого. «Единственное
обязательное условие — машина должна стоять в сухом гараже. В остальном
владение необременительно», — говорит он.

Для сохранности зимой коллекционер заливает полный двигатель
масла, промазывает все детали солидолом и силиконом. После этого автомобиль
помещается в сухой гараж. «На этой машине ведь каждый день не поездишь, жалко.
Поэтому расход небольшой. Сейчас вот по городу ехал, так люди шеи сворачивали. Для
меня эта машина для души», — признается мужчина.

По оценке Эдуарда, именно первое поколение классических «Жигулей»
было самым надежным. «Кузовное железо толстое, все швы и соединения латунные, к
тому же вначале на модели ставили итальянские детали», — говорит он. Позднее
качество ухудшилось, модернизированные «Жигули» стали намного сильнее страдать
от коррозии.

Благовещенский скит

Это тоже комплекс зданий при храме Благовещения Пресвятой Богородицы. Именно к ней обращался своими помыслами живший в середине 19 века местный помещик Николай Бахметев, готовый сделать все для выздоровления жены Варвары. Согласно историческим сведениям, именно в надежде на это любящий муж и построил Благовещенский скит. К сожалению, Варвара ушла из жизни, и храм стал памятником ей.

Храм Благовещения Пресвятой Богородицы.

Печальной вышла его судьба в веке 20-м: церковь закрыли, в зданиях разместили магазин и клуб для молодежи. Но удивительно, что постройки вообще сохранились, а не ушли под воду с большинством зданий, построенных ранее 50-х годов. После перестройки комплекс отреставрировали, возвели купола, расписали стены помещений для богослужений.

Тольятти на карте России — где находится. География города

Тольятти на карте России находится в среднем течении Волги, на левом берегу Волги и Куйбышевского водохранилища, к северу от наиболее выраженной излучины Волги – Самарской Луки. Расстояние между крайними северной и южной точками города – 17 км, а западной и восточной – 39 км.

С юга к Тольятти примыкает Куйбышевское водохранилище, на противоположном берегу которого расположены Жигулевские горы. На востоке город граничит с лесными массивами, а на севере и западе – с сельскохозяйственными полями.

Местность вокруг города лесостепная и степная. Все три района Тольятти отделены друг от друга лесами – сосновыми, дубовыми, осиновыми, берёзовыми и липовыми.

Расстояние от Тольятти до крупных городов по автодорогам:

  • Ульяновск – 200 км к северу,
  • Нижний Новгород – 660 км к северо-западу,
  • Москва – 990 км к западу,
  • Волгоград – 790 км к юго-западу,
  • Саратов – 410 км к юго-западу,
  • Самара – 80 км к юго-востоку.

Тольятти стоит на Восточно-Европейской равнине, на поверхности надпойменных террас, средняя высота в городе – 90 метров над уровнем моря.

Климат Тольятти умеренный континентальный, со среднегодовой температурой +5,5 °C.Зима холодная и снежная, длительностью 4 месяца, средняя температура января -10,5 °C. Лето теплое или жаркое, продолжительностью 3,5 месяца, средняя температура июля +21 °C. В год выпадает примерно 490 мм осадков, максимум которых приходится на июль (59 мм), а минимум – на март (22 мм).

Жигулевская ГЭС и ее шлюзы

Предприятие, построенное в середине прошлого века, наложила огромный отпечаток на историю и современность Тольятти. Сейчас это мощнейшая ГЭС, вторая в Европе по количеству выработки энергии. Величественное зрелище представляет собой и сама станция, и шлюзы ГЭС. Это широкие каналы, где уровень воды меняется с помощью специальных механизмов. Благодаря чему по ним могут проходить суда речного транспорта. Прочный железобетон, из которого построены дамбы и стены шлюзов, позволяют выдерживать огромную нагрузку. Поверху идут пути для авто- и железнодорожного транспорта.

Шлюз Жигулевской ГЭС.

Самарская Лука

Между водохранилищами Куйбышевским и Саратовским заключена излучина Волги – Самарская Лука. Она огибает Жигулевские горы и представляет собой плато с равнинным, частично горным рельефом. На плато находится множество озер разной величины. Обрывы и каменистые склоны довольно живописны и заинтересуют любителей природы.

Также интерес у многих вызывают Федоровские луга, занимающие берега Волги. Причем не только природными видами, но и проходящим здесь мероприятием – Грушинским фестивалем авторской песни.

Рассвет на Федоровских лугах.

Барды и любители самодеятельного творчества собираются здесь каждое лето. И в другое время в Тольятти и его окрестностях найдется что посмотреть всем, кто интересуется природными и историческими достопримечательностями.

Достопримечательности. Как добраться?

Город привлекает туристов благодаря близости Жигулёвских гор. Ежегодно, в первое воскресенье июля, в окрестностях Тольятти собираются любители авторской песни на Грушинский фестиваль (новое название – «Платформа»). Сотни тысяч участников съезжаются на Мастрюковские озёра, где в память о погибшем Валерии Грушине звучат песни талантливых исполнителей со всей России. Поэтому у многих возникает вопрос: «Где находится Тольятти, какая область России организовывает праздник бардовской песни?»

Самый удобный способ добраться до города – это авиаперелёт. Международный аэропорт Курумоч находится в 50 км езды, откуда ходят рейсовые автобусы и такси

Важно определиться, в какую часть города человеку необходимо попасть: Новую или Старую, ибо это абсолютно разные маршруты. В летний период легко доехать до города по воде, совершив увлекательную прогулку по Волге

Добраться можно и железной дорогой, однако основной железнодорожный узел находится не в Тольятти. Карта поможет определиться с поездом до Самары, столицы региона, откуда ходят рейсовые автобусы, междугородные маршрутки и такси.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий