Колесная база автомобиля carwheelbase.com — это одна из массово-габаритных характеристик автомобиля. Возьмите любую модель, например Chevrolet Niva, и в описании к ней вы увидите:
- длина — 4048 мм;
- ширина — 1800 мм;
- высота — 1680мм;
- клиренс — 220 мм;
- колесная база — 2450 мм.
Важными характеристиками являются также колея передняя, колея задняя, масса, масса полностью укомплектованного автомобиля.
Классическое определение колесной базы — это расстояние между передней и задней осью автомобиля, или расстояние между центральными точками переднего и заднего колеса.
Исходя из данного определения, можно выделить автомобили с короткой или длинной колесной базой. Понятно, что компактные хэтчбеки класса А или В-класса имеют короткую базу, тогда как автомобили представительского класса E имеют более длинную колесную базу:
- Daewoo Matiz класс А — 2340 мм;
- Chevrolet Aveo класс В — 2480 мм;
- Toyota Corolla С-класс — 2600 мм;
- Skoda Superb D-класс — 2803 мм;
- BMW 5-Series Е-класс — 2888 мм.
Самая короткая колесная база на сегодняшний момент у двухместного Smart Fortwo — чуть больше 1800 миллиметров. Самая длинная — у пикапа Ford F-350 Super Duty Crew Cab — 4379 миллиметров, то есть более четырех метров.
Стоит отметить, что в истории встречались автомобили с еще большей или меньшей колесной базой, но они выпускались ограниченными партиями, а то и в единичных экземплярах.
Нужно также сказать, что в зависимости от типа подвески длина колесной базы может быть как постоянной, так и переменной величиной. Например в 60-70-х годах была очень популярной подвеска на продольных рычагах, обычно она устанавливалась на заднюю ось и задние колеса могли смещаться относительно кузова в продольной плоскости, тем самым изменяя геометрию колесной базы. Такой тип подвески можно встретить на многих коммерческих автомобилях, например Volkswagen Multivan.
Были в истории автомобилестроения и модели с неравной колесной базой, то есть расстояние между центрами колес с правой стороны отличалось от расстояния с левой стороны. Самый яркий пример — Renault 16, который выпускался с 1965 по 1980 год. Разница в колесной базе слева и справа составляла 64 миллиметра. Данный автомобиль вначале даже рассматривался как основа для будущего ВАЗ 2101, правда руководство Волжского автозавода остановило свой выбор на Fiat 124, точной копией которого и являются наши современные «Копейки».
Положительные стороны есть как у длинной, так и у короткой колесной базы.
Компоновка таких автомобилей позволяет создавать более комфортные условия для пассажиров. Как мы видим из списка, приведенного выше, автомобили более высоких классов относятся к категории бизнес и представительские. Пассажиры задних сидений могут спокойно разместиться на своих местах, не задевая коленями спинки.
Ходовые характеристики таких автомобилей отличаются плавностью, неровности дорожного покрытия не так сильно чувствуются. Из-за меньшего перераспределения веса такие авто более устойчивые на трассе, проявляют лучшую динамику при разгоне. На поворотах они меньше идут в занос.
Стоит также заметить, что машины с длинной колесной базой, как правило, переднеприводные, поскольку отпадает необходимость проводить длинный карданный вал к задней оси, что неизбежно приведет к увеличению массы, уменьшению комфорта. К тому же, заднеприводные автомобили более сложные в обслуживании.
Расчётное положение
При разработке автомобиля вначале определяется расчётное положение. Это положение описывается системой осей координат X-Y-Z.
При этом оси Z и X проходят через центр передней подвески, ось Y в большинстве случаев проходит точно через центры передних колёс. Расчётное положение соответствует положению автомобиля при номинальной установочной высоте расположения кузова.
Все номинальные значения, указанные производителем автомобиля, относятся к расчётному положению.
Таким образом, при определении и сравнении данных в процессе проверки углов установки колёс всегда учитывается расчётное положение — это касается и описываемых далее терминов и обозначений для ходовой части.
Длинный вариант
Как вы поняли, представительские машины оснащаются именно длинным вариантом базы. Это создает дополнительные преимущества для пассажиров. Например, в салоне задний ряд находится далеко, а поэтому можно хоть спать.
У больших рамных внедорожников может разместиться три ряда сидений, что увеличивает вместимость, вместо обычных пять человек, помещается 7 – 8. Также ходовые характеристики улучшены в сторону комфорта – небольшие неровности, ямки, рельсы и т.д. ощущаются не так сильно! Эти машины более устойчивы на трассе, из-за хорошего распределения веса, также имеют улучшенный разгон. В повороты входят намного проще, у них уменьшены крены.
Стоит отметить, что производители стараются выпускать такие машины с передним приводом – просто «тащить» кардан назад не так-то просто! Конструкция однозначно подорожает, также нужно будет перераспределять вес.
Немного о грузовиках
Грузовые автомобили также делятся на короткое и длинное расстояние между осями. Но тут оно более ярко выражено.
Так, например «тягачи», машины которые тянут за собой фуры (автопоезда), всегда имеют короткую базу, она позволяет им прекрасно маневрировать, а также иметь лучшую проходимость и распределение веса. Зачастую сзади устанавливают две оси, для того чтобы выдержать давление фуры!
А вот самосвалы или грузовики, наоборот имеют растянутый размер. Все потому что им нужно держать кузов или фургон с грузом сверху. Да и нагрузку рассчитывают с условием загруженности – вот почему эти машины так прыгают без груза, а нагруженные идут плавно.
Но в целом у грузовых автомобилей, также сохраняется соотношение в 1,6 – 1,8, оно универсально, независимо от габаритов, клиренса, веса и класса авто.
(3 голосов, средний: 4,00 из 5)
A – диаметр диска.
B – ширина диска.
ЕT – вылет диска. Чем менее показатель вылета, тем более диск выступает снаружи автомобиля; чем более вылет – тем глубже уходит диск внутрь.
HUMP (Н) -хамп. Это кольцевые выступы на ободе, предупреждающие соскакивание бескамерной шины колесного диска. Обычно на колесе имеются два хампа (H2), но иногда встречается только один (H1), также они могут вовсе отсутствовать. Хампы бывают плоские (FН-Flat Hump), ассиметричные (AH-Asymetric Hump) и комбинированные (CН – Combi Нump).
DIА – диаметр центрального отверстия.
PСD – диаметр окружности центров отверстия колесного диска. На этом диаметры находятся крепежные отверстия автомобильного диска.
Какие силы воздействуют на детали подвески?
На подвеску современного автомобиля воздействует огромный спектр различных сил, которые простому автолюбители вряд ли будут интересны и понятны. Для наглядности и удобства возьмем упрощенный вариант независимой подвески системы MакФерсона, в которой ступица прикрепляется к кузову с помощью одного поперечного рычага и стойки с амортизатором.
По всем известному Третьему закону Ньютoна, сила действия = силе противодействия, поэтому суммарная масса автомобиля распределяется между 4-мя его колесами, а сила, которая действует на каждое колесо, имеет направление от поверсности, где находится автомобиль в статичном или динамичном состоянии. Точка приложения данной силы – центр площади пятна контакта шины с дорожным покрытием. При условии, что подвеска в исправном состоянии, колеса в балансе и углы развала-схождения находятся в соответствии с нормой, то этот центр площади пятна контакта придется на ось симметрии колеса по его ширине. В то же место опуститься и ось стойки амортизатора, где располагаются крепления рулевых тяг.
Из вышеописанного выходит, что сила, которая равна доле массы автомобиля, приходящейся на любое из четырех колес, направлена от земли, а точкой приложения данной силы будет центр симметрии колеса по ширине.
Принимая во внимание конструкцию подвески, данная сила создает моменты на ступичный подшипник, а также рычаг и стойку с амортизатором.
Конструктор, ведущий разработку узлов подвески автомобиля, досконально просчитывает каждый из этих моментов, учитывая их в разработке ступицы, стойки амортизатора, рычага, наконечников рулевых тяг, шарoвой опоры и т.п. Конечно, запас прочности всё же заложен, но он сокращается, потому что его увеличение приводит к непосредственному увеличению себестоимости целой подвески.