Лица автопрома. Готлиб Даймлер: битва гениев

Daimler

Daimler известна как британская компания, однако названием своим она обязана конструктору ГЬтлибу Даймлеру (Gottlieb Daimler) из Германии, создавшему первый в мире 4-колесный автомобиль. В Германии в 1901 г. марку Daimler сменило название Mercedes (Мерседес). Рассказ о Mercedes еще впереди. Первые британские автомобили Daimler изготовили в 1896 г. в Ковентри по лицензии немецкой фирмы. Следующие несколько лет были отмечены сменами руководства, политики, в том числе финансовой, приходом печально знаменитого изобретателя с авантюрным уклоном Гарри Лоусона (Harry Lowson) и беспорядочной производственной программой.

Несмотря на немецкое происхождение, марка Daimler пришлась по вкусу британским королям и аристократии 20-30-х гг. Долгое время двигатели Daimler с золотниковым газораспределением оставляли за собой клубы сизого дыма

В 1910 г. Лоусон ушел, положение стабилизировалось, а компанию приобрела военно-промышленная группа BSA с целью изготовления высококачественных и дорогих автомобилей для очень состоятельных покупателей. Эта политика и обеспечила Daimler безбедное существование вплоть до 30-х гг. Первые машины компании с двигателем с золотниковым газораспределением появились в 1909 г. До 30-х гг. все новые модели имели эту конструктивную особенность. Бесшумные, плавно работающие, но потребляющие много масла двигатели придали продукции Daimler благородство, хотя автомобили постоянно сопровождал характерный сизый дым. Репутации компании способствовал выбор королевскими фамилиями Великобритании и других стран ее автомобилей для личных и официальных поездок.

До конца 20-х гг. автомобили компании имели 6-цилиндровые двигатели, но в 1926 г. появились флагманы — огромные модели Double Six (Дабл Сикс) с двигателями VI 2, заставившие Rolls-Royce серьезно призадуматься. Продавали машины в очень небольших количествах. Их престиж и технический уровень оказались высоки. Сборка автомобилей была остановлена вскоре после начала второй мировой войны (1939 г.), но компания, чьи заводы подверглись бомбардировкам в 1940-41 г., выжила и процветала.

С наступлением мира во главе Daimler встал сэр Бернард Докер (Bernard Docker), который руководил компанией в течение 10 самых бурных в ее истории лет. Программа производства расширилась. Одно время она выпускала не только дорогие легковые автомобили, но и бронеавтомобили и автобусы!

В 1960 г. компанию Daimler приобрел сэр Уильяме Лайонс (Williams Lyons) из Jaguar (Ягуар). В течение нескольких лет автомобили Daimler потеряли свою индивидуальность и стали схожи с продукцией головной фирмы. В 60-е гг. появились две смешанные модели — 2,5-литровый седан (двигатель Daimler и кузов Jaguar) и Daimler Limousine DS420 (Даймлер Лимузин» — ходовая часть и платформа Jaguar и кузов Daimler). В 70-е гг. и позже все модели Daimler являлись более дорогими вариантами автомобилей Jaguar. Машины Daimler собирают на главном заводе Jaguar. В 2001 г. под этой маркой предлагают модели «V8» и «V8 super» с очень высоким уровнем комплектации.

Велосипед или экипаж?

Начнём с хорошего известия: Карл Бенц действительно изобрёл автомобиль с двигателем внутреннего сгорания. И хотя на первенство претендует множество изобретателей из Франции, Австрии, Америки, Дании и даже России, официальный приоритет заслуженно принадлежит Бенцу. Остальные споткнулись. Некоторые построили машины, но не успели их запатентовать. Другие, наоборот, оформили патент заранее, а изготовили автомобиль значительно позже. Третьи смастерили неработоспособные самодвижущиеся экипажи, а от четвёртых дошли только смутные и ничем не подтверждённые заметки в бульварной прессе. Знаменитый автомобильный историк Ю. А. Долматовский насчитал когда-то аж 416 претендентов на право изобретения автомобиля, но серьёзных конкурентов Карлу Бенцу так и не нашёл.

А теперь плохое известие: практически всё, что нам известно о Бенце и его изобретении, взято не из самых достоверных источников. В первую очередь – из автобиографии, опубликованной в 1925 году под названием «Бенц. Жизненный путь изобретателя» (Benz. Lebens-fahrt eines Erfinders). Однако сам изобретатель к тому времени был в преклонном возрасте и сильно болел. И повествование от первого лица излагал его зять, националистически настроенный учитель географии Карл Фольк. В «автобиографии» мы находим много пафосных изречений, которые Бенц вряд ли мог произнести, например фразу: «Помни, что ты немец!» Есть в ней большие пробелы в исторических и технических данных и достаточно много противоречий. Другой «придворный историк», информацией которого охотно пользуются последователи, – бывший воспитатель принца при испанском королевском дворе, а впоследствии архивариус концерна Daimler-Benz Пауль Зиберц. В разных изданиях биографии Бенца он противоречил сам себе. Вначале Зиберц утверждал, что первый автомобиль – не что иное, как трёхколёсный велосипед с мотором. А уже во втором издании заявил, что это мнение ошибочное.

А ошибка ли это? Факт есть: в 70-х годах XIX века в Англии, действительно, появились трёхколёсные и четырёхколёсные велосипеды, конструкцию которых Карл Бенц взял за основу своей самобеглой коляски. «Баденская земская газета» (Badische Landeszeitung) ещё 130 лет назад рапортовала о «приводимом в движение лигроином велосипеде» Бенца. В 1936 году, когда первому автомобилю исполнилось 50 лет, инженер Макс Раук заявил, что заслуга Бенца состоит в том, что он «органически» соединил трёхколёсный велосипед и двигатель внутреннего сгорания в одно целое. Кстати, колёса велосипедного типа для своей машины Бенц заказывал во Франкфурте на фирме Heinrich Kleyer GmbH, которая выпускала велосипеды марки Adler. Вероятно, рама и некоторые другие детали для первого автомобиля были изготовлены там же.

Отдельные предложения из патента DRP Nr. 37435 цитируют многие, но мало кто изучал весь текст. Германское патентное право защищало рабочие чертежи конкретного агрегата, но не его общую концепцию. Конкретно Карл Бенц получил привилегии только на два изобретения: испаритель капельного типа со стеклянным смотровым окошком и краником для регулировки и оригинальные элементы ременной трансмиссии и привода тормозов. Таким образом, ничто не препятствовало ещё кому-нибудь изобрести автомобиль, что и сделал его конкурент Готлиб Даймлер чуть позже. Любопытно, что в 1885 году он построил двухколёсный агрегат, который назвал «керосиновая повозка для верховой езды» (Daimler Petroleum Reitwagen). Его потом признали первым в мире мотоциклом. А вот первый автомобиль Даймлера представлял собой обыкновенную конную пролётку производства фирмы Wilhelm Wimpff & Sohn, переделанную в самобеглый экипаж.

Карл Бенц построил несколько экземпляров трёхколёсных машин. На моделях II и III он применил колёса с деревянными спицами, причём даже увеличил габариты последней, выпущенной мелкой серией. Позднее снова появилась маленькая триколка на велосипедных колёсах. Она послужила прототипом для изготовленного в 1893 году небольшого автомобиля Benz Velociped (сокращённо – Velo), который имел уже четыре колеса. Однако ещё в 1891 году появился прототип четырёхколёсной машины, напоминавшей карету, – Benz Vis-à-Vis. Через год был построен подобный ему Benz Victoria. Эти модели пошли в серию, на их базе выпустили целый ряд модификаций, в том числе развозные фургоны, грузовики и автобусы.

Если проследить за первыми работами Готлиба Даймлера, то можно заметить, что и он метался между двумя концепциями. Что моторизовать – велосипед или экипаж? Обоим изобретателям следовали и другие пионеры автомобилизма, прежде всего во Франции. В поисках рождались разные классы легковых автомобилей, а вслед за ними грузовых машин и автобусов.

Первые работы

После окончания учебы в 1859 Готтлиб получает работу на том же страсбургском заводе, выпускающем паровозы. Там его убежденность в необходимости создания нового двигателя еще больше окрепла. Для этого ему не хватало знаний. Освоив механику, физику и химию, изучил французский и английский языки, восполнил пробелы в знаниях машиностроения. Но ввиду слабого развития электротехники, знания в ее области были скудны. Это существенно тормозило решение проблемы зажигания рабочей смеси для двигателя.

В поисках недостающих сведений будущая легенда трудится в Париже, затем отправляется в Англию, а в 1863 возвращается на родину. Здесь он работает чертёжником, затем получает руководящую должность на фабрике Брудергауз, которая славилась предоставлением рабочих мест сиротам и инвалидам. Здесь и происходит судьбоносное знакомство с 19-летним Вильгельмом Майбахом. В последствии он стал для Даймлера не только верным другом, но и надежным компаньоном-единомышленником.

DaimlerChrysler

Daimler AG — один из ведущих мировых автопроизводителей, пятый по величине автоконцерн в мире. По состоянию на 31 декабря 2007 года (или за 2007 финансовый год):

  • Рыночная капитализация концерна составляет порядка 67,4 миллиарда евро
  • Доход концерна составил 99,4 миллиарда евро
  • Было продано порядка 2.1 миллиона автомобилей по всем подразделениям
  • Штат сотрудников концерна насчитывает 272 382 человек
  • Концерн владеет сборочными предприятиями в 17 странах мира

В настоящее время Daimler AG владеет долями в следующих компаниях:

  • 100 % «Daimler Trucks» — производство грузовиков
  • 85,0 % Mitsubishi Fuso Truck and Bus Corporation
  • 50,1 % Automotive Fuel Cell Cooperation (англ.)русск.
  • 22,4 % European Aeronautic Defence and Space Company (EADS)
  • 22,3 % Tognum AG
  • 15,0 % КАМАЗ
  • 10,0 % Tesla Motors
  • 7,0 % Tata Motors Ltd
  • 3,1 % альянса Renault-Nissan

В России

«ДАЙМЛЕР КАМАЗ РУС» В 2009 году образовано СП Daimler и КАМАЗа в долях 50/50. В 2010 году на площадях, принадлежащих КАМАЗу (55°42′40″ с. ш. 52°26′30″ в. д.HGЯOL), открыта сборка грузовиков Mercedes и принадлежащей Daimler марки грузовиков Mitsubishi Fuso Truck and Bus Corporation. К середине 2015 года собрано 7812 грузовиков Mercedes и 6800 Fuso. Локализация и сотрудничество с КАМАЗом постоянно углубляются.

Внешние видеофайлы
Так собирают Mercedes Sprinter

Сборка Mercedes Sprinter В 2013 году Daimler на площадях завода ГАЗ смонтировал конвейер крупноузловой сборки микроавтобусов Mercedes Sprinter. В 2015 году на прессовых мощностях завода ГАЗ началось производство элементов кузова На 2015 год степень локализации Спринтеров составляла 40 %. В 2021 году это производство было остановлено, предположительно в связи с санкциями против активов Олега Дерипаски.

Одновременно с запуском производства Спринтера на мощностях ЯМЗ организована сборка двигателей для них.

Сборка легковых автомобилей 56°04′57″ с. ш. 37°04′53″ в. д.HGЯOL

Основная статья: Завод Mercedes-Benz Manufacturing Rus

3 апреля 2021 года Daimler AG запустил собственный завод по производству автомобилей на территории индустриального парка «Есипово» в Солнечногорском районе Московской области, который на первом этапе должен сосредоточиться на производстве моделей E-класса, а позднее начать производство внедорожников. Согласно плану развития, который немецкая компания составила на 9 лет, инвестиции в российский завод составят около 250 000 000 евро. 6 мая с конвейера сошел первый автомобиль. На момент запуска на заводе трудоустроено 600 человек, по плану при полной загрузке будет работать до 1,5 тысяч человек.

Карл Бенц история создания автомобиля.

Свой первый автомобиль Motorwagen («Моторная тележка») Бенц создал в 1885 году. Несмотря на внешнюю примитивность, это был первый трехколесный экипаж с бензиновым ДВС и рулевым управлением. Рабочий объем одноцилиндрового двигателя мощностью 0,9 л.с. составлял 954 куб.см, максимальная скорость экипажа — 16 км/ч. Если изначально автомобиль не получил признания в Германии, то на выставке в Париже изобретение оценили по достоинству. Жена Бенца в свою очередь тоже провела своего рода рекламную компанию, преодолев на автомобиле расстояние от Мангейма до Пфорцгейм и обратно. Благодаря незапланированному автопробегу в 106 км Берта Бенц сумела продемонстрировать миру, что изобретение ее мужа является довольно надежным и быстрым транспортным средством. За период с 1886 по 1893 г.г. предприятие Бенца продало 25 моделей Motorwagen. Продолжая совершенствовать свои машины, Бенц сконструировал в 1893 году четырехколесный автомобиль Victoria, мощность двигателя которого уже равнялась 3 л.с., а скорость — до 20 км/ч. В течение года было реализовано 45 автомобилей. Через год появилась новая модель автомобиля Velo, на котором прошли первые автогонки Париж — Руан. Этот автомобиль явился предшественником автомобиля Comfortable, получившим позже широкое распространение. В 1885 году Бенц стал основателем первой автомобильной компании и наладил серийный выпуск автомобилей. В начале XX века компания Benz I Со оказалась в тяжелом финансовом положении, в результате чего Бенц покинул предприятие (1903). Лишь в 1905 году уже с новым конструктором Гансом Нибелем фирма вновь добилась успеха.

Создание новой компании

Спустя три года изобретение немецкого инженера было представлено в Париже. Именно здесь в 1889 году проходила автомобильная выставка, на которой также демонстрировалась и продукция . Но, к сожалению, объемы продаж после этого так и не поднялись. Все изменилось в 1890 г., когда целый ряд немецких компаний заинтересовались производством автомобиля Бенца. Тогда же и была основана компания, которая выпускала только его детище.

В последующие годы немецкий изобретатель не прекращал работы над новыми проектами. Результатом его усилий стала разработка 2-цилиндрового двигателя горизонтального расположения. Уже к 1900 г. завоевала высокую популярность у покупателей. Это стало возможным благодаря тому, что выпускаемые ею автомобили имели высокие спортивные результаты.

В поиске новых партнёров

С 1904 по 1909 год петербургский завод «Г. А. Лесснер» собрал и изготовил по разным оценкам от 50 до 100 автомобилей по лицензии DMG, частично с применением шасси и других агрегатов, полученных из Берлина-Мариенфельде. Автомобили различного назначения, в том в том числе пожарные, грузовые платформы и фургоны, а также легковые машины и таксомоторы продавались в России под марками «Лесснер», «Лесснер-Даймлер» и «Лесснер-Мерседес».

Через торговую сеть завода проходили и автомобили, полностью собранные в Германии. А в каталогах российской фирмы публиковались фотографии изготовленных в Германии машин. Не исключено, что и немцы печатали в каталогах под своей маркой автомобили российской сборки. Этот фактор до сих пор затрудняет работу исследователей, разобраться до конца в вопросе о происхождении автомобилей системы Daimler на российском рынке того времени не представляется возможным.

Условия договора с DMG нельзя назвать для завода «Лесснер» выгодными. Российская сторона заплатила за лицензию довольно значительную по тем временам денежную сумму 125 000 рублей и обязалась переводить в Германию 7% от всего оборота, сделанного на продаже лицензионных и импортных продуктов. Это вызвало завышение цен и ограничение спроса. К тому же Русско-японская война 1904–1905 годов и последовавшие за ней революция и экономический кризис не способствовали развитию автомобилизма в стране. Депрессия закончилась в 1907 году, но особый рост продаж дорогих машин «Лесснер» не наблюдался. Договор был расторгнут в 1909 году по инициативе немецкой стороны.

Компания DMG сделала ставку на кооперацию с различными торговцами в разных регионах России. В том же году она нашла себе в Санкт-Петербурге нового партнёра – Придворную экипажную фабрику «Ив. Брейтигам». Эта фабрика к тому времени зарекомендовала себя как первоклассный производитель кузовов для легковых автомобилей, причём строились они исключительно на шасси «Лесснер» и Mercedes.

Кроме того, представительства по продажам автомобилей Daimler и Mercedes взяли на себя на временной или постоянной основе такие фирмы, как Экипажная фабрика товарищества «П. Д. Яковлев» (Петербург), Московское акционерное общество экипажно-автомобильной фабрики «П. Ильин», «Гродзицкий, Бассевич и К°» (Варшава), «Братья Рачинские» (Варшава, Познань и Киев), «Ауто-Салон Грунау и К°» (Киев), «Браун и Эпп» (Харьков), «Братья А. и П. Василевские» (Баку), П. Ф. Фаатц (Одесса), Вольдемар Венчелидис (Рига), Олоф Никопп (Гельсингфорс). 15 апреля 1910 года в Москве, затем и в Одессе открылись заводские отделение немецкой фирмы «Общество Моторов Даймлер». Именно они, а также фирмы «Ив. Брейтигам» и «Братья Рачинские» сыграли значительную роль в росте сбыта автомобилей компании DMG в Российской империи.

Дело пошло в гору. Статистика красноречива: в 1908 году в России был продан лишь один легковой автомобиль Mercedes, а в 1909-м – только девять. На следующий год – 31. В 1911 году удалось продать уже 105 машин, а в 1912-м – 134, что составляло 9% общей продукции нового завода DMG в Штутгарте-Унтертюркгейме и 14% всего экспорта фирмы. Всего в 1908–1914 годах в России через официальных представителей поставили 466 «Мерседесов», только в Англию и Францию экспорт был значительнее.

Машины этой марки понравились российской аристократии и знати. Уже в 1905 году владелец «Мерседеса» князь В. Н. Орлов заказал в Германии для формируемого царского автопарка пять автомобилей Mercedes 26 / 45 PS, они стали основой учреждённого годом позднее Собственного Его Императорского Величества гаража. Во время визита в Потсдам в 1910 году Николай II был очарован походным «кухонным обозом» кайзера Вильгельма II. «Кузен Вилли» заказал на фирме DMG точно такие же два оборудованных «Мерседеса» и подарил их «кузену Ники». В «кухонный обоз» входили грузопассажирская машина, автомобиль-кухня и шатёр-столовая. В сентябре 1912 года фирма DMG удостоилась почётного звания Поставщика Двора Его Императорского Величества.

Автомобиль Готлиба Даймлера.

Одновременно с Бенцем свой автомобиль сконструировал другой немецкий инженер Г.Даймлер, известный как изобретатель ДВС. Четырехколесная карета Даймлера была оснащена бензиновым двигателем, мощность которого составляла 1,5 л.с. и имела ременную передачу. Максимальная скорость — 16 км/ч. Это был образец автомобиля, а первый оригинальный автомобиль Даймлер создал со своим помощником В.Майбахом и продемонстрировал на Парижской выставке. Через год они стали учредителями компании DMG, которая изначально занималась выпуском бензиновых ДВС, используемых на суше, в воздухе и на воде. Логотипом компании была звезда с тремя лучами. Спустя 2 года был продан и первый автомобиль. Вскоре Майбах оставил компанию, в 1893 году DMG покинул и Даймлер. В 1894 году вместе с сыном и Майбахом Даймлер разработал двигатель «Феникс», лицензия на него вместе с брендом Daimler были проданы англичанину Фредерику Симмсу.

Всемирная экспансия

Восстановившись, компания быстро росла и ставила рекорды по продажам. Ее рост был обусловлен не только внутригерманским спросом, но и экспортом.

После реструктуризации валюты 1948 года экономика Западной Германии вошла в период фантастического промышленного роста и низкой инфляции. Это резко контрастировало с экономической депрессией и неконтролируемой инфляцией после Первой мировой. В 1954 г. ежегодный оборот Daimler-Benz достиг миллиарда марок. Количество автомобилей Mercedes-Benz, проданных за это время, стало одним из символов немецкого экономического чуда.

До 1950 годов «Даймлер-Бенц» был вынужден полагаться на независимых дистрибьюторов, но это было рискованно и неэффективно, поэтому началось расширение собственной торговой сети. К 1955 г. по всему миру насчитывалось 178 генеральных дистрибьюторов.

Daimler-Benz воспользовался возможностью расширить свои производственные мощности на международном рынке. В результате начался период быстрой международной экспансии. Были открыты заводы в Бразилии, Аргентине и Индии. Правительства этих стран в обмен на импортную лицензию требовали использования местных ресурсов. Производство расширилось в Иран, Турцию и Южную Африку.

Юбилейный год в России

Германию конца XIX века можно сравнить с нынешним Китаем. В объединённой «железом и кровью» стране стремительно развивалась промышленность, но сбыт товаров среди относительно небогатого населения был ограничен

Немецкие промышленники обратили внимание на внешние рынки – прежде всего на богатые Англию, Францию и САСШ. На экспорт шли недорогие товары отменного качества

К примеру, в Великобританию поступали копии знаменитых ножей Sheffield, изготовленные в Золингене, а в Америку – копии револьверов Smith & Wesson. Большинство первых серийных автомобилей Benz также вывозилось за границу – в основном в Англию, Францию и Россию. Пытаясь защитить свой рынок от дешёвых немецких товаров, британцы призвали потребителей к патриотизму и ввели закон, который обязывал немцев писать на своей продукции «Made in Germany».

Потерпевшие поражение во Франко-прусской войне французы не очень спешили приобретать автомобили у бывших врагов. Однако местные дельцы нашли выход. Главный французский импортёр автомобилей Benz Эмиль Роже продавал их с 1887 года под своей маркой Roger. Дошло до курьёза – компания La Parisienne, продававшая машины Benz Velo под собственным названием, изобразила на рекламе за рулём автомобиля под видом «парижанки»… Клару Бенц. Именно Франция стала основным рынком сбыта для фирмы Benz & Co. Между прочим, осенью 1891 года главный редактор газеты «Одесский листок» В. В. Навроцкий привёз на пароходе из Марселя один из образцов Benz. Так, спустя пять лет после своего рождения, автомобиль появился в России. В этом году исполняется 125 лет этому памятному событию. Открытым остаётся вопрос: какой модели был «Бенц» Навроцкого? Трёхколёска или, может быть, один из ранних четырёхколёсных Benz Vis-à-Vis?

В 1894 году фирма Benz & Co. официально экспортировала первый автомобиль в Россию. Машина попала в Москву. Генеральным представителем фирмы стала техническая контора «Карл Шпан» с отделениями в Санкт-Петербурге и Москве. До 1897 года контора продала в России 19 легковых автомобилей Benz. Они поступили в Петербург, Москву, Одессу, Николаев и Варшаву. Другие торговые агенты также импортировали «бенцы» в XIX веке: М. У. Ландесман в Одессе, Г. Г. Мейер в Риге, Краусп и Шюманн в Ревеле, П. Пироне в Баку, В. Форселиус в Або (ныне Турку, Финляндия). Зажиточные подданные империи привозили «бенцы» из Германии и Франции и в частном порядке.

В 1896 году петербуржцы Евгений Александрович Яковлев и Пётр Александрович Фрезе, владельцы Петербургского машиностроительного чугунно- и меднолитейного завода Е. А. Яковлева и Экипажной фабрики «Фрезе и К°», построили первый российский автомобиль. Они продемонстрировали его на XVI Всероссийской промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде. Машина «Яковлев и Фрезе» была полностью построена в России практически без использования импортных частей. Е. А. Яковлев изготовил мотор и трансмиссию, а кузов сделал П. А. Фрезе. Неизвестно, сколько всего самодвижущихся колясок выпустили петербургские предприниматели, но реклама этих машин печаталась до 1898 года включительно. Самое интересное, что внешне и конструктивно первый российский автомобиль напоминает немецкую машину Benz модели Duc, которая появилась в программе фирмы Benz & Co. только спустя два года. Российский автомобильный историк В. И. Дубовской отметил этот нюанс и выдвинул версию, что автомобиль был разработан специально для России и не без решающего участия наших конструкторов. Серийное производство в Российской империи не состоялось, поэтому аналогичную модель начали выпускать в Германии. А может быть, Карл Бенц купил у Петра Фрезе лицензию на отдельные элементы конструкции? Ответа на эти вопросы пока не найдено. Как бы то ни было, в этом году мы отмечаем ещё один юбилей – 120 лет первому отечественному автомобилю!


Автор благодарит за помощь Дениса Орлова.

Автомобильный супергигант

В 1998 г. произошло знаменательное событие. Американская и европейский создали новый совместный концерн. В результате этого образовалась новая фирма. Ее название звучало как «Даймлер Крайслер». Эту сделку все считали весьма выгодной и сравнивали с браком, заключенным на небесах. И неудивительно. Ведь в это время была высокорентабельная, а знали как мирового лидера в области производства весьма престижных и дорогих автомобилей. Именно поэтому вновь созданная корпорация стала считаться мировым супергигантом.

Однако просуществовала всего десять лет. Виной тому стало нестабильное финансовое состояние американских партнеров. Для улучшения положения дел руководство немецкого производителя автомобилей продало часть акций, принадлежавших . После этого концерн изменил свое название на Daimler AG. А основным брендом этого известного производителя стал автомобиль «Мерседес-Бенц».

Совместные модели

Уже с самого начала своего существования начала активную деятельность вновь созданная – это новый бренд, который был представлен на суд потребителей.

Первой машиной, выпущенной вновь созданной , стал автомобиль марки К. Этот агрегат был оснащен двигателем, имевшим мощность в 160 лошадиных сил, объем которого составил 6,2 литра. Далее на рынок был представлен «Мерседес» ССК и ССКЛ. Дизайнером этих двух моделей явился Ганс Нибель.

Кроме того, в дополнение к спортивным автоконцерн «Бенц-Даймлер» предложил пользователям кабриолеты, а также запущенные в серийное производство машины с кузовом, который адаптирован к ралли.

Мотор «Дедушкины часы»

В 1882 году Даймлер и Майбах с семьями переехали в Штутгарт и купили дом с участком земли в пригороде Каннштате, где и основали лабораторию. Через три года, осенью 1885 года работы над созданием первого двигателя Даймлера были завершены. За основу конструкции инженеры взяли двигатель Отто, у которого была переработана схема подачи топлива и камера сгорания, рассчитанная на бензин. Это топливо показалось Готлибу Даймлеру перспективным по причине его способности воспламеняться даже при очень низких температурах.

Опытная модель двигателя имела единственный горизонтальный цилиндр рабочим объемом в 264 куб.см с калильной свечой внутри, воздушное охлаждение, чугунный маховик на валу, а также впускной и выпускной клапаны без газораспределительного механизма. Эта примитивная конструкция во время работы начинала забавно стрекотать, за что получила от конструкторов прозвище «дедушкины часы».

Мотор весил 50 кг и имел высоту в 76 см и при 650 оборотах выдавал мощность в 0,5 лошадиной силы. Главное, что такой мотор был намного легче, чем паровики и не требовал столь же кропотливого обслуживания. Компактный мотор был готов к работе практически сразу же, в то время как паровики требовали разведения паров. Кроме того, бензиновый агрегат обладал стабильностью в работе при разных температурах, отчего не зависел от погодных условий и мог использоваться круглогодично. Уже вскоре мощность мотора удалось поднять вдвое, а затем началось его опытное применение.

Кооперация со Страной Советов

С началом Первой мировой войны почти все экономические связи России с Германией оборвались. Отделения DMG в Москве и Одессе были конфискованы в пользу российской казны. Однако незначительное количество немецких автомобилей продолжало поступать в Русскую армию через нейтральные страны Швейцарию и Швецию. Среди них и автомобили Daimler и Mercedes. Вполне официальную контрабанду организовал крупнейший в Финляндии торговец автомобилями Сергей Николаев, имевший связи с офицерами Учебной автороты. На 1 июля 1917 года в Русской армии числилось 167 легковых машин и две грузовые марки Mercedes и 55 грузовиков и специализированных автомобилей Daimler. Большинство из них приобрели ещё до войны, многие поступили в войска в 1914 году от частных владельцев, но службу несли и автомобили, завезённые во время войны.

Первая мировая война низвела две великие империи до уровня государств «третьего мира». Сначала Россию, а затем и Германию. Революции прокатились по обеим странам, обе в итоге проиграли войну.

Первые робкие торговые связи бывших противников в сфере автотранспорта начались уже в 1920 году. 16 апреля 1922 года наркоминдел Г. В. Чичерин заключил с министром иностранных дел Германии В. Ратенау договор о восстановлении дипломатических отношений. А уже 9 октября того же года было основано совместное Русско-Германское торговое акционерное общество «Русгерторг» (Deutsch-Russische Handels-AG, Berlin, Lindenstraße 20-24), взявшее на себя среди прочего поставку немецких автомобилей в Советскую Россию. На следующий год в Москве вновь открылось представительство фирмы DMG, а легковые автомобили Mercedes отличились в Первом всероссийском автопробеге. Затем советская делегация посетила завод в Штургарте-Унтертюркгейме. Возглавлял её начальник Отдела автотранспорта в Наркомате путей сообщения З. Я. Литвин-Седой, который симпатизировал концерну DMG, а председателем технической комиссии был Е. А. Чудаков. После этого в Москву стали поступать шикарные специализированные автомобили Mercedes для Скорой помощи. Бытует мнение, что они обслуживали только Кремлёвскую больницу, но это не так, некоторые машины были доступны и простым москвичам.

В 1925 году во Втором всероссийском пробеге призы получили не только легковые машины Mercedes, но и грузовики Daimler. Постепенно возобновился и стал нарастать экспорт грузовиков, пожарных машин и автобусов в СССР. Испытывались у нас и полноприводные машины Krupp-Daimler предназначенные для военных целей под видом сельскохозяйственных тракторов и тягачей. А завод «Красный путиловец» планировал даже начать на их базе производство автопоездов с зенитными артиллерийскими установками. Для ленинградской Пожарной части имени Ленина приобрели автолестницу Magirus на шасси Mercedes-Daimler – подобную московской. А Москва пополнилась новыми пожарными машинами Metz на шасси Daimler.

В 1926 году произошло объединение двух старейших автомобильных производителей Германии, фирм Daimler-Motoren-Gesellschaft и Benz & Cie. Родились концерн Daimler-Benz AG и новая марка всех его автомобилей – Mercedes-Benz. Во второй половине 20-х годов экспорт коммерческих машин Mercedes-Benz в СССР достиг небывалых доселе масштабов. В 1927–1940 годах к нам поступило около 500 грузовиков и автобусов. Только в 1931 году было отправлено 256 единиц, что составило 55% всех поставок концерна Daimler-Benz в данном секторе на внешний рынок. Со вступлением в строй автогиганта ГАЗ и реконструкции завода АМО импортные закупки стали неуклонно падать – Советский Союз смог почти полностью обеспечить себя отечественной техникой. Однако тяжёлых грузовиков, вместительных городских автобусов и шасси для них по-прежнему не хватало, их приходилось закупать за границей.

Завоевание США

Одним из крупнейших факторов успеха компании в этот период был ее прорыв на американский рынок. Североамериканское отделение было основано в 1955 году. «Даймлер-Бенц» начал сотрудничать с австрийским импортером автомобилей класса люкс Max Hoffman, который базировался в Нью-Йорке. Партнер предложил своим дилерам по всем Соединенным Штатам продавать Mercedes-Benz 300SL Gull Wing. Автомобиль был настолько популярен, что 80% всех произведенных моделей 300SL были проданы американским клиентам.

Мотоспорт также помог создать репутацию Mercedes-Benz как производителю машин для искушенного клиента. «Даймлер-Бенц» участвовал в самых известных автогонках. Например, компания участвовала в Carrera Panamericana Mexico, а также в гонках Гран-При. По отзывам пользователей, успех в соревнованиях способствовал укреплению репутации «Мерседеса» как технологически передового люкс-автомобиля.

Коммерческий транспорт был двигателем роста компании в послевоенный период. В 1949 г. был представлен Mercedes-Benz L 3250. В том же году было завершено создание ФРГ. Новая республика потребовала новой системы общественного транспорта, и начался выпуск столь необходимых грузовых автомобилей и автобусов «Даймлер-Бенц».

Рождение компании и ее становление

1890 г стал годом основания компании Daimler Motoren Gesellschaft (DMG). Не смотря на успех лодочного мотора Д. долгое время не мог найти крупного заказчика на автомобиль.

Его изобретение не воспринималось как серьезный вид транспорта. Чтобы удержать компанию на плаву Д. приходится превратить ее в открытое акционерное общество. Готтлиб практически теряет главную роль в управлении компании, вся власть переходит к держателям основных пакетов акций.

Даймлер и Майбах не заканчивают свои эксперименты и в 1890 создают четырехцилиндровый движок 10 л.с. Однако, разногласия с членами совета компании вынуждают их отделиться и работать самостоятельно.

В возрасте 59 лет Готтлиб переносит инфаркт и на некоторое время покидает Германию для восстановления сил. Майбах при его финансовой поддержке продолжает искать пути совершенствования двигателя. В 1893 Вильгельм создает эжекционный карбюратор. Тем временем, совет DMG полностью лишает Даймлера его должности.

Достижения Майбаха и постоянные улучшения самого автомобиля со стороны Даймлера сделали свое дело: спрос начал подниматься. Победы в различных заездах и гонках подогревали интерес публики. Лицензию на выпуск автомобилей решила приобрести английская фирма British Motor Syndicate за 350 000 марок. С оговоркой, что Д. вернется на свою прежнюю должность в DMG.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий