Toyota не устояла
Toyota, крупнейший японский производитель автомобилей, также серьезно страдает от дефицита полупроводниковых компонентов.
Какие инновации изменят облик российских городов
Инновации и стартапы
В четверг, 19 августа 2021 г., как пишет Wall Street Journal (WSJ), компания объявила о том, что в сентябре планирует сократить производство автомобилей на собственных фабриках в США и Японии. Таким образом, объем выпускаемой продукции на родине Toyota уменьшится на 40%, а Северной Америке – на 40-60% (примерно 90 тыс. авто в натуральном выражении).
В период с 1 по 17 сентября будет остановлена главная сборочная площадка компания в городе Тойота (Япония), занятая в производстве кроссовера RAV4 и седана Corolla. Расположенный неподалеку завод Tsutsumi, специализирующийся на седанах Camry и Lexus ES, также временно прекратит сборку на это время. Как заявил представитель Toyota в разговоре с WSJ, сокращение производства не отразится на работниках упомянутых площадок.
Всемирный дефицит микрочипов затронул японского автогиганта едва ли не позже всех его конкурентов. Компания продолжительное время не прибегала к сокращению выпуска продукции, поскольку имела достаточное количество электронных компонентов в запасе, о чем заявляла в феврале 2021 г.
Машины есть
В российском офисе Lifan «Известиям» сообщили, что компания уходить из России не собирается, в линейке компании есть автомобили Murman, Solano II, X50, X60, которые были произведены в прошлом году на черкесском сборочном заводе Derways. Напрямую из Китая поставляется кроссовер X70, а на очереди еще один паркетник — Myway, для которого сейчас оформляется российское одобрение типа транспортного средства (ОТТС).
лифан
Кроссовер Lifan X70 на международной выставке автомобильной промышленности в Шанхае
Фото: REUTERS/Aly Song
— Lifan никогда не говорил, что он ориентируется на внутренний рынок, если там есть проблемы, то нас это никак не касается, мы работаем в прежнем режиме. У нас сейчас около 90 активных дилеров, запчасти есть, гарантийное обслуживание осуществляется. Ни о каком уходе с российского рынка речи быть не может. Что касается повышения цен из-за утилизационного сбора, то если кроссовер X70 успеем ввезти до нового года, то, соответственно, это на нем не скажется, если после нового года, то будем смотреть, — рассказал заместитель генерального директора «Лифан Моторс Рус» Вячеслав Галузинский.
По словам собеседника, проблемы компании на китайском авторынке преувеличены в прессе.
Причины дефицита
Во время локдаунов начала 2020 г. автопроизводители были вынуждены прекратить производство, чтобы предотвратить распространение коронавирусной инфекции. Остановка производства привела к сокращению закупок полупроводников. В то же самое время производители чипов переориентировали свободные мощности на выполнение заказов для разработчиков потребительской электроники – смартфонов и ПК, чтобы компенсировать сокращение доходов от автопроизводителей.
После смягчения ограничительных мер и возобновления работы на фабриках по сборке авто весной 2020 г. автомобильный рынок восстанавливался опережающими темпами – к такому сценарию развития событий оказались не готовы ни автопроизводители, ни чипмейкеры. Скорректировать производственные планы в интересах автомобилестроителей для последних значило бы нарушить уже имеющиеся договоренности с другими важными клиентами. Быстро же нарастить производственный мощности в такой сложной сфере как производство современных полупроводников крайне затруднительно и требует гигантских инвестиций. Таким образом, возникновение дефицита микрочипов в автоиндустрии стало неизбежным.
В настоящее время негативное влияние на поставки автомобильных компонентов также оказывает распространение опасного дельта-штамма коронавируса в Юго-Восточной Азии, в частности, в Малайзии. Здесь расположено множество фабрик, осуществляющих сборку автокомпонентов из полупроводников. В июне 2021 г. власти Малайзии объявили общенациональный карантин, что привело к закрытию большей части производственных площадок в стране. На фоне недовольства граждан локдауном в августе 2021 г. премьер-министр Мухиддин Яссин (Muhyiddin Yassin) подал в отставку.
Если вдруг уйдут
Китайские компании чаще всего покидали российский рынок. Уходили и снова вернулись на российский рынок компании Brilliance, JAC и FAW. Покинули российский рынок компании Hawtai, Luxgen, BYD. Риск, что Lifan отправится вслед за ними, также есть, отмечает автомобильный эксперт Сергей Ифанов.
— Мы уже не раз были свидетелями, как китайские компании покидают российский рынок, извиняюсь за каламбур, по-английски. Европейцы и американцы тоже сворачивали бизнес — взять хотя бы GM и Ford, но те после себя оставляют хоть сервис с гарантийным обслуживанием и поставками запчастей, а что здесь может случиться — неизвестно, — заметил Ифанов.
лифан
Производство автомобилей Lifan в России
Фото: ТАСС/Сергей Фадеичев
В случае ухода Lifan с российского рынка претендовать на компенсации по заводским гарантиям и обслуживанию владельцы китайских автомобилей смогут только в рамках российского правового поля. То есть обращаться придется к активам и имуществу российской дочки Lifan Motor. Что-то добиться от материнской компании в Китае уже будет, скорее всего, невозможно, считает управляющий партнер юридической фирмы Solid Case Юлия Ткачева.
— При гарантийном случае, с учетом того, что экспертиза будет российской, что-то доказать в китайском суде будет вряд ли возможно. Скорее здесь стоит рассчитывать на добровольное желание компании, не желающей нести имиджевые потери. Все претензии можно будет предъявлять российскому офису. Но нужно подчеркнуть, что дилеры Lifan, которые непосредственно продали автомобиль, по российскому закону о защите прав потребителей несут ответственность перед клиентом. Так что гарантийные проблемы можно будет решать через них, а вот осуществлять обслуживание и поставки запчастей их принудить уже не получится, это их обязательство перед дистрибьютором, а не перед автовладельцем, — отметила Ткачева.
Audi останавливает заводы в Германии
По сообщению Spiegel, немецкая автомобилестроительная компания Audi, приняла решение остановить работу всех сборочных линий на своем главном заводе в Ингольштадте (Германия) до 30 августа 2021 г. Две из них – из-за дефицита микрочипов, еще одна – из-за необходимости переоборудования при подготовке к выпуску электрокроссовера Audi Q6 e-tron, который, как ожидается, поступит в продажу в 2022 г.
Audi приостановит работу завода в Ингольштадте
Еще одна фабрика Audi, расположенная в Неккарзульме (Германия), по информации издания, простаивает на протяжении нескольких дней вследствие все той же пресловутой глобальной нехватки полупроводников.
В общей сложности на этих двух предприятиях входящего в Volkswagen Group автопроизводителя занято около 10 тыс. сотрудников: примерно 6 тыс. в Ингольштадте и 4 тыс. в Неккарзульме. Все они переведены на сокращенный рабочий день.
Audi также предупредила персонал о вероятности того, что придерживаться подобного графика придется и в сентябре 2021 г., однако одновременно с этим компания запланировала введение дополнительных смен в выходные дни.
Как отмечает Spiegel, у Audi полно заказов, но нехватка комплектующих не позволила ей выпустить запланированные на первую половину 2021 г. 50 тыс. автомобилей. Когда необходимые для сборки авто компоненты поступят на заводы, компания постарается наверстать упущенное.
Финансовый директор Audi Юрген Риттерсбергер (Jurgen Rittersberger) в июле 2021 г. предупредил, что в последующие два месяца возможны остановки конвейера и перевод работников на неполный рабочий день в связи с дефицитом полупроводников. Он также сообщил, что компания отдаст приоритет моделям авто, который приносят наибольший доход и вносят наименьший вклад в увеличение выбросов углекислого газа (CO2) в атмосферу, который, как считается, является одним из факторов глобального изменения климата.
Долги растут
Компания Lifan по итогу продаж новых автомобилей за январь-сентябрь на китайском авторынке получила убыток $2,6 млрд, общие долги компании составляют $17,8 млрд, пишет Sina.com. Кроме того, данный портал со ссылкой на китайский телеканал CCTV Finance сообщает о том, что завод Lifan в районе Лянцзян (один из трех заводов в штаб-квартире компании в Чунцине) был продан администрации города, а другой завод в районе Бэйбэй находится в полузакрытом состоянии.
лифан
Сборка автомобиля на заводе Lifan в Чунцине
Фото: Global Look Press/Chinafotopress/Zhou Fei
В октябре в китайской прессе также появились сообщения о потенциальном банкротстве нескольких китайских автокомпаний, среди которых упоминался Lifan. Впрочем, руководство Lifan Motors выступило с опровержением этой информации.
В то же время в Китае Lifan выступает в роли ответчика и истца в различных судебных разбирательствах и арбитражных спорах на общую сумму 2,2 млрд юаней. В октябре этого года гонконгский Ping An Bank провел анализ рисков для четырех автомобильных компаний, в том числе Lifan. Полугодовая отчетность по облигациям Lifan показала, что банковские кредиты компании на конец периода составили 12,8 млрд юаней, а задолженность перед небанковскими финансовыми учреждениями — 10,5 млрд юней. 25 банков выдали компании кредиты в общей сложности на сумму 12,6 млрд юаней. В то же время к концу третьего квартала подразделение Lifan Share владело денежными средствами в размере 2,6 млрд юаней. Банк отметил огромное долговое давление на компанию.
Отплатить за чужие дела
В похожей ситуации оказался водитель автобуса Юрий Нигмедзянов, который в одночасье стал владельцем газеты «СПИД-Инфо» вместе с ее многомиллионными долгами. В настоящее время против него возбуждено уголовное дело, в то время как предыдущий владелец газеты Андрей Манн бежал из России.
— С июня 2015 года наш генеральный директор Сазонов по наущению владельца издательского дома Андрея Манна, который является гражданином США, перестал платить гонорары всем сотрудникам редакции. Это часть зарплаты, а не какая-то второстепенная премия. В нашем издательском доме они составляли примерно 80% от зарплаты. Мои сотрудники были вынуждены жить на оставшиеся 20% своей зарплаты. Прошел месяц, два, три. Я постоянно ходил к Манну, просил, потом требовал, чтобы сотрудникам были выплачены средства в полном объеме, — рассказал бывший главный редактор издания Олег Кармаза в интервью РЕН.
Манн обещал выплатить всё в полном объеме, но каждый раз отсрочивал свои обещания. После того как сотрудники пригрозили коллективным иском и заявлением в СК, Манн сперва пообещал «переломать кому-то из журналистов ноги», а потом пришел в редакцию и пообещал рассчитаться со всеми в течение месяца.
О-3
Андрей Манн
Фото: РЕН ТВ
За этот месяц он успел продать издательский дом с суммарными долгами по оплате в размере 60 млн рублей. Новый владелец холдинга в редакции так и не появился, его разыскали сами журналисты и с большим удивлением обнаружили, что он работает в автобусном парке в Щелково.
Бывший заместитель генерального директора Иван Иванин рассказал, что три года назад Манн занял у него $150 тыс. под расписку, но в течение года деньги так и не вернул. В случае если деньги не удастся собрать, Манн грозился забрать их из оборота компании, поставив тем самым под удар оставшуюся зарплату сотрудников.
— В феврале 2017 года он пришел ко мне в кабинет и заявил, что срочно ему на неделю нужна сумма в $20–25 тыс. Думая, что он отдаст деньги, нашел эту сумму и еще через неделю 10 тыс. На этом мой финансовый источник иссяк, и он потерял ко мне интерес. Каждый месяц был обзвон, во время которого он обещал «вот-вот отдать всё». В апреле 2017 года ситуация сложилась таким образом, что у дочери моего товарища был диагностирован рак щитовидной железы и лимфома, я обратился к Манну с просьбой вернуть часть его долга, для того чтобы решить проблему с реабилитацией девушки в Германии. Манн посетовал на то, что сумма небольшая, но сейчас и этих денег нет, — заявил бывший заместитель генерального директора «СПИД-Инфо».
О-4
Иван Иванин
Фото: РЕН ТВ
Согласно данным следствия, новый владелец Юрий Нигмедзянов задолжал пятерым сотрудникам почти 400 тыс. рублей. Каждому из сотрудников он теперь должен более 60 тыс. рублей. Долги скопились в результате многолетнего отказа Манна выплачивать гонорары сотрудникам. Новый владелец, узнав о том, что от прошлого владельца ему достались многомиллионные долги, пришел в ужас.
Модель для сборки
Компания Lifan не раз отмечала, что российский авторынок рассматривается ею как один из наиболее приоритетных. Вплоть до конца прошлого года марка занимала лидирующее положение среди китайских автокомпаний на российском рынке. За 2018 год было продано 15 тыс. автомобилей, при этом ближайший конкурент — Chery — отставал с глубоким отрывом — 5,6 тыс. машин. Можно с уверенность сказать, что в автопарке страны Lifan — наиболее распространенный китайский бренд.
До начала осени прошлого года Lifan вынужден был прекратить производство в Черкесске на заводе Derways. Предприятие было остановлено из-за возникших претензий налоговой инспекции к администрации завода и последовавшего уголовного дела о незаконном выводе средств.
лифан
Сборка автомобилей Lifan в цехе автозавода Derways, Черкесск
Фото: ТАСС/Сергей Фадеичев
Как сообщали «Известия», остановка отрицательно сказалась и на продажах, и на поставках новых автомобилей компании — большинство ОТТС были выданы на черкесский завод, для ввоза этих же моделей из Китая необходимо переоформление документов. По данным Ассоциации европейского бизнеса в России, за январь-ноябрь Lifan реализовал в России 3,7 тыс. автомобилей, что на 71% ниже показателей за аналогичный период прошлого года.
Впрочем, Lifan всё еще надеется локализовать производство в России. Вячеслав Галузинский отметил, что компания рассматривает сборку автомобилей на существующих мощностях автопроизводителей в России, Белоруссии и Казахстане, однако в связи с неопределенностью вопросов регулирования как специнвестконтрактов, так и утильсбора пока не спешит размещать производство.
Долговая история
Светлана Бодрова работала дворником в службе ЖКХ до тех пор, пока на место ее работы не пришли судебные приставы для взыскания долга с сотрудницы. Они сообщили, что женщина, работающая дворником, задолжала Агентству по страхованию вкладов почти 2 млрд рублей. Во время разбирательств выяснилось, что три года назад женщина устраивалась работать в столичную компанию на должность курьера. Для оформления документов ее отвезли к нотариусу, где ее оформили на должность директора и соучредителя компании «Реалити Плюс».
Действуя от ее имени, представители компании оформили кредит на сумму $32 млн в Судостроительном банке. В 2015 году по решению Центробанка у этой кредитной организации отозвали лицензию, а права по востребованию долга перешли к Агентству по страхованию вкладов. Бодровой заплатили 2 тыс. рублей за согласие подписать бумаги у нотариуса, о последствиях этих действий, разумеется, женщина не знала.
О-2
Фото: ТАСС/Валерий Шарифулин
В суде Дорогомиловского района Москвы, который проходил без участия Бодровой, ее обязали выплатить долг в размере 1,8 млрд рублей, а также исполнительный сбор — еще 127 млн рублей. Как только на место работы женщины пришли приставы, руководство приняло решение немедленно уволить дворника. Об этом женщина рассказала телеканалу М24. Из ее зарплаты в размере 15 тыс. рублей половина уходила на оплату долга.
Ее бывший муж рассказал РЕН, что Бодрову попросту использовали, повесив на нее чужие долги. По его словам, женщина стала не единственной жертвой в преступной схеме.
— Ее втемную использовали, вызвали открыть счет, а взяли кредит в банке на 1,8 млрд. Там их много человек проходит. Я знаю, что 16, на каждом человеке очень много миллиардов, не знаю. Она открыла фирму, ее вызвали открыть счет. Но получилось, что она кредит взяла, выступила поручителем от фирмы. Там уставной капитал 100 тыс., как они дали кредит, не знаю. В суде сказали, что этой компании уже не существует, все уже за границей, — рассказал Евгений Бодров.
О-1
Бывший муж Светланы Бодровой
Фото: РЕН ТВ
В ситуацию уже вмешалась уполномоченный по правам человека в Московской области Екатерина Семенова, которая заявила, что судебные приставы могли «повесить» на женщину долги из-за утечки данных в налоговых службах.
— Та же самая история. Объясняется это достаточно просто: налоговая «сливает» информацию о персональных данных. Видимо, путем дополнительных денежных вливаний оформляются компании на другие физические лица, — заявила Семенова.
По ее словам, в последнее время подобные случаи — не редкость. Пострадавшим от мошенников приходится годами судиться из-за того, что на них оформили фирму, занимающуюся отмыванием денег. Семенова пообещала взять этот случай под личный контроль.
— Безусловно, это безумие. Сам человек себя не защитит в этой ситуации, судя по социальному статусу. Здесь нужно, чтобы помогали следователи, — добавила омбудсмен.