Часть 2 (схематичная)
В первой таблице приведены данные по машинам, участвовавшим в одном сезоне. Машина, наименованная с добавлением индекса к предыдущей модификации, является уже другой машиной.
Во второй таблице, приведены данные по всему поколению машин, т.е. добавление к названию машины индекса не означает, что это – вариация того же шасси, а не другая машина.
Условные обозначения в таблицах:
W – wins – количество побед;
P – podiums – подиумы;
PP – pole-positions – поул-позиции;
FL – fastest laps – быстрейшие круги;
Po – points – очки;
K (K=Po / GP) – coefficient – коэффициент, соотношение количества очков к количеству Гран-При.
При составлении первой таблицы сделано допущение, что Brabham BT52 и Brabham BT52B – одна и та же машина, хотя бы потому, что оба варианта участвовали в одном сезоне.
Наиболее успешные машины Формулы-1 с турбодвигателями (вариант 1) | ||||||||||
№ | Chasis | Engine | Year | GP | W | P | PP | FL | Po | K |
1 | McLaren MP4-4 | Honda RA168E 1.5 V6T | 1988 | 16 | 15 | 25 | 15 | 10 | 199 | 12,438 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
2 | Williams FW11B | Honda RA167E 1.5 V6T | 1987 | 13 | 9 | 18 | 12 | 7 | 137 | 10,538 |
3 | McLaren MP4-2 | TAG/Porsche TTE PO1 1.5 V6T | 1984 | 16 | 12 | 18 | 3 | 8 | 143,5 | 8,969 |
4 | Williams FW11 | Honda RA166E 1.5 V6T | 1986 | 16 | 9 | 19 | 4 | 11 | 141 | 8,813 |
5 | Renault RE40 | Renault-Gordini EF1 1.5 V6T | 1983 | 14 | 4 | 11 | 3 | 3 | 79 | 5,643 |
6 | Ferrari 126C2B | Ferrari Tipo 021 1.5 V6T | 1983 | 8 | 2 | 6 | 4 | 1 | 44 | 5,500 |
7 | Ferrari 156/85 | Ferrari Tipo 031 1.5 V6T | 1985 | 17 | 2 | 8 | 1 | 2 | 82 | 4,824 |
8 | Brabham BT52 / BT52B | BMW M12/13 1.5 L4T | 1983 | 15 | 4 | 10 | 2 | 5 | 72 | 4,800 |
9 | McLaren MP4-3 | TAG/Porsche TTE PO1 1.5 V6T | 1987 | 16 | 3 | 12 | 2 | 76 | 4,750 | |
10 | Ferrari 126C2 | Ferrari Tipo 021 1.5 V6T | 1982 | 16 | 3 | 11 | 3 | 2 | 74 | 4,625 |
11 | Lotus 97T | Renault EF 1.5 V6T | 1985 | 16 | 3 | 9 | 8 | 3 | 71 | 4,438 |
12 | Ferrari F1-87/88C | Ferrari Tipo 033E 1.5 V6T | 1988 | 16 | 1 | 8 | 1 | 4 | 65 | 4,063 |
13 | Lotus 99T | Honda RA167E 1.5 V6T | 1987 | 16 | 2 | 8 | 1 | 3 | 64 | 4,000 |
14 | Renault RE30B | Renault-Gordini EF1 1.5 V6T | 1982 | 16 | 4 | 8 | 10 | 5 | 62 | 3,875 |
15 | Lotus 98T | Renault EF15B 1.5 V6T | 1986 | 16 | 2 | 8 | 8 | 58 | 3,625 | |
16 | Ferrari 126C4 | Ferrari Tipo 031 1.5 V6T | 1984 | 16 | 1 | 8 | 1 | 3 | 57,5 | 3,594 |
Наиболее успешные машины Формулы-1 с турбодвигателями (вариант 2) | ||||||||||
№ | Chasis | Engine | Year | GP | W | P | PP | FL | Po | K |
1 | McLaren MP4-4 | Honda RA168E 1.5 V6T | 1988 | 16 | 15 | 25 | 15 | 10 | 199 | 12,438 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
2 | Williams FW11 | Honda RA166E 1.5 V6T | 1986 | 29 | 18 | 37 | 16 | 18 | 278 | 9,586 |
Williams FW11B | Honda RA167E 1.5 V6T | 1987 | ||||||||
3 | McLaren MP4-2 | TAG/Porsche TTE PO1 1.5 V6T | 1984 | 48 | 22 | 42 | 7 | 16 | 329,5 | 6,865 |
McLaren MP4-2B | 1985 | |||||||||
McLaren MP4-2C | 1986 | |||||||||
4 | Renault RE40 | Renault-Gordini EF1 1.5 V6T | 1983 | 14 | 4 | 11 | 3 | 3 | 79 | 5,643 |
5 | Ferrari 156/85 | Ferrari Tipo 031 1.5 V6T | 1985 | 17 | 2 | 8 | 1 | 2 | 82 | 4,824 |
6 | Brabham BT52 / BT52B | BMW M12/13 1.5 L4T | 1983 | 15 | 4 | 10 | 2 | 5 | 72 | 4,800 |
7 | McLaren MP4-3 | TAG/Porsche TTE PO1 1.5 V6T | 1987 | 16 | 3 | 12 | 2 | 76 | 4,750 | |
8 | Lotus 97T | Renault EF 1.5 V6T | 1985 | 16 | 3 | 9 | 8 | 3 | 71 | 4,438 |
9 | Ferrari 126CK | Ferrari Tipo 021 1.5 V6T | 1981 | 62 | 10 | 34 | 13 | 10 | 254.5 | 4,105 |
Ferrari 126C2 | 1982 | |||||||||
Ferrari 126C2B | 1983 | |||||||||
Ferrari 126C3 | 1983 | |||||||||
Ferrari 126C4 | Ferrari Tipo 031 1.5 V6T | 1984 | ||||||||
10 | Ferrari F1-87/88C | Ferrari Tipo 033E 1.5 V6T | 1988 | 16 | 1 | 8 | 1 | 4 | 65 | 4,063 |
11 | Lotus 99T | Honda RA167E 1.5 V6T | 1987 | 16 | 2 | 8 | 1 | 3 | 64 | 4,000 |
12 | Renault RE30 | Renault-Gordini EF1 1.5 V6T | 1981 | 28 | 7 | 14 | 16 | 7 | 110 | 3,929 |
Renault RE30B | 1982 | |||||||||
Renault RE30C | 1983 | |||||||||
13 | Lotus 98T | Renault EF15B 1.5 V6T | 1986 | 16 | 2 | 8 | 8 | 58 | 3,625 |
FeeLLeaN
Формула-1
Что касается Формулы-1, то именно здесь Renault достигли высшего успеха. Им удалось сделать двигатель с меньшим объемом, но с большей мощностью, благодаря многочисленным экспериментам с внедрением новейших на тот момент технологий. В результате им удалось доказать, что в больших гонках турбо надув имеет большие перспективы.
Они проделали большую работу. Ведь в те годы не было возможностей осуществить задачу — сделать мощным двигатель при малом объеме. Renault сделали жидкостный интеркулер, две гоночные турбины. Новый двигатель показал себя с самой лучшей стороны. Уже в 1970 году болид с нововведениями взял золото, что сделало Renault еще более привлекательной компанией для больших гонок.
Что же произошло интересного и конструктивного?
Прежде всего, это технологический прорыв:
- плазменное напыление стенок цилиндров;
- система изменения фаз газораспределения;
- непосредственный впрыск;
- турбонаддув.
Мощность двигателя 150 л.с., при этом крутящий момент – 250 Нм. Верх достигается 1700 об/мин.
Однако стоит сказать, что французские авто мастера готовили машины к гонкам. Их опыт был довольно внушительным к первому дебюту Renault с турбонаддувом. Renault были самостоятельной спортивной командой, к моменту гонок уже был большой опыт в различных гонках. Любовь Renault с гонками началась в 50-е годы. Перед тем, как успешно выступать в гонках Формулы—1, французские машины благополучно покорили Ле-Ман.
Гонки на выносливость
Это были гонки на выносливость, в которых Renault вступили в серьезный спор со спортсменами из Porsche. Последние использовали турбонаддув, как единственный шанс попасть в лидеры.
Renault к началу 70-х приняли предложение, и заключили контракт с нефтяной компанией Elf. Это давало им шанс на усовершенствование двигателя, и полноправное участие в гонках в качестве потенциального лидера. На тот момент пик популярности принадлежал 2-х литровому двигателю V6 . Агрегат с индексом CН1 состоял из следующих узлов, которые и поныне используют авто конструкторы:
- два распредвала в головке блока;
- четыре клапана на цилиндр;
- мощность около 300 л.с
Не удивительно, что болиды с таким мотором завоевывали призовые места с самого начала участия в гонках. Но для Ле-Ман этого было мало. Конструкторы пошли на авантюрный шаг, и установили турбину. Почему авантюрный? Да потому, что в то время турбо надув не использовался широко, и не был до конца изучен.
Нагнетатель французы взяли у американцев. Правда, это была турбина от грузовой машины. Но это не помешала гонщикам Renault убедительно выиграть 8 раз. Причем два раза взять золото.