От Формулы-1 и ралли к современным машинам: как развивался турбонаддув в автомобилях Renault

Часть 2 (схематичная)

В первой таблице приведены данные по машинам, участвовавшим в одном сезоне. Машина, наименованная с добавлением индекса к предыдущей модификации, является уже другой машиной.

Во второй таблице, приведены данные по всему поколению машин, т.е. добавление к названию машины индекса не означает, что это – вариация того же шасси, а не другая машина.

Условные обозначения в таблицах:
W – wins – количество побед;
P – podiums – подиумы;
PP – pole-positions – поул-позиции;
FL – fastest laps – быстрейшие круги;
Po – points – очки;
K (K=Po / GP) – coefficient – коэффициент, соотношение количества очков к количеству Гран-При.

При составлении первой таблицы сделано допущение, что Brabham BT52 и Brabham BT52B – одна и та же машина, хотя бы потому, что оба варианта участвовали в одном сезоне.

Наиболее успешные машины Формулы-1 с турбодвигателями (вариант 1)
ChasisEngineYearGPWPPPFLPoK
1McLaren MP4-4Honda RA168E 1.5 V6T1988161525151019912,438
2Williams FW11BHonda RA167E 1.5 V6T19871391812713710,538
3McLaren MP4-2TAG/Porsche TTE PO1 1.5 V6T198416121838143,58,969
4Williams FW11Honda RA166E 1.5 V6T1986169194111418,813
5Renault RE40Renault-Gordini EF1 1.5 V6T19831441133795,643
6Ferrari 126C2BFerrari Tipo 021 1.5 V6T198382641445,500
7Ferrari 156/85Ferrari Tipo 031 1.5 V6T1985172812824,824
8Brabham BT52 / BT52BBMW M12/13 1.5 L4T19831541025724,800
9McLaren MP4-3TAG/Porsche TTE PO1 1.5 V6T1987163122764,750
10Ferrari 126C2Ferrari Tipo 021 1.5 V6T19821631132744,625
11Lotus 97TRenault EF 1.5 V6T1985163983714,438
12Ferrari F1-87/88CFerrari Tipo 033E 1.5 V6T1988161814654,063
13Lotus 99THonda RA167E 1.5 V6T1987162813644,000
14Renault RE30BRenault-Gordini EF1 1.5 V6T19821648105623,875
15Lotus 98TRenault EF15B 1.5 V6T198616288583,625
16Ferrari 126C4Ferrari Tipo 031 1.5 V6T198416181357,53,594
Наиболее успешные машины Формулы-1 с турбодвигателями (вариант 2)
ChasisEngineYearGPWPPPFLPoK
1McLaren MP4-4Honda RA168E 1.5 V6T1988161525151019912,438
2Williams FW11Honda RA166E 1.5 V6T198629183716182789,586
Williams FW11BHonda RA167E 1.5 V6T1987
3McLaren MP4-2TAG/Porsche TTE PO1 1.5 V6T1984482242716329,56,865
McLaren MP4-2B1985
McLaren MP4-2C1986
4Renault RE40Renault-Gordini EF1 1.5 V6T19831441133795,643
5Ferrari 156/85Ferrari Tipo 031 1.5 V6T1985172812824,824
6Brabham BT52 / BT52BBMW M12/13 1.5 L4T19831541025724,800
7McLaren MP4-3TAG/Porsche TTE PO1 1.5 V6T1987163122764,750
8Lotus 97TRenault EF 1.5 V6T1985163983714,438
9Ferrari 126CKFerrari Tipo 021 1.5 V6T19816210341310254.54,105
Ferrari 126C21982
Ferrari 126C2B1983
Ferrari 126C31983
Ferrari 126C4Ferrari Tipo 031 1.5 V6T1984
10Ferrari F1-87/88CFerrari Tipo 033E 1.5 V6T1988161814654,063
11Lotus 99THonda RA167E 1.5 V6T1987162813644,000
12Renault RE30Renault-Gordini EF1 1.5 V6T1981287141671103,929
Renault RE30B1982
Renault RE30C1983
13Lotus 98TRenault EF15B 1.5 V6T198616288583,625

FeeLLeaN

Формула-1

Что касается Формулы-1, то именно здесь Renault достигли высшего успеха. Им удалось сделать двигатель с меньшим объемом, но с большей мощностью, благодаря многочисленным экспериментам с внедрением новейших на тот момент технологий. В результате им удалось доказать, что в больших гонках турбо надув имеет большие перспективы.

Они проделали большую работу. Ведь в те годы не было возможностей осуществить задачу — сделать мощным двигатель при малом объеме. Renault сделали жидкостный интеркулер, две гоночные турбины. Новый двигатель показал себя с самой лучшей стороны. Уже в 1970 году болид с нововведениями взял золото, что сделало Renault еще более привлекательной компанией для больших гонок.

Что же произошло интересного и конструктивного?

Прежде всего, это технологический прорыв:

  • плазменное напыление стенок цилиндров;
  • система изменения фаз газораспределения;
  • непосредственный впрыск;
  • турбонаддув.

Мощность двигателя 150 л.с., при этом крутящий момент – 250 Нм. Верх достигается 1700 об/мин.

Однако стоит сказать, что французские авто мастера готовили машины к гонкам. Их опыт был довольно внушительным к первому дебюту Renault с турбонаддувом. Renault были самостоятельной спортивной командой, к моменту гонок уже был большой опыт в различных гонках. Любовь Renault с гонками началась в 50-е годы. Перед тем, как успешно выступать в гонках Формулы—1, французские машины благополучно покорили Ле-Ман.

Гонки на выносливость

Это были гонки на выносливость, в которых Renault вступили в серьезный спор со спортсменами из Porsche. Последние использовали турбонаддув, как единственный шанс попасть в лидеры.

Renault к началу 70-х приняли предложение, и заключили контракт с нефтяной компанией Elf. Это давало им шанс на усовершенствование двигателя, и полноправное участие в гонках в качестве потенциального лидера. На тот момент пик популярности принадлежал 2-х литровому двигателю V6 . Агрегат с индексом CН1 состоял из следующих узлов, которые и поныне используют авто конструкторы:

  • два распредвала в головке блока;
  • четыре клапана на цилиндр;
  • мощность около 300 л.с

Не удивительно, что болиды с таким мотором завоевывали призовые места с самого начала участия в гонках. Но для Ле-Ман этого было мало. Конструкторы пошли на авантюрный шаг, и установили турбину. Почему авантюрный? Да потому, что в то время турбо надув не использовался широко, и не был до конца изучен.

Нагнетатель французы взяли у американцев. Правда, это была турбина от грузовой машины. Но это не помешала гонщикам Renault убедительно выиграть 8 раз. Причем два раза взять золото.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий