Почему Toyota ушла из мирового ралли и с чем она туда возвращается

Citroën


Citroen покинул чемпионат мира, имея хороший технических задел для совершенствования C3 WRC. Фото: H.Blancher

Официальная команда бренда Citroen Sport впервые появилась на этапах WRC в 1984 году с перспективным, но ненадёжным Citroen Visa Группы Б, который в 1986 году был неожиданно заменён громоздким, слишком консервативным по своей конструкции, и так же ненадёжным BX4TC. В то время технологии прогрессировали с огромной скоростью, и история этого недоразумения закончилась после трёх ралли. В конечном итоге французы полностью изменили свой подход к спорту, и вернувшись в 1998 году, сделали марку Citroën одной из самых успешных в истории ралли. Однако после завершения регулярных выступлений за команду девятикратного чемпиона мира Себастьена Лёба в 2012 году, результаты пошли вниз. Как и инвестиции. Попытка вернуться на старые рельсы в 2019 году с новым супер гонщиком Себастьеном Ожье, но без должных вложений в развитие автомобиля, оказалась неудачной. И в год своего 100-летия бренд вновь покинул WRC.

Причины ухода: в 1986 — стыд от краха! В 2019. Официальная — уход Ожье и отсутствие на рынке пилота, способного его заменить; реальная — недостаточная маркетинговая отдача от инвестиций.

Toyota не устояла

Toyota, крупнейший японский производитель автомобилей, также серьезно страдает от дефицита полупроводниковых компонентов.

Какие инновации изменят облик российских городов
Инновации и стартапы

В четверг, 19 августа 2021 г., как пишет Wall Street Journal (WSJ), компания объявила о том, что в сентябре планирует сократить производство автомобилей на собственных фабриках в США и Японии. Таким образом, объем выпускаемой продукции на родине Toyota уменьшится на 40%, а Северной Америке – на 40-60% (примерно 90 тыс. авто в натуральном выражении).

В период с 1 по 17 сентября будет остановлена главная сборочная площадка компания в городе Тойота (Япония), занятая в производстве кроссовера RAV4 и седана Corolla. Расположенный неподалеку завод Tsutsumi, специализирующийся на седанах Camry и Lexus ES, также временно прекратит сборку на это время. Как заявил представитель Toyota в разговоре с WSJ, сокращение производства не отразится на работниках упомянутых площадок.

Всемирный дефицит микрочипов затронул японского автогиганта едва ли не позже всех его конкурентов. Компания продолжительное время не прибегала к сокращению выпуска продукции, поскольку имела достаточное количество электронных компонентов в запасе, о чем заявляла в феврале 2021 г.

Хитроумное изобретение Тойота, из-за которого произошел большой скандал в мире автоспорта

Как Тойота стала инициатором громкого раллийного скандала? Ответ поражает своей откровенностью: инженеры Тойоты провернули одну из самых громких афер в истории раллийного автоспорта. Это было настолько необычно и оригинально, что даже видавшие виды комиссары Международной автомобильной федерации (FIA), организации, контролирующей мировой автоспорт, развели руками от удивления. По всей видимости, так красиво их еще никто не пытался ввести в заблуждение…

Вернемся в 1990-е.

Это было время раллийного триумфа Toyota Celica GT-Four ST165. На ней испанец Карлос Сайнс-старший в сезонах 1990 и 1992 гг. безоговорочно побеждал в мировом чемпионате. Следом пришли победы Юхи Канкунена и Дидье Ауриоля. Японцы доминировали не только в спорте. Успехи на трассах были превосходной рекламой гражданской версии, ее продажи неуклонно росли.

Борьба в сезоне WRC 1995 года складывалась особенно напряженно и драматично. Главными конкурентами Тойоты были Subaru , Ford и Mitsubishi . На смену Celica GT-Four ST165 пришла модель GT-Four ST205. И она сразу проиграла Subaru Impreza: динамика машины оказалась слишком вялой.

фото: Pascal Rondeau/Allsport/Getty Images

Это особенно бросалось в глазах на спецучастках. Казалось, победы начали ускользать от Тойоты: Subaru первенствовала в Монако и Португалии, а шведский этап достался Mitsubishi. Ситуация стала меняться в лучшую сторону после успеха Дидье Ауриоля во Франции. Решающим оказался старт по дорогам Каталонии, где автомобиль развивал такую скорость, что это сразу вызвало законный интерес со стороны организаторов.

На техосмотре выяснилось, что Toyota Celica оснащена хитроумным устройством, маскирующим недопустимые модификации турбонаддува. Небольшая пружина, ничего криминального. Особенно при выключенном двигателе.

Но во время рабочего цикла пружина срабатывала невероятно эффективно. Достаточно было отклонить ее на 5 миллиметров, как двигатель сразу добавлял дополнительные 50 «лошадей». Согласитесь, неплохо при стандартном лимите в 300 л. с.

В чем же было дело?

фото: rallycars.com

А в том, что инженеры смогли найти элегантный способ доставить больше воздуха к турбине в обход рестриктора. А как известно, чем больше воздуха, тем лучше сгорает топливо в цилиндрах, отчего растет мощность…

Непосредственно перед стартом механик отодвигал специальную шайбу при помощи специального инструмента. Ее было достаточно сдвинуть на пять миллиметров в сторону, и воздух большим потоком начинал подступать к турбине через образовавшийся кольцевой зазор.

При этом, чтобы не попасться на технических чеках, была продумана маскировка доработок. В разобранном состоянии, благодаря специальным пружинам, рестриктор возвращался в исходное положение и при проверке не вызывал подозрений у комиссаров. Чтобы его сдвинуть, нужен был специальный инструмент, который был только у обслуживающего персонала Тойота.

Как признавался Макс Мосли, тогдашний президент FIA, «это самая изобретательная вещь в автоспорте, какую я видел за 30 лет!».

Принцип «победа любой ценой» дорого стоил Тойоте. Результаты ее гонщиков были аннулированы, они были сняты со всех оставшихся стартов. А саму команду Федерация лишила права в течение 12 месяцев участвовать в раллийных турнирах любого уровня.

Японцы вернулись на старт в 1997 году на Corolla WRC . Но это совсем другая история…

Рассказ о раллийной афере Тойоты:

Видео взято с YouTube-канала “Игорь Асанов”

Audi останавливает заводы в Германии

По сообщению Spiegel, немецкая автомобилестроительная компания Audi, приняла решение остановить работу всех сборочных линий на своем главном заводе в Ингольштадте (Германия) до 30 августа 2021 г. Две из них – из-за дефицита микрочипов, еще одна – из-за необходимости переоборудования при подготовке к выпуску электрокроссовера Audi Q6 e-tron, который, как ожидается, поступит в продажу в 2022 г.

Audi приостановит работу завода в Ингольштадте

Еще одна фабрика Audi, расположенная в Неккарзульме (Германия), по информации издания, простаивает на протяжении нескольких дней вследствие все той же пресловутой глобальной нехватки полупроводников.

В общей сложности на этих двух предприятиях входящего в Volkswagen Group автопроизводителя занято около 10 тыс. сотрудников: примерно 6 тыс. в Ингольштадте и 4 тыс. в Неккарзульме. Все они переведены на сокращенный рабочий день.

Audi также предупредила персонал о вероятности того, что придерживаться подобного графика придется и в сентябре 2021 г., однако одновременно с этим компания запланировала введение дополнительных смен в выходные дни.

Как отмечает Spiegel, у Audi полно заказов, но нехватка комплектующих не позволила ей выпустить запланированные на первую половину 2021 г. 50 тыс. автомобилей. Когда необходимые для сборки авто компоненты поступят на заводы, компания постарается наверстать упущенное.

Финансовый директор Audi Юрген Риттерсбергер (Jurgen Rittersberger) в июле 2021 г. предупредил, что в последующие два месяца возможны остановки конвейера и перевод работников на неполный рабочий день в связи с дефицитом полупроводников. Он также сообщил, что компания отдаст приоритет моделям авто, который приносят наибольший доход и вносят наименьший вклад в увеличение выбросов углекислого газа (CO2) в атмосферу, который, как считается, является одним из факторов глобального изменения климата.

BMW Mini

Последний старт Mini WRC Team состоялся на Ралли Монте-Карло 2012. Дани Сордо занял тогда второе место. Фото: Nicolas DELPIERRE

С самого начала было ясно, что проект John Cooper Works WRC будет проблематичным. Автомобиль никогда полностью не соответствовал всем требованиям омологации в чемпионате мира. К тому же, всего после года официального участия (2011) BMW прекратила поддержку подготовившей автомобиль кампании Prodrive. Они заявили, что Группа хочет сделать спортивным бренд BMW, а Mini больше соответствует «lifestyle». После этого Armindo Araújo World Rally Team и Palmeirinha Rally объединились в новую команду WRC Team Mini Portugal, получившую заводской статус. А Mini WRC Team потеряла статус заводской команды, и продолжила выступления в качестве частного коллектива.

Причина ухода: финансовые трудности, не позволившие стартовать в минимальном количестве этапов, согласно требованиям FIA.

Ford

Последнюю победу Ford World Rally Team принёс Яри-Матти Латвала на Ралли Великобритании 2012.Фто: Stanislav Kučera.

На протяжении своей истории в Чемпионате мира по ралли, Форд не раз уходил и возвращался. Наконец в конце 1996 года функции заводской команды были делегированы частной компании M-Sport Малькольма Уилсона. Шестнадцать лет спустя, в 2012 году Ford отозвал у неё официальный статус, но продолжает оказывать техническую поддержку.

Причина ухода: в основном — финансовая. На фоне экономического кризиса Форд посчитал инвестирование миллионов долларов в раллийную команду нерациональной тратой денег. В 2017 году M-Sport с Себастьеном Ожье принесли бренду четвёртый чемпионский титул среди производителей, но так и не соблазнили Ford вернуться.

Volkswagen


Андреас Миккельсен, победитель в Ралли Австралии 2016, последнего для Volkswagen в WRC. Фото: @World

Volkswagen пришёл в Чемпионат мира по ралли в 2013 году с Polo R WRC и выиграл всё, что хотел, и даже больше. Четыре года подряд он забирал все чемпионские титулы для водителей и производителей. В конце 2016 года, после скандала из-за мошенничества с уровнем выбросов дизельных двигателей компании («Дизельгейт»), правление VW решило прекратить участие в чемпионате.

Причины ухода: тяжёлое финансовое положение компании из-за штрафов, и отрицательное влияние на её имидж миллионных расходов на гонки на фоне массового увольнения рабочих.

Причины дефицита

Во время локдаунов начала 2020 г. автопроизводители были вынуждены прекратить производство, чтобы предотвратить распространение коронавирусной инфекции. Остановка производства привела к сокращению закупок полупроводников. В то же самое время производители чипов переориентировали свободные мощности на выполнение заказов для разработчиков потребительской электроники – смартфонов и ПК, чтобы компенсировать сокращение доходов от автопроизводителей.

После смягчения ограничительных мер и возобновления работы на фабриках по сборке авто весной 2020 г. автомобильный рынок восстанавливался опережающими темпами – к такому сценарию развития событий оказались не готовы ни автопроизводители, ни чипмейкеры. Скорректировать производственные планы в интересах автомобилестроителей для последних значило бы нарушить уже имеющиеся договоренности с другими важными клиентами. Быстро же нарастить производственный мощности в такой сложной сфере как производство современных полупроводников крайне затруднительно и требует гигантских инвестиций. Таким образом, возникновение дефицита микрочипов в автоиндустрии стало неизбежным.

В настоящее время негативное влияние на поставки автомобильных компонентов также оказывает распространение опасного дельта-штамма коронавируса в Юго-Восточной Азии, в частности, в Малайзии. Здесь расположено множество фабрик, осуществляющих сборку автокомпонентов из полупроводников. В июне 2021 г. власти Малайзии объявили общенациональный карантин, что привело к закрытию большей части производственных площадок в стране. На фоне недовольства граждан локдауном в августе 2021 г. премьер-министр Мухиддин Яссин (Muhyiddin Yassin) подал в отставку.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий