Долгосрочная аренда и онлайн-покупки: что принесет пандемия
Пока все считают коронавирус «черным лебедем» современности, он необратимо меняет будущее – даже в тех вещах, которые казались неизменными. Например, до кризиса вряд ли кто-то задумывался бы об успехе проекта по онлайн-продаже автомобилей – а теперь это становится реальностью.
Как отмечает Марина Дембицкая, доля онлайн-продаж автомобилей может продолжать расти и после кризиса, причем это поддерживается всеми заинтересованными сторонами:
Правда, пока это все эксперимент, и его успех под вопросом. На то есть несколько причин:
- онлайн-оплата на сотни тысяч рублей – дело затратное, и комиссия за операцию ляжет на дилера;
- есть правовые вопросы – когда клиент купил авто и на него заполнили ПТС, автосалон не сможет отвезти его даже на эвакуаторе, так как формально у салона нет на это никаких документов;
- если клиенту не понравится доставленный автомобиль (например, он найдет скол на ЛКП), вернуть его будет невозможно, так как ПТС уже заполнен;
- оформить автокредит без визита в банк тоже будет затруднительно.
Но российские дилеры уже начали такие продажи, один из вариантов – передача авто клиенту в специальной «стерильной» зоне на территории автоцентра. С другой стороны, до этого центра клиенту еще нужно как-то доехать.
Вирус – не единственная проблема, куда серьезнее сейчас выглядит снижение платежеспособности клиентов. И в Минпромторге решили помочь россиянам обзавестись автомобилем, не покупая его – запустить программу «Доступная аренда».
Как говорит Виктор Овчинников, «на программу в рамках господдержки заложено 2,5 миллиарда рублей. «Доступная аренда» будет запущена в июне, и в Минпромторге надеются с ее помощью продать 12 000 легковых автомобилей. Это немного, но, с другой стороны, аренда в нынешних условиях становится актуальным европейским трендом, и возможно, поможет рынку».
В западных странах это очень распространенная модель, но удастся ли ее адаптировать к российским реалиям – большой вопрос. На данный момент неизвестны условия аренды – известно лишь, что операторами программы будут банки и лизинговые компании в регионах. Правда, такая аренда могла бы дополнить рынок: уже есть каршеринг, обычная аренда авто с оплатой за дни, не хватает лишь долгосрочной аренды.
Но, учитывая всю глубину кризиса, даже такие меры могут не дать достаточного эффекта – а правительство вряд ли согласится тратить еще больше на спасение автомобильной отрасли.
Спрос есть, денег нет
Но ажиотажного спроса на машины в России до конца года уже не будет, уверен Сергей Целиков. Показатели продаж в первый месяц после снятия запрета на работу автосалонов, по его оценкам, окажутся далеки от мартовских, когда был зафиксирован, по данным Ассоциации европейского бизнеса, рост на 4%.
С экспертом согласны в крупных дилерских группах. Так, в «Автомире» сказали, что полтора-два месяца карантина «крайне негативно повлияют на и так небольшие доходы россиян».
— Данные из Китая, где уже открыли продажи новых автомобилей после карантина, показывают, что они растут очень медленно, — сказали «Известиям» в пресс-службе дилера.
Ажиотажа не ждут и в «Ключавто». Там подтвердили, что в конце апреля действительно фиксируют оживление спроса, но его динамика далека от показателей I квартала.
А3
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев
В Fresh Auto отметили, что если ограничения снимут в мае, то в июне стоит ждать некоторого увеличения интереса к покупке машин в сравнении с предыдущими месяцами. Но он будет намного ниже прошлогодних показателей за тот же период.
— Многие покупатели, у которых есть отложенный спрос на автомобили, останутся без источников дохода
Часть клиентов пересмотрит свой бюджет и будет осторожно относиться к крупным расходам, — сказал «Известиям» гендиректор Fresh Auto Денис Мигаль
Значительная часть клиентов, имевших возможность приобрести автомобиль, сделала это еще в марте, добавили в «Автомире».
По словам руководителя направления по работе с ключевыми клиентами «АвтоСпецЦентра» (АСЦ) Александра Захарова, спрос на машины в апреле рухнул на 90% к предыдущим месяцам. А онлайн-продажи, которые всё еще разрешены, занимают сравнительно небольшую долю. По его словам, в основном такой услугой пользуются покупатели автомобилей премиум-класса.
— Они менее чувствительны к валютным колебаниям и готовы инвестировать в товары длительного пользования. Клиенты массового сегмента ведут себя более экономно, — сказал он.
А4
Фото: Depositphotos
По словам собеседника «Известий» в другом крупном дилере, такая же ситуация наблюдалась в марте на пике продаж после падения курса рубля: за Porsche Cayenne выстраивались очереди.
Подросли в Сети
Количество просмотров объявлений о продаже автомобилей на «Авито» за период 20–26 апреля в сравнении с первой неделей того же месяца выросло на 11%, а контакты продавца стали запрашивать на 17% чаще.
В целом с 1 по 26 апреля количество просмотров увеличилось к аналогичному периоду прошлого года на 3–28% по разным категориям машин с пробегом.
Больше всего вырос интерес к подержанным кроссоверам — на 28%. Также чаще стали искать объявления о продаже автобусов (+20%), легковых (+3%) и легких коммерческих автомобилей (+7%).
А1
Фото: Depositphotos
— Пользователи сайта присматривают себе автомобиль для покупки после того, как будут сняты ограничительные меры из-за пандемии коронавируса. Чем дольше люди находятся на карантине, тем выше желание реализовать отложенный спрос, — отметили в «Авито».
По мнению гендиректора «Автостата» Сергея Целикова, после отмены карантинных мер люди будут стремиться купить подешевле также и новые автомобили. Те, кто планировал обновить машину, постараются сделать это сейчас, чтобы успеть до летнего повышения цен, сказал он «Известиям».
Большинство автопроизводителей с начала года уже переписали ценники. Помимо традиционного январского роста стоимости новых машин рынок пережил несколько ценовых волн на фоне девальвации рубля. По данным сайта «Цена авто», только в период с 16 по 26 марта подорожали 10 марок, в том числе Kia (на 0,9–2,6% на разные модели), Renault (+0,7–2,3%), Nissan (+1,1– 8,7%), Volkswagen (+1,5–2,6%). С начала года несколько раз дорожали отечественные Lada.
А2
Фото: ТАСС/Егор Алеев
С 28 марта офлайн-продажи в дилерских центрах фактически остановлены из-за карантинных мер. Некоторые регионы, правда, разрешили сервис и торговлю автозапчастями, немногие, например Калининградская, Самарская, Новосибирская, Тверская, Тамбовская, Томская области, — продажу машин в салонах.
Курс рубля, инфляция, жадность автопроизводителей и как всегда во всем виноваты банки…
Ну и, наконец, еще несколько важных моментов в этой головоломке — это внешние факторы, которые напрямую влияют на ценообразование автопроизводителей.
Речь идет о таких факторах, как заработная плата на автозаводах, местное налогообложение и таможенные тарифы мировых авторынков, развитость автокредитования и лизинга, размер утилизационного сбора, стоимость оснащения автомобилей кнопкой экстренного вызова, курс местной валюты и инфляция. Не последнюю роль в ценообразовании играет и спрос на новые автомобили. Сами понимаете — если он устойчив, то автопроизводителям нет смысла снижать свои ценники.
На примере нашей страны можно с уверенностью сказать, что в текущем, 2020 году на стоимость новых авто напрямую влияют повышение НДС с 18 до 20%, ослабление рубля к доллару и другим мировым валютам на более чем 20%, фактическая инфляция.
Но не стоит забывать и про локдаун весной, когда автосалоны были закрыты, что привело к практической остановке продаж новых авто. Естественно, автопроизводители и дилеры после открытия экономики как-то должны были компенсировать свои убытки, корректируя ценники в сторону увеличения.
Wikipedia
Казалось бы, все вышеописанное вполне объясняет, почему мы видим постоянное удорожание новых автомобилей. Но это еще не все. Мы забыли о самом главном — об автокредитах, которые и поддерживают устойчивый спрос на автомобили. Ведь без них постоянное подорожание рано или поздно привело бы к падению спроса, что для любого участника авторынка является весьма негативным фактором.
Вот тут-то авторынок и спасают автокредиты, ставка по которым за последние годы заметно снизилась. А это как раз то, что нужно автопроизводителям.
Зная, что люди все равно будут покупать новые автомобили (неважно, как — за нал или в кредит), все автомобильные компании сегодня придерживаются такой тактики: пусть автолюбители покупают авто по завышенной цене, обслуживают его в дорогом официальном техническом центре, а через 2-3 года мы, выпустив новую, почти ту же модель, но уже дороже, продадим ее армии автовладельцев взамен их прежних машин.
А их прежние автомобили купят те, кто не хочет брать кредит и кому не хватает денег на новую машину. А раз не хватает денег на новую, то с купленным подержанным авто такие владельцы вряд ли появятся в дорогих официальных техцентрах.
А раз так, то и хлопот со старыми автомобилями у дилеров и автопроизводителей в будущем не будет. Согласитесь, красота, а не бизнес.
FT montage / Getty Images
Так что, как ни прискорбно это говорить, но сегодня автомобильные компании уже не думают об автолюбителях, как о большой массе. Это раньше у автопроизводителей была цель пересадить за руль новых машин как можно больше людей. Сегодня все более цинично: нет денег — ходи пешком или, никуда не денешься, бери кредит.
Очень жаль, что сегодня на рынке новых автомобилей практически нет дешевых новых машин. На примере России на рынке осталось не так много дешевых вариантов. И что-то мне подсказывает, что уже скоро и эти автомобили заметно подорожают. В том числе и китайские автомобили.
Сами понимаете, что «китайцы» не дураки. Зачем им сегодня демпинговать, как раньше? Смысл какой? А особенно на нашем рынке, где некоторые отечественные автомобили уже стоят больше 1 млн. Да и поняли китайцы уже давно, что дешевые автомобили отпугивают покупателей, как от барахла.
И самое печальное — эта тенденция не изменится в ближайшем будущем точно. Почему? Да потому что, во-первых, как мы уже отметили, это невыгодно автопроизводителям, а во-вторых, мир уже давно изменился. Сегодня дешево продавать невыгодно любой товар.
Тем не менее лично я (и, думаю, вы) пока что не осознаю это безумие, которое творится на авторынках. А особенно у нас, где Лада Веста или Kia Rio в хороших комплектациях стоят больше 1 млн рублей.
Я, конечно, понимаю, что с учетом обесценивания российской валюты и ее покупательской способности, несмотря на то, что сегодня 1 млн уже не такой, как был два года назад, но все равно это все-таки миллион рублей! И что-то мне подсказывает, что многие новые автомобили, продающиеся за эту сумму, не стоят таких денег. А вы как думаете?
Сергей Гросс
Обложка: 1Gai.Ru
Как меняются цены
Стоимость растёт…
Цена на популярные модели сильно зависит от года выпуска. Например, Skoda Octavia 2004 года подорожала почти на 30%, а 2000 – почти на столько же подешевела. Похожий пример с Volkswagen Golf: выпуск 2005 года подорожал на 25%, а 2007, напротив, подешевел на 20%.
Вместо новых автомобилей из салона можно купить машину с небольшим пробегом и не старше трёх лет. Фото: drivenn.ru.
Honda Civic 2002 года тоже подорожала примерно на 30%. Выпущенный в 2003 году Peugeot 307, BMW X3 от 2006 года, Hyundai Santa Fe 2004 и Nissan Murano 2005 прибавили в стоимости около 20%. Среди относительно новых моделей на столько же вырос ценник UAZ Hunter 2015 года, пишет РБК.
…и снижается
Кроме 20-летней «Октавии» сильно потеряли в цене Mitsubishi Pajero 2001 и Mercedes-Benz S-Class 2013 годов. Opel Astra 2002 года производства, Hyundai Sonata 2002, Ford Mondeo 2016, пятнадцатилетний Subaru Forester и Toyota Camry 2004 подешевели на 20%.
ТОП−3 популярных б/у автомобилей пока не изменился – это по-прежнему Hyundai Solaris, Kia Rio и Volkswagen Polo. Кстати, «Солярис» подешевел на 1,6%, а вот ценники «Поло» и «Рио» пока не изменились.
Стоимость как новых, так и подержанных автомобилей в ближайшие пару месяцев будет зависеть от второй волны коронавируса, считают эксперты. На машины младше 3 лет не стоит ждать падения цен. Зато прайс на транспорт в возрасте 10 лет и старше вряд ли ждут какие-то изменения.
Минус на два года
По оценкам Сергея Целикова, в апреле и мае продажи автомобилей могут упасть на 70–90% в среднем по стране по сравнению с тем же периодом прошлого года.
— В каких-то регионах торговля автомобилями разрешена, но и там люди не покупают машины. Спрос после снятия ограничений будет существенно ниже, чем в I квартале. На него будет давить общая экономическая ситуация и снижение доходов в связи с сокращениями персонала и зарплат в различных отраслях, — сказал он.
Согласно прогнозу Boston Consulting Group, в целом продажи автомобилей в России по итогам года могут просесть на 20–50%.
Сергей Целиков добавил, что в нынешней ситуации нужно ожидать затяжного кризиса на авторынке, который продлится несколько лет. В АСЦ также сказали, что продажи машин в стране будут восстанавливаться в течение ближайших двух лет.
А5
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков
Это скорее будет плавный рост, а не резкий всплеск спроса, согласна директор практики консультационных услуг компаниям автоотрасли PwC в России Виктория Синичкина. Вместе с тем, по ее мнению, проблемы каршеринга (во многих регионах его работа остановлена на период карантина) будут стимулировать людей приобретать личный автомобиль. В «Автомире» уверены, что без помощи государства быстро восстановить авторынок не получится.
На прошлой неделе в ходе совещания по поддержке автопрома президент Владимир Путин заявил о необходимости «подставить плечо» автомобильной отрасли. Среди мер, которые поручил проработать глава государства, назывались, в частности, перенос сроков уплаты утилизационного сбора, увеличение объемов госзакупок машин, запуск продажи отечественных автомобилей с 10-процентной скидкой, а также расширение программ льготного кредитования и лизинга.