Покупка автомобиля: сейчас или позднее
Для совершения выгодной покупки необходимо понимать принцип продаж на рынке автотранспорта и пользоваться выгодными предложениями. В большинстве автосалонов существуют годовые, квартальные и ежемесячные планы по продажам. У каждого продавца есть некоторые полномочия для предоставления клиенту дополнительной скидки.
Согласно статистике продаж, авторынок подвержен сезонным колебаниям. Январь-начало февраля – период хороших скидок на автомобили предыдущего годы выпуска. Автодилеры пытаются максимально быстро избавиться от таких машин.
С марта по июнь наблюдается возрастание спроса и цены на продукцию автоконцернов выходят на максимальный уровень. С точки зрения выгоды потребителя – не самый удачный момент.
С июня по первую половину ноября ведутся маркетинговые кампании по стимулированию продаж автомобилей текущего года выпуска и сбора предварительных заказов на следующий год по выгодной цене. Это делается, в основном, для начала процесса очистки складов и заказа продукции следующего года выпуска.
Мировой автомобильный рынок с начала 2019 года показывает снижение объемов продаж на 8%. Российские автодилеры констатируют падение потребительского спроса в январе и начале февраля 2019 года за счет увеличения ставки НДС до 20% и ожидания продавцами новых цен. К концу года эксперты прогнозируют рост национального рынка новых автомобилей на 3,6%.
Факторы, влияющие на ценовую политику автодилеров
В процессе формирования цены автодилеры – третье звено цепи. Уровни заработка участников автомобильного рынка:
- представительство завода или импортер — от 5 до 30%;
- автодилер одной ТМ — от 15 до 30%;
- организация по продаже нескольких торговых марок авто — от 10 до 15%;
- мелкие автодилеры, продающие автомобили в формате торговых площадок — от 3 до 10%.
Цена Volkswagen Passat в США
На конечную стоимость автомобиля сильно влияют исследования маркетологов автомобильных брендов. Такие специалисты проводят анализ рынка и предоставляют рекомендации по уровню цен для каждого региона отдельно. Соответственно, при расчете рекомендованных розничных цен будут учитываться такие факторы:
- объём рынка;
- уровень конкуренции;
- потенциал рынка;
- регуляторная политика государства — налоги и пошлины.
Цена Volkswagen Passat в Индии
Такие процессы происходят во всех странах, и стоимость одних и тех же автомобилей может существенно отличаться. Например, по состоянию на конец февраля 2019 года, начальная стоимость на VW Passat в России составляет эквивалент 28 000 долларов США, в Соединенных Штатах — цена стартует от 25 295 долларов, а в Индии — от 36 500 долларов США соответственно.
«Гранта» ставит рекорды на фоне поглощения «Калины»
Согласно данным «Реального времени», по сравнению с началом лета спрос почти на все модели автомобилей в России снизился. Падение это нельзя назвать значительным, но факт остается фактом: темпы роста продаж новых машин замедлились. К примеру, лидеры рынка — Lada Granta и Lada Vesta — за первое полугодие показали рост по сравнению с прошлым годом на 40% и 12%, а к сентябрю рост снизился до 38% и 10%, соответственно. Виной тому, видимо, сезон отпусков, когда активность на рынке автомобилей (да и не только) традиционно спадает.
25 наиболее продаваемых моделей легковых автомобильных марок в России за III квартал 2019 года
январь — сентябрь | % | сентябрь | % | |||
Модель | 2019 | 2018 | 2019 | 2018 | ||
Лада Гранта | 96.974 | 70.186 | 38% | 11.208 | 9.936 | 13% |
Лада Веста | 83.502 | 76.189 | 10% | 9.452 | 9.053 | 4% |
Kia Rio | 69.349 | 75.071 | -8% | 7.758 | 7.900 | -2% |
Hyundai Creta | 51.969 | 49.683 | 5% | 6.408 | 5.876 | 9% |
Hyundai Solaris | 45.284 | 50.317 | -10% | 5.402 | 6.295 | -14% |
Volkswagen Polo | 42.413 | 42.804 | -1% | 5.385 | 5.051 | 7% |
Лада Ларгус | 31.663 | 32.440 | -2% | 3.837 | 4.415 | -13% |
Renault Duster | 27.649 | 31.643 | -13% | 3.137 | 3.780 | -17% |
Kia Sportage | 26.068 | 24.619 | 6% | 3.063 | 2.458 | 25% |
Skoda Rapid | 25.600 | 25.813 | -1% | 2.918 | 3.207 | -9% |
Volkswagen Tiguan | 25.441 | 23.132 | 10% | 3.192 | 2.947 | 8% |
Renault Logan | 25.181 | 22.168 | 14% | 3.177 | 1.139 | 179% |
Toyota Camry | 25.046 | 22.986 | 9% | 2.974 | 3.240 | -8% |
Лада 4×4 | 23.464 | 23.819 | -1% | 3.218 | 3.188 | 1% |
Renault Sandero | 22.102 | 23.681 | -7% | 2.742 | 2.461 | 11% |
Лада ИксРэй | 21.582 | 26.292 | -18% | 2.670 | 2.975 | -10% |
Toyota RAV4 | 21.270 | 23.281 | -9% | 1.673 | 3.851 | -57% |
Renault Kaptur | 20.145 | 22.799 | -12% | 2.108 | 2.712 | -22% |
Kia Optima | 19.494 | 14.813 | 32% | 2.676 | 2.364 | 13% |
Nissan Qashqai | 18.195 | 16.010 | 14% | 3.111 | 2.369 | 31% |
Skoda Kodiaq | 17.517 | 9.413 | 86% | 2.297 | 2.239 | 3% |
Skoda Octavia | 17.313 | 17.725 | -2% | 2.034 | 2.098 | -3% |
Mitsubishi Outlander | 17.114 | 17.266 | -1% | 2.412 | 2.133 | 13% |
Hyundai Tucson | 16.413 | 15.978 | 3% | 1.718 | 1.869 | -8% |
Mazda CX-5 | 15.945 | 15.750 | 1% | 2.349 | 1.891 | 24% |
Сумма | 806.693 | 773.878 | 4% | 96.919 | 95.447 | 2% |
Однако непосредственно за первый месяц осени машины показали довольно разнонаправленную динамику. К примеру, на Lada Granta годовой рост «месяц к месяцу» в сентябре снизился с 26 до 13% по сравнению с июнем, а на Vesta — наоборот, вырос с -9% до положительных 4%.
Тройка лидеров, впрочем, не изменилась. Первые два места по-прежнему за двумя моделями АвтоВАЗа — наиболее дешевой «Грантой» с 97 тысячами проданных за первые 9 месяцев автомобилей и «Вестой» с 83,5 тысячи машин. Замыкает тройку лидеров Kia Rio с 69 тысячами продаж. Модель корейского производителя, отметим, год назад занимала второе место после «Весты» с 75 тысячами автомобилей, отставая от нее всего на тысячу экземпляров. А вот «Гранта» была лишь третьей с 70 тысячами, сейчас же она — безоговорочный лидер.
Можно было бы предположить, что дешевизна «Гранты» сыграла свою роль — россияне стали покупать более дешевые машины, но есть и другие причины. По словам Азата Тимерханова, руководителя пресс-службы аналитического агентства «Автостат», рост продаж «Гранты» происходит за счет низкой сравнительной базы — за три квартала 2018 года статистика велась отдельно по «Гранте» и «Калине». Теперь же, по его словам, есть только семейство «Гранты», в которое фактически вошли модели «Калины». Говорит об этом и другой опрошенный эксперт — главный редактор журнала «АвтоБизнесРевю» Евгений Еськов. По его словам, недавно было обновление модели, семейство за год укрепилось универсалом «кросс» и седаном Drive Active.
Новое или подержанное авто? А может, общественный транспорт?
Пандемия коронавируса изменила обычный подход к транспорту: если раньше считалось, что проблему передвижения лучше решать с помощью общественного транспорта, то сейчас он стал слишком опасным (даже в условиях масочного режима), и автовладельцы поняли, что именно личный автомобиль безопаснее и удобнее в сложившейся ситуации.
Тем временем государство продолжает поддерживать отечественных автопроизводителей – почти все они подписали с Минпромторгом специнвестконтракты (компенсация части затрат и дополнительные льготы), а также могут участвовать в программах стимулирования спроса «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль».
По программам россияне могут покупать новые автомобили российского производства в кредит, и получать за это скидку в 10% от стоимости (в дополнение к остальным скидкам, в том числе от производителя и от дилера). По факту, конечно, максимальная скидка составит 150 тысяч рублей – и примерно половину от этой суммы придется отдать за страховку Каско, без которой банк откажется выдать кредит. К тому же, за сам кредит тоже нужно платить проценты, которые «съедают» и остальную часть выгоды.
Тем не менее, первичный авторынок все еще чувствует себя неплохо, а цены на новые автомобили выросли все же не так сильно, как доллар (так как более 90% всех продаваемых автомобилей произведены в России), а некоторые дилеры все еще предлагают скидки и другие программы лояльности.
Если обобщить, то итоговые рекомендации будут такими:
- если на руках есть вся сумма, можно брать и новое авто – сейчас благодаря кризису можно найти некоторые интересные предложения с хорошими скидками (правда, некоторые салоны начинают под надуманными предлогами отказывать тем, кто покупает не в кредит);
- тем, кто имеет стабильный доход, не снизившийся и в коронавирус, можно смело брать автокредит – процентные ставки сейчас на минимуме, госпрограмма со скидкой в 10% действует, а автомобили продолжают дорожать;
- если автомобиль нужен сейчас – можно смотреть и на вторичный рынок, главное – не забывать про диагностику перед покупкой и не гнаться за дешевизной;
- если автомобиль нужен будет в будущем, а полной суммы на руках нет – лучше всего отказаться от затеи и купить машину, когда она действительно будет нужна.
Пока неизвестно, насколько глубоким будет кризис, как покажет себя российская вакцина от коронавируса и будет ли вторая волна заболевания, лучше не рисковать и не тратить все сбережения на новую машину – существует риск, что продавать ее придется быстро и дешево.
Триумфатор рынка — китаец Changan
Из 25 самых популярных брендов лишь семь показали рост продаж в этом году, причем самый впечатляющий рост — у четырех китайских брендов: Haval, Geely, Chery (продажи автомобилей этих трех брендов выросли в 1,5 раза) и Changan. У «Чангана» продажи выросли вообще в три раза, но его случай уникальный и идет в разрез с рыночными трендами этого кризисного года с учетом девальвации рубля и снижения потребительского спроса, вызванного пандемией и локдауном.
Компактный кроссовер «Чанган» каждый летний месяц показывал четырехкратный рост продаж, в сентябре бренд увеличил продажи в России еще в 3,3 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Отчасти рост продаж кроссовера был вызван выходом на рынок летом 2020 года Changan CS35 Plus (первый Changan CS35 успеха на рынке не добился). Он и пользуется популярностью среди покупателей в России: с 1,3 тыс. авто продажи выросли до 4,8 тыс. к началу октября.
Главной причиной любви россиян к «китайцу», выяснили эксперты, стала «доступная цена при богатой комплектации» и хорошее соотношение цена/качество. К тому же если раньше у Changan были проблемы с организацией автосервиса в РФ, то теперь сеть «китайца» вплотную приближается к отметке в сотню автосалонов.
Если не считать небольшой положительной динамики у «Шкоды» (рост в 6% с начала года, взрывной рост в коронавирусный год наблюдался также у «китайцев». Фото: Максим Платонов
Рост цен: почему дорожают автомобили
Мнение аналитиков о факторах, влияющих на увеличение стоимости автомобилей, разделяются. Некоторые считают, что в ценообразовании большую роль играет курс доллара США, а их оппоненты говорят о том, что его учитывать не стоит. Представители производителей объясняют рост цен на их продукцию исключительно влиянием инфляции.
Отсрочка подорожания происходит за счет наличия складских запасов и возможности регулирования розничной цены с помощью корректировки маржинальной наценки. Также есть мнение о том, что рынок постепенно отыгрывает разницу курсов и инфляцию на протяжении длительных периодов. Таким образом продавцы компенсируют недополученную прибыль, а покупатели постепенно привыкают к новым ценам.
Рост стоимости на автомобили российского производства частично нивелируется за счёт государственных программ и субсидий. Например, в апреле 2018 года для автомобилей с объемом ДВС от 1000 до 2000 кубических сантиметров уровень утилизационного сбора вырос на 90% и составил 40 000 рублей. Автопроизводителям удалось добиться льгот от Российского правительства для компенсации этих налогов.
Почему стоит покупать автомобиль сейчас?
В условиях, когда доллар уверенно проходит уровни в 76, 77 и даже 78 рублей, говорить о каком-то обдуманном и взвешенном решении касательно покупки автомобиля не приходится – даже если речь идет о весьма подержанной машине. Хоть большинство аналитиков и верят в «отскок» рубля от пикового курса, когда это произойдет и как повлияет на рынок, пока не знает никто.
Поэтому эксперты советуют на данный момент не строить долгосрочных планов, и если автомобиль нужен сейчас – то и покупать его сейчас
Так, Илья Ушаев советует обратить внимание на не самые ходовые модели – просто потому, что они не так сильно подорожали:. Примерно то же советуют и другие опрошенные нами эксперты:
Примерно то же советуют и другие опрошенные нами эксперты:
- не откладывать покупку на потом, если она была запланирована, советует Александр Щербаков. По его словам, цены на новые автомобили все еще не стабилизировались, и могут расти до конца года, поэтому ждать более низких цен не стоит. С другой стороны, эксперт советует все же обдумать целесообразность покупки, особенно если для этого придется брать кредит. Все же автомобиль – не инвестиция, а трата;
- покупать автомобиль по потребности, а не по сезону и не по рынку советует Владимир Желобов из ГК «АвтоСпецЦентр». По его словам, цены будут расти и дальше – с начала года они уже выросли до 15%. Но он все же рекомендует посмотреть и в сторону покупки в кредит, так как времени копить на покупку за собственные средства может не быть.
Еще один важный момент касательно покупки подержанного автомобиля – не стоит «бросаться» на первое же предложение с низкой ценой. Раз спрос на вторичном рынке растет, этим могут пользоваться недобросовестные продавцы, предлагая откровенно «убитые» машины, лишь слегка подготовленные к продаже.
Как рассказали нам в пресс-службе сети автосалонов Fresh Auto, на сегмент до 150 тысяч рублей вообще лучше не смотреть, а выбирать из более дорогих вариантов:
Так что вывод будет следующим: покупать автомобиль сейчас стоит лишь в том случае, если покупка планировалась заранее, и автомобиль нужен сейчас. Решаться на покупку только лишь из-за кризиса или опасений нового роста цен не стоит – ситуация на рынке слишком неоднозначная.