Вторичный рынок авто в первой половине 2019 года

Покупка автомобиля: сейчас или позднее

Для совершения выгодной покупки необходимо понимать принцип продаж на рынке автотранспорта и пользоваться выгодными предложениями. В большинстве автосалонов существуют годовые, квартальные и ежемесячные планы по продажам. У каждого продавца есть некоторые полномочия для предоставления клиенту дополнительной скидки.

Согласно статистике продаж, авторынок подвержен сезонным колебаниям. Январь-начало февраля – период хороших скидок на автомобили предыдущего годы выпуска. Автодилеры пытаются максимально быстро избавиться от таких машин.

С марта по июнь наблюдается возрастание спроса и цены на продукцию автоконцернов выходят на максимальный уровень. С точки зрения выгоды потребителя – не самый удачный момент.

С июня по первую половину ноября ведутся маркетинговые кампании по стимулированию продаж автомобилей текущего года выпуска и сбора предварительных заказов на следующий год по выгодной цене. Это делается, в основном, для начала процесса очистки складов и заказа продукции следующего года выпуска.

Мировой автомобильный рынок с начала 2019 года показывает снижение объемов продаж на 8%. Российские автодилеры констатируют падение потребительского спроса в январе и начале февраля 2019 года за счет увеличения ставки НДС до 20% и ожидания продавцами новых цен. К концу года эксперты прогнозируют рост национального рынка новых автомобилей на 3,6%.

Факторы, влияющие на ценовую политику автодилеров

В процессе формирования цены автодилеры – третье звено цепи. Уровни заработка участников автомобильного рынка:

  • представительство завода или импортер — от 5 до 30%;
  • автодилер одной ТМ — от 15 до 30%;
  • организация по продаже нескольких торговых марок авто — от 10 до 15%;
  • мелкие автодилеры, продающие автомобили в формате торговых площадок — от 3 до 10%.

Цена Volkswagen Passat в США

На конечную стоимость автомобиля сильно влияют исследования маркетологов автомобильных брендов. Такие специалисты проводят анализ рынка и предоставляют рекомендации по уровню цен для каждого региона отдельно. Соответственно, при расчете рекомендованных розничных цен будут учитываться такие факторы:

  • объём рынка;
  • уровень конкуренции;
  • потенциал рынка;
  • регуляторная политика государства — налоги и пошлины.

Цена Volkswagen Passat в Индии

Такие процессы происходят во всех странах, и стоимость одних и тех же автомобилей может существенно отличаться. Например, по состоянию на конец февраля 2019 года, начальная стоимость на VW Passat в России составляет эквивалент 28 000 долларов США, в Соединенных Штатах — цена стартует от 25 295 долларов, а в Индии — от 36 500 долларов США соответственно.

«Гранта» ставит рекорды на фоне поглощения «Калины»

Согласно данным «Реального времени», по сравнению с началом лета спрос почти на все модели автомобилей в России снизился. Падение это нельзя назвать значительным, но факт остается фактом: темпы роста продаж новых машин замедлились. К примеру, лидеры рынка — Lada Granta и Lada Vesta — за первое полугодие показали рост по сравнению с прошлым годом на 40% и 12%, а к сентябрю рост снизился до 38% и 10%, соответственно. Виной тому, видимо, сезон отпусков, когда активность на рынке автомобилей (да и не только) традиционно спадает.

25 наиболее продаваемых моделей легковых автомобильных марок в России за III квартал 2019 года

январь — сентябрь%сентябрь%
Модель2019201820192018
Лада Гранта96.97470.18638%11.2089.93613%
Лада Веста83.50276.18910%9.4529.0534%
Kia Rio69.34975.071-8%7.7587.900-2%
Hyundai Creta51.96949.6835%6.4085.8769%
Hyundai Solaris45.28450.317-10%5.4026.295-14%
Volkswagen Polo42.41342.804-1%5.3855.0517%
Лада Ларгус31.66332.440-2%3.8374.415-13%
Renault Duster27.64931.643-13%3.1373.780-17%
Kia Sportage26.06824.6196%3.0632.45825%
Skoda Rapid25.60025.813-1%2.9183.207-9%
Volkswagen Tiguan25.44123.13210%3.1922.9478%
Renault Logan25.18122.16814%3.1771.139179%
Toyota Camry25.04622.9869%2.9743.240-8%
Лада 4×423.46423.819-1%3.2183.1881%
Renault Sandero22.10223.681-7%2.7422.46111%
Лада ИксРэй21.58226.292-18%2.6702.975-10%
Toyota RAV421.27023.281-9%1.6733.851-57%
Renault Kaptur20.14522.799-12%2.1082.712-22%
Kia Optima19.49414.81332%2.6762.36413%
Nissan Qashqai18.19516.01014%3.1112.36931%
Skoda Kodiaq17.5179.41386%2.2972.2393%
Skoda Octavia17.31317.725-2%2.0342.098-3%
Mitsubishi Outlander17.11417.266-1%2.4122.13313%
Hyundai Tucson16.41315.9783%1.7181.869-8%
Mazda CX-515.94515.7501%2.3491.89124%
Сумма806.693773.8784%96.91995.4472%

Однако непосредственно за первый месяц осени машины показали довольно разнонаправленную динамику. К примеру, на Lada Granta годовой рост «месяц к месяцу» в сентябре снизился с 26 до 13% по сравнению с июнем, а на Vesta — наоборот, вырос с -9% до положительных 4%.

Тройка лидеров, впрочем, не изменилась. Первые два места по-прежнему за двумя моделями АвтоВАЗа — наиболее дешевой «Грантой» с 97 тысячами проданных за первые 9 месяцев автомобилей и «Вестой» с 83,5 тысячи машин. Замыкает тройку лидеров Kia Rio с 69 тысячами продаж. Модель корейского производителя, отметим, год назад занимала второе место после «Весты» с 75 тысячами автомобилей, отставая от нее всего на тысячу экземпляров. А вот «Гранта» была лишь третьей с 70 тысячами, сейчас же она — безоговорочный лидер.

Можно было бы предположить, что дешевизна «Гранты» сыграла свою роль — россияне стали покупать более дешевые машины, но есть и другие причины. По словам Азата Тимерханова, руководителя пресс-службы аналитического агентства «Автостат», рост продаж «Гранты» происходит за счет низкой сравнительной базы — за три квартала 2018 года статистика велась отдельно по «Гранте» и «Калине». Теперь же, по его словам, есть только семейство «Гранты», в которое фактически вошли модели «Калины». Говорит об этом и другой опрошенный эксперт — главный редактор журнала «АвтоБизнесРевю» Евгений Еськов. По его словам, недавно было обновление модели, семейство за год укрепилось универсалом «кросс» и седаном Drive Active.

Новое или подержанное авто? А может, общественный транспорт?

Пандемия коронавируса изменила обычный подход к транспорту: если раньше считалось, что проблему передвижения лучше решать с помощью общественного транспорта, то сейчас он стал слишком опасным (даже в условиях масочного режима), и автовладельцы поняли, что именно личный автомобиль безопаснее и удобнее в сложившейся ситуации.

Тем временем государство продолжает поддерживать отечественных автопроизводителей – почти все они подписали с Минпромторгом специнвестконтракты (компенсация части затрат и дополнительные льготы), а также могут участвовать в программах стимулирования спроса «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль».

По программам россияне могут покупать новые автомобили российского производства в кредит, и получать за это скидку в 10% от стоимости (в дополнение к остальным скидкам, в том числе от производителя и от дилера). По факту, конечно, максимальная скидка составит 150 тысяч рублей – и примерно половину от этой суммы придется отдать за страховку Каско, без которой банк откажется выдать кредит. К тому же, за сам кредит тоже нужно платить проценты, которые «съедают» и остальную часть выгоды.

Тем не менее, первичный авторынок все еще чувствует себя неплохо, а цены на новые автомобили выросли все же не так сильно, как доллар (так как более 90% всех продаваемых автомобилей произведены в России), а некоторые дилеры все еще предлагают скидки и другие программы лояльности.

Если обобщить, то итоговые рекомендации будут такими:

  • если на руках есть вся сумма, можно брать и новое авто – сейчас благодаря кризису можно найти некоторые интересные предложения с хорошими скидками (правда, некоторые салоны начинают под надуманными предлогами отказывать тем, кто покупает не в кредит);
  • тем, кто имеет стабильный доход, не снизившийся и в коронавирус, можно смело брать автокредит – процентные ставки сейчас на минимуме, госпрограмма со скидкой в 10% действует, а автомобили продолжают дорожать;
  • если автомобиль нужен сейчас – можно смотреть и на вторичный рынок, главное – не забывать про диагностику перед покупкой и не гнаться за дешевизной;
  • если автомобиль нужен будет в будущем, а полной суммы на руках нет – лучше всего отказаться от затеи и купить машину, когда она действительно будет нужна.

Пока неизвестно, насколько глубоким будет кризис, как покажет себя российская вакцина от коронавируса и будет ли вторая волна заболевания, лучше не рисковать и не тратить все сбережения на новую машину – существует риск, что продавать ее придется быстро и дешево.

Триумфатор рынка — китаец Changan

Из 25 самых популярных брендов лишь семь показали рост продаж в этом году, причем самый впечатляющий рост — у четырех китайских брендов: Haval, Geely, Chery (продажи автомобилей этих трех брендов выросли в 1,5 раза) и Changan. У «Чангана» продажи выросли вообще в три раза, но его случай уникальный и идет в разрез с рыночными трендами этого кризисного года с учетом девальвации рубля и снижения потребительского спроса, вызванного пандемией и локдауном.

Компактный кроссовер «Чанган» каждый летний месяц показывал четырехкратный рост продаж, в сентябре бренд увеличил продажи в России еще в 3,3 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Отчасти рост продаж кроссовера был вызван выходом на рынок летом 2020 года Changan CS35 Plus (первый Changan CS35 успеха на рынке не добился). Он и пользуется популярностью среди покупателей в России: с 1,3 тыс. авто продажи выросли до 4,8 тыс. к началу октября.

Главной причиной любви россиян к «китайцу», выяснили эксперты, стала «доступная цена при богатой комплектации» и хорошее соотношение цена/качество. К тому же если раньше у Changan были проблемы с организацией автосервиса в РФ, то теперь сеть «китайца» вплотную приближается к отметке в сотню автосалонов.

Если не считать небольшой положительной динамики у «Шкоды» (рост в 6% с начала года, взрывной рост в коронавирусный год наблюдался также у «китайцев». Фото: Максим Платонов

Рост цен: почему дорожают автомобили

Мнение аналитиков о факторах, влияющих на увеличение стоимости автомобилей, разделяются. Некоторые считают, что в ценообразовании большую роль играет курс доллара США, а их оппоненты говорят о том, что его учитывать не стоит. Представители производителей объясняют рост цен на их продукцию исключительно влиянием инфляции.

Отсрочка подорожания происходит за счет наличия складских запасов и возможности регулирования розничной цены с помощью корректировки маржинальной наценки. Также есть мнение о том, что рынок постепенно отыгрывает разницу курсов и инфляцию на протяжении длительных периодов. Таким образом продавцы компенсируют недополученную прибыль, а покупатели постепенно привыкают к новым ценам.

Рост стоимости на автомобили российского производства частично нивелируется за счёт государственных программ и субсидий. Например, в апреле 2018 года для автомобилей с объемом ДВС от 1000 до 2000 кубических сантиметров уровень утилизационного сбора вырос на 90% и составил 40 000 рублей. Автопроизводителям удалось добиться льгот от Российского правительства для компенсации этих налогов.

Почему стоит покупать автомобиль сейчас?

В условиях, когда доллар уверенно проходит уровни в 76, 77 и даже 78 рублей, говорить о каком-то обдуманном и взвешенном решении касательно покупки автомобиля не приходится – даже если речь идет о весьма подержанной машине. Хоть большинство аналитиков и верят в «отскок» рубля от пикового курса, когда это произойдет и как повлияет на рынок, пока не знает никто.

Поэтому эксперты советуют на данный момент не строить долгосрочных планов, и если автомобиль нужен сейчас – то и покупать его сейчас

Так, Илья Ушаев советует обратить внимание на не самые ходовые модели – просто потому, что они не так сильно подорожали:. Примерно то же советуют и другие опрошенные нами эксперты:

Примерно то же советуют и другие опрошенные нами эксперты:

  • не откладывать покупку на потом, если она была запланирована, советует Александр Щербаков. По его словам, цены на новые автомобили все еще не стабилизировались, и могут расти до конца года, поэтому ждать более низких цен не стоит. С другой стороны, эксперт советует все же обдумать целесообразность покупки, особенно если для этого придется брать кредит. Все же автомобиль – не инвестиция, а трата;
  • покупать автомобиль по потребности, а не по сезону и не по рынку советует Владимир Желобов из ГК «АвтоСпецЦентр». По его словам, цены будут расти и дальше – с начала года они уже выросли до 15%. Но он все же рекомендует посмотреть и в сторону покупки в кредит, так как времени копить на покупку за собственные средства может не быть.

Еще один важный момент касательно покупки подержанного автомобиля – не стоит «бросаться» на первое же предложение с низкой ценой. Раз спрос на вторичном рынке растет, этим могут пользоваться недобросовестные продавцы, предлагая откровенно «убитые» машины, лишь слегка подготовленные к продаже.

Как рассказали нам в пресс-службе сети автосалонов Fresh Auto, на сегмент до 150 тысяч рублей вообще лучше не смотреть, а выбирать из более дорогих вариантов:

Так что вывод будет следующим: покупать автомобиль сейчас стоит лишь в том случае, если покупка планировалась заранее, и автомобиль нужен сейчас. Решаться на покупку только лишь из-за кризиса или опасений нового роста цен не стоит – ситуация на рынке слишком неоднозначная.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий