Сначала был хаос: первые военные автомобили Царской России

Содержание

  • 1 Термин «бронеавтомобиль»
  • 2 Сравнение бронеавтомобиля и танка
  • 3 История развития конструкции и боевого применения бронеавтомобилей 3.1 Появление бронеавтомобилей
  • 3.2 Бронеавтомобили в Первой мировой войне
  • 3.3 Бронеавтомобили межвоенного периода
  • 3.4 Бронеавтомобили Второй мировой войны
  • 3.5 Послевоенное развитие бронеавтомобилей

4 Конструкция бронеавтомобиля
5 Классификация бронеавтомобилей
6 Бронеавтомобили Российской империи
7 Советские бронеавтомобили
8 Российские бронеавтомобили
9 Современные иностранные бронемашины
10 Исторические бронеавтомобили
11 См. также
12 Примечания
13 Литература
14 Ссылки

Всё для фронта!

В 1914 году Франция выпускала 40 авиационных моторов в месяц. За 11 месяцев 1918 года было построено почти 24 тысячи самолётов и выпущено 45 тысяч авиационных двигателей. И это несмотря на то, что ряд французских территорий был оккупирован, множество молодых работоспособных людей погибли на фронте, а на военные нужды уже было израсходовано невероятное количество средств.

В начале войны лётчики перестреливались между собой из револьверов, цепляли вражеские пропеллеры крючьями на тросах и руками сбрасывали на вражескую пехоту металлические стрелы. В 1918 году на самолётах-истребителях стояло до шести пулемётов, автоматические и крупнокалиберные пушки. С бомбардировщиков на головы врага падали бомбы массой до 1000 кг. В зависимости от назначения аэропланы могли оснащаться радиостанциями, бронёй или ночными прицелами.

На земле солдаты начинали войну в окопах. Затем, когда снаряды и шрапнели стали их разбивать, появились убежища на глубине десятков метров под землёй. На поле боя вышли сверхтяжёлые орудия, от которых не спасали и эти крепости. Пехота «расползлась» по множеству мелких, прочных и хорошо замаскированных блиндажей.

Развитие полевой фортификации привело к тому, что все атаки на вражеские позиции неизменно кончались колоссальными потерями при минимальном продвижении вперёд. Всего один грамотно расположенный и замаскированный пулемёт в считанные минуты мог расправиться с полком пехоты.

Для «вскрытия» вражеской обороны нужны были новые боевые средства. Наука и промышленность дали их. В конце 1914 года французы использовали против немцев гранаты с газом. В январе 1915 года немцы применили против русской армии слезоточивый газ ксилобромид. Эта атака не принесла тактического успеха, но оказала большое моральное воздействие на солдат. В апреле на реке Ипр в Бельгии немцы использовали уже гораздо более опасный и смертоносный газ — хлор. Активное применение боевых отравляющих веществ стало «визитной карточкой» Первой мировой вплоть до её окончания. Закономерно стали развиваться и средства индивидуальной химзащиты: противогазы и костюмы. Кстати, первый в мире фильтрующий угольный противогаз создали русские учёные Н. Д. Зелинский и М. И. Куммант.

Увеличилось количество типов артиллерийских орудий и снарядов к ним. Зенитные и противотанковые пушки, пехотные орудия, миномёты и газомёты. Первые самоходные орудия. Экзотика вроде пневматических миномётов и ацетиленовых пушек. Снаряды — зажигательные, газовые, дымовые, шрапнельные, фугасные. Артиллерийский бой стал точной наукой. Благодаря новым прицелам, применению аэрофотосъёмки и корректировки огня пушки смогли вести огонь в любую погоду, на любой местности и в любое время. При стрельбе учитывались такие факторы, как температура воздуха, направление и скорость ветра на разной высоте, износ стволов, качество пороха и многое другое.

Некоторые виды оружия, изобретённые в 1914–1918 годах, остались для будущих войн. В Англии и США испытывались первые беспилотные самолёты, во Франции — управляемые по проводам «сухопутные торпеды», немцы применили радиоуправляемые катера в бою. В 1915 году основатель российских автомобильных войск генерал-майор П. Сергеев поднимал вопрос о применении спиртовых двигателей. Обыкновенный петроградский обыватель Е. В. Кангро в июле 1917 года создал проект самоходной артиллерийской батареи и развёрнутый план боевого применения подобных машин. Это только отдельные примеры идей, которым ещё только предстояло быть воплощёнными, иногда десятилетия спустя.

Военные машины общества Фрезе

Главной заслугой петербургской экипажной фабрики инженера Петра Александровича Фрезе являлась сборка первого русского автомобиля, выполненного по образцу немецкой машины Benz Velo. Затем традицию копирования перенесли и на военную область: в 1902 году компания Фрезе собрала первые отечественные армейские автомобили — легковой и грузовой, не отличавшиеся от машин французской фирмы de Dion-Bouton.

Автомобили Петра Фрезе на военном смотре в Санкт-Петербурге. 1902 год

Военный министр, одобрив закупку такой техники, обратился к российским промышленникам с предложением создать собственные «самоходы» для русской армии, но отклика не дождался. Для ознакомления с новой техникой Петр Фрезе выставил напротив Главного штаба сразу восемь своих машин. Легковые штабные версии снабжались одноцилиндровыми моторами мощностью 6–8 л.с. переднего и заднего расположения, рычажным управлением или обычным рулевым колесом. Затем их испытали на обычных дорогах, где они «вели себя достойно», и впоследствии машины с передним мотором остались на службе при Главном штабе.

Легкие штабные автомобили Фрезе на Курских маневрах. 1902 год

Иностранные бронемашины в Царской армии

Основу пяти сотен колесных боевых машин, служивших в Царской армии, составляли самые разнообразные броневики, которые собирали около 20 фирм Европы и Америки. Из них самыми распространенными стали бронемашины известной британской компании Austin, поставившей в Россию в 1914–1917 годах 168 комплектных броневиков и 60 шасси для их сборки на месте.

Первые бронеавтомобили Austin

Главным военным достижением компании Austin стал выпуск 480 пулеметных бронеавтомобилей, построенных на 50-сильном шасси представительской легковушки Austin 30НР. Первую партию, отправленную в Россию в октябре 1914 года, составили броневики с односкатными деревянными колесами, пневматическими шинами и покатыми верхними боковыми листами кабины, за которой рядом друг с другом помещались поворотные башни с пулеметами Maxim калибра 7,62 мм. Под полом каждой из них крепились две «запаски» с литыми шинами, применявшиеся в боевой обстановке. На деле машины оказались слишком уязвимыми, и весной 1915-го Ижорский завод приступил к их модернизации.

Наиболее распространенный в России броневик Austin первой серии. 1914 год

К тому времени фирма Austin развернула выпуск броневиков второй серии с усиленной бронёй и модернизированной ходовой частью. В октябре они поступили на вооружение русской армии, но тоже себя не оправдали.

Доработанная и усиленная бронемашина Austin второй серии. 1915 год

В конце 1916-го фирма переключилась на выпуск броневиков третьей серии с пуленепробиваемыми стеклами, вторым постом управления и задними двускатными колесами. Их развитием в России стал вариант с башнями диагонального расположения, выпускавшийся уже в советские времена.

Бронемашины Armstrong-Whitworth

Эти машины стали одними из самых распространенных иностранных броневиков в Царской армии, снабженных доработанными в России корпусами. Основой двух вариантов являлись 60-сильный легковой автомобиль FIAT и английское спецшасси Charles Jarrett мощностью 38 л.с. Единственная партия из 40 броневиков, весивших 4–5 тонн, поступила в Россию летом 1916 года, но после первых же боев машины второй версии признали непригодными для воинской службы.

Броневик Armstrong-Whitworth-FIAT в дни Февральской революции. 1917 год

Рассказать в короткой статье обо всех броневиках тех давних времен не представляется возможным, но к ним мы непременно вернемся.

Источник — https://www.kolesa.ru/article/bashennye-i-bezbashennye-russkie-broneviki-pervoj-mirovoj

Военные коляски Бориса Луцкого

Всю свою сознательную жизнь Борис Григорьевич Луцкой жил и работал в Германии, где его имя затерялось на фоне легендарных немецких изобретателей, но в России ему придавали ореол одного из самых талантливых отечественных конструкторов автомобилей и двигателей.

Свою деятельность Луцкой начал в 1899 году со сборки простейших моторных колясок. Когда же его фирма прогорела, изобретатель направил письмо российскому военному представителю в Берлине, где писал:

На самом деле Борис Григорьевич не придумал ничего иного, как использовать для этой цели свой четырехколесный «самокат» с моторчиком в полторы лошадиные силы, на который водрузил пулемет и ящик с патронами.

Схема одноместной пулеметной коляски с подписью изобретателя

Дорожная коляска Луцкого модели А, собранная в Берлине. 1899 год

Вряд ли он не знал, что в 1897-м русский изобретатель Двиницкий предлагал Артиллерийскому комитету построить подобную машину для несения малокалиберного вооружения, а год спустя такую «тачанку» построил англичанин Фредерик Симмс. В 1900 году русские военные чины осмотрели две боевые коляски Луцкого, но отказались от них, не выплатив изобретателю договорные 4000 рублей. С тех пор он стал играть роль коммивояжера и вольнонаемного самородка, работавшего с немецкими компаниями Daimler, Stoewer, Argus и другими.

Танк: «чудо-оружие», не раскрывшее себя

Вершиной военного прогресса на 1916 год и ответом шрапнели, пулемётам и колючей проволоке стали танки. Но и они не смогли мгновенно переломить ход войны: очередное «чудо-оружие» требовало обученных экипажей и тесного взаимодействия с пехотой, кавалерией, артиллерией и даже авиацией.

Чуть более года спустя после первого применения неуклюжих «цистерн» на Сомме, в битве при Камбре, уже применялись специализированные танки управления с радиостанциями, транспортные и сапёрные танки, к концу войны пехота перевозилась под бронёй, испытывались плавающие машины.

Российских танков в годы Первой мировой войны создано и пущено в серийное производство не было, несмотря на изобилие проектов в данной отрасли. К осени 1916 года на Восточном фронте действовали 12 линейных броневых автомобильных дивизионов Русской армии, а кроме того, союзные бельгийский и британский бронедивизионы. За считанные дни до падения самодержавия в феврале 1917 года русский военный агент присутствовал при испытании диковинных французских боевых машин, рапортуя: «Танка разбила стены и прошла по груде развалин. Трактор этих препятствий не проходил. Испытание прошло очень хорошо… Считаю танки и тракторы очень полезными для боя. Французская комиссия тоже».

Не оказав существенного влияния на боевые действия Великой войны, после её окончания танки оказались в странном положении. Военные понимали, что новый вид оружия хорош, но никаких идей относительно «вживления» танков в вооружённые силы ещё не имели. Материала для осмысления хватало: танки успели повоевать массированно и поодиночке, против орудий и против пехоты. И даже между собой! Танки дали один из самых мощных толчков для развития военной мысли в истории человечества. Правда, раскрылось новое оружие только через четверть века, в новой и величайшей войне.

Исторические бронеавтомобили[ | ]

  • Реплика «Руссо-Балта» октября 1914 г. 2014
  • Бельгийский бронеавтомобиль Минерва. Осень 1914
  • Германский автомобиль с 75-мм орудием Круппа (САУ). 1915
  • Атака бронированных автомобилей Рено. Май-июнь 1915
  • «Руссо-Балт» на Кавказском фронте. 1916
  • «Остины» русской армии. Начало 1916
  • «Остины» русской армии на реке Двина. 1916
  • Блиндированный французский пушка-автомобиль. 1916 года
  • Красный «Фиат Ижорский» у Смольного. 1917
  • Реплика Остин-Путиловца 1917 года в музее в Кубинке
  • Армстронг-Уитворт-Фиат. 1918 год
  • Белый Остин «Атаман Богаевский». 1919
  • Немецкий броневик с эмблемой «Адамова голова». 1919
  • Пирс-Арроу. Немецкий броневик фрайкора «Титаник» в Риге. 1919
  • Бронеавтомобиль Rolls-Royce в Северной Ирландии. 1920
  • Польский броневик Korfanty

    . 1920

  • Польский бронеавтомобиль Kubus, 1944
  • датского сопротивления в 1945 году
  • Британский эрзац-броневик «Бизон» с бетонной бронёй
  • Бронеавтомобиль 21 века. Французская карточка 1910 года
Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий