Уборка по ГОСТу: автогаджеты из СССР в наши дни

Понятия ГОСТ и ТУ

В СССР вся продукция должна была изготавливаться по одной рецептуре, с соблюдением конкретных требований, которые разрабатывало само государство. Почему? Потому что именно государство в то время было монополистом на рынке. Стандарты и рецептуры были объединены в один документ под названием  ГОСТ.

Сейчас в России существуют два понятия – ТУ (технические условия) и ГОСТ. ТУ создает каждый производитель по своему усмотрению, и это рецепт и требования только к их личному товару. Появились ТУ из-за большого количества импорта и отмены монополии со стороны государства.

ГОСТ в современной России – это общие стандарты качества, которые утверждает Росстандарт. То есть ГОСТ – это основа, свод правил, которых должен придерживаться производитель, изготавливающий товар по ТУ. Но последний должен дополнять и улучшать ГОСТ.

То есть главное отличие современного ТУ от советского ГОСТа в том, что первый создает разнообразие продукции и дает выбор, а второй греб всех под одну гребенку.

Технические характеристики Компрессоров

Сегодня компрессоростроение – самостоятельная отрасль машиностроения России. Компрессорные заводы выпускают осевые, центробежные, поршневые, ротационные и струйные компрессоры широкого назначения. Современные компрессорные установки – сложнейший вид технологического оборудования – одна из составляющих постоянного роста строительной, нефтяной, газовой, металлургической, нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности.

Первым изобретателем центробежного вентилятора был русский инженер А.А.Саблуков. В 1832 г. его устройство положило начало применения центробежных машин в металлургической и горнорудной промышленности. Позднее Н.Е.Жуковский и С.А.Чаплыгин, основываясь на теории центробежных машин Л.Эйлера, создали теорию осевых компрессоров. В 1905 году русские специалисты создали первый агрегат для подачи воздуха под давлением, который положил начало отечественному компрессоростроению. За основу был принят поршневой компрессор фирмы «Борзинг». Но, тем не менее, в царскую Россию компрессоры и насосы ввозились из-за границы. Но первая мировая война, затем революция и период восстановления отодвигали производство отечественных компрессоров на второй план.

И только с началом освоения угольных запасов Кузбасса, Донбасса и строительства первых линий Московского метрополитена вынудили Правительство СССР обратить внимание на производство отечественных промышленных компрессоров. Но только после окончания Великой Отечественной войны компрессорные заводы начали массовый выпуск передвижных станций

Компрессорные заводы становились из оружейных мастерских и механических заводов общего машиностроения на основе имеющихся мощностей. Этим объясняется география расположения современных компрессорных заводов на территории страны.

В XXI век эта отрасль вошла в стадии глобальной интеграции производства, в поисках современных схем компрессорных машин, обеспечивающей высокий уровень надежности и экономичности и предоставлению заказчику полного комплекса сервисного обслуживания. Появились многофункциональные моноблочные машины, обеспечивающие полный технологический цикл в едином компрессорном блоке. Практически, все компрессорные заводы освоили системный подход в проектировании и изготовлении оборудования на базе стандартных элементов, узлов и деталей с применением новейшей вычислительной техники.

Российские компрессорные заводы обеспечивают своей продукцией таких гигантов как Газпром, ЛУКОЙЛ, Сибур, Юганскнефтегаз, Татнефть, РАО ЕЭС, Магнитогорский, Новолипецкий, Нижнетагильский и Норильский металлургический комбинаты и экспортируются в 40 стран мира.

Ценные объекты

В пример недавно сохраненных вывесок глава комитета привел конструкции на крышах ДК “Невский” (пр. Обуховской Обороны, 32), на Ленинградском ремонтно–строительном заводе (Благодатная ул., 71) и на заводе “Красный треугольник” на наб. Обводного канала. При этом комитет сам не уполномочен проводить экспертизу времени установки или художественной ценности вывесок и не может ее у кого–то заказывать. В связи с чем ему остается полагаться на помощь других органов власти, владельцев конструкций и прочих организаций, в распоряжении которых есть такого рода документальные свидетельства.

Ценность в вывесках, несмотря на отсутствие охранного статуса КГИОП, порой усматривают общественные активисты, политики и краеведы. Они указывают на передающий эпоху дизайн надписей, уникальные газосветные трубки и другие особенности, которые позволяют считать их образцами промышленной графики советского периода. В частности, сохранением и популяризацией таких конструкций занимается сообщество “Вывески Ленинграда” в одной из социальных сетей. Весной кураторам этого сообщества (среди которых Илья Тихомиров, Анна Богатикова, Михаил Крайнов и др.) удалось добиться встречи с руководством комитета. Впоследствии в комитет было направлено экспертное заключение по целому ряду таких вывесок, подготовленное куратором Московского музея дизайна кандидатом искусствоведения Азатом Романовым. Все это, видимо, повлияло на позицию ведомства.

Регламентные работы

Общее количество сохранившихся старых вывесок неизвестно: комитет по печати не может предварительно вычленить их из более чем 6 тыс. заявлений, находящихся на рассмотрении, сообщает Рябовол. Но их не очень много — в пределах нескольких десятков. Можно заметить, что значительная часть таких конструкций исчезла естественным путем, безо всяких жалоб, будучи демонтирована в 1990–2000–е годы самими собственниками (в связи со сменой назначения помещений или для установки новых). Собственников, кстати, и поныне такого права никто не лишал — на них мораторий не распространяется.

Несколько известных объектов были сохранены в центре города (ТЮЗ, “Англетер” и пр.), там, где демонтаж нецелесообразен, — потому что это бренд, а согласовать что–то иное взамен сложно.

На окраинах же должным образом не согласованные (то есть неучтенные) советские вывески в прямом и переносном смысле оказываются в подвешенном состоянии. Будет ли собственник следить за ними в ожидании демонтажа? А как быть с бесхозными конструкциями?

Впрочем, возможности для легализации уже намечаются. Смольный завершает подготовку поправок к эстетическим регламентам Правил благоустройства (известных как постановление городского правительства № 40). Среди прочего они позволят считать вывески согласованными, если КГА утвердил их как составную часть архитектуры здания (подробнее об этой инициативе см. “ДП” № 164 от 29.10.2019). К слову, на сталинских домах, где вывески действительно являются частью архитектуры (поскольку вылеплены на фасаде), они нередко сохраняются и по сей день.

“По моей эмпирической оценке, уже в июле — при оптимистичном сценарии — мы будем иметь на руках действующее постановление”, — сообщил “ДП” председатель Ассоциации малых предприятий наружной рекламы и советник главы комитета по печати Александр Ружинский. Сейчас документ находится в КГА.

Эксперт обратил внимание, что на данной стадии решается только вопрос эстетического согласования вывесок, но не технического контроля за их состоянием

Последнее не менее важно, поскольку непосредственно связано с безопасностью людей. “Здесь вопрос не в том, насколько вывеска старая

А в том, как она эксплуатируется и какие компании проводят эксплуатацию”, — рассуждает он. Желательно, чтобы были утверждены технические регламенты к таким конструкциям и была выбрана саморегулируемая организация, проверяющая вывески на соответствие этим регламентам. Виза этой структуры могла бы стать частью процесса легализации наряду с согласованием КГА

“Здесь вопрос не в том, насколько вывеска старая. А в том, как она эксплуатируется и какие компании проводят эксплуатацию”, — рассуждает он. Желательно, чтобы были утверждены технические регламенты к таким конструкциям и была выбрана саморегулируемая организация, проверяющая вывески на соответствие этим регламентам. Виза этой структуры могла бы стать частью процесса легализации наряду с согласованием КГА.

Не реклама

И все же для советских вывесок этот механизм не всегда подходит. Руководитель экспертной группы комиссии по горхозу ЗакСа Александр Карпов в комментарии “ДП” отметил, что многие подобные надписи — такие, например, как “Город–герой Ленинград” на гостинице “Октябрьская”, — по сути не являются ни рекламными, ни информационными конструкциями. Поскольку ничего не рекламируют и ни о чем не информируют.

А значит, они не должны быть предметом регулирования постановления № 40 и решение их судьбы не в компетенции комитета по печати. Разбираться с ними должны прежде всего собственники зданий. “Вот когда съехала забегаловка 3 дня назад — наверное, после нее можно вывеску демонтировать”, — рассудил эксперт.

К этому можно добавить, что при Валентине Матвиенко был инициирован проект “Красная книга Петербурга”. Ею утвержден “Перечень расположенных на территории Санкт–Петербурга объектов недвижимого имущества, назначение которых представляет ценность для жителей Санкт–Петербурга и рекомендуется к сохранению”. В него вошли книжный магазин в Доме Зингера, кондитерская “Вольф и Беранже” (“Литературное кафе”), Елисеевский гастроном и другие объекты. Некоторые из них, впрочем, включение в список не спасло (как Дом военной книги, на месте которого открыли ресторан “Библиотека”). В любом случае с ноября 2015 года документ не обновлялся. Между тем в ходе последних губернаторских выборов шли разговоры о возобновлении проекта. Возможно, было бы целесообразно включить в такой список и старые вывески, по которым достигнут общественный консенсус о необходимости их сохранения.

ГОСТ – еще не значит качество

Несмотря на всеобщую веру в непоколебимость советского ГОСТа, в действительности он менялся. Изменения вносили с завидной регулярностью, а на рекомендуемые требования влияли: урожайность, количество забоя, экспорта и другие экономические характеристики.

Не трудно догадаться, что при хорошем урожае ГОСТ могли ужесточать, а при плохом – делать максимально экономичным. Такие изменения были возможны еще по одной простой причине: ГОСТы составлялись, как рекомендации к качеству, а не как жесткие требования.

К тому же, в стране дефицитов даже с точки зрения логики не могло быть высочайшего качества, ведь для таких продуктов нужно хорошее сырье, техника, помещения, специалисты.  Еще одной большой бедой «страны советов» была гонка за выполнением планов, очень часто в ущерб тому самому качеству. Конечно же, сложно сделать хорошую колбасу, если над душой стоит надзиратель и требует только больше и больше, даже если из-под станка выходит сущий мрак.

Советский пылесос Ракета


Название получил благодаря своей обтекаемой форме. Производитель использовал разную окраску. Широко распространеная светло-коричневая и темно-синяя. Выпускаля в 1956-80х годах Днепропетровским агрегатным заводом (№489) Цена: примерно 36 рублей (Чуть больше трети средней месячной зарплаты). Мощность двигателя: 600 Вт Мощность всасывания: 210 Вт Модель двигателя: АВ-600 Мешок располагался в «носовой» части агрегата. Комплектовался насадками для щелей, чистки ковров, мебели и одежды. Также в комплект входила насадка для разбрызгивания жидкостей. И, так как пылесос мог работать на «выдувание», его часто использовали для побелки потолков.

Упор лежа

С волнением развязываем бантики на суровой бечевке, которой в прошлом веке перевязали что-то тяжелое и явно цельнометаллическое. Несколько противоречивое изделие с позиции маркетинга и практичности, но безупречное с инженерной точки зрения. «Колодки упорные автомобильные» предназначены «для предотвращения самопроизвольного движения легковых автомобилей при стоянке, подъеме передней или задней части автомобиля в процессе ремонта на дорогах с твердым грунтом и покрытием». Если пересказать уцелевший фрагмент инструкции народным языком, то колодки должны заменять обломок кирпича, который мы ищем на обочине всякий раз, когда хотим подпереть машину от «спрыгивания» с домкрата.

Колодки сделаны складными, благодаря чему занимают минимум места (габариты – 200×140х80 мм). Имеется ручка для извлечения упоров из-под колес, а с нижней стороны сделаны выступы-шипы, препятствующие выскальзыванию колодки из-под колеса на дороге с твердой поверхностью. Металл колодок защищен от коррозии добротным гальваническим покрытием (похоже, это кадмирование), а кроме того, торцевая, самая видимая часть упора окрашена красным – чтобы своим «сигнальным» видом напоминать водителю о необходимости забрать девайс из-под колеса перед стартом.

Год выпуска нам точно установить не удалось, но на сохранившейся части заводской инструкции мы нашли ссылки на ГОСТы 1968, 1974 и 1976 годов. Одна из колодок была опробована нами в деле: удобно, ничего не скажешь. Такая вещь вполне пригодится и нынешнему автомобилисту, в первую очередь – владельцам микроавтобусов и крупных внедорожников, которые при замене колеса не зафиксируешь первым попавшимся камешком. Да, собственно говоря, не в каждом городе сегодня найдешь хоть какой-нибудь камень в принципе.

Ненатуральные добавки, допускаемые ГОСТами СССР

В тех же ГОСТах прописывались не только рекомендации относительно ингредиентов продуктов, но также давались списки их заменителей и консервантов, которые можно было добавлять в пищу. Не сложно догадаться, что этим списком пользовались вовсю.

И вот небольшой список добавок, которые были допустимы в СССР и просто немыслимы в современности:

  • натрий фосфорнокислый однозамещенный 2-водный – вещество, которые оказывает слабительный эффект на организм человека, а также используется в составе химических средств для очистки стекол;
  • натрия триполифосфат – используется для изготовления стиральных порошков;
  • натриевая и калиевая селитры – канцерогены, которые сейчас не используют, но раньше ими обрабатывали продукты питания для сохранения цвета.
  • на 1 кг сосисок можно было использовать 5 тыс. мг нитритов, которые в процессе термической обработки превращались в отравляющие вещества;
  • в продукты питания допускалось добавление витаминных комплексов для животных.

Это далеко не полный перечень того, чем можно было заменить и дополнить мясо в советских колбасах. И хотя такие добавки были якобы нежелательными, но они допускались, ведь народ-то нужно было кормить.

Подогрев спины и прочего

Об автомобильных сиденьях с подогревом в восьмидесятые годы советские автомобилисты еще ничего не знали. Но текстильные электрогрелки бытового назначения (на 220 В) были во многих домах, поэтому автомобильная накидка с подогревом, выглядевшая аналогично, особого удивления не вызывала. Про такой «наворот» мы уже рассказывали и даже его испытывали.

Правда, в тот раз подопытный экземпляр был на четыре года моложе, а наша сегодняшняя грелка ЭГТА-12 У2 была выпущена во вполне благополучном 1988 году. Еще ту, первую, нам очень хотелось разобрать, чтобы узнать, какую технологию обогрева применили советские конструкторы. Но тогда мы обошлись без вскрытия, расчетным путем определив, что спины советских автомобилистов грели обычные медные проводники, выделяющие тепло из-за своей большой длины и малого сечения.

В этот раз наш подход к испытаниям был более суровым, и одну ЭГТА мы все-таки разрезали канцелярским ножом. Практика подтвердила теорию: внутри – никаких новомодных карбоновых нитей, только медь, переплетенная с грубой, почти брезентовой тканью, которая таким образом армирует тонкие проволочки нагревателя. То-то меня с самого начала насторожила строчка в инструкции, запрещающая изменять длину ведущего к гнезду прикуривателя провода… Теперь понятно, что его собственное сопротивление тоже «участвует» в работе нагревателя.

Еще одна важная подробность: стоила одна автогрелка в 1988 году 13 рублей. Надо сказать, немало, но с автомобильными аксессуарами в СССР такое случалось, поскольку сам автомобиль, как мы помним, отчасти был и предметом роскоши, а не просто средством передвижения.

Детская машинка «Божья коровка»

Каждый ребенок мечтает о машинках, на которых можно кататься по дому. Стоимость игрушки высокая, не каждый родитель может позволить себе такое удовольствие. Почему бы из старого пылесоса не сделать красивую и оригинальную машинку. Тем более что для этого не придется ничего изобретать. Главное, продумать дизайн готового изделия

Ведь именно внешний вид игрушки привлекает внимание ребенка

Что потребуется для работы:

  • корпус пылесоса;
  • кисти;
  • краски;
  • клей;
  • шило;
  • провод;
  • пластиковые крышки.

Последовательность выполнения:

  1. Очищаем пылесос от загрязнений.
  2. Отрезаем небольшой кусок провода, сверху приклеиваем к нему крышки.
  3. Сверху на корпусе делаем небольшое отверстие, вставляем провод. Это будут усы насекомого.
  4. Окрашиваем игрушку в виде божьей коровки, рисуем глаза, рот.
  5. Убираем изделие в сторону, даем ему хорошо просохнуть.

Машинка готова. Ребенок с радостью будет на ней кататься, а родители смогут немного сэкономить семейный бюджет.

Некожаный руль

Кажется, это был самый распространенный автомобильный аксессуар в СССР. Если меня не обманывает моя детская память, такие были в большинстве легковушек, которые в 70-80-х ездили по нашим улицам. Оплетка на руль из поливинилхлоридных нитей – это и дань моде, и лучшая эргономика, и возможность в определенной мере разнообразить скучный интерьер.

Впрочем, кажется, чаще всего этот аксессуар все-таки встречался в Москвичах. Ведь для Жигулей чуть позднее появились псевдокожаные чехлы руля на металлических кнопках, на солидных Волгах (как правило, «казенных») любой «улучшайзинг» воспринимался чужеродным, а у владельцев Запорожцев хватало других хлопот, нежели тюнинг баранки. Нам, пацанам, помню, поначалу думалось, что водители оплетали рули тонкими проводами в цветной изоляции. Мы-то в ту пору все поголовно увлекались плетением из такой проводки, сооружали себе авторучки, брелоки, каких-то человечков…

Нужно сказать, что несмотря на то, что мое детство пришлось на разгар моды на оплетки, в исходном, не натянутом на руль варианте я ее увидел только сегодня. Она представляет собой полоску плетения нужной длины, упакованную в типичный советский целлофан периода не позднее 1970-х – толстый, прочный и немного мутный. В комплекте – отдельный хлорвиниловый шнур для сшивания «плетенки» на обратной стороне руля, после того, как ею будет обернут обод.

Нужно признать, что руль в такой оплетке в самом деле удобнее обычного. Во-первых, чехол делает любую тонкую баранку образца 1960-х более толстой, что, как известно, удобнее для водителя. Во-вторых, благодаря множеству впадин и выпуклостей жесткий обод руля становится не таким скользким. Минус просматривается один: должно быть, в глубине оплетки вместе с грязью скапливалось немалое количество всяких недоброжелательных микробов. И это похоже на правду: один из имеющихся в нашем распоряжении раритетных рулей в оплетке действительно стоило бы хорошенько помыть.

Технические характеристики Компрессоров

В последнее время в “Техноисториях” редко стала появляться разная строительная техника, будем исправляться. Сегодня дошла очередь до машин, которые, в отличие от высоких кранов и монструозных экскаваторов, привлекают к себе мало внимания (особенно в неработающем состоянии), однако, без них не обойтись при строительстве зданий и ремонте дорог. Это передвижные воздушно-компрессорные станции, если проще – компрессоры. Пожалуй, самые классические из советских компрессоров – это семейство ЗИФ-55, производившееся с 1960-х по 1990-е на ленинградском заводе “Арсенал”. ЗИФ расшифровывается просто – “Завод имени Фрунзе”, а число 55 обозначает производительность машины – 5,5 кубов сжатого воздуха в минуту. Основные узлы компрессора: собственно компрессорная установка, приводной двигатель (ранее – ЗИЛ-120, позже – ЗИЛ-157, были и дизельные варианты), кузов и ходовая часть. Характерный баллон для сжатого воздуха в задней части компрессора называется воздухосборником. Над ним видны штуцеры для подключения шлангов пневмоинструмента или других потребителей, а под ним – бензобак.

Изначально ЗИФ-55 буксировались к месту работы как обычные прицепы, подрессоренная тележка и поворотный механизм автомобильного типа вполне это позволяли. Но впоследствии нормативные требования к прицепной технике ужесточились, и, чтобы не менять отработанную конструкцию, завод поступил просто: внёс в инструкцию изменения, говорящие о том, что впредь буксировка машины по автодорогам запрещена. Аналогичная надпись появилась и на кузове. Предполагалось, что возить компрессоры на буксире будут только в пределах строительных площадок или заводских территорий. Однако, инструкции соблюдаются далеко не всегда, и на практике ЗИФ-55 нередко можно встретить буксируемыми по дорогам, при этом на них иногда устанавливают светотехнику.

И даже получают госномера

Обратите внимание на колёсные диски – они такие же, как и на. На первом фото можно увидеть другой тип дисков, разные варианты шли с завода в разные годы производства

Конструкция ЗИФ-55 простая и надёжная, особенно в компрессорной части, поэтому до сих пор такие агрегаты можно встретить в работе. В основном это модификация ЗИФ-55В, где “В” означает – “винтовой компрессор”, такие пошли в серию с 1970 года, до этого использовались поршневые. Попадаются ЗИФы и в родном для себя Питере, в частности, этот экземпляр я увидел этим летом на территории какой-то коммунальной конторы.

И напоследок несколько интересных фактов о заводе-изготовителе. История его начинается с пушечных литейных мастерских, основанных в Санкт-Петербурге в 1711 году по указу Петра I. Завод сохранил свой профиль и по сей день: одним из основных видов продукции являются артиллерийские и ракетные установки для ВМФ. Кстати, некоторые образцы корабельного вооружения также выпускались под индексом “ЗИФ”. Компрессоры завод начал производить с 1931 года и производит до сих пор, ну а выпущенным ранее проводит капитальный ремонт.

Напечатать

Новая техника из старой

Мужчины, которые соображают в инженерном деле и электронике, могут сделать своими руками из старого пылесоса совершенно новый прибор:

Краскопульт. Если в вашем распоряжении пылесос марки «Ракета» или любой другой, работающий на выдув, можно приспособить его для распыления водоэмульсионной краски, побелки. Для этого понадобится специальная насадка-распылитель. Пример на фото:

Удлинитель-рулетка. Большинство старых пылесосов имеют длинный кабель 4–6 м. Он может сослужить вам хорошую службу в качестве удлинителя для гаража или дома. Если ваш прибор нерабочий, разберите его, открутите катушку и присоедините к ней розетку.

Газонокосилка, вентилятор, зернодробилка, точильное оборудование. Имея высшее инженерное образование, можно использовать рабочий двигатель старого пылесоса в качестве основы для самых разных приборов. Приделав к нему ножи и колеса от старой коляски, вы получите газонокосилку. Добавьте лопасти – будет вентилятор. Без специального образования столь сложными поделками лучше не заниматься: самодельный агрегат может разлететься в стороны, вызвав серьезные травмы.

Нагнетатель воздуха. Старый рабочий пылесос можно использовать для надувания матраса, лодки, мячей. Для этого достаточно поместить его в очень прочный пакет, сделать отверстия для шнура и шланга, а также для насадки нагнетателя с противоположной стороны. Напоследок следует крепко замотать места соединений скотчем. Готово. Прибором можно пользоваться.

Строительный пылесос. Обычный пылесос очень легко превратить в строительный. Для этого берут металлическое ведро и вставляют в его крышку 2 сантехнических пластиковых угла, подходящих по диаметру к шлангу пылесоса. Один уголок размещают по центру крышки, другой – рядом сбоку. Также понадобится дополнительный шланг. Дальше все просто: обычный пылесос присоединяем к центральному отверстию, а из соседнего выводим шланг, который будет засасывать строительный мусор в ведро.

Разборка

Двигатель старого пылесоса пригодится для построения нужных в хозяйстве приборов. Но перед созданием нового предмета необходимо достать и разобрать сердце пылесборника. Иногда при разборке возникает сложность в снятии гайки, которая держит все детали агрегата вместе. Гаечный держатель крепко сидит на середине мотора посредством герметика.

Внимание! Нельзя ротор электродвигателей прокручивать металлическими приборами наподобие отвертки, пытаясь снять гайку. Гайка снимется, а обмотка повредится

Своими руками восстановить обводку врядли не получится.

Далее следует информация о простой разборке двигателя старого пылесоса с использованием обычных инструментов.

Список нужных материалов

Для разборки понадобятся:

  • плоскогубцы;
  • отвертки;
  • ключ для откручивания гайки диаметром 1,2 см;
  • тиски;
  • 2 бруска из дерева 10х40 мм;
  • напильник круглой формы;
  • ножовка, предназначенная для металлических поверхностей.

Собирается двигатель пылесборника всегда единым образом. Различие заключается в объеме и массе деталей. Инструменты должны соответствовать их размеру.

Порядок действий

Перед разборкой моторчика старого ненужного пылесоса требуется подготовка инструмента и самого агрегата. Сначала откручивается щетка с задней поверхности, затем снимается кожух, роль которого в двигателе — прикрывание крыльчатки с передней стороны.

Сломанная крыльчатка в моторчике

Нередко кожух крепко прикрепляется к корпусу. В таком случае применяются плоскогубцы: края отгибаются по бокам и с помощью отвертки отжимается кожух.

Порядок действий по откручиванию гайки:

  1. Аккуратно стопорится ротор посредством плотного зажатия через выемки, которые предназначены для щеток. Для этого потребуются бруски, размер которых указан выше. Деревянные бруски вставляются в выемки под щетки. Вся конструкция плотно прижимается к якорю с помощью тисков. Если бруски не влазят в щеточные отверстия, их можно подпилить напильником круглой формы.
  2. Откручивается гайка с использованием ключа. Насадка ключа подбирается согласно размеру гайки.
  3. Снятие остальной конструкции. Из инструментального набора берутся подходящие отвертки для откручивания остальных деталей на двигателе.

Разбирают мотор в целях определения поломки или модернизации для создания других полезных в быту предметов.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий