Провальный Ford Pinto
Двумя годами позже субкомпактный автомобиль Ford Pinto, разработанный под руководством Якокки, вызвал целую волну негодования в прессе, когда выяснилось, что из-за расположения бензобака при столкновении с движущимся сзади авто машина могла загореться. Во многих случаях так и было, с летальными исходами.
Об отзыве модели по причине небезопасности было объявлено лишь через два года после ее снятия с производства. Якокка, слывший блестящим экономом, опроверг обвинения в том, что он сознательно не отдал Pinto на доработку, посчитав, что это выйдет дороже, чем заплатить по искам. В любом случае это малогабаритное авто было доходягой и до сих пор претендует на звание «самого ужасного авто всех времен».
Детство великого менеджера
Лидо «Ли» Якокка родился и вырос в городе Аллентаун, штат Пенсильвания, который входил в так называемый промышленный пояс. В 1902-м его отец эмигрировал в США и поселился на острове Эллис. На момент рождения Ли он владел успешной закусочной. От него молодой Ли унаследовал проницательность и деловую хватку. В семье царили близкие и теплые отношения. Ли был превосходным студентом.
Из-за перенесенного в детстве ревматизма он избежал призыва в армию после трагедии в Перл-Харборе. Получив инженерную специальность в Лихайском университете в городе Бетлехем, штат Пенсильвания, Якокка в 1946-м пришел в компанию Ford на завод Ривер-Руж в Дирборне, штат Мичиган. Тогда еще был жив основатель компании, Генри Форд I. Бизнес был семейным, и Генри Форд II не уставал напоминать Якокке о том, что «на здании начертано мое имя».
О работе в Chrysler
Уже через две недели после своего унизительного увольнения из компании Ford Якокка стал президентом корпорации Chrysler. На тот момент она находилась в состоянии кризиса и была самой слабой из трех лидеров американского автопрома (Ford, General Motors и Chrysler).
Якокка сумел «поднять» Chrysler, сократив часть рабочих и усовершенствовав ассортимент компании: он добавил более маневренные и менее габаритные модели, как, например, минивэн и переднеприводные концептуальные кей-кары, которые Генри Форд не захотел утверждать. К концу 1980-х у него даже получилось погасить гарантированные государством ссуды, взятые на реструктуризацию компании, за семь лет до окончания срока.
Главная роль в рекламных роликах кей-каров «евроразмера» сделала его одним из самых узнаваемых бизнесменов в Америке. Его коронная фраза «Если найдете автомобиль лучше — купите его!» принесла ему лавры. А успех новых моделей сделал ему блестящую репутацию человека, сумевшего «вернуть себе славу» и выстоять в этой жесткой индустрии.
Легендарный Mustang
Средств на создание совершенно новой модели не было, поэтому за основу Mustang взяли конструкцию базовой модели Ford Falcon compact, удлинили его капот и укоротили заднюю часть. На разработку ушел относительно скромный бюджет — $75 млн. В нем явно чувствовались нотки европейской утонченности на фоне увесистых, обрюзгших монстров, коими тогда были большинство американских авто.
Свое имя Mustang получил уже почти перед самым дебютным появлением на Всемирной выставке 1964-го. Но, учитывая его исходную цену (почти $2 500), название, вероятно, большой роли не играло.
Бойкая маркетинговая кампания привела американских покупателей в безумный восторг. Они с ума сходили по Mustang, плененные его стилем и юношеским задором. А потрясающий ассортимент дополнительных опций позволял полностью переделать авто персонально под каждого.
Большинство покупателей выкладывали еще $1 тыс. на другие «фишки», например, на V-образный восьмицилиндровый двигатель, автоматическую коробку передач и щегольские сиденья.
В первые недели после выпуска Mustang переполненные автосалоны Ford напоминали стадионы на концертах «Битлз». Всего за год было продано почти 420 тыс. экземпляров. Этот показатель превзошел даже ожидания Якокки. Пришлось построить два дополнительных сборочных завода Mustang, чтобы удовлетворить огромный спрос. Только за первых два года чистый доход от продаж этого авто составил $1,1 млрд.
У Mustang появились подражатели: Mercury Cougar и целая серия «пони-каров» от непримиримого соперника Ford — General Motors. Тем временем Якокка решил заняться упадочным отделением компании — Lincoln-Mercury. Он оживил его эффектнейшей моделью Continental Mark III 1968-го года, дополненной решеткой, как у Rolls-Royce, и часами Cartier на приборной доске.
Стремительный рост
Вскоре Якокка осознал, что его будущее — в сфере сбыта и маркетинга автомобилей, а не в их проектировании. Он успешно справился с продажами грузовиков Ford в Нью-Йорке и быстро продвинулся по карьерной лестнице. Он занимал пост заместителя менеджера по оптовым продажам в филадельфийском филиале компании, когда ему в голову пришла блестящая финансовая акция «56 за 56» (предоставление рассрочки на авто на три года взносами по $56 в месяц). Благодаря ей Якокку заметило руководство в Дирборне.
По мнению его начальника Роберта Макнамары, вице-президента, курировавшего отделение Ford (впоследствии занимавшего в кабинете Кеннеди пост министра обороны), эта акция помогла «спихнуть» дополнительные 75 тыс. автомобилей Ford из не слишком популярного модельного ряда 1956-го года.
В 1960-м году Якокка стал генеральным директором отделения Ford — крупнейшего направления во второй по величине компании в мире.
Но рынок стал меняться. Среди представителей послевоенного поколения стал расти спрос на менее габаритные спортивные машины. Им нужен был практичный спорткар с четырьмя сиденьями. Анализ демографических данных показал сокращение среднего возраста населения. Среди покупателей стало все больше молодых и образованных людей, которым нужно было второе авто, почти всегда поменьше и поспортивнее. В кои-то веки рынок нуждался в автомобилях, а не наоборот.